А.И. Добренков
ПОТЕРПЕВШИЙ В МЕХАНИЗМЕ СОВЕРШЕНИЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ
THE VICTIM IN THE MECHANISM OF COMMITTING MINOR
ROAD TRAFFIC OFFENCES
В статье раскрывается роль потерпевшего в механизме совершения несовершеннолетними дорожно-транспортных преступлений. Дается виктимологическая характеристика лиц, пострадавших от данных деяний, а также предлагаются меры по профилактике поведения участников дорожного движения, способствующего возникновению ДТП.
The article reveals the role of the victim in the mechanism of committing minor road traffic offences. Given the victimological characteristics of those affected by these acts, as well as describes measures for the prevention of behavior ofparticipants of traffic, contributing to accidents.
В настоящее время вопросами обеспечения безопасности дорожного движения обеспокоено все мировое сообщество. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях погибают 1,2 млн человек [1]. Получившие различные повреждения или погибшие в результате ДТП лица на протяжении последних лет составляют значительный процент среди различных категорий потерпевших, в связи с чем разработка и реализация мер предупреждения ДТП является одной из актуальных задач для системы профилактики.
Одной из разновидностей социально негативных явлений, от которых зависит аварийность на дорогах, являются дорожно-транспортные преступления, совершаемые несовершеннолетними. Они предполагают обязательное наличие в механизме преступного поведения как минимум двух человек, один из которых выступает в роли жертвы преступного деяния, при этом его поведение зачастую играет важную роль в детерминаци-онном комплексе деяния. Жертва дорожно-транспортного преступления, совершенного несовершеннолетним, является неотъемлемым элементом предкриминальной и криминальной ситуации [2]. Вероятность стать жертвой такого преступления зависит от конкретной номенклатуры объективных внешних обстоятельств (времени, места, положения, в котором человек оказался, и т. д.) и субъективных внутренних обстоятельств (личность и поведение потерпевшего), где доминирующую роль играют последние.
В научной литературе встречается несколько вариантов терминологического обозначения лиц, которым в результате преступления был причинен вред. Традиционно употребляются термины «жертва», «потерпевший» и «пострадавший» [3].
Понятие «жертва» не закреплено законодателем [4]. С. И. Ожегов определяет его как «пострадавший от насилия, от какого-нибудь
несчастного случая, неудачи и т. д.» [5]. Мы разделяем мнение авторов, которые считают жертвой преступления физическое лицо, которому непосредственно преступлением причинен физический, материальный или моральный вред [6].
В доктрине уголовного и уголовно-процессуального права содержится определение категории «потерпевший», под которой понимается лицо, законным интересам и правам которого преступлением или иным общественно опасным действием либо бездействием причинен моральный, физический или имущественный вред и которое в процессуальном порядке признается потерпевшим по уголовному делу.
С учетом специфики рассматриваемых преступлений, уместно будет также использование категории «пострадавший». Под ней понимается лицо, которому был причинен вред в результате противоправного деяния вне зависимости от виновности данного лица в его совершении. Использование данного термина позволяет охватить те случаи, когда виновный несовершеннолетний причиняет своими действиями вред не только другим людям, но и себе. Тем более, что такие случаи встречаются часто.
Во всем многообразии моделей поведения жертв преступлений можно выделить наиболее типичные для рассматриваемой нами категории потерпевших. Исходя из того, что рассматриваемые нами преступления возникают в специфичном пространстве — в условиях дорожного движения, полагаем целесообразным использовать классификацию жертв в зависимости от категории участников дорожного движения, к которой они относятся в момент совершения подростком преступления, разработанную на основе классификации Д. Никитаса [7]:
1. Жертвы — водители транспортных средств:
- виновные несовершеннолетние водители;
- невиновные водители.
2. Жертвы — пассажиры транспортных средств:
- пассажиры транспортного средства под управлением виновного подростка;
- пассажиры других транспортных средств, участвующих в ДТП.
3. Жертвы-пешеходы.
4. Жертвы — иные участники дорожного движения.
