Динамика систем, механизмов и машин, № 4, 2014
УДК 331.453:629.331
В.К. Байдукова, V.K. Baydukova, e-mail: [email protected] В.С. Сердюк, V.S. Serduk
Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия Omsk State Technical University, Omsk, Russia
НЕКОТОРЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЭКСПЛУАТАЦИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
SOME OPERATIONAL SAFETY MANAGEMENT TECHNOLOGY ROAD VEHICLE
Обеспечение безопасности дорожного движения и, прежде всего, предупреждение дорожно-транспортных происшествий, всегда были и остаются актуальными проблемами для всего мирового социума. Проблема безопасности дорожного движения приобретает большую актуальность в связи с постоянным приростом количества автотранспортных средств, высокой интенсивностью движения автотранспорта, несовершенством организации дорожного движения, а главное - увеличением нарушений правил дорожного движения участниками дорожного движения. В данной статье произведен анализ основных факторов, предшествующих дорожно-транспортным нарушениям, а также исследован опыт компании с иностранными акционерами по снижению дорожно-транспортного травматизма.
Urgent problems for the entire world society is to ensure road safety, the prevention of road traffic accidents. Road safety is becoming more important due to the constant increase in the number of vehicles, high traffic of vehicles, the imperfection of traffic management, and most importantly - the increase in traffic violations road users. This article analyzes the major factors prior traffic violations, and also studied the experience of a company with foreign shareholders to reduce road traffic injuries.
Ключевые слова: автотранспортное предприятие, дорожная безопасность, профилактика травматизма, ремни безопасности, скоростной режим
Keywords: Fleet vehicles, road safety, injury prevention, seat belts, speed limits
На многих предприятиях вопросам управления безопасностью эксплуатации дорожно-транспортных средств уделяется не достаточно внимания со стороны руководства.
Согласно статистике, опубликованной Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) о состоянии безопасности дорожного движения в мире, общее количество смертельных случаев в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) остается недопустимо высоким - 1,24 миллиона в год [1].
По данным Госавтоинспекции МВД России по Омской области в 2013 году было зарегистрировано 3027 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых было ранено 4042 человека и 319 человек погибло. Соотношение факторов, способствующих ДТП, представлено на рис. 1 [2].
Необходимо обратить внимание на то, что 83% происшествий произошло по вине водителей. Несоблюдение и/или незнание ими правил дорожного движения часто ставит под угрозу здоровье и жизнь людей [2].
Основные виды нарушений представлены на рис. 2, согласно которому 42% происшествий произошли из-за несоответствия скорости транспорта конкретным условия. В большинстве случаев это неправильная оценка тормозного пути [2].
Основные виды нарушений представлены на рис. 2, согласно которому 42% происшествий произошли из-за несоответствия скорости транспорта конкретным условия. В большинстве случаев это неправильная оценка тормозного пути [2].
170
Динамика систем, механизмов и машин, № 4, 2014
Рис. 1. Факторы, способствующие ДТП
За 2013 год число автотранспортных средств в Омской области выросло почти на 40 тысяч единиц, соответственно увеличилась плотность движения и риск дорожно-транспортного травматизма.
Таким образом, проблема дорожного травматизма остро стоит как в России и мире в целом, так и в Омской области.
Рис. 2. Основные виды нарушений водителями
На основании статистики по профессиональной принадлежности (табл. 1) на территории Омской области, полученной из многопараметрической информационно-аналитической системы прогнозирования и моделирования ситуации в области безопасности дорожного движения МВД России «МИАС» по состоянию на январь-март 2013 года, большинство ДТП происходит по вине безработных водителей [3].
С целью профилактики ДТП активно распространяется социальная реклама в виде баннеров, рекламных роликов в социальных сетях и на телевидении, агитационных листовок.
Приоритетным направлением деятельности УГИБДД полиции УМВД России по Омской области по пропаганде безопасности дорожного движения является комплексное решение проблем профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. В поле зрения Госавтоинспекции ежегодно попадают более 10 тысяч несовершеннолетних, которые участвуют в непрерывно проводимых в течение всего года конкурсах, соревнованиях, являются членами такого массового формирования, как организация юных инспекторов движения [4].
Как утверждают сотрудники отдела пропаганды безопасности дорожного движения, перед сотрудниками ГИБДД все граждане равны в не зависимости от их профессиональной принадлежности.
