Научная статья на тему 'Безопасность жизнедеятельности на дорогах как составляющая профессиональной компетенции будущего педагога'

Безопасность жизнедеятельности на дорогах как составляющая профессиональной компетенции будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1128
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ТРАНСПОРТНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ТРАНСПОРТНАЯ СРЕДА / ЛИЧНОСТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧАСТНИКА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / SAFE BEHAVIOR AND TRANSPORT PERSONAL CULTURE / TRANSPORT ENVIRONMENT / PERSONAL COMPETENCE OF ROAD USERS / THE FORMATION OF ROAD SAFETY / TRAFFIC RULES / THE CONCEPT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмадиева Роза Шайхайдаровна

Рассмотрена модель формирования личностной компетенции участника дорожного движения. Данная модель безопасности жизнедеятельности включает в себя 9 ступеней непрерывного формирования и воспитания правопослушного и безопасного поведения в транспортном процессе с учетом сотрудничества и взаимодействия участников процесса в обеспечении не только своей безопасности, но и безопасности окружающих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF LIFE SAFETY ON THE ROADS AS THE COMPETENCE OF THE FUTURE EXPERT

Model of personal competence of the road user discusses in article. This model life safety includes 9 steps formation and continuous education of law-abiding and safe behaviors in the transport process in the light of cooperation and interaction between actors in ensuring not only their safety but the safety of others.

Текст научной работы на тему «Безопасность жизнедеятельности на дорогах как составляющая профессиональной компетенции будущего педагога»

ПЕДАГОГИКА

УДК 656.1

Р.Ш. АХМАДИЕВА

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДОРОГАХ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Ключевые слова: безопасное поведение, транспортная культура личности, транспортная среда, личностная компетенция участника дорожного движения, формирование безопасного поведения на дорогах, правила дорожного движения, концепция.

Рассмотрена модель формирования личностной компетенции участника дорожного движения.

Данная модель безопасности жизнедеятельности включает в себя 9 ступеней непрерывного формирования и воспитания правопослушного и безопасного поведения в транспортном процессе с учетом сотрудничества и взаимодействия участников процесса в обеспечении не только своей безопасности, но и безопасности окружающих.

R.Sh. AKHMADIEVA

FORMATION OF LIFE SAFETY ON THE ROADS AS THE COMPETENCE OF THE FUTURE EXPERT

Key words: safe behavior and transport personal culture, transport environment, personal competence of road users, the formation of road safety, traffic rules, the concept.

Abstract: Model of personal competence of the road user discusses In article. This model life safety Includes 9 steps formation and continuous education of law-abiding and safe behaviors In the transport process In the light of cooperation and Interaction between actors In ensuring not only their safety but the safety of others.

Высокий уровень дорожно-транспортного травматизма детей и подростков продолжает оставаться острейшей проблемой всего мирового сообщества. Количество ДТП с участием детей и пострадавших в странах с высоким и средним уровнем развития составляют около 10% в общей статистике дорож-но-транспортных происшествий.

По данным Всемирной организации здравоохранения, более 260 тыс. детей ежегодно погибают в результате автоаварий и примерно 10 млн получают травмы [3].

Ежегодно на дорогах России более 20 тыс. детей и подростков погибают и получают травмы. В Татарстане количество пострадавших в ДТП юных участников дорожного движения составляет около 600 человек в год.

При этом травмы, получаемые в результате ДТП, являются ведущей причиной смертности и пожизненной инвалидности среди всех других типов травм в возрастной группе от 10 до 19 лет [4].

В подавляющем большинстве случаев одной из причин трагедий является низкий уровень знаний и навыков поведения на дороге у самих детей либо невежество взрослых, которых недоучили в школе.

Таким образом, очевидно, что существующая в настоящее время система формирования навыков безопасного поведения на дорогах и воспитания законопослушного поведения граждан не соответствует современным реалиям.

На сегодняшний день в образовательных учреждениях отсутствует единый подход к вопросам обучения детей и подростков навыкам безопасного поведения на дорогах. Соответственно, мало рекомендованных на уровне Министерства образования и науки Российской Федерации учебных пособий как для учащихся, так и для педагогов; их практически нет в образовательных учреждениях.

