Научная статья на тему 'ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕШЕХОДОВ ПРИ КРИМИНАЛЬНОМ НАРУШЕНИИ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕШЕХОДОВ ПРИ КРИМИНАЛЬНОМ НАРУШЕНИИ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
112
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / КРИМИНОЛОГИЯ / ВИКТИМОЛОГИЯ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ПЕШЕХОД / ПРЕСТУПНОСТЬ / ЖЕРТВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ВИКТИМИЗАЦИЯ / ВИКТИМНОСТЬ / СТ. 264 УК РФ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Степанов-Егиянц Владимир Георгиевич, Качурова Елизавета Сергеевна

Проблема формирования современной криминологической системы обеспечения безопасности дорожного движения связана с необходимостью разработки мер предупреждения виктимизации пешеходов. При рассмотрении основных подходов к обеспечению должного уровня виктимологической безопасности пешеходов, важное значение приобретают анализ, последующая коррекция и профилактика виктимного поведения потерпевших в дорожно-транспортных происшествиях. Целью криминологического изучения неосторожного причинения смерти и тяжкого вреда здоровью пешеходам, предусмотренного ст. 264 УК РФ, является не только снижение уровня виктимности потерпевших от ДТП, но и снижение числа необоснованно осуждаемых водителей, квалификация действий которых зачастую осуществляется органами следствия без тщательного учета поведения пешехода. Авторы полагают, что в случае, если причиной ДТП явилось провоцирующее, противоправное и виновное поведение пешехода, то привлечение к уголовной ответственности водителя по ст. 264 УК РФ является необоснованным. Также сделан вывод о необходимости повышения правовой культуры пешеходов с целью формирования сознания и устойчивых психологических установок на соблюдение правил дорожного движения среди, подчеркивается роль и положительные результаты деятельности органов ГАИ в рассматриваемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VICTIMOLOGICAL PROVISION OF PEDESTRIAN SAFETY IN CASE OF CRIMINAL VIOLATION OF TRAFFIC RULES

The problem of the formation of a modern criminological system for ensuring road safety is associated with the need to develop measures to prevent the victimization of pedestrians. When considering the main approaches to ensuring the proper level of victimological safety of pedestrians, analysis, subsequent correction and prevention of victim behavior of victims in road accidents become important. The purpose of criminological study of negligent infliction of death and serious injury to pedestrians, provided for in Article 264 of the Criminal Code of the Russian Federation, is not only to reduce the level of victimization of victims of road accidents, but also to reduce the number of unreasonably convicted drivers, whose actions are often qualified by investigative bodies without careful consideration of pedestrian behavior. The authors believe that if the cause of the accident was provoking, illegal and guilty behavior of a pedestrian, then bringing the driver to criminal responsibility under Article 264 of the Criminal Code of the Russian Federation is unjustified. It is also concluded that it is necessary to improve the legal culture of pedestrians in order to form consciousness and stable psychological attitudes towards compliance with traffic rules among them, the role and positive results of the activities of the traffic police in this area are emphasized.

Текст научной работы на тему «ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕШЕХОДОВ ПРИ КРИМИНАЛЬНОМ НАРУШЕНИИ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Виктимологическое обеспечение безопасности пешеходов при криминальном нарушении правил дорожного движения

Степанов -Егиянц Владимир Георгиевич,

доктор юридических наук, доцент, LL.M., доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: 02041981@mail.ru

Качурова Елизавета Сергеевна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры криминалистики, судебных экспертиз и юридической психологии Байкальского государственного университета E-mail: kachurova_ls@mail.ru

