Жалкиева Оксана Валентиновна
адъюнкт кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России (тел.: +79186662565)
Виктимологическая профилактика дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних
В статье рассматривается виктимологическая профилактика как наиболее перспективное направление в предупреждении дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних. Разработаны предложения по совершенствованию данного направления деятельности.
Ключевые слова: виктимологическая профилактика, виктимность, дорожно-транспортное происшествие, несовершеннолетние участники дорожного движения, Госавтоинспекция.
O.V. Zhalkieva, Adjunct of a Chair of Criminal Law of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79186662565. Victimological prevention of road accidents involving minors
The article considers victimological prevention as the most promising direction in the prevention of road accidents involving minors. Proposals for improving this activitiy are developed.
Key words: victimological prevention, victimization, road accidents, underage participants of the road, traffic police.
Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации является наиболее острой и актуальной проблемой. В ДТП гибнут и получают увечья тысячи наших сограждан, в том числе несовершеннолетних. По данным ГИАЦ МВД России, в 2013 г. в стране в результате дорожно-транспортных происшествий погибли 872 ребенка, 22407 получили ранения различной степени тяжести; в сравнении с 2012 г. зафиксировано увеличение общего числа ДТП с участием несовершеннолетних детей в возрасте до 16 лет на 1,3%, снижение числа погибших в ДТП детей на 7,2% и увеличение числа пострадавших в ДТП детей в возрасте до 16 лет на 1,8%. Приведенные статистические данные ярко демонстрируют, что деятельность по профилактике дорожно-транспортных происшествий, в том числе дорожно-транспортных преступлений с участием несовершеннолетних, несомненно, нуждается в совершенствовании.
Несовершеннолетние не обладают правом управления автомобилем или мототранспортом, их морально-психологические качества и принципы недостаточно сформированы. Указанные факторы в совокупности предопределяют причину склонности несовершеннолетних становиться скорее жертвами, нежели субъектами дорожно-транспортных преступлений.
В связи с этим мы полагаем, что наиболее перспективным направлением в предупреждении ДТП с участием несовершеннолетних является именно виктимологическая профилактика.
Виктимологическая профилактика как специализированное направление в системе предупреждения преступлений представляет собой совокупность общесоциальных и специально-криминологических мер, направленных на выявление и снижение индивидуальной и массовой виктимности «посредством устранения негативных виктимных предрасположений, активизации защитных возможностей потенциальных жертв преступлений и обеспечения их безопасности» [1, с. 240-243].
Особенность виктимологической профилактики именно дорожно-транспортных преступлений, по нашему мнению, должна заключаться в выявлении и устранении факторов, обстоятельств и ситуаций, формирующих вик-тимное поведение на дороге; установлении групп риска с повышенной степенью виктимно-сти и воздействии на них в целях восстановления или активизации их правовой культуры, четких установок на соблюдение правил дорожного движения.
Учитывая, что поведение несовершеннолетних участников дорожного движения является наиболее виктимным, полагаем, что усилия
54
субъектов виктимологической профилактики ДТП в первую очередь должны быть направлены именно на данную группу, которую следует определить как группу риска с наибольшей степенью виктимности.
Виктимологическая профилактика ДТП с участием несовершеннолетних, наряду с общей виктимологической профилактикой ДТП, включает в себя выявление и анализ виктимного и потенциально виктимного поведения жертв ДТП, а также разработку адекватных мер и средств по его предупреждению, профилактике на трех уровнях:
общесоциальном (включающем общие политические, социально-экономические меры и пр.);
специальном (включающем работу с отдельными категориями несовершеннолетних);
индивидуальном.
Основные задачи по «формированию у участников дорожного движения правосознания и культуры в области дорожного движения, уважительного отношения к действующим правилам, нормативам и стандартам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, установлению партнерских взаимоотношений между участниками дорожного движения и сотрудниками Госавтоинспекции» [2], а также по «воспитанию дисциплинированности граждан, чувства долга и личной ответственности за свое поведение в процессе дорожного движения» [2] возложены на подразделения Госавтоинспекции МВД России. На сотрудников Госавтоинспекции также возложена функция контроля организации обучения детей и подростков правилам дорожного движения, навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах, создания дорожных условий, обеспечивающих безопасность детей (инспектирование образовательных учреждений) и т.д. Для наиболее успешного решения задач по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма сотрудники Госавтоинспекции непрерывно взаимодействуют с образовательными организациями: совместно проводят занятия по изучению правил дорожного движения, агитационные автовеломотопробеги, игры, конкурсы, викторины, беседы и т.д. При этом у сотрудника ГИБДД отсутствуют, на наш взгляд, так называемые «рычаги оценочного контроля» знания и выполнения профилактических рекомендаций несовершеннолетними участниками дорожного движения, что исключает оценочно-результативный компонент воспитания, позволяющий объективно оценить эффективность предупредительного воздействия.
