УДК 342. 9 С. 95—100
ПРОПАГАНДА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (на примере Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России)
Хаметдинова Г. Ф.
Тюменский институт повышения квалификации
сотрудников МВД России
Е-mail: [email protected]
В статье исследуются вопросы о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения. Основу исследования составил анализ нормативных правовых актов, регламентирующих правовое просвещение, правовое информирование, в том числе правовую пропаганду в сфере безопасности дорожного движения. На основе изучения статистических сведений о дорожно-транспортных происшествиях в Российской Федерации, о состоянии аварийности на территории Тюменской области, автор приходит к выводу о том, что несмотря на положительную тенденцию в динамике дорожно-транспортных происшествий в целом по Российской Федерации, на территории Тюменской области (на примере города Тюмени) отмечается рост количества ДТП с участием детей до 16 лет. В связи с чем, указывается на необходимость усиления мер, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, в том числе, посредством правовой пропаганды безопасности дорожного движения в образовательных организациях, детских учреждениях. Предлагаются перспективные формы и методы работы в сфере пропаганды безопасности дорожного движения, в том числе, вовлечение детских объединений правоохранительной направленности, обеспечение научно-методического сопровождения мероприятий пропагандистской направленности, организуемых в рамках деятельности с образовательными организациями.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, состояние аварийности, детский дорожно-транспортный травматизм, правовая пропаганда, правосознание, детские объединения правоохранительной направленности, формы и методы пропагандистской деятельности.
PROMOTION OF ROAD SAFETY IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS
(on the example of the Tyumen Institute of Advanced Training of employees Russian Interior Ministry)
Hametdinova G. F.
Tyumen Advanced Training Institute of the MIA of Russia Е-mail: [email protected]
^e article examines the issues of the activities of the internal Affairs bodies of the Russian Federation to promote road safety. The study was based on the analysis of normative legal acts regulating legal education, legal information, including legal propaganda in the field of road safety. Based on the study of statistical data on road accidents in the Russian Federation, the state of accidents in the Tyumen region, the author concludes that despite the positive trend in the dynamics of road accidents in the Russian Federation as a whole, in the Tyumen region (for example, the city of Tyumen) there is an increase in the number of accidents involving children under 16 years. In this regard, it is pointed out the need to strengthen measures aimed at ensuring road safety, including through legal promotion of road safety in educational institutions,
children's institutions. Promising forms and methods of work in the field of promotion of road safety are proposed, including the involvement of children's associations of law enforcement orientation, providing scientific and methodological support for promotional activities organized in the framework of activities with educational organizations.
Keywords: road safety, state of accident, children's road traffic injuries, legal propaganda, legal awareness, children's associations of law enforcement orientation, forms and methods of propaganda activities.
Введение
Обеспечение безопасности дорожного движения продолжает оставаться одной из актуальнейших социально-экономических проблем современного российского общества.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»1 (далее — Федеральный закон № 196-ФЗ), где под безопасностью дорожного движения понимается состояние безопасности, отражающее степень защищенности участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Более широкое и полное содержание в определение безопасности дорожного движения вкладывается в исследованиях профессора В. И. Майорова. Под безопасностью в сфере дорожного движения им обоснованно предлагается понимать состояние упорядоченных в результате нормотворчества и правореали-зации общественных отношений с целью исключения реальных и потенциальных угроз для участников дорожного движения, обеспечения степени и качества их защищенности от дорожно-транспортных происшествий и негативных последствий эксплуатации автотранспорта при осуществлении общественно необходимого объема перемещения людей и предметов их труда [1, с. 36; 2, с. 101; 3, с. 12].
К основным направлениям обеспечения безопасности дорожного движения Федеральным законом № 196-ФЗ отнесено обучение граждан правилам и требованиям безопасности движения. К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения законом включено информирование граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Реализуя обязанность, возлагаемую Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»2 (п. 4 ч. 1 ст. 12), сотрудники полиции
1 О безопасности дорожного движения : федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.
