Научная статья на тему 'Особенности виктимизации в сфере дорожного движения'

Особенности виктимизации в сфере дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
325
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В И К Т И М О Л О Г И Я / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ДОРОЖНО-ТРАНСП О Р Т Н О Е П Р О И С Ш Е С Т В И Е / У Ч А С Т Н И К И ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / VICTIMOLOGY / ROAD TRAFFIC ACCIDENT / ROAD USERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Наглюк И. С., Степанов А. В.

В статье концептуально рассмотрены процессы виктимизации в сфере дорожного движения с учётом общих положений виктимологического учения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности виктимизации в сфере дорожного движения»

■-----------------1 БЕЗОПнСНи

------------------□ □--------------------

У статті концептуально розглянуто процеси віктимізації в сфері дорожнього руху з урахуванням загальних положень віктимологічного вчення

Ключові слова: віктимологія, дорожній рух, дорожньо-транспортна пригода, учасники дорожнього руху

□-----------------------------------□

В статье концептуально рассмотрены процессы виктимизации в сфере дорожного движения с учётом общих положений виктимологического учения Ключевые слова: виктимология, дорожное движение, дорожно-транспортное происшествие, участники дорожного движения

□-----------------------------------□

The processes of victimization in the area of traffic, taking into account the general provisions of victimological teaching are conceptually considered in present article Keywords: victimology, road traffic accident, road users ------------------□ □--------------------

УДК 159.91

ОСОБЕННОСТИ ВИКТИМИЗАЦИИ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

И.С. Наглюк

Кандидат технических наук, доцент, заведующий

кафедрой* Контактный тел.: (057) 707-37-06 А.В. Степанов Кандидат технических наук, доцент* Контактний тел.: (057) 707-37-06 Е-mail: cc_7@bk.ru *Кафедра организации и безопасности дорожного

движения

Харьковский национальний автомобильно-дорожный

университет

ул. Петровского, 25, г. Харьков, Украина, 61002

Социально-экономические и политические преобразования, продолжающиеся в нашей стране на протяжении последних 20 лет, привели к увеличению общей социальной виктимизации населения. Результаты анализа различных подходов к пониманию виктимности (Л. В. Франк, В. И. Полубинский, В. П. Коновалов, В. Я. Рыбальская, А. Л. Ситковский, Д. В. Ривман, В. С. Устинов, А. В. Туляков и т.д.) позволили выявить несогласованность в определении основных виктимологических терминов и понятий. Классификация различных вариантов виктимности приводит к пониманию наличия как общей виктим-ности, зависящей от социальных ролевых и гендерных характеристик жертвы, так и специфической виктимности, реализующейся в установках, свойствах, атрибуциях личности.

До настоящего времени малоизученными оказались проблемы генезиса виктимного поведения, системы факторов, детерминирующих его возникновение, особенности проявления этих паттернов поведения у участников дорожного движения, не ставших жертвой криминальной ситуации. Практически нет удовлетворительного диагностического материала, позволяющего выявлять потенциальную виктимность человека. Также отсутствует разработанная система превентивных мероприятии, направленных на предотвращение реализации виктимного потенциала в виде ригидных паттернов виктимного поведения.

Приступая к рассмотрению процессов виктимизации в сфере дорожного движения, необходимо, на наш взгляд, обратить внимание на некоторые общие положения виктимологического учения, на вопросы, связанные с организацией дорожного движения.

Они, по нашему мнению, имеют как теоретическое, так и практическое значение, представляют собой исходную научную позицию.

Современная виктимология как специальная социологическая теория осуществляет комплексный анализ феномена жертвы, исходя из теоретических представлений и моделей, первоначально разработанных в сфере иных социальных дисциплин (криминологии, политологии, теории государственного управления, психологии, социальной работы, конфликтологии, социологии отклоняющегося поведения).

Виктимология - одна из наук о человеке, которая изучает поведение, отклоняющееся от нормы безопасности [1, с. 25]. При этом возможность реализации данных качеств во многом зависит от наличия конкретной ситуации. Таким образом, качества личности, составляющие виктимный потенциал, относительны, и объективизируются лишь как элементы системы «человек - среда» в контексте адаптационной реакции. По нашему мнению, в широком смысле слова «виктимология» представляет собой учение о человеке, поведение которого провоцирует опасные (кризисные) ситуации и повышает вероятность стать жертвой как преступления, так и некриминальных событий.

