131
Право
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2018, № 6, с. 131-135
УДК 341.01 + 342.9
ПРОФИЛАКТИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА ДЕТЕЙ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
© 2018 г. С.В. Полякова
Южно-Уральский государственный университет, Челябинск
Поступила в редакцию 15.11.2018
Рассматривается роль пропаганды безопасности дорожного движения, ее значимость в осуществлении деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Анализируются основные направления и формы проведения профилактических мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в зарубежных странах. Акцентируется внимание на значимости формирования транспортной культуры участников дорожного движения в России.
Ключевые слова: пропаганда безопасности дорожного движения, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, транспортная культура.
В государственной политике современных развитых стран значительное место уделяется повышению уровня безопасности участников дорожного движения. Наряду с целенаправленными и планомерными усилиями со стороны государства по усовершенствованию дорожно-транспортной среды, улучшению подготовки водителей, усовершенствованию транспортных средств, повышению контроля за соблюдением правил дорожного движения, серьезное внимание уделяется вопросам формирования социальной ответственности у самих участников движения. Игнорирование такой важной задачи может привести к ситуации, когда вводимые органами власти и управления инновации в сфере безопасности дорожного движения будут наталкиваться на непонимание, а порой скрытое сопротивление населения. Таким образом, эффективность государственной политики и реализация государственных программ и проектов по снижению уровня аварийности во многом зависит от их поддержки обществом и общественными организациями.
Особое внимание к пропаганде безопасности дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма в России связано с тем, что по совокупности данных страна продолжает занимать одну из верхних строчек в рейтинге стран по количеству погибших и пострадавших в результате аварий на дорогах. Одной из главных причин дорожно-транспортного травматизма является низкая культура поведения участников дорожного движения, их недисциплинированность в качестве пешехода, пассажира или водителя, и как следствие этого - возрастает актуальность пропаганды безопасности дорожного движения, проведения планомерных мероприятий по про-
филактике дорожно-транспортного травматизма, что способствует формированию правосознания и поведенческих стереотипов в контексте социальной ответственности у самих участников дорожного движения, начиная с детского возраста.
В этой связи зарубежный опыт организации, проведения, а также оценки эффективности различных мероприятий по безопасности дорожного движения (БДД) представляет определенный интерес. В зарубежной практике институты гражданского общества, наряду с дорожной полицией, выполняют важную функцию в поддержании пропаганды безопасности дорожного движения, в предупреждении дорожно-транспортных происшествий и, как следствие, травматизма, а также являются неотъемлемой частью государственных систем обеспечения безопасности дорожного движения.
В большинстве экономически развитых государств с высоким уровнем автомобилизации зарегистрировано множество организаций (ассоциаций, федераций, союзов и т.п.), объединяющих граждан и отдельные организации, созданные специально для решения проблем борьбы с аварийностью, а также и организации, в которых это направление работы является лишь одним из нескольких. При этом особенно велико число организаций, отстаивающих интересы отдельных категорий участников дорожного движения (дети, пожилые люди, пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты, автолюбители). Несмотря на различия в принципах объединения граждан и учреждений, в структуре, степени массовости, целях и методах деятельности, общественные организации во всех странах выполняют схожие функции в обеспечении безопасности дорожного движения и снижения
уровня аварийности: 1) улучшение информированности граждан; 2) воспитание ответственного отношения к требованиям законодательства в сфере дорожного движения (в том числе и у детей); 3) повышение требований к подготовке и квалификации водителей транспортных средств; 4) общественный контроль за качеством организации дорожного движения и дорожной инфраструктуры. Как правило, все общественные организации организуют и проводят различные кампании по безопасности дорожного движения [1].
В странах Европейского союза (ЕС) обеспечению безопасности участников дорожного движения уделяется значительное внимание. Эффективность предпринятых мер определяется прежде всего очевидным фактом, что при возрастающем количестве автотранспортных средств в зарубежных странах количество ДТП и дорожно-транспортного травматизма и смертности в их результате планомерно снижается. Самыми же распространенными в странах ЕС являются кампании, посвященные защите жизни и здоровья детей как участников дорожного движения. В последние годы в государствах -членах ЕС информационно-пропагандистские кампании БДД стали организовываться и проходить одновременно, их проведение координируется самой массовой и масштабной кампанией EUROCHIRES (Европейская кампания за использование детских удерживающих устройств).