2 О полиции : федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 16.10.2019) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
участвуют в пропаганде правовых знаний. В качестве одного из направлений информационно-правовой деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации приказом МВД России от 5 января 2007 г № 6 «Об утверждении Наставления по организации правовой работы в системе МВД России»3 закреплена правовая пропаганда, направленная на распространение и разъяснение правовых норм и практики их применения в сфере внутренних дел. К формам осуществления правовой пропаганды отнесены: издание и распространение печатной продукции; проведение информационно-пропагандистских акций; проведение лекций, семинаров, конференций; выступления в СМИ; создание и оформление кабинетов (уголков) правовых знаний, стендов, иной наглядной информации; проведение тематических занятий в системе повышения квалификации и в других формах профессиональной подготовки.
В нормах Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»4 (далее — ФЗ № 182), посвященных правовому просвещению и правовому информированию законодатель определил, что информация может доводиться до сведения граждан и организаций путем применения различных мер образовательного, воспитательного, информационного, организационного или методического характера.
Понятие пропаганды содержится в Приказе МВД России от 29 декабря 2018 г. № 903, утвердившем Наставление по организации деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения5. Пропаганда — целенаправленная
3 Об утверждении Наставления по организации правовой работы в системе МВД России : приказ МВД России от 5 января 2007 г. № 6 (ред. от 27.12.2018) // Документ опубликован не был.
4 Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации : федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ // Рос. газета. 2016. 28 июня.
5 Об утверждении Наставления по организации деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности
деятельность по распространению знаний, касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, разъяснению законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующих действия участников дорожного движения, технических требований к транспортным средствам и элементам дорожной инфраструктуры, а также по своевременному информированию населения о состоянии аварийности в области дорожного движения и информационно-пропагандистских мероприятиях, проводимых органами внутренних дел Российской Федерации.
Постановка проблемы
В необходимости усиления мер, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, в том числе, посредством правовой пропаганды безопасности дорожного движения, закреплении на законодательном уровне самого понятия пропаганды, её сущности, форм и методов пропагандистской деятельности, убеждает состояние аварийности на дорогах Российской Федерации.
Несмотря на положительную тенденцию в динамике дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП) в целом по Российской Федерации, на территории Тюменской области отмечается1 рост количества ДТП с участием
дорожного движения : приказ МВД России от 29 декабря 2018 г. № 903. Документ опубликован не был // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 18.11.2019).
1 Показатели состояния безопасности дорожного движения. Российская Федерация. URL: http://stat.
gibdd.ru/ (дата обращения: 1.12.2019).
детей до 16 лет, с небольшим снижением показателя в 2016 году. Однако, 2016 год по числу погибших (8 детей), уступает лишь показателям 2017 года, когда погибло наибольшее количество детей за последние 5 лет (11 детей). Кроме того, отмечается рост количества детей, получивших травмы с различной степенью тяжести вреда здоровью.
В целом за январь — ноябрь 2019 года на территории города Тюмени произошло 1512 дорожно-транспортных происшествий, что на 1,2 % больше, чем за аналогичный период 2018 года (1494 ДТП), в результате которых погибло 33 человека (АППГ — 29) и пострадало
1883 участника дорожного движения (АППГ — 1947, -3,3 %). К основным причинам дорожно-транспортных происшествий относят несоблюдение очередности проезда перекрёстков, нарушение требований сигнала светофора, управление транспортным средством в состоянии опьянения, нарушение правил проезда пешеходных переходов, нарушение Правил дорожного движения2 пешеходами. Как справедливо отмечает В.И. Майоров, причиной возникновения любого дорожно-транспортного происшествия является потеря управляемости и устойчивости автомобиля [4, с. 86]. По его мнению, «суть в том, что каждое ДТП является
2 О Правилах дорожного движения (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») : постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (ред. от 04.12.2018) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 47. Ст. 4531.