«От рождения до смерти нам всем постоянно и неизменно что-то грозит. Опасности эти столь различны, что их подчас и сравнивать друг с другом невозможно: от самых малых угроз нашему здоровью до катаклизмов, уносящих жизни десятков тысяч людей и уничтожающих целые города» [2]. Не говоря уже о различных болезнях, всевозможных катастрофах, огромную опасность физического,

Е

имущественного и морального урона несут в себе дорожно-транспортные происшествия (ДТП). ДТП - событие, происшедшее во время движения транспортного средства, вследствие которого погибли или ранены люди либо нанесен материальный ущерб. Причины возникновения ДТП можно определить как совокупность условий и обстоятельств возникновения ДТП, устранение которых сделало бы невозможным возникновение данного ДТП. Приведенное определение соответствует мнению большинства специалистов, считающих, что к ДТП приводит большое число одновременно возникающих факторов, а поскольку число этих факторов и динамика их изменения в цепи событий, ведущих к ДТП, составляет различные комбинации, изучение причинных связей является сложной задачей с множеством неизвестных [3].

Дорожно-транспортное происшествие - особый, специфический вид правонарушения. Для него характерно следующее:

- происшествие как правонарушение есть действие, поступки участников дорожного движения;

- происшествие как правонарушение есть общественно-опасное действие, поступки, совершаемые участниками дорожного движения, причиняющие соответствующий вред, ущерб;

- происшествие как правонарушение есть действие, противоречащее закону, нормам права;

- происшествие как правонарушение есть действие, поступки, за совершение которых предусматривается юридическая ответственность.

Приведенное определение позволяет выделить основные признаки ДТП, отличающие его от других происшествий [3]:

- ДТП возможно только при участии транспортного средства;

- в момент возникновения ДТП транспортное средство должно находиться в процессе дорожного движения;

- возникновению ДТП предшествует одно или несколько нарушений нормативов по обеспечению безопасности дорожного движения;

- ДТП всегда имеет вредные последствия.

Это обязательные условия, которые и являются своеобразным критерием, позволяющим делить все дорожно-транспортные происшествия на две группы: административные правонарушения и преступления. Главное здесь не само происшествие как таковое, а его последствия. А с учетом последствий определяется и характер происшествия. Особенность же дорожно-транспортных происшествий, совершаемых водителями автомобилей, проявляется в том, что данные происшествия всегда связаны с конкретной личностью.

Здесь возникают особые правоотношения, а с учетом последствий - уголовные правоотношения, административно-правовые, гражданско-правовые и т.д.

В юридической литературе высказывается мнение о том, что главными проблемами безопасности дорожного движения являются:

- автомобилизация страны;

- стремительное повышение интенсивности дорожного движения;

- увеличение числа молодых и неопытных водителей, так называемых водителей-новичков. При этом отмечается, что причины и проблемы ДТП (в наиболее общем виде) определяются элементами системы «человек - автомобиль - дорога» [4].

Однако, на наш взгляд, данная триада может быть несколько изменена, дополнена другими элементами и выглядеть следующим образом: «водитель - автомобиль - дорога - пассажир - пешеход». Это вполне оправданно, поскольку ДТП представляют собой сложное составное явление, которое детерминируется не только действиями водителей, но и иных участников дорожного движения, их легкомысленным отношением к правилам, охраняющим безопасность, их неосторожным и рискованным поведением и т.п. Это, собственно, и представляет интерес для нашего исследования.

Виктимное поведение пострадавших при ДТП, как показывают исследования, может быть неосторожным, рискованным, объективно опасным для самого потерпевшего и в силу этого способствующим созданию виктимогенной ситуации, а в некоторых случаях - совершению автотранспортного преступления. Анализ данного поведения позволяет, на наш взгляд, более полно изучить ДТП, рассмотреть вопросы виктимологической профилактики указанных происшествий. Исследование виктимологиче-ского аспекта ДТП, совершаемых водителями автомобилей, на наш взгляд, является важным резервом повышения эффективности предупредительной деятельности в отношении рассматриваемых происшествий.

