Научная статья на тему 'Состояние, особенности и основные показатели дорожно-транспортных преступлений, совершаемых несовершеннолетними'

Состояние, особенности и основные показатели дорожно-транспортных преступлений, совершаемых несовершеннолетними Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
998
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TRAFFIC OFFENSE / MINOR / VEHICLE / STATE / DINAMICS / LATENCY / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / СОСТОЯНИЕ / ДИНАМИКА / ЛАТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колесников Роман Викторович

В статье приводится информация о состоянии, уровне и динамике дорожно-транспортных преступлений, совершаемых несовершеннолетними в России. Рассматриваются некоторые особенности дорожно-транспортных преступлений, совершаемых несовершеннолетними, позволяющие правильно определить направления деятельности органов внутренних дел и иных субъектов в профилактике указанных преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article provides information on the status, level and dynamics of road traffic crimes committed by minors in Russia. Some features of road traffic offenses committed by minors are considered, which make it possible to correctly determine the directions of the activities of internal affairs agencies and other entities in the prevention of such crimes.

Текст научной работы на тему «Состояние, особенности и основные показатели дорожно-транспортных преступлений, совершаемых несовершеннолетними»

Р.В. Колесников,

кандидат юридических наук

СОСТОЯНИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

CONDITION, FEATURES AND MAIN INDICATORS ROAD TRAFFIC CRIMES MADE BY MINORS

В статье приводится информация о состоянии, уровне и динамике дорожно-транспортных преступлений, совершаемых несовершеннолетними в России. Рассматриваются некоторые особенности дорожно-транспортных преступлений, совершаемых несовершеннолетними, позволяющие правильно определить направления деятельности органов внутренних дел и иных субъектов в профилактике указанных преступлений.

The article provides information on the status, level and dynamics of road traffic crimes committed by minors in Russia. Some features of road traffic offenses committed by minors are considered, which make it possible to correctly determine the directions of the activities of internal affairs agencies and other entities in the prevention of such crimes.

Криминологическая оценка современных реалий российского общества неизменно связана с научным обоснованием многочисленных проблем безопасности, от решения которых в итоге зависит будущее нации. Традиционно в ряду подобных проблем криминологами рассматриваются криминогенные и криминальные угрозы, представляющие опасность для нормального развития общественных отношений, дезорганизующие процессы формирования позитивных начал в каждой из сфер социальной жизнедеятельности [1]. Одной из таких сфер, всегда обращающих на себя пристальное внимание населения, государственных органов, ученых и специалистов, является сфера дорожного движения [2].

В настоящее время данная сфера, как никогда, нуждается в серьезной защите от криминальных угроз, главным образом, складывающихся из неосторожных преступлений, тем не менее, по своим тяжким последствиям нередко превосходящих

ущерб от умышленных уголовно-наказуемых деяний. Снижение показателей аварийности на дорогах страны — одно из приоритетных направлений политики современной России. Особую тревогу вызывает тот факт, что последнее время все большую популярность среди несовершеннолетних приобретает управление различными транспортными средствами, причем нередко без права управления ими.

Не случайно в начале 2008 года была принята «Стратегия безопасности дорожного движения до 2024 года» [3], которая определяет приоритеты в области безопасности дорожного движения, направления и способы их достижения. В рамках данной Стратегии предполагается повысить безопасность дорожного движения, а также стремиться к показателю социального риска, составляющему не более 4 погибших в ДТП на 100 тыс. населения, и нулевой смертности — к 2030 г.

Анализ материалов судебно-следственной практики, связанных с дорожно-транспортными

преступлениями, совершенными несовершеннолетними, показывает, что основная масса подростков не проходила специальной подготовки по управлению той или иной категорией транспортных средств. Между тем в предупреждении дорожно-транспортных преступлений, совершаемых несовершеннолетними, несомненно, есть своя криминологическая специфика. Она закономерно проявляет себя в механизме этих преступлений, в их взаимосвязи с другими подростковыми правонарушениями и девиациями, в детерминации, в личностных, социально-групповых, психологических и иных характеристиках, формирующих определенный личностный стиль совершения дорожно-транспортных преступлений. Все это требует разработки эффективных предупредительных мер и активного внедрения их в практику не только различных подразделений МВД России, прежде всего подразделений по делам несовершеннолетних (далее — ПДН ОВД) и государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее — ГИБДД МВД России), но и в образовательную среду, в деятельность других субъектов профилактики безопасности дорожного движения, оптимизации их под цели и задачи семейного воспитания подростков с целью повышения уровня их правовой культуры и правосознания.

