Научная статья на тему 'Жертва в дорожно-транспортном проишествии: некоторые виктимологические аспекты'

Жертва в дорожно-транспортном проишествии: некоторые виктимологические аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
543
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Виктимология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВИКТИМОЛОГИЯ / VICTIMOLOGY / ЖЕРТВА / VICTIM / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ROAD ACCIDENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кудряшов А. В.

В статье проводится криминологический анализ потерпевших в дорожно-транспортных происшествиях. Рассматриваются некоторые виктимологические аспекты и меры профилактики дорожно-транспортных происшествий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Victim in road transport proishestvii: some aspects of victim

N the article the Criminological analysis of the injured in road traffic accidents. Discusses some aspects of the victim and prevention measures of road-traffic accidents.

Текст научной работы на тему «Жертва в дорожно-транспортном проишествии: некоторые виктимологические аспекты»

"^^УДК 343.988 Виктимология 2(16) / 2018, с. 51-54

Кудряшов А. В.

ЖЕРТВА В ДОРОЖНО -ТРАНСПОРТНОМ ПРОИШЕСТВИИ: НЕКОТОРЫЕ

ВИКТИМОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

В статье проводится криминологический анализ потерпевших в дорожно-транспортных происшествиях. Рассматриваются некоторые вик-тимологические аспекты и меры профилактики дорожно-транспортных происшествий.

Ключевые слова: виктимология, жертва, дорожно-транспортное происшествие.

Всего с января по декабрь 2017 года произошло 169 тыс. дорожно-транспортных происшествий (далее ДТП). Это на 2.5% меньше, чем за аналогичный период 2016 года, что говорит о продолжении снижения количества аварийности на дорогах страны. К сожалению, количество погибших на дорогах остается на очень высоком уровне. По данным ГИБДД, только за 2017 год в России погибло 19088 человек, было ранено более 215374 человек [1].

Нередко жертвы в ДТП которым причинен вред здоровью различной тяжести, а также смерть сами создали условия способствующие совершению ДТП и причинению себе вреда.

Часто причиной дорожно-транспортных происшествий является слабое знание правил дорожного движения[2] среди пешеходов. Очень часто подобные нарушения совершают дети, которым взрослые просто не объяснили, как правильно переходить дорогу, и насколько серьезными могут быть последствия. При этом дети зачастую еще не могут адекватно оценить ситуацию и пытаются перебежать дорогу прямо перед движущимся автомобилем.

Сегодня многие школы проводят специальные занятия с подростками — на

которых осуществляется разъяснение правил поведения на дорогах, а также множество других моментов касающихся правил дорожного движения.

Частыми причинами возникновения ДТП являются следующие:

— переход дороги в неустановленном месте;

— переход дороги на запрещающий сигнал светофора;

— движение по обочине с правой стороны;

— несоблюдение требований безопасности при переходе или движению по обочине в темное время суток. Пешеходы зачастую просто не понимают, что водителю намного сложнее ориентироваться в темное время суток, и времени, чтобы среагировать, у него может быть совсем мало;

— переход дороги без учета погодных условий (например, во время гололеда пешеходы могут не учитывать, что длина тормозного пути автомобиля значительно увеличивается, а водитель может потерять управление при резком торможении).

— алкогольное опьянение самого пешехода;

— отсутствие фактора соблюдения правил дорожного движения;

— переход на красный сигнал светофора или же нечто другое;

— неиспользование водителем и пассажирами приспособлений, уменьшающих риск аварийной обстановки или ее тяжких последствий;

— нарушения нормативов рабочего времени водителей.

Относительно часто ДТП случается просто по причине падения пешехода с тротуара под колеса, движущегося на большой скорости автомобиля — водитель попросту не успевает реагировать на происшедшее.

Ещё одна частая причина возникновения ДТП — пешеход пересекает дорожное полотно в месте, где движение автотранспорта осуществляется со скоростью 60-90 км/ч.

