Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
79
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Григорьев Станислав Георгиевич, Маркиянов Василий Валерьевич, Петрова Анна Владимировна

Авторы статьи акцентируют внимание на необходимости совершенствования методов профилактики безопасности дорожного движения. Важно начать профилактическую работу еще с раннего возраста. В образовательных учреждениях необходимо уделять большое внимание формированию безопасной модели поведения детей на дороге. Профилактическую работу нужно вести со всеми участниками образовательного процесса, не только с детьми, но и с родителями, т.к. дети повторяют родительскую модель поведения. В статье представлены статистические данные по показателям состояния безопасности дорожного движения в Российской Федерации за 2016-2021 гг. Обоснована необходимость реализации образовательных программ для населения с целью формирования стереотипов безопасного поведения на улицах и дорогах. Также, представлен опыт реализации научно-образовательного проекта «Профилактика безопасности дорожного движения для школьников» на территории Чувашской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Григорьев Станислав Георгиевич, Маркиянов Василий Валерьевич, Петрова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF PREVENTION OF ROAD SAFETY FOR STUDENTS OF GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The authors of the article focus on the need to improve methods of road safety prevention. It is important to start preventive work from an early age. In educational institutions, it is necessary to pay great attention to the formation of a safe model of behavior for children on the road. Preventive work should be carried out with all participants in the educational process, not only with children, but also with parents. children repeat the parental pattern of behavior. The article presents statistical data on indicators of the state of road safety in the Russian Federation for 2016-2021. The necessity of implementing educational programs for the population in order to form stereotypes of safe behavior on the streets and roads is substantiated. The experience of implementing the scientific and educational project «Prevention of road safety for schoolchildren» in the territory of the Chuvash Republic is also presented.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

УДК 351.811.122

DOI 10.23672^5895-7035-5244^

Григорьев Станислав Георгиевич

доктор биологических наук,

доцент кафедры строительства дорог

и инженерной экологии,

Московский автомобильно-дорожный

государственный технический университет

Milena.555@mail.ru

Маркиянов Василий Валерьевич

старший преподаватель кафедры экономики и технологии транспортных процессов, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет Milena.555@mail.ru

Петрова Анна Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и технологии транспортных процессов, Московский

автомобильно-дорожный государственный технический университет Milena.555@mail.ru

Stanislav G. Grigoriev

Doctor of Biological Sciences, Associate Professor of the Department of Road Construction and Environmental Engineering, Moscow Automobile and Road Engineering State Technical University Milena.555@mail.ru

Vasily V. Markiyanov

Senior Lecturer

of the Department of Economics and Technology of Transport Processes, Moscow Automobile and Road Engineering State Technical University Milena.555@mail.ru

Anna V. Petrova

Candidate of Pedagogical Sciences,

Associate Professor

of the Department of Economics

and Technology of Transport Processes,

Moscow Automobile and Road Engineering

State Technical University

Milena.555@mail.ru

К вопросу о профилактике безопасности дорожного движения для учащихся общеобразовательных учреждений

Аннотация. Авторы статьи акцентируют внимание на необходимости совершенствования методов профилактики безопасности дорожного движения. Важно начать профилактическую работу еще с раннего возраста. В образовательных учреждениях необходимо уделять большое внимание формированию безопасной модели поведения детей на дороге. Профилактическую работу нужно вести со всеми участниками образовательного процесса, не только с детьми, но и с родителями, т.к. дети повторяют родительскую модель поведения. В статье представлены статистические данные по показателям состояния безопасности дорожного движения в Российской Федерации за 2016-2021 гг. Обоснована необходимость реализации образовательных программ для населения с целью формирования стереотипов безопасного поведения на улицах и дорогах. Также, представлен опыт реализации научно-образовательного проекта «Профилактика безопасности дорожного движения для школьников» на территории Чувашской Республики.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, профилактика, школьники.

