Научная статья
УДК 343.97
ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК ЖЕРТВ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Трофимов В.Е.,
Орловский юридический институт МВД России
имени В.В. Лукьянова, Орел, Россия, e-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-6170-1482
Аннотация. В статье исследуется проблема виктимности несовершеннолетних как потенциальных жертв дорожно-транспортных преступлений. Анализируются особенности личности детей в различные возрастные периоды, их влияние на восприятие и уяснение основных требований безопасности участников дорожного движения. В ходе исследования приводятся статистические данные о количестве дорожно-транспортных происшествий, погибших и получивших ранения различной степени тяжести в результате их совершения. Кроме того, определяются основные причины и условия дорожно-транспортной преступности, предлагаются способы противодействия указанному негативному явлению.
Ключевые слова: виктимность несовершеннолетних, дорожно-транспортные преступления, безопасность дорожного движения, травматизм пешеходов, жертвы дорожно-транспортных происшествий, виктимологическая профилактика.
Scientific article
VICTIMOLOGICAL CHARACTERISTICS OF MINORS AS VICTIMS OF TRAFFIC CRIMES
V.Ye. Trofimov,
Orel Law Institute of the Russian Interior Ministry
them. V. V. Lukyanov, Orel, Russia, e-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-6170-1482
Abstract. The article examines the problem of victimization of minors as potential victims of traffic crimes. The features ofthe personality of children in different age periods, their influence on theperception and understanding of the basic safety requirements of road users are analyzed. The study provides statistical data on the number of road accidents, deaths and injuries of varying severity as a result of their commission. In addition, the main causes and conditions of road traffic crime are determined, and ways to counteract this negative phenomenon are proposed.
Keywords: victimization of minors, traffic crimes, traffic safety, pedestrian injuries, victims of traffic accidents, victimological prevention.
Введение
Виктимология выступает ключевым элементом всей уголовно-правовой науки, в частности криминологии, и исследует различные аспекты психологии поведения жертв преступлений. Обращаясь к непосредственной терминологии, виктимологию следует определить как науку о жертве (от лат. victima - жертва и греч. logos - учение). Сформированные направления виктимологии под жертвами в широком смысле слова понимают тех, кто пострадал в результате разного рода стихийных бедствий, несчастных случаев и т.п., а в более узком - пострадавших в результате совершения в отношении их противоправного деяния. Исследование именно жертв преступлений представляет повышенный интерес, обусловленный отсутствием вмешательства так называемого случая, то есть ситуации, никак не связанной с виновным нарушением каких-либо правоотношений.
Одним из крупных блоков в структуре всей преступности представляют преступления в транспортной сфере. Стабильное функционирование государства и общества во многом зависит от работы транспортной отрасли, важнейшего элемента экономики на всех этапах развития человечества. Обеспечение ее безопасности, борьба с вредными последствиями преступных деяний и их профилактика являются приоритетными направлениями деятельности любого государства. Например, социально-экономический ущерб от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2004-2011 гг. был оценен в 8 188,3 млрд руб., что сопоставимо с доходами консолидированных бюджетов субъектов РФ за
2012 г. - 8 064,3 млрд. руб.[1]. Виктимология исследует виды жертв дорожно-транспортных происшествий исходя из их роли в процессе дорожного движения. Жертвы ДТП традиционно подразделяются на группы: водители, пешеходы, пассажиры, дорожные рабочие, сотрудники, обеспечивающие безопасность дорожного движения [2]. Так, за истекший 2020 год совершено 137 662 дорожно-транспортных преступления (ДТП), в которых погибло 15 788 человек и ранено 175 170 человек1.
Постановка проблемы
Однако противодействие дорожно-транспортным преступлениям не может сводиться к воздействию только лишь на субъект преступления, который, безусловно, заслуживает пристального внимания, но и не менее значимым объектом воздействия в структуре указанных преступлений выступает жертва. Дополнительное внимание потерпевший в рассматриваемой категории преступлений заслуживает тем, что в ряде случаев он может спровоцировать дорожно-транспортное происшествие, виновник которого в зависимости от наступивших последствий может быть привлечен как к административной, так и к уголовной ответственности. Так, за 2020 год зарегистрировано 18 629 преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ2, устанавливающей ответственность за нарушение правил дорожного движения (ПДД) при наличии последствий различной степени тяжести. Зачастую арактерной жертвой дорожно-транспортных преступлений становятся пешеходы.
Виктимологическая профилактика ставит своей целью уменьшение уровня виктимно-сти потенциальных жертв преступлений,
1 Статистические данные ГУОБДД МВД России. Официальный сайт Госавтоинспекции // URL: http:// stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 20.10.2021).
2 Статистические данные официального сайта МВД России // URL: http://www.мвд.рф (дата обращения: 20.10.2021).