Решению целого ряда проблем, на наш взгляд, способствовало бы принятие на общегосударственном уровне единого нормативного документа, в котором был бы отражен четкий алгоритм взаимодействия Госавтоинспекции и образовательных организаций, в частности наделяющего сотрудников ГИБДД правом и обязанностью приема у обучаемых ежегодного экзамена на знание правил дорожного движения с выставлением итоговой оценки в аттестат о среднем образовании.
Указанные изменения в системе обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах, на наш взгляд, должны сочетаться с введением общеобязательного учебного курса «Правила безопасности дорожного движения» во всех общеобразовательных организациях.
В целях реализации идеи повышения грамотности в области безопасности дорожного движения среди обучаемых необходимо предусмотреть в общеобразовательных организациях соответствующие штатные изменения, в частности введение должностей преподавателей (воспитателей), обладающих необходимыми для обучения правилам дорожного движения знаниями и квалификацией. Квалификация и компетенции привлекаемых к проведению такого рода учебных занятий педагогов должны позволять в рамках обучения проводить диагностику и выявлять детей, склонных к вик-тимному поведению на дорогах, потенциально входящих в группы риска.
Ф.К. Зиннуров отмечает: «Чтобы предотвратить неадекватные поступки, необходимо своевременное глубокое изучение с учащимися моральных и правовых норм, создание условий для их практического освоения, воспитания у учащихся нравственно-волевых качеств, сознательной дисциплины» [3, с. 67]. Трудно не согласиться с мнением Ф.К. Зиннурова о том, что технология формирования правосознания учащихся нуждается в совершенствовании и повышении ее эффективности. Автор отмечает, что многие специалисты обнаруживают некоторые недостатки, снижающие результаты правовоспитательной работы. В частности, к ним относятся: слабая разработанность форм и механизмов взаимодействия школьных воспитателей и «агентов» профилактической деятельности внешних ведомств (МВД, здравоохранение и т.д.); необходимость в лучшей подготовленности к правовоспитательной работе учителей школ; «отсутствие специальных программ и планов, которые претендовали бы на системность, четкость представления об ожидаемых результатах, разнообразие приме-
55
няемых форм и методов, постоянство и продуктивность взаимодействия с представителями правоохранительных органов, службами социально-психологической реабилитации» [3, с. 69-70].
Учитывая масштабность рассматриваемой проблемы предупреждения дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних детей, считаем недопустимым формальный подход к виктимологической профилактике. Недопустима также «подмена» занятий по воспитанию законопослушных участников дорожного движения только играми и «показательными» катаниями на велосипеде. Необходимо наличие и использование образовательными организациями научно обоснованной теоретико-методологической базы, выверенной учебной литературы, позволяющей наиболее эффективно применять различные формы и методы обучения для каждой возрастной категории, создание условий для практического применения полученных знаний, а также совершенствования полученных навыков. Учитывая, что показатели дорожно-транспортной аварийности с участием детей в отдельных регионах России различны, полагаем, необходимо определение среднего количества часов учебных занятий с каждой категорией детей как участников дорожного движения (велосипедист, пешеход, пассажир, водитель мопеда и т.д.). У преподавателя (воспитателя), безусловно, должно оставаться право акцентировать внимание на тех вопросах, которые требуют более детального рассмотрения. Но общие требования должны быть едиными. Единым должен быть и подход к созданию условий безопасного участия детей в дорожном движении (строительство не только специализированных площадок для практической отработки полученных навыков на территории учебных заведений, но и пешеходных и велосипедных дорожек в населенных пунктах и т.д.).
При построении профилактической работы также необходимо учитывать, что «детство -это сложный процесс развития ребенка, имеющий свои внутренние рубежи, возрастные периоды. Каждый возраст представляет качественно новый этап психического развития и характеризуется множеством особенностей, составляющих в совокупности своеобразие личности ребенка» [4, с. 52].
Условно предлагаем выделить следующие подгруппы несовершеннолетних участников дорожного движения:
дети в возрасте от 0 до 7 лет (возраст, когда дети в большинстве случаев находятся под
контролем взрослых, возможно, посещают детский сад);
дети в возрасте от 7 до 10 лет (условно -обучающиеся в 1-4 классах начальной школы);
дети в возрасте от 10 до 16 лет (условно - обучающихся в 5-9 классах общеобразовательной школы);
дети в возрасте от 16 до 18 лет (условно -обучающиеся в 10-11 классах общеобразовательной школы/ПТУ, на 1 курсе высших учебных заведений, в соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» обладающие правом на управление мототранспортом).
Работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, безусловно, следует проводить с учетом психологических особенностей каждой возрастной группы.
Так как дети в возрасте до 7 лет зачастую передвигаются по улицам в сопровождении взрослых, входящих в их ближайшее окружение, именно на этих взрослых необходимо возложить обязанность разъяснять своим детям основные правила дорожного движения для пешеходов с самого раннего возраста: посредством бесед, в игровой форме, демонстрируя личный положительный пример.
Особую сложность представляет работа по профилактике дорожно-транспортных происшествий с подростками, потенциально являющимися как некритичными жертвами, так и активными (сознательно нарушающими правила дорожного движения).
Анализ статистических данных УГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю показал, что из общего числа детей, пострадавших в ДТП на территории Краснодарского края в 2013 г., около 50% от всех ДТП с участием детей составили ДТП с детьми в возрасте от 10 до 16 лет (317 дорожно-транспортных происшествий, в которых 23 ребенка погибли и 312 ранены). При этом более 30% из данных ДТП совершены по вине самих подростков (переход проезжей части на запрещающий сигнал светофора, несоблюдение очередности проезда (в случае управления мототранспортом)).
Именно период между 10-11 и 15-16 годами жизни человека Д.Б. Эльконин определяет как подростковый. Д.И. Фельдштейн, соглашаясь с ним, отмечает, что «психологически этот возраст исключительно сложен и противоречив» [4, с. 55], и характеризует подростковый возраст как «возраст бурной активности, энтузиазма, инициативности, стремления к героическим делам, опасности, риску» [4, с. 58].
56
Психолог М.И. Рабинович рассматривает автодорожный риск подростков одновременно с увлечением рискованными видами спорта, поскольку, по мнению автора, эти виды поведения встречаются у одних и тех же индивидов [5, с. 101]. Безусловно, выявление подростков с повышенной склонностью к необоснованному риску и работа с ними требует участия квалифицированного специалиста - психолога. М.И. Рабинович отмечает, что для данной категории несовершеннолетних вместо «запугивания травмами и социальными санкциями» просветительскую и тренинговую работу следует организовывать с прицелом на личные предпочтения целевой аудитории [5, с. 112].
Д.И. Фельдштейн считает распространенной ошибкой педагогов отношение к подросткам как к маленьким детям, что вызывает у последних «разнообразные формы протеста - грубость, упрямство, непослушание, замкнутость, негативизм». Как пишет автор, «ошибка педагогического коллектива в данном случае заключается в том, что взрослые не учитывают психологических особенностей школьников разных возрастов, плохо используют возможности детей, в том числе активность, энергию подростков, их стремление к самодеятельности». Боязнь предоставить детям самостоятельность, свободу в выборе действий губит педагогов, их огромный труд нивелируется зачастую всевозможными ограничениями, надзором. «Между тем позиция настоящего педагога по отношению к воспитанникам - это позиция старшего товарища, авторитетного друга. Именно данная позиция обеспечивает подлинное единство взрослых и детей, ликвидирует обособленность педагогов и школьников» [4, с. 64-66]. Полагаем, что правильно выстроенные взаимоотношения сотрудников Госавтоинспекции с детьми будут способствовать улучшению результатов профилактической работы.
Однако в целях повышения эффективности проводимой виктимологической профилактики инициатива, на наш взгляд, должна исходить не только от сотрудников ГИБДД, но и от образовательных учреждений и родителей несовершеннолетних участников дорожного движения.
Существенную помощь в воспитании законопослушных участников дорожного движения, мы полагаем, может оказать социально ориентированное искусство (литература, музыка, живопись).
«Вспомним опыт СССР. Расцвет жанра плаката, наглядной агитации (помимо расцвета специфической детской литературы типа
"Честное слово'' А. Пантелеева, "Чука и Гека" А. Гайдара и "Что такое хорошо" В. Маяковского)» [6, с. 26]. В СССР превалировали позитивные образы, вызывающие желание следовать за ними, быть похожими, потребность в приобщении к положительному. Задача вызвать эту потребность в приобщении к позитивным образам актуальна и сегодня.
Ряд ученых, изучающих проблемы воспитания подростков, отмечают, что «Интернет -это мощный информационный и коммуникационный ресурс. В руках заботливых родителей и педагогов этот ресурс может стать основой для развития способностей детей к независимому мышлению, к обучению в течение всей жизни» [6, с. 47]. Принимая во внимание значимость сети Интернет для современных малолетних детей и подростков, необходимо грамотно использовать этот ресурс в профилактике и предупреждении дорожно-транспортных преступлений и происшествий, с проведением агитационно-пропагандистской работы не только на официальных сайтах Госавтоинспекции, но и на многих других сайтах, в социальных сетях.