Безусловно, в продаже имеется огромное количество различных изданий учебной и художественной литературы, дидактических игр и DVD-дисков по

безопасности дорожного движения. Однако в большинстве своем они носят бессистемный характер, не соответствуют целям образовательного процесса и зачастую содержат ошибки.

Недостаточность получаемых в школе знаний по основам дорожной безопасности объясняется также малым количеством часов, отводимых в рамках предметов «Окружающий мир», «ОБЖ» и «Технология». При этом с 5 по 11 классы учебные часы практически не предусмотрены (рис. 1). Несмотря на это, есть преподаватели, которые находят возможность проводить уроки по безопасности дорожного движения.

«ОБЖ» 8 класс

Рис. 1. Примерное количество часов на обучение ПДД

В рамках реализации мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», на Рособразование, функции которого перешли Министерству образования и науки РФ, были возложены задачи по научному и методическому обеспечению образовательного процесса в учебных учреждениях.

В настоящее время утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт начального и общего образования, однако до сих пор в школах и дошкольных учреждениях отсутствуют единые программы, учебнометодические комплексы, учебные пособия, аттестационные требования к педагогам, преподающим правила и основы безопасности дорожного движения.

Неблагоприятное положение с обучением юных участников дорожного движения сложилось в дошкольных образовательных учреждениях, школах и лицеях в начале 1990-х годов и, к сожалению, практически без изменений сохраняется до сих пор.

Чтобы не оставаться заложниками ситуации и не упускать бесценное время работы с детьми, в Республике Татарстан по инициативе Управления Госавтоинспекции совместно с Министерством образования и науки в 1990-х гг. был разработан и внедрен региональный стандарт обучения детей и подростков правилам и навыкам безопасности дорожного движения, на основании которого были разработаны примерные программы [2].

Стандарт был основан на четырех последовательных ступенях обучения, охватывающих возрастные группы от трех до семнадцати лет (рис. 2).

Начальная ступень - это работа с дошкольной аудиторией и учащимися 1-2 классов по привитию навыков уверенной ориентации в микрорайоне проживания и основных навыков безопасного движения [4].

Вторая ступень - юный инспектор движения (ЮИД) - изучение правил дорожного движения, навыков ориентации и безопасного поведения в реальных условиях. Освоение навыков уверенного управления безмоторными транспортными средствами.

Третья ступень - картинг - возрастная группа 10-15 лет; изучение правил дорожного движения, автомототехники, освоение базовых навыков вождения.

Финальная четвертая ступень - детско-юношеская автошкола - выпускные классы школ и лицеев - углубленное изучение ПДД, освоение практиче-

пдд

3 часа в год

«Технология» классы

О часов

ского вождения автомобиля, подготовка и сдача квалификационных экзаменов на право управления транспортными средствами.

Однако проблема безопасности на дорогах, обучения правилам дорожного движения должна охватывать все население, а не только молодежь до 17 лет. Поэтому назрела необходимость разработки нового регионального стандарта обучения правилам и навыкам безопасности дорожного движения.

По нашему мнению, необходимо дополнить существующий стандарт еще пятью ступенями (рис. 3). Таким образом, в систему обучения ПДД будут включены все возрастные группы.

1-я ступень

«Основы безопасности дорожного движения»

(дошкольные образовательные учреждения и начальная школа)

ль

2-я ступень «Юный велосипедист»

(младший и средний школьный возраст)

, -а

3-я ступень «Картинг - начало пути»

(средний и старший школьный возраст)

4-я ступень «Юный автомобилист»

(старший школьный возраст)

IX СТУПЕНЬ

VIII СТУПЕНЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

VII СТУПЕНЬ VI СТУПЕНЬ

5

V СТУПЕНЬ

IV СТУПЕНЬ

I СТУПЕНЬ

5

II СТУПЕНЬ

I СТУПЕНЬ

^ОБЪЕМ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ^

Рис. 2. Обучение ПДД по четырем ступеням

Рис. 3. Модель системы обучения безопасному поведению на дороге в Республике Татарстан

Первая ступень - дети дошкольного возраста. Подготовка к безопасному участию в дорожном движении осуществляется в ДОУ, в семье. Требуемые знания, умения, навыки (ЗУН): знать основные термины и понятия (дорога, сигнал светофора, перекресток, пешеходный переход и др.); уметь уверенно ориентироваться в микрорайоне проживания и иметь навыки безопасного передвижения.

