Научная статья на тему 'ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫХ ЖЕНЩИНАМИ'

ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫХ ЖЕНЩИНАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
184
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЯ / СОВЕРШАЕМЫЕ ЖЕНЩИНАМИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ЖЕРТВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / CRIMES COMMITTED BY WOMEN / ROAD SAFETY / VIOLATION OF TRAFFIC RULES / VICTIM OF CRIME / VICTIMOLOGICAL CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юрпалова Д. Н.

Эффективное адресное предупреждение преступлений в сфере безопасности дорожного движения, совершаемых женщинами, невозможно без установления их виктимологической характеристики. Анализ статистических данных государственной статистики о числе осужденных по преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта определил целесообразность установления виктимологической характеристики преступлений в сфере безопасности дорожного движения, совершаемых женщинами, на основании исследования данных о жертве такого преступления, как нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. На основании изучения материалов 230 уголовных дел (рассмотренных судами РФ в 2013-2019 гг.) по преступлениям, предусмотренным ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств», совершенными женщинами в отношении 271 жертвы, установлена виктимологическая характеристика данных преступлений. Установлена социально-демографическая характеристика жертвы преступления (пол, возраст), статус жертвы как участника дорожного движения, характер (типы) поведения жертвы в ситуации совершения дорожно-транспортного преступления, состояние жертвы в момент совершения преступления.Effective targeted prevention of crimes in the field of road safety committed by women is impossible without identifying their victimological characteristics. The analysis of state statistics on the number of convicts of crimes against traffic safety and the vehicle operation determined the advisability of establishing the victimological characteristics of crimes in the field of road safety committed by women, based on a study of data on the victim of such a crime as violation of traffic rules and operation of vehicles. Based on the study of the materials of 230 criminal cases (heard by the courts of the Russian Federation in 2013-2019) for crimes provided for by Art. 264 of the Criminal Code of the Russian Federation “Violation of the rules of the road and the operation of vehicles" committed by women against 271 victims, the victimological characteristics of these crimes are established. The socio-demographic characteristics of the victim of the crime (gender, age), the status of the victim as a participant in the traffic, the nature (types) of the victim's behavior in the situation of the commission of a traffic crime, the state of the victim at the time the crime was committed are established.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫХ ЖЕНЩИНАМИ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2020. - Т. 6 (72). № 1. - С. 283-291.

УДК 343.9

ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫХ ЖЕНЩИНАМИ

Юрпалова Д. Н.

Управление МВД России по г. Новороссийску

Эффективное адресное предупреждение преступлений в сфере безопасности дорожного движения, совершаемых женщинами, невозможно без установления их виктимологической характеристики. Анализ статистических данных государственной статистики о числе осужденных по преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта определил целесообразность установления виктимологической характеристики преступлений в сфере безопасности дорожного движения, совершаемых женщинами, на основании исследования данных о жертве такого преступления, как нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. На основании изучения материалов 230 уголовных дел (рассмотренных судами РФ в 2013-2019 гг.) по преступлениям, предусмотренным ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств», совершенными женщинами в отношении 271 жертвы, установлена виктимологическая характеристика данных преступлений. Установлена социально-демографическая характеристика жертвы преступления (пол, возраст), статус жертвы как участника дорожного движения, характер (типы) поведения жертвы в ситуации совершения дорожно-транспортного преступления, состояние жертвы в момент совершения преступления.

Ключевые слова: преступления, совершаемые женщинами, безопасность дорожного движения, нарушение правил дорожного движения, жертва преступления, виктимологическая характеристика.