Для правильного понимания сути виктимоло-гического анализа ДТП, совершаемых водителями автомобилей, его практического применения важную роль играет используемая терминология, когда за каждым термином кроется определенное содержание, его криминологическая интерпретация. «В области анализа дорожно-транспортных происшествий до настоящего времени нет единых и устоявшихся определений ряда понятий, как и самих терминов» [5]. Но это не признак слабости теории. Просто при изучении ДТП необходимо провести терминологический анализ, который следует «наполнить» виктимологическим смысловым содержанием. Словом, исходной в исследовании ДТП, совершаемых учасниками дорожного движения, должна быть ясная и именно виктимологическая концепция. Она способствует успешному решению поставленных перед исследованием задач.

Хорошо известно, что существенной особенностью общественной жизни является обязанность определенного поведения. Без обязанности вести себя определенным образом нет общественных отношений, не могут сложиться и межличностные отношения. Это должны быть регулируемые формы поведения. Однако жизнь показывает, что поведение членов общества во многих случаях оказывается неравноценным, т.е. отклоняющимся от социальных норм, это действия, не соответствующие нормам и типам поведения, установленным в обществе. Это активное поведение, а активное поведение, как отмечается в литературе, может быть как положительным, так и отрицательным.

3

Для лиц, ставших жертвами дорожно-транспортных происшествий, совершаемых водителями автомобилей, специфика виктимного поведения заметно отражается в их действиях. Виктимологический аспект ДТП, совершаемых водителями автомобилей, это особый срез учения о жертве, ее природе и роли в социально значимой ситуации.

Вик т имность в сф ере дор ожного дви жени я можно определить как имеющую социально-психологическую природу предрасположенность отдельных людей становиться в определенных ситуациях в силу сочетания ряда личностных свойств и внешних факторов жертвой (потерпевшим) дорожно-транспортного происшествия. При этом потенциальная виктимность объективизируется в реальную лишь в условиях взаимодействия индивидуального виктим-ного комплекса психологических свойств человека с определенными объективными факторами конкретной ситуации. Реализованная же виктимность обнаруживается в виде различного по форме и степени проявления содействия потерпевшего собственному становлению жертвой дорожно-транспортного происшествия. Наиболее распространенными формами такого содействия, как уже отмечалось, являются явно легкомысленное, неосторожное, неосмотрительное, а порой провоцирующее поведение потерпевших (участников движения), зачастую противоречащее не только нормам права и морали, но и элементарному житейскому опыту.

Таким образом, виктимность в сфере дорожного движения - это объективно существующее субъективное качество отдельных людей. Оно реально уже в своей потенциальной форме существования и, следовательно, может быть заблаговременно выявлено. В то же время это не фатальное, неизменное качество отдельных индивидов, и поэтому виктимность конкретного человека может быть значительно снижена и даже полностью устранена. Не существует «прирожденных жертв» или «жертв от природы». Но приобретенные человеком физические, психические и социальные черты и признаки могут сделать его предрасположенным к превращению в жертву [9], в том числе дорожно-транспортного происшествия.

Здесь же следует отметить, что с виктимологи-ческих позиций и применительно к теме нашего исследования, потерпевший (жертва) - это лицо, пострадавшее в результате ДТП, совершенного водителем автомобиля, независимо от того, признано оно формально таковым или нет. «Виктимологию, таким образом, интересует не формальнологическое понятие потерпевшего, а его истинная роль» [6].

Если говорить о массовой виктимности в сфере дорожного движения, то таковой следует признать существующую реальную возможность для определенной части населения в силу их субъективных качеств нести физический, моральный и материальный ущерб в результате дорожно-транспортных происшествий. Виктимизацию же (на индивидуальном уровне) в сфере дорожного движения можно определить как сам процесс превращения в жертву дорожно-транспортного происшествия. Это специфический процесс, который так или иначе связан с конкретной личностью, способной в силу обстоятельств стать жертвой рассматриваемых проис-

шествий. ДТП является закономерным следствием предшествующего этому факту виктимного поведения. Однако виктимизация распространяется среди участников дорожного движения неравномерно. Многое, конечно, зависит от того, в какой роли выступают участники дорожного движения, оказавшиеся жертвами ДТП по своей вине.