Таблица 1
Сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием детей до 16 лет на территории г. Тюмени в период с января по сентябрь 2019 года в сравнении с аналогичным периодом 2018 года
Количество ДТП Погибло Ранено
2019 2018 +/- (%) 2019 2018 +/- (%) 2019 2018 +/- (%)
Всего: 238 189 + 25,9 1 0 - 255 206 + 23,8
с участием детей-пешеходов 99 38 +45,6 0 0 стаб. 100 38 +42,9
из них: по вине детей пешеходов 49 38 + 28,9 0 0 стаб. 49 38 +28,9
на пешеходном переходе 41 28 +46,4 0 0 стаб. 41 30 +36,7
с участием детей-пассажиров 105 95 +10,5 1 0 - 117 110 +6,4
из них: в возрасте до 12 лет 93 77 + 20,8 1 0 - 103 88 +17
без детских удерживающих устройств 1 3 -66,7 0 0 стаб. 3 4 -25
с участием детей — водителей велосипедов 25 19 +31,6 0 0 стаб. 26 19 +36,8
случайным событием (в статическом смысле) из-за неподготовленности к ним конкретных участников дорожного движения и неконтролируемости условий поведения» [5, с. 29].
Особую тревогу вызывает детский дорожно-транспортный травматизм. Обратимся к сведениям Отдела ГИБДД УМВД России о состоянии аварийности на территории города Тюмени1 (табл. 1).
Представленная информация демонстрирует рост количества ДТП с участием детей — детей-участников дорожного движения, где они, являясь пешеходами, пассажирами, либо велосипедистами, становятся включенными в дорожно-транспортные происшествия, нередко по собственной неосторожности. Формулировка «по вине детей», используемая в статистических данных, является условной, поскольку понятие «вина», как правовая категория, в отношении лица, не достигшего 16 летнего возраста не применима. Дорожное происшествие с его участием — это всегда вина взрослых, которые не научили, не досмотрели, были недостаточно внимательны, либо позволили пренебрегать правилами безопасности на дороге.
За январь — ноябрь 2019 года на территории города Тюмени произошло 238 дорожно-транспортных происшествий с участием детей до 16 лет (АППГ — 189). Рост в сравнении с 2018 годом составил 25,9 %). В результате ДТП погиб 1 ребёнок и травмы различной степени тяжести получили 255 детей, что на 23,8 % больше, чем в 2018 году (АППГ — 206).
Так, с участием детей-пешеходов произошло 99 дорожно-транспортных происшествий (АППГ — 38), из них по «вине детей» 49 (АППГ — 38), что составило рост на 28,9 %. В результате ДТП погибших детей нет, количество раненных увеличилось, соответственно, на 28,9 % в сравнении с аналогичным периодом 2018 года.
По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации2, в первом полугодии 2019 года произошёл рост количества детей, раненых на регулируемых пешеходных переходах, расположенных на участке улицы или дороги, проходящей вдоль территории школьной организации или иного детского учреждения.
На 31,6% по сравнению с прошлым годом увеличилось количество ДТП с участием детей-велосипедистов: погибших нет, количество
1 Сведения о состоянии аварийности на территории города Тюмени за январь — ноябрь 2019 г. представлены ОГИБДД УМВД России по городу Тюмени.
2 Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за первое полугодие 2019 года. Информационно-аналитический обзор. — М. : ФКУ НЦ БДД МВД России. 2019. 23 с.
раненных — 26 (АППГ — 19). Увеличение составило 36,8 %.
Преобладающим большинством среди пострадавших в ДТП становятся дети-пассажиры: в 2019 году — 105 детей (АППГ — 95), рост составил 10,5 %. Из них в возрасте до 12 лет: 93 ДТП в 2019 году (АППГ — 77), что на 20,8 % выше показателя 2018 года. Один ребёнок-пассажир в возрасте до 12 лет в результате ДТП погиб (рост — 100 %), 103 ребёнка из категории «до 12 лет» ранено (АППГ — 88) на 17 % увеличив показатель прошлого года.
Единственным снижающим показателем количества ДТП явилась категория «без детских удерживающих устройств»: в 2018 году — 3 ДТП, аналогичный период 2019 года — 1 ДТП, что на 66,7 % меньше.
Изложенное свидетельствует, во-первых, о наличии достаточной правовой основы, которую составляют вышеуказанные нормативные правовые акты Российской Федерации, позволяющие осуществлять деятельность по правовому информированию и пропаганде безопасности дорожного движения; во-вторых, социальной обусловленностью такой деятельности, детерминированной, к сожалению, увеличением количества ДТП с участием детей (на примере Тюменской области и города Тюмени).