В Польше, например, создан детский клуб «Пристегнутый ремнем безопасности Armadillo», организаторы которого вручают детям, правильно сидящим в детском кресле, игрушку-приз Armadillo. В Германии в ходе кампании раздается около 65 тыс. таких игрушек. Высокий уровень применения в европейских странах детских удерживающих устройств достигнут во многом благодаря активной разъяснительной и воспитательной работе. Так, в Великобритании и Швеции новорожденных малышей и детей перевозят в специальных детских сиденьях в среднем в 95% случаев, в Австралии - в 90%, в США - в 86%, что значительно снизило детский травматизм в случае ДТП [2].
Пропагандой безопасности дорожного движения в зарубежных странах занимаются подразделения дорожной полиции, министерство транспорта, министерство образования, общественные организации по предупреждению и профилактике БДД, добровольцы. Масштабные и дорогостоящие мероприятия, связанные, например, с высоким уровнем пассивной безопасности современных автомобилей или пропагандой детских удерживающих устройств, про-
водят экономически заинтересованные концерны и фирмы по производству этих устройств, что также стимулирует пропаганду БДД. Для согласования работы всех задействованных органов и учреждений страны ЕС (Великобритания, Нидерланды, Люксембург, Польша и др.) разрабатывают календарные планы пропагандистских кампаний БДД.
В мероприятиях по профилактической работе в сфере БДД во многих странах мира принимают участие различные общественные организации, например: Всеобщий автомобильный клуб Германии (АДАК); общественные советы безопасности дорожного движения Великобритании; Федерация велосипедистов Дании; Голландская ассоциация безопасности дорожного движения в Нидерландах; Национальное общество безопасности дорожного движения Швеции Национальный совет по предупреждению дорожно-транспортных происшествий Израиля, Федерация ассоциаций безопасности дорожного движения Японии и многие другие.
В Швеции существует организация NTF, которая занимается исключительно проведением образовательных и пропагандистских кампаний. Благодаря СМИ, через организацию пресс-конференций, радио- и телепередач, публикаций в периодических изданиях, формируется общественное мнение по повышению безопасности дорожного движения и соблюдению правил дорожного движения. Тематика информационно-пропагандистских кампаний NTF не ограничивается показом дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий. В Швеции организуются общенациональные кампании по безопасности дорожного движения, например: «Мамы, папы и дети на дороге в темноте» (цель - объяснение пользы ношения светоотражающих элементов на дороге); «Водители мопедов» (цель - обучение подростков правилам дорожного движения и безопасного управления мопедами); «Безопасность движения для родителей и детей с помощью Интернета» (цель - открытие страницы в Интернете для двустороннего общения родителей и детей с NTF) и др. Образовательные учреждения также обязательно проводят занятия по обучению детей и школьников БДД. В Швеции уроки по безопасности дорожного движения ведут классные руководители. В качестве педагогов на занятия приглашаются представители региональных подразделений Национальной дорожной администрации, местных отделений Национального общества безопасности дорожного движения.
Во Франции при содействии министерства внутренних дел и министерства транспорта организовано сотрудничество между образова-
тельными учреждениями, автошколами, страховыми компаниями и разработана программа непрерывного образования БДД Educative Continuum для подрастающего поколения (от детских садов до окончания старших классов в школе, т.е. до получения водительских прав), соответственно каждый из этапов программы адаптирован к социальным запросам и биологическому возрасту обучающихся. Во Франции для проведения уроков БДД в школы приглашаются сотрудники полиции, добровольцы из числа студентов, членов молодежных и других общественных организаций, работники страховых фирм.