To the question of prevention

of road safety for students of general educational institutions

Annotation. The authors of the article focus on the need to improve methods of road safety prevention. It is important to start preventive work from an early age. In educational institutions, it is necessary to pay great attention to the formation of a safe model of behavior for children on the road. Preventive work should be carried out with all participants in the educational process, not only with children, but also with parents. children repeat the parental pattern of behavior. The article presents statistical data on indicators of the state of road safety in the Russian Federation for 2016-2021. The necessity of implementing educational programs for the population in order to form stereotypes of safe behavior on the streets and roads is substantiated. The experience of implementing the scientific and educational project «Prevention of road safety for schoolchildren» in the territory of the Chuvash Republic is also presented.

Keywords: road safety, prevention, schoolchildren.

За последние десятилетия наблюдается значительный рост количества личного автотранспорта среди населения развитых стран. Рост количества автомобилей на дорогах, развитая транспортная инфраструктура приводит к тому, что одной из причин мировой озабоченности является травматизм и смертность на дороге. Проблема детского дорожно-транспортного травматизма в России находится в сфере особого внимания государства ввиду высокого уровня детского травматизма.

Представим основные статистические данные по показателям безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Сравнительный анализ статистических данных показал, что в 2021 году произошло 1873223 ДТП, что по сравнению с показателями 2016 года количество ДТП сократилось на 8,7 %, также сократилось число погибших - на 22,2 % и раненых - на 22,09 %. Но по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 9,4 %.

Согласно целевым индикаторам Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», в 2020

Дорожно-транспортные происшествия и

году число погибших в ДТП не должно превышать 16010 человек, т.е. должно снизиться на 42,8 % относительно 2012 года (27991). Фактически, число погибших по итогам 2020 года составило 16152 человека, т.е. снизилось на 11839 человек (установлено изменение к 2012 году - 11981 чел.) или на 42,2 % относительно 2012 года. Таким образом, данный показатель федеральной целевой выполняется на 99,9 %.

По итогам 2021 года социальный риск - число погибших в ДТП на 100 тыс. населения, составил 10,86 (справочно: численность населения России на 01.01.2022 г. составляет 145478097 человека). В качестве целевого ориентира, согласно Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 гг., на 2024 год устанавливается показатель социального риска, составляющий не более 4 погибших на 100 тыс. населения.

Дети в сфере особого внимания в системе обеспечения безопасности дорожного движения. Сведения о состоянии аварийности с участием детей в возрасте до 16 лет на территории Российской Федерации представлены в таблице 1.

Таблица 1

■давшие с участием детей, 2016-2021 гг.

Годы ДТП Погибло Ранено Тяжесть последствий

абс ±% кАППГ абс ±% кАППГ абс ±% кАППГ

2016 19269 -1,4 710 -3,7 20621 -1,5 3,3

2017 19581 1,6 713 0,4 21136 2,5 3,2

2018 19930 1,8 628 -11,9 21718 2,8 2,8

2019 19994 0,3 562 -10,5 21887 0,8 2,5

2020 16639 -16,8 522 -7,1 18184 -16,9 2,8

2021 15849 -4,7 554 6,1 17289 -4,9 3,1

В период с 2016-2021 гг. на улицах городов и дорогах нашей страны зарегистрировано 111262 ДТП с участием детей. В этих ДТП 3689 погибли и 120835 детей получили травмы различной степени тяжести, что составило 3,5 % и 10 % от общего количества погибших и раненых соответственно. Тяжесть последствий ДТП - 2,95. В 2021 году на территории страны произошло 15849 (-4,7 % к АППГ) ДТП с участием детей, в которых 554 (6,4 % к АППГ) детей погибли (если в прошлом году было понижение, то в этом году прирост) и 17289 (-4,9 % к АППГ) получили ранения различной степени тяжести.

В ходе анализа представленных данных мы выяснили, что 3958 ДТП, что составило 24,97 % от всех ДТП с участием детей, произошли по неосторожности самих детей, а в 12676 ДТП или 79,97 % случаев ДТП с участием детей зафиксировано нарушение ПДД водителями. Анализ статистики аварийности по категориям пострадавших в ДТП детей на территории нашей страны выявил наибольшее количество ДТП с пострадавшими детьми-пассажирами. По итогам 2021 года зафиксировано 7260 ДТП с пострадавшими детьми-пассажирами (-6,2 % к АППГ), что составило 45,8 % от общего числа ДТП с участием детей, в них погибли 364 (+13,8 % к АППГ) и ранены 8476 (-6,6 % к АППГ) детей-пассажиров.