Основными системообразующими элементами механизма преступления наряду с обстановкой совершения преступления и конкретной жизненной ситуацией, в первую очередь, являются личность преступника и жертва преступления. Функциональные и операционные характеристики системы данных элементов и закономерности их взаимодействия определяют суть механизма совершения преступления [1]. При этом жертва преступления является фактором, который генетически и динамически влияет на указанный механизм [2]. Учитывая указанное, мы категорически не можем согласиться с мнением Ефимовой Е. О., утверждающей, что при значимости и необходимости комплексного изучения как внутренних (личностных) характеристик субъекта неосторожного автодорожного преступления, так и внешних, образующих объективную действительность, условий совершения деяния, «не стоит придавать особого значения виктимологическим факторам, по причине того, что действия жертвы, виновной в совершении дорожно-транспортного происшествия, сами по себе исключают уголовную ответственность в действиях водителя» [3, с. 125].

Лишь виктимологический анализ преступлений делает возможным глубокое и всестороннее изучение личности преступника и механизма совершения преступления [4, с. 128]. Во многих случаях вовлеченность жертвы в механизм совершения преступления связана с таким критерием, как виктимность [5; 6]. Как отмечает

283

Квашис В. Е., виктимность и преступность - категории, сопутствующие и неразрывно связанные [7, с. 23]. Виктимность является реализованной преступным актом «предрасположенностью», способностью того или иного лица стать при определенных обстоятельствах жертвой преступления, иначе говоря - неспособность избежать опасности там, где она объективно была предотвратима [8, с. 22].

Исследование виктимности осуществляется через призму связи преступления с поведением жертвы, внутренними и внешними факторами, влияющими на ее виктимность. При этом степень виктимности варьируется в зависимости от характера поведения жертвы: от провокационного поведения жертвы, отрицательного поведения жертвы без оттенка провокации до социально полезного поведения жертвы, вызывающего недовольство со стороны преступника [9, с. 82]. В преступлениях в сфере дорожного движения, сопряженных с причинением вреда жизни и здоровья потерпевшему, характеристики жертвы преступления, определяющие особенности ее виктимности и виктимизации, являются значимыми составляющими их криминологической характеристики.

Анализ статистических данных Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации [10] о числе осужденных по преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта показал, что за период с 2013 по 2018 годы из общего количества лиц, осужденных за совершение преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, 9,9% (11021 человек) составили женщины. При этом, в структуре преступлений в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта, совершаемых женщинами, преобладают такие деяния, как: нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 264.1 УК РФ) - 65,41% и нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ) - 34,21%. Указанное определяет целесообразность установления виктимологической характеристики преступлений в сфере безопасности дорожного движения, совершаемых женщинами, на основании исследования данных о жертве такого преступления, как нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Проблемой исследования виктимологической характеристики преступлений в ряде случаев (в частности, при наличии причинения вреда жертве преступления в виде смерти) является сложность получения надлежащего эмпирического материала. Ученые отмечают тот факт, что установление характеристик жертвы преступлений, обусловливающих ее виктимность или способных повлиять на ее проявление, затрудняет отсутствие прямых данных о них в материалах подавляющего большинства уголовных дел. Это связано с тем, что правоохранительные органы, а часто и суд практически не уделяют внимания данным характеристикам жертвы в процессе уголовного судопроизводства [2, с. 145]. Однако, необходимо учитывать, что оценка состояния и динамики преступности дается в соответствии со статистическими показателями, не учитывающими реальных жертв преступлений и причиненного им вреда. Поэтому можно установить состояние, структуру, динамику виктимности, но не виктимизации [11, с. 52-53]. Таким образом, несмотря на определенную информативную ограниченность, установление виктимологической характеристики исследуемых нами преступлений диктует необходимость обращения к данным, содержащимся в материалах судебно-следственной практики.

284

Изучение материалов 230 уголовных дел (рассмотренных судами РФ в 20132019 гг.) по преступлениям, предусмотренным ст. 264 УК РФ, совершенными женщинами в отношении 271 жертвы, позволило установить следующую виктимологическую характеристику данных преступлений.

