Научная статья на тему 'Проблемы выявления административных правонарушений в области дорожного движения в свете сокращений штатной численности ГИБДД (на примере Краснодарского края)'

Проблемы выявления административных правонарушений в области дорожного движения в свете сокращений штатной численности ГИБДД (на примере Краснодарского края) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
295
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SPECIAL TECHNICAL MEANS / AUTOMATED COMPUTER SYSTEM / SPEED LIMIT / TRAFFIC ACCIDENT / STAFFING FOR THE EVENT / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС / СКОРОСТНОЙ РЕЖИМ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ШТАТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Власов Михаил Михайлович

В статье рассматривается вопрос сокращениях в рядах ГИБДД МВД Российской Федерации, происходящих в настоящее время, и каким образом они повлияют на эффективность выявления административных правонарушений в области дорожного движения и на уровень безопасности дорожного движения в целом. Работа основывается на проведенном анализе практической деятельности ГИБДД МВД РФ в сфере выявления нарушений в области дорожного движения. По результатам проведенного анализа предлагаются меры, направленные на повышение эффективности деятельности ГИБДД по выявлению нарушений в области дорожного движения и обеспечения безопасности дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Власов Михаил Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IDENTIFICATION OF ADMINISTRATIVE OFFENSES IN THE FIELD OF TRAFFIC IN THE LIGHT OF THE FORTHCOMING REDUCTIONS IN THE REGULAR NUMBER OF TRAFFIC POLICE (ON THE EXAMPLE OF KRASNODAR REGION)

The article discusses the upcoming reductions in the ranks of traffic police of the interior Ministry of the Russian Federation and how they will affect the efficiency of detection of administrative offenses in the field of road traffic and the level of road safety in General. The work is based on the analysis of practical activities of the traffic police of the interior Ministry in the field of violations in the field of traffic. The results of the analysis suggest measures aimed at improving the efficiency of traffic police to identify violations in the field of traffic and road safety.

Текст научной работы на тему «Проблемы выявления административных правонарушений в области дорожного движения в свете сокращений штатной численности ГИБДД (на примере Краснодарского края)»

М. М. Власов,

Краснодарский университет МВД России

ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В СВЕТЕ СОКРАЩЕНИЙ ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ ГИБДД (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

PROBLEMS OF IDENTIFICATION OF ADMINISTRATIVE

OFFENSES IN THE FIELD OF TRAFFIC IN THE LIGHT OF THE FORTHCOMING REDUCTIONS IN THE REGULAR NUMBER OF TRAFFIC POLICE (ON THE EXAMPLE OF KRASNODAR REGION)

В статье рассматривается вопрос сокращениях в рядах ГИБДД МВД Российской Федерации, происходящих в настоящее время, и каким образом они повлияют на эффективность выявления административных правонарушений в области дорожного движения и на уровень безопасности дорожного движения в целом. Работа основывается на проведенном анализе практической деятельности ГИБДД МВД РФ в сфере выявления нарушений в области дорожного движения. По результатам проведенного анализа предлагаются меры, направленные на повышение эффективности деятельности ГИБДД по выявлению нарушений в области дорожного движения и обеспечения безопасности дорожного движения.

The article discusses the upcoming reductions in the ranks of traffic police of the interior Ministry of the Russian Federation and how they will affect the efficiency of detection of administrative offenses in the field of road traffic and the level of road safety in General. The work is based on the analysis ofpractical activities of the traffic police of the interior Ministry in the field of violations in the field of traffic. The results of the analysis suggest measures aimed at improving the efficiency of traffic police to identify violations in the field of traffic and road safety.