Для дорожного инспектора прежде всего важно убедить нарушителей ПДД в соблюдении правил и приоритете безопасности. Например, сейчас ежедневно проводятся рейды «ребенок - главный пассажир», в результате которых нарушителям с не пристегнутыми детьми сотрудники ДПС дарят детские удерживающие устройства помимо фиксирования административного правонарушения, чтобы впредь водители не подвергали опасности своих детей. В настоящее время особое внимание уделяется использованию ремней безопасности и
171
Динамика систем, механизмов и машин, № 4, 2014
соблюдению скоростного режима. Согласно статистике ВОЗ, использование ремней безопасности снижает риск смертности среди пассажиров на переднем сидении на 40-65%, а среди пассажиров, сидящих на заднем сидении, на 25-75%. Снижение средней скорости на 5% может способствовать уменьшению числа аварий со смертельными случаями на 30%. Со-
блюдение как минимум двух этих правил значительно улучшит ситуацию с дорожным травматизмом.
Помимо общих мер, которые распространяются на все категории граждан, работодатели могут способствовать снижению травматизма, принимая меры воздействия на рабочих и служащих, используя передовые разработки в области охраны труда и дорожной безопасности. Данное направление может активно развиваться и в Омской области.
Для демонстрации путей решения работодателями вопросов управления дорожной безопасностью рассмотрим опыт компании с иностранными акционерами - «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд» («Сахалин Энерджи»), в задачи которой входят добыча, транспортировка, переработка и маркетинг нефти и природного газа.
В ноябре 2012 года «Сахалин Энерджи» достигла планируемого показателя в сфере безопасности - отработала один год без ДТП, в которых могли быть пострадавшие. За год автомобили компании прошли около 11 миллионов километров. Это достижение особенно важно на фоне сложной ситуации на дорогах Сахалинской области [5].
Достигнутые высокие результаты стали возможны благодаря реализации в компании с 2007 года программы по обеспечению безопасности дорожного движения. Ее основными элементами являются ежедневный контроль технического состояния транспортных средств, с целью выявления неисправностей, соответствие водителей необходимым требованиям, наличие обязательной документации, а также внедрение «Жизненно важных правил безопасности». Данные программы проводятся подразделениями по мониторингу дорожного движения. «Жизненно важные правила безопасности» - это комплекс из 10 правил, разработанных и принятых в компании, как безусловно обязательные для исполнения. Помимо правил, относящихся к внутреннему распорядку, комплекс включает в себя правила, непосредственно относящиеся к дорожной безопасности: запрет на алкоголь и наркотики, строгое соблюдение скоростного режима, обязательное использование ремней безопасности, запрет на разговоры по мобильному телефону во время вождения, а также обязательное наличие плана поездки и сертификата о прохождении курса по безопасному вождению.
В дополнение к внедрению стандартов и строгому контролю их соблюдения «Сахалин Энерджи» проводит образовательную и коммуникационную программу по дорожной безопасности, которая включает в себя проведение тематических викторин, презентаций, выпуск информационных буклетов и видеороликов по безопасности дорожного движения, а также такие мероприятия, как Неделя дорожной безопасности. Также компания выпускает образовательные телепрограммы по безопасности для жителей острова. Немаловажным фактором для работников компании является внедрение системы поощрения водителей предприятия за безопасное вождение.
Ежедневно проводится анализ отчетов бортовой системы мониторинга, которая позволяет вести контроль за поведением водителей, выявляя любые несоответствия и принимая меры для предотвращения ситуаций, ведущих к ДТП. Отчеты бортовой системы мониторинга показывают улучшение состояния в сфере управления транспортными средствами. Общая система мониторинга охватывает более 1000 водителей и 650 автомобилей.
Компания «Сахалин Энерджи», уделяя большое внимание вопросам управления охраной труда, вкладывает ежегодно средства на повышение уровня культуры безопасности, как работников предприятия, так и работников субподрядных организаций.
Учитывая положительный опыт данной компании, можно ввести ряд аналогичных мероприятий, снижающих уровень дорожного травматизма на предприятиях Омской области.
172
Динамика систем, механизмов и машин, № 4, 2014
Библиографический список
1. Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в мире 2013 г. Сайт Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.who.int/violence_injury_prevention/road_safety_status/ru/, свободный. - Загл. с экрана.
2. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения. Сайт Госавтоинспекции МВД России [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gibdd.ru/stat/
, свободный. - Загл. с экрана.
4. Отдел организационно-аналитической работы и пропаганды БДД. Сайт Управления ГИБДД России по Омской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Ьйр://§1Ьёё55.ги/тат.ркр?1ё=31 ,свободный. - Загл. с экрана.
5. Отчет об устойчивом развитии. Сайт Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.sakhalinenergy.ru/ru/media-сеПхе/герог1^^Ьр , свободный. - Загл. с экрана.