Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «БЕЗОПАСНЫЕ КАЧЕСТВЕННЫЕ ДОРОГИ» И ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ'

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «БЕЗОПАСНЫЕ КАЧЕСТВЕННЫЕ ДОРОГИ» И ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
151
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ РИСК / ТРАНСПОРТНЫЙ РИСК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майоров В.И.

Рассматриваются достижения, проблемы и перспективы реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» и федерального проекта «Безопасность дорожного движения». Выделяются пять ключевых факторов, влияющих на безопасность дорожного движения: государственная политика, дороги и дорожная инфраструктура, безопасность транспортных средств, готовность граждан к участию в дорожном движении, деятельность Госавтоинспекции по обеспечению безопасности дорожного движения. Обосновывается предложение о необходимости разработки форсайт-проекта, направленного на повышение правовой (транспортной) культуры и правосознания участников дорожного движения, на основе гармонизации взаимодействия государства и гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Майоров В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PROJECT «SAFE HIGH-QUALITY ROADS» AND THE FEDERAL PROJECT «ROAD SAFETY»: ACHIEVEMENTS, PROBLEMS, PROSPECTS

Achievements, problems and prospects for the implementation of the national project «Safe High-Quality Roads» and the federal project «Road Safety» are considered. There are five key factors influencing road safety: state policy, roads and road infrastructure, vehicle safety, the readiness of citizens to participate in road traffic, the activities of the State traffic inspectorate to ensure road safety. Substantiates the proposal on the need to develop a foresight project aimed at improving the legal (transport) culture and legal awareness of road users, based on the harmonization of interaction between the state and civil society

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «БЕЗОПАСНЫЕ КАЧЕСТВЕННЫЕ ДОРОГИ» И ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

Научная статья © Майоров В.И., 2023

УДК 351.811.122

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «БЕЗОПАСНЫЕ КАЧЕСТВЕННЫЕ ДОРОГИ» И ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Владимир Иванович Майоров

Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России 1955715@rambler.ru

Аннотация. Рассматриваются достижения, проблемы и перспективы реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» и федерального проекта «Безопасность дорожного движения». Выделяются пять ключевых факторов, влияющих на безопасность дорожного движения: государственная политика, дороги и дорожная инфраструктура, безопасность транспортных средств, готовность граждан к участию в дорожном движении, деятельность Госавтоинспекции по обеспечению безопасности дорожного движения. Обосновывается предложение о необходимости разработки форсайт-проекта, направленного на повышение правовой (транспортной) культуры и правосознания участников дорожного движения, на основе гармонизации взаимодействия государства и гражданского общества.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие, социальный риск, транспортный риск

Для цитирования: Майоров В.И. Реализация национального проекта «Безопасные качественные дороги» и федерального проекта «Безопасность дорожного движения»: достижения, проблемы, перспективы // Безопасность дорожного движения. № 1. С. 12-15.

Original article

IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PROJECT «SAFE HIGH-QUALITY ROADS» AND THE FEDERAL PROJECT «ROAD SAFETY»: ACHIEVEMENTS, PROBLEMS, PROSPECTS

Vladimir I. Mayorov

Tyumen Institute for Advanced Studies of the Staff of the Ministry of Internal Affairs of Russia 1955715@rambler.ru

Abstract. Achievements, problems and prospects for the implementation of the national project «Safe High-Quality Roads» and the federal project «Road Safety» are considered. There are five key factors influencing road safety: state policy, roads and road infrastructure, vehicle safety, the readiness of citizens to participate in road traffic, the activities of the State traffic inspectorate to ensure road safety. Substantiates the proposal on the need to develop a foresight project aimed at improving the legal (transport) culture and legal awareness of road users, based on the harmonization of interaction between the state and civil society. Keywords: road safety, traffic accident, social risk, transport risk

For citation: Mayorov V.I. Implementation of the national project «Safe High-Quality Roads» and the federal project «Road Safety»: achievements, problems, prospects // Road Safety. № 1. P. 12-15.

Состояние дорожно-транспортной системы является одним из ключевых факторов социально-экономического развития любой страны, тем более России, имеющей самую большую территорию и, соответственно, протяженность автомобильных дорог.