В 2021 году зафиксировано 6588 ДТП с пострадавшими детьми-пешеходами (+2,6 % к АППГ), что составило 41,56 % от общего числа ДТП, в которых погибли 127 (-10,6 % к АППГ) и ранены 6679 (+2,8 % к АППГ) детей. За 2021 год было зафиксировано 799 ДТП с пострадавшими детьми-велосипедистами, что на 26,6 % меньше, чем в п ред ыдущем году, в них погибли 17 (-15 % к АППГ) и ранены 782 (-26,9 % к АППГ) детей-велосипедистов. По итогам 2021 года зафиксировано 570 ДТП с пострадавшими детьми-водителями механических транспортных средств, что на 3,6 % меньше, чем в предыдущем году, но увеличилось число погибших в таких ДТП детей: 26 (+13,0 % к АППГ) погибших, раненых 547 (-4 % к АППГ).

Анализ проблемы детского дорожно-транспортного травматизма выявил ряд противоречий:

- возросшие требования общества к уровню организации безопасности дорожного движения детей и несоответствующий предъявляемым требованиям фактический уровень безопасности детей на автомобильных дорогах;

- стоящая перед государством задача разработки эффективной системы снижения детского дорожно-транспортного травматизма и недостаточная научно-практическая и методическая разработанность этого вопроса.

Одним из основных направлений реализации Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 гг. является изменение поведения участников дорожного движения с целью безусловного соблюдения норм и правил дорожного движения. Одной из основных задач по реализации направления, связанного с изменением поведения участников дорожного движения с целью безусловного соблюдения норм и правил дорожного движения является разработка и реализация специальных, в том числе образовательных, программ для населения с целью формирования стереотипов безопасного поведения на улицах и дорогах.

Преподавателями и студентами Волжского филиала ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)» был разработан и уже в течение последних 4-х лет реализуется научно-образовательный проект «Профилактика безопасности дорожного движения для школьников».

Проект направлен на формирование безопасной модели поведения у детей на дороге. Целевая аудитория, на которую направлен проект включает первичную целевую аудитории (учащиеся образовательных учреждений городов и районов Чувашской Республики) и дополнительную целевую аудиторию (родители учащихся и педагоги). Формой проведения проекта мы выбрали квест.

Бюджет

Квест универсален и его можно подстроить под любой возраст детей. На квесте ребята сами создают паспорт безопасности своей школы, сдают тест на знание ПДД, участвуют в викторинах.

Задания в квесте представлены разнообразные. Например, собрать пазл и идентифицировать дорожный знак, а также расставить знаки в макете улично-дорожной сети. Придумать дизайн фли-кера. Решать задачки по физике об определении скорости движения автомобиля по длине тормозного пути и определить была ли у водителя техническая возможность предотвратить ДТП, а также самостоятельно заполнить бланк европро-токола. Найти наиболее безопасный маршрут, проехать на велосипеде/самокате отрезок пути без нарушений на скорость, оказать первую медицинскую помощь и т.д. А также познакомиться с устройством автомобиля, самостоятельно найти неисправность и т.д.

Партнерами проекта выступили Волжский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)»; Управление ГИБДД МВД по Чувашской Республике; Муниципальные общеобразовательные учреждения. Представим бюджет проекта в таблице 2.

Таблица 2

проекта

№ Наименование статьи Единица (чел., мес., шт. и т.п.) Кол-во Цена (руб.) Стоимость

1 Курсы по обучению AutoCAD чел. 2 15000 30000

Комментарий и обоснование: обученные два модератора будут на станциях помогать школьникам создавать паспорт безопасности своей школы

2 Расходные материалы (пленка светоотражающая, бумага форматов А4, А1, цветной принтер, самокаты / велосипеды, дорожные конусы, дорожные знаки) шт. 100000

3 Программное обеспечение AutoCAD шт. 1 150000 150000

Комментарий и обоснование: это программное обеспечение предназначено для построения чертежей в разных формах

и в высоком качестве

Итого 280000 руб.

