деятельность органов внутренних дел по осуществлению виктимологической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА РОМАШИХИНА,
адъюнкт кафедры криминологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются виктимологические меры профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Рассматривается деятельность органов внутренних дел, оказывающая существенное влияние на снижение детского дорожно-транспортного травматизма, профилактические меры по предотвращению гибели детей от дорожно-транспортных преступлений.
Ключевые слова: Госавтоинспекция, Правила дорожного движения, детский дорожно-транспортный травматизм, обеспечение безопасности, дорожно-транспортные преступления.
Annotation. Considered the prevention measures of child victimization of road traffic injuries. Described the activities of law-enforcement bodies, providing a significant impact on reducing child road traffic injuries, preventive measures to prevent the deaths of children due to road traffic offenses.
Keywords: traffic police, traffic rules, child road traffic injuries, security, traffic offense.
С каждым годом на дорогах всей России наблюдается значительное увеличение количество автотранспорта, а вместе с этим растет и дорожно-транспортный травматизм, в том числе и детский. В настоящее время данная проблема становится все более актуальной. По исследованиям Института РАН в Европейском регионе именно дорожное движение является ведущей причиной гибели детей (39%). И по сравнению с этим показателем, гораздо меньший процент случаев, когда дети гибнут от утопления, отравления, удушья, укусов животных, стихийных бедствий и т.д. Отсюда следует вывод, что правонарушения в области безопасности дорожного движения являются одними из самых распространенных, они не только подрывают систему нормальной жизнедеятельности, но и создают угрозу существования современного общества. Проблема обеспечения безопасности детей на дороге не только государственная, но и современного общества. И ее решение зависит от заинтересованности государства, общества и отдельного человека в частности. Следствием возникновения правонарушений в системе БДД является отсутствие в обществе должного правосознания. Вероятность стать жертвой дорожно-транспортного преступления зависит и от поведения само-
го ребенка, от уровня безопасности окружающей его среды, от поведения окружающих его людей, и от того, как люди относятся друг к другу, и от заложенного в культуре поведения на дороге, к своей и чужой жизни.
Подавляющее большинство граждан не воспринимают в должной мере возможных последствий от совершаемых правонарушений. Зачастую при управлении автомобилем водителем в состоянии алкогольного опьянения и допущении им административных правонарушений приводили к возникновению дорожно-транспортных преступлений, жертвами которых стали дети. Значительное снижение детской и подростковой смертности невозможно без общественного запроса на детскую безопасность, но для этого общество должно быть осведомлено о реальном положении дел. Пока, к сожалению, эта осведомленность недостаточна1.
Особую тревогу вызывает то, что все принимаемые меры, направленные на предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма не оказывают должного влияния, что подтверждается и статистикой Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России. На протяжении последних пяти лет (2009 — 2013 гг.) на территории России по вине взрослых произошло 102 510 ДТП, связанных с
детским травматизмом, в которых 5 518 юных участников дорожного движения погибли и 130 481 получили ранения различной степени тяжести. Самый высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма в России зафиксирован в 2011 году (20 251 ДТП, в которых 944 ребенка погибло и 21 255 ранено, индекс тяжести последствий составил 4,3%). В 2013 году было зарегистрировано 21 148 ДТП, в которых 872 ребенка погибло и 22407 ранено. По сравнению с 2012 годом смотря на то, что удалось немного снизить количество погибших на -0,5% и тяжесть последствий от ДТП на — 0,1%, количество ДТП возросло на 14%, раненых — на 2%.
Наибольшее число пострадавших в происшествиях детей произошло на дорогах московского региона (включающего Москву и Московскую область). По данным МВД России, в 2008-2014 гг. он составил от 9,4 до 10,6%.
Учитывая, что число раненых в результате ДТП детей на территории Москвы и Московской области примерно одинаково, то число погибших на территории Московской области существенно превышает соответствующий показатель в Москве2.
