Научная статья на тему 'О некоторых вопросах профилактики детского дорожно-транспортного травматизма'

О некоторых вопросах профилактики детского дорожно-транспортного травматизма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1212
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / УЧАСТНИКИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ДЕТИ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМ / ROAD SAFETY / ROAD USERS / CHILDREN / ROAD TRAFFIC INJURIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шапошников В. Л.

В статье рассматриваются современное состояние безопасности дорожного движения, причины возникновения дорожно-транспортных происшествий, результатом которых является в том числе детский травматизм как одна из острых проблем современности. Определены причины детского дорожно-транспортного травматизма, которые разделены на причины, во-первых, связанные с поведением водителей на дороге, во-вторых, связанные с поведением детей, в-третьих, связанные с особенностями их развития. В статье нашли отражение наиболее распространенные из них. При рассмотрении проблемы снижения аварийности учтены положения законодательства Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения, отражена компетенция органов государственной власти различного уровня в реализации мероприятий профилактического характера, перечислены федеральные программы, направленные на снижение аварийности на дорогах. Особое внимание уделено роли подразделений полиции, осуществляющих комплекс мероприятий профилактического характера. Пропаганда безопасности дорожного движения, совершенствование надзора в сфере безопасности дорожного движения позиционируются как ключевое направление деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения и включают в себя продуктивную работу с водителями, родителями, а также детьми. Определены наименования и содержание конкретных профилактических мероприятий, проводимых подразделениями полиции и направленных на снижение детского дорожно-транспортного травматизма. Обращено внимание на проблемы передвижения детей в качестве пешеходов в осенний и зимний период в темное время суток, оснащенности одежды пешеходов светоотражающими элементами при движении в темное время суток, а также на необходимость повышенной бдительности водителей при движении в темное время суток. Утверждается, что формирование у детей стойкой привычки к соблюдению Правил дорожного движения является необходимой мерой, ориентированной на снижение дорожно-транспортного травматизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME ISSUES OF PREVENTION CHILD ROAD TRAFFIC INJURIES

The article examines the current state of road traffic safety, the causes of road traffic accidents, which, among other things, result in children’s injuries as one of the most acute problems of our time. The causes of children road traffic injuries are determined, which are divided into reasons, first, related to the behavior of drivers on the road, secondly, related to the behavior of children, and thirdly, related to the specifics of their development. The most common of them are reflected in the article. While considering the problems of reducing the accident rate, the provisions of the legislation of the Russian Federation in the field of road safety are taken into account, the competence of government bodies at various levels in the implementation of preventive measures is reflected, federal programs aimed at reducing road accidents are listed. Particular attention is paid to the role of police units implementing a set of preventive measures. Advocacy for road safety, improving surveillance in the field of road safety are positioned as a key activity of the State Road Safety Inspectorate and include productive work with drivers, parents, and children. The names and contents of specific preventive measures, conducted by police units and aimed at reducing children road traffic injuries, are defined. Attention is drawn to the problems of the movement of children as pedestrians during the autumn and winter periods in the dark, equipping pedestrians with reflective elements when moving in the dark, as well as the need for increased vigilance of drivers when driving in the dark. It is alleged that the formation of a stable habit among children in the observance of traffic rules is a necessary measure aimed at reducing road traffic injuries.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах профилактики детского дорожно-транспортного травматизма»

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

ON SOME ISSUES OF PREVENTION CHILD ROAD TRAFFIC

INJURIES

УДК 342.951:351.82

В.Л. ШАПОШНИКОВ,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]

VITALY L. SHAPOSHNIKOV,

Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: в статье рассматриваются современное состояние безопасности дорожного движения, причины возникновения дорожно-транспортных происшествий, результатом которых является в том числе детский травматизм как одна из острых проблем современности. Определены причины детского дорожно-транспортного травматизма, которые разделены на причины, во-первых, связанные с поведением водителей на дороге, во-вторых, связанные с поведением детей, в-третьих, связанные с особенностями их развития. В статье нашли отражение наиболее распространенные из них.