изучение причин и условий, способствующих виктимному поведению и своевременное противодействие им [4, с. 51]. Среди объектов указанной профилактики следует назвать и пешеходов, которым присущи характеристики, поведенческие особенности, повышающие возможность оказаться жертвой преступного посягательства. Для жертв большинства дорожно-транспортных происшествий характерны такие психологические качества, как беспечность, легкомысленность, самонадеянность, рассеянность, им присущи правовой нигилизм и игнорирование требований безопасности. Результаты социологических исследований показывают, что каждый пятый пешеход переходит дорогу там, где ему удобнее, а около 70% из них признают, что при переходе проезжей части не руководствуются сигналами светофора. Именно виктимное поведение потерпевших часто является непосредственной предпосылкой совершения в их отношении ДТП [5].
Описание проводимого исследования
В 2020 году на территории Российской Федерации зарегистрировано 39 927 ДТП с участием пешеходов, в результате чего 4 513 пешеходов погибли и 37 118 получили ранения. Самым распространенным и одновременно наиболее травмоопасным видом происшествия с участием пешехода является наезд на него (97%). Анализ возрастных групп пострадавших пешеходов показывает, что наиболее часто в ДТП участвуют пешеходы в возрасте 30-39 лет. Тяжесть последствий увеличивается прямо пропорционально их возрасту. Социальный риск преобладает для возрастных категорий старше 70 лет. Наиболее низкие показатели смертности при наезде на пешеходов зарегистрированы в период с апреля по июнь. Это снижение связано с увеличением продолжительности светового дня. Рост числа пострадавших пешеходов отмечается с момента уменьшения светового дня (июль) и достигает своего пика в октябре. Впоследствии показатели смертности несколько снижаются, что объясняется появлением
снежного покрова, имеющего светоотражающий эффект при свете фар ТС [6].
В большинстве случаев (66%) в наезде на пешехода виновно лицо, управляющее транспортным средством. Указанные факты чаще всего происходят при нарушении правил проезда пешеходного перехода. Однако 7 из 10 (68,7%) погибших пешеходов пострадали в ДТП по собственной неосторожности. Наиболее часто встречающимся нарушением выступает переход дороги вне пешеходного перехода.
Особое место среди жертв дорожно-транспортных преступлений занимают несовершеннолетние. С их участием произошло 21 018 ДТП, в которых погибли 759 человек и 23 293 получили ранения различной степени тяжести. Следует отметить, что большинство ДТП (79% от общего количества ДТП с участием детей) произошло из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств. По собственной неосторожности детей произошло 2558 ДТП, в которых погибли 65 человек и 2528 получили ранения. Наибольшее количество ДТП с участием детей происходило в пятницу (2636), однако набольшим числом погибших характеризуются ДТП, произошедшие в выходные дни (109 суббота; 104 воскресение). В субботу и воскресенье также отмечается самая высокая тяжесть последствий ДТП. Данная тенденция по распределению показателей сохраняется на протяжении нескольких лет [6].
Согласно исследованиям, наиболее вик-тимной категорией несовершеннолетних являются пешеходы и пассажиры, различия в возрасте которых определяют вид поведения и адекватность реагирования на изменения дорожной обстановки [7].
Мотивы виктимного поведения жертв рассматриваемых происшествий целесообразно разделить на две группы:
- устойчивые (личностные);
- неустойчивые (ситуативные).
Представленная классификация дает возможность установить взаимосвязь между направленностью личности и влиянием
ситуации [6]. Например, 10% от общего количества пострадавших пешеходов стояли на месте, что свидетельствует о влиянии ситуации на их возможность стать жертвой. При этом дополнительного внимание заслуживает то обстоятельство, что среди пострадавших от наезда пешеходов 4% двигались во встречном с транспортным средством направлении и значительно больше (11%) - в попутном направлении. Указанные данные подтверждают необходимость разъяснения населению основ безопасности участника дорожного движения. Особенно данное утверждение актуально для детей. Проводимая пропаганда безопасности дорожного движения в детских дошкольных учреждениях, школах и образовательных организациях оказывает положительное воздействие на детский дорожно-транспортный травматизм. Однако подобных методов становится недостаточно. Важное значение имеет оснащенность дорог общего пользования регулируемыми пешеходами. В настоящее время лишь 17% наземных переходов являются регулируемыми, что, несомненно, негативно сказывается на дорожно-транспортном травматизме. Так, на регулируемых пешеходных переходах совершено лишь 28% наездов на пешеходов и, соответственно, 72% наездов на нерегулируемых переходах [6].
