ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ МВД РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ISSUES OF ROAD VEHICLE ACCIDENTS PREVENTION BY DIVISIONS OF STATE AUTOMOBILE INSPECTORATE OF THE MIA OF RUSSIA: PROBLEMS OF LEGAL REGULATION
УДК 342.9/343.9
Р.М. СТЕПКИН,
кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
А.В. КАРАГОДИН,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
ROMAN M. STEPKIN,
Candidate of Law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
ALEXANDER V. KARAGODIN,
Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: в статье рассматривается профилактика дорожно-транспортных происшествий как необходимый метод действия государства по снижению случаев с участием водителей и пешеходов. Обеспечение безопасности дорожного движения является одним из самых важных и актуальных направлений деятельности любого государства. Безопасность дорожного движения может быть достигнута путем приведения их в соответствие с установленными требованиями, охватываемыми службой, объектами, надлежащим техническим состоянием и оснащением транспортных средств, а также умелым управлением дорожным движением и неукоснительным соблюдением всеми участниками дорожного движения законов, нормативно-правовых актов, а также правил движения на дорогах. Профилактика дорожно-транспортных происшествий является основной задачей Российской Федерации, направленной на уменьшение уровня дорожно-транспортных происшествий. В статье рассмотрены вопросы профилактики дорожно-транспортных происшествий Госавтоинспекцией МВД России как основным субъектом предотвращения аварий на дорогах. Предлагаются изменения в нормативные правовые акты, регулирующие безопасность дорожного движения. Основным методом, который использовался при написании научной статьи, является метод анализа статистических данных. Госавтоинспекции МВД России принадлежит ключевое место в процессе, связанном с повышением уровня безопасности на дорогах, а также профилактикой нарушений правил дорожного движения для улучшения уровня правосознания и правовой культуры населения в сфере дорожного транспорта, снижения количества дорожно-транспортных происшествий в этой сфере.
Ключевые слова: Госавтоинспекция МВД России, правила дорожного движения, ГИБДД, дорожно-транспортное происшествие, профилактика, дорожное движение, мероприятия, административная ответственность, безопасность.
Для цитирования: Степкин Р.М., Карагодин А.В. Вопросы профилактики дорожно-транспортных происшествий подразделениями госавтоинспекции МВД России: проблемы правового регулирования // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2023. - № 1. - С. 17-21.
Abstract: the article discusses the prevention of road traffic accidents as a necessary method of state influence to reduce cases involving drivers and pedestrians. Ensuring road safety is one of the most important and relevant activities of any state. Prevention of road accidents is the main task of the Russian Federation, aimed at reducing the level of road accidents. Road safety can be achieved by bringing them in accordance with the established requirements covered by the service, facilities, proper technical condition and equipment of vehicles, as well as skillful traffic management and strict compliance by all road users with laws, regulations, and as well as traffic rules. The article deals with the issues of road accidents prevention by the State Traffic Inspectorate of the Ministry of Internal
2023'1
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ
(ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
Affairs of Russia as the main subject for the accidents on the roads prevention. Changes to the normative legal acts regulating road safety are proposed. The main research method is the method of statistical data analysis. The State Traffic Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia plays a key role in the process of the road safety level increasing, as well as in the traffic rules violations prevention in order to improve the level of legal awareness and legal culture of the citizens in the field of road transport, and reduce the number of traffic accidents in this area.
Keywords: State Traffic Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia, traffic rules, State Road Traffic Safety Inspectorate, road vehicle accidents, prevention, road traffic, affairs, administrative liability, safety.
For citation: Stepkin R.M., Karagodin A.V. Issues of road vehicle accidents prevention by divisions of state automobile inspectorate of the MIA of Russia: problems of legal regulation // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. - 2023. - № 1. - P. 17-21.
Для исследования понятийного аппарата необходимо определиться с понятием «профилактика дорожно-транспортных происшествий». В научной литературе указывается, что в понятие «предупреждение правонарушений» входит понятие «профилактика правонарушений» [1, с. 64].
По мнению Савченко А.А., под профилактикой можно понимать деятельность по выявлению причин правонарушений, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, а также по выявлению лиц, способных совершить правонарушения, и проведению с ними мероприятий, удерживающих их от совершения правонарушений [2, с. 113].
Исследуя понятие «Предупреждение дорожно-транспортных происшествий», следует отметить мнение, что это непростой и многогранный процесс, для которого органы государственной власти должны объединить свои усилия и широко использовать пропаганду и агитацию, пробудить сознательные отношения между массами для борьбы с различными происшествиями [3, с. 3].