При рассмотрении проблемы снижения аварийности учтены положения законодательства Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения, отражена компетенция органов государственной власти различного уровня в реализации мероприятий профилактического характера, перечислены федеральные программы, направленные на снижение аварийности на дорогах. Особое внимание уделено роли подразделений полиции, осуществляющих комплекс мероприятий профилактического характера. Пропаганда безопасности дорожного движения, совершенствование надзора в сфере безопасности дорожного движения позиционируются как ключевое направление деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения и включают в себя продуктивную работу с водителями, родителями, а также детьми.

Определены наименования и содержание конкретных профилактических мероприятий, проводимых подразделениями полиции и направленных на снижение детского дорожно-транспортного травматизма. Обращено внимание на проблемы передвижения детей в качестве пешеходов в осенний и зимний период в темное время суток, оснащенности одежды пешеходов светоотражающими элементами при движении в темное время суток, а также на необходимость повышенной бдительности водителей при движении в темное время суток. Утверждается, что формирование у детей стойкой привычки к соблюдению Правил дорожного движения является необходимой мерой, ориентированной на снижение дорожно-транспортного травматизма.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, участники дорожного движения, дети, дорожно-транспортный травматизм.

Abstract: the article examines the current state of road traffic safety, the causes of road traffic accidents, which, among other things, result in children's injuries as one of the most acute problems of our time. The causes of children road traffic injuries are determined, which are divided into reasons, first, related to the behavior of drivers on the road, secondly, related to the behavior of children, and thirdly, related to the specifics of their development. The most common of them are reflected in the article.

While considering the problems of reducing the accident rate, the provisions of the legislation of the Russian Federation in the field of road safety are taken into account, the competence of government bodies at various levels in the implementation of preventive measures is reflected, federal programs aimed at reducing road accidents are listed. Particular attention is paid to the role of police units implementing a set of preventive measures. Advocacy for road safety, improving surveillance in the field of road safety are positioned as a key activity of the State Road Safety Inspectorate and include productive work with drivers, parents, and children.

The names and contents of specific preventive measures, conducted by police units and aimed at reducing children road traffic injuries, are defined. Attention is drawn to the problems of the movement of children as pedestrians during the autumn and winter periods in the dark, equipping pedestrians with reflective elements when moving in the dark, as well as the need for increased vigilance of drivers when driving in the dark. It is

alleged that the formation of a stable habit among children in the observance of traffic rules is a necessary measure aimed at reducing road traffic injuries.

Keywords: road safety, road users, children, road traffic injuries.

Дорожно-транспортный травматизм - одна из важнейших проблем мирового уровня, на которую до сих пор обращалось слишком мало внимания и которая требует согласованных усилий для ее эффективного и устойчивого предупреждения.

В Резолюции, принятой Генеральной Ассамблеей 2 марта 2010 года, № 64/255 «Повышение безопасности дорожного движения во всем мире» отмечено огромное количество случаев смерти на дорогах во всем мире в результате дорожно-транспортных происшествий, а также тот факт, что ежегодно 20-50 миллионов людей получают несмертельные травмы вследствие дорожно-транспортных происшествий и что многие из этих пострадавших остаются инвалидами на всю жизнь. Особую тревогу, в том числе в России, вызывает детский дорожно-транспортный травматизм, который является проблемой не только отдельно взятой семьи, но и общества и государства в целом. Дети являются наиболее уязвимыми участниками дорожного движения. Наметившаяся в последние годы тенденция к снижению количества происшествий с участием детей не может не вызывать положительных эмоций. Необходимо продолжать целенаправленную работу, направленную на снижение детского дорожно-транспортного травматизма.

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма - всеобъемлющая, имеющая много граней и уровней. На нее нельзя смотреть в одной плоскости и принимать решения, ориентированные только на повышение правосознания членов общества и увеличение санкций за нарушение Правил дорожного движения. Принятие решений должно быть комплексным, основанным на углубленном научном анализе, позволяющем отразить современные социальные, экономические, нравственно-психологические, национальные условия, влияющие на рост детского дорожно-транспортного травматизма [1, с. 45].

