ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
УДК 343.97
Виктимология 4(6) / 2015, стр. 46-50
Никитин Е. В.
ПРОБЛЕМЫ
ВИКТИМНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
На основе анализа статистической информации и иного эмпирического материала в статье рассматриваются вопросы виктимологической профилактики дорожно-транспортных происшествий и формулируются их меры по предупреждению и минимизации вреда.
Ключевые слова: виктимологическая профилактика, виктимность, дорожно-транспортное происшествие, дорожно-транспортное преступление, безопасность дорожного движения, предупреждение преступлений, потерпевший.
Проблема обеспечения безопасности дорожного движения является первоочередной как для органов государственной власти России, так и для населения в целом. Об этом отмечается в Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 20132020 гг.», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864. В ней сказано, что безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут или становятся инвалидами дети... Таким образом, задачи сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения (за счет повышения дисциплины на дорогах, качества дорожной инфраструктуры, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим и др.) и, как следствие, сокращения демографического и социально-экономического
ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий согласуются с приоритетными задачами социально-экономического развития Российской Федерации в долгосрочной и среднесрочной перспективе...» [1].
Однако заголовки ежедневных газет и интернет-ресурсов похожи на сводки с места боевых действий: «Семь человек, мирно стоявших на остановке общественного транспорта, погибли под колесами лихача, который в пьяном виде на скорости около 200 км/ч не справился с управлением.» [2], «Иномарка врезалась в ВАЗ в Миассе, погиб мужчина, его маленькая дочь ранена ...» [3], «Под колесами иномарки в Увельском районе погибла 17-летняя девушка.» [4] и т. п.
Анализ статистической информации о погибших и раненых в результате дорожно-транспортных происшествий также свидетельствует, что те мероприятия, которые декларируются в области безопасности дорожного движения, не приводят к существенному улучшению ситуации в указанной сфере (см. табл. 1).
Вышеперечисленное свидетельствует о необходимости принятия радикальных мер для предотвращения самоистребления нации. По нашему мнению, среди множества разнообразных причин и усло-
вий автотранспортных преступлений следует отметить также слабую профилактическую деятельность всех субъектов организации дорожного движения в России.
Как справедливо отмечается в литературе, предупреждение транспортных преступлений — сложный, но управляемый социальный процесс, требующий реализации комплекса экономических, технических, правовых, культурно-воспитательных, психологических и иных мер, являющихся составной частью общей системы социальной профилактики правонарушений [5. С. 211].
Отдельного внимания заслуживает виктимологическая профилактика транспортных преступлений. Несмотря на огромный предупредительный потенциал именно виктимилогической профилактики, к сожалению приходится констатировать, что в системе социальной профилактики преступлений ей не отводится достойного места. В этом плане абсолютно справедливо высказывание Т. В. Варчук и К. В. Вишнивецкого о том, что существующие пробелы и недостатки в правовом и организационном обеспечении деятельности правоохранительных органов по предупреждению преступности, а именно несовершенство отечественного законодательства, информационно-аналитической работы подразделений правоохранительных органов, планирования и прогнозирования преступности, уже длительное время не позволяют в полном объеме включить виктимологическое предупреждение в арсенал правоохранительной деятельности [6. С. 7].
Под виктимологическим предупреждением преступности мы понимаем специально целенаправленную, законодательно определенную, юридически значимую деятельность различных субъектов по выявлению, устранению, нейтрализации детерминантов и процессов вик-тимизации от преступных посягательств,
осуществляющуюся на различных уровнях, с помощью разнообразных форм реализации [7. С. 132].
Применительно к виктимологии жертвами дорожно-транспортного происшествия могут быть водитель, пассажир, пешеход, лицо, производящее работы на дороге, сотрудники правоохранительных органов, обеспечивающие безопасность движения. У каждой из этих категорий участников дорожного движения есть как общие виктимные факторы, так и специфичные, характерные только для них. Следовательно, можно говорить об общей виктимологической профилактике и специальных профилактических мерах, снижающих потенциальную опасность стать жертвой, применительно к отдельному виду пострадавшего.