Данные официальной статистики ГИАЦ МВД России, Федеральной службы государственной статистики России, Судебного департамента Верховного Суда Российской Федерации, Генеральной Прокуратуры России за период с 2005 по 2018 г. свидетельствуют о незначительных масштабах этого криминального явления, однако их объективность может быть подвергнута сомнению в силу высокой латентности и специфики механизма совершения. По ряду объективных и субъективных причин большое число ситуаций, когда подростки становятся виновниками дорожно-транспортных происшествий [4], в результате которых потерпевшим причиняется тяжкий вред здоровью или смерть, выходят за рамки официального статистического учета. В этой связи оптимизация и разработка новых эффективных мер, направленных на предупреждение совершения несовершеннолетними дорожно-транспортных преступлений, является важнейшей задачей криминологической науки. Не случайно Президент Российской Федерации В. В. Путин в 2018 году на расширенном заседание коллегии МВД России прямо определил ключевые моменты, отметив, что при реализации положений Стратегии безопасности дорожного движения будут предъявляться повышенные требования к подразделениям правоохранительных органов России, обеспечивающим такую безопасность. Несмотря на то, что в 2017 году сократилось

общее число зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий, количество пострадавших в автоавариях по-прежнему велико. Если опираться на цифры, то самих дорожно-транспортных происшествий зарегистрировано меньше на 3,9%, число погибших снизилось на 7,9%, раненых — на 3,9%, что в целом неплохо, но все же абсолютные величины по России пока слишком велики. Коме того, В. В. Путин поручил министрам (МВД России, МЧС России, Минздрава России и др.) тщательно проанализировать ситуацию в сфере транспортной инфраструктуры и дать конкретные предложения по дальнейшему совершенствованию данного направления [5].

Преступность несовершеннолетних рассматривается большинством криминологов (отечественных и зарубежных) в качестве сложной, отдельной системы с качественными и количественными характеристиками [1].

Прежде чем рассматривать и оценивать криминологические показатели совершения дорожно-транспортных преступлений среди несовершеннолетних, необходимо определить, что понимается под термином «несовершеннолетний», какие возрастные категории с юридической точки зрения входят в данную группу. Напомним, что согласно ч. 1 ст. 87 Уголовно кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) дается определение понятию «несовершеннолетний» — это лицо, которому исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет. В Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [6] несовершеннолетний — это лицо, не достигшее возраста 18 лет.

Следует согласиться с мнением А. И. Добрен-кова, который считает необходимым рассматриваемые преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта «в силу специфики механизма совершения и субъектов (несовершеннолетние лица) выделить в отдельную группу наказуемых деяний» [2].

Необходимо отметить, что дорожно-транспортное преступление является противоправным общественно опасным деянием, которое выражается в нарушении правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта, повлекшем по неосторожности тяжкие последствия.

Дорожно-транспортные преступления так же, как в целом преступления несовершеннолетних, служат своего рода исходной базой формирования «взрослой» дорожно-транспортной преступности (по примеру, аналогичному детерминации профессиональной и организованной преступности). Согласно данным специалистов ГУООП МВД России, 80% преступников-профессионалов (угонщики автомобилей, наркодилеры, мошенники, фальшивомонетчики, хакеры, карманники и др.) совершили

преступление впервые именно в несовершеннолетнем возрасте [4]. Одной из главных особенностей данного вида преступности является участие взрослых лиц [7]. Имеются в виду умышленные преступления. Как показывает практика, многие дорожно-транспортные преступления совершаются взрослыми лицами, которые ранее, в подростковом возрасте, неоднократно и систематически совершали ДТП, большая часть из которых не попала в поле зрения правоохранительных органов. Поэтому дорожно-транспортная преступность несовершеннолетних, несмотря на наличие определенной «технически-автомобильной» специфики, имеет общие признаки и тенденции развития с более широким родовым понятием «преступность несовершеннолетних».