В последние десятилетия в связи с прогрессирующим ростом автомобильного транспорта, возрастающей экономической активностью и мобильностью населения актуализировалась проблема повышения качества и увеличения протяженности автомобильных дорог в стране наряду с проблемой уменьшения дорожно-транспортного травматизма, которая, к сожалению, не теряет своей актуальности.

Участие в дорожном движении связано с определенным социальным и транспортным риском. Рассматривая снижение уровня указанных рисков как результат воздействия ряда факторов, полагаем целесообразным выделить следующие ключевые факторы: государственная политика в данной сфере; до-

роги, соответствующие стандартам, и дорожная инфраструктура; безопасность транспортных средств; готовность граждан к участию в дорожном движении (знание и соблюдение Правил дорожного движения); деятельность Госавтоинспекции МВД России по обеспечению безопасности дорожного движения.

При этом очевидно, что только реализация комплексного подхода к организации соответствующей деятельности позволит реально обеспечить безопасность участников дорожного движения.

Основные показатели уровня безопасности дорожного движения связаны с минимизацией дорожно-транспортных происшествий (далее -ДТП), смертности и травмирования людей в качестве водителя, пассажира, пешехода.

В течение последних двух десятилетий государственная политика в сфере безопасности дорожного движения была направлена на поэтапное и планомерное решение вышеуказанных проблем.

С 2000-х годов рост автопарка в России составил 42%. На начало 2022 года зарегистрировано

59,6 млн ед. автотранспортных средств. В 2003 году в ДТП погибли 35 602 человека, в 2020 году - 15 788 человек, что соответствует сокращению человеческих жертв в 2,2 раза.

Социальный риск снизился в 2,4 раза (в расчете на 100 тыс. чел.): с 24,9 в 2003 году до 10,8 в 2020 году, а в 2021 году составил 10,2. Транспортный риск сократился в 4 раза (в расчете на 10 тыс. транспортных средств): с 10,4 в 2003 году до 2,6 в 2020 году [1].

Достижение положительных результатов по обеспечению безопасности дорожного движения в течение двух десятилетий в первую очередь связано с последовательной реализацией двух федеральных целевых программ: «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах» [2] и «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах» [3]. Именно в результате выполнения предусмотренных ими мероприятий были достигнуты стабилизация и поэтапное снижение основных рисков в сфере дорожного движения.

В поисках наиболее эффективных методов решения проблемы безопасности дорожного движения, повышения и результативности государственной политики в данной сфере были применены различные подходы (программно-целевой подход, риск-ориентированный подход, стратегическое планирование), рассчитанные на среднесрочную перспективу, что позволяло анализировать полученные результаты, планировать финансирование, вносить соответствующие коррективы.

На основе риск-ориентированного подхода была принята «Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 -2024 годы» [4] (далее - Стратегия), которая носит межотраслевой стратегически-доктринальный характер. В Стратегии, в частности, впервые была поставлена цель по достижению целевого ориентира социального риска к 2024 году - 4 погибших на 100 тыс. населения [5].

Впоследствии в Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации были внесены коррективы, и достижение данного показателя (4,0) соответственно перенесено (до 2030 года).

Современное состояние и перспективы развития сферы безопасности дорожного движения связаны с реализацией национального проекта (далее -НП) «Безопасные качественные дороги» и федерального проекта (далее также - ФП) «Безопасность дорожного движения».

Учитывая масштабность цели, а именно совершенствование дорожной системы в стране, соответствующей современным стандартам, социальным запросам и экономическим перспективам, был выбран проектный подход, позволяющий расширить горизонты комплексного и скоординированного развития страны в долгосрочной перспективе -до 2030 года, что отвечает требованиям обеспечения национальной безопасности.

Проекты разработаны на принципах программно-целевого управления, отличаются структурированностью, конкретностью, количественной и качественной определенностью, точностью сроков, персональной ответственностью, что позволяет скоординировать деятельность соответствующих государственных структур и организаций.

Во-первых, указанные проекты разработаны в рамках единой системы государственного стратегического планирования, где национальные проекты интегрированы с государственными программами нескольких министерств: «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» (МВД России), «Развитие транспортной системы» (Минтранс России), «Обеспечение обороноспособности страны» (Минобороны России).