Большое значение в механизме дорожно-транспортного преступления, совершаемого несовершеннолетним, имеет тот факт, обладают ли другие участники дорожного движения виктимностью, под которой понимается объективно присущая человеку, но в то же время не носящая фатального характера способность стать при определенных обстоятельствах жертвой преступления [8].
Следует отметить, что нередки случаи, когда подросток сам гибнет в результате своего деяния. Проведенный нами опрос сотрудников ГИБДД показал, что в большинстве случаев именно виновный несовершеннолетний становится пострадавшим в результате собственных деяний. Данного мнения придерживаются 96% респондентов. Рассмотрение таких происшествий заканчивается на первоначальных стадиях вынесением постановления о возбуждении, либо об отказе в возбуждении, либо о прекращении уголовного дела из-за смерти субъекта преступления. Такие случаи демонстрируют наличие повышенной вик-тимности у виновных несовершеннолетних участников дорожного движения. Она обуславливается тем, что подростки зачастую игнорируют элементарные требования безопасности дорожного движения. В подтверждение приведем данные проведенного нами опроса подростков 14— 17 лет: 20% несовершеннолетних указали, что вообще не используют ремни безопасности, а 40% используют их крайне редко (скорее всего, когда поблизости сотрудники ГИБДД). Помимо этого подростки допускают грубые нарушения, существенно повышающие их виктимность. К таковым относятся управление транспортным средством в состоянии опьянения и/или без права управления им. Данное утверждение подтверждается официальной статистикой: 65% ДТП были совершены несовершеннолетними, не имеющими права управления транспортными средствами, а каждое двенадцатое ДТП было совершено в состоянии опьянения. Также проведенный опрос несовершеннолетних свидетельствует о том, что 63% респондентов управляли транспортным средством, зная, что управлять им запрещено законом, а 36% делали это в состоянии опьянения.
Говоря о пострадавших водителях, которым был нанесен вред в результате неосторожных действий несовершеннолетнего участника дорожного движения, следует отметить, что их виктим-ные качества являются типичными для дорожно-транспортной преступности и неоднократно рассматривались в исследованиях различных вопросов безопасности дорожного движения [3; 9]. Водители транспортных средств становятся жертвами преступных деяний несовершеннолетних участников дорожного движения в случаях столкновения транспортных средств.
При этом водители, так же, как и несовершеннолетние виновники дорожно-транспортных преступлений, несмотря на все предпринятые ими действия (экстренное торможение и осуществление маневров, нацеленных на избежание столкновения), не смогли предотвратить аварию. Дополнительным фактором в развитии аварийной ситуации является невнимательность потерпевших, потому что, управляя транспортным средством, водитель обязан постоянно осуществлять мониторинг окружающей обстановки и при возникновении определенных условий снижать скорость вплоть до остановки или совершать различные маневры в целях недопущения создания аварийной ситуации.
Еще одной отличительной чертой дорожно-транспортных преступлений несовершеннолетних является то обстоятельство, что в подавляющем большинстве случаев потерпевшими являются лица из окружения виновного подростка (друзья и знакомые), в особенности те, кто являлись пассажирами. Данное мнение поддержали 84% опрошенных сотрудников ГИБДД. Необходимо отметить, что эта категория лиц может оказывать как пассивное влияние на развитие криминогенной ситуации, так и активное.
Пассивное влияние характеризуется воздействием лиц из окружения подростка на возникновение и развитие криминогенной ситуации без осуществления каких-либо целенаправленных действий. Так, данные лица могут возбуждать у него желание совершения различных потенциально опасных действий в условиях дорожного движения своим примером. Согласно опросу несовершеннолетних, у 94% респондентов друзья нарушали ПДД РФ, при этом у 87% опрошенных друзья управляли транспортным средством без права управления. В качестве одной из причин нарушения ПДД РФ 27% несовершеннолетних указали, что «все нарушают».