Исследование проблемы противодействия дорожно-транспортным преступлениям, совершаемым несовершеннолетними, предполагает изучение основных криминологически-значимых показателей таких преступлений во взаимосвязи и взаимозависимости с дорожно-транспортной преступностью взрослых лиц как социально-негативным явлением. Всесторонний анализ таких показателей обеспечивает своевременное реагирование на негативные изменения дорожно-транспортной преступности, выявление детерминантов их возникновения и разработку эффективных мер профилактики. С учетом специфики участников рассматриваемых преступлений — несовершеннолетних — это в первую очередь меры ранней профилактики с привлечением потенциала различных субъектов профилактики (семьи, школы, сотрудников ПДН и ГИБДД ОВД).

За период с 2012 по 2017 г. в Российской Федерации было официально зарегистрировано 492 дорожно-транспортных преступления, совершенных несовершеннолетними. На первый взгляд, незначительная величина, которая в криминологической науке не соотносятся с понятием преступность, характеризующимся множеством преступлений и лиц, их совершивших.

Однако, анализируя общее состояние и динамику преступности несовершеннолетних в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта, можно отметить, что наблюдается тенденция роста числа таких преступлений. Согласно данным ГИАЦ МВД России, количество преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, совершенных несовершеннолетними, в период с 2012 по 2017г. составило: в 2012 г. — 214; в 2013 г. — 258; в 2014 г. — 188; в 2015 — 254; в 2016 — 287; в 2017 г. — 291. Получается, что по сравнению с 2012 г. наблюдается определенный рост регистрируемых дорожно-транспортных преступлений (+36%).

По нашему мнению, данное обстоятельство можно объяснить появлением нового состава преступления, входящего в данную категорию. Речь идет о нарушении правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию, ответственность за которое предусмотрена ст. 2641 УК РФ. Как это ни удивительно, но несовершеннолетние лица так же, как и взрослые водители, зачастую управляют транспортными средствами в состоянии опьянения (наркотического, алкогольного), под воздействием токсических или одурманивающих веществ, причем многие подвергаются административному наказанию.

Тем не менее, несмотря на очевидные высокие значения коэффициента латентности рассматриваемых преступлений, среди осужденных за дорожно-транспортные преступления в 2017 г. было 23 несовершеннолетних (+22,0% по сравнению с 2012 г.).

Отмечаемая ГИАЦ МВД России некоторая положительная динамика объясняется рядом объективных факторов:

- численность несовершеннолетних России в возрасте 16-17 лет (2017 г.) снизилась на 7,35% (с 2012 г.) [8];

- последние годы наблюдается общее снижение криминальной активности несовершеннолетних [9];

- многие специалисты отмечают улучшение обстановки в сфере обеспечения безопасности дорожного движения [10] и снижение количества дорожно-транспортных преступлений, которые составляют основную часть рассматриваемых в настоящем исследовании.

Однако учеными-криминологами и практиками прогнозируется увеличение количества преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, совершаемых несовершеннолетними. На наш взгляд, это связано со следующими ключевыми обстоятельствами:

- во-первых, с поэтапным увеличением в 2018— 2030 г. удельного веса несовершеннолетних в общем количестве населения нашей страны (согласно прогнозу Федеральной службы государственной статистики России (Росстата), показатели естественного снижения численности населения в возрасте до 18 лет к 2030 г. существенно снизятся, прогнозируется естественный рост населения [11]);

- во-вторых, с увеличением количества транспортных средств (автомобилей, скутеров, мотоциклов, квадроциклов) и их скоростных возможностей на фоне оставшихся нерешенными проблем обеспечения должного качества дорожного покрытия, безопасности дорожного движения в целом;

- в-третьих, как отмечает ряд авторов, «с потенциальной угрозой динамического роста мас-

штабов алкоголизации и наркотизации подрастающего поколения и всего населения в случае ослабления эффективности деятельности системы профилактики наркопреступности и в целом масштабов реализации мероприятий по оздоровлению социально-экономической, культурно-нравственной и духовной сферы, что не может не отразиться на показателях аварийности на дорогах Российской Федерации» [12].

Перечисленные тенденции и закономерности преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, совершаемых несовершеннолетними, позволяют оценить обстановку в сфере взаимодействия подростков и транспорта, а также могут быть использованы при разработке инновационных предупредительных мер, отвечающих современным реалиям обеспечения транспортной безопасности и критериям обоснованности криминологической безопасности института семьи и несовершеннолетних.