Проблема формирования современной криминологической системы обеспечения безопасности дорожного движения связана с необходимостью разработки мер предупреждения виктими-зации пешеходов. При рассмотрении основных подходов к обеспечению должного уровня виктимологической безопасности пешеходов, важное значение приобретают анализ, последующая коррекция и профилактика виктимного поведения потерпевших в дорожно-транспортных происшествиях. Целью криминологического изучения неосторожного причинения смерти и тяжкого вреда здоровью пешеходам, предусмотренного ст. 264 УК РФ, является не только снижение уровня виктимно-сти потерпевших от ДТП, но и снижение числа необоснованно осуждаемых водителей, квалификация действий которых зачастую осуществляется органами следствия без тщательного учета поведения пешехода. Авторы полагают, что в случае, если причиной ДТП явилось провоцирующее, противоправное и виновное поведение пешехода, то привлечение к уголовной ответственности водителя по ст. 264 УК РФ является необоснованным. Также сделан вывод о необходимости повышения правовой культуры пешеходов с целью формирования сознания и устойчивых психологических установок на соблюдение правил дорожного движения среди, подчеркивается роль и положительные результаты деятельности органов ГАИ в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: Виктимологическая безопасность, правила дорожного движения, противодействие преступности, криминология, виктимология, дорожно-транспортное происшествие, пешеход, преступность, жертвы преступлений, виктимизация, виктимность, ст. 264 УК РФ.

S2

со

Виктимологическая безопасность, являясь как элементом системы обеспечения криминологической, так и в целом национальной безопасности, тем не менее, отличается самостоятельным объектом. Само определение понятия «виктимологической безопасности», а также концептуальные выводы, определяющие ее специфику отражены в работах К.В. Вишневецкого, А.А. Гаджие-вой, П.А. Кабанова, В.Е. Квашис, А.В. Майорова, B.C. Минской, В.И. Полубинского, А.Л. Репецкой, В.Я. Рыбальской, Д.В. Ривмана.

Виктимологическая безопасность направлена на эффективное обеспечение защиты граждан от виктимизации, минимизацию виктимогенных факторов и создание виктимологически благоприятной социальной среды. Само понятие «виктимологической безопасности» можно определить как состояние защищенности граждан от виктимиза-ции, реализуемое посредством своевременного выявления и предупреждения условий и ситуаций, способствующих совершению преступлений в отношении определенных лиц.

Проблема виктимологичекого обеспечения безопасности в сфере безопасности дорожного движения остаётся актуальной и требует дальнейшего исследования. Несмотря на то, что в Российской Федерации с 2012 г. наблюдается устойчивая тенденция к снижению основных показателей дорожно-транспортной аварийности, связанной с наездами на пешеходов, а общее их число сократилось практически в полтора раза, криминологический анализ гибели пешеходов в результате дорожно-транспортных происшествий (далее -ДТП, или происшествие), позволяет сделать вывод о необходимости именно виктимологического исследования ст. 264 Уголовного кодекса России (далее - УК РФ). Так, по данным официальной статистики в 2021 г. зарегистрировано 35 666 ДТП, связанных с наездами на пешеходов, в которых погибли 3767 и ранены 33 233 человека, всего же за 2021 год в России число погибших в результате всех ДТП составило - 14874 человека [1]. Изучение обозначенной проблемы с виктимологического ракурса способно активизировать дополнительные резервы криминологической профилактики рассматриваемых преступлений, минимизируя вероятность виктимизации гибели в результате ДТП.

Важно отметить, что неправомерное или беспечное поведение водителя транспортного средства не всегда становится причиной наезда на пешехода, а зачастую именно обратная корреляция детерминирует виктимизацию. В этой связи, при привлечении к уголовной ответственности водителей, важно анализировать поведение потерпев-

шего, а также иные способствующие совершению неумышленного наезда на пешехода объективные условия совершения преступления.