Соответственно, опять же водитель не всегда успевает нажать на тормоз даже если относительно далеко заметил факт наличия пешехода.

Теоретически каждый гражданин может стать жертвой дорожно-транспортного преступления. Особое внимание следует обратить на те категории лиц, которые обладают повышенной виктимно-стью, то есть склонностью стать жертвой преступления, особенно виновной. К таким лицам относятся лица управляющие транспортным средством — мужчины, которые, переоценивая свои знания, личный опыт и профессиональное мастерство, умение ориентироваться в сложной обстановке, нередко безответственно относятся к соблюдению Правил дорожного движения. Среди жертв есть и женщины

— лица управляющие транспортным средством. Женщины становятся чаще жертвами ДТП в результате растерянности, неумения ориентироваться даже в простых ситуациях.

Установлено, что действия лица управляющего транспортным средством

— правонарушителя часто зависят не только от его личных особенностей и стремлений, но и от поведения потерпевшего, который своими неосторожными противоправными поступками может создать криминогенную обстановку.

Рассматривая основные типы вик-тимного поведения жертв ДТП, совершаемых лицами управляющими транспортными средствами, можно выделить две формы виктимного поведения: случайное виктимное поведение и злостное вик-

тимное поведение. Случайное виктимное поведение связано с неосторожностью, неопытностью, это форма поведения, связанная с неустойчивым (ситуативным) поведением. Злостное виктимное поведение тесно связано с повышенной викти-мизацией, в которой нередко просматриваются агрессия и провокация. Среди жертв (потерпевших) ДТП больше половины лица с агрессивным виктимным поведением, сознательно пренебрегающих Правилами дорожного движения. В результате такого поведения создаются виктимогенно-опасные ситуации. Для жертв ДТП, ставших таковыми в результате некритичного виктимного поведения, характерно неумение объективно оценить дорожные ситуации, что нередко приводит к причинению тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.

Причинами ДТП с водителями, пешеходами, пассажирами выступают социально-психологические причины и условия, включающие причины социально-экономической направленности, обусловленные кризисными явлениями в экономике, трудностями и противоречиями в социальной и духовных сферах общественной жизни; недостатками организационно-управленческого характера, связанными с просчётами и упущениями в организации управленческой деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения; недостаточно высоким профессиональным уровнем сотрудников органов внутренних дел в области дорожного движения; низким уровнем правосознания и морально-правовых качеств других участников дорожного движения — пешеходов и пассажиров.

Профилактика виктимизации (вик-тимологическая профилактика) — это предупреждение становления жертвой преступления путём принятия мер по недопущению, устранению и нейтрализации причин виктимизации, путём повышения охранно-защитных возможностей потенциальных жертв преступления. В целом профилактической работой, в частности, её виктимологичекой составляющей, занимаются практически все службы и подразделения органов внутренних дел, но недостаточно эффективно.

Предупреждение дорожно-транспортной преступности в первую очередь воз-

ложено на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения.

Среди средств предупреждения дорожно-транспортных преступлений следует применять:

— общесоциальное предупреждение (меры, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения по основным сферам дорожного движения);

— специальную криминологическую профилактику (меры, направленные на ослабление, блокирование, нейтрализацию причин и условий дорожно-транспортных преступлений);

— виктимологическую профилактику (меры, направленные на формирование ответственного поведения водителей и других участников дорожного движения, снижению риска стать жертвой преступления и ослаблению виктимологиче-ской ситуации);

— административно-правовое предупреждение (предупреждение дорожно-транспортных преступлений средствами административного законодательства), суть которого в обеспечении применения эффективного административного наказания и его исполнения.

— уголовно-правовое предупреждение (предупреждение дорожно-транспортных преступлений средствами уголовного законодательства), суть которого в обеспечении применения эффективного уголовного наказания и его исполнения.