Далее рассмотрим криминологические показатели совершения подростками дорожно-транспортных преступлений в Воронежской области, которая по удельному весу молодого населения (в возрасте от 14 до 30 лет) лидирует в Центральном федеральном округе России (далее — ЦФО РФ), наравне с г. Москвой и Московской областью.

Итак, согласно данным ГИБДД МВД России, на территории Воронежской области в период с 2012 по 2017 г. было зарегистрировано 1904 ДТП с участием несовершеннолетних, в которых погибли 106 и ранены 2105 человек. На первый взгляд, при сравнении данных показателей с общей ситуацией на дорогах нашего региона, рассматриваемая проблема не выглядит «угрожающей безопасности», однако более детальный анализ заставляет взглянуть на эту проблему иначе. Для этого предлагается сравнить статистику зарегистрированных ДТП в регионе с аналогичными данными на территории других субъектов ЦФО РФ. Согласно данным официальной статистики ГИБДД МВД России, в 2017 г. на территории ЦФО РФ всего было совершено 43011 ДТП, из которых 5129 — с участием несовершеннолетних лиц, в которых погибли 222 человека и 5535 человек были ранены. Сопоставляя данные статистики ЦФО РФ, можно отметить, что с участием несовершеннолетних совершено 11,9% ДТП от общего количества зарегистрированных ДТП.

Статистические данные ГИАЦ МВД России свидетельствуют о том, что на территории России в целом за 2017 г. было выявлено 6283 несовершеннолетних, совершивших правонарушение в сфере безопасности дорожного движения [13]. Реальное же число дорожно-транспортных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними,

превышает число зарегистрированных, как и число дорожно-транспортных преступлений с участием подростков.

Как справедливо отмечают В. А. Лелеков и Е. В. Кошелева по этой проблеме, «в то же время статистические данные обладают значительной ценностью, поскольку позволяют судить о степени активности правоохранительных органов в выявлении дорожно-транспортных преступлений и правонарушений; изучение результатов различных криминологических исследований, посвященные изучению преступности в России, позволяет констатировать тот факт, что фактический уровень преступности более чем в восемь раз превышает уровень зарегистрированной, соответственно, нет оснований утверждать, что фактическое количество совершенных несовершеннолетними лицами дорожно-транспортных правонарушений, не превышает уровень зарегистрированных» [7].

Таким образом, единичные факты совершения ДТП несовершеннолетними, зафиксированные в расчетных документах официальной статистики — это многочисленные факты совершения ДТП и дорожно-транспортных преступлений «в реальной жизни» с учетом высоких показателей латентности.

В связи с этим одной из первостепенных задач является определение уровня фактического состояния дорожной аварийности с участием несовершеннолетних. Специалисты признают тот факт, что «тяжесть последствий ДТП по неосторожности несовершеннолетних (5,3) практически в два раза больше аналогичного показателя ДТП по вине малолетних детей (2,7); большая часть погибших в структуре всей аварийности по неосторожности детей приходится именно на ДТП, совершенные несовершеннолетними» [14]. Из вышеперечисленного следует, что профилактическое воздействие на несовершеннолетних участников дорожного движения позволит как существенно снизить детский дорожно-транспортный травматизм, так и повысить уровень безопасности дорожного движения в целом. В свою очередь, для разработки комплекса профилактических мер и его реализации необходимо выявить факторы, способствующие возникновению данных деяний, на основе анализа структуры аварийности по неосторожности детей.

В 2017 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 2284 ДТП, совершенных в результате неосторожности несовершеннолетних, в которых погибло 128 человек и 2188 было ранено [13].

М. В. Баранчикова, анализируя криминогенную ситуацию в сфере безопасности дорожного движения, отмечает: «...Основываясь на данных о наличии различий в значениях показателей криминогенной активности у несовершеннолетних в

зависимости от возраста, а также существующем в российском законодательстве возрастном цензе для привлечения к административной и уголовной ответственности за совершение ДТП, целесообразно разделить несовершеннолетних на две возрастные группы: младшая (14—15 лет) и стар-шая(16—17 лет), последние рассматриваются как полноценные субъекты правонарушений ... Использование такого деления несовершеннолетних на возрастные группы при рассмотрении показателей аварийности по неосторожности несовершеннолетних позволяет специалистам выявить определенные тенденции в процессе взросления этих участников дорожного движения и трансформации потенциальной криминогенное™», -отмечает автор [15].

