Научная статья на тему 'Профилактика дорожного травматизма на территории Белгородской области'

Профилактика дорожного травматизма на территории Белгородской области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
194
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНЫЙ ТРАВМАТИЗМ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ПРОФИЛАКТИКА / TRAFFIC INJURY RATE / TRAFFIC AND TRANSPORT INCIDENT / TRAFFIC REGULATIONS / VEHICLE / PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Солдатов А. П., Никулин А. И.

Статья посвящена анализу проблемы дорожно-транспортного травматизма, вопросам повышения дисциплинированности участников движения, улучшения качества дорог и эффективной работе сотрудников полиции, делается вывод о необходимости сочетания всех этих условий для достижения положительной динамики в профилактике дорожного травматизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Солдатов А. П., Никулин А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF THE TRAFFIC INJURY RATE IN THE TERRITORY OF THE BELGOROD REGION

The article is devoted to the analysis of a problem of traffic and transport injury rate, questions in increasing the discipline of movement participants, improvement of roads quality and effective work of police officers. In the article the authors come to the conclusion about the necessity of a combination of all these conditions for achieving positive dynamics in prevention of the traffic injury rate.

Текст научной работы на тему «Профилактика дорожного травматизма на территории Белгородской области»

5. Административное право России: учебник / под ред. П. И. Кононова, В. Я. Кикотя, И. Ш. Килясханова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2008. С. 483.

6. Белкин Р.С., Винберг А.И. Криминалистика и доказывание. - М., 1969. С. 204.

References

1. Matuishin B.T. General problems of assessment of evidence in court prosecution. - Khabarovsk, 1987. P.7.

2. Matuishin B.T. Inner belief of judges and assessment of evidence // Papers of Moscow University. Series “Law”, 1977. P.58.

3. Trusov A.I. Grounds of the theory of court evidence. - M., 1960. - P.159.

4. Matuishin B.T. Assessment of evidence by a court of the first jurisdiction in civil laws. Dissertation (Candidate of Law). - M., 1977. P.13.

5. Administrative Law of Russia: Student’s Book / Eds. P.I. Kononov, V.Ya. Kikot, I.Sh. Kilyaskhanova. - 3rd edition. - M., 2008. P.483.

6. Belkin R.S., Vinberg A.I. Forensic Science and proving. - M., 1969. P.204.

профилактика дорожного травматизма на территории белгородской области

prevention of the traffic injury rate in the

TERRITORY OF THE BELGOROD REGION

УДК 351.811(470.325)

А.П. СОЛДАТОВ, А.И. НИКУЛИН

доктор юридических наук, профессор (Белгородский юридический ^стюуг МВД России)

(Белгородский юридический институт МВД России)

A.P. SOLDATOV, A.I. NIKULIN

the doctor of jurisprudence, the professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior

(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

of the Russian Federation)

Аннотация: статья посвящена анализу проблемы дорожно-транспортного травматизма, вопросам повышения дисциплинированности участников движения, улучшения качества дорог и эффективной работе сотрудников полиции, делается вывод о необходимости сочетания всех этих условий для достижения положительной динамики в профилактике дорожного травматизма.

Ключевые слова: дорожный травматизм, дорожно-транспортное происшествие, правила дорожного движения, транспортное средство, профилактика.

Abstract: the article is devoted to the analysis of a problem of traffic and transport injury rate, questions in increasing the discipline of movement participants, improvement of roads

quality and effective work of police officers. In the article the authors come to the conclusion about the necessity of a combination of all these conditions for achieving positive dynamics in prevention of the traffic injury rate.

Keywords: traffic injury rate, traffic and transport incident, traffic regulations, vehicle, prevention.

«Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта дорога...»

Н.В. Гоголь ««Мертвые души»

««What strange, and attracting, and bearing, and wonderful in a word: road! And as it is wonderful itself, this road ...»

Автомобилизацию, несомненно, следует причислить к важнейшим и крупнейшим достижениям нашего времени. Жизнь и развитие различных сторон деятельности общества течет во многом быстрее благодаря автомобилю. Без преувеличения можно сказать, что автомобиль изменил масштабы времени, в котором живет и трудится человек и общество в целом.

Большую роль в популяризации автомобиля сыграла простота управления. Действительно, овладеть навыками управления современным автомобилем несложно, во всяком случае, намного проще, чем это было 30-50 лет тому назад. Несравненно труднее управлять автомобилем во время движения по улицам и дорогам с учетом их современной насыщенности средствами передвижения [1].

Однако автомобилизация общества породила десятки проблем, самые важные из которых - безопасность движения и дорожно-транспортные происшествия.

Дорожно-транспортными являются травмы, нанесенные различного вида транспортными средствами при их использовании (движении) в случаях, не связанных с производственной деятельностью пострадавших, независимо от нахождения пострадавшего в момент происшествия в транспортном средстве (водитель, пассажир) или вне его (пешеход). Транспортным средством считается любое средство, используемое для транспортировки грузов, предметов, людей (автомобиль, мотоцикл, велосипед, самолет, пароход, троллейбус, трамвай, железнодорожный, гужевой транспорт и пр.) [2]. Пострадавшие в ДТП нередко становятся инвалидами.

Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях обусловлен целым комплек-

N.V. Gogol ««Dead souls»

сом причин. Безусловно, лидируют среди них те, которые связаны с халатным отношением к соблюдению правил дорожного движения. При этом, по данным УМВД России по Белгородской области, к нарушению ПДД в большей степени склонны водители

- по их вине за 8 месяцев 2013 г. произошло 749 ДТП, в то время как по вине пешеходов

- 75. К имеющимся факторам, способствующим совершению дорожно-транспортных происшествий в нашем регионе, относятся и неудовлетворительное состояние улиц и дорог (208 ДТП), а также техническая неисправность самого транспорта (3 ДТП).

Анализ имеющихся в литературе данных, а также статистических сведений УМВД России по Белгородской области позволяет установить, что существует определенная зависимость количества дорожно-транспортных происшествий от времени года, месяца, начала или конца месяца, дня недели и времени на протяжении суток. Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий наблюдается зимой и в первые осенние месяцы. Дорожно-транспортные травмы учащаются в последние дни недели, а также во второй половине дня. Реже они возникают ночью, однако их последствия намного тяжелее. В городах основной причиной транспортного травматизма считается наезд на пешеходов, преимущественно легковыми автомобилями, на автотрассе преобладают столкновения автомобильного транспорта. В сельской местности дорожно-транспортные происшествия большей степени с мотоциклетным и грузовым транспортом.

Очевидна зависимость дорожно-транспортных происшествий и их последствий от алкогольного опьянения водителей транспорта и пешеходов. Так, в 2012 году в Белгородской области по сравнению с 2011 г.

уровень аварийности по причине нетрезвого состояния водителей транспортных средств увеличился на 9,5% [3].

Таким образом, борьба с дорожно-транспортным травматизмом и его последствиями

- одна из наиболее острых проблем современности. Наиболее целесообразным на данном пути является детальное изучение всех вышеперечисленных причин и условий, способствующих совершению ДТП, разработка и внедрение в жизнь на основе имеющихся данных комплексных профилактических мероприятий как общего (направленных на улучшение качества дорог, транспортных средств, дорожной инфраструктуры, грамотности водителей и пешеходов и т. д.), так и индивидуального характера (профилактическая работа с лицами, уже нарушавшими правила дорожного движения, склонными к вождению в состоянии опьянения и т.д.).

Согласно данным экспертов, на дорогах ежегодно гибнет более миллиона человек, каждый пятый из них - ребёнок. Свыше 50 миллионов получают травмы и увечья. И это требует от международного сообщества выработки общей стратегии и совместных мер по повышению безопасности на автомобильных дорогах [4]. В нашей стране предусмотрены осуществление общегосударственных мероприятий, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий, совершенствование государственной системы оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и расширение научных исследований в области безопасности дорожного движения.

Именно благодаря ежедневной борьбе с травматизмом на дорогах Белгородской области в 2012 году по сравнению с 2011 годом количество ДТП уменьшилось на 6,9%, число погибших - на 1,4%, раненых снизилось на 11,4%. За истекший период 2013 года в нашей области произошло 823 ДТП,

но эта цифра все же меньше, чем за аналогичный период прошлого года на 4, 4 %, что свидетельствует о правильном направлении профилактики [3].

В мае 2011 года стартовала международная программа «Десятилетие действий ООН по обеспечению безопасности дорожного движения», главной целью которой является сокращение числа аварий на дорогах, а также погибших и пострадавших в них людей. В октябре-декабре 2012 года прошла Всероссийская социальная кампания «Пешеход, на переход!». В рамках данных мероприятий ежегодно для привлечения внимания автомобилистов и пешеходов к данной проблеме в Белгородской области и в самом Белгороде проходят акции «Внимание - дети!», «Умный пешеход», конкурсы «Зелёный огонёк», «Зебрёнок».

Резюмируя изложенное, необходимо отметить, что обеспечение безопасности дорожного движения - сложная многоплановая проблема. Поэтому меры по профилактике дорожно-транспортного травматизма и дорожно-транспортных преступлений должны носить комплексный характер. Согласно официальным данным статистики УМВД России по Белгородской области, снижение числа ДТП зарегистрировано в 14 муниципальных образованиях области, при этом все три основных показателя аварийности (число ДТП, погибших и раненых в них людей) снизилось в Алексеевском, Валуйском, Вейделевском, Губкинском, Ивнянском, Корочанском, Красногвардейском, Прохоровском районах, а также в Шебекинском районе значительно снизилось количество погибших. Это говорит о повышении дисциплинированности участников движения, улучшении качества дорог и эффективной работе сотрудников полиции. Только сочетание всех этих условий позволит достигнуть положительной динамики в профилактике дорожного травматизма в остальных районах нашей области.

Литература —

1. URL: http://meduniver.com/Medical/Xirurgia/1393.html (Дата обращения: 22.09.2013 г.)

2. URL: http://ru.wikipedia.org/ (Дата обращения: 22.09.2013 г.)

3. Аналитический материал УМВД России за 2012 год

4. URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/materialy-dlya-roditelei/profilaktika-detskogo-dorozhno-transportnogo-travmatizma (Дата обращения: 22.09.2013 г.)

References

1. URL: http://meduniver.com/Medical/Xirurgia/1393.html (Address date: 22.09.2013)

2. URL: http://ru.wikipedia.org/ (Address date: 22.09.2013)

3. Analytical material of AMIA Russia for 2012

4. URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/materialy-dlya-roditelei/profilaktika-detskogo-dorozhno-transportnogo-travmatizma (Address date: 22.09.2013)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.