Во многих зарубежных странах, как и в России, принят программно-целевой подход к проблеме безопасности движения (Австрия, Испания, Финляндия, Франция, Япония и др.), где работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма занимает особое место. Так, система обучения БДД дошкольников и школьников в Испании направлена на формирование социально полезных правил и норм поведения, ценностей и установок, необходимых для обеспечения их безопасности, в том числе и как участников дорожного движения. В рамках образовательной программы «Предоставление и обучение БДД в классе» проходят подготовку школьные учителя и общественники-волонтеры [3].
В Финляндии проводятся Недели безопасности дорожного движения, в которых принимают участие представители Национального совета безопасности движения, Красного Креста, полиции, социальные работники. Неделя призвана повышать интерес к основам обеспечения безопасного дорожного движения учителей, родителей, детей. В Финляндии создана система непрерывного воспитания и обучения всех возрастных категорий участников дорожного движения. В работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма важным направлением деятельности является семейное воспитание. Конкретные подходы к подаче материала могут включать в себя беседы, использование печатной продукции, фильмы, видеоролики, мультимедийные наборы, настольные модели, натурные макеты перекрестков и многое другое. Обучение проводится в классе, в специализированном центре или даже в реальной дорожной обстановке. В большинстве исследований эффективности такого рода учебных программ отмечается, что у детей формируются социально полезные нормы поведения.
В Канаде с 1998 года развивается общественное движение «Путь пешком - маленькие шаги к большим переменам». В объявленные дни родители оставляют свои автомобили и
вместе с детьми идут в школу. Проведению таких дней предшествует работа по привлечению волонтеров для составления школьных карт, подсчета участников, определение потенциально опасных дорожных мест для детей-пешеходов, выбора оптимальных маршрутов. В работе задействованы профессионалы: полиция (для перераспределения транспортных потоков, контроля на перекрестках, надзора за соблюдением правил дорожного движения); дорожники -представители общественных организаций по БДД (для создания безопасных условий на школьных маршрутах), учителя (для обучения пешеходов-детей и их родителей).
В таких странах, как, например, Германия и Финляндия, Китай и Япония, пропаганда БДД направлена в основном на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. Современная Япония, в сравнении со странами Европы, Австралией и США (имеющими сопоставимое количество населения и уровень автомобилизации), имеет очень низкие показатели по количеству ДТП и смертности в их результате, а также по количеству нарушений правил дорожного движения. Эти факты свидетельствуют о грамотной государственной политике в данной сфере, высоком уровне пропаганды и профилактики в сфере дорожного движения. В Японии социальный институт безопасности дорожного движения имеет «крепкую опору» во всех слоях общества, начало которого закладывается в школьные годы. Зарубежные эксперты особо отмечают значимость работы, проводимой в детских дорожных клубах, организованных во многих странах. В Японии такие клубы были созданы в 1970-х гг., в Великобритании в 1990-х гг.
В США, Израиле работа по пропаганде и профилактике БДД строится за счет расширения нештатных сотрудников полиции, путем привлечения добровольных помощников. В зарубежной практике институты гражданского общества выполняют важные функции в предупреждении аварийности и пропаганды безопасности дорожного движения, а также являются неотъемлемой частью государственных систем обеспечения безопасности дорожного движения.
Таким образом, формированию транспортной культуры участников дорожного движения в зарубежных странах уделяется значимое внимание, начиная с детского возраста. Формирование транспортной культуры следует понимать как часть в рамках становления общей культуры человека, включающей ценностные качества личности, способствующие выбору правопос-лушного, травмобезопасного поведения в дорожно-транспортной среде в качестве пешехода, пассажира или водителя.
Повышение культуры безопасности и правосознания участников дорожного движения остается на сегодняшний день актуальной проблемой в России, что подчеркнуто в рамках мероприятий государственного уровня. Реализация государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется Госавтоинспекцией, что усиливает ее значимость в решении проблем БДД и повышает роль пропаганды в деятельности по профилактике дорожно-транспортных происшествий и снижению смертности на дорогах.