Основным мотивом для разработки и реализации мер по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, в том числе направленных на повышение уровня правосознания и правовой культуры участников, являются органы внутренних дел Российской Федерации. Одним из ключевых направлений деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации [4] по предупреждению указанных происшествий является управление дорожным движением, эффективное осуществление деятельности по распространению знаний, связанных с безопасностью участников дорожного движения. Указанные обязанности отражены в нормативных правовых актах, регулирующих деятельность Госавтоинспекции. В подп. «т» п. 11 Положения о Госавтоинспекции МВД России сказано о «выявлении причин и условий, способствующих совершению ДТП, нарушений ПДД, иных противоправных действий, влекущих угрозу без-
опасности дорожного движения, принятие мер по их устранению. В п. 7.5 приложения № 1 к приказу МВД России от 23.08.2017 № 664 определено, что сотрудники Госавтоинспекции обязаны выявлять причины административных правонарушений на транспорте и в области дорожного движения, а также условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению.
На сегодняшний день есть ряд проблемных вопросов в области профилактики дорожно-транспортного травматизма, требующие в том числе изучения и решения на ведомственном, межведомственном и государственном уровне.
Приоритеты в работе службы Госавтоинспекции МВД России складываются на основе детального анализа [5].
Всего на федеральных автомобильных дорогах за I квартал зафиксировано 3147 дорожно-транспортных происшествий, в сравнении с аналогичным периодом 2021 года количество ДТП снизилось на 8,3%, количество погибших - на 10,6% и раненых -на 9,4% [6].
За 8 месяцев 2022 года на территории Белгородской области совершено 625 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых 89 человек погибли и 828 получили ранения различной степени тяжести. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечено снижение общего количества зарегистрированных ДТП на 9,8% и количества раненых на 7%. Однако увеличилось количество погибших на 12,7%. Тяжесть последствий ДТП увеличилась с 8,2 до 9,7% [5].
Несмотря на снижение основных показателей аварийности целевой показатель национального проекта «Безопасные качественные дороги» не достигнут, транспортный риск составил 0,41, при прогнозируемом значении не более 0,29.
Основными видами ДТП являются столкновения транспортных средств и наезды на пешеходов.
В научной литературе указывается, что для снижения уровня таких происшествий необходимо вести серьезную работу, направленную на снижение тяжести их последствий, в пер-
вую очередь на борьбу с причинами их возникновения [7, с. 18].
Статистика показывает, что к основным причинам ДТП относится несоблюдение водителями Правил дорожного движения, в частности скоростного режима, это фиксируется более чем в 80% случаев дорожно-транспортных происшествий [6].
В Белгородской области за 8 месяцев 2022 г. основными причинами ДТП стали несоответствие скорости конкретным условиям - 147 ДТП (-1,3%; 40 погибли, +48,1%; 173 ранено, +0,6%); несоблюдение очередности проезда перекрестков - 133 ДТП (-23,6%; 10 погибли, стаб.; 202 ранено, -22%); нарушение правил проезда пешеходных переходов - 63 ДТП (-4,5%; 4 погибли, стаб.; 66 ранено, +1,5%); несоблюдение безопасной дистанции - 53 ДТП (-15,9%; 5 погибли, стаб.; 83 ранено, -12,6%) и выезд на полосу встречного движения - 32 ДТП (+6,7%; 14 погибли, +40%; 56 ранено, +14,3%) [5].
Пунктом 10.2 ПДД предусмотрено, что в населенных пунктах разрешается движение ТС со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях -не более 20 км/ч.
В первую очередь кратко остановимся на внесении изменений в ПДД Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090.
В данном пункте целесообразно внести дополнения в виде ограничения скорости при подъезде к нерегулируемым пешеходным переходам, обозначенным знаками 5.19.1 - 5.19.2 до 40 км/ч.
Кроме того, часто встречаются разногласия между органами предварительного расследования в области обеспечения безопасности дорожного движения в части определения момента возникновения опасности для водителей автомобиля при переходе пешеходом проезжей части «справа налево» относительно движения автомобиля [8].
В пункте 14.1 ПДД указано: водитель ТС, приближающегося к пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходившим или вступившим на проезжую часть для осуществления перехода.
В данной ситуации не совсем понятно и неоднозначно трактуется часть пункта, определяющая необходимость уступить дорогу пешеходам. Отсутствие конкретного понятия в части «пешеход, переходящий проезжую часть» дает возможность органам предварительного расследования маневрировать в части установления момента опасности для движения автомобиля, что приводит к неверному расчету удаления автомобиля от пешеходного перехода в момент выхода на него пешехода и, соответственно, влияет на конечный вывод по определению на-
личия технической возможности при наличии технических экспертиз.