Формирование виктимологической системы безопасности на дорогах предполагает рассмотрение типичных ситуаций, в которых сам пешеход способствует виктимизации. В этом случае, значение приобретает общественное отношение к поведению и роли жертв в совершаемых преступлениях, и как следствие - реакция законодателя и органов судебной власти при разрешении вопроса о виновности водителей, совершивших наезд на пешехода. В случаях, когда помимо виктимного поведения потерпевшего будут тем не менее установлены нарушения закона и с стороны водителя - уголовное наказание последнего неотвратимо, но, если расследование обстоятельств ДТП все же указывает на соблюдение водителем всех правил дорожного движения (далее - ПДД) и устанавливает причиной ДТП провоцирующее, противоправное и виновное поведение пешехода, то привлечение к уголовной ответственности водителя будет несправедливым и необоснованным. Например, пешеход решил покончить жизнь самоубийством и внезапно для водителя выпрыгнул с тротуара под колеса, проезжающего мимо автомобиля, либо в состоянии алкогольного опьянения переходит многополосную магистраль в неустановленном месте и погибает.

Так, при рассмотрении возможности влияния на квалификацию умышленного преступления вик-тимного поведения жертвы однозначно определено, что такое поведение не может влиять на правовую оценку и виновность преступника, умышленно совершающего преступление. В этих случаях изучение степени виктимности поведения жертв преступлений лишь способствует снижению виктимизации и имеет превентивное значение. Однако в случаях, когда водитель транспортного средства не нарушал ПДД, двигался с разрешенной скоростью, объективно не мог обнаружить и своевременно устранить опасность, а в свою очередь пострадавший в результате ДТП пешеход всячески способствовал виктимизации, подобное поведение должно быть учтено еще на этапе разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 264 УК РФ, а возбужденное дело подлежит прекращению за отсутствием в действиях состава преступления.

Примеров такого виктимного поведения потерпевших немало. Предпримем попытку определить типичные виды такого поведения пешеходов, в большей или меньшей степени способствующее совершению преступления.

Учитывая особенности совершения преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ, необходимо выделить в качестве наиболее распространённой - неосмотрительную форму виктимного поведения пешеходов, при которой жертвы, ошибочно представляют, либо недооценивают результат своих действий на дороге, не соблюдают предписания и правила дорожного движения, порой элементарные меры личной безопасности. Примерами таких действий являются - переходы улицы в неустанов-

ленном месте, при недостаточной освещенности в темное время суток, при отсутствии видимости или без учета иных неблагоприятных факторов -гололед, дождь, снегопад. Итогом таких действий или бездействия становятся аварийные ситуации, способные привести к смерти или тяжкому вреду здоровья пешехода.

Отметим, что при анализе судебной практики, а также обращение к видеороликам с фиксацией ДТП, встречаются примеры провокационного поведения пешеходов, то есть жертва заинтересована в совершении на него наезда. Распространены случаи, когда из корыстных побуждений, пешеходы намеренно бросаются под колеса, инсценируя причинение вреда здоровью, рассчитывая получить денежное вознаграждения от водителя, используя фактор внезапности стрессовой ситуации и боязнь водителя понести уголовную ответственность, что в свою очередь вполне обосновано, учитывая практическую презумпцию их вины в случае судебного разбирательства.

При этом виктимное поведение пешеходов может быть как устойчивым, когда человек регулярно пренебрегает ПДД, к примеру - ежедневно перебегает дорогу в удобном, по его мнению месте, не взирая на запрещающие знаки и возможности воспользоваться переходом, так и ситуативным - незнакомый город или район, незнание правил перехода в определенном месте, физическое или психологическое состояние потерпевшего, способствующее потери должного внимания. Такое ситуативное поведение жертвы не является устойчивой деформацией, как правило - бесконтрольно, то есть - совершается без всяческого намерения, неосознанно [2].

Отдельно необходимо выделить и состояние алкогольного или наркотического опьянения пешеходов, способствующее их виктимизации. Не всегда пьяный пешеход становится жертвой ДТП и не всегда именно его состояние является причиной наезда, но то, что алкоголь и наркотики негативно влияют на реакцию пешехода, его осмотрительность - очевидный факт.

Таким образом, среди лиц с устойчивым вик-тимным поведением, нежелающих соблюдать нормы закона, чаще можно выделить потенциальных жертв преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ. Более того, их демонстративное поведение может сформировать негативные привычки у окружающих, детей и подростков, копирующих поведение старших.

