УДК 351.74 Doi 10.24411/2073-0454-2018-10049
ББК 35.078 © Е.А. Пикина, А.А. Беженцев, 2018
Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс
ЗАРУБЕЖНЫЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГИБДД МВД РОССИИ
Елена Александровна Пикина, адъюнкт кафедры административной деятельности органов внутренних дел, капитан полиции
Санкт-Петербургский университет МВД России (198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1) E-mail: elenaamorozova@mail.ru)
Александр Анатольевич Беженцев, заместитель начальника кафедры административной деятельности органов внутренних дел, подполковник полиции, кандидат юридических наук, доцент Санкт-Петербургский университет МВД России (198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1) E-mail: adovd@mail.ru
Рецензент: начальник кафедры оперативно-разыскной деятельности в органах внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России, полковник полиции, кандидат юридических наук, доцент А.И. Тамбовцев
Аннотация. Рассмотрены зарубежные модели управленческой деятельности государственных органов по обеспечению безопасности дорожного движения: министерская, которая предусматривает, что ведущим учреждением в области безопасности дорожного движения является отдельное Министерство, как правило, транспортного профиля (Великобритания, Франция, Германия, Италия, Норвегия); агентская, которая представлена отдельным независимым агентством в статусе юридического лица, имеющим собственный бюджет (Швеция, Финляндия, Ирландия, Венгрия); межведомственная, где главным учреждением является совещательный орган без финансирования — совет или комиссия по безопасности дорожного движения (Бельгия, Греция, Чехия, Польша). Сделан вывод, что для России наиболее приемлема четвертая — смешанная модель управленческой деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Ключевые слова: зарубежный опыт обеспечения безопасности дорожного движения, управленческая деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения, ГИБДД МВД России, соблюдение правил дорожного движения, федеральные программы повышения безопасности дорожного движения, дорожно-транспортные происшествия.
FOREIGN POSITIVE EXPERIENCE IN THE MANAGEMENT OF GOVERNMENT AGENCIES TO ENSURE ROAD SAFETY, THE PROSPECTS FOR ITS USE BY THE RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS' TRAFFIC POLICE
Elena A. Pikina, adjunct chair of administrative activity agencies of the internal affairs, captain of police
St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (198206, St. Petersburg, ul. Letchika Pilyutova, d. 1)
E-mail: elenaamorozova@mail.ru
Alexander A. Bezhentsev, deputy chief chair of administrative activity agencies of the internal affairs, lieutenant colonel of police, candidate of legal sciences, associate professor
St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (198206, St. Petersburg, ul. Letchika Pilyutova, d. 1) E-mail: adovd@mail.ru)
Annotation. In the article foreign models of management activity of state bodies for ensuring road safety are considered: the ministerial one, which provides that the leading agency in the field of road safety is a separate Ministry, usually a transport profile (Britain, France, Germany, Italy, Norway); agency, which is represented by a separate independent agency in the status of a legal entity that has its own budget (Sweden, Finland, Ireland, Hungary); interdepartmental, where the main agency is an advisory body without funding — the Council or the Commission for Road Safety (Belgium, Greece, Czech Republic, Poland). The conclusion is that for Russia the fourth most acceptable is the mixed model of managerial activity to ensure road safety.
Keywords: foreign experience in ensuring road safety, management activities to ensure road safety, traffic police of the Ministry of Internal Affairs of Russia, compliance with traffic rules, federal programs to improve road safety, road accidents
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Пикина Е.А., Беженцев А.А. Зарубежный положительный опыт управленческой деятельности государственных органов по обеспече-нию безопасности дорожного движения, перспективы его использова-ния ГИБДД МВД России. Вестник Московского университета МВД Рос-сии. 2018;(6):238-245.
Конституция РФ признает человека, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность высокими социальными ценностями. Именно поэтому, одним из важнейших аспектов существования России как демократического государства является соблюдение в ней основных приоритетов в направлении обеспечения высокого уровня безопасности дорожного движения.