Основной причиной дорожно-транспортных происшествий с участием детей по-прежнему остаются взрослые, которые, по данным ГИБДД МВД России, употребляют за рулем спиртные напитки, не соблюдают Правила дорожного движения, проявляют невнимательность к иным участникам дорожного движения, эксплуатируют транспортные средства в нарушение требований к их техническому состоянию. Несомненно, есть и иные причины, которые в совокупности с вышеперечисленными усугубляют ситуации,

складывающиеся на дорогах (недостаточная видимость, неудовлетворительное состояние дорожного полотна и т.д.).

Особо следует обратить внимание на виды нарушений Правил дорожного движения, допускаемых водителями. Это превышение скоростного режима движения, нарушение правил проезда перекрестков, в особенности нерегулируемых, выезд на полосу встречного движения для обгона или совершения какого-либо маневра, не убедившись в его безопасности. Наиболее дерзким нарушением является управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Ужесточение санкций в последние годы за эти нарушения позволило в некоторой степени снизить аварийность, но состояние работы в этом направлении вред ли следует признать достаточным.

Поведение юных участников дорожного движения также является причиной многих происшествий. Типичными нарушениями с их стороны являются: переход проезжей части в неустановленном месте или на запрещающий сигнал светофора перед близко идущим транспортом; выход на дорогу из-за стоящего транспортного средства или сооружения; игра на проезжей части или в непосредственной близости от нее; нарушения Правил дорожного движения при управлении велосипедами, скутерами, мопедами и мотоциклами. Сегодня все больше детей пользуются роликовыми коньками, гироскуте-рами и прочими техническими новшествами, которые стремительно вошли в детскую жизнь и представляют не меньшую опасность при их неумелом использовании вблизи проезжей части.

Неправильный выбор места пересечения проезжей части при высадке из общественного транспорта - еще одна из причин дорожно-транспортных происшествий с участием детей [8, с. 17].

Причины дорожно-транспортных происшествий специалисты увязывают и с особенностями развития детей, к которым относятся:

слабо скоординированная ориентация в пространстве;

неустойчивость нервной системы, неадекватная реакция на внешние резкие раздражители;

неспособность адекватно оценивать обстановку, переоценка своих возможностей в реальной ситуации;

быстрое образование и исчезновение условных рефлексов, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

недостаточность знаний об источниках опасности, преобладание потребности в движении над осторожностью; стремление подражать взрослым [8, с. 19]. Комплексный подход к решению задач по снижению детского травматизма на дорогах предполагает проведение плановых и внеплановых мероприятий с учетом причин и условий, повышающих риск возникновения тяжких последствий, с опорой на действующее законодательство и передовые формы и методы профилактической работы.

В Российской Федерации сегодня сформировано законодательство в сфере безопасности дорожного движения, определены полномочия государственных структур в этом направлении, разработаны и реализуются федеральные и региональные программы, направленные на снижение детского травматизма. Так, Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»1 относит к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности, включая осуществление мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района.

Сегодня в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2013 № 864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» реализуется комплекс мер, направленных на повышение безопасности дорожного движения.

Задачами данной программы являются: создание системы пропаганды с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения;

формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах;

1 Российская газета. 1995. 26 декабря.

повышение культуры вождения;

развитие современной системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

повышение требований к подготовке водителей на получение права на управление транспортными средствами и требований к автошколам, осуществляющим такую подготовку.

В ходе реализации предыдущей федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 100, основной акцент был сделан на таких важных направлениях, как предупреждение опасного поведения участников дорожного движения, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, развитие системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, совершенствование условий движения транспортных средств и повышение безопасности пешеходов. Активизировалась работа по обеспечению безопасности дорожного движения на региональном и муниципальном уровнях. Во всех субъектах Российской Федерации и в большинстве муниципальных образований были приняты и реализовывались соответствующие программы. Таким образом, на федеральном, региональном и местном уровнях были сформированы единые подходы к снижению ущерба, наносимого государству и обществу последствиями дорожно-транспортных происшествий [9, с. 68].