Анализируя представленную статистику, стоит отметить, что постоянно возрастающая интенсивность движения не позволяет в полной мере обеспечить безопасность пешехода даже на регулируемом переходе. Не каждый человек, а тем более ребенок, может верно оценить дорожную обстановку, расстояние до приближающегося транспортного средства, состояние дорожного полотна (обледенение и т.п.), тормозной путь автомобиля и множество дополнительных факторов, оказывающих влияние на безопасность дорожного движения. Существенно изменить ситуацию в лучшую сторону способно строительство не только регулируемых переходов, но и подземных или надземных переходов, исключающих
возможность контакта пешехода с дорожным полотном.
Дети младшего школьного возраста представляют собой особый объект виктимоло-гической профилактики в силу целого ряда особенностей. В период от 6 до 12 лет осуществляется социализация ребенка. В этот период дети часто посещают различные дополнительные секции (спортивные, творческие и т.п.), позволяющие развиваться, знакомиться с новыми видами деятельности. Даже посещение школы требует определенной мобильности и умения передвигаться в условиях города. Стремление к самостоятельности сопряжено с наличием небольшого жизненного опыта, дефицитом знаний в сфере дорожного движения. В этом возрасте высокий уровень остроты зрения, слуха, ориентировки на форму и цвет предмета. Однако произвольности и осмысленности при восприятии какой-либо новой информации пока нет. Преобладает непроизвольное внимание. Произвольное внимание, которое требуется для оценки обстановки в условиях дорожного движения, еще не сформировано, и начинает развиваться в условиях целенаправленного обучения только к 10-11 годам [см.: 2; 3]. В связи с указанными особенностями развития младших школьников среди основных направлений виктимологической профилактики нарушений ПДД стоит определить:
- обучение правилам дорожного движения в игровой форме;
- привлечение внимания к важным вопросам должно сопровождаться яркими, в том числе звуковыми образами;
- обучение ребенка ПДД должно осуществляться с использованием образца (действия, которые он может повторить);
- обучение ребенка анализу дорожной обстановки и многое другое.
Формирование личности в подростковом периоде (средний школьный возраст) и ранней юности (старший школьный возраст) также сопряжено с рядом особенностей.
Так, если в возрасте 10-11 лет подросток стремится находиться среди сверстников,
разделяя совместные увлечения и интересы, то в возрасте 12-13 лет на первое место выходит желание определить свое место в своем круге общения, что обусловливается развитием самосознания. Возраст 14-16 лет характеризуется стремлением к самоопределению, признанию личности обществом. Более поздний период, 16-18 лет, относится к ранней юности, когда преобладает наряду с личностным еще и профессиональное самоопределение, осуществляется подготовка к самостоятельной жизни.
Подростковый период сопровождается интенсивным физическим и психическим развитием, которое влияет на повышенную возбудимость нервной системы, возможны неоднократные смены настроения, наблюдается повышенная раздражительность, резкость, большое внимание уделяется обидам и еще ряд иных признаков. Восприятие становится избирательным и целенаправленным. Качественные изменения касаются внимания несовершеннолетнего, оно становится произвольным контролируемым процессом, улучшается объем, интенсивность. Заканчивается формирование общих умственных способностей, устанавливаются причинно-следственные связи, самостоятельность в поведении, устойчивость во взглядах и критичность в восприятии информации. Проявляется направленность личности, ее индивидуальность и избирательность интересов и предпочтений.
Осуществляя профилактические мероприятия, направленные на снижение количества несовершеннолетних, которые становятся жертвами дорожно-транспортных преступлений и иных происшествий, следует обратить значительное внимание на приоритеты и специфику данной категории граждан [8], особенности их развития, ценностные ориентиры и другие факторы, влияющие на восприятие детьми информации.
Виктимологическая профилактика должна быть ориентирована:
1. На осознание подростком и юношей своей роли как участника дорожного дви-
жения и формирование ответственного отношения к соблюдению правил дорожного движения и ответственного поведения в условиях улицы.
2. На осмысленное изучение Правил дорожного движения и неукоснительное следование им.
3. При обучении правилам дорожного движения следует учитывать особенности эмоциональной сферы подростков и юношества и с этой целью сопровождать обучение не только приведением логических доводов в пользу правильного поведения на дороге, но и сопровождать мероприятия по пропаганде безопасности дорожного движения наглядными материалами, воздействующими на эмоции, вызывающими сильный эмоциональный отклик [2].
Результат исследования
Определяя особенности различных возрастных групп несовершеннолетних, не стоит забывать о факторах, которые оказывают влияние на каждую из них. Нередко несовершеннолетние пытаются пересечь проезжую часть за рулем велосипеда или бегом, игры вблизи дорог также свойственны различным возрастным категориям. При этом наиболее популярным средством отвлечения внимания несовершеннолетних являются различные гаджеты (смартфоны, планшеты и т.п.), в результате чего личная безопасность, безопасность иных участников дорожного движения отходит на второй план. Противодействие указанному негативному явлению современности необходимо осуществлять как в дошкольных учебных учреждениях, так и в школьных и иных учреждениях, а также в семье.