В. В. Афонин, проанализировав показатели аварийности по неосторожности несовершеннолетних за 2017 г., сформулировал следующие выводы:

- подростками возраста уголовной и административной ответственности (16—17 лет) практически в полтора раза больше было совершено ДТП, чем несовершеннолетними младшей возрастной группы (14—15);

- тяжесть последствий ДТП, совершенных по вине водителя-несовершеннолетнего, в два раза превышает эту же величину ДТП, виновниками которых стали пешеходы-несовершеннолетние (наибольшая тяжесть последствий ДТП по неосторожности у подростков-водителей транспортных средств, далее по убыванию: у иных участников, у пешеходов, у велосипедистов);

- большую часть ДТП совершают подростки-пешеходы (43%), подростки-водители — 38%, подростки-велосипедисты — 14%, иные несовершеннолетние участники дорожного движения — 5% (у несовершеннолетних 16—17 летнего возраста 45% ДТП совершается по вине подростков-водителей);

- в 50% случаев, когда ДТП были совершены по вине подростка-пешехода, это происходит из-за перехода несовершеннолетним проезжей части в неустановленном (или неположенном) месте; к распространенным причинам таких ДТП относят игнорирование сигналов регулирования дорожного движения (10%), выход пешеходов на проезжую часть из-за транспортного средства, деревьев, сооружений (7%) и передвижение вдоль проезжей части при наличии тротуара (4%);

- наиболее типичными нарушениями для подростков-водителей являются несоблюдение соответствия скоростного режима погодным условиям (32%), проезд перекрестков с нарушением правил (14%), обгон с нарушением правил (4%), неправильный выбор дистанции движения (9%), выезд на полосу встречного движения (7%) [16].

По мнению О. Е. Губенкова, наиболее аварийно-опасными являются несовершеннолетние, управляющие двухколесными транспортными средствами (мопедами и мотоциклами), на которые приходится 86% всех ДТП (54% — мопеды, 35%—мотоциклы), 14— легковые автомобили [17].

В результате изучения мнения специалистов выяснилось, что на каждое зарегистрированное ДТП, совершенное с участием и по вине несовершеннолетнего, приходится 7—8 незарегистрированных случаев. По мнению сотрудников ГИБДД, это обусловлено следующим:

- нехватка штатной численности сотрудников и числа патрульных нарядов — 84%;

- отсутствие заявлений от потерпевших — 58%;

- сложность и большое количество времени на оформление ДТП (необходимость привлечения узких специалистов из числа педагогов и психологов, и законных представителей ребенка) - 50%;

- проблема недостаточной профессиональной грамотности (определенной квалификации по работе с несовершеннолетними и современными видами транспортных средств) и компетентности отдельных сотрудников ГИБДД (как правило, со стажем службы от 2 до 5 лет) — 20%;

- статус родителей, родственников несовершеннолетних, совершающих дорожно-транспортные правонарушения (22%);

- коррумпированность отдельных сотрудников (7%).

При этом существенное значение для анализа и оценки латентности дорожно-транспортных правонарушений и преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеет изучение общественного мнения (для целей и задач нашего исследования наиболее оптимальным методом криминологического исследования является метод экспертного изучения общественного мнения, поскольку объективно именно общественное мнение показывает специфику механизма формирования и последствия влияния СМИ и информационных каналов сети Интернет на уровень правовой культуры и правосознания, отражает реальную криминальную картину с совершением ДТП подростками).

Как справедливо отмечают Р. Б. Иванченко и А. В. Польшиков: «.В отношении некоторых видов преступлений общественное мнение может быть достаточно объективным источником криминологически-значимой информации ... при проведении определенных криминологических исследований по специфическим темам, касающимся изучения вопросов профилактики преступлений несовершеннолетних, выбор такой группы респондентов из числа всего населения Российской Федерации, как пользователи социальных сетей Интернет, не случаен и обусловлен необходимость всестороннего изучения проблемы» [18].

По этому поводу В. С. Соловьев подчеркивает, что «на современном этапе с каждым днем лидирующие позиции в формировании сознания взрослых, и особенно несовершеннолетних, участников дорожного движения занимают информационные ресурсы сети Интернет, и в частности социальные сети (наиболее востребованные у населения и имеющие наибольшую аудиторию среди молодого поколения), это можно доказать на примере самых популярных социальных сетей в настоящее время в Российском сегменте сети Интернет «ВКонтакте», «Одноклассники», «Фейсбук», «Твиттер», «Инстраграмм» [19].