Результатом реализации федеральных целевых программ и проведения профилактических мероприятий в последние годы становится уменьшение количества дорожно-транспортных происшествий с участием детей, снижение смертности на дорогах. Однако тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий требует продолжения активной работы всех государственных структур федерального уровня, органов государственной власти на местах, органов местного самоуправления в пределах установленных полномочий.

Следует учесть, что безопасность дорожного движения как комплексный межотраслевой институт, соответственно, не может быть обеспечена только административно-правовым регулированием и даже безупречная эффективность работы указанных элементов системы не позволит решить проблему защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. В обеспечении безопасности дорожного движения тесно переплетаются экономические, инновационные, социальные и иные интересы государства, поэтому

решение проблем, связанных с безопасностью дорожного движения, зависит от качества функционирования всех указанных и иных элементов на всех этапах - от разработки, изготовления и эксплуатации, их правильной организации, наличия средств технического и экономического анализа до использования научных достижений в данной области [3, с. 50].

МВД России как федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел также включено в работу, направленную на снижение дорожно-транспортного травматизма. Ключевым подразделением полиции в этом плане является Государственная инспекция безопасности дорожного движения, одной из обязанностей которой является выявление причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению. Ответственное выполнение этой обязанности во многом определяет и уровень детского дорожно-транспортного травматизма.

В соответствии с приказом МВД России от 02.12.2003 № 930 «Об организации работы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения» созданные в составе ГИБДД МВД России подразделения пропаганды непосредственно осуществляют деятельность по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

В деятельности подразделений пропаганды уже апробирована и используется целая совокупность средств профилактики детского травматизма, и многие из них показали свою эффективность. Однако не прекращаются попытки найти новые подходы к решению этой задачи, тем более что, по мнению специалистов, в ближайшие годы обстановка на дорогах страны будет ухудшаться в связи с увеличением количества транспорта. Мероприятия профилактического характера с несовершеннолетними, а также с их родителями в данной сфере проводятся в тесном взаимодействии с органами государственной власти различного уровня, специалистами в данной области, средствами массовой информации и общественными объединениями, организациями, а также гражданами.

К мерам, направленным на повышение эффективности организации профилактической работы, следует отнести тесное взаимодействие подразделений пропаганды безопасности дорожного движения с органами образования с целью проведения совместных мероприятий по профи-

лактике детского дорожного травматизма, своевременного информирования и принятия мер по фактам дорожных происшествий [9, с. 41].

Профилактические мероприятия, проводимые полицией, «Внимание - дети!», «Пешеход», «По безопасным дорогам - в будущее» и ряд других прочно вошли в нашу жизнь и давно показали свою эффективность. Наряду с ними предлагается огромное количество мер, направленных на профилактику дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Условно их разделяют на две группы: мероприятия с детьми и родителями, мероприятия с водителями транспортных средств. В основе этих действий - разъяснение существующих требований в сфере безопасности дорожного движения, правил безопасного поведения на дороге. Например, сегодня является актуальным повышение безопасности передвижения детей в качестве пешеходов в темное время суток, в условиях недостаточной видимости. Особую остроту эта проблема приобретает в осенне-зимний период, когда долгота светового дня уменьшается. Комплексный подход к решению данного вопроса предполагает соблюдение требований пешеходами обязательного ношения одежды или предметов со светоотражающими элементами при движении в темное время суток, а также повышенную бдительность водителей при движении в темное время суток. Кроме того, надлежащее обустройство пешеходных переходов, позволяющее заблаговременно обнаружить пешехода, намеревающегося перейти или переходящего проезжую часть, также является одним из факторов, существенно повышающих безопасность передвижения по дороге.

И еще об одном следует сказать. Совершенно справедливым является утверждение Е.Г. Капустиной о формировании привычки к соблюдению Правил дорожного движения, в том числе у детей. Речь идет о правилах останавливаться перед проезжей частью, осматривать ее слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте. Особенно важно сформировать привычку ответственного поведения на дороге независимо от того, являешься ли ты пешеходом, пассажиром, иным участником дорожного движения [6, с. 49].

