Научная статья на тему 'НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АГИТАЦИОННОГО АВТОБУСА В ПРОПАГАНДЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АГИТАЦИОННОГО АВТОБУСА В ПРОПАГАНДЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
54
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОПАГАНДА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ДЕТСКИЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ЛАБОРАТОРИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / АГИТАЦИОННЫЙ АВТОБУС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мальцева О.А.

Представлено научное обоснование использования агитационного автобуса в ходе пропаганды безопасности дорожного движения. Рассматриваются особенности работы центров профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, оснащенных мобильными автогородками «Лаборатории безопасности», принципы работы последних. Сформулировано понятие «агитационный автобус», указаны перспективы организации информационно-пропагандистской работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC JUSTIFICATION OF THE USE OF A CAMPAIGN BUS IN THE PROMOTION OF ROAD SAFETY

This article provides a scientific justification for the use of a campaign bus during the promotion of road safety. The features of the implementation of the instructions of the President of the Russian Federation on the creation of centers for the prevention of children's road traffic injuries, which are equipped with mobile car towns «Safety Laboratories» and the principles of their work, are considered. The concept of «campaign bus» is formulated, the prospects of organizing information and propaganda work on the prevention of children's road traffic injuries are indicated.

Текст научной работы на тему «НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АГИТАЦИОННОГО АВТОБУСА В ПРОПАГАНДЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Научная статья © Мальцева О.А., 2022

NIION: 2010-0082-1/22-089 УДК 159.99

MOSURED: 77/27-006-2022-01-108

НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АГИТАЦИОННОГО АВТОБУСА В ПРОПАГАНДЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Ольга Алексеевна Мальцева

Научный центр БДД МВД России O-malzeva@mail.ru

Аннотация. Представлено научное обоснование использования агитационного автобуса в ходе пропаганды безопасности дорожного движения. Рассматриваются особенности работы центров профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, оснащенных мобильными автогородками «Лаборатории безопасности», принципы работы последних. Сформулировано понятие «агитационный автобус», указаны перспективы организации информационно-пропагандистской работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Ключевые слова: пропаганда безопасности дорожного движения, несовершеннолетний, детский дорожно-транспортный травматизм, дорожно-транспортное происшествие, лаборатории безопасности дорожного движения, агитационный автобус

Для цитирования: Мальцева О.А. Научное обоснование использования агитационного автобуса в пропаганде безопасности дорожного движения // Современная наука. 2022. № 3. С. 71-73.

Original article

SCIENTIFIC JUSTIFICATION OF THE USE OF A CAMPAIGN BUS IN THE PROMOTION OF ROAD SAFETY

Olga A. Maltseva

Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation» O-malzeva@mail.ru

Abstract. This article provides a scientific justification for the use of a campaign bus during the promotion of road safety. The features of the implementation of the instructions of the President of the Russian Federation on the creation of centers for the prevention of children's road traffic injuries, which are equipped with mobile car towns «Safety Laboratories» and the principles of their work, are considered. The concept of «campaign bus» is formulated, the prospects of organizing information and propaganda work on the prevention of children's road traffic injuries are indicated.

Keywords: promotion of road safety, minors, children's road traffic injuries, traffic accident, road safety laboratories, campaign bus For citation: Maltseva O.A. Scientific justification of the use of a campaign bus in the promotion of road safety // Modern science. № 3. 2022. P. 71-73.

Пропаганда безопасности дорожного движения - это целенаправленная деятельность, осуществляемая субъектами пропаганды по распространению знаний, касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, разъяснению законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих поведение участников дорожного движения [1], которой в основе своей занимаются подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения, поэтому занятия с использованием агитационного автобуса сможет проводить сотрудник ГИБДД в каждом регионе.

Согласно типовому положению об управлении (отделе, отделении) ГИБДД МВД России на региональном уровне [2] одной из задач Госавтоинспекции является организация и проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Кроме того, в функции управления входит оказание содействия органам исполнительной власти области в организации обучения граждан правилам безопасного поведения на дорогах.