Пути решения проблемы
В литературе [6, с. 172] справедливо подчеркивается, что процесс обеспечения правопорядка и безопасности движения на автомобильных дорогах, наряду с правоприменительной практикой и контрольно-надзорной деятельностью, неразрывно связан с проведением информационно-пропагандистских и агитационных мероприятий.
Современные авторы указывают на необходимость формирования высокого уровня правосознания участников дорожного движения, раскрывая это через уважительное отношение не только к действующему законодательству, но и к самому сотруднику Госавтоинспекции [7, с. 17]. Сотрудник Госавтоинспекции должен осознавать не только надзорную функцию, выполняемую им в рамках полномочий должностного лица, но и понимать свою роль в профилактике ДТП, в привитии правил безопасного участия в дорожном движении. Предупредительный, а не карательный уклон в деятельности вызовет доверие к сотрудникам полиции со стороны общественности. Позитивное влияние на сознание людей, полагаем, порождает большее стремление к законопослушному поведению. Именно поэтому к целям пропагандистской деятельности отнесено установление взаимопонимания
между сотрудниками Госавтоинспекции и участниками дорожного движения [8, с. 155].
Важной задачей, стоящей перед сотрудником Госавтоинспекции является умение разъяснить сущность правовой нормы и последствия пренебрежения правилами безопасности дорожного движения. Отсюда необходимость уделять серьезное внимание формированию умений проведения занятий по пропаганде безопасности дорожного движения среди обучающихся образовательных организаций.
Определенный вклад в деятельность по пропаганде безопасности дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на территории города Тюмени вносится Тюменским институтом повышения квалификации сотрудников МВД России (далее — ТИПК МВД России, институт).
В рамках реализации основных программ профессионального обучения лиц, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, осуществляется обучение основам правового информирования и правового просвещения. Во время выездных практических занятий по темам: «Деятельность Госавтоинспекции по пропаганде безопасности дорожного движения», «Организация деятельности полиции в образовательных организациях» осуществляется реализация различных форм правовой пропаганды. Среди них проведение акций («Безопасное колесо», «Уступи дорогу» и др.), деловых игр, конкуров, бесед, содействие в оформлении уголков правовых знаний, оказание консультативной помощи по правовым вопросам органам управления, учителям и обучающимся образовательных организаций.
На кафедре административной деятельности ОВД института создан и введен в образовательный процесс кабинет «Пропаганды безопасности дорожного движения», использование которого позволит повысить эффективность обучения современным формам и методам пропагандистской деятельности в сфере дорожного движения.
Профессорско-преподавательский состав кафедры административной деятельности ОВД ТИПК МВД России на постоянной основе проводит активную просветительскую работу в образовательных организациях города Тюмени среди воспитанников и обучающихся
всех уровней общего образования и среднего профессионального образования; осуществляет руководство научно-исследовательскими работами слушателей и организовывает их участие в научных форумах, конкурсах по направлениям деятельности Госавтоинспекции, в том числе деятельности по пропаганде безопасности дорожного движения1.
Заключение
Основываясь на имеющийся опыт работы, коллектив кафедры административной деятельности ОВД ТИПК МВД России видит следующие перспективные формы и методы своей работы в сфере пропаганды безопасности дорожного движения:
— организация занятий по изучению «Правил дорожного движения» для наиболее активных участников детских объединений правоохранительной направленности (например, «Юных друзей полиции») на материально-технической базе ТИПК МВД России с применением возможностей специализированного класса «Пропаганды безопасности дорожного движения», а также учебного полигона «Перекресток». К тому же данный метод позволит слушателям приобрести опыт проведения занятий по пропаганде безопасности дорожного движения;
— патрулирование совместно с отрядами «Юных инспекторов движения» на участках улиц и дорог, прилегающих к образовательным организациям и иным детским учреждениям, что послужит сдерживающим фактором от недисциплинированности на дороге и позволит привить уважение к требованиям «Правил дорожного движения»;
— обеспечение научно-методического сопровождения мероприятий пропагандистской направленности, организуемых в рамках деятельности с образовательными организациями.
