"^^УДК 343.988 Виктимология 2(16) / 2018, с. 51-54
Кудряшов А. В.
ЖЕРТВА В ДОРОЖНО -ТРАНСПОРТНОМ ПРОИШЕСТВИИ: НЕКОТОРЫЕ
ВИКТИМОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
В статье проводится криминологический анализ потерпевших в дорожно-транспортных происшествиях. Рассматриваются некоторые вик-тимологические аспекты и меры профилактики дорожно-транспортных происшествий.
Ключевые слова: виктимология, жертва, дорожно-транспортное происшествие.
Всего с января по декабрь 2017 года произошло 169 тыс. дорожно-транспортных происшествий (далее ДТП). Это на 2.5% меньше, чем за аналогичный период 2016 года, что говорит о продолжении снижения количества аварийности на дорогах страны. К сожалению, количество погибших на дорогах остается на очень высоком уровне. По данным ГИБДД, только за 2017 год в России погибло 19088 человек, было ранено более 215374 человек [1].
Нередко жертвы в ДТП которым причинен вред здоровью различной тяжести, а также смерть сами создали условия способствующие совершению ДТП и причинению себе вреда.
Часто причиной дорожно-транспортных происшествий является слабое знание правил дорожного движения[2] среди пешеходов. Очень часто подобные нарушения совершают дети, которым взрослые просто не объяснили, как правильно переходить дорогу, и насколько серьезными могут быть последствия. При этом дети зачастую еще не могут адекватно оценить ситуацию и пытаются перебежать дорогу прямо перед движущимся автомобилем.
Сегодня многие школы проводят специальные занятия с подростками — на
которых осуществляется разъяснение правил поведения на дорогах, а также множество других моментов касающихся правил дорожного движения.
Частыми причинами возникновения ДТП являются следующие:
— переход дороги в неустановленном месте;
— переход дороги на запрещающий сигнал светофора;
— движение по обочине с правой стороны;
— несоблюдение требований безопасности при переходе или движению по обочине в темное время суток. Пешеходы зачастую просто не понимают, что водителю намного сложнее ориентироваться в темное время суток, и времени, чтобы среагировать, у него может быть совсем мало;
— переход дороги без учета погодных условий (например, во время гололеда пешеходы могут не учитывать, что длина тормозного пути автомобиля значительно увеличивается, а водитель может потерять управление при резком торможении).
— алкогольное опьянение самого пешехода;
— отсутствие фактора соблюдения правил дорожного движения;
— переход на красный сигнал светофора или же нечто другое;
— неиспользование водителем и пассажирами приспособлений, уменьшающих риск аварийной обстановки или ее тяжких последствий;
— нарушения нормативов рабочего времени водителей.
Относительно часто ДТП случается просто по причине падения пешехода с тротуара под колеса, движущегося на большой скорости автомобиля — водитель попросту не успевает реагировать на происшедшее.
Ещё одна частая причина возникновения ДТП — пешеход пересекает дорожное полотно в месте, где движение автотранспорта осуществляется со скоростью 60-90 км/ч.
Соответственно, опять же водитель не всегда успевает нажать на тормоз даже если относительно далеко заметил факт наличия пешехода.
Теоретически каждый гражданин может стать жертвой дорожно-транспортного преступления. Особое внимание следует обратить на те категории лиц, которые обладают повышенной виктимно-стью, то есть склонностью стать жертвой преступления, особенно виновной. К таким лицам относятся лица управляющие транспортным средством — мужчины, которые, переоценивая свои знания, личный опыт и профессиональное мастерство, умение ориентироваться в сложной обстановке, нередко безответственно относятся к соблюдению Правил дорожного движения. Среди жертв есть и женщины
— лица управляющие транспортным средством. Женщины становятся чаще жертвами ДТП в результате растерянности, неумения ориентироваться даже в простых ситуациях.
Установлено, что действия лица управляющего транспортным средством
— правонарушителя часто зависят не только от его личных особенностей и стремлений, но и от поведения потерпевшего, который своими неосторожными противоправными поступками может создать криминогенную обстановку.
Рассматривая основные типы вик-тимного поведения жертв ДТП, совершаемых лицами управляющими транспортными средствами, можно выделить две формы виктимного поведения: случайное виктимное поведение и злостное вик-
тимное поведение. Случайное виктимное поведение связано с неосторожностью, неопытностью, это форма поведения, связанная с неустойчивым (ситуативным) поведением. Злостное виктимное поведение тесно связано с повышенной викти-мизацией, в которой нередко просматриваются агрессия и провокация. Среди жертв (потерпевших) ДТП больше половины лица с агрессивным виктимным поведением, сознательно пренебрегающих Правилами дорожного движения. В результате такого поведения создаются виктимогенно-опасные ситуации. Для жертв ДТП, ставших таковыми в результате некритичного виктимного поведения, характерно неумение объективно оценить дорожные ситуации, что нередко приводит к причинению тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
Причинами ДТП с водителями, пешеходами, пассажирами выступают социально-психологические причины и условия, включающие причины социально-экономической направленности, обусловленные кризисными явлениями в экономике, трудностями и противоречиями в социальной и духовных сферах общественной жизни; недостатками организационно-управленческого характера, связанными с просчётами и упущениями в организации управленческой деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения; недостаточно высоким профессиональным уровнем сотрудников органов внутренних дел в области дорожного движения; низким уровнем правосознания и морально-правовых качеств других участников дорожного движения — пешеходов и пассажиров.