Роль автомобильного транспорта в современном мире трудно переоценить, он имеет огромное значение для удовлетворения не только экономических, но и социальных потребностей населения, без автомототранспортных средств невозможны работа промышленных предприятий, сельскохозяйственное производство, торговля, медицинское, бытовое и иные виды обслуживания населения. Без них затруднены перевозки, отдых и общение людей. Эволюция транспорта во всех странах мирового сообщества послужила толчком развития экономики в целом. В условиях жизнедеятельности нашей державы с ее значительными территориями, развитие автомобильного транспорта способствует нивелированию социально-экономических, культурных различий между различными регионами, между городским и сельским населением.
Однако, процесс автомобилизации имеет и отрицательные стороны. Важнейшим негативным последствием автомобилизации является аварийность на дорогах. Безопасность дорожного движения продолжает оставаться серьезной государственной проблемой, имеющей огромное социальное значение. Прогрессивный опыт международного сообщества демонстрирует то, что проблема может быть комплексно решена только на государственном уровне. Центральным органом, осуществляющим контроль и надзор в сегменте безопасности дорожного движения, является Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России, но справиться автономно с такой сложной задачей данное структурное подразделение просто не может. Учитывая, что указанная проблема касается всего человечества, мы должны говорить об участии в обеспечении безопасности дорожного движения всех институтов социума.
Анализ положений нормативно-правовых актов, взглядов ученых, статистических данных и опыта зарубежных стран позволяет утверждать о наличии многих недостатков в системе административно-правового регулирования безопасности дорожного дви-
жения в России. На расширенном заседании Коллегии МВД России 2018 г. Президент Российской Федерации отметил: «В этом году начинается реализация Стратегии безопасности дорожного движения в России [18], что предъявляет повышенные требования к соответствующим подразделениям МВД России. В прошлом году сохранилась тенденция сокращения общего числа зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий, однако количество пострадавших в автокатастрофах по-прежнему значительно... Четвертый год подряд растет количество дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями автобусов... Следует активнее оснащать современными техническими средствами наиболее сложные федеральные трассы, предметно заниматься проблемными участками в крупных городах, прежде всего ликвидацией «пробок». Главное — люди должны видеть реальные результаты вашей работы. Конечно, эта работа должна идти совместно с органами местного самоуправления, но и роль МВД России здесь тоже велика» [17].
Несмотря на большое количество выполненных российскими учеными исследований по проблемам управленческой деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения [1, с. 58-59; 2, с. 5761; 3, с. 766-776; 16, с. 80-83], зарубежная практика в них рассматривается односторонне, преимущественно в пределах констатации положительных достижений и без обоснования возможностей дальнейшего использования ее достижений в Российской Федерации.
Именно зарубежный опыт имеет достаточно положительных примеров, умелое использование которых может оптимизировать правоприменительную практику управленческой деятельности ГИБДД МВД России по обеспечению безопасности дорожного движения, уменьшить уровень дорожно-транспортной аварийности, преодолеть негативные факторы на автомобильном транспорте, защитить права участников дорожного движения.
Таким образом, исследование современных проблем административно-правового регулирования управленческой деятельности ГИБДД МВД России по обеспечению безопасности дорожного движения нецелесообразно без изучения соответствующего зарубежного опыта. Это объясняется многими причинами: зарубежный опыт способствует расширению наших представлений об исследуемых правовых явлениях, помогает посмотреть на ту или иную проблему
под другим углом зрения, сопоставить собственные достижения с достижениями зарубежных коллег, не тратить время на решение проблем, которые уже нашли решение в зарубежной практике.
Заимствования прогрессивного зарубежного опыта обеспечения дорожной безопасности и имплемен-тация соответствующих норм в национальное законодательство России является одним из приоритетных путей дальнейшего совершенствования правовых основ управленческой деятельности в области организации дорожного движения. При этом слепое заимствование зарубежного опыта дает недостаточный эффект, может создать законодательные противоречия, привести к возникновению пробелов в регулировании того или иного вида правоотношений. Учитывая это предостережение, важным и необходимым, наряду с заимствованием такого положительного опыта, является учет национальных традиций и тенденций в сфере нормотворчества.
