Научная статья на тему 'Соотношение и сущность понятий «Дорожное движение» и «Безопасность дорожного движения» в трудах профессора В. И. Майорова'

Соотношение и сущность понятий «Дорожное движение» и «Безопасность дорожного движения» в трудах профессора В. И. Майорова Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
337
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / УЧАСТНИК ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / TRAFFIC SAFETY / ADMINISTRATIVE OFFENSE IN THE FIELD OF TRAFFIC / ROAD USER / TRAFFIC ACCIDENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Байсалуева Э. Ф.

Статья посвящена вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. В работе рассматриваются некоторые проблемные вопросы обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации. Подчеркивая актуальность исследования, автор обращается к докладу Всемирной организации здравоохранения, в котором отмечается, что смертность в результате дорожно-транспортных происшествий продолжает расти и на сегодняшний день травмы в результате ДТП являются основной причиной смерти детей и молодых людей. В своем исследовании автор опирается на теоретические положения трудов профессора В. И. Майорова, занимающегося фундаментальным изучением вопросов обеспечения безопасности дорожного движения. Приводит причины дорожно-транспортных происшествий, среди которых: водители, находившиеся в состоянии опьянения, опасное вождение, совершенные дорожно-транспортные происшествия по вине пешеходов. Особое внимание обращается на новое понятие в рассматриваемой сфере «опасное вождение». Автор считает, что опасное вождение, как институт права в сфере дорожного движения требует доработки и уточнений со стороны законодателя. В заключении своей работы, автор обосновывает позицию о том, что ужесточение санкций за правонарушения в сфере дорожного движения, повышение требований к подготовке водителей на получение права на управление транспортными средствами, на сегодняшний день проявили себя, как малоэффективные меры. Свидетельством тому являются приведенные в тексте статистические данные научного центра исследования безопасности дорожного движения за 12 месяцев 2018 года. По мнению автора, борьба с правонарушениями в сфере дорожного движения должна осуществляться несколько иными методами. Он полагает, что, прежде всего, следует работать над повышением культуры вождения и формированием у участников дорожного движения навыков безопасного поведения на дорогах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP AND ESSENCE OF THE CONCEPTS “ROAD TRAFFIC” AND “SAFETY OF ROAD TRAFFIC” IN THE WORKS OF PROFESSOR V. I. MAYOROVA

The article is dedicated to the issues of ensuring road safety. The paper discusses some of the problematic issues of road safety in the Russian Federation. Emphasizing the relevance of the study, the author refers to the report of the World Health Organization, which notes that mortality due to road traffic accidents continues to increase and to date, injuries due to traffic accidents are the main cause of death of children and young people. In his study, the author relies on the theoretical provisions of the works of Professor V. I. Mayorova, who is engaged in a fundamental study of road safety. He gives the reasons for traffic accidents, including: drivers who were intoxicated, dangerous driving, traffic accidents caused by pedestrians. Particular attention is paid to a new concept in this area “dangerous driving”. The author believes that dangerous driving, as an institution of law in the field of traffic, requires refinement and clarification by the legislator. In concluding his work, the author substantiates the position that toughening sanctions for offenses in the field of traffic, increasing the requirements for training drivers to obtain the right to drive vehicles, have today proved to be ineffective measures. This is evidenced by the statistical data presented in the text of the scientific center for road safety research for 12 months of 2018. According to the author, the fight against offenses in the field of traffic should be carried out using slightly different methods. He believes that, first of all, it is necessary to work on improving the driving culture and the formation of road safety skills among road users.

Текст научной работы на тему «Соотношение и сущность понятий «Дорожное движение» и «Безопасность дорожного движения» в трудах профессора В. И. Майорова»

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ПРАВА

УДК 342.92

С. 101—106

СООТНОШЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПОНЯТИИ «ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ» И «БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

В ТРУДАХ ПРОФЕССОРА В. И. МАЙОРОВА

Байсалуева Э. Ф.

Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России E-mail: baisalueva17@mail.ru

Статья посвящена вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. В работе рассматриваются некоторые проблемные вопросы обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации. Подчеркивая актуальность исследования, автор обращается к докладу Всемирной организации здравоохранения, в котором отмечается, что смертность в результате дорожно-транспортных происшествий продолжает расти и на сегодняшний день травмы в результате ДТП являются основной причиной смерти детей и молодых людей.

В своем исследовании автор опирается на теоретические положения трудов профессора В. И. Майорова, занимающегося фундаментальным изучением вопросов обеспечения безопасности дорожного движения. Приводит причины дорожно-транспортных происшествий, среди которых: водители, находившиеся в состоянии опьянения, опасное вождение, совершенные дорожно-транспортные происшествия по вине пешеходов. Особое внимание обращается на новое понятие в рассматриваемой сфере — «опасное вождение». Автор считает, что опасное вождение, как институт права в сфере дорожного движения требует доработки и уточнений со стороны законодателя.

В заключении своей работы, автор обосновывает позицию о том, что ужесточение санкций за правонарушения в сфере дорожного движения, повышение требований к подготовке водителей на получение права на управление транспортными средствами, на сегодняшний день проявили себя, как малоэффективные меры. Свидетельством тому являются приведенные в тексте статистические данные научного центра исследования безопасности дорожного движения за 12 месяцев 2018 года. По мнению автора, борьба с правонарушениями в сфере дорожного движения должна осуществляться несколько иными методами. Он полагает, что, прежде всего, следует работать над повышением культуры вождения и формированием у участников дорожного движения навыков безопасного поведения на дорогах.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, обеспечение безопасности дорожного движения, административное правонарушение в области дорожного движения, участник дорожного движения, дорожно-транспортные происшествия

The article is dedicated to the issues of ensuring road safety. The paper discusses some of the problematic issues of road safety in the Russian Federation. Emphasizing the relevance of the study,

the author refers to the report of the World Health Organization, which notes that mortality due to road traffic accidents continues to increase and to date, injuries due to traffic accidents are the main cause of death of children and young people. In his study, the author relies on the theoretical provisions of the works of Professor V. I. Mayorova, who is engaged in a fundamental study of road safety. He gives the reasons for traffic accidents, including: drivers who were intoxicated, dangerous driving, traffic accidents caused by pedestrians. Particular attention is paid to a new concept in this area — "dangerous driving". The author believes that dangerous driving, as an institution of law in the field of traffic, requires refinement and clarification by the legislator.

In concluding his work, the author substantiates the position that toughening sanctions for offenses in the field of traffic, increasing the requirements for training drivers to obtain the right to drive vehicles, have today proved to be ineffective measures. This is evidenced by the statistical data presented in the text of the scientific center for road safety research for 12 months of 2018. According to the author, the fight against offenses in the field of traffic should be carried out using slightly different methods. He believes that, first of all, it is necessary to work on improving the driving culture and the formation of road safety skills among road users.

Keyword: traffic safety, traffic safety, administrative offense in the field of traffic, road user, traffic accidents.

Уровень развития транспорта в стране в определенной мере определяет уровень ее цивилизации. Транспорт удовлетворяет одну из основных потребностей современного человека — потребность в перемещении, поддерживая при этом определенный уровень комфорта. Однако, как и любое достижение современного мира, транспорт в определенных ситуациях может представлять угрозу для человека, и дорожно-транспортные происшествия являются недопустимой платой за мобильность современного человека.

В новом докладе Всемирной организации здравоохранения отмечается, что смертность в результате дорожно-транспортных происшествий продолжает расти, составляя 1,35 миллиона случаев смерти в год. В Докладе о состоянии безопасности дорожного движения в мире за 2018 год, подчеркивается, что на сегодняшний день травмы в результате ДТП являются основной причиной смерти детей и молодых людей в возрасте 5-29 лет1.