Профилактика виктимизации (вик-тимологическая профилактика) — это предупреждение становления жертвой преступления путём принятия мер по недопущению, устранению и нейтрализации причин виктимизации, путём повышения охранно-защитных возможностей потенциальных жертв преступления. В целом профилактической работой, в частности, её виктимологичекой составляющей, занимаются практически все службы и подразделения органов внутренних дел, но недостаточно эффективно.
Предупреждение дорожно-транспортной преступности в первую очередь воз-
ложено на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения.
Среди средств предупреждения дорожно-транспортных преступлений следует применять:
— общесоциальное предупреждение (меры, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения по основным сферам дорожного движения);
— специальную криминологическую профилактику (меры, направленные на ослабление, блокирование, нейтрализацию причин и условий дорожно-транспортных преступлений);
— виктимологическую профилактику (меры, направленные на формирование ответственного поведения водителей и других участников дорожного движения, снижению риска стать жертвой преступления и ослаблению виктимологиче-ской ситуации);
— административно-правовое предупреждение (предупреждение дорожно-транспортных преступлений средствами административного законодательства), суть которого в обеспечении применения эффективного административного наказания и его исполнения.
— уголовно-правовое предупреждение (предупреждение дорожно-транспортных преступлений средствами уголовного законодательства), суть которого в обеспечении применения эффективного уголовного наказания и его исполнения.
Общесоциальные меры профилактики связаны с реализацией планов социального и экономического развития в области автомобилестроения, дорожного строительства, с работой среди участников транспортного движения, разъясняющей общественное значение норм безопасности и формирующей навыки дисциплинированного поведения, исходящего из осознания интересов общества [3].
Последовательно совершенствуется конструкция автомобилей, предусматриваются лучшие условия работы водите-
лей, разрабатываются технические средства, ограничивающие возможность тяжких последствий при аварии (ремни безопасности, безопасные стекла, вдавливающееся рулевое управление).
Важнейшее направление общесоциальной профилактики обеспечение надлежащей подготовки и повышения квалификации водителей.
Специальные меры профилактики автотранспортных преступлений включают контроль за соблюдением правил безопасности движения; выявление и устранение конкретных обстоятельств, могущих способствовать возникновению аварийной обстановки (состояние дороги транспортных средств, водителей); выявление и устранение причин и условий конкретных преступлений; предупреждение рецидива; правовоспитательная работа с водителями, техническим обслуживающим персоналом, населением (в том числе с особо виктимным контингентом — несовершеннолетними).
Как показывает практика, для викти-мологической профилактики ДТП, совершаемых лицами управляющими транспортными средствами, особую значимость приобретает общая виктимоло-гическая профилактика, которая вносит элементы общественной безопасности в область дорожного движения. Успешному решению управленческого процесса предупредительного воздействия на дорожно-транспортную преступность, способствуют средства массовой информации. Эффективность общей виктимоло-гической профилактики во многом зависит от интереса граждан к информации, её убедительности и правдивости, умения объяснять, как надо вести себя, чтобы не стать жертвой дорожно-транспортного происшествия. В этом главная цель общей профилактики, которая должна удерживать людей от виктимных действий и поступков.
ПРИМЕЧАНИЕ:
1. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за январь — декабрь 2017 года. Информационно-аналитический обзор. — М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2018. — 17 с.
2. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 13.02.2018) «О Правилах дорожного движения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.03.2018). // Консультант Плюс: справочная правовая система.
3. Майоров А.В., Царакова А.П. Виктимологические аспекты дорожно-транспортных происшествий: монография / А.В.Майоров, А.П. Царакова. — Челябинский юридический институт МВД России. Челябинск, 2009.
REFERENCES:
1. Dorozhno-transportnaya avariynost' v Rossiyskoy Federatsii za yanvar' — dekabr' 2017 goda. Informatsionno-analiticheskiy obzor. - M.: FKU NITS BDD MVD Rossii, 2018. - 17 s.
2. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 23.10.1993 N 1090 (red. ot 13.02.2018) «O Pravilakh dorozhnogo dvizheniya» (s izm. i dop., vstup. v silu s 18.03.2018). // Konsul'tant Plyus: spravochnaya pravovaya sistema.
3. Mayorov A.V., Tsarakova A.P. Viktimologicheskiye aspekty dorozhno-transportnykh proisshestviy: monografiya / A.V.Mayorov, A.P. Tsarakova. — Chelyabinskiy yuridicheskiy institut MVD Rossii. Chelyabinsk, 2009.
КУДРЯШОВ Андрей Владимирович, кандидат юридических наук, научный сотрудник кафедры уголовно-правовых дисциплин филиала ЧОУ ВО «Балтийский институт экологии, политики и права» в г. Челябинске. E-mail: [email protected]
Kudryashov A. V.
VICTIM IN ROAD TRANSPORT PROISHESTVII: SOME ASPECTS OF VICTIM
In the article the Criminological analysis of the injured in road traffic accidents. Discusses some aspects of the victim and prevention measures of road-traffic accidents.
Keywords: Victimology, victim, road accident.
KUDRYASHOV Andrey V, researcher in the Department of criminal-law disciplines branch CHOW in "Baltic Institute of ecology, politics and law in the city of Chelyabinsk, Cand. legal. Sciences. 454080, Chelyabinsk, Russia UL. Soni Krivoy, d. and 75. E-mail: [email protected]
Дата поступления: 21.03.2018.