Общесоциальные меры профилактики связаны с реализацией планов социального и экономического развития в области автомобилестроения, дорожного строительства, с работой среди участников транспортного движения, разъясняющей общественное значение норм безопасности и формирующей навыки дисциплинированного поведения, исходящего из осознания интересов общества [3].

Последовательно совершенствуется конструкция автомобилей, предусматриваются лучшие условия работы водите-

лей, разрабатываются технические средства, ограничивающие возможность тяжких последствий при аварии (ремни безопасности, безопасные стекла, вдавливающееся рулевое управление).

Важнейшее направление общесоциальной профилактики обеспечение надлежащей подготовки и повышения квалификации водителей.

Специальные меры профилактики автотранспортных преступлений включают контроль за соблюдением правил безопасности движения; выявление и устранение конкретных обстоятельств, могущих способствовать возникновению аварийной обстановки (состояние дороги транспортных средств, водителей); выявление и устранение причин и условий конкретных преступлений; предупреждение рецидива; правовоспитательная работа с водителями, техническим обслуживающим персоналом, населением (в том числе с особо виктимным контингентом — несовершеннолетними).

Как показывает практика, для викти-мологической профилактики ДТП, совершаемых лицами управляющими транспортными средствами, особую значимость приобретает общая виктимоло-гическая профилактика, которая вносит элементы общественной безопасности в область дорожного движения. Успешному решению управленческого процесса предупредительного воздействия на дорожно-транспортную преступность, способствуют средства массовой информации. Эффективность общей виктимоло-гической профилактики во многом зависит от интереса граждан к информации, её убедительности и правдивости, умения объяснять, как надо вести себя, чтобы не стать жертвой дорожно-транспортного происшествия. В этом главная цель общей профилактики, которая должна удерживать людей от виктимных действий и поступков.

ПРИМЕЧАНИЕ:

1. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за январь — декабрь 2017 года. Информационно-аналитический обзор. — М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2018. — 17 с.

2. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 13.02.2018) «О Правилах дорожного движения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.03.2018). // Консультант Плюс: справочная правовая система.

3. Майоров А.В., Царакова А.П. Виктимологические аспекты дорожно-транспортных происшествий: монография / А.В.Майоров, А.П. Царакова. — Челябинский юридический институт МВД России. Челябинск, 2009.

REFERENCES:

1. Dorozhno-transportnaya avariynost' v Rossiyskoy Federatsii za yanvar' — dekabr' 2017 goda. Informatsionno-analiticheskiy obzor. - M.: FKU NITS BDD MVD Rossii, 2018. - 17 s.

2. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 23.10.1993 N 1090 (red. ot 13.02.2018) «O Pravilakh dorozhnogo dvizheniya» (s izm. i dop., vstup. v silu s 18.03.2018). // Konsul'tant Plyus: spravochnaya pravovaya sistema.

3. Mayorov A.V., Tsarakova A.P. Viktimologicheskiye aspekty dorozhno-transportnykh proisshestviy: monografiya / A.V.Mayorov, A.P. Tsarakova. — Chelyabinskiy yuridicheskiy institut MVD Rossii. Chelyabinsk, 2009.

КУДРЯШОВ Андрей Владимирович, кандидат юридических наук, научный сотрудник кафедры уголовно-правовых дисциплин филиала ЧОУ ВО «Балтийский институт экологии, политики и права» в г. Челябинске. E-mail: [email protected]

Kudryashov A. V.

VICTIM IN ROAD TRANSPORT PROISHESTVII: SOME ASPECTS OF VICTIM

In the article the Criminological analysis of the injured in road traffic accidents. Discusses some aspects of the victim and prevention measures of road-traffic accidents.

Keywords: Victimology, victim, road accident.

KUDRYASHOV Andrey V, researcher in the Department of criminal-law disciplines branch CHOW in "Baltic Institute of ecology, politics and law in the city of Chelyabinsk, Cand. legal. Sciences. 454080, Chelyabinsk, Russia UL. Soni Krivoy, d. and 75. E-mail: [email protected]

Дата поступления: 21.03.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.