За последние годы на основе серьезных научных исследований и изучения опыта в мире наметилось существенное переосмысление проблем безопасности дорожного движения и путей их решения. Это переосмысление постепенно нашло свое выражение в национальной и международной практике управленческих решений в области безопасности дорожного движения, и сводится к следующим постулатам:
♦ дорожно-транспортных происшествий в значительной степени можно избежать за счет их прогнозирования и предупреждения, прежде всего, вследствие применения «аудита» безопасности дорожного движения;
♦ большое значение необходимо придавать несоответствию природных психофизиологических качеств человека информационной нагрузке в современных автомобильных условиях;
♦ для понимания проблемы дорожно-транспортных происшествий и ее решения нужны научный подход, достоверные данные и исследовательская база;
♦ одной из основных проблем безопасности дорожного движения является так называемый человеческий фактор, который особенно негативно проявляется в условиях превышения скоростного режима;
♦ наиболее уязвимые участники дорожного движения —пешеходы, имеют такое же право на безопасную дорожную среду, как и пользователи автотранспорта;
♦ эффективная реализация программ и стратегий по безопасности дорожного движения нуждается в по-
литической поддержке на самом высоком уровне, руководства на межсекторального уровне, системного подхода и тесного партнерства всех исполнителей.
Значительный вклад в исследование и переосмысление проблем безопасности дорожного движения внесли такие международные организации, как Всемирная организация здравоохранения (World Health Organization [6]), Всемирный банк (The World Bank [5]) и Международный транспортный форум (International Transport Forum [8]).
В докладах Всемирной организации здравоохранения особое внимание уделяется вопросам управления безопасностью дорожного движения. Выработка национальной политики в области безопасности дорожного движения должна происходить с участием обширного круга организаций и лиц, представляющих разнообразные группы интересов, но передовой опыт ряда государств показывает, что шансы на успех в разработке и применении результативных стратегий по минимизации дорожно-транспортного травматизма значительно увеличиваются, если эта функция поручается отдельному государственному учреждению, располагающему полномочиями и имеющему существенный бюджет для планирования и материализации своих программ, координации деятельности всех заинтересованных сторон.
Ярким примером таких учреждений выступают Шведская и Финская дорожные администрации, Национальное управление безопасностью движения на трассах США (National Highway Traffic Safety Administration [11]). Но, как показывает практика, каждая страна может самостоятельно выбирать модель управления безопасностью дорожного движения в зависимости от политической воли руководства страны, внутренней ситуации и собственных возможностей. Главное, чтобы эта модель работала и была нацелена на достижение конкретных и измеримых целей по снижению уровня дорожной аварийности и последствий дорожно-транспортных происшествий. Следовательно, это может быть Министерство или отдельное подразделение в составе этого Министерства. Это может быть отдельное агентство, ведущее учреждение или бюро по безопасности дорожного движения, которое имеет соответствующие полномочия и собственный бюджет. Также это может быть коллегиальный орган, т.е. специальный совет или комиссия по безопасности дорожного движения, в которой представлены несколько различных правительственных учреждений.
В любом случае, ведущая организация или агентство по безопасности дорожного движения должны самостоятельно выполнять большую часть работы или поручать ее выполнение другим организациям, включая региональные и местные органы управления, правоохранительные органы, исследовательские институты, профессиональные ассоциации. Кроме этого, данное государственное учреждение должно прилагать особые усилия для привлечения всех влиятельных групп, причастных к дорожной безопасности, включая широкие круги общественности.
Здесь очень важна политическая поддержка такой административной деятельности и приверженность правительства, поскольку именно политики и чиновники могут санкционировать принятие соответствующих стратегий и программ в области безопасности дорожного движения и обеспечить их бюджетное финансирование. Они также играют центральную роль в подготовке и реализации нормативно-правовых актов, касающихся дорожно-транспортной безопасности.
Надо отметить, что большинство стран Европы придерживаются этих рекомендаций, поскольку во властных структурах они имеют органы управления безопасностью дорожного движения, отвечающие за реализацию государственной политики в этой области и обеспечивают межсекторальную координацию и взаимодействие.
Если проанализировать этот сектор публичного администрирования, то можно выделить три основные модели.
Первая модель (министерская) управленческой деятельности государственных органов по обеспечению безопасности дорожного движения (с нашей точки зрения наиболее эффективная) предусматривает, что ведущим учреждением в области безопасности дорожного движения является отдельное Министерство (как правило, транспортного профиля) или специальное агентство, работающее в составе такого Министерства.