Уместно также определить степень вины пешеходов при реальной виктимизации, поскольку встречается и абсолютно невиновное поведение - когда потерпевший не нарушал ПДД; пешеходы с легкой формой вины - потерпевший не знал о возможной опасности и не мог ее предотвратить; р жертвы виновные наравне с водителем - оба участ- Д ника нарушают установленные правила и имеют Ч

т

девиации в поведении; исключительно виновные К пешеходы - провокаторы, создающие инсцениров- ё ки наезда в корыстных целях, например с целью у получения страховой выплаты. А

В случае виктимного поведения пешеходов способствующим фактором становится массовая деформация населения по вопросам персональной ответственности в обеспечении безопасности на дорогах, хотя обязанность соблюдать правила дорожного движения, относится равно и к пешеходам, как и к водителям [3]. Такое некритичное виктимное поведение пешеходов связано с такими качествами личности, как неосмотрительность, неумение и нежелание прогнозировать негативные последствия. Наличие таких личностных характеристик у конкретного пешехода предопределяют его личностную виктимность, то есть способность стать жертвой рассматриваемых преступлений [4].

Учитывая, что угроза виктимизации от наезда транспортного средства является массовой, то есть потенциальной жертвой может стать любой, уместно выделить так называемые «группы риска», то есть те категории граждан, чья уязвимость выше. Среди видов такой групповой вик-тимности пешеходов особое место занимает вик-тимность возрастная, характерная для полярных возрастных групп - несовершеннолетних и лиц пожилого возраста. Так, в силу отсутствия должного жизненного опыта, склонности к демонстрационному поведению и другим особенностям пубертатного периода, подростки намерено выбегают на проезжие части, кидаются под колеса автомобилей, желая произвести впечатление, либо становясь участниками экстремальных состязаний [5]. Такое безрассудное поведение приводит к неизбежной виктимизации подростков.

В свою очередь, лица преклонного возраста, становятся уязвимыми в силу неотъемлемых возрасту физиологических параметров [6] - различные заболевания, общее недопонимание возросших дорожных угроз, неадекватная оценка собственных физических способностей, потеря слуха, слабое зрение и другие возрастные изменения -также приводят к ДТП с их участием.

Среди прочих групп целесообразно выделить по гендерному признаку женскую виктимность, чьё поведение на дороге может быть связано с присущими этой группе торопливостью, обувью на каблуках, физической слабостью.

Также уместно рассмотреть и так называемую «реальную виктимность», которая определяется ограниченными возможностями некоторых граждан, их психопатическими отклонениями, которые нуждаются в повышенной виктимологической защите. К сожалению, инфраструктура для таких граждан недостаточно развита, а специально оборудованных пешеходных переходов, особенно в небольших городах - единицы.

К современным типам виктимности пешеходов можно отнести виктимность стрессовую - обусловленную факторами среды - шумовое загрязнение, ^ напряжение, смог. В состоянии стресса, пешехо-2 ды становятся менее внимательными. Отдельным £3 источником, отвлекающим пешеходов, хотелось бы еЗ отметить влияние смартфонов и наушников, с ко-Ц торыми граждане предпочитают не расставаться

в процессе движения. Так, видя зеленый сигнал светофора, лишенный возможности слышать, пешеход начинает переходить дорогу игнорируя сирены двигающейся скорой или пожарной машины. Таких граждан большинство, поэтому своевременно имплементировать опыт зарубежных стран, где активно внедряются высокотехнологичные инструменты виктимологической профилактики [7].

Пешеходы, являясь самой многочисленной группой участников дорожного движения [8], в то же время представляют собой самую неграмотную в этом смысле категорию, обладают массовым нигилизмом и не готовы брать на себя ответственность за собственную виктимизацию.

