РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСАВТОИНСПЕКЦИЕЙ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ПОЛНОМОЧИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
IMPLEMENTATION BY THE STATE TRAFFIC INSPECTORATE OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL POWERS IN THE ORGANIZATION OF TRAFFIC ON THE EXAMPLE OF
REGIONAL PRACTICE
Аннотация: в статье рассматриваются отдельные элементы системы государственно-правовых отношений в процессе реализации административно-властных полномочий сотрудниками Госавтоинспекции в сфере безопасности и организации дорожного движения. Автором раскрыты причины и условия дорожно-транспортных происшествий, проанализированы недостатки улично-дорожной сети, способствующие совершению дорожно-транспортных происшествий, на примере отдельного региона. Определяются векторы административно-правового воздействия Госавтоинспекции на ситуацию, связанную с организацией дорожного движения.
Автором делается вывод о том, что главной причиной аварий на дорогах является отсутствие механизма реализации комплексных мер, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти в части, касающейся применения административно-правовых методов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, в статье приводятся статистические данные о дорожно-транспортных происшествиях, что позволяет автору сформулировать вывод об основных недостатках в содержании улично-дорож-ной сети, среди которых - отсутствие или плохая различимость горизонтальной дорожной разметки, отсутствие или неправильное применение, плохая видимость дорожных знаков, недостатки зимнего содержания, сужение проезжей части, наличие препятствий, затрудняющих движение транспортного средства, и другие.
Сформулирован вывод о необходимости комплексного подхода реализации административно-правовых процедур сотрудниками Госавтоинспекции, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения и на сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения, объединения усилий и координации действий органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также институтов просвещения, здравоохранения, средств массовой информации и граждан для своевременного выявления и разрешения региональных проблем, связанных с организацией дорожного движения.
Ключевые слова: административно-правовые полномочия, органы исполнительной власти, государственная политика, Госавтоинспекция.
Для цитирования: Капустина Е.Г. Реализация Госавтоинспекцией административно-правовых полномочий в организации дорожного движения на примере региональной практики // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2019. № 4. С. 63-67.
Abstract: the article deals with some elements of the system of state-legal relations in the process of implementation of administrative powers by traffic police officers in the field of safety and traffic management. The author reveals the causes and conditions of road accidents, analyzes the shortcomings of the road network, contributing to the Commission of road accidents, on the example of a particular region. Vectors of administrative and legal influence of the state traffic Inspectorate on the situation connected with the organization of traffic are defined.
The author concludes that the main cause of accidents on the roads is the lack of a mechanism for the implementation of complex measures developed by the Federal Executive authorities in terms of
УДК 342.9
Е.Г. КАПУСТИНА,
ELENA G. KAPUSTINA,
Candidate of Pedagogical Sciences (Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Orel, Russia)
кандидат педагогических наук (Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Россия, Орёл) [email protected]
the application of administrative and legal methods by the Executive authorities of the subjects of the Russian Federation.
In addition, the article presents statistical data on road accidents, which allows the author to formulate a conclusion about the main shortcomings in the content of the road network, among which-the absence or poor visibility of horizontal road markings, the absence or improper use, poor visibility of road signs, shortcomings of winter content, narrowing of the roadway, the presence of obstacles that impede the movement of the vehicle, and others.
The conclusion is formulated about the need for a comprehensive approach to the implementation of administrative and legal procedures by traffic police officers aimed at ensuring road safety and preserving the life and health of road users, combining efforts and coordinating the actions of legislative, Executive and judicial authorities, as well as educational institutions, health care, the media and citizens for the timely identification and resolution of regional problems related to the organization of traffic.
Implementation by the state traffic Inspectorate of administrative and legal powers in the organization of traffic on the example of regional practice.
Keywords: administrative and legal powers, Executive authorities, state policy, state traffic Inspectorate.
For citation: Kapustina E.G. Implementation by the state traffic inspectorate of administrative and legal powers in the organization of traffic on the example of regional practice // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2019. № 4. P. 63-67.
В последние годы проблема обеспечения безопасности дорожного движения, эффективная защита жизни и здоровья россиян относятся к приоритетным направлениям деятельности государства. В условиях стремительной автомобилизации населения страны, недостаточно высокого уровня культуры, отсутствия уважения и несоблюдения Правил дорожного движения участниками дорожного движения ежегодно погибает или получает увечья огромное количество граждан.
За 6 месяцев 2019 года на дорогах страны зафиксировано свыше 5,6 тыс. аварий, в которых погибли 1319 и пострадали 7916 человек1.
Главная причина заключается в отсутствии механизма реализации комплексных мер, разработанных федеральными органами исполнительной власти, по применению административно-правовых методов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Сегодня, как никогда, важно более строго и тщательно осуществлять контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере организации дорожного движения и обеспечения безопасности, особенно в части, касающейся целевого расходования бюджетных средств [6].