Вторая ступень - младшие школьники (1-4 класс, 7-11 лет). Подготовка к безопасному участию в дорожном движении осуществляется в СОШ (предмет «Окружающий мир», 3 часа в год), отрядах ЮИД. ЗУН: изучать правила дорожного движения для пешеходов; уметь оценивать реальную ситуацию на дороге; иметь навыки ориентации и безопасного поведения в незнакомых условиях.

Третья ступень - дети среднего школьного возраста (5-9 класс, 11-14 лет). Подготовка к безопасному участию в дорожном движении осуществляется в СОШ (внеурочные занятия, отряды ЮИД). ЗУН: дети продолжают изучать правила дорожного движения, приемы оказания первой помощи; уметь оценивать ситуацию на дороге как полноправный участник дорожного движения; отрабатывать навыки управления велосипедом.

Четвертая ступень - дети старшего школьного возраста (10-11 класс, 15-17 лет). Подготовка к безопасному участию в дорожном движении осуществляется в СОШ (предмет ОБЖ, 2 часа в год), в профильных классах, в системе начального, среднего профессионального образования. ЗУН: углубленное изучение ПДД; умение ориентироваться и оценивать реальную ситуацию на дороге; приобретение навыков управления велосипедом в реальных условиях как полноправный участник дорожного движения; освоение практического вождения автомобилей, подготовка и сдача квалификационных экзаменов на право управления транспортными средствами.

Пятая ступень - молодежь 17-25 лет. Подготовка к безопасному участию в дорожном движении осуществляется в системе профессионального образо-

вания: начального, среднего и высшего. ЗУН: должны знать правила дорожного движения, приемы оказания первой медицинской помощи; уметь грамотно оценить реальную ситуацию и принять разумное решение; иметь навыки управления транспортным средством.

Шестая ступень - от 25 лет и старше. Подготовка к безопасному участию в дорожном движении осуществляется в образовательной системе повышения квалификации специалистов (например, профессиональные водители категорий «В, С, Д, Е», работающие в сфере транспорта, а также повышение квалификации педагогов, преподающих ПДД).

Седьмая ступень - от 60 лет и старше. Подготовка к безопасному участию в дорожном движении осуществляется по месту жительства, посредством проведения бесед, лекций, встреч, СМИ (ролики, фильмы) и т.д.

Восьмая ступень - система дополнительного образования.

В системе дополнительного образования знания, умения и навыки безопасного поведения на дорогах формируются и совершенствуются также и посредством привлечения к участию в различных мероприятиях:

до 7 лет - спортивные секции и кружки вне ДОУ, автогородки («Безопасная зебра»);

7-лет и старше - спортивные секции и кружки: юный велосипедист, картинг, автогородки;

9 лет и старше - картинг - изучение авто мототехники, освоение базовых навыков вождения, освоение навыков уверенного управления безмоторными транспортными средствами;

15-17 лет-детские юношеские автошколы;

17-25 лет - молодежные общественные организации, автошколы, мероприятия («Автосессия», «Автоледи», «Автошкола года»);

25 лет и старше - автошколы.

Необходимо, чтобы все население принимало участие в районных, городских и других тематических и профилактических мероприятиях по безопасности дорожного движения, проводимых органами образования совместно с Госавтоинспекцией, оборонно-спортивными и другими заинтересованными организациями. Необходимо предусмотреть обучение безопасному поведению на дорогах пожилых людей, которым нужно восстанавливать навыки уверенного поведения, безопасной ориентации на дороге.

Девятая ступень - подготовка научных кадров, занимающихся изучением и разработкой проблем научно обоснованного педагогического процесса воспитания и обучения людей разных возрастов правилам безопасного поведения в транспортной среде.

По инициативе и при поддержке Управления ГИБДД кадровое обеспечение регионального стандарта осуществляется Институтом повышения квалификации специалистов начального профессионального образования; методическое - Научным центром безопасности жизнедеятельности детей (НЦ БЖД), а материально-техническое - Дирекцией финансирования научных и образовательных программ БДД.