Прежде всего, следует рассмотреть количество потерпевших (жертв) в случае преступного нарушения женщинами правил дорожного движения и эксплуатации транспорта. Исследование показало, что в большинстве случаев вред жизни и здоровью причиняется одному человеку (87,4%). Вред жизни и здоровью причиняется двум лицам в 7,8%, трем - 4,3%, а четырем и более лицам в 0,4% случаев.

Как можем видеть, практически в каждом седьмом случае (12,6%) жертвами нарушения женщинами правил дорожного движения и эксплуатации транспорта становятся два и более человека. Следует напомнить, что как было установлено нами в ходе исследования, в 63% случаев совершение данных преступлений сопряжено с причинением тяжкого вреда здоровью человека, а в 37% случаев причинением смерти одному или нескольким лицам.

Социально-демографическая характеристика жертвы преступления. Такие демографические признаки, как пол и возраст жертвы, являются значимыми параметрами виктимологической характеристики, прежде всего, таких социальных групп, как дети, подростки, пожилые люди и женщины [12, с. 62].

Пол жертвы. Изучение судебно-следственной практики показало, что жертвами нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспорта, совершаемого женщинами, в большинстве случаев становятся лица женского пола (58,5%). Соответственно на долю жертв-мужчин таких преступлений приходится 36,5% случаев.

Таким образом, наибольшая виктимность при совершении женщинами нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспорта свойственна лицам женского пола (58,5%). Указанное, на наш взгляд, может подтверждать правильность выдвинутой нами гипотезы о наличии определенных психофизиологических особенностей восприятия такими категориями участников дорожного движения как женщины и дети характера дорожной ситуации.

Возраст жертвы. Изучение нами эмпирического материала свидетельствует, что жертвами преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения, являются лица следующих возрастных групп: 1) от 0 до 6 лет - 2,6%; 2) от 6 до 10 лет - 7%; 3) от 11 до 14 лет - 5,9%; 4) от 14 до 18 лет - 4,8%; 5) от 19 до 25 лет -8,8%; 6) от 26 до 29 лет - 43,9%; 7) от 30 до 39 лет - 19,2%; 8) от 40 до 49 лет -7,4%.

Из указанного следует, что наиболее виктимными являются лица в возрасте от 26 до 29 лет - 43,9%, а также в возрасте от 30 до 39 лет - 19,2 %, на которых в общей сложности приходится более половины жертв исследуемых преступлений (63,1%). При этом жертвой каждого четвертого преступления (20,3%) становятся несовершеннолетние лица (в том числе малолетние - 15,5%).

Виктимность детей в случае совершения преступлений в сфере безопасности дорожного движения заслуживает отдельного внимания. Каждый период детства имеет свои психологические особенности, которые в значительной мере определяют поведение ребенка во взаимодействии его с окружающей средой. Наиболее виктим-

285

ными являются дети в возрасте от 6 до 10 лет, которые проявляют достаточную активность как участники дорожного движение, не имея при этом необходимого опыта безопасного поведения. В этом возрасте ребенок не может в полной мере воспринимать и оценивать дорожную ситуацию, степень ее опасности. Их поведение на дороге зачастую бывает непредсказуемым, когда они неожиданно могут выбежать на проезжую часть либо, наоборот, резко остановиться или изменить направление движения. Дети в силу возраста нетерпеливы, при этом поле зрения у них составляет одну треть по сравнению с полем зрения взрослого человека.

Также специфическую виктимную группу составляют дети в возрасте от 0 до 6 лет, являющиеся пассажирами транспортных средств, чему, прежде всего, способствует несоблюдение женщиной-водителем требований техники безопасности перевозки пассажиров указанного возраста.