При организации работы по воспитанию юных участников дорожного движения следует особо учитывать, что «важнейшим условием нормального формирования ответственной личности служит наличие в обществе и государстве прозрачной и эффективно действующей правовой системы, способной гарантировать честность правил социально-политической жизни» [7, с. 24]. Следует помнить, что отношение детей к соблюдению правил дорожного движения во многом зависит от соблюдения (либо несоблюдения) этих правил окружающими их совершеннолетними лицами (родителями и другими членами семьи, учителями, старшими товарищами). Виктимологиче-ская профилактика ДТП с участием несовершеннолетних, несомненно, должна включать работу как с самими детьми, так и с окружающими их взрослыми, родителями, педагогами.
К сожалению, нередки ситуации, когда родители, игнорируя правила дорожного движения, повышают степень виктимности своих детей, не достигших 12-летнего возраста, перевозя их в автомобилях вне специальных удерживающих устройств. Данные факты дают основания полагать, что далеко не все наши соотечественники осознают повышенную степень риска и опасности, которой подвергают детские жизни и здоровье. В ходе правительственного заседания 6 марта 2014 г. глава минкультуры России Владимир Мединский отметил, что ко-
57
личество ДТП, в которых погибли или пострадали дети (по данным за последние 6-7 лет), не снижается и «если мы кардинально не поймем, что человек, который не пристегивает своего ребенка и не покупает детское сиденье, -хуже, чем пьяный, то эту статистику никаким ГЛОНАСС мы не исправим» [8].
Таким образом, мы можем сделать вывод, что виктимологическая профилактика ДТП с участием несовершеннолетних участников дорожного движения в нашей стране не только нуждается в совершенствовании, но также требует осознания, что состояние дорожно-транспортной аварийности в России зависит от каждого нашего соотечественника, участвующего в дорожном движении, требует объединения усилий всего
общества в целом. Полагаем, что принятие на общегосударственном уровне единого нормативно-правового акта, расширяющего полномочия сотрудников Госавтоинспекции в сфере воспитания несовершеннолетних участников дорожного движения, введение обязательного учебного курса «Правила дорожного движения» в каждом общеобразовательном и дошкольном учреждении, а также создание реальных условий для безопасного передвижения детей по дорогам и улицам способны оказать существенное влияние на повышение правовой культуры и дисциплинированности юных участников дорожного движения и в результате - к уменьшению количества дорожно-транспортных преступлений, жертвами которых являются дети.
1. Ривман Д. В. Криминальная виктимоло-гия. СПб., 2002.
2. Об организации работы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения: приказ МВД России от 2 дек. 2003 г. № 930 (в ред. от 29 дек. 2012 г.).
3. Зиннуров Ф.К. Педагогическая профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях социокультурной среды. Казань, 2013.
4. Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. М., 1982.
5. Рабинович М.И. Преднамеренный спортивный и дорожно-транспортный риск у подростков и молодежи (по материалам франкоязычной периодики 2000-х) // Современная и зарубежная психология. 2013. № 2. С. 101-117.
6. На пути к преступлению: девиантное поведение подростков и риски взросления в современной России (опыт социологического анализа): коллективная монография / под науч. ред. М.Е. Поздняковой и Т.А. Хагурова. М.; Краснодар, 2012.
7. Городенцев Г. А. Личность сотрудника полиции в координационной модели взаимодействия правового государства и гражданского общества //Общество и право. 2013. № 4(46). С. 21-24.
8. URL: http:www.garant.ru (дата обращения: 7.03.2014).
1. Rivman D.V. Criminal victimology. St. Petersburg, 2002.
2. On the organization of work of State Traffic Safety Inspectorate of the Ministry of the Internal Affairs of the Russian Federation in promoting road traffic safety: order of the Ministry of the Interior of Russia of Dec. 2, 2003 № 930 (in ed. of Dec. 29, 2012).
3. Zinnurov F.K. Pedagogical prevention and correction of deviant behavior of teenagers in conditions of a socio-cultural environment. Kazan, 2013.
4. Feldstein D.I. Psychological bases of teenagers public benefit activities. Moscow, 1982.
5. Rabinovich M.I. Voluntary sport and highway risks in adolescents and youth (following current French and Canadian periodical publications of 2000th) // Modern and foreign psychology. 2013. № 2. P. 101-117.
6. Towards crime: deviant behavior of adolescents and risks of growing up in modern Russia (experience of sociological analysis): collective monograph / sci. ed. by M.E. Pozdnya-kova and T.A. Hagurov. Moscow; Krasnodar, 2012.
7. Gorodentsev G.A. The identity of the police officer in coordination model of interaction of the constitutional state and civil society // Society and law. 2013. № 4(46). P. 21-24.
8. URL: http:www.garant.ru (date of access: 7.03.2014).
58