Научная статья на тему 'О необходимости активизации проведения виктимологических исследований дорожно-транспортной преступности в современных условиях'

О необходимости активизации проведения виктимологических исследований дорожно-транспортной преступности в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
209
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Виктимология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВИКТИМОЛОГИЯ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ЖЕРТВА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ИССЛЕДОВАНИЕ / VICTIMOLOGY / ROAD AND TRANSPORT CRIME / VICTIM / PREVENTION / CAUSES AND CONDITIONS / CRIME / RESEARCH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кашкарова Н.А.

В статье раскрыта актуальность виктимологического исследования причин, условий дорожно-транспортной преступности, необходимость изучения жертвы данных преступлений. Указывается, что комплексный виктимологический анализ дорожно-транспортной преступности позволит сформулировать предложения по предупреждению дорожно-транспортной преступности на современном этапе развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On necessity of activation of victimological research of road transport crime in modern conditions

The article reveals the relevance of the victimological study of the causes, conditions of road traffic criminality, the need to study the victim of these crimes. It is pointed out that a comprehensive victimological analysis of road traffic criminality will make it possible to formulate proposals for the prevention of road traffic criminality at the present stage of society development.

Текст научной работы на тему «О необходимости активизации проведения виктимологических исследований дорожно-транспортной преступности в современных условиях»

¥-

У УДК 343.988 Виктимология 3(13) / 2017, с. 70-73

Кашкарова Н. А.

О НЕОБХОДИМОСТИ АКТИВИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье раскрыта актуальность виктимологического исследования причин, условий дорожно-транспортной преступности, необходимость изучения жертвы данных преступлений. Указывается, что комплексный виктимологический анализ дорожно-транспортной преступности позволит сформулировать предложения по предупреждению дорожно-транспортной преступности на современном этапе развития общества.

Ключевые слова: виктимология, дорожно-транспортная преступность, жертва, предупреждение, причины и условия, преступление, исследование.

Транспорт является неотъемлемым элементом развитого общества. Транспортная система, как элемент инфраструктуры государства, выполняет несколько функций, основными из которых являются: экономическая, социальная и военная. Безопасная деятельность транспортной системы, структурным элементом которой является дорожный транспорт, является одним из приоритетных заданий государства. С целью реализации безопасности транспортной системы и с учётом того, что транспортные средства являются источниками повышенной опасности государством разработана система нормативных правовых актов, которые обеспечивают регламентацию и охрану общественных отношений в сфере транспортной системы. В России ежегодно увеличивается уровень автомобилизации как физических, так и юридических лиц, согласно статистических показателй уровень автомобилизации в 2000 году составлял 130,5 автомобиля на 1 000 чело-

век населения России, а в 2015 году это соотношение составляло 317 автомобилей на 1 000 человек населения России [1; 6].

Рост автомобилизации общества, а также низкая дорожно-транспортная культура населения, а в некоторых случаях коррупциогенные факторы деятельности правоохранительных органов являются основными причинами совершаемых дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП).

Согласно статистических данных Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России в 2015 году на территории Российской Федерации совершено 184 000 ДТП, в которых пострадало 231 197 человека (23 114 по-гибло)[3].

Жертвами ДТП становится наиболее социально-активная и трудоспособная часть населения страны, а также дети. Президент России В.В. Путин в выступлении на Заседании президиума Госсо-

вета по вопросам безопасности дорожного движения отметил, что сохранение жизни, здоровья тысяч граждан нашей страны, а также снижение смертности от ДТП — важнейшее направление государственной политики. Уровень безопасности дорожного движения напрямую влияет на устойчивость социально-экономического развития, на эффективную работу всей транспортной инфраструктуры Рос-сии[2].

Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут или становятся инвалидами дети [5].

Дорожно-транспортная преступность относится к так называемой неосторожной преступности, о существенных проблемах которой указывал ещё в 1978 году профессор В.Е. Квашис [3], вместе с тем дорожно-транспортная преступность имеет ряд специфических особенностей, которые существенно отличают последнюю от иных видов преступности.

В первую очередь — это жертва преступления (происшествия). Жертва дорожно-транспортной преступности отличается от неосторожной и тем более умышленной преступности. По нашему мнению, это обусловлено тем, что в результате дорожно-транспортного происшествия жертва (потерпевший, пострадавший) может появится, то есть лицо может фактически либо получить тяжкий вред здоровью, либо лишиться жизни, а с юридической стороны состава преступления образовано не будет в результате самотравмирования либо смерти виновного в совершении преступления лица.

Второй отличительной чертой дорожно-транспортной преступности выступает средство, а именно источник повышенной общественной опасности — дорожное транспортное средство, предназначенное для перемещения людей (пассажиров) товаров и грузов по средствам использования автомобильных дорог.

Третьим признаком, является место

виктимизации, а именно автомобильная дорога и прилегающие к ней элементы дорожной инфраструктуры (остановки, стоянки, дорожные знаки, шлагбаумы и прочее).