Еще одной формой пассивного влияния является наличие рядом с подростком лиц из его окружения до непосредственного совершения им ДТП, что воздействует на формирование мотивации предкриминального поведения. По нашему мнению, данное обстоятельство является одной из причин совершения несовершеннолетним опасных маневров и (или) превышения скорости,
которые привели к ДТП. Это подтверждают данные опроса, согласно которым треть подростков нарушали ПДД РФ для того, чтобы произвести на кого-то впечатление или повысить свой авторитет среди окружения, а также материалы судебной практики. Так, например, до момента совершения дорожно-транспортного преступления несовершеннолетний П., перевозя с собой в качестве пассажира несовершеннолетнюю А., двигался на автомобиле со скоростью около 130 км/ч по скользкой дороге, при этом находясь в алкогольном опьянении. Выполняя обгон транспортного средства на высокой скорости, он утратил контроль над автомобилем, допустил занос, а затем и опрокидывание автомобиля. В результате ДТП несовершеннолетней А. был причинен тяжкий вред здоровью [10].
Активное влияние характеризуется действиями лиц из окружения подростка, которые стали одним из условий возникновения криминогенной ситуации.
К таким действиям можно отнести случаи, когда лица из окружения добровольно передают управление транспортным средством несовершеннолетним после их просьбы «дать прокатиться». Так, например, потерпевшая М. после совместного распития алкогольных напитков с несовершеннолетней В. поехала вместе с ней в магазин. Пока М. сходила в магазин и вернулась, В. пересела на водительское место и попросила разрешить ей управлять автомобилем. М. разрешила. На обратном пути несовершеннолетняя В., управляя автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, допустила наезд на препятствие — бетонный мост. В результате ДТП потерпевшая М. получила повреждения, повлекшие тяжкий вред здоровью [11].
Согласно данным, полученным в ходе опроса несовершеннолетних, 62% респондентов передавали управление транспортными средствами лица из их окружения. Следует отметить, что иногда инициатива передачи управления транспортного средства исходит не от несовершеннолетнего, а от самого потерпевшего.
Одним из важнейших элементов виктимности пострадавших пассажиров является тот факт, что они добровольно и целенаправленно становятся пассажирами транспортных средств под управлением подростков. Так, согласно проведенному опросу несовершеннолетних, 73% респондентов «сели бы в транспортное средство», которым управлял их несовершеннолетний знакомый, зная при этом, что он не имеет права управления, а 38% сделали бы это даже если бы водитель-подросток был в состоянии опьянения. При опросе сотрудников ГИБДД 93% респондентов отметили, что типичными пассажирами несовершеннолетнего водителя, не имеющего права управления, являются лица из его окружения. Необхо-
димо сказать, что наличие за рулем транспортного средства несовершеннолетнего, в том числе в состоянии опьянения, не является преградой и для взрослых пассажиров. Так, например, потерпевший А. попросил несовершеннолетнего З., находящегося в состоянии алкогольного опьянения, отвезти его на мотоцикле домой. З., не справившись с управлением, совершил опрокидывание мотоцикла на асфальтированную проезжую часть. В результате действий несовершеннолетнего З. его пассажиру А. был причинен тяжкий вред здоровью [12].
Обращаясь к полученным эмпирическим данным, следует отметить, что для ситуаций, когда несовершеннолетний являлся пассажиром, характерны определенные закономерности:
- подростки-пассажиры либо находились в какой-либо родственной связи с водителем, либо состояли в прямых или косвенных (друзья друзей) дружеских отношениях с ним;
- в случаях с несовершеннолетними водителями их пассажиры-сверстники считали, что первые обладают достаточными навыками управления транспортным средством (легкомысленно были в этом уверены);
- решающее воздействие на них оказывал не инстинкт самосохранения, а стремление повысить свой статус среди окружения и просто развлечься.