1 В 2019 году результатом участия во Всероссийском конкурсе научных работ курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, посвященном Дню ГИБДД МВД России, стала победа и награждение дипломом 2-й степени слушателя
11 группы ПП (ДПС) ТИПК МВД России Шадриной В. М. с научным исследованием «Методика проведения занятий по правовой пропаганде безопасности дорожного движения для школьников» (научный руководитель доцент кафедры административной деятельность ОВД ТИПК МВД России кандидат юридических наук Хаметдинова Г. Ф.).
Список литературы
1. Майоров, В. И. Государственно-правовое обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации: теоретико-прикладные проблемы: Монография. — Челябинск: ГОУ ВПО ЧЮИ МВД России, 2008.
2. Майоров, В. И. Содержание понятия «безопасность дорожного движения»: теоретические основы // Вестник ЮУрГУ — 2012. — № 7. — С. 99-101.
3. Майоров, В. И. Безопасность дорожного движения: концептуальный взгляд : сборник избранных научных трудов / В. И. Майоров. — Челябинск : СитиПринт, 2015. 104с.
4. Майоров, В. И. Правовой режим в сфере безопасности дорожного движения / В. И. Майоров // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2008. — № 22 (123). — С. 85-89.
5. Майоров, В. И. Дорожное движение и безопасность / В. И. Майоров. — Челябинск, 1997. — 152 с.
6. Петрова, Л. Р. Влияние информационно-пропагандистских материалов по безопасности дорожного движения на различные социально-возрастные группы населения / Л. Р. Петрова // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. — 2018. — № 2. — С. 172-174.
7. Овчинникова, О. Д. Деятельность подразделений ГИБДД по пропаганде безопасности дорожного движения (на примере Алтайского края) / О. Д. Овчинникова // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. — 2017. — № 2. — С. 17-19.
8. Головко, В. В. Организация деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения : учебное пособие / В. В. Головко, В. И. Майоров, В. С. Кураков. — М. : ЦОКР МВД России, 2009.
References
1. Mayorov, V. I. Gosudarstvenno-pravovoe obespechenie bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v Rossiyskoy Federatsii: teoretiko-prikladnye problemy: Monografiya. — Chelyabinsk: GOU VPO ChYuI MVD Rossii, 2008.
2. Mayorov, V. I. Soderzhanie ponyatiya «bezopasnost dorozhnogo dvizheniya»: teoreticheskie osnovy // Vestnik YuUrGU. — 2012. — № 7. — S. 99-101.
3. Mayorov, V. I. Bezopasnost dorozhnogo dvizheniya: kontseptualnyy vzglyad: sbornik izbrannykh nauchnykh trudov / V. I. Mayorov. — Chelyabinsk: SitiPrint, 2015. 104s.
4. Mayorov, V I. Pravovoy rezhim v sfere bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya / V. I. Mayorov // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo. — 2008. № 22 (123). — S. 85-89.
5. Mayorov, V. I. Dorozhnoe dvizhenie i bezopasnost / V. I. Mayorov. — Chelyabinsk, 1997. — 152 s.
6. Petrova, L. R. Vliyanie informatsionno-propagandistskikh materialov po bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya na razlichnye sotsialno-vozrastnye gruppy naseleniya / L. R. Petrova // Vestnik Barnaulskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. — 2018. — № 2. — S. 172-174.
7. Ovchinnikova, O. D. Deyatelnost podrazdeleniy GIBDD po propagande bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya (na primere Altayskogo kraya) / O. D. Ovchinnikova // Vestnik Barnaulskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. — 2017. — № 2. — S. 17-19.
8. Golovko, V. V. Organizatsiya deyatelnosti Gosudarstvennoy inspektsii bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya : uchebnoe posobie / V. V. Golovko, V. I. Mayorov, V. S. Kurakov. — M. : TsOKR MVD Rossii, 2009.
Дата поступления статьи в редакцию: 11.12.19.