Общество является катализатором происходящих в нем явлений и играет важную роль в развитии транспортной культуры, в формировании установки на соблюдение ПДД и безопасное участие в дорожном движении. В этих условиях необходимо воспитывать у детей с раннего возраста чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения на улицах и дорогах стало для участников дорожного движения устойчивым стереотипом поведения (привычкой) и правилом жизнедеятельности.
Пропаганда БДД, предупреждение дорожно-транспортного травматизма детей должна включать следующие основные направления: 1) планирование и организация деятельности по предупреждению дорожно-транспортного травматизма детей; 2) контроль за проведением мероприятий в образовательных учреждениях по данному направлению работы; 3) оптимизация взаимодействия между образовательным учреждением и Госавтоинспекцией по проведению тематических мероприятий; 4) применение современных технологий, разнообразие форм и методов пропаганды БДД с учетом возрастных особенностей детей и школьников; 5) создание учебных центров БДД и др.
Воспитание и обучение детей как участников дорожного движения правилам безопасного поведения на дороге, формирование правильного отношения к дорожным рискам, собственной безопасности и безопасности окружающих в дорожных ситуациях имеют позитивные тенденции, однако общий уровень транспортной культуры в России остается на невысоком уровне, о чем свидетельствует количество ДТП и фиксируемых нарушений ПДД «взрослыми» участниками дорожного движения.
В современной России деятельность по пропаганде безопасного дорожного движения входит в комплекс мер, направленных на снижение общей аварийности на дорогах. Мероприятия по предупреждению дорожно-транспортного травматизма детей проводятся в различных возрастных, профессиональных и социальных
группах - это дошкольники, учащиеся образовательных учреждений разного уровня, родители, учителя, работники транспортных предприятий, сотрудники полиции, пешеходы, водители автотранспорта и другие [4].
Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма является задачей административных органов, отделов ГИБДД, всей общественности. В целях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и обучения юных граждан правилам безопасного поведения на улицах и дорогах проводятся различные акции, конкурсы: «Внимание - дети!», «Пешеход», «Безопасное колесо», «Зеленый огонек», «Перекресток», а также различные смотры и соревнования. Решающая роль школы в предупреждении детского травматизма, связанного с нарушением Правил дорожного движения, определяется тем, что именно здесь учащиеся знакомятся с требованиями, предъявляемыми к пешеходам и пассажирам, приобретают знания, умения и навыки законопослушного и безопасного поведения в улично-дорожной среде [5].
Социальная активность граждан выражается в их объединении против наиболее опасных нарушений дорожного законодательства, например употребления водителями алкоголя, наркотиков. Растет число организаций, оказывающих помощь жертвам дорожно-транспортных происшествий и защищающих их права. Появляются молодежные организации, которые в эпоху «всеобщей автомобилизации» вовлекают молодых людей в решение такой общественно значимой проблемы, как безопасность на дорогах.
В заключение отметим следующее.
Во-первых, воспитание и обучение детей как участников дорожного движения правилам безопасного поведения на дороге, формирование правильного отношения к дорожным рискам, собственной безопасности и безопасности окружающих ведется во всех развитых странах.
Во-вторых, анализ зарубежного опыта показывает, что пропаганда безопасности дорожного движения и профилактические мероприятия по снижению дорожно-транспортного травматизма детей имеют сложившиеся традиции и инновации, осуществляются на плановой основе, являются прерогативой не только дорожной полиции, но и многочисленных общественных организаций, образовательных учреждений, при поддержке со стороны государства и бизнес-компаний.
В-третьих, пропаганда безопасности дорожного движения в России является важным направлением деятельности Госавтоинспекции, которой необходимо более динамично взаимодействовать с общественными организациями и образовательными учреждениями в проведении
профилактических мероприятий по предупреждению дорожно-транспортного травматизма детей. В настоящее время имеется ряд положительных примеров опыта такой работы.
В-четвертых, необходимо проводить общественный мониторинг оценки массовых мероприятий по профилактике дорожно-транспортного травматизма детей, выяснению отношения различных социовозрастных групп к данным мероприятиям, что позволит повысить их эффективность.