Определяя типичные черты для пешеходов, пострадавших от деяний несовершеннолетних участников дорожного движения, необходимо отметить, что им зачастую не хватает чувства опасности, осторожности и аккуратности. К сожалению, они не понимают, что безопаснее быть заметным на дороге, а это значит носить более яркую одежду, использовать светоотражающие элементы, не выбегать из-за стоящих автомобилей и т.п. Согласно проведенному опросу сотрудников ГИБДД, 73% респондентов отметили пешеходов как наиболее незащищенную категорию участников дорожного движения. Связывают они это с отсутствием у пешеходов устройств, обеспечивающих безопасность (ремни и подушки безопасности и т.п.), имеющихся у других категорий участников дорожного движения. Им так же, как и предыдущей категории, свойственны самонадеянность и неспособность определить виктимоген-ность ситуации, а также преувеличение своих возможностей (когда они думают, что успеют перебежать дорогу). Так, например, потерпевший В. при пересечении дороги по пешеходному переходу увидел справа от себя автомашину с включенным ближним светом фар, после чего данный автомобиль совершил на него наезд. Автомобилем в тот момент управляла несовершеннолетняя Г. В результате ДТП пострадавшему В. был причинен тяжкий вред здоровью [13]. О том, что пешеходы не проявляют должной внимательности и осторожности при переходе дороги, свидетель-
ствуют и результаты опроса несовершеннолетних. Так, 20% респондентов указали, что иногда смотрят по сторонам и смело переходят дорогу, а для 18% подростков для начала перехода дороги достаточно разрешительного сигнала светофора. Особую тревогу вызывает тот факт, что 11% респондентов обычно не смотрят по сторонам, прежде чем перейти дорогу, а их внимание обращено на посторонние предметы, например мобильный телефон. При этом в целом 68% несовершеннолетних считают себя весьма осмотрительными и осторожными участниками дорожного движения, а 14% — не очень осторожными и осмотрительными. Снижение осторожности среди пешеходов в последнее время отмечают опрошенные нами сотрудники ГИБДД. Следствием этого является установка новых дорожных знаков, предупреждающих водителя о невнимательных пешеходах [14].
Важным фактором виктимности пешеходов является нахождение их в условиях дорожного движения в состоянии опьянения. Так, в ходе исследования были получены данные, согласно которым 46% несовершеннолетних переходили дорогу в пьяном виде.
Дополнительным фактором виктимности несовершеннолетних является неудовлетворительное знание правил поведения в условиях дорожного движения. Проведенное нами анкетирование подростков показало, что 42% подростков оценивают свое знание ПДД РФ ниже среднего, а 24% — как плохое. При этом 74% респондентов не смогли дать правильный ответ при решении типичных сложных дорожных ситуаций, что свидетельствует о высокой вероятности того, что подросток может стать участником ДТП (т.е. о его повышенной вик-тимности как пользователя дороги).
Помимо низкого уровня знания ПДД РФ важную роль в виктимности несовершеннолетних участников дорожного движения играет пренебрежение ими. Так, согласно результатам проведенного опроса, 93% несовершеннолетних ответили, что нарушали ПДД РФ, в целом лишь 70% подростков оценивают себя как законопослушного гражданина.
Все вышеперечисленное дает нам основание говорить о значимой роли жертвы в механизме дорожно-транспортных преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Потерпевшие своими действиями нередко создают ситуацию, в которой вероятность избежать совершения преступления минимальна. В связи с этим в системе предупреждения дорожно-транспортных преступлений, совершаемых несовершеннолетними, большое значение имеет виктимологическая профилактика. Под ней понимается система мер, направленных на минимизацию виктимности участников дорожного движения посредством выявления и ликвидации различных виктимогенных факторов.
Важное место при построении и реализации виктимологической профилактики имеет ее информационное обеспечение, то есть средства, позволяющие максимально объективно, полноценно и оперативно оценить масштабы виктимности. Данный вопрос достаточно полно раскрывает А. Н. Щего-лева [15], которая не только отмечает необходимость модернизации существующих средств государственного учета сведений о потерпевших от преступлений, но и обращает внимание на необходимость повсеместного использования апробированных разработок научного сообщества, в частности предложенной В. А. Лелековым информационно-поисковой системы «Подросток» [16].