Как показывает практика, наибольшее число преступлений в сфере безопасности дорожного движения, потерпевшими которых являются дети, приходится на май месяц и конец августа - начало сентября. В этом время совершается около 65 % всех дорожно-транспортных происшествий. По мнению сотрудников ГИБДД, это обусловлено тем, что в конце учебного года проявляется усталость детей, а в начале учебного года они возвращаются с отдыха, когда утрачиваются привычные навыки безопасного поведения на дороге [13, с. 48]. Наиболее типичными нарушениями правил дорожного движения детьми, повлекшими совершение преступления с их участием, являются: 1) переход проезжей части в неустановленном месте (17, 9 %);

2) нарушение правил управления велосипедами, мопедами, мотоциклами (13,8 %);

3) переход проезжей части вне зоны пешеходного перехода (3,8 %); 4) неожиданный выход из-за объектов, ограничивающих видимость на дороге (2,5 %); 5) игра на проезжей части (0,7 %) и пр. [13, с. 47].

Статус жертвы как участника дорожного движения. Данный признак позволяет выявить наиболее виктимных участников дорожного движения, соответственно определяет адресность мер специально-криминологического и индивидуального предупреждения преступлений в сфере безопасности дорожного движения.

Изучение эмпирического материала показало, что жертвами преступлений в сфере безопасности дорожного движения, совершаемых женщинами, становятся лица, имеющие следующий статус участников дорожного движения: 1) пешеход (41%); 2) пассажир (25,8%); 3) водитель транспортного средства (25,1%); 4) велосипедист (8,1%).

Превалирующая по отношению к иным участникам дорожного движения вик-тимность пешеходов во многом обуславливается типом их виктимного поведения. Так, исследование А.П. Цараковой показало, что некритичное виктимное поведение характерно для пешеходов, которым свойственна возрастная виктимность (60 лет и старше), имеющих недоставки зрения, слуха, трудности в передвижении. Агрессивное поведение (переход проезжей части в неустановленном месте; передвижение непосредственно по проезжей части при наличии тротуара, игнорирование сигналов светофора и т.п.) характерно для пешеходов из числа представителей маргинальных групп населения (безработных, лиц без постоянного места жительства и прочих социально неадаптированных субъектов). Их импульсивное виктимное поведение нередко связано с психическими аномалиями. Такие лица практически всегда пребывают в состоянии опьянения [14, с. 127-128]. Также следует учитывать, что среди

286

пешеходов, как самой многочисленной и самой уязвимой группы участников дорожного движения, встречаются те, кто систематически нарушает правила дорожного движения [15, с. 20; 16, с. 5].

Из всех жертв преступного нарушения женщинами правил дорожного движения особое внимание следует обратить на пассажиров транспортных средств. Они являются единственным «пассивным» участником дорожного движения, которые, однако, рискуют жизнью и здоровьем наравне с водителями транспортных средств.

Характер поведения жертвы преступления во многом определяет не только ее виктимность, но ее виктимизацию. Именно поведение жертвы во многих случаях является фактором, определяющим ситуацию совершения преступления и поведение преступника, с точки зрения его реализации или нереализации.

Кроме того, характер поведения жертвы непосредственно определяет виктимо-генную ситуацию в сфере безопасности дорожного движения, т.е. ту «конкретно сложившуюся по «воле» потерпевшего дорожную обстановку, которая создает опасность возникновения дорожно-транспортного происшествия и причинения вреда. Это не что иное, как состояние системы «водитель-автомобиль-пешеход-пассажир-дорога». Для него характерно отклонение одного, а иногда и нескольких элементов данной системы от предусмотренных норм и правил, а также свойствами отдельных лиц или групп, реализованных в конкретном поведении. Для него характерны объективные ситуативные обстоятельства, способствующие наступлению виктимальных последствий» [14, с. 112]. Специфика виктимогенной ситуации в области дорожного движения состоит в сложности взаимодействия объективных и субъективных факторов, связанных с личностью и поведением водителя-женщины, с поведением других участников (пешехода, пассажира), характеристикой транспортного средства и дорожных условий [17, с. 138].