К сожалению, причиной возникновения дорожно-транспортных преступлений может стать не только неправомерное поведение взрослых3, но и детей, которые в последствии становятся жертвами ДТП. Незнание или несоблюдение ими Правил дорожного движения, пренебрежение к их выполнению, отсутствие навыка безопасного поведения на улицах и дорогах, неумение правильно оценивать дорожную обстановку, недисциплинированность подростков, неосознанное подражание другим лицам, нарушающим Правила дорожного движения, элементарная невнимательность и неосторожность может привести к гибели юного участника дорожного движения. Выявлено, что почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.
Только за 2013 год на дорогах России выявлено 15 192 юных нарушителей Правил дорожного движения со стороны водителей мототранспорта (из них около 100 погибших) и 72 289 нарушителей детей-пешеходов (около 200 погибших). По статистике в 80% случаев с юными пешеходами, погибали школьники, которые в момент ДТП находились в сопровождении взрослых. В 70% случаев юные участники дорожного движения переходили проезжую часть вне зоны пешеходного перехода.
По результатам анализа статистики данных Департамента безопасности дорожного движения МВД России выявлено, что чаще дети получают тяжелые травмы в результате нарушения ими правил перехо-
да проезжей части (53,9%); неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев перед близко идущим транспортом (21,3%); неподчинение сигналам светофора (11,8%); неумелое управление велосипедом и мототехникой (10,0%), игра на проезжей части (4,2%)4.
Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития: неспособность адекватно оценивать обстановку; преобладание процессов возбуждения над процессами торможения; преобладание потребности в движении над осторожностью; стремление подражать взрослым; отсутствие способности отделять главное от второстепенного; переоценка своих возможностей в реальной ситуации; неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.
Главенствующая роль в решении проблемы с детским дорожно-транспортным травматизмом отводится Государственной инспекции безопасности дорожного движения, именно она обеспечивает систему безопасности, сплотив в своем деле государственные и общественные институты.
На протяжении многих лет Госавтоинспекция осуществляет одну из главных своих функций, связанной с обеспечением безопасности детей на дороге и проведение профилактических мероприятий, связанных с обучением подрастающего поколения правилам безопасного поведения на дороге и воспитанием дисциплинированных участников дорожного движения.
Ежедневно сотрудниками Госавтоинспекции осуществляются дежурства на постах, расположенных вблизи детских образовательных учреждений, проводится работа по выявлению юных нарушителей правил дорожного движения, проводятся беседы и лекции с детьми общеобразовательных учреждениях, посещаются родительские собрания, ведется активная профилактическая работа с детьми-нарушителями и их родителями, проводят рейды по безопасности дорожного движения.
Вся профилактическая работа по осуществлению виктимологической профилактике строится на взаимодействии с органами образования, Всероссийским обществом автомобилистов и другими организациями и ведомствами, которые оказывают активную помощь в решении проблемы, связанной с детским дорожно-транспортным травматизмом.
Большую роль играет совместная работа сотрудников Госавтоинспекции с органами образования. В настоящее время практически во всех школах строятся детские автоплощадки и велогородки, где с детьми проводятся практические и теоретические занятия.
В последние годы отмечен положительный опыт профилактической работы, связанный с взаимодей-
№ 11 / 2014
Вестник Московского университета МВД России
141
ствием Госавтоинспекции с представителями общественных организаций и объединений. В настоящее время налажено взаимодействие Госавтоинспекции МВД России с Общественной палатой Российской Федерации.
Благодаря утвержденной Федеральной целевой программе «Безопасность дорожного движения на 2013-2020 годы», был включен раздел, по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, рекомендующий осуществление строительства детских автогородков для практических занятий по безопасности дорожного движения и обучение детей правилам дорожного движения с помощью электронных программ для компьютерной техники5.