Госавтоинспекция России имеет глубокую историю. С момента своего образования в 1936 году по настоящее время она претерпела значительные реорганизации, направленные на повышение уровня безопасности дорожного движения в государстве. Одновременно со стремительным развитием транспортной инфраструктуры в России в подразделениях Госавтоинспекции внедрялись специальные технические средства по выявлению административных правонарушений в

области дорожного движения, такие как: алкоте-стер «Юпитер М», прибор для замера уровня светопропускаемости пленочного покрытия на стеклах автомобилей «Тоник», прибор для установления скорости передвижения транспортного средства «Бинар» и другие.

В сентябре 2010 года в штате ГУВД по Краснодарскому краю приказом ГУВД по Краснодарскому краю от 20 сентября 2010 г. № 638 создан центр автоматизированной фиксации ад-

министративных правонарушений в области дорожного движения в г. Краснодаре. В настоящее время в Краснодарском крае установлено более 1300 автоматизированных программных комплексов (АПК) определения интенсивности и параметров движения транспортных средств, все указанные комплексы в соответствии с распоряжением МВД России находятся в собственности ГКУ КК «Безопасный регион».

Также следует отметить развитие административного законодательства, которое за последнее время претерпело значительные изменения. Все вышеперечисленные изменения преследуют одну единственную цель — повышение уровня безопасности дорожного движения.

Однако не стоит забывать, что непосредственным выявлением административных правонарушений и профилактикой безопасности дорожного движения занимается инспектор дорож-но-патрульной службы, осуществляющий несение службы на автодорогах.

Тем не менее начиная с 2016 года по настоящее время штатная численность сотрудников ГИБДД России довольно сократилась, что в целом сказалось на уровне безопасности дорожного движения.

Первый этап сокращений в рядах ГИБДД привел к тому, что на федеральных автодорогах уменьшилось количество нарядов ДПС, а в некоторых регионах России они и вовсе не выставляются, что привело к увеличению количества дорожно-транспортных происшествий, основной причиной которых стало превышение установленного скоростного режима.

Так, согласно статистике управления ГИБДД Главного управления МВД России по Краснодарскому краю, несмотря на общее снижение ДТП на территории Краснодарского края в 2018 году по сравнению с 2016 годом (- 23 833 ДТП), количество ДТП, произошедших по причине превышения установленной скорости движения, остается на довольно высоком уровне и составило в 2018 году 1660.

Также следует отметить, что после сокращений и передачи строевых подразделений ДПС с регионального на районный уровень личный состав Госавтоинспекции используется для выполнения общеполицейских задач, не связанных с обеспечением безопасности дорожного движения. Руководители территориальных органов МВД России на районном уровне привлекают сотрудников подразделений ДПС для несения службы по охране зданий подразделений ОВД, используют их для дежурства в составе ГНР и СОГ, задействуют на охранно-карантинных постах в связи с осложнением эпизоотической об-

становки, а также направляют в командировки по линии патрульно-постовой службы полиции, осуществляют поквартирный обход по контролю за лицами, состоящими на профучёте. Данные обстоятельства негативно влияют на профилактику дорожно-транспортных происшествий на дорогах Российской Федерации и уровень контрольно -надзорной деятельности подразделений ГИБДД.

На основании приказа МВД России от 31 декабря 2017 г. № 983 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2017 г. № 652 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» в 2018 году в подразделениях ГИБДД попало под сокращение около 10 000 сотрудников [1].

Причиной вышеуказанных сокращений в рядах ГИБДД стал значительный рост количества технических средств фотофиксации, работающих в автоматическом режиме, которые на сегодняшний день могут выявлять не только нарушения скоростного режима. Кроме того, на сегодняшний день разрешено оформлять дорожно-транспортные происшествия самостоятельно участникам ДТП без вызова сотрудников ГИБДД по европротоколу. Также на законодательном уровне планируется передача некоторых функций ГИБДД, в частности выявление нарушений парковки, в ведение городских администраций.