Изучение судебно-следственной практики показало, что для жертв преступного нарушения женщинами правил дорожного движения характерным является следующий тип поведения: 1) позитивное виктимное поведение - 45%; 2) нейтральное поведение - 36%; 3) неосторожное виктимное поведение - 13,7%; 4) провокационное виктимное поведение - 4,4%.

Позитивным в данном случае является поведение участника дорожного движения, который не только соблюдает правила дорожного движения в соответствии с тем статусом участника дорожного движения, в роли которого он выступает, но и который принял все необходимые меры к обеспечению своей безопасности в соответствии с характером актуальной дорожной ситуации (убедился в отсутствии движущегося транспортного средства при переходе проезжей части, начал движение по переходу проезжей части с учетом погодных условий и состояния дорожного покрытия, например при гололеде и т.п.).

Нейтральным следует считать поведение участника дорожного движения, не нарушающего правила дорожного движения и не имеющего признаков неосторожного или провокационного виктимного поведения.

Неосторожное виктимное поведение участника дорожного движения характеризуется нарушением им правил дорожного движения, а также непринятием все необходимых мер к обеспечению своей безопасности в соответствии с характером актуальной дорожной ситуации. Неосторожное виктимное поведение характерно и для таких пассивных участников дорожного движения, как пассажиры. В данном

287

случае может иметь место пренебрежение элементарными правилами безопасности и самосохранения, как то: игнорирование ремней безопасности, посадка пассажира в транспортное средство к водителю, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения [18, с. 47-48]. Кроме того, нередко пассажиры осознанно или неосознанно участвуют в создании аварийной ситуации.

Провокационное виктимное поведение участника дорожного движения характеризуется умышленным созданием (провоцированием) им аварийной дорожной ситуации (выбегание пешехода из хулиганских побуждений на проезжую часть, показная удаль велосипедиста (мотоциклиста) в процессе дорожного движения, воспрепятствование пассажиром управлению транспортным средством водителем и пр.), при условии наличия в конечном итоге вины лица, управляющего транспортным средством, в наступлении вреда, предусмотренного уголовным законодательством.

Рассмотренное выше соотношение типов поведения жертв преступного нарушения женщинами правил дорожного движения указывает на незначительность негативно-активной роли жертвы в механизме преступления. В то же время это определяет направления виктимологической профилактики исследуемых преступлений, связанных с воздействием на «целевую аудиторию» - население, которому свойственно позитивное, а также нейтральное поведение в качестве участников дорожного движения.

Состояние жертвы в момент совершения преступления. Изучение полученного эмпирического материала свидетельствует, что жертвы нарушения женщинами правил дорожного движения и эксплуатации транспорта в 13,7% случаев находились в состоянии опьянения: алкогольного (13,3%) либо наркотического (0,4%).

Следует также учитывать, что состояние опьянения жертвы преступлений в сфере безопасности дорожного движения (значительно превышающее аналогичный показатель относительно преступника-женщины) во многом определяет тип поведения жертвы в условиях конкретной дорожной ситуации.

Таким образом, проведенное исследование позволило установить следующую виктимологическую характеристику преступлений в сфере безопасности дорожного движения, совершаемых женщинами. Наибольшая виктимность свойственна лицам женского пола (58,5%), в возрасте от 26 до 39 лет (63,1%). Жертвой каждого четвертого преступления (20,3%) становятся несовершеннолетние лица (в том числе малолетние - 15,5%). Большинство жертв исследуемых преступлений являются пешеходами либо пассажирами транспортных средств, управляемых женщинами (66,8%). Для жертвы характерно преимущественно (81%) позитивное или нейтральное поведение. В каждом седьмом случае (12,6%) жертвами становятся два и более человека. Каждая седьмая жертва находилась в состоянии опьянения (алкогольного - 13,3% либо наркотического - 0,4%), что приоритетно определяло тип поведения жертвы в условиях конкретной дорожной ситуации. Приведенные результаты позволяют определить направления и «целевую аудиторию» виктимологической профилактики преступлений в сфере безопасности дорожного движения, совершаемых женщинами.