Считаем, что пункт ПДД необходимо изложить в следующей редакции: «Водитель ТС, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, вступившим на проезжую часть или находящимся на проезжей части, в случае если траектории движения автомобиля и пешехода пересекутся в границах пешеходного перехода».
За 8 месяцев 2022 года в Белгородской области зарегистрировано 58 ДТП по вине водителей, находившихся в состоянии опьянения, в которых 19 человек погибли (+11,8%) и 68 получили ранения (+7,9%) [5].
Немаловажной проблемой объективности статистики здесь являются факты нарушений приказа Минзрава России от 18.12.2015 № 933н сотрудниками медицинских организаций, в части несоставления актов освидетельствования на состояние опьянения в отношении пострадавших лиц в ДТП после предоставления соответствующих протоколов направления на медосвидетель-ствование сотрудниками ГИБДД (регулируется постановлением Правительства Российской Федерации № 475 от 26.06.2008). В результате биологический объект - кровь - отбирается с нарушением порядка медосвидетельствования, который рассматривается судебными инстанциями. По результатам ХТИ предоставляется количественный показатель наличия алкоголя, без определения наличия опьянения [5].
Полученные таким образом доказательства не отвечают принципам достоверности, достаточности и допустимости. Что, в свою очередь, является обстоятельством, освобождающим виновных от ответственности как административной, так и уголовной.
Кроме того, согласно примечаниям к ст. 12.8 КоАП РФ определено, что ответственность наступает в случае наличия абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на литр крови. А медицинские работники при доставлении пострадавших в учреждение ориентированы на первоочередные меры реанимации (оказание помощи).
В связи с этим считаем необходимым законодательно закрепить особый порядок привлечения лиц к ответственности, у которых изъятие крови проходило без составления медосвидетельствования, в связи с состоянием здоровья, требующим незамедлительного оказания медицинской помощи.
За 2022 год в целом по стране с участием детей в возрасте до 16 лет зарегистрировано 115118 ДТП, из них погибло - 12753, ранено - 144754 [9].
В регионах ситуация не менее тревожная, так, за 8 месяцев 2022 г. с участием детей зареги-
стрировано 76 ДТП, в результате которых 8 детей погибли и 82 получили травмы. В сравнении с аналогичным периодом 2021 года количество ДТП с участием несовершеннолетних и раненых в них детей снизилось на 8,4% и 7,8% соответственно, количество погибших детей увеличилось на 100% [5].
Для выявления объективных причин происшествий с несовершеннолетними проведены проверки. Особого внимания заслуживает происшествие с погибшим 9-летним пешеходом в одном из районов региона. После изучения характеристики несовершеннолетнего установлено, что он обучался по программе детей с ограниченными возможностями здоровья и при возникновении опасности, в силу своих психофизиологических особенностей, не отреагировал. С учетом ДТП, в рамках рабочей встречи, инициированной УГИБДД УМВД по Белгородской области, с представителями Министерства образования области, рассмотрен вопрос о создании специальных образовательных программ по безопасности дорожного движения для детей с расстройствами аутистического спектра. Экспертами отмечено, что данные программы нерентабельны, так как должны составляться индивидуально, под каждого конкретного несовершеннолетнего, имеющего соответствующее заболевание. В числе прочего, таким детям требуется обязательная помощь сопровождающего.
Расстройство аутистического спектра (РАС) - расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися стереотипными действиями [10, с. 111].
Указанная проблематика требует более детального изучения, подготовки соответствующего регламента диагностирования детей с РАС, специальных программ и внесения изменений в правила учета дорожно-транспортных происшествий (Постановление Правительства Российской Федерации от 19.09.2020 № 1502 «Об утверждении Правил учета ДТП, об изменении и признании утратившими силу некоторых правовых актов Правительства Российской Федерации»), в части переквалификации характерных фактов ДТП в разряд «несчастных случаев».
Вместе с тем внесение данной категории детей как «особенной категории» позволит исключить нарушение правоприменительной практики в отношении родителей несовершеннолетних, которые в силу заболевания не могут перевозиться автомобильным транспортом без нарушения действующего законодательства (ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ, для детей с ОВЗ, а также детей-инвалидов должны быть предусмотрены исключения использования детских удерживающих устройств).
Во время реализации комплексных мер, связанных с повышением безопасности дорожного движения, информированием граждан о недопустимости противоправных действий, Госавтоинспекция МВД России систематически организует взаимодействие всех субъектов дорожного движения, а также взаимодействие с правоохранительными органами, средствами массовой информации и общественными организациями.