Произошедшее сокращение штатной численности сотрудников ГИБДД, осуществляющих службу непосредственно на автодорогах, значительно повлияло на уровень не только безопасности дорожного движения, но и на эффективность выявления административных правонарушений в области дорожного движения в целом, а в частности — грубых нарушений Правил дорожного движения (управление транспортным средством в состоянии опьянения, управление транспортным средством, не имея права управления, и т.п.).

Ни для кого не секрет, что выявить водителя, управляющего транспортным средством в состоянии опьянения, комплексы автоматической фиксации не могут. Отсюда возникает проблема, заключающаяся в следующем. При сокращении сотрудников ГИБДД уменьшилось количество нарядов, выставляемых для обеспечения безопасности дорожного движения на периферии, а именно в малонаселенных пунктах. Это, в свою очередь, позволило недобросовестным водителям управлять транспортным средством в состоянии опьянения, не боясь быть привлеченными к административной ответственности, что породило у них чувство безнаказанности и вседозво-

ленности, а также поспособствовало увеличению количества ДТП с участием водителей, находящихся в алкогольном опьянении.

Так, согласно статистике управления ГИБДД Главного управления МВД России по Краснодарскому краю, в 2018 году силами сотрудников ГИБДД проведено 820 специальных мероприятий, направленных на профилактику и предупреждение правонарушений, связанных с управлением транспортными средствами водителями с признаками опьянения, в ходе которых сотрудниками Госавтоинспекции выявлено и пресечено 1782 факта управления водителем транспортным средством в состоянии опьянения. Тем не менее количество ДТП в 2018 году на территории Краснодарского края с участием водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, по сравнению с 2016 годом увеличилось на 622 случая и составило 2430 ДТП.

Далее необходимо отметить следующее. Рост количества автоматических средств фиксации административных правонарушений в области дорожного движения — безусловно положительный момент. Однако водитель, зная об отсутствии поблизости наряда ДПС, при движении попросту может закрыть государственный регистрационный знак от камер фотофиксации, что сведет эффективность их применения к нулю. Решить данную проблему можно только путем выставления нарядов ДПС на маршруты патрулирования, на которых находятся комплексы автоматической фиксации. Однако в связи с дальнейшим сокращением это сделать будет довольно проблематично, что в свою очередь скажется на качестве выявления административных правонарушений в области дорожного движения комплексами автоматической фиксации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2014 г. № 1002 «Об утверждении Правил представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику и требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации» [2], при совершении ДТП с участием двух автомобилей, в результате которых они получили только механические повреждения, а также при отсутствии в ДТП пострадавших водители имеют право оформить ДТП самостоятельно, без вызова на место сотрудников ДПС. Однако следует отметить, что в большинстве случаев водители по-прежнему вызывают для оформления ДТП сотрудников ГИБДД. Связано это с тем, что большинство водителей на сегодняшний день не обучены самостоятельному оформлению ДТП. Дальнейшее сокращение штатной численности сотрудников ГИБДД приведет к увеличению времени ожидания прибытия наряда ДПС на ме-

сто ДТП. Особенно остро данная проблема будет ощущаться в крупных городах с населением свыше 500 000 человек, где при совершении ДТП на оживленном перекрестке долгое ожидание наряда ДПС будет приводить к заторовым ситуациям на дорогах.

Все вышеперечисленные факты позволяют сделать вывод о том, что рассредоточение сил до-рожно-патрульной службы по территориальным органам делает практически невозможным проведение своевременного маневра силами и средствами, в том числе между муниципальными образованиями, в целях оперативного реагирования на изменение дорожно-транспортной обстановки. Имеющееся организационно-штатное построение не позволяет обеспечить централизованное управление силами и средствами ДПС. Указанные факторы снижают эффективность и качество выполнения поставленных перед службой задач и реализацию возложенных на нее функций.