Министерская модель существует в Великобритании, Австрии, Германии, Дании, Румынии, Литве, Люксембурге. Отдельные управления, Генеральный директорат, или агентства по безопасности дорожного движения, действующие в составе Министерств (без статуса юридического лица), существуют во Франции, Норвегии, Италии, Испании, Нидерландах, Португалии, Словакии, Эстонии.
Например, в Норвегии роль ведущего агентства по безопасности дорожного движения возложена на Министерство транспорта и коммуникаций, которое действенно согласовывает и реализовывает надзор за усилиями по обеспечению безопасности движения на дорогах страны на основе разностороннего интегрированного подхода. Министерство работает в тесном взаимодействии с национальными и местными структурами (полицией, Министерством образования и исследований, Министерством здравоохранения и медицинских услуг, администрацией общественных дорог, неправительственными организациями, школами), добиваясь эффективного использования всех имеющихся ресурсов [9].
Также в Норвегии действует Национальный форум по безопасности дорожного движения, который предоставляет всем заинтересованным сторонам возможность эффективно использовать профессионализм и положительный опыт друг друга через распространение информации, ее обмен. Аналогичным образом Министерство транспорта и коммуникаций оказывает деятельную помощь неправительственным организациям, таким как Норвежский совет по безопасности дорожного движения, в их просветительской, пропагандистской работе в школах и детсадах.
В Великобритании публичное администрирование сферой дорожного движения осуществляет Департамент транспорта, в состав которого входит ряд профильных агентств: по лицензированию транспортных средств и водителей, по стандартизации транспортных средств и водителей, по сертификации автомобилей, а также дорожное агентство и служба дорожных комиссаров [7].
Кроме того, Департамент транспорта Великобритании работает с широким спектром негосударственных организаций, действующих в области безопасности дорожного движения; прежде всего, с Королевским Обществом по предупреждению аварий.
Приоритетами государственной политики Великобритании в области безопасности дорожного движения являются: борьба с вождением в состоянии алкогольного и наркотического опьянения; ограничение скорости; безопасность велосипедистов; обучение безопасному поведению детей; безопасность мотоциклистов; борьба с водителями, которые не имеют страховки; повышение стандартов вождения; обучение и оценка деятельности инструкторов по вождению.
В 1980-х гг. значительный вклад в повышение безопасности дорожного движения сделал британский парламентский консультативный Совет по безопасности транспорта, который принял законодательство, требовавшее обязательное использование ремней безопасности на передних и задних сиденьях автомобилей, а также позволил использование искусственных неровностей для снижения скорости движения автотранспорта.
Вторая модель управленческой деятельности государственных органов по обеспечению безопасности дорожного движения представлена отдельными агентствами по безопасности дорожного движения в статусе юридического лица, действующими в Швеции, Финляндии, Ирландии, Словении, Венгрии, на Мальте. Как правило, они имеют собственный бюджет и отвечают за результаты своей работы перед соответствующими министерствами и правительствами.
Например, в Финляндии работа по обеспечению безопасности дорожного движения проводится на национальном, региональном и местном уровнях. Главным органом, который обеспечивает разработку национальных стратегий по безопасности дорожного движения является образующийся при Министерстве транспорта и связи Финляндии Консультативный комитет по дорожной безопасности, в состав которого входят представители Министерства транспорта и связи и других правительственных органов (Министерства внутренних дел, юстиции, социального развития), Финской национальной дорожной администрации, научно-исследовательских центров, организаций, объединяющих пользователей дорог, Центральной организации по безопасности дорожного движения, а также финского центра автостраховщиков.
На региональном уровне координацию управленческой деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения осуществляют региональные органы Министерства транспорта и связи (коммуникации) Финляндии [10]. Отделы по планированию дорожного движения этих органов разрабатывают цели и меры по обеспечению дорожной безопасности для каждой территории. Они также планируют управленческую деятельность по повышению дорожной безопасности и отчитываются о проделанной работе перед Министерством транспорта и связи.
На местном уровне работу по обеспечению дорожной безопасности проводят муниципалитеты.
Стоит отметить, что Финляндия стала одной из первых стран мира, которая еще в 70-х гг. прошлого века применила программно-целевой метод при государственном планировании мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. В 2001 г. правительство Финляндии приняло долгосрочный план по дорожной безопасности, целью которого было снижение до минимума количества пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.