Вопросы обеспечения безопасности дорожного движения систематически находят свое отражение в посланиях и указах Президента Российской Федерации, его выступлениях и иных нормативных правовых актах.
На заседании Госсовета 26 июня 2019 года Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что «...безопасность, ремонт старых и
1 Официальный сайт ГУОБДД МВД России. URL: https:// гибдд.рф/
строительство новых дорог, мостов - заслуживает отдельного внимания. Есть четкие сроки и рамки - до 2024 года. К этому времени необходимо привести в порядок 45 тысяч километров региональных дорог, 30 тысяч километров улиц. Топливом для изменений должны стать более 4,5 триллионов рублей. Дорог высокого качества по-прежнему мало, но есть и хорошие новости: общая протяженность дорог высшей категории увеличилась за последние четыре года на 2,5 тысячи километров. Сейчас доля федеральных трасс, полностью соответствующих современным требованиям, - 83%, а в 2010 году их было вдвое меньше»2. Предполагается, что к 2024 году доля городских дорог, соответствующих современным требованиям, достигнет 85%, региональных - 50%, а перегруженных трасс станет на 10% меньше. Реализуемый национальный проект «Безопасные и качественные дороги»3, на который будет выделено около 4,5 триллионов рублей, должен сделать российские дороги более безопасными и качественными.
В городах и населенных пунктах следует развивать улично-дорожную сеть, оптимизировать транспортные потоки, совершенствовать городскую транспортную инфраструктуру, обеспечивающую безопасность дорожного движения и создающую условия безопасной езды, внедрять интеллектуальные системы управления дорожным движением.
2 https://www.1tv.ru/news/2019-11-11/375504
3 Паспорт национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 15) [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/ projects/selection
На территории г. Орла в последние годы проделана большая работа: в рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»4 усовершенствована улично-дорожная сеть города в соответствии с нормативами градостроительного проектирования, с учетом объектов инфраструктуры, плотности населения районов, улучшилась пропускная способность транспортных потоков за счет балансировки временного промежутка работы светофорных объектов и своевременного систематического обновления дорожной разметки, строительства тротуаров, наземных переходов, установки пешеходных и дорожных ограждений, проведения профилактических мероприятий и информирования участников дорожного движения о поведении на дорогах.
Вместе с тем аварийность на территории города Орла растет: на улично-дорожной сети города за 8 месяцев 2019 года зарегистрировано 205 дорожно-транспортных происшествий5 (АППГ - 179, +14,5%), в которых ранено 229 человек (АППГ - 235, -2,6%), погибло 10 человек (АППГ - 7, +42,9%). Основными видами ДТП являются: столкновение, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, падение пассажира [5] (см. рис. 1).
4 Постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.2013 № 864 (ред. от 13.12.2017) «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 41. Ст. 5183.
5 Далее - ДТП.
Анализируя проведенную работу, следует отметить, что с начала 2019 года недостатки в содержании улично-дорожной сети зарегистрированы в 132 ДТП (АППГ - 119 ДТП, +10,9%), в которых 7 человек погибло (АППГ - 4, +75,0%) и 151 человек получил ранения (АППГ - 165, -8,5%). Удельный вес таких ДТП составил 64% от общего количества ДТП (206) и по сравнению с АППГ (119 из 179 ДТП, или 66,5%) увеличился на 1,5%.
Основными недостатками в содержании улично-дорожной сети являются: отсутствие или плохая различимость горизонтальной дорожной разметки (90 ДТП), отсутствие или неправильное применение, плохая видимость дорожных знаков (60 ДТП), недостатки зимнего содержания (29 ДТП), сужение проезжей части, наличие препятствий, затрудняющих движение транспортных средств (30 ДТП), отсутствие пешеходных ограждений (16 ДТП), а также отсутствие освещения (3 ДТП), тротуаров (6 ДТП), элементов обустройства остановочного пункта общественного пассажирского транспорта (3 ДТП) и другие [7].
По результатам анализа причин и условий дорожно-транспортных происшествий отделом ГИБДД города Орла за обозначенный период приняты следующие меры:
- внесено 2 представления в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»6 об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, возбуждено 8 административных производств, выдано 7 предписаний на устранение выявленных недостатков, направлено 4 информации в органы прокуратуры;
- организовано проведение мероприятий в рамках надзора за состоянием улично-дорожной сети в зимний и весенний
периоды, а также возле образовательных организаций;
6 Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О полиции» // Российская газета. 2011. 8 февраля.