288

Список литературы

1. Игнатов, А. Н. О категориях «механизм преступного поведения», «механизм преступления» и «механизм совершения преступления» / А. Н. Игнатов. - Текст : непосредственный // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2017. - № 6-7. - С. 126-132.

2. Игнатов, А. Н. Криминологическое исследование виктимологической составляющей механизма совершения насильственных преступлений / А. Н. Игнатов. - Текст : непосредственный // Общество и право. - 2015. - № 4 (54). - С. 145-150.

3. Ефимова, Е. О. Взаимодействие личности и ситуации в механизме совершения неосторожного автодорожного преступления / Е. О. Ефимова. - Текст : непосредственный // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2012. - № 4-1 (43). - С. 119-125.

4. Игнатов, А. Н. Криминологический анализ социально-демографических характеристик жертв насильственных преступлений / А. Н. Игнатов. - Текст : непосредственный // Общество и право. -2015. - № 3(53). - С. 128-132.

5. Вишневецкий, К. В. Механизм виктимологической детерминации / К. В. Вишневецкий. -Текст : непосредственный // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 10. - С. 154-157.

6. Вишневецкий, К. В. Классификация виктимности / К. В. Вишневецкий. - Текст : непосредственный // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 2. - С. 417-418.

7. Квашис, В. Е. Основы виктимологии. Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений /

B. Е. Квашис. - М. : Nota Bene, 1999. - 280 c. - Текст : непосредственный.

8. Франк, Л. В. Виктимология и виктимность / Л. В. Франк. - Душанбе : Ирфон, 1972. - 113 с. -Текст : непосредственный.

9. Стуколова, Л. С. Теоретические аспекты института виктимной психологии в современной научной полемике / Л. С. Стуколова. - Текст : непосредственный // Научное мнение. - 2014. - № 10-2. - С. 80-84.

10. Отчет о числе осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации (2013-2018 гг.). Форма № 10-а. / Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации : [сайт]. - 2020. - URL: http://www.cdep.ru (дата обращения: 11.01.2020). - Текст : электронный.

11. Виктимология: монография / Д. В. Ривман, В. С. Устинов. - Н.Новгород : Нижегор. юрид. ин-т МВД России, 1998. - 210 с. - Текст : непосредственный.

12. Телегина, Е. Г. Виктимологическая характеристика личности потерпевшего от женской насильственной преступности / Е. Г. Телегина. - Текст : непосредственный // Вестник Нижегородской правовой академии. - 2016. - № 9 (9). - С. 62-65.

13. Акулов, В. И. Административные формы и методы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (на примере Челябинской области) / В. И. Акулов, А. С. Мелехин. - Текст : непосредственный. // Административное и муниципальное право. - 2010. - № 12. - С. 45-49.

14. Царакова, А. П. Виктимологические аспекты предупреждения дорожно-транспортных преступлений: специальность 12.00.08 «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право» : дис. на соиск. .. .канд. юрид. наук /Царакова Анна Павловна ; Моск. ин-т МВД России. - М., 2009. - 245 с. - Текст : непосредственный.

15. Белозеров, Р. В. Дорожно-транспортные преступления и роль органов внутренних дел в их предупреждении: специальность 12.00.08 «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право» : автореф. дис. на соиск. .канд. юрид. наук / Белозеров Роман Валерьевич ;

C.-Петерб. ун-т МВД РФ. - СПб., 2009. - 32 с. - Текст : непосредственный.

16. Кузьменко, Д. О. Криминологический анализ дорожно-транспортных преступлений, связанных с наездами на пешеходов: специальность 12.00.08 «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право» : автореф. дис. на соиск. .канд. юрид. наук / Кузьменко Дмитрий Олегович ; Тамб. гос. ун-т. им. Г. Р. Державина - Тамбов, 2009. - 26 с. - Текст : непосредственный.

