Научная статья на тему 'Деятельность органов внутренних дел по осуществлению виктимологической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма'

Деятельность органов внутренних дел по осуществлению виктимологической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
532
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ / TRAFFIC POLICE / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / TRAFFIC RULES / ДЕТСКИЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМ / CHILD ROAD TRAFFIC INJURIES / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / SECURITY / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / TRAFFIC OFFENSE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ромашихина Елена Сергеевна

Рассматриваются виктимологические меры профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Рассматривается деятельность органов внутренних дел, оказывающая существенное влияние на снижение детского дорожно-транспортного травматизма, профилактические меры по предотвращению гибели детей от дорожно-транспортных преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activities of law-enforcement bodies to implement victimological prevention of child road traffic injuries

Considered the prevention measures of child victimization of road traffic injuries. Described the activities of law-enforcement bodies, providing a significant impact on reducing child road traffic injuries, preventive measures to prevent the deaths of children due to road traffic offenses.

Текст научной работы на тему «Деятельность органов внутренних дел по осуществлению виктимологической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма»

деятельность органов внутренних дел по осуществлению виктимологической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА РОМАШИХИНА,

адъюнкт кафедры криминологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право E-mail: [email protected]

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются виктимологические меры профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Рассматривается деятельность органов внутренних дел, оказывающая существенное влияние на снижение детского дорожно-транспортного травматизма, профилактические меры по предотвращению гибели детей от дорожно-транспортных преступлений.

Ключевые слова: Госавтоинспекция, Правила дорожного движения, детский дорожно-транспортный травматизм, обеспечение безопасности, дорожно-транспортные преступления.

Annotation. Considered the prevention measures of child victimization of road traffic injuries. Described the activities of law-enforcement bodies, providing a significant impact on reducing child road traffic injuries, preventive measures to prevent the deaths of children due to road traffic offenses.

Keywords: traffic police, traffic rules, child road traffic injuries, security, traffic offense.

С каждым годом на дорогах всей России наблюдается значительное увеличение количество автотранспорта, а вместе с этим растет и дорожно-транспортный травматизм, в том числе и детский. В настоящее время данная проблема становится все более актуальной. По исследованиям Института РАН в Европейском регионе именно дорожное движение является ведущей причиной гибели детей (39%). И по сравнению с этим показателем, гораздо меньший процент случаев, когда дети гибнут от утопления, отравления, удушья, укусов животных, стихийных бедствий и т.д. Отсюда следует вывод, что правонарушения в области безопасности дорожного движения являются одними из самых распространенных, они не только подрывают систему нормальной жизнедеятельности, но и создают угрозу существования современного общества. Проблема обеспечения безопасности детей на дороге не только государственная, но и современного общества. И ее решение зависит от заинтересованности государства, общества и отдельного человека в частности. Следствием возникновения правонарушений в системе БДД является отсутствие в обществе должного правосознания. Вероятность стать жертвой дорожно-транспортного преступления зависит и от поведения само-

го ребенка, от уровня безопасности окружающей его среды, от поведения окружающих его людей, и от того, как люди относятся друг к другу, и от заложенного в культуре поведения на дороге, к своей и чужой жизни.

Подавляющее большинство граждан не воспринимают в должной мере возможных последствий от совершаемых правонарушений. Зачастую при управлении автомобилем водителем в состоянии алкогольного опьянения и допущении им административных правонарушений приводили к возникновению дорожно-транспортных преступлений, жертвами которых стали дети. Значительное снижение детской и подростковой смертности невозможно без общественного запроса на детскую безопасность, но для этого общество должно быть осведомлено о реальном положении дел. Пока, к сожалению, эта осведомленность недостаточна1.

Особую тревогу вызывает то, что все принимаемые меры, направленные на предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма не оказывают должного влияния, что подтверждается и статистикой Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России. На протяжении последних пяти лет (2009 — 2013 гг.) на территории России по вине взрослых произошло 102 510 ДТП, связанных с

детским травматизмом, в которых 5 518 юных участников дорожного движения погибли и 130 481 получили ранения различной степени тяжести. Самый высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма в России зафиксирован в 2011 году (20 251 ДТП, в которых 944 ребенка погибло и 21 255 ранено, индекс тяжести последствий составил 4,3%). В 2013 году было зарегистрировано 21 148 ДТП, в которых 872 ребенка погибло и 22407 ранено. По сравнению с 2012 годом смотря на то, что удалось немного снизить количество погибших на -0,5% и тяжесть последствий от ДТП на — 0,1%, количество ДТП возросло на 14%, раненых — на 2%.