В этих условиях предупреждение дорожно-транспортных происшествий и снижение уровня аварийности, повышение показателей оперативно-служебной деятельности подразделений ДПС Госавтоинспекции в целом возможны только при условии жесткой централизации сил и средств до-рожно-патрульной службы, эффективном управлении, координации действий и осуществлении должного взаимодействия с заинтересованными службами полиции, в том числе когда строевые подразделения ДПС находятся в непосредственном и прямом подчинении ГУ МВД России по субъекту РФ. Это также позволит полноценно решать вопросы материально-технического, хозяйственного и правового обеспечения.

На наш взгляд, целесообразным будет провести организационно-штатные мероприятия, в рамках которых решить вопрос о выводе из подчинения подразделений ДПС ГИБДД территориальным органам МВД России на районных уровнях субъектов РФ с последующим преобразованием их в строевые подразделения ДПС с непосредственным подчинением Управлениям ГИБДД по субъектам РФ. Это позволит эффективно решать весь комплекс задач и реализовывать возложенные на службу функции, определенные Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 [3], и Наставлением по организации деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 186дсп [4], а также производить своевременный маневр силами и средствами ДПС, принимать незамедлительные меры реагирования на склады-

вающуюся оперативную и дорожно-транспортную обстановку.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что сокращение штатной численности сотрудников ГИБДД напрямую влияет в

первую очередь на уровень безопасности дорожного движения в целом, а также на эффективность предупреждения и выявления административных правонарушений в области дорожного движения.

ЛИТЕРАТУРА

1. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2017 года № 652 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 2014 года № 300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» : приказ МВД России от 31 декабря 2017 г. № 983 // Справочно-правовая система «Гарант», 2019.

2. Об утверждении Правил представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику и требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации : постановление Правительства Российской Федерации от

1 октября 2014 года № 1002 // Справочно -правовая система «Гарант», 2019.

3. Об утверждении положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 // Справочно-правовая система «Гарант», 2019.

4. О мерах по совершенствованию деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 2 марта 2009 г. № 186дсп // Официально не опубликован.

REFERENCES

1. O merah po realizatsii Ukaza Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 31 dekabrya 2017 goda # 652 «O vnesenii izmeneniy v Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 5 maya 2014 goda # 300 «O nekotoryih voprosah Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii» : prikaz MVD Rossii ot 31 dekabrya 2017 g. # 983 // Spravochno-pravovaya sistema «Garant», 2019.

2. Ob utverzhdenii Pravil predstavleniya informatsii o dorozhno-transportnom proisshestvii strahovschiku i trebovaniy k tehnicheskim sredstvam kontrolya, obespechivayuschim nekorrektiruemuyu registratsiyu informatsii : postanovlenie Pravitelstva

Rossiyskoy Federatsii ot 1 oktyabrya 2014 goda # 1002 // Spravochno-pravovaya sistema «Garant», 2019.

3. Ob utverzhdenii polozheniya o Gosudarstvennoy inspektsii bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya MVD Rossiyskoy Federatsii : ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 15 iyunya 1998 g. # 711 // Spravochno-pravovaya sistema «Garant», 2019.

4. O merah po sovershenstvovaniyu deyatelnosti dorozhno-patrulnoy sluzhbyi Gosudarstvennoy inspektsii bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii : prikaz MVD Rossii ot 2 marta 2009 g. # 186dsp // Ofitsialno ne opublikovan.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Власов Михаил Михайлович. Адъюнкт. Краснодарский университет МВД России. E-mail: [email protected].

Россия, 350005, Краснодар, улица Ярославская, 128. Тел. (861) 258-37-70.

Vlasov Mikhail Mikhailovich. Post-graduate cadet. Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. E-mail: [email protected].

Work address: Russia, 350005, Krasnodar, Yaroslavskaya Str., 128. Tel. (861) 258-37-70.

Ключевые слова: специальные технические средства; автоматизированный программный комплекс; скоростной режим; дорожно-транспортное происшествие; организационно-штатные мероприятия.

Key words: special technical means; automated computer system; speed limit; traffic accident; staffing for the event.

УДК 342

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.