По нашему мнению, лицо должно признаваться жертвой дорожно-транспортного преступления не зависимо от его виновности, в основу своего тезиса мы берём положение, согласно которого жертва дорожно-транспортного происшествия появляется до принятия уголовно-процессуального решения о наличии либо отсутствия события или состава преступления.

Также отметим, что причиняемый дорожно-транспортным преступлением материальный вред, например, в виде повреждения или уничтожения транспортного средства либо иного имущества должен находится за рамками виктимологи-ческого исследования дорожно-транспортной преступности, хотя механизм причинения такого вреда аналогичен.

Эффективная деятельность по минимизации социально-негативных проявлений и виктимологических рисков дорожно-транспортной преступности должна основываться на виктимологической профилактике данного вида преступности, определении вида жертвы дорожно-транспортного преступления, что позволит конкретизировать профилактические мероприятия, проводимые не только сотрудниками ГИБДД МВД России, но и другими субъектами, в первую очередь педагогами образовательных организаций, обеспечить «адресный подход» при предупреждении дорожно-транспортной преступности. Следует отметить, что виктимологический анализ, характеристика и типизация жертв дорожно-транспортных преступлений в виктимо-логической теории на монографическом уровне не проводились.

Виктимологическая характеристика дорожно-транспортной преступности [7; 8; 9; 10; 11; 12] существенным образом дополняет существующий опыт научного исследования проблем противодействия дорожно-транспортных преступлений в частности и обеспечения безопасности дорожного движения в целом.

Проведение такого рода исследований, в настоящее время, с учетом современного состояния безопасности транспортной системы, будет способствовать

развитию научного понимания вопросов в части учения о причинах и условиях дорожно-транспортной преступности, личности жертвы неосторожного преступления, и предупреждения неосторожных

преступлений, рассматриваемых через призму виктимологической характеристики и виктимологического предупреждения дорожно-транспортной преступности.

ПРИМЕЧАНИЕ:

1. Автомобилизация России: догнать и перегнать Ливию http://www.zr.ru/content/ articles/752284-avtomobilizaciya-rossii-dognat-peregnat-liviyu/

2. Заседание президиума Госсовета по вопросам безопасности дорожного движения. http://kremlin.ru/events/president/news/51506

3. Квашис В.Е. Предупреждение неосторожных преступлений: Проблемы социологии права и уголовной политики. М.: // Избранные труды по уголовному праву и криминологии (1967-2014 гг.). — СПб.: «Юридический центр», 2015. — 1040 с.

4. Постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г. № 864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах». Электронный ресурс [режим доступа] http://base.garant.rU/70467076/#friends#ixzz4ApKxf kjM

5. Статистические сведения Госавтоинспекции МВД России о состоянии дорожно-транспортных происшествиях в Российской Федерации за 2015 год. http://stat.gibdd.ru

6. Число собственных легковых автомобилей на 1000 человек населения по субъектам Российской Федерации (на конец года), штука, значение показателя за год http:// www.gks.ru/scripts/db_inet/dbinet.cgi

7. Майоров А.В. Виктимологические аспекты исследования дорожно-транспортных преступлений // Проблемы права. — 2010. — № 1. — С. 142-145.

8. Майоров А.В. К вопросу о виктимологической профилактике в сфере дорожного движения // Проблемы права. — 2009. — № 1. — С. 133-135.

9. Никитин Е.В. Проблемы виктимной безопасности дорожного движения // Викти-мология. - 2015.- № 4(6). - С. 46-50.

10. Таюрская Е.А. Виктимологическая характеристика и профилактика дорожно-транспортных преступлений : автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. — Иркутск, 2006. — 26 с.

11. Майоров А.В., Царакова А.П. Виктимологические аспекты дорожно-транспортных происшествий : монография. - Челябинск : Челябинский юридический институт МВД России, 2009. - 181 с.

12. Чичерина М.А. Виктимологи ческая характеристика дорожно-транспортных происшествий, совершаемых водителями частных легковых автомобилей: дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2000. - 186 с.

КАШКАРОВА Наталья Алексеевна, адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии Краснодарского университета МВД России. E-mail: kashakrov79@ya.ru

Kashkarova N. A.

ON NECESSITY OF ACTIVATION OF VICTIMOLOGICAL RESEARCH OF ROAD TRANSPORT CRIME IN MODERN CONDITIONS

The article reveals the relevance of the victimological study of the causes, conditions of road traffic criminality, the need to study the victim of these crimes. It is pointed out that a comprehensive victimological analysis of road traffic criminality will make it possible to formulate proposals for the prevention of road traffic criminality at the present stage of society development.

Keywords: victimology, road and transport crime, victim, prevention, causes and conditions, crime, research.

KASHKAROVA Natalia Alekseevna, associate professor of the criminal law and criminology chair of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. E-mail: kashakrov79@ya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.