Полиция в качестве органа, ответственного в Финляндии за соблюдение правил дорожного движения, играет ключевую роль [14]. Она заключается в том, чтобы сосредоточиться на наблюдении за скоростью, сокращении вождения под воздействием алкоголя или других интоксикантов, контроле за использованием оборудования для обеспечения безопасности, выявлении водителей с высоким уровнем риска. Полиция также вмешивается в любые виды поведения, нарушающие правила дорожного движения. Для планирования своей деятельности полиция использует национальную, региональную и местную статистику несчастных случаев, данные мониторинга дорожного движения и, когда это возможно, опросы местных жителей.
Еще одной распространенной моделью управления сферой дорожного движения и его безопасности является межведомственная модель (мы полагаем, что она наименее эффективна), где главным учреждением является Национальный совет или комиссия по безопасности дорожного движения без образования юридического лица и финансирования. Такая модель имеет консультационную направленность и реализована в Бельгии, Греции, Чехии, Польше, Болгарии, Хорватии, на Кипре, в Латвии.
Например, в Чехии действует созданный в 2004 г. Совет правительства Чешской Республики по безопасности дорожного движения (под эгидой Министерства транспорта) [4], который является постоянно действующим совещательным правительственным органом. Совет координирует деятельность центрального правительства, парламента, округов, муниципалитетов, общественных организаций и бизнес организаций, работающих в сфере безопасности дорожного движения. Всего в состав Совета входит 25 человек. Председателем Совета является Министр транспорта и связи, а его заместителем — представитель Министерства внутренних дел. При Совете работает несколько комитетов и рабочих групп, а также Секретариат Совета.
Интересен и опыт Польши, где ведущим учреждением по обеспечению безопасности дорожного движения является Национальный совет по безопасности дорожного движения, созданный в 2002 г. на основании Закона о дорогах. Это межведомственный консультативно-совещательный орган Совета Министров, его возглавляет Министр по вопросам транспорта, исполнительным органом Совета является Секретариат.
Основными функциями и задачами польского Национального совета являются: выработка предложений по совершенствованию государственной политики в этой сфере, разработка программ по повышению дорожной безопасности; реализация научных исследований в сфере безопасности дорожного движения; изучение и оценка правовых актов в сфере безопасности дорожного движения; реализация образовательных и учебных программ и программ международного сотрудничества; сотрудничество с общественными организациями и неправительственными органами; анализ и оценка принятых мер [12].
Имеют место быть и смешанные модели управленческой деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Так, совещательные органы действуют в Дании (Межведомственная комиссия по безопасности дорожного движения), во Франции (Межведомственный комитет по безопасности дорожного движения), в Германии (Национальный совет по безопасности дорожного движения); однако данные страны объединили положительный опыт первой и третьей модели управленческой деятельности государственных органов в области безопасности дорожного движения: здесь функционируют и Министерства (с бюджетным финансированием деятельности), и коллегиальные совещательные органы.
Т.е., некоторые европейские страны имеют несколько мощных органов по управлению безопасностью дорожного движения, которые помогают объединить потенциал не только государственных Министерств и ведомств, но и неправительственных организаций, страховых компаний, автопроизводителей.
В этом плане очень интересен опыт Германии, где повышение безопасности дорожного движения является одним из приоритетов транспортной политики Федерального правительства и Федерального министерства транспорта и цифровой инфраструктуры.
Основные приоритеты деятельности в области безопасности дорожного движения — это работа с людьми (защита уязвимых участников дорожного
движения — пешеходов), улучшение инфраструктуры и применение новых автомобильных технологий.
Федеральное министерство транспорта и цифровой инфраструктуры Германии поддерживает реализацию целого ряда проектов в области образования и профессиональной подготовки участников дорожного движения, а также меры, направленные на повышение безопасности движения [15]. Основным партнером федерального Правительства здесь выступает Немецкий совет по безопасности дорожного движения, который был основан еще в 1969 г.
Ключевой целью этой организации является поддержка мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения для всех пользователей дорог. Он также координирует широкий спектр деятельности своих членов, разрабатывает программы и постоянно адаптирует их к новым вызовам. Приоритеты деятельности: поведение людей, автомобильные технологии, инфраструктура, соблюдение правил дорожного движения, мониторинг дорожного движения и дорожно-транспортной медицины.