По данным нашего исследования, эта виктимо-логическая картина выглядит следующим образом: среди жертв - водителей лица с «виновным» виктим-ным поведением составили 32%, среди пешеходов

- 59%, среди пассажиров - 11%. Хотя следует заметить, что практически все население можно условно разделить на водителей, пассажиров и пешеходов. При этом в реальной жизни указанные «разновидности» нередко переплетаются, меняются местами.

В то же время, как показало наше исследование,

- и это подтверждается большинством экспертов

- сотрудников ГАИ (около 90%) - женщины становятся жертвами ДТП чаще всего в результате неосмотрительности, растерянности, неумения оценить даже простые дорожные ситуации, хотя пьяных среди них сравнительно мало. Но здесь много вопросов. В одних случаях мужчины «превосходят» женщин, например, в управлении автомобилем в нетрезвом состоянии, а в других - женщины «превосходят» мужчин, например, относительно опыта управления автомобилем. Особенности, конечно же, имеются. Их надо изучать специально, и именно с виктимоло-гической точки зрения.

Определяя понятие виктимизации на массовом уровне в сфере дорожного движения, необходимо отметить, что под виктимизацией вообще подразумевается то совокупное социальное зло ( моральный, физический и материальный ущерб ), те последствия, которые наступили в результате преступных (в том числе неосторожных) действий. Во всех этих случаях могут изучаться состояние, структура и динамика виктимизации.

Таким образом, виктимизация в сфере дорожного движения - это составная часть дорожно-транспортной аварийности, это виктимальные ее последствия и процесс превращения конкретного лица в жертву дорожно-транспортного происшествия, а также определенной общности людей. У виктимизации всегда есть «подрывающие» начала, ведь она ведет человека навстречу беде.

Потерпевшие в результате ДТП, люди их окружающие, в любом случае несут издержки в связи с виктимизацией, терпят горе, трагедию, особенно, когда речь идет о детях, подростках, несовершеннолетних.

Многие последствия виктимизации трудно учесть, они скрыты в какой-то отдельной личности и плохо поддаются наблюдению. Уровень виктимизации - это уровень безопасности людей. Отсюда такие проблемы, как «уровень беспокойства» членов общества [7], «социальная напряженность», а главное - социальная потребность и необходимость в профилактике виктимного поведения. Следует принимать во внимание не только ближайшие последствия виктимизации, но и отдаленные. Здесь уместно привести слова ученого - криминолога Ганса Йоахима Шнайдера: «Проблема виктимологиче-

Е

ского прогноза столь же важна ... , сколь мало разработана в настоящее время» [8].

Необходимо рассматривать в единстве виктим-ное поведение и его последствия. В данном случае нельзя отрывать одно от другого, поскольку дорожно-транспортными происшествиями лицам с виктимным поведением наносится не столько материальный ущерб, сколько людской, человеческий

(речь идет о здоровье в целом, психике, жизни). Против этих ценностей и направлены виктимизация и дорожно-транспортная аварийность. Подобные последствия, увязываемые с формированием личности, ее воспитанием, образованием, образом жизни, мы называем «виктимологическими последствиями». Данная проблема является особым предметом дальнейших исследований.

Литература

1. Ривман Д. В. Использование виктимологических данных в предупреждении преступлений / Д. В. Ривман // Вопросы профи-

лактики преступлений. - Л.: ООО ”Каир”, 1980. - С. 25-27.

2. Бабаев М. М. Предисловие к книге: Плешаков В. А. Криминологическая безопасность и ее обеспечение в сфере взаимодействия

организованной преступности и преступности несовершеннолетних. - М., 1998. - С. 4-5.

3. Жулев В. И. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий. - М., 1989. - С. 8-9.

4. Расследование дорожно-транспортных происшествий. Под общей редакцией Алферова В. А., Федорова В. А. М., 1998.

5. Волошин Г Я., Мартынов В П., Романов А.Г. Анализ дорожно-транспортных происшествий. М., 1987. - С. 5.

6. Ривман Д. В Потерпевший от преступления: личность, поведение, оценка. Л., 1973.- С. 9.

7. Аванесов Г А. Криминология. Издание второе (переработанное и дополненное). М., 1984. - С. 178.

8. Шнайдер, Г. Й. Криминология / Г. Й. Шнайдер. - М.: Юридическая психология, 1994. - 357 с.

3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.