Как отмечает А. И. Добренков, « .только по данным администрации социальной сети Интернет «ВКонтакте», в ней официально зарегистрировано свыше 400 млн пользователей со среднесуточным количеством активных пользователей около 100 млн человек, из которых более 50% лица в возрасте от 14 до 30 лет (34% несовершеннолетние лица); в данной социальной сети зарегистрированы более 100 тысяч сообществ автомобильной тематики, в которых ежедневно появляется информация о деятельности подразделений ГИБДД МВД России и аналогичных служб зарубежных правоохранительных органов; порядка 98,7% этих сообщений носят негативный характер по отношении к процессу формирования положительного имиджа сотрудника ГИБДД МВД России; в них содержатся примеры «произвола» сотрудников ГИБДД МВД России, алгоритмы действий по уходу от ответственности за совершенные правонарушения от «умных» юристов, материалы, прославляющие «борцов» с коррупцией и произволом среди сотрудников ГИБДД МВД России, а также содержится откровенный пиар агрессивного вождения и других фактов пренебрежения ПДД; в данных тематических интернет-сообществах содержатся материалы как в форме интерактивной текстовой информации, так и в форме фотографий, аудио- и видеоматериалов; главная опасность с точки зрения анализа криминогенной ситуации и детерминантов совершения дорожно-транспортных преступлений заключается в том, что данные интернет-ресурсы и сообщества пользуются огромной популярностью среди несовершеннолетних, в отличие от официальных источников и сообществ МВД России» [2].

Еще одним методом анализа латентности ДТП, совершаемых несовершеннолетними, является исследование уровня виктимизации (в целом

виктимности несовершеннолетних в возрасте от 10 до 18 лет). В этой связи весьма интересным представляется исследование проблем виктимно-сти несовершеннолетних участников дорожного движения, которое было проведено А. И. Добрен-ковым и показало, что «примерно 24% несовершеннолетних в возрасте от 12 до 17 лет регулярно «катаются» со своими сверстниками на автомобилях и мотоциклах с нарушениями ПДД, 11% самостоятельно управляли различными, в том числе современными механическими, транспортными средствами, 88% в неположенном месте с грубым нарушением переходят дорогу» [20].

Напомним, что, согласно данным Федеральной службы государственной статистики, на территории ЦФО РФ проживает примерно 280 тыс. несовершеннолетних в возрасте от 9 до 17 лет (в частности, если проецировать результаты кри-миналогического исследования А. И. Добренкова на всех несовершеннолетних — жителей ЦФО РФ, то можно установить, что около 600 тыс. несовершеннолетних хотя бы раз являлись пассажирами транспортных средств под управлением своих сверстников без водительского удостоверения, около 300 тыс. подростков сами управляли транспортным средством в нарушение ПДД).

Таким образом, подводя итоги рассмотрения состояния, особенностей и криминологически значимых показателей дорожно-транспортных преступлений, совершаемых несовершеннолетними, можно сделать следующие выводы:

- дорожно-транспортная преступность несовершеннолетних как негативное социально-правовое явление объективно существует в России (этот вывод сделан на основе того, что на территории ЦФО РФ в настоящее время проживает почти 2,5 млн несовершеннолетних, которые хотя бы раз пренебрегали ПДД; при этом вполне обоснованно допуская, что даже если ежегодно 1,2% таких несовершеннолетних будут совершать ДТП, то ежегодно будет регистрироваться не менее 24 тыс);

- латентность рассматриваемых преступлений среди несовершеннолетних в настоящее время составляет 1 к 7, что является одним из самых высоких показателей по сравнению с различными видами преступлений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Омигов В. И. Преступность несовершеннолетних: ее характеристика // Вопросы ювенальной юстиции. — 2015. — № 2. — С. 40, 42.

2. Добренков А. И. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, совершаемые несовершеннолетними: современное

состояние, закономерности и тенденции // Преступность в СНГ: проблемы предупреждения и раскрытия преступлений : сборник материалов международной научно-практической конференции : в 2 ч. Т. 1. Ч. 1. — Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2017. — С. 67, 82, 84.

3. Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018—2024 годы : распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 г. № 1-р // Собрание законодательства РФ. — 2018. — № 5. — Ст. 774.

4. Рогова Е. В. Меры уголовно-правового характера, применяемые к несовершеннолетним : учебное пособие. — Иркутск : Восточно-Сибирский институт МВД России, 2017. — С. 25, 100.