Необходимо отметить, что решить проблему обеспечения безопасности на дороге лишь пропагандой невозможно. Должен быть комплексный подход, включающий ужесточение санкций за нарушение ПДД водителями, контроль за перевозкой детей не только личным, но и общественным транспортом, грамотное моделирование дорожного движения, приоритет надземных и подземных пешеходных переходов над наземными с целью развести потоки транспортный и пешеходный, учет социально-экономических, психологических и даже национальных особенностей граждан Российской Федерации.

Команда проекта видит продолжение работы, после его завершения:

- формирование культуры безопасного поведения детей на дорогах и в транспорте посредством профессионального подхода к образовательной деятельности;

- повышение правового сознания всех участников дорожного движения посредством проведения пропагандисткой работы и профилактических мероприятий по предупреждению ДТП с детьми и их родителями.

- обмен передового опыта с китайскими студентами по вопросам специфики организации дорожного движения территорий учреждений образования в дружественном Китае с целью совершенствования системы организации безопасности движения и, как следствие, уменьшение детского дорожно-транспортного травматизма в России и ее регионах.

Проект был успешно представлен на VII Российско-Китайском молодежном форуме в формате «Волга-Янцзы». Данный научный проект является частью всей системы организации безопасности дорожного движения в Чувашской Республике и Российской Федерации в целом.

Литература:

Literature:

1. Григорьев С.Г. Особенности организации дорожного движения федеральных автомобильных дорог / С.Г. Григорьев, А.В. Петрова, В.В, Марки-янов // Наука и техника в дорожной отрасли. 2021. С. 128-130.

2. Григорьев С.Г. Современная общественная оценка состояния безопасности дорожного движения города Чебоксары Чувашской Республики / С.Г. Григорьев, А.В. Петрова, В.В. Маркиянов // Материалы межведомственной научно-практической конференции «Общественная безопасность в сфере дорожного движения: профессиональная подготовка и организационно-правовые инструментарии». СПб.,2020. С. 93-98.

3. Жбанова С.А. Основные направления совершенствования дорожной безопасности в условиях обеспечения национальной безопасности государства / С.А. Жбанова // Современная наука. 2021. № 5. С. 34-37.

4. Коновалова О.А. О деятельности госавтоинспекции МВД России по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма: состояние, результаты, перспективы / О.А. Коновалова // Современная наука. 2021. № 3. С. 60-64.

5. Майоров В.И. Новая федеральная целевая программа повышения безопасности дорожного движения: целесообразность разработки / В.И. Майоров // Юридическая наука и пульмонологическая практика. 2021. № 3(57).

1. Grigoriev S.G. Features of the organization of traffic on federal highways / S.G. Grigoriev, A.V. Pe-trova, V.V. Markiyanov // Science and technology in the road industry. 2021. P. 128-130.

2. Grigoriev S.G. Modern public assessment of the state of road safety in the city of Cheboksary of the Chuvash Republic / S.G. Grigoriev, A.V. Petrova, V.V. Markiyanov // Materials of the interdepartmental scientific and practical conference «Public safety in the field of road traffic: professional training and organizational and legal tools». SPb., 2020. P. 93-98.

3. Zhbanova S.A. The main directions of improving road safety in terms of ensuring the national security of the state / S.A. Zhbanova // Modern Science. 2021. № 5. P. 34-37.

4. Konovalova O.A. On the activities of the state traffic inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the prevention of children's road traffic injuries: state, results, prospects / O.A. Konovalova // Modern science. 2021. № 3. P. 60-64.

5. Mayorov V.I. New federal target program for improving road safety: the feasibility of development / VI Mayorov // Legal science and pulmonological practice. 2021. № 3(57).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.