В заключение хотелось бы отметить, что Госавтоинспекции МВД России принадлежит ключевое место в процессе, связанном с повышением уровня безопасности на дорогах, профилактикой нарушений правил дорожного движения, а также внесением предложений в нормативные правовые акты различного уровня, регулирующие безопасность дорожного движения.
Литература
1. Молчанов П.В. Профилактика правонарушений в области дорожного движения // Административное право и процесс. -2019. - № 5. - С. 63-68.
2. Савченко А.А. Соотношение понятий профилактики преступлений и предупреждения преступлений в современной юридической доктрине // Современное право. - 2010. - № 3. - С. 112 - 114.
3. Антонов С.Н., Кузин В.В., Левченко А.Л., Якимов А.Ю. Законодательство Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения (состояние и перспективы развития) // Административное право и процесс. - 2007. - № 4. - С. 2-6.
4. Мидловец М.В. Система мер по профилактике и предупреждению дорожно-транспортных преступлений // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. - Москва, 2015.
5. Характеристика состояния аварийности на территории Белгородской области за 8 месяцев 2022 года [Электронный ресурс]. -URL: http://stat.gibdd.ru/.
6. В I квартале 2022 года на треть сократилось число ДТП, связанных с состоянием дорожного покрытия федеральных трасс [Электронный ресурс]. - URL: https://rosavtodor.gov.ru/eye/page/53/521121.
7. Лохбаум В.А. Пропаганда безопасности дорожного движения в деятельности Госавтоинспекции как эффективное средство административно-правового воздействия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий // Труды Академии управления МВД России. - 2020. - № 1 (53). - С. 18-22.
8. Статистика ДТП [Электронный ресурс]. - URL: https://bel-pobeda.ru/news/proisshestviya/2022-08-29/60-dtp-proizoshlo-s-uchastiem-detey-v-belgorodskoy-oblasti-za-sem-mesyatsev-2022-goda-289383?ysclid=la-9z4lhvgs962981151.
9. Показатели состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]. - URL: http://stat.gibdd.ru/.
10. Божкова Е.Д., Баландина О.В., Коновалов А.А. Расстройства аутистического спектра: современное состояние проблемы (обзор) // Современные технологии в медицине. - 2020. - Том 12. - С. 111.
References
1. MolchanovP.V. Profilaktika pravonarushenij v oblasti dorozhnogo dvizheniya // Administrativnoe pravo i process. - 2019. - № 5. - S. 63-68.
2. SavchenkoA.A. Sootnoshenie ponyatij profilaktiki prestuplenij i preduprezhdeniya prestuplenij v sovremennoj yuridicheskoj doktrine // Sovremennoe pravo. - 2010. - № 3. - S. 112 - 114.
3. Antonov S.N., Kuzin V.V., Levchenko A.L., Yakimov A.Yu. Zakonodatel'stvo Rossijskoj Federacii v oblasti obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya (sostoyanie i perspektivy razvitiya) // Administrativnoe pravo i process. - 2007. - № 4. - S. 2-6.
4. Midlovec M.V. Sistema mer po profilaktike i preduprezhdeniyu dorozhno-transportnyh prestuplenij // Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Yuridicheskie nauki. - Moskva, 2015.
5. Harakteristika sostoyaniya avarijnosti na territorii Belgorodskoj oblasti za 8 mesyacev 2022 goda [Elektronnyj resurs]. - URL: http:// stat.gibdd.ru/.
6. V I kvartale 2022 goda na tret' sokratilos' chislo DTP, svyazannyh s sostoyaniem dorozhnogo pokrytiya federal'nyh trass [Elektronnyj resurs]. - URL: https://rosavtodor.gov.ru/eye/page/53/521121.
7. Lohbaum V.A. Propaganda bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v deyatel'nosti Gosavtoinspekcii kak effektivnoe sredstvo administrativno-pravovogo vozdejstviya po preduprezhdeniyu dorozhno-transportnyh proisshestvij // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. - 2020. - № 1 (53). - S. 18-22.
8. Statistika DTP [Elektronnyj resurs]. - URL: https://bel-pobeda.ru/news/proisshestviya/2022-08-29/60-dtp-proizoshlo-s-uchastiem-detey-v-belgorodskoy-oblasti-za-sem-mesyatsev-2022-goda-289383?ysclid=la-9z4lhvgs962981151.
9. Pokazateli sostoyaniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya [Elektronnyj resurs]. - URL: http://stat.gibdd.ru/.
10. Bozhkova E.D., Balandina O.V., Konovalov A.A. Rasstrojstva autisticheskogo spektra: sovremennoe sostoyanie problemy (obzor) // Sovremennye tekhnologii v medicine. - 2020. - Tom 12. - S. 111.
(статья сдана в редакцию 31.01.2023)