В-пятых, необходимо проведение научно-исследовательской работы для комплексного решения проблемы социально-психологического обеспечения оптимизации просветительских и пропагандистских массовых мероприятий в рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» [6].
Список литературы
1. Капустина Е.Г. Совершенствование системы профилактики безопасности дорожного движения: отечественный и зарубежный опыт // Наука и практика. 2016. № 3 (68). С. 57-60.
2. Кузнецова Н.М., Казанова Л.А. Роль пропаганды в обеспечении безопасности дорожного движения
// Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения (состояние, проблемы, пути совершенствования) / Орловский юридический институт МВД РФ им. В.В. Лукьянова (Орёл). 2017. С. 198-201.
3. Корсун Г.А., Полякова С.В. Психологические условия предупреждения дорожно-транспортного травматизма детей младшего школьного возраста // Вестник ЧГУ. Серия: Право. 2016. Т. 1. Вып. 4. С. 33-36.
4. Евенко С.А., Ищенко С.А. Опыт общественных организаций зарубежных стран по пропаганде безопасности дорожного движения и предупреждения дорожно-транспортных происшествий // Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции / Краснодарский университет МВД РФ (Краснодар). 2015. С. 300-302.
5. Григоренко А.А., Турченкова Д.В. О возможностях применения зарубежного опыта оценки эффективности массовых мероприятий по профилактике дорожно-транспортных происшествий // Электронный журнал «Современная зарубежная психология». 2017. Том 6. № 1. С. 15-22.
6. Постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г. № 864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 41. Ст. 5183.
CHILD ROAD TRAFFIC INJURY PREVENTION IN RUSSIA AND IN FOREIGN COUNTRIES
S. V. Polyakova
The article discusses the role of propaganda of road safety, its importance in the implementation of activities for the prevention of child road traffic injury. The main directions and forms of measures to prevent child road traffic injury in foreign countries are analyzed. Particular attention is attached to the importance of shaping the transport culture of road users in Russia.
Keywords: promotion of road safety, prevention of children's road traffic injuries, transport culture.
References
1. Kapustina E.G. Sovershenstvovanie sistemy profi-laktiki bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: otechest-vennyj i zarubezhnyj opyt // Nauka i praktika. 2016. № 3 (68). S. 57-60.
2. Kuznecova N.M., Kazanova L.A. Rol' propagandy v obespechenii bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya // Upravlenie deyatel'nost'yu po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya (sostoyanie, problemy, puti sover-shenstvovaniya) / Orlovskij yuridicheskij institut MVD RF im. V.V. Luk'yanova (Oryol). 2017. S. 198-201.
3. Korsun G.A., Polyakova S.V. Psihologicheskie us-loviya preduprezhdeniya dorozhno-transportnogo travma-tizma detej mladshego shkol'nogo vozrasta // Vestnik ChGU. Seriya: Pravo. 2016. T. 1. Vyp. 4. S. 33-36.
4. Evenko S.A., Ishchenko S.A. Opyt obshchestven-nyh organizacij zarubezhnyh stran po propagande bezo-
pasnosti dorozhnogo dvizheniya i preduprezhdeniya dorozhno-transportnyh proisshestvij II Administrativno-pravovoe regulirovanie pravoohranitel'noj deyatel'nosti: teoriya i praktika: Materialy IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii I Krasnodarskij universitet MVD RF (Krasnodar). 2015. S. 300-302.
5. Grigorenko A.A., Turchenkova D.V. O vozmozh-nostyah primeneniya zarubezhnogo opyta ocenki ehffek-tivnosti massovyh meropriyatij po profilaktike dorozhno-transportnyh proisshestvij II Ehlektronnyj zhurnal «So-vremennaya zarubezhnaya psihologiya». 2017. Tom 6. № 1. S. 15-22.
6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 3 oktyabrya 2013 g. № 864 «O federal'noj celevoj programme «Po-vyshenie bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v 20132020 godah» II Sobranie zakonodatel'stva RF. 2013. № 41. St. 5183.