Согласно Наставлению по организации деятельности ГИБДД МВД России по пропаганде безопасности дорожного движения одной из главных задач Госавтоинспекции является проведение мероприятий, направленных на профилактику дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) и снижение тяжести их последствий, в том числе детского дорожно-транспортного травматизма, а также информационно-про-

пагандистское сопровождение деятельности Госавтоинспекции [1].

Общеизвестно, что дорога небезопасна, особенно для детей. Так, за 2021 г. в ДТП погибли 554 ребенка в возрасте до 16 лет (по сравнению с АППГ число погибших детей увеличилось на 6,1%), пострадали -17 289 (по сравнению с АППГ число пострадавших сократилось на 4,9%). Наибольшую озабоченность вызывают ДТП, в которых дети участвовали в качестве пассажиров. Всего с участием детей-пассажиров произошло 7260 ДТП, в которых погибли 364 ребенка (по сравнению с АППГ количество ДТП возросло на 13,8%) и 8476 получили ранения [4]. Как правило, на тяжесть последствий влияют нарушение правил перевозки детей (отсутствие детского удерживающего устройства, неиспользование ремней безопасности и пр.), а также нарушение правил дорожного движения самими детьми. Поэтому наиболее актуальны мероприятия, которые направлены на формирование правосознания и поведенческих стереотипов в контексте социальной ответственности участников дорожного движения начиная с детского возраста [3].

Так, одним из наиболее важных аспектов профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма является использование наглядных мобильных материально-технических средств, позволяющих в условиях, приближенных к реальным, осуществлять системную деятельность по привитию детям навыков безопасного поведения на дорогах [5].

ПЕДАГОГИКА

71

MODERN SCIENCE 2022. № 3.

В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 11 апреля 2016 г. № Пр-637ГС и от 17 июля 2019 г. № Пр-1381ГС МВД России совместно с банком России и Российским Союзом Автостраховщиков в 2016-2021 гг. на базе образовательных организаций в 85 субъектах Российской Федерации созданы центры профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, оснащенные мобильными автогородками «Лаборатории безопасности». Всего за время работы центров обучение по основам безопасности дорожного движения прошли более 1 млн детей, проведено порядка 100 тыс. мероприятий. В процессе занятий несовершеннолетние изучают основы безопасного поведения на дорогах, овладевают теоретическими знаниями и практиче-

скими навыками применения правил дорожного движения в повседневной жизни. Кроме того, в задачи «Лаборатории безопасности» входит предоставление информации родителям по тематике безопасности дорожного движения, повышение квалификации педагогических работников, обучающих детей основам безопасного поведения на дорогах, а также проведение массовых мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Как показывает статистика (рис. 1), в разных регионах России аварийность с участием несовершеннолетних разная, поэтому при планировании проведения занятий данная информация обязательно учитывается [6].

Количество ДТП с участием детей до 16 лет

Рис. 1

Безусловно, имеющийся огромный опыт в проведении разного рода мероприятий с несовершеннолетними по пропаганде безопасного поведения на дорогах имеет место быть, а также дает возможность в развитии правосознания у подрастающего поколения. Однако статистика свидетельствует о недостаточной готовности детей к самостоятельному безопасному поведению на дорогах, в ряде случаев об отсутствии у них способности анализировать возможные ситуации, предвидеть последствия своего поведения, а также устанавливать и устранять их причины.

В век скоростной информатизации и технического развития очевидно, что и организация пропаганды безопасности дорожного движения не имеет права стоять на месте и работать по-старому. Необходимо менять методы проведения занятий, модифицировать техническую составляющую, внедрять новые формы и подходы в решении задач эффективности формирования установок не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.

Во исполнение решения коллегии МВД России от 4 октября 2021 г. № 4 «О задачах органов внутренних дел Российской Федерации по достижению целей федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги» ГУОБДД МВД России, ФКУ «Научный центр БДД МВД России», ДТ МВД России, ФКУ НПО «СТиС»

МВД России, ФКУ «Дирекция программы ПБДД» проводится работа, направленная на оснащение подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном уровне транспортными средствами, созданными на базе автобусов и укомплектованными демонстрационным оборудованием для проведения информационно-пропагандистских мероприятий.