Большое значение в вопросах обеспечения безопасности дорожного движения имеет законодательство и статистика. Так, научный центр безопасности дорожного движения МВД России опубликовал подробный информационно-аналитический обзор состояния аварийности в России за 2018 год, согласно которому, каждое девятое ДТП было со смертельным исходом. Отмечается, что ряд трендов повторяется из года в год, например, самым аварийным месяцем в году, по-прежнему, является август, день недели суббота, время 17.00 — 20.00 (в этот промежуток происходит 20 % ДТП). Всего на улицах и дорогах страны за 2018 год

1 Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в мире 2018 год // Всемирная организация здравоохранения. URL: http://www.who.int/violeence_ injury_prevention/road_safety_status /2018/GSRRS2018_ Summary_RU.pdf (дата обращения 4.12.2019).

зарегистрировано 168 099 ДТП (-0,8%), в которых погибло 18 214 (-4,6%). При этом причиной ДТП в 88,1 % случаев стали нарушения Правил дорожного движения водителями транспортных средств. Всего совершено 148 142 (+3,3 %) таких ДТП2. Несмотря на незначительное сокращение некоторых показателей, ситуация на дорогах остается серьезной и решение данной проблемы осуществляется на государственном уровне.

В настоящее время, с целью сокращения смертности от дорожно-транспортных происшествий в России реализуется федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»3. Среди основных задач данной программы можно выделить формирование негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения и повышение культуры вождения, развитие современной системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Целевыми индикаторами Программы является число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, число детей, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, социальный риск (число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 100 тыс. населения), а также транспортный риск (число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 10 тыс. транспортных средств)4.

2 Количество дорожно-транспортных происшествий. Сведения за 12 месяцев 2018 года // ГИБДД МВД России. URL: http://www.gibdd.ru/stat/files/tab 14_12_73. xls (дата обращения: 4.12.2019).

3 О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» : постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г. № 864 (ред. от 13 декабря 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 41. Ст. 5183.

4 О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» :

Исследования в области дорожного движения в середине прошлого столетия носили односторонний характер и не имели системного подхода, отсутствовало четкое понимание таких понятий как «дорожное движение», «безопасность дорожного движения», «обеспечение безопасности дорожного движения». Уровень безопасности дорожного движения и причины дорожно-транспортных происшествий глубоко и обстоятельно не рассматривались учеными того времени. На сегодняшний день мы имеем возможность ознакомиться с работами исследователей, труды которых многие годы посвящались изучению вопросов в сфере безопасности дорожного движения. В частности, видный ученый административист, профессор В. И. Майоров, занимается изучением вопросов безопасности дорожного движения на фундаментальном уровне, является автором многочисленных исследований, монографий, пособий и статей по теме [1; 2]. Наряду с В. И. Майоровым, существенный вклад в изучение данного вопроса сделан такими учеными как Б. В. Россинский [3], В. В. Лукьянов [4], Р. И. Денисов [5], труды которых удивляют своей результативностью.

На сегодняшний день такие понятия, как «дорожное движение», «безопасность дорожного движения», «дорожно-транспортное происшествие» и другие определены федеральным законом «О безопасности дорожного движения»1 (далее — ФЗ «О безопасности дорожного движения»). В частности, в статье 2 ФЗ «О безопасности дорожного движения» отмечено, что «дорожное движение — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог».

В свое время В. В. Лукьянов писал, что под дорожным движением следует понимать «процесс движения транспортных средств по дорогам, в котором действия его участников — водителей, пешеходов и пассажиров определяются специальными правилами» [4, с. 12]. Данная трактовка указывает на правовое регулирование действий всех участников дорожного движения. Однако, на наш взгляд, более удачную формулировку предложил профессор В. И. Майоров, который под дорожным движением предлагает понимать «деятельность по удовлетворению общественной и личной потребности в пространственном перемещении людей, средств вещных продуктов их труда, основанную на использовании возможностей

постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864 (ред. от 13 декабря 2017 г.)

1 О безопасности дорожного движения : федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.