Именно должный уровень правовой культуры и правосознания современного общества, соблюдение каждым норм законодательства, внедрение в систему дорожной безопасности современных инновационных технологий, обеспечит полноценную минимизацию виктимизации пешеходов.

Роль пропаганды безопасности дорожного движения как одного из направлений деятельности Госавтоинспекции трудно переоценить. Приоритетным направлением работы в сфере информационно-пропагандистского сопровождения деятельности Госавтоинспекции является повышение культуры поведения и формирование правосознания участников дорожного движения. В связи с тем, что важнейшим фактором риска в дорожном движении остается человеческий фактор, проявляющийся в низкой культуре поведения участников дорожного движения, не соблюдении ПДД, неадекватной оценки своих навыков вождения, основное внимание 59 в деятельности по пропаганде БДД Госавтоинспекция уделяет активизации работы по формированию законопослушного поведения граждан, созданию в обществе атмосферы нетерпимости к нарушителями. В рамках этой работы Госавтоинспекцией на постоянной основе осуществляется целенаправленная деятельность по созданию информационно-визуального пространства для формирования правового сознания и устойчивых психологических установок на соблюдение Правил дорожного движения среди родителей, детей и молодежи, используется имеющийся потенциал федеральных и региональных средств массовой информации, сети Интернет, а также активно применяются средства социальной рекламы [9].

Полагаем, что в том числе активная пропагандистская работа органов ГАИ привела к тому, что за 9 месяцев 2022 года три основных показателя дорожно-транспортной аварийности снизились по отношению к прошлому году. Таким образом, всего на дорогах страны зарегистрировано 91 255 тыс. ДТП (-6,1%), в которых погибли 10 078 тыс. (-4,8%) и получили ранения 11 5139 тыс человек (-6,3%) [10].

Полностью купировать виктимогенные факторы и изменить пешеходов невозможно, однако создать виктимологически благоприятные условия и воздействовать на некоторые неблагоприятные тенденции, в том числе изменив подход следствен-

ных и судебных органов к оценке виктимного поведения пешеходов, необходимые меры противодействия массовой виктимизации граждан от преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ.

Литература

1. Официальный сайт Госавтоинспекции // URL: http://stat.gibdd.ru (дата обращения - 2 декабря 2022 г.).

2. Кудряшов А.В. Жертва в дорожно-транспортном происшествии: некоторые виктимологиче-ские аспекты // Виктимология. 2018. № 2 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhertva-v-dorozhno-transportnom-proishestvii-nekotorye-viktimologicheskie-aspekty (дата обращения: 10.12.2022).

3. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // СПС КонсультантПлюс.

4. Босхолов С.С., Качурова Е.С. Основы криминологической виктимологии: учебное пособие / Иркутский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). - Иркутск, 2019. - С. 33.

5. Степанов-Егиянц В.Г. Значение виктимного поведения пешехода при квалификации деяний по ст. 264 УК РФ / В.Г. Степанов-Егиянц // Законодательство. - 2022. - № 9. - С. 78.

6. См.: Репецкая Ю.О. Виктимологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых в отношении лиц пожилого возраста: авторф. ... дис. Канд. юрид. наук. - М., 2010

7. Слободчикова Н. А., Плюта К.В. Безопасность пешеходных переходов // Вестник науки и образования Северо-Запада России.2019. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ bezopasnost-peshehodnyh-perehodov (дата обращения: 10.12.2022).

8. Майоров А.В. Типология поведения жертв дорожно-транспортных происшествий // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2008. № 2 (102). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-povedeniya-zhertv-dorozhno-transportnyh-proisshestviy (дата обращения: 10.12.2022).

9. Н.М. Кузнецова, Л.А. Казанова, Роль подразделений пропаганды безопасности дорожного движения в деятельности Госавтоинспекции. История становления, направления дальнейшего развития// ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2017. С. 58.

10. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 9 месяцев 2022 года. Информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2022. Режим доступа: https://media.mvd.ru/files/embed/4605723 (дата обращения 21.12.2022).