Сегодня Немецкий совет по безопасности дорожного движения объединяет более 200 организаций, текущая работа сосредоточена в шести комитетах; финансирование Совета осуществляется частично за счет Федерального правительства, частично за счет Фонда социального страхования от несчастных случаев, членских взносов и других доходов [13].
В Российской Федерации на сегодня среди органов управления в области обеспечения безопасности дорожного движения главенствующее место занимает Правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения, которая является координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Стержневыми задачами Комиссии являются:
♦ реализация скоординированных действий федеральных органов исполнительной власти по выработке и осуществлению важнейших направлений государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения;
♦ разработка важнейших направлений улучшения правового регламентирования в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;
♦ согласование деятельности федеральных органов исполнительной власти по подготовке про-
ектов и осуществлении федеральных программ увеличения безопасности дорожного движения;
♦ рост результативности взаимодействия с заинтересованными организациями и общественными объединениями по проблемам обеспечения безопасности дорожного движения.
Однако, Комиссия не обладает бюджетным финансированием, среди 28 членов Комиссии МВД России представляют только двое: первый заместитель Министра и начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, чего с нашей точки зрения крайне недостаточно. Полагаем целесообразным увеличить число членов Комиссии на треть, как раз эту треть и будут представлять руководители различных служб и подразделений полиции.
Кроме того, предлагаем внедрить положительный опыт некоторых европейских стран и использовать в России смешанную модель управленческой деятельности государственных органов по обеспечению безопасности дорожного движения. Она представляет собой единую линию, направляемую одним федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения, имеющим существенное государственное финансирование, который на постоянной основе взаимодействует с межведомственным координационным совещательным органом (Комиссией по обеспечению безопасности дорожного движения). ГИБДД МВД России больше внимания целесообразней уделять соблюдению участниками дорожного движения правил дорожного движения.
Литература
1. Афонин В.В. Международный опыт обеспечения безопасности дорожного движения // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 1 (43).
2. Капустина Е.Г. Совершенствование системы профилактики безопасности дорожного движения: отечественный и зарубежный опыт // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2016. № 3 (68).
3. Майоров В.И., Севрюгин В.Е. Зарубежный опыт разработки целевых комплексных программ по обеспечению безопасности участников дорожного движения // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2015. Т. 9. № 4.
4. Официальная интернет-страница Совета правительства Чешской Республики по безопасности дорожного движения // URL: https://www.vlada.cz/en/-ppov/cinnost-zajistuji-ministerstva/czech-republic-go-vernment-council-for-road-safety-50660/
5. Официальный сайт Всемирного банка. Глобальный механизм обеспечения безопасности дорожного движения // URL: http://www.worldbank.org/-en/programs/global-road-safety-facility
6. Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения. Предупреждение насилия и травматизма. Доклады о состоянии безопасности дорожного движения в мире // URL: http://www.who.int/violence_mj-ury_prevention/road_safety_status/
7. Официальный сайт Департамента транспорта Великобритании // URL: https://www.gov.uk/govern-ment/organisations/department-for-transport
8. Официальный сайт Международного транспортного форума. Дорога: безопасность, здоровье // URL: https://www.itf-oecd.org/documents/road/
9. Официальный сайт Министерства транспорта и коммуникаций Норвегии // URL: https://www.regj-eringen.no/en/dep/sd/id791/
10. Официальный сайт Министерства транспорта и связи (коммуникации) Финляндии // URL: https://www.lvm.fi/en/home
11. Официальный сайт Национального управления безопасностью движения на трассах США. Безопасность дорожного движения // URL: https://-www.nhtsa.gov/road-safety
12. Официальный сайт Национального совета по безопасности дорожного движения Польши // URL: http://www.krbrd.gov.pl/en/91ae44027ed315cc3be-7b5f85f7ad32a.html
13. Официальный сайт Немецкого Совета по безопасности дорожного движения // URL: https://-www. dvr. de/dvr/kurzdarstellung_en/
14. Официальный сайт полиции Финляндии. Безопасность и мониторинг дорожного движения // URL: https: //www.p oliisi. fi/traffic s afety
15. Официальный сайт Федерального министерства транспорта и цифровой инфраструктуры Германии // URL: https://www.bundesregierung.de/Webs/Breg/-EN/FederalGovernment/Ministries/BMVBS/_node.html
16. Порублев А.В. Опыт развития законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения в зарубежных странах: сравнительно-правовой аспект // Вестник СевКавГТИ. 2017. № 3 (30).