Вид ДТП Количество ДТП Погибло Ранено
2018 2019 2018 2019 2018 2019
Столкновение 91 97 6 3 130 119
Опрокидывание 0 1 0 0 0 1
Наезд на стоящее транспортное средство 3 5 0 0 3 5
Наезд на препятствие 8 13 0 0 23 18
Наезд на пешехода 56 64 1 7 58 61
Наезд на велосипедиста 11 9 0 0 11 9
Наезд на гужевой транспорт 0 0 0 0 0 0
Падение пассажира 8 11 0 0 8 11
Наезд на животное 0 0 0 0 0 0
Иной вид ДТП 2 2 0 0 2 2
Наезд на лицо, не являющееся участником дорожного движения 0 3 0 0 0 3
Всего 179 205 7 10 235 229
Рисунок 1. Виды дорожно-транспортных происшествий
- выдано 254 предписания юридическим лицам (АППГ - 254, 0%) на устранение недостатков в содержании улично-дорожной сети;
- при этом исполнено 223 предписания (АППГ - 215, снижение на 5,8%);
- за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании улично-дорожной сети по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ составлено 76 материалов об административных правонарушениях на юридических и должностных лиц (АППГ - 104, снижение на 36,8%), из них - 59 юридических (АППГ - 74, снижение на 25,5%) и 17 должностных (АППГ - 30 , снижение на 76,5%);
- за невыполнение предписаний ГИБДД составлен 31 протокол об административном правонарушении по ч. 27 и ч. 28 ст. 19.5 КоАП РФ на юридических и должностных лиц (АППГ - 39, снижение на 44,4%), из них 27 на юридических лиц (АППГ - 39, снижение на 25,8%);
- за повреждение улично-дорожной сети привлечено к административной ответственности по ст. 12.33 КоАП РФ 11 должностных лиц (АППГ -2, рост на 81,8%);
- на Комиссию по обеспечению безопасности дорожного движения региона направлено 49 инициативных предложений (АППГ - 49, +0%) по повышению безопасности дорожного движения, ликвидации аварийно-опасных участков, внедрению инженерных мероприятий;
- по фактам несоблюдения федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в органы прокуратуры направлено 14 информаций о систематических нарушениях владельцами дорог обязательных требований безопасности при эксплуатации дорог (АППГ - 14, +0%)7.
Следует отметить, что региональная Госавтоинспекция выполняет надзорные функции в полном объеме, своевременно выявляет и реагирует на нарушения, анализирует и принимает меры в пределах своих полномочий.
Вместе с тем пропускная способность автодорог в городе не соответствует интенсивности движения транспорта, особенно в часы пик и в предпраздничные дни. Недостаточно мест для парковки, стоянки и остановки автотранспорта. Значительная часть дорог городской инфраструктуры находится в ненадлежащем состоянии (ямы, ухабины, выбоины), что тормозит пропускную способность основных транспортных магистралей города. Усугубляют ситуацию с загруженностью городской трассы систематически
7 Аналитические материалы ОГИБДД УМВД России по г. Орлу [Электронный ресурс] // Сайт УМВД России по г. Орлу. URL: https://орёл.57.мвд.рф/
происходящие дорожно-транспортные происшествия, повлекшие техническое повреждение транспортных средств, и правовая неграмотность водителей, которые вместо того, чтобы сфотографировать место ДТП и повреждения автомобиля, составить европротокол и оперативно покинуть место происшествия, задерживают движение и искусственно создают заторы. Данные факторы способствуют снижению пропускной способности и образованию пробок на дорогах города. Учитывая то, что количество автомобилей в городе ежегодно увеличивается (в г. Орле зарегистрировано транспорта 266 227 единиц, из них принадлежит физическим лицам 243 440 единиц, юридическим лицам - 22 787; автобусов - 1488, легковых транспортных средств - 247 597, грузовых - 15024, мототранспортных средств - 628), а население города составляет 311 625 человек (на 1 января 2019 года)8, назрела острая необходимость принятия конструктивных решений и неотложных мер по разгрузке улично-дорожной сети и качественному изменению состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения, чтобы обеспечить безопасность участников дорожного движения, учитывая потребности города и его населения.
Для изменения состояния улично-дорожной сети и совершенствования уровня пропускной способности, создания условий, способствующих обеспечению безопасности дорожного движения, необходимо в региональный и местный бюджет закладывать средства финансирования, направленные на мероприятия по планированию, строительству и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры.
Следует обратить внимание на действующую муниципальную программу комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования «Город Орёл» на 2017-2025 годы9, где на финансирование мероприятий по развитию инфраструктуры выделено на 9 лет всего лишь 45000 рублей. Данная цифра не выдерживает никакой критики.
Необходимо повышать ответственность и требовательность к должностным лицам на региональном и муниципальном уровнях, а также обязать руководителей субъектов Российской Федерации включать в региональный бюджет расходные средства на финансирование мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения и контролировать обязательства по их целевому предназначению.