Наибольшее число пострадавших в происшествиях детей произошло на дорогах московского региона (включающего Москву и Московскую область). По данным МВД России, в 2008-2014 гг. он составил от 9,4 до 10,6%.

Учитывая, что число раненых в результате ДТП детей на территории Москвы и Московской области примерно одинаково, то число погибших на территории Московской области существенно превышает соответствующий показатель в Москве2.

К сожалению, причиной возникновения дорожно-транспортных преступлений может стать не только неправомерное поведение взрослых3, но и детей, которые в последствии становятся жертвами ДТП. Незнание или несоблюдение ими Правил дорожного движения, пренебрежение к их выполнению, отсутствие навыка безопасного поведения на улицах и дорогах, неумение правильно оценивать дорожную обстановку, недисциплинированность подростков, неосознанное подражание другим лицам, нарушающим Правила дорожного движения, элементарная невнимательность и неосторожность может привести к гибели юного участника дорожного движения. Выявлено, что почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.

Только за 2013 год на дорогах России выявлено 15 192 юных нарушителей Правил дорожного движения со стороны водителей мототранспорта (из них около 100 погибших) и 72 289 нарушителей детей-пешеходов (около 200 погибших). По статистике в 80% случаев с юными пешеходами, погибали школьники, которые в момент ДТП находились в сопровождении взрослых. В 70% случаев юные участники дорожного движения переходили проезжую часть вне зоны пешеходного перехода.

По результатам анализа статистики данных Департамента безопасности дорожного движения МВД России выявлено, что чаще дети получают тяжелые травмы в результате нарушения ими правил перехо-

да проезжей части (53,9%); неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев перед близко идущим транспортом (21,3%); неподчинение сигналам светофора (11,8%); неумелое управление велосипедом и мототехникой (10,0%), игра на проезжей части (4,2%)4.

Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития: неспособность адекватно оценивать обстановку; преобладание процессов возбуждения над процессами торможения; преобладание потребности в движении над осторожностью; стремление подражать взрослым; отсутствие способности отделять главное от второстепенного; переоценка своих возможностей в реальной ситуации; неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.

Главенствующая роль в решении проблемы с детским дорожно-транспортным травматизмом отводится Государственной инспекции безопасности дорожного движения, именно она обеспечивает систему безопасности, сплотив в своем деле государственные и общественные институты.

На протяжении многих лет Госавтоинспекция осуществляет одну из главных своих функций, связанной с обеспечением безопасности детей на дороге и проведение профилактических мероприятий, связанных с обучением подрастающего поколения правилам безопасного поведения на дороге и воспитанием дисциплинированных участников дорожного движения.

Ежедневно сотрудниками Госавтоинспекции осуществляются дежурства на постах, расположенных вблизи детских образовательных учреждений, проводится работа по выявлению юных нарушителей правил дорожного движения, проводятся беседы и лекции с детьми общеобразовательных учреждениях, посещаются родительские собрания, ведется активная профилактическая работа с детьми-нарушителями и их родителями, проводят рейды по безопасности дорожного движения.

Вся профилактическая работа по осуществлению виктимологической профилактике строится на взаимодействии с органами образования, Всероссийским обществом автомобилистов и другими организациями и ведомствами, которые оказывают активную помощь в решении проблемы, связанной с детским дорожно-транспортным травматизмом.

Большую роль играет совместная работа сотрудников Госавтоинспекции с органами образования. В настоящее время практически во всех школах строятся детские автоплощадки и велогородки, где с детьми проводятся практические и теоретические занятия.

В последние годы отмечен положительный опыт профилактической работы, связанный с взаимодей-

№ 11 / 2014

Вестник Московского университета МВД России

141

ствием Госавтоинспекции с представителями общественных организаций и объединений. В настоящее время налажено взаимодействие Госавтоинспекции МВД России с Общественной палатой Российской Федерации.