Госавтоинспекция также осуществляет активное сотрудничество с Всероссийским обществом автомобилистов (ВОА). Представители ВОА формируют позитивное отношение к Госавтоинспекции, поддерживают необходимость и важность реализуемых задач в области БДД. Они активно участвуют в проведении бесед и лекций с водителями автотранспортных предприятий, совместно с сотрудниками ГИБДД участвуют в профилактических рейдах, несут службу на маршрутах и опасных участках дороги, где неоднократно происходили случаи детского дорожно-транспортного травматизма, привлекают внимание общественности к проблеме обеспечения безопасности дорожного движения.
Много лет оказывают помощь Госавтоинспекции в проведении профилактических мероприятий по пропаганде БДД отряды ЮИД, которые в настоящее время организованы практически во всех школах по всей России. Юные инспектора движения участвуют при проведении рейдов, совместно с сотрудниками ГИБДД в школах, детских садах и детских оздоровительных лагерях проводятся различные викторины, конкурсы по ПДД и распространяют наглядную агитацию среди детей и подростков. Ежегодно отряды ЮИД принимают участие в более 100 мероприятиях, проводимых Госавтоинспекцией.
Одним из положительных моментов правовой пропаганды является взаимодействие со СМИ6. Именно средства массовой информации играют важнейшую роль в формировании «культурного» участника дорожного движения, не пренебрегающего нормами безопасности на дороге. Ежедневно мы наблюдаем все больше роликов, посвященных безопасности дорожного движения, передач с участием руководителей Госавтоинспекции, посвященных безопасности дорожного движения и детскому травматизму.
Таким образом, существенное влияние на снижение детского дорожно-транспортного травматизма
может оказать обучение подрастающего поколения основам безопасности дорожного движения, воспитание дисциплинированности у юных участников дорожного движения. Успех подобных мероприятий зависит от умения правильно объединять усилия различных подразделений и ведомств, проводящих профилактические мероприятия, во-вторых, от учёта и правильной оценки криминологической обстановки, в-третьих, от хорошо налаженной информационной работы, предполагающей осуществление мер, направленных на создание непрерывного потока необходимой информации, в том числе о предшествующем противоправном поведении участников дорожного движения и об обстоятельствах (причинах, условиях, факторах, «фоновых явлениях») дорожно-транспортных преступлений.
Роль деятельности органов внутренних дел в проведении виктимологической профилактики дорожно-транспортных преступлений, связанных с детским травматизмом, важна и в настоящее время очень актуальна. Одной из первостепенных задач сотрудников органов внутренних дел является проведение профилактической работы с детьми-нарушителями правил дорожного движения, которые в первую очередь становятся жертвами ДТП. Благодаря проводимой работе сотрудниками органов внутренних с юными участниками дорожного движения значительно снижает риск детей и подростков стать жертвой дорожно-транспортного преступления или быть виновником их возникновения. Если дорожно-транспортное преступление совершено по вине пострадавшего ребенка, проведение профилактической работы с юным участником дорожного движения и его родителями в первую очередь возлагается на сотрудников органов внутренних дел. Это имеет значительное влияние на формирование правосознания детей и поможет воспитать сознательных и дисциплинированных участников дорожного движения и снизить уровень детского дорожно-транспортного травматизма.
1 ШурыгинаИ.И. Смертность Российских детей от внешних причин // журнал «Демоскоп Weekly» №537-538, М., 2013.
2 Сайт ДОБДД МВД России: http://www.gibdd.ru
3 См., например: Ивасюк О.Н. Семейное насилие в механизме детерминации преступного поведения несовершеннолетних // Российский криминологический взгляд. 2013. № 3 (35).
4 Аварийность на дорогах Российской Федерации за 2013 год. URL: http://www.gibdd.ru
5 Аналитический доклад к IV Международному конгрессу «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни». URL: http://www.road-safety.ru/fourth/documents/TS-review.pdf
6 См., например: Иванцов С.В. Развитие правовой среды и криминализация российского общества // Сборник материалов Второго международного конгресса правоведов «Инновационное развитие правовой среды» (ч.3). М.: Международный юридический институт. 2013 г.