Поэтому мы не согласны с мнением, что виктимность не является обязательным признаком любой жертвы дорожно-транспортного преступления, и выявлять виктимность у потерпевших-пассажиров нецелесообразно, поскольку жертвами они становятся, как правило, в результате действий третьих лиц, их возможность повлиять на развитие аварийной ситуации крайне минимальна [8. С. 137]. Очевидно, что применительно к предмету данной статьи речь идет о процессе формирования или виктимизации жертвы автотранспортного преступления как участника неосторожного уголовно-правового деяния. Да, не все и не всегда зависит от участника дорожного движения, особенно если он не управляет транспортным средством. Но если он пренебрегает элементарными правилами безопасности и самосохранения: игнорирует ремни безопасности, использует автомобиль с техническими неисправностями, садится в качестве пассажира к водителю, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения, не использует мотошлем при передвижении на мотоцикле, то в
Таблица 1. Динамика показателей аварийности [4]
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 20151
ДТП 270883 255484 250635 251848 203597 179017 199720 166665
Ранено 218322 203618 199431 199868 258618 236124 251785 209316
Погибло 29936 27659 26567 27953 27991 23092 26963 20987
1 Данные за январь — ноябрь 2015 года.
этом случае виктимность такого человека многократно возрастает независимо от того, кто находится за рулем. И в недопущении подобного рода ситуаций огромный предупредительный потенциал в устранении серьезного физического вреда участникам дорожного движения. В этой связи приходится констатировать недостаточную пропаганду безопасного дорожного движения и отсутствие культурного поведения участников дорожного движения, что приводит к тяжким последствиям.
Для восполнения указанного пробела в сфере профилактики дорожно-транспортных происшествий, минимизации вреда от них, в дополнение к уже существующим нами предлагаются ряд мер. Проведение указанных мероприятий в сфере дорожного движения направлено прежде всего на повышение виктимной безопасности его участников, под которой специалистами понимается «состояние защищенности личности и общества от создающих опасность угроз, при котором соответствующий уровень виктимности не оказывает существенного влияния на их жизненно важные интересы» [9. С. 46-47].
Прежде всего необходимо внедрять в систему организации дорожного движения электронные устройства, оповещающие его участников о местах повышенной аварийной опасности, ухудшении погодных условий и т. п. путем передачи соответствующего сигнала на радар-детекторы либо навигаторы, установленные в автомобилях. «Потенциальной жертве необходимо постоянно расширять объем информации об окружающем мире. Недостаток информированности всегда ведет к ослаблению общей защищенности. Защищенность - это совокупность объективных и субъективных факторов, определяющих безопасность субъекта в данной среде обитания». [10. С. 78]. Люди, замерзшие в январе 2016 года на трассе Оренбург — Орск во время метели, говорили о том, что не были проинформированы об ухудшении погодных условий, соответствующими службами.
А. П. Царакова определяет виктимо-генную ситуацию в области дорожного движения как конкретно сложившуюся по «воле» потерпевшего дорожную обстановку, создающую опасность возникновения ДТП и причинения вреда. Это состояние системы «водитель - автомобиль -
пешеход — пассажир — дорога». Оно характеризуется отклонением одного, а иногда и нескольких элементов данной системы от предусмотренных норм и правил, а также свойствами отдельных лиц или групп, реализованных в конкретном поведении. Для него характерны объективные ситуативные обстоятельства, которые непосредственно способствуют наступлению виктимальных последствий [11. С. 88; 12].
Мы полностью согласны с этой позицией, но хотели бы уточнить, что при определенных обстоятельствах для минимизации вреда от происшествия речь идет не об отклонении элементов данной системы от предусмотренных норм и правил, а о существенном улучшении их качеств и свойств. Так, например, многие отечественные автомобили полностью соответствуют предусмотренным техническим регламентам, однако при аварийной ситуации не могут сохранить жизни и здоровье водителя и пассажиров. Поэтому необходимо принять меры к стимулированию автопроизводителей в базовых комплектациях автомобилей, особое внимание уделять средствам активной и пассивной безопасности, в частности обязать устанавливать системы ABS и подушки безопасности и т. д. Кроме того, уделять внимание формированию средствами массовой информации образа «безопасного автомобиля» взамен существующего стереотипа о «привлекательности внешнего вида и комфорте» как наиболее значимых свойств при выборе автомобиля. Ориентировать автопроизводителей на выпуск автомобиля с более «щадящей» по отношению к пешеходу конструкцией кузова.