Во-вторых, на основе доктринальных положений «Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года» [6] разработан и реализуется НП «Безопасные качественные дороги», в который входят несколько федеральных проектов: «Безопасность дорожного движения», «Региональная и местная дорожная сеть», «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях», «Развитие федеральной магистральной сети», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», «Автомобильные дороги Минобороны России».

В-третьих, следует отметить, что в сфере обеспечения безопасности дорожного движения для снижения смертности в результате ДТП важны быстрота и качество оказанной медицинской помощи пострадавшим, а равно первой помощи, что может сократить смертность до 25%.

В этом контексте необходимо подчеркнуть взаимосвязь и интегрированность двух национальных проектов: «Безопасные качественные дороги» и «Здравоохранение» (включающий государственную программу «Развитие здравоохранения» Минздрава России), причем последний проект интегрирован с ФП «Развитие оказания первичной медико-санитарной помощи».

Федеральный проект «Безопасность дорожного движения» включает восемь основных направлений: 1) развитие нормативно-правового регулирования; 2) развитие нормативно-технического регулирования; 3) профессиональная подготовленность специалистов; 4) оказание помощи пострадавшим в ДТП; 5) повышение безопасности детей; 6) совершенствование организации дорожного движения; 7) безопасность транспортных средств; 8) эффективность государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения.

По всем указанным направлениям деятельности проводится ряд запланированных мероприятий, но, на наш взгляд, возникает вопрос о том, достигают ли они ключевых целей. Вероятно, следует организовать научные исследования по выявлению соответствия поставленным целям применяемых методов, проводимых мероприятий и др. Приведем примеры.

Первый пример. Так, в образовательных учреждениях (детские сады, школы) в обязательном порядке осуществляется подготовка детей к участию в дорожном движении.

Статистические данные показывают, что значительная часть погибших в ДТП детей являлись пассажирами. В 2004 году их доля составляла 38% от общего числа погибших детей. В последующие годы отмечался рост данного показателя, достигшего в 2021 году 65,7%. Однако основной массив проводимых мероприятий направлен на подготовку детей-пешеходов как участников дорожного движения.

Целенаправленная работа в школе должна осуществляться не только в контакте с представите-

лями Госавтоинспекции и здравоохранения, но прежде всего в тесном сотрудничестве с родителями, о чем свидетельствует второй пример.

Административные правонарушения являются одними из самых распространенных противоправных деяний, имеющих тенденцию к увеличению.

Так, в 2017 году было зафиксировано 121 516 013 противоправных деяний, а в 2022 году в два раза больше - 211 736 314 [7], из них 90% - это нарушения Правил дорожного движения, являющиеся основными причинами ДТП.

Это в полной мере относится к ДТП, в которых погибли или были травмированы дети. Следует обратить особое внимание на отсутствие или неправильное использование детских удерживающих устройств, в то время как доказано, что они спасают жизнь детей в 85% случаев.

Соответственно, можно констатировать низкий уровень правовой культуры и неразвитое правосознание родителей-водителей, что проявляется в пренебрежении опасностью, которой подвергаются жизнь и здоровье детей-пассажиров. В настоящее время Госавтоинспекция МВД России уделяет значительное внимание указанной проблеме, и в данном направлении ведется целенаправленная работа.

Полная реализация НП «Безопасные качественные дороги» рассчитана на долгосрочную перспективу - до 2030 года. Выполнение задач данного национального проекта обеспечивается осуществлением вышеуказанных федеральных проектов. Определены их четкие цели, конкретные показатели, финансовые затраты. Эти проекты осуществляются в 84 субъектах Российской Федерации, в 104 городских агломерациях, общая протяженность региональной сети дорог составит более 504 тыс. км.

Безусловно, это масштабная работа, которая, во-первых, направлена на укрепление национальной безопасности России, во-вторых, служит достижению значимых социально-экономических результатов, в-третьих, повышает качество жизни граждан, в-четвертых, будет способствовать снижению социального риска для участников дорожного движения до показателя 4,0 (отметим, что в ряде стран в настоящее время данный показатель еще ниже, например, в Норвегии - 1,7; в Японии - 2,3; в Израиле - 3,6).