К таким средствам можно отнести агитационный автобус (специальное транспортное средство, соответствующее определенным техническим требованиям, предназначенное для проведения занятий по основам правил дорожного движения), который позволяет не только проводить профилактические и просветительские мероприятия с несовершеннолетними участниками дорожного движения, но и отрабатывать правила безопасного поведения на дороге, в транспортном средстве, например, правила использования ремней безопасности. Комплектация данного транспортного средства (средства индивидуальной мобильности, автогородок, наглядная агитация высокого уровня, видео- и аудиоаппаратура и пр.) позволит сотруднику Госавтоинспекции (педагогу) продемонстрировать (чаще в игровой форме) ребенку необходимость в безопасном поведении как пешехода и пассажира, так и водителя. Ребенок будет неукоснительно соблюдать правила дорожного движения тогда, когда осознает необходимость в их выполнении.

72

PEDAGOGICS

Рис. 2

Следует отметить, что ребята младшего школьного возраста еще не умеют себя контролировать, очень легко отвлекаются, с трудом сосредоточиваются, не могут удерживать внимание более или менее длительное время (непроизвольное внимание преобладает над произвольным). Эту проблему можно решить с помощью проведения занятий с использованием агитационного автобуса - у детей появится и будет поддерживаться интерес к безопасности дорожного движения в силу их увлекательности, занимательности и неожиданности.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод об актуальности проведения занятий с использованием агитационного автобуса в ходе пропаганды безопасности дорожного движения с несовершеннолетними.

Список источников:

1. Приказ МВД России от 29 декабря 2018 г. № 903 «Наставление по организации деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.05.2022).

2. Приказ МВД России от 20 апреля 2015 г. № 451 «О совершенствовании деятельности подразделений Госавтоинспекции на региональном и районном уровнях» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.05.2022).

3. Молчанов П.В. Профилактика правонарушений в области дорожного движения / П.В. Молчанов. Административное право и процесс. 2019. № 5. С. 63-68.

4. Баканов К.С., Ляхов П.В., Лопарев Е.А., и др. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2021 год: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2022. 126 с.

5. Формирование культуры безопасного поведения на дорогах в общеобразовательном учреждении // URL: https://infourok.ru/formirovanie-kulturi-bezopasnogo-povedeniya-na-dorogah-v-obscheobrazovatelnom-uchrez-hdenii. (дата обращения: 05.05.2022).

6. Показатели состояния безопасности дорожного движения // URL: // http://stat.gibdd.ru (дата обращения: 10.05.2022).

References:

1. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 29.12.2018 № 903 «Manual on organizing the activities of the State Inspectorate for Road Safety of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation to promote road safety» // SPS «Consultant Plus» (date of access: 10.05.2022).

2. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 20.04.2015 № 451 «On improving the activities of traffic police departments at the regional and district levels» // SPS «Consultant Plus» (date of access: 10.05.2022).

3. Molchanov P.V. Prevention of offenses in the field of road traffic / P.V. Molchanov. Administrative law and process. 2019. № 5. P. 63-68.

4. Bakanov K.S., Lyakhov P.V., Loparev E.A., and other. Road traffic accidents in the Russian Federation for 2021: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2022. 126 p.

5. Formation of a culture of safe behavior on the roads in a general education institution // URL: https://infourok.ru/formirovanie-kulturi-bezopasnogo-povedeniya-na-dorogah-v-obscheobrazovatelnom-uchrezhdenii. (date of access: 05.05.2022).

6. Indicators of the state of road safety // URL: http://stat.gibdd.ru (date of access: 10.05.2022).

Информация об авторе

О.А. Мальцева - кандидат педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Научного центра БДД МВД России Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121170

Information about the author

O.A. Maltseva - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Chief Researcher of the Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»

Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121170

Статья поступила в редакцию 30.05.2022; одобрена после рецензирования 06.06.2022; принята к публикации 10.06.2022. The article was submitted 30.05.2022; approved after reviewing 06.06.2022; accepted for publication 10.06.2022.

- ПЕДАГОГИКА --73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.