17. Юрпалова, Д. Н. Виктимологический анализ дорожно-транспортных преступлений, совершаемых водителями-женщинами / Д. Н. Юрпалова. - Текст : непосредственный. // Общество и право. - 2014. - № 1 (47). - С. 136-139.

18. Никитин, Е. В. Проблемы виктимной безопасности дорожного движения / Е. В. Никитин. - Текст : непосредственный. // Виктимология. - 2015. - № 4 (6). - С. 46-50.

289

Yurpalova D. N. Victimological characteristic of road safety crime committed by women / D. N. Yurpalova // Scientific notes of V. I Vernadsky crimean federal university. Juridical science. -2020. - T. 6 (72). № 1. - P. 283-291.

Effective targeted prevention of crimes in the field of road safety committed by women is impossible without identifying their victimological characteristics. The analysis of state statistics on the number of convicts of crimes against traffic safety and the vehicle operation determined the advisability of establishing the victimological characteristics of crimes in the field of road safety committed by women, based on a study of data on the victim of such a crime as violation of traffic rules and operation of vehicles. Based on the study of the materials of 230 criminal cases (heard by the courts of the Russian Federation in 2013-2019) for crimes provided for by Art. 264 of the Criminal Code of the Russian Federation "Violation of the rules of the road and the operation of vehicles" committed by women against 271 victims, the victimological characteristics of these crimes are established. The socio-demographic characteristics of the victim of the crime (gender, age), the status of the victim as a participant in the traffic, the nature (types) of the victim's behavior in the situation of the commission of a traffic crime, the state of the victim at the time the crime was committed are established.

Keywords: crimes committed by women, road safety, violation of traffic rules, victim of crime, victimological characteristics.

Spisok literatury'

1. Ignatov, A. N. O kategoriyax «mexanizm prestupnogo povedeniya», «mexanizm prestupleniya» i «mexanizm soversheniya prestupleniya» / A. N. Ignatov. - Tekst : neposredstvenny'j // Gumanitarny'e, so-cial'no-e'konomicheskie i obshhestvenny'e nauki. - 2017. - № 6-7. - S. 126-132.

2. Ignatov, A. N. Kriminologicheskoe issledovanie viktimologicheskoj sostavlyayushhej mexanizma soversheniya nasil'stvenny'x prestuplenij / A. N. Ignatov. - Tekst : neposredstvenny'j // Obshhestvo i pravo. -2015. - № 4 (54). - S. 145-150.

3. Efimova, E. O. Vzaimodejstvie lichnosti i situacii v mexanizme soversheniya neostorozhnogo avtodorozhnogo prestupleniya / E. O. Efimova. - Tekst : neposredstvenny'j // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. - 2012. - № 4-1 (43). - S. 119-125.

4. Ignatov, A. N. Kriminologicheskij analiz social'no-demograficheskix xarakteristik zhertv nasil'stvenny'x prestuplenij / A. N. Ignatov. - Tekst : neposredstvenny'j // Obshhestvo i pravo. - 2015. - № 3(53). - S. 128-132. ' '

5. Vishneveczkij, K. V. Mexanizm viktimologicheskoj determinacii / K. V. Vishneveczkij. - Tekst : neposredstvenny'j // Teoriya i praktika obshhestvennogo razvitiya. - 2014. - № 10. - S. 154-157.

6. Vishneveczkij, K. V. Klassifikaciya viktimnosti / K. V. Vishneveczkij. - Tekst : neposredstvenny'j // Teoriya i praktika obshhestvennogo razvitiya. - 2014. - № 2. - S. 417-418.

7. Kvashis, V. E. Osnovy' viktimologii. Problemy' zashhity' prav poterpevshix ot prestuplenij / V. E. Kvashis. - M. : Nota Bene, 1999. - 280 c. - Tekst : neposredstvenny'j.