Особую роль при осуществлении виктимоло-гической профилактики, по нашему мнению, необходимо отвести лицам из окружения подростков (друзья, знакомые, сверстники). В работе с данной категорией лиц преобладающее значение имеют меры неправового характера [17], в особенности педагогические. Последние представляют собой специальное обучение потенциальных потерпевших от ДТП, главной целью которого является формирование законопослушного поведения в условиях дорожного движения, а также умений самоконтроля, самозащиты и обеспечения собственной безопасности [18].
Подводя итог, необходимо отметить, что в большинстве случаев жертвами дорожно-транспортных преступлений несовершеннолетних выступают сами подростки, а также лица из их круга общения (друзья и знакомые, сверстники). При этом каждая категория потерпевших в основном характеризуется отрицательным или пассивным отношением к нормам и правилам поведения в условиях дорожного движения, что существенно повышает их виктимность. Поведение потерпевших в большинстве случаев провоцирует или способствует нарушению подростками ПДД РФ и совершению дорожно-транспортных преступлений. Такое воздействие на развитие криминогенной ситуации осуществляется потерпевшими как в активной, так и в пассивной формах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дорожно-транспортные травмы : информационный бюллетень Всемирной организации здравоохранения. Май 2016 г. // Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения. — URL: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs358/ru/ (дата обращения: 10 мая 2017 г.).
2. Ривман Д. В. Криминальная виктимология. — СПб., 2002. — С. 94.
3. Таюрская Е. А. Виктимологическая характеристика и профилактика дорожно-транспортных преступлений : дис. ... канд. юрид. наук. — Иркутск, 2006. — С. 17.
4. Юрпалова Д. Н. Виктимологический анализ дорожно-транспортных преступлений, совершаемых водителями-женщинами // Общество и право. — 2014. — № 1 (47). — С. 136.
5. Ожегов С. И. Толковый словарь. — М., 1987. — С. 165.
6. Ривман Д. В. О некоторых понятиях криминальной виктимологии // Виктимологические проблемы борьбы с преступностью. — Иркутск, 1982. — С. 16.
7. Никитас Д. А. Предупреждение дорожно-транспортных преступлений : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2006. — С. 146—148.
8. Ривман Д. В. Виктимологические факторы и профилактика преступлений. — Л., 1975. — С. 14.
9. Гридасова Л. В. Криминологическое исследование дорожно-транспортных преступлений, связанных с нарушением Правил дорожного движения : дис. ... канд. юрид. наук. — Барнаул, 2005. — 210 с.
10. Приговор Лесосибирского городского суда Красноярского края от 21.12.2010 по обвинению Ж. // Архив Лесосибирского городского суда Красноярского края за 2010 год. Уголовное дело №1-642/2010.
11. Приговор Шелеховского городского суда Иркутской области от 13.02.2012 по обвинению Х. // Архив Шелеховского городского суда Иркутской области за 2012 год. Уголовное дело № 1-32-12.
12. Приговор Прилузского районного суда Республики Коми от 27.01.2012 по обвинению З. // Архив Прилузского районного суда Республики Коми за 2012 год. Уголовное дело № 1-8/2012.
13. Приговор Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 28.10.2010 по обвинению Г. // Архив Троицко-Печорского районного суда Республики Коми за 2010 год. Уголовное дело № 1-70/10.
14. В Мурманске установили дорожный знак с предупреждением об опасности соцсетей // LENTA.RU. — URL: https://lenta.ru/news/ 2016/04/13/ ostorozhno/
15. Щеголева А. Н. Виктимологические аспекты ранней профилактики преступности несовершеннолетних : монография / под науч. ред. В. А. Лелекова. — Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2009. — С. 112—114.
16. Лелеков В. А. Методика изучения и прогнозирования преступности несовершеннолетних в субъектах Центрального федерального округа Российской Федерации. — М., 2006.
17. Алексеев А. И. Педагогические основы предупреждения преступлений органами внутренних дел. — М., 1984. — С. 56—64.
18. Саркисов Г. С. Индивидуальная профилактика преступлений. — Ереван : Айстан, 1986.