17. Расширенное заседание Коллегии МВД России 2017 г. Выступления и стенограммы // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56949
18. Стратегия безопасности дорожного движения в РФ на 2018-2024 гг. // СЗ РФ. 2018. № 5. Ст. 774.
References
1. Afonin V.V. Mezhdunarodnyy opyt obespeche-niya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya // Vestnik Kaliningradskogo filiala Sankt-Peterburgskogo univer-siteta MVD Rossii. 2016. № 1 (43).
2. Kapustina E.G. Sovershenstvovaniye sistemy profilaktiki bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: ot-echestvennyy i zarubezhnyy opyt // Nauchnyy vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova. 2016. № 3 (68).
3. Mayorov V.I., Sevryugin V.E. Zarubezhnyy opyt razrabotki tselevykh kompleksnykh programm po obes-pecheniyu bezopasnosti uchastnikov dorozhnogo dvizheniya // Kriminologicheskiy zhurnal Baykal'skogo gosudar-stvennogo universiteta ekonomiki i prava. 2015. T. 9. № 4.
4. Ofitsial'naya Internet-stranitsa Soveta pravitel'stva Cheshskoy Respubliki po bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya // URL: https://www.vlada.cz/en/ppov/cinnost-zajistuji-ministerstva/czech-republic-government-council-for-road-safety-50660/
5. Ofitsial'nyy sayt Vsemirnogo banka. Global'nyy mekhanizm obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya // URL: http://www.worldbank.org/en/pro-grams/global-road-safety-facility
6. Ofitsial'nyy sayt Vsemirnoy organizatsii zdravo-okhraneniya. Preduprezhdeniye nasiliya i travmatizma. Doklady o sostoyanii bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v mire // URL: http://www.who.int/violence_inj-ury_prevention/road_safety_status/
7. Ofitsial'nyy sayt Departamenta transporta Veli-kobritanii // URL: https://www.gov.uk/government/or-ganisations/dep artment-for-transp ort
8. Ofitsial'nyy sayt Mezhdunarodnogo transport-nogo foruma. Doroga: bezopasnost', zdorov'ye // URL: https://www.itf-oecd.org/documents/road/
9. Ofitsial'nyy sayt Ministerstva transporta i kommu-nikatsiy Norvegii // URL: https://www.regjeringen.no/-en/dep/sd/id791/
10. Ofitsial'nyy sayt Ministerstva transporta i svyazi (kommunikatsii) Finlyandii // URL: https://www.lvm.fi/-en/home
11. Ofitsial'nyy sayt Natsional'nogo upravleniya bez-opasnost'yu dvizheniya na trassakh SSHA. Bezopasnost' dorozhnogo dvizheniya // URL: https://www.nhtsa.gov/-road-safety
12. Ofitsial'nyy sayt Natsional'nogo soveta po bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya Pol'shi // URL: http://-www.krbrd.gov.pl/en/91 ae44027ed315cc3be7b5f85f7ad32 a.html
13. Ofitsial'nyy sayt Nemetskogo Soveta po bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya // URL: https://www.dvr.de/-dvr/kurzdarstellung_en/
14. Ofitsial'nyy sayt politsii Finlyandii. Bezopasnost' i monitoring dorozhnogo dvizheniya // URL: https://-www.poliisi.fi/trafficsafety
15. Ofitsial'nyy sayt Federal'nogo ministerstva transporta i tsifrovoy infrastruktury Germanii // URL: https://-www.bundesregierung.de/Web s/Breg/EN/FederalGo -vernment/Ministries/BMVBS/_node.html
16. PorublevA.V. Opyt razvitiya zakonodatel'stva po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v za-rubezhnykh stranakh: sravnitel'no-pravovoy aspekt // Vestnik SevKavGTI. 2017. № 3 (30).
17. Rasshirennoye zasedaniye Kollegii MVD Rossii 2017 g. Vystupleniya i stenogrammy // URL: http://krem-lin .ru/events/president/news/56949
18. Strategiya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v Rossiiskoi Federatsii na 2018-2024 gg. // SZ RF. 2018. № 5. St. 774.