8 https://ru.wikipedia.org/Орел_(город)
9 orel-adm.ru>docs/doc/pr-k-r-i.doc
Таким образом, административно-правовые методы деятельности Госавтоинспекции, наделенной государственно-властными полномочиями, разнообразны. Важно сформировать комплексный подход реализации административно-правовых процедур сотрудниками ГИБДД, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения и на сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения. Требуется объединение усилий и координация действий органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также институтов просвещения, здравоохранения, средств массовой информации и граждан для своевременного выявления и разрешения региональных проблем, связанных с организацией дорожного
движения. Для этого необходимо использовать целый ряд средств правового, информационного, социального, технического, медицинского, экономического характера, а также выявлять и анализировать причины и условия совершения дорожно-транспортных происшествий, разрабатывать и внедрять муниципальные и отраслевые программы с выделением необходимых финансовых средств, совершенствовать и развивать внешнюю инфраструктуру (видеокамеры, освещение, дорожные знаки, разметка, современные светофорные объекты, парковочные карманы, дополнительные полосы движения, в том числе велодорожки), а также использовать положительный региональный опыт развития субъектов Российской Федерации.
Литература
1. Антонова Л.Б. Современные проблемы административно-правового регулирования деятельности государственной инспекции безопасности дорожного движения // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. 2018. № 4-3. С. 7-12.
2. Бабков В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения. - Москва, 1982. 271 с.
3. БахрахД.И., Ренов Э.Н. Административная ответственность по российскому законодательству. - Москва: Норма, 2004. 303 с.
4. Головко В.В., Бражников В.В. К вопросу о применении административного штрафа в области дорожного движения // Право и государство. 2008. № 4. С. 98-99.
5. Чаусов Н.Ю., Гагарина С.Н., Чаусова Л.А., Гостюхина Е.К. Экономико-статистический анализ дорожно-транспортных происшествий // Вестник Калужского университета. 2017. № 4. С. 70-74.
6. Никишин А.В. Анализ практической деятельности районных подразделений ГИБДД МВД России, новые подходы в совершенствовании системы их правового и организационного регулирования: монография. - Санкт-Петербург, 2014. 128 с.
7. Галишин Л.Х. Актуальные вопросы деятельности дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России по выявлению и фиксации нарушений в содержании улично-дорожной сети // Вестник НЦБЖД. 2017. № 1 (31). С. 9-13.
8. Мурадян В.Ш. Ответственность за содержание автомобильных дорог // Юридический мир. 2017. № 2. С. 47-50.
9. Шевченко П.Н. Этапы развития системы безопасности дорожного движения // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 11. С. 13-17.
10. Зырянов И.В. Роль дорожных условий в обеспечении безопасности дорожного движения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. С. 1711-1715.
References
1. Antonova L.B. Sovremennye problemy administrativno-pravovogo regulirovaniya deyatel'nosti gosudarstvennoi inspektsii bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya // Obshchestvennaya bezopasnost', zakonnost' i pravoporyadok v III tysyacheletii. 2018. № 4-3. S. 7-12.
2. Babkov V.F. Dorozhnye usloviya i bezopasnost' dvizheniya. - Moskva, 1982. 271 s.
3. Bakhrakh D.I., Renov E.N. Administrativnaya otvetstvennost' po rossiiskomu zakonodatel'stvu. - Moskva: Norma, 2004. 303 s.
4. Golovko V.V., Brazhnikov V.V. K voprosu o primenenii administrativnogo shtrafa v oblasti dorozhnogo dvizheniya // Pravo i gosudarstvo. 2008. № 4. S. 98-99.
5. Chausov N.Yu., Gagarina S.N., Chausova L.A., Gostyukhina E.K. Ekonomiko-statisticheskii analiz dorozhno-transportnykh proisshestvii // Vestnik Kaluzhskogo universiteta. 2017. № 4. S. 70-74.
6. Nikishin A.V. Analiz prakticheskoi deyatel'nosti raionnykh podrazdelenii GIBDD MVD Rossii, novye podkhody v sovershenstvovanii sistemy ikh pravovogo i organizatsionnogo regulirovaniya: monografiya. - Sankt-Peterburg, 2014. 128 s.
7. Galishin L.Kh. Aktual'nye voprosy deyatel'nosti dorozhno-patrul'noi sluzhby GIBDD MVD Rossii po vyyavleniyu i fiksatsii narushenii v soderzhanii ulichno-dorozhnoi seti // Vestnik NTsBZhD. 2017. № 1 (31). S. 9-13.
8. Muradyan V.Sh. Otvetstvennost' za soderzhanie avtomobil'nykh dorog // Yuridicheskii mir. 2017. № 2. S. 47-50.
9. Shevchenko P.N. Etapy razvitiya sistemy bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2013. № 11. S. 13-17.
10. Zyryanov I.V. Rol' dorozhnykh uslovii v obespechenii bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya // Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kontsept». 2014. T. 20. S. 1711-1715.
(статья сдана в редакцию 31.10.2019)