В основе же формирования подобных привычек лежит уважительное отношение к правовым нормам в сфере безопасности дорожного движения, уважение прав других участников дорожного движения. Джентльменское поведение должно стать неотъемлемым атрибутом передвижения на дороге, что в совокупности с комплексом мер профилактики позволит существенно снизить уровень детского дорожно-транспортного травматизма.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ

2018'1

Литература

1. Акулов В.И., Мелехин А.С. Административные формы и методы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (на примере Челябинской области) // Административное и муниципальное право. 2010. № 12. С. 45-49.

2. Афонина Е.Г. Зарубежный и российский опыт профилактики детского дорожно-транспортного травматизма сотрудниками полиции // Юристъ-Правоведъ. 2014. № 5. С. 92-95.

3. Занина Т.М., Четверикова А.И. Административно-правовые основы регулирования системы обеспечения безопасности дорожного движения // Административное право и процесс. 2014. № 4. С. 50-52.

4. Капустина Е.Г. Профилактика безопасности дорожного движения как важнейшее условие формирования правовой культуры современного общества // Транспортное право. 2017. № 1. С. 25-28.

5. Капустина Е.Г. Организация профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении // Наука и практика. 2013. № 3. С. 41-43.

6. Капустина Е.Г. Проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма // Наука и практика. 2012. № 2. С. 49-52.

7. Капустина Е.Г. Формирование транспортной культуры у детей и подростков // Наука и практика. 2014. № 3. С. 55-58.

8. Кашкина Е.В. Причины детского дорожно-транспортного травматизма и пути их преодоления с учетом положительного зарубежного опыта // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2009. № 1. С. 16-21.

9. Канунников А.М. О профилактике детского дорожно-транспортного травматизма // Административное право и процесс. 2013. № 3. С. 68-69.

10. Ромашихина Е.С. Деятельность органов внутренних дел по осуществлению виктимологической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 11. С. 140-142.

References

1. Akulov V.I., Melehin A.S. Administrativnye formy i metody profilaktiki detskogo dorozhno-transportnogo travmatizma (na primere Cheljabinskoj oblasti) // Administrativnoe i municipal'noe pravo. 2010. № 12. S. 45-49.

2. Afonina E.G. Zarubezhnyj i rossijskij opyt profilaktiki detskogo dorozhno-transportnogo travmatizma sotrudnikami policii // Jurist#-Pravoved#. 2014. № 5. S. 92-95.

3. Zanina T.M., ChetverikovaA.I. Administrativno-pravovye osnovy regulirovanija sistemy obespechenija bezopasnosti dorozhnogo dvizhenija // Administrativnoe pravo i process. 2014. № 4. S. 50-52.

4. Kapustina E.G. Profilaktika bezopasnosti dorozhnogo dvizhenija kak vazhnejshee uslovie formirovanija pravovoj kul'tury sovremennogo obshhestva // Transportnoe pravo. 2017. № 1. S. 25-28.

5. Kapustina E.G. Organizacija profilakticheskoj raboty po preduprezhdeniju detskogo dorozhno-transportnogo travmatizma v obrazovatel'nom uchrezhdenii // Nauka i praktika. 2013. № 3. S. 41-43.

6. Kapustina E.G. Problemy profilaktiki detskogo dorozhno-transportnogo travmatizma // Nauka i praktika. 2012. № 2. S. 49-52.

7. Kapustina E.G. Formirovanie transportnoj kul'tury u detej i podrostkov // Nauka i praktika. 2014. № 3. S. 55-58.

8. Kashkina E.V. Prichiny detskogo dorozhno-transportnogo travmatizma i puti ih preodolenija s uchetom polozhitel'nogo zarubezhnogo opyta // Vestnik Vserossijskogo instituta povyshenija kvalifikacii sotrudnikov MVD Rossii. 2009. № 1. S. 16-21.

9. KanunnikovA.M. O profilaktike detskogo dorozhno-transportnogo travmatizma // Administrativnoe pravo i process. 2013. № 3. S. 68-69.

10. Romashihina E.S. Dejatel'nost' organov vnutrennih del po osushhestvleniju viktimologicheskoj profilaktiki detskogo dorozhno-transportnogo travmatizma // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2014. № 11. S. 140-142.

(статья сдана в редакцию 31.01.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.