Таким образом, можно утверждать, что четыре из пяти ранее обозначенных факторов (государственная политика, дороги и дорожная инфраструктура, безопасность транспортных средств, деятельность Госавтоинспекции МВД России) характеризуются наличием положительных результатов в соответствующих направлениях деятельности, направленной на обеспечение безопасности дорожного движения.

Однако без повышения правовой культуры и правосознания граждан невозможно обеспечить безопасность дорожного движения на должном уровне.

Следует отметить, что в ФП «Безопасность дорожного движения» вопросы, связанные с влиянием на участников дорожного движения, охватывают лишь фрагментарные направления деятельности.

Следовательно, необходимы разработка и реализация форсайт-проекта, гармонизирующего взаи-

модействие государства и общества [8], основанного на современных методах и технологиях (информационных, психологических, социологических), повышающих правовую (транспортную) культуру и правосознание граждан как участников дорожного движения.

Список источников

1. Кондратьев В.Д., Лисин В.В. Безопасность дорожного движения - необходимость дальнейших мер // Безопасность дорожного движения. 2022. № 3. С. 5-12.

2. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 100 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 -2012 годах» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 24.01.2023).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864 (ред. от 16.05.2020) «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 24.01.2023).

4. Распоряжение Правительства РФ от 8 января 2018 г. № 1-р «Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 -2024 годы» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 24.01.2023).

5. Майоров В.И., Дунаева О.Н. «Benchmarking» как технология повышения качества в сфере безопасности дорожного движения: опыт зарубежных стран и России // Безопасность дорожного движения. 2022. № 3. С. 13-18.

6. Распоряжение правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р «Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. 15.12.2008. № 50.

7. По данным ФКУ «ГИАЦ МВД России» // URL: http://10.5.0.16/csi (дата обращения: 24.01.2023).

8. Майоров В.И. «Foresight» - инновационная технология совершенствования в сфере безопасности дорожного движения на основе взаимодействия государства и общества // Труды Академии управления МВД России. 2022. № 3(63). С. 41-51.

References

1. Kondratiev V.D., Lisin V.V. Road safety - the need for further measures // Road Safety. 2022. № 3. P. 5-12.

2. Decree of the Government of the Russian Federation dated 20.02.2006 № 100 «On the federal target program «Improving road safety in 2006 - 2012» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 24.01.2023).

3. Decree of the Government of the Russian Federation dated 03.10.2013 № 864 (as amended on 16.05.2020) «On the federal target program «Improving road safety in 20132020» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 24.01.2023).

4. Decree of the Government of the Russian Federation dated 08.01.2018 № 1-r «On Approval of the Road Safety Strategy in the Russian Federation for 2018-2024» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 24.01.2023).

5. Maiorov V.I., Dunaeva O.N. «Benchmarking» as a technology for improving the quality in the field of road safety: the experience of foreign countries and Russia // Road Safety. 2022. № 3. P. 13-18.

6. Decree of the Government of the Russian Federation dated 22.11.2008 № 1734-r «On approval of the Transport Strategy of the Russian Federation for the period up to 2030» // Collection Legislation of the Russian Federation. 15.12.2008. № 50.

7. According to the Federal State Institution «GIAC of the Ministry of Internal Affairs of Russia» // URL: http://10.5.0.16/csi (date of access: 24.01.2023).

8. Mayorov V.I. Foresight is an Innovative Technology of Improvement in the Field of Road Safety Based on the

Interaction of the State and Society // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. № 3(63). P. 41-51.

Информация об авторе

В.И. Майоров - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры административной деятельности органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации Контакты: ул. Амурская, д. 75, Тюмень, Россия, 625049

Information about the author

V.I. Mayorov - Doctor Sciences of Jurisprudence, Professor, Professor Department of Administrative Activities of the Internal Affairs Bodies of Tyumen Institute for Advanced Studies of the Staff of the Ministry of Internal Affairs of Russia Contacts: ul. Amurskaya, d. 75, Tyumen, Russia, 625049

Статья поступила в редакцию 25.01.2023; одобрена после рецензирования 01.02.2023; принята к публикации 08.02.2023. The article was submitted 25.01.2023; approved after reviewing 01.02.2023; accepted for publication 08.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.