Координация усилий министерств и ведомств, ответственных за обеспечение безопасности детей, в вопросах методического сопровождения осуществляется ученым советом, созданным на базе НЦБЖД в 2009 г.

Не перечисляя все направления деятельности, имеющиеся в рамках внешкольного образования, и достигнутые результаты, необходимо констатировать, что возможности дополнительного обучения на сегодняшний день практически исчерпаны и, к сожалению, достижение более существенных результатов без изменения отношения к подготовке грамотного участника дорожного движения в системе образования не представляется возможным.

Литература

1. Ахмадиева Р.Ш., Бикчантаева С.А., Валиев М.Х., Воронина Е.Е. и др. Обучение младших школьников правилам безопасного поведения на дороге / под общ. ред. Р.Н. Минниханова, Д.М. Мустафина. Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2010. 466 с.

2. Ахметшина Л.Г. Региональная система профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в Республике Татарстан / под общ. ред. И.А. Халиуллина, Р.Н. Минниханова. Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2003.160 с.

3. Европейский доклад о состоянии безопасности дорожного движения / Всемирная организация здравоохранения. М.: Весь мир, 2009.164 с.

4. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах: учеб. пособие / сост. Р.Ш. Ахмадиева, Е.Е. Воронина, Р.Н. Минниханов и др.; под ред. Р.Н. Минниханова и Д.М. Мустафина. Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2008. 324 с.

5. Стремление к нулю: высокие задачи и системный подход к безопасности дорожного движения // Доклад Центра транспортных исследований. OECD, 2009. 292 с.

АХМАДИЕВА РОЗА ШАЙХАЙДАРОВНА - кандидат педагогических наук, директор, Научный центр безопасности жизнедеятельности детей, Россия, Казань ([email protected]).

AKHMADIEVA ROSA SHAYHAYDAROVNA - candidate of pedagogical sciences, director, Scientific Centre of Children's Personal and Social Safety, Russia, Kazan.

УДК 656.1

Р.Ш. АХМАДИЕВА

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДОРОГАХ КАК КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Ключевые слова: педагогическая технология, правила безопасного поведения на дорогах, основы безопасности жизнедеятельности, личностная компетенция участника дорожного движения, формирование безопасного поведения на дорогах.

Безопасность жизнедеятельности на дорогах как компетенция будущего специалиста представляет собой интегративное качество личности, влияющее на формирование мировоззренческих основ современных проблем жизнедеятельности; усвоение теоретических знаний о факторах, сущности и структуре безопасности дорожного движения и психологических знаний в объеме, обеспечивающем готовность личности к безопасному поведению на дороге; приобретение способности выявления и предотвращения опасности и обеспечения личной безопасности на дороге. Показано, что включение в профессиональную подготовку будущего специалиста по направлению «Безопасность жизнедеятельности» основ безопасности жизнедеятельности личности на дорогах обусловлено как ростом дорожно-транспортных происшествий, так и ролью в них человеческого фактора.

R.Sh. AKHMADIEVA THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASE FOR CREATING LIFE SAFETY ON THE ROADS AS THE COMPETENCE OF THE FUTURE EXPERT

Key words: educational technology, the rules of road safety, the basics of life safety, personal competence of road users, the formation of road safety.

The Health and Safety on the roads as the competence of the future expert Is an integrative quality of the Individual, affecting the formation of Ideological foundations of the modern problems of life, the assimilation of theoretical knowledge about the factors, the nature and structure of road safety and psychological knowledge to the extent that ensures the readinessof the person to behave safely on the way, and the acquisition of the ability to Identify and prevent hazards and personal safety on the road. It Is shown thatthe inclusion In the training of future specialists In «Life Safety» basic life safety on the roads due to personality, as the growth of road traffic accidents and their role In the human factor.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время безопасность жизнедеятельности личности на дорогах приобретает значение как одна из глобальных ценностей человечества. Это обусловлено потенциальной опасностью дорожного движения и процесса его интенсификации для человека и общества. В ноябре 2009 г. в г. Москве по инициативе ООН проведена «Первая всемирная министерская конференция по безопасности дорожного движения: время действовать!». Главным итоговым документом конференции стало подписание Московской декларации, согласно которой период с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.