VICTIMOLOGICAL PROVISION OF PEDESTRIAN SAFETY IN CASE OF CRIMINAL VIOLATION OF TRAFFIC RULES

Stepanov-Egiyants V.G., Kachurova E.S.

Lomonosov Moscow State University, Baikal State University

The problem of the formation of a modern criminological system for ensuring road safety is associated with the need to develop measures to prevent the victimization of pedestrians. When considering the main approaches to ensuring the proper level of victimological safety of pedestrians, analysis, subsequent correction and prevention of victim behavior of victims in road accidents become important. The purpose of criminological study of negligent infliction of death and serious injury to pedestrians, provided for in Article 264 of the Criminal Code of the Russian Federation, is not only to reduce the level of victimization of victims of road accidents, but also to reduce the number of unreasonably convicted drivers, whose actions are often qualified by investigative bodies without careful consideration of pedestrian behavior. The authors believe that if the cause of the accident was provoking, illegal and guilty behavior of a pedestrian, then bringing the driver to criminal responsibility under Article 264 of the Criminal Code of the Russian Federation is unjustified. It is also concluded that it is necessary to improve the legal culture of pedestrians in order to form consciousness and stable psychological attitudes towards compliance with traffic rules among them, the role and positive results of the activities of the traffic police in this area are emphasized.

Keywords: victimological safety, traffic rules, crime prevention, criminology, victimology, traffic accident, pedestrian, crime, crime victims, victimization, victimization, Article 264 of the Criminal Code of the Russian Federation.

References

1. Official website of the State traffic inspectorate // URL: http:// stat.gibdd.ru (accessed December 2, 2022).

2. Kudryashov A.V. Victim in a traffic accident: some victimological aspects // Victimology. 2018. No. 2 (16). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/zhertva-v-dorozhno-transportnom-proishestvii-nekotorye-viktimologicheskie-aspekty (date of access: 10.12.2022).

3. Decree of the Government of the Russian Federation of October 23, 1993 N1090 (as amended on December 31, 2020) "On the Rules of the Road" (together with the "Basic Provisions for the Admission of Vehicles for Operation and the Duties of Officials to Ensure Road Safety") (with amended and supplemented, effective from 01.01.2022) // SPS ConsultantPlus.

4. Bosholov S.S., Kachurova E.S. Fundamentals of criminological victimology: textbook / Irkutsk Institute (branch) VSUYU (RPA of the Ministry of Justice of Russia). - Irkutsk, 2019. - P. 33.

5. Stepanov-Egiyants V.G. The value of victim behavior of a pedestrian in the qualification of acts under Article 264 of the Criminal Code of the Russian Federation / V.G. Stepanov-Egiyants // Legislation. - 2022. - No. 9. - P. 78.

6. See: Repetskaya Yu.O. Victimological characteristics and prevention of crimes committed against the elderly: Author. ... dis. Cand. legal Sciences. - M., 2010

7. Slobodchikova N. A., Plyuta K.V. Safety of pedestrian crossings // Bulletin of Science and Education of the North-West of Russia. 2019. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ bezopasnost-peshehodnyh-perehodov (accessed 10.12.2022).

8. Mayorov A.V. Typology of behavior of victims of road traffic accidents // Bulletin of SUSU. Series: Law. 2008. No. 2 (102). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-povedeniya-zhertv-dorozhno-transportnyh-proisshestviy (date of access: 10.12.2022).

9. N.M. Kuznetsova, L.A. Casanova, The role of road safety propaganda units in the activities of the State Traffic Inspectorate. History of formation, directions of further development// FKU NITs BDD of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017. P. 58.

10. Road traffic accidents in the Russian Federation for 9 months of 2022. Information-analytical review. M.: FKU "NTs BDD of the Ministry of Internal Affairs of Russia". 2022. Access mode: https://media.mvd.ru/files/embed/4605723 (accessed 12/21/2022).

5 -a

C3

<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.