Благодаря утвержденной Федеральной целевой программе «Безопасность дорожного движения на 2013-2020 годы», был включен раздел, по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, рекомендующий осуществление строительства детских автогородков для практических занятий по безопасности дорожного движения и обучение детей правилам дорожного движения с помощью электронных программ для компьютерной техники5.

Госавтоинспекция также осуществляет активное сотрудничество с Всероссийским обществом автомобилистов (ВОА). Представители ВОА формируют позитивное отношение к Госавтоинспекции, поддерживают необходимость и важность реализуемых задач в области БДД. Они активно участвуют в проведении бесед и лекций с водителями автотранспортных предприятий, совместно с сотрудниками ГИБДД участвуют в профилактических рейдах, несут службу на маршрутах и опасных участках дороги, где неоднократно происходили случаи детского дорожно-транспортного травматизма, привлекают внимание общественности к проблеме обеспечения безопасности дорожного движения.

Много лет оказывают помощь Госавтоинспекции в проведении профилактических мероприятий по пропаганде БДД отряды ЮИД, которые в настоящее время организованы практически во всех школах по всей России. Юные инспектора движения участвуют при проведении рейдов, совместно с сотрудниками ГИБДД в школах, детских садах и детских оздоровительных лагерях проводятся различные викторины, конкурсы по ПДД и распространяют наглядную агитацию среди детей и подростков. Ежегодно отряды ЮИД принимают участие в более 100 мероприятиях, проводимых Госавтоинспекцией.

Одним из положительных моментов правовой пропаганды является взаимодействие со СМИ6. Именно средства массовой информации играют важнейшую роль в формировании «культурного» участника дорожного движения, не пренебрегающего нормами безопасности на дороге. Ежедневно мы наблюдаем все больше роликов, посвященных безопасности дорожного движения, передач с участием руководителей Госавтоинспекции, посвященных безопасности дорожного движения и детскому травматизму.

Таким образом, существенное влияние на снижение детского дорожно-транспортного травматизма

может оказать обучение подрастающего поколения основам безопасности дорожного движения, воспитание дисциплинированности у юных участников дорожного движения. Успех подобных мероприятий зависит от умения правильно объединять усилия различных подразделений и ведомств, проводящих профилактические мероприятия, во-вторых, от учёта и правильной оценки криминологической обстановки, в-третьих, от хорошо налаженной информационной работы, предполагающей осуществление мер, направленных на создание непрерывного потока необходимой информации, в том числе о предшествующем противоправном поведении участников дорожного движения и об обстоятельствах (причинах, условиях, факторах, «фоновых явлениях») дорожно-транспортных преступлений.

Роль деятельности органов внутренних дел в проведении виктимологической профилактики дорожно-транспортных преступлений, связанных с детским травматизмом, важна и в настоящее время очень актуальна. Одной из первостепенных задач сотрудников органов внутренних дел является проведение профилактической работы с детьми-нарушителями правил дорожного движения, которые в первую очередь становятся жертвами ДТП. Благодаря проводимой работе сотрудниками органов внутренних с юными участниками дорожного движения значительно снижает риск детей и подростков стать жертвой дорожно-транспортного преступления или быть виновником их возникновения. Если дорожно-транспортное преступление совершено по вине пострадавшего ребенка, проведение профилактической работы с юным участником дорожного движения и его родителями в первую очередь возлагается на сотрудников органов внутренних дел. Это имеет значительное влияние на формирование правосознания детей и поможет воспитать сознательных и дисциплинированных участников дорожного движения и снизить уровень детского дорожно-транспортного травматизма.

1 ШурыгинаИ.И. Смертность Российских детей от внешних причин // журнал «Демоскоп Weekly» №537-538, М., 2013.

2 Сайт ДОБДД МВД России: http://www.gibdd.ru

3 См., например: Ивасюк О.Н. Семейное насилие в механизме детерминации преступного поведения несовершеннолетних // Российский криминологический взгляд. 2013. № 3 (35).

4 Аварийность на дорогах Российской Федерации за 2013 год. URL: http://www.gibdd.ru

5 Аналитический доклад к IV Международному конгрессу «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни». URL: http://www.road-safety.ru/fourth/documents/TS-review.pdf

6 См., например: Иванцов С.В. Развитие правовой среды и криминализация российского общества // Сборник материалов Второго международного конгресса правоведов «Инновационное развитие правовой среды» (ч.3). М.: Международный юридический институт. 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.