Кроме того, пострадавших от дорожно-транспортных происшествий, по нашему мнению, нельзя рассматривать только в рамках криминальной виктимо-логии. Это одноплановый подход, который существенно снижает профилактические возможности виктимологии в целом. Поэтому мы разделяем мнение о том, что виктимология — это комплексное учение о жертве любого происхождения, как криминального, так и не связанного с преступлениями. В этом случае виктимология техногенных, экологических, стихийных бедствий (катастроф) будет являться частной виктимологиче-ской теорией среднего уровня, которая
занимается изучением виктимности и особенности поведения жертв чрезвычайных ситуаций. Эта теория анализирует опыт, накопленный при изучении социально опасных проявлений в разных социологических и смежных дисциплинах (социальная экология, социальная психология, криминология, деликтоло-гия, травматология, медицина катастроф и др.) [13. С. 145].
Таким образом, изучение виктимно-сти жертв дорожно-транспортных преступлений необходимо для практического использования возможностей противодействия, в том числе и неосторожной преступности, какой является преступность в сфере дорожного движения, а также для предотвращения и минимизации вреда возможных потерпевших от указанных негативных явлений.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. http://www.rg.ru/2013/10/08/bezopas-site-dok.html
2. http://www.rg.ru/2012/09/24/avaria.html.
3. http://chelyabinsk.ru/text/newsline/119183182647296.html?fuIl=3
4. http://вся-округа.рф/archives/42224
5. Ившин, В. Г. Виктимология: учеб. пособие / В. Г. Ившин, С. Ф. Идрисова, Л. Г. Татьянина. — М.: Волтерс Кулвер, 2011.
6. Варчук Т. В. Виктимология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Т. В. Варчук, К. В. Вищневецкий ; под ред. С. Я. Лебедева. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.
7. Казюлин А. В. Система обеспечения виктимологической безопасности движимого имущества граждан: структура и содержание отдельных элементов // Пробелы в российском законодательстве. — 2012. — № 2.
8. Юрпалова Д. Н. Виктимологический анализ дорожно-транспортных преступлений, совершаемых водителями-женщинами // Общество и право. — 2014. — № 1.
9. Воронин Ю. А., Майоров А. В. Виктимная безопасность: терминологическая интерпретация // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. — 2014. — № 1.
10. Христенко В. Е. Психология поведения жертвы / В. Е. Христенко. — Ростов н/Д, Феникс, 2004.
11. Царакова А. П. Виктимологические аспекты предупреждения дорожно-транспортных преступлений : дис. ... канд. юрид. наук. М., — 2009.
12. Майоров, А. В. Виктимологические аспекты дорожно-транспортных происшествий : моногр. / А. В. Майоров, А. П. Царакова. — Челябинск : Челябинский юридический институт МВД России, 2009. — 181 с.
13. Баринов А. М. Виктимологический аспект чрезвычайных ситуаций // Вестник Челябинского государственного университета. — 2008. — № 22.
НИКИТИН Евгений Владимирович, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры правоохранительной деятельности Факультета подготовки сотрудников правоохранительных органов, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск. E-mail: [email protected]
Nikitin E. V.
THE ISSUES OF VICTIME OF ROAD TRAFFIC SAFETY
Based on the analysis of statistical information and other empirical material in the article considers the questions of victimological prevention of road traffic accidents and measures of its prevention and minimization of harm are posed.
Keywords: victimological prevention, victimization, road traffic accident, road traffic crime, road traffic safety, crime prevention, victim.
Nikitin Evgeny, Candidate of Law Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Department of Law-Enforcement Activity of the Faculty of training of law enforcement officers, South Ural state university (national research university), Chelyabinsk E-mail: [email protected]
50
BI/IKTI/IMOflOn/lfl № 4(6) / 2015