5. Информация официального сайта Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/56949 (дата обращения: 17.02.2019).

6. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации : федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.02.2019).

7. Лелеков В. А., Кошелева Е. В. Ювенальная криминология : учебник. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — С. 45, 67.

8. Демография России // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc_1137674209312 (дата обращения: 12.01.2018).

9. Богданов А. В., Хазов Е. Н., Пантюхин К. Ю. Основные направления по предотвращению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. — 2016. — № 2 (31). — С.137.

10. Итоги реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013—2020 годах» // Официальный сайт Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013—2020 годах» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.fcp-pbdd.ru/ results_fcp/ first_stage/ (дата обращения: 12.02.2019).

11. Демографический прогноз до 2030 года // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (Росстата России) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/population/demography/ (дата обращения: 12.02.2019).

12. Матырев М. В. Уголовная политика по противодействию алкоголизации несовершеннолетних // Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2016. — № 4 (36). — С. 305.

13. Основные показатели аварийности // Официальный сайт ГИБДД [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gibdd.ru/stat/ (дата обращения: 12.02.2019).

14. Добренков А. И. Анализ аварийности по неосторожности несовершеннолетних за 2016 год // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения : сборник материалов. — Орел : Орловский юридический институт МВД России, 2017. — С. 138.

15. Баранчикова М. В. Пешеходы как объект виктимологической профилактики дорожно-транспортных преступлений // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2016. — № 2 (44). — С. 20, 23.

16. Афонин В. В. Проблемы применения административной ответственности к несовершеннолетним // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2015. — № 2 (40). — С. 32.

17. Губенков О. Е., Зейналов Ф. Н. Отдельные вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма // Вестник Орловского государственного университета. Серия : Новые гуманитарные исследования. — 2015. — № 2 (43). — С. 56.

18. Иванченко Р. Б., Польшиков А. В. Наркотизация несовершеннолетних: современное состояние и тенденции // Вестник Воронежского института МВД России. — 2016. — № 4. — С. 67.

19. Соловьев В. С. Криминогенный потенциал социального сегмента сети Интернет : методика оценки и меры нейтрализации : монография. — М. : Юрлитинформ, 2017. — С. 26.

20. Добренков А. И. Криминолого-виктимо-логические аспекты обеспечения безопасности несовершеннолетних участников дорожного движения // Уголовная политика и культура противодействия преступности : сборник материалов международной научно-практической конференции. — Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2016. — С. 34.

REFERENCES

1. Omigov V. I. Prestupnost nesovershen-noletnih: ee harakteristika // Voprosyi yuvenalnoy yustitsii. — 2015. — № 2. — S. 40, 42.

2. Dobrenkov A. I. Prestupleniya protiv bezopas-nosti dvizheniya i ekspluatatsii transporta, sovershae-myie nesovershennoletnimi: sovremennoe sos-toyanie, zakonomernosti i tendentsii // Prestupnost v SNG: problemyi preduprezhdeniya i raskryitiya prestupleniy : sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii : v 2 ch. T. 1. Ch.

1. — Voronezh : Voronezhskiy institut MVD Rossii, 2017. — S. 67, 82, 84.

3. Ob utverzhdenii Strategii bezopasnosti dorozh-nogo dvizheniya v Rossiyskoy Federatsii na 2018— 2024 godyi : rasporyazhenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 8 yanvarya 2018 g. № 1-r // Sobranie za-konodatelstva RF. — 2018. — № 5. — St. 774.

4. Rogova E. V. Meryi ugolovno-pravovogo haraktera, primenyaemyie k nesovershennoletnim : uchebnoe posobie. — Irkutsk : Vostochno-Sibirskiy institut MVD Rossii, 2017. — S. 25, 100.

5. Informatsiya ofitsialnogo sayta Prezidenta Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/ 56949 (data obrascheniya: 17.02.2019).

6. Ob osnovah sistemyi profilaktiki prav-onarusheniy v Rossiyskoy Federatsii : federalnyiy za-kon ot 23 iyunya 2016 g. № 182-FZ [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://www.consultant.ru (data obrascheniya: 17.02.2019).