Заключение
Таким образом, психологический анализ личностных особенностей отдельных групп участников дорожного движения позволяет выявить те группы, которые обладают повышенной личностной уязвимостью. Виктимологическая профилактика среди этих групп должна проводиться с учетом вышеуказанных факторов. Кроме того, необходимо учитывать, что пробле-
мы обеспечения безопасности дорожного движения носят системный характер, именно поэтому для их разрешения долж-
но осуществляться воздействие на различные сферы жизни общества [см. подробнее: 9].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Кочои, С.М. Уголовно-правовые риски использования беспилотных транспортных средств //Актуальные проблемы российского права. 2021. Т. 16. № 7 (128). С. 125-135.
2. Баранчикова, М.В., Кузнецова, И.И. Виктимологическая профилактика нарушений правил дорожного движения: Монография. Орёл: ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2017. 80 с.
3. Майоров, А.В. Виктимологическая профилактика в отношении несовершеннолетних // Правопорядок: история, теория, практика. 2013. № 1(1). С. 20-23.
4. Майоров, А.В. О концепции виктимологического противодействия преступности // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2015. № 4(34). С. 50-57.
5. Баранчикова, М.В., Зейналов, Ф.Н. Пешеходы как объекты виктимологической профилактики дорожно-транспортных преступлений // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 2 (44). С. 20-23.
6. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2020 год. Информационно-аналитический обзор. Москва: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2021, 79 с.
7. Баранчикова, М.В. Влияние ситуации на виктимизацию несовершеннолетних жертв дорожно-транспортной неосторожности // Виктимология. 2018. № 2(16). С. 45-50.
8. Майоров, А.В., Царакова, А.П. Виктимологические аспекты дорожно-транспортных происшествий: Монография. Челябинск: Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования, Челябинский юридический ин-т М-ва внутренних дел Российской Федерации, 2009. 181 с.
9. Трофимов, В.Е. Роль места как признака объективной стороны в составе преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2020. № 3 (84). С. 43-48.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1. Kochoi, S.M. Ugolovno-pravovye riski ispol'zovaniya bespilotnyh transportnyh sredstv // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2021. T. 16, № 7 (128). S. 125-135.
2. Baranchikova, M.V., Kuznecova, I.I. Viktimologicheskaya profilaktika narushenij pravil dorozhnogo dvizheniya: Monografiya. Oryol: OrYUI MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova, 2017. 80 s.
3. Mayorov, A.V. Viktimologicheskaya profilaktika v otnoshenii nesovershennoletnih // Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika. 2013. № 1(1). S. 20-23.
4. Mayorov, A.V. O koncepcii viktimologicheskogo protivodejstviya prestupnosti // Yuridicheskaya nauka i pravoohranitel'naya praktika. 2015. № 4(34). S. 50-57.
5. Baranchikova, M.V., Zejnalov, F.N. Peshekhody kak ob"ekty viktimologicheskoj profilaktiki dorozhno-transportnyh prestuplenij // Vestnik Kaliningradskogo filiala Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2016. № 2 (44). S. 20-23.
6. Dorozhno-transportnaya avarijnost' v Rossijskoj Federacii za 2020 god. Informacionno-analiticheskij obzor. Moskva: FKU «NC BDD MVD Rossii», 2021, 79 s.
7. Baranchikova, M.V. Vliyanie situacii na viktimizaciyu nesovershennoletnih zhertv dorozhno-transportnoj neostorozhnosti // Viktimologiya. 2018. № 2(16). S. 45-50.
8. Mayorov, A.V., Carakova, A.P. Viktimologicheskie aspekty dorozhno-transportnyh proisshestvij: Monografiya. CHelyabinsk: Federal'noe gos. obrazovatel'noe uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovaniya CHelyabinskij yuridicheskij in-t M-va vnutrennih del Rossijskoj Federacii, 2009. 181 s.
9. Trofmov, V.E. Rol' mesta kak priznaka ob"ektivnoj storony v sostave prestupleniya, predusmotrennogo st. 264.1 UK RF // Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova. 2020. № 3 (84). S. 43-48.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Трофимов Василий Евгеньевич, преподаватель кафедры уголовного права, криминологии и психологии ФГКОУ ВО «Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.В. Лукьянова», г. Орел, Россия.
E-mail: [email protected]
ORCID: 0000-0001-6170-1482
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Vasily Ye. Trofimov, Lecturer of the Department of Criminal Law, Criminology and Psychology of Federal State Educational Institution of Higher Professional Education Orel Law Institute ofthe Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.V. Lukyanov, Orel, Russia.
E-mail: [email protected]
ORCID: 0000-0001-6170-1482
Дата поступления статьи / Received: 05.11.2021 Принята к публикации / Accepted: 06.12. 2021