8. Frank, L. V. Viktimologiya i viktimnost' / L. V. Frank. - Dushanbe : Irfon, 1972. - 113 s. - Tekst : neposredstvenny'j.

9. Stukolova, L. S. Teoreticheskie aspekty' instituta viktimnoj psixologii v sovremennoj nauchnoj polemike / L. S. Stukolova. - Tekst : neposredstvenny'j // Nauchnoe mnenie. - 2014. - № 10-2. - S. 80-84.

10. Otchet o chisle osuzhdenny'x po vsem sostavam prestuplenij Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Fed-eracii (2013-2018 gg.). Forma № 10-a. / Sudebny'j departament pri Verxovnom Sude Rossijskoj Federacii : [sajtl. - 2020. - URL: http://www.cdep.ru (data obrashheniya: 11.01.2020). - Tekst : e'lektronny'j.

11. Viktimologiya: monografiya / D. V. Rivman, V. S. Ustinov. - N.Novgorod : Nizhegor. yurid. in-t MVD Rossii, 1998. - 210 s. - Tekst : neposredstvenny'j.

12. Telegina, E. G. Viktimologicheskaya xarakteristika lichnosti poterpevshego ot zhenskoj na-sil'stvennoj prestupnosti / E. G. Telegina. - Tekst : neposredstvenny'j // Vestnik Nizhegorodskoj pravovoj akademii. - 2016. - № 9 (9). - S. 62-65.

13. Akulov, V. I. Administrativny'e formy' i metody' profilaktiki detskogo dorozhno-transportnogo travmatizma (na primere Chelyabinskoj oblasti) / V. I. Akulov, A. S. Melexin. - Tekst : neposredstvenny'j. // Administrativnoe i municipal'noe pravo. - 2010. - № 12. - S. 45-49.

14. Czarakova, A. P. Viktimologicheskie aspekty' preduprezhdeniya dorozhno-transportny'x prestuplenij: special'nost' 12.00.08 «Ugolovnoe pravo i kriminologiya; ugolovno-ispolnitel'noe pravo» : dis. na soisk. ...kand. yurid. nauk /Czarakova Anna Pavlovna ; Mosk. in-t MVD Rossii. - M., 2009. - 245 s. -Tekst : neposredstvenny'j.

290

Wpnanoea ff. H.

15. Belozerov, R. V. Dorozhno-transportny'e prestupleniya i rol' organov vnutrennix del v ix preduprezhdenii: special'nost' 12.00.08 «Ugolovnoe pravo i kriminologiya; ugolovno-ispolnitel'noe pravo» : avtoref. dis. na soisk. .. .kand. yurid. nauk / Belozerov Roman Valer'evich ; S.-Peterb. un-t MVD RF. - SPb., 2009. - 32 s. - Tekst : neposredstvenny'j.

16. Kuz'menko, D. O. Kriminologicheskij analiz dorozhno-transportny'x prestuplenij, svyazanny'x s naezdami na peshexodov: special'nost' 12.00.08 «Ugolovnoe pravo i kriminologiya; ugolovno-ispolnitel'noe pravo» : avtoref. dis. na soisk. .kand. yurid. nauk / Kuz'menko Dmitrij Olegovich ; Tamb. gos. un-t. im. G. R. Derzhavina - Tambov, 2009. - 26 s. - Tekst : neposredstvenny'j.

17. Yurpalova, D. N. Viktimologicheskij analiz dorozhno-transportny'x prestuplenij, sovershaemy'x voditelyami-zhenshhinami / D. N. Yurpalova. - Tekst : neposredstvenny'j. // Obshhestvo i pravo. - 2014. - № 1 (47). - S. 136-139. '

18. Nikitin, E. V. Problemy' viktimnoj bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya / E. V. Nikitin. - Tekst : neposredstvenny'j. // Viktimologiya. - 2015. - № 4 (6). - S. 46-50.

291

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.