7. Lelekov V. A., Kosheleva E. V. Yuvenalnaya kriminologiya : uchebnik. — M. : YuNITI-DANA, 2017. — S. 45, 67.

8. Demografiya Rossii // Ofitsialnyiy sayt Feder-alnoy sluzhbyi gosudarstvennoy statistiki Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://www.gks.iu/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/doc_1137674209312 (data obrascheniya: 12.01.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Bogdanov A. V., Hazov E. N., Pantyuhin K. Yu. Osnovnyie napravleniya po predotvrascheniyu pra-vona-rusheniy i prestupleniy sredi nesovershen-noletnih // Vestnik Barnaulskogo yuridicheskogo insti-tuta MVD Rossii. — 2016. — № 2 (31). — S.137.

10. Itogi realizatsii meropriyatiy Federalnoy tsel-evoy programmyi «Povyishenie bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v 2013—2020 godah» // Ofitsialnyiy sayt Federalnoy tselevoy programmyi «Pov-yishenie bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v 2013—2020 godah» [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://www.fcp-pbdd.ru/results_fcp/first_stage/ (data obrascheniya: 12.02.2019).

11. Demograficheskiy prognoz do 2030 goda // Ofitsialnyiy sayt Federalnoy sluzhbyi gosudarstven-noy statistiki Rossiyskoy Federatsii (Rosstata Rossii) [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/popu-lation/demography/ (data obrascheniya: 12.02.2019).

12. Matyirev M. V. Ugolovnaya politika po pro-tivodeystviyu alkogolizatsii nesovershennoletnih // Vestnik Nizhegorodskoy akademii MVD Rossii. — 2016. — № 4 (36). — S. 305.

13. Osnovnyie pokazateli avariynosti // Ofitsialnyiy sayt GIBDD [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://www.gibdd.ru/stat/ (data obrascheniya: 12.02.2019).

14. Dobrenkov A. I. Analiz avariynosti po ne-ostorozhnosti nesovershennoletnih za 2016 god // Up-ravlenie deyatelnostyu po obespecheniyu bezopas-nosti dorozhnogo dvizheniya : sbornik materialov. — Orel : Orlovskiy yuridicheskiy institut MVD Rossii, 2017. — S. 138.

15. Baranchikova M. V. Peshehodyi kak ob'ekt viktimologicheskoy profilaktiki dorozhno-transportnyih prestupleniy // Vestnik Kaliningradskogo filiala Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. — 2016. — № 2 (44). — S. 20, 23.

16. Afonin V. V. Problemyi primeneniya adminis-trativnoy otvetstvennosti k nesovershennoletnim // Vestnik Kaliningradskogo filiala Sankt-Peterburgskogo uni-versiteta MVD Rossii. — 2015. — № 2 (40). — S. 32.

17. Gubenkov O. E., Zeynalov F. N. Otdelnyie vo-prosyi profilaktiki detskogo dorozhno-transportnogo travmatizma // Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya : Novyie gumanitarnyie issledo-vaniya. — 2015. — № 2 (43). — S. 56.

18. Ivanchenko R. B., Polshikov A. V. Narkoti-zatsiya nesovershennoletnih: sovremennoe sostoyanie i tendentsii // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. — 2016. — № 4. — S. 67.

19. Solovev V. S. Kriminogennyiy potentsial sot-sialnogo segmenta seti Internet : metodika otsenki i meryi neytralizatsii : monografiya. — M. : Yurlitin-form, 2017. — S. 26.

20. Dobrenkov A. I. Kriminologo-viktimologiches-kie aspektyi obespecheniya bezopasnosti nesovershen-noletnih uchastnikov dorozhnogo dvizheniya // Ugolov-naya politika i kultura protivodeystviya prestupnosti : sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-praktich-eskoy konferentsii. — Krasnodar : Krasnodarskiy uni-versitet MVD Rossii, 2016. — S. 34.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Колесников Роман Викторович. Старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии. Кандидат юридических наук.

Воронежский институт МВД России. E-mail: rkolesnikow@mail.ru

Россия, 394065, г. Воронеж, просп. Патриотов, 53. Тел. (473) 200-53-37.

Kolesnikov Roman Viktorovich. Senior lecturer of the chair of Criminal Law and Criminology. Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: rkolesnikow@mail.ru

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-53-37.

Ключевые слова: дорожно-транспортное преступление; несовершеннолетний; транспортное средство; состояние; динамика; латентность.

Key words: traffic offense; minor; vehicle; state; dinamics; latency.

УДК 343.9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.