технического комплекса «транспортные средства — дороги», состоящую в управлении движением транспортных средств, перемещении на транспортных средствах без управления ими или естественном пешем передвижении по дорогам, протекающую в условиях постоянного риска возникновения состояния неуправляемого движения механических транспортных средств и последующих негативных последствий в виде гибели, ранения людей, повреждения материальных объектов [6, с. 25-26]. Чуть позже он уточняет, что это «деятельность, в результате которой осуществляется удовлетворение потребности в пространственном перемещении чего-либо (кого-либо) из точки «А» в точку «В». Она может осуществляться не только с помощью транспортных средств, но и в пешем порядке, и не только в пределах дорог» [7, с. 86; 8, с. 14].

Рассуждая о дорожном движении, В. И. Майоров полагает, что «основным качеством удовлетворения транспортной потребности является время, затраченное на перемещение людей и продуктов их деятельности. Интерес к экономии времени дорожного движения может иметь различную социальную окраску. Независимо от конкретного мотива реализации этого интереса выражается в стремлении к движению с возможно большей скоростью по территории наименьшей протяженности, а также при максимально полном использовании грузоподъемности и вместимости транспортных средств. Участие в дорожном движении, по мнению профессора, есть деятельность в условиях постоянного риска, степень опасности которой возрастает по мере того, как реализуется интерес минимизации времени. Причем люди сознательно идут на это, ибо по-другому у них нет возможности удовлетворить насущную, жизненно важную потребность в пространственном перемещении» [6, с. 19]. Представляется, что в дорожном движении имеет место именно такая ситуация, когда «наличие постоянной угрозы, избежать которой невозможно, приводит к пренебрежению ею» [6, с. 20; 9, с. 45], что в свою очередь приводит к росту дорожно-транспортных происшествий.

В статье 2 ФЗ «О безопасности дорожного движения» говорится, что под безопасностью дорожного движения следует понимать «состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий». Вызывает интерес позиция В. И. Майорова, относительно понятия «безопасность дорожного движения» [8]. По мнению профессора, данное понятие включает две базовые категории — «безопасность» и «дорожное

движение», потому при рассмотрении его содержания следует анализировать каждую из них отдельно [11, с. 10].

Защищенность участников дорожного движения от ДТП и их последствий это первостепенная задача для обеспечения интересов личности, общества и государства. Как справедливо отмечает В. И. Майоров, «результатом такой защищенности должна стать стратегия государства по обеспечению безопасности дорожного движения, необходимого уровня правового регулирования общественных отношений в целях формирования условий для нормального функционирования дорожного движения» [6, с. 37].

В 2018 году, как и в предыдущие годы, основными видами ДТП являлись столкновение транспортных средств (42,3 %) и наезд на пешеходов (29,1 %) от общего количества1.

Считаем, что изучение факторов безопасности в системе дорожного движения напрямую влияет на безопасность дорожного движения. На наш взгляд, в первую очередь к ним следует отнести уровень транспортной культуры водителей и дисциплину пешеходов и иных участников дорожного движения. Далее, фактором, влияющим на безопасность дорожного движения, можно назвать дорожно-транспортную инфраструктуру, состояние которой, безусловно, влияет на рост аварийности на дорогах. После чего следует указать такой фактор, как стаж вождения и техническое состояние транспортного средства. В подтверждение своей точки зрения приведем статистические данные.

В 2018 году в России произошло снижение числа ДТП, которым сопутствовали недостатки состояния улично-дорожной сети. За год произошло 59 421 такое происшествие, что на 12,5 % ниже по сравнению с 2017 годом. Однако, в целом по стране с влиянием недостатков транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети связано каждое третье ДТП (35,3 %)2. Сюда отнесем плохое качество дорожного покрытия, освещенность, плохая уборка дорог и многое другое. В связи с этим считаем, что реализация федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)3 должна иметь свое

1 Количество дорожно-транспортных происшествий. Сведения за 12 месяцев 2018 года // Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России. URL: http://www.gibdd.ru/stat/ files/tab 14_12_73.xls (дата обращения: 4.12.2019).

2 Там же.

3 Об утверждении Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте : распоря-

жение Правительства РФ от 30 июля 2010 г. № 1285-р //

Собрание законодательства РФ. 2010. № 32. Ст. 4359.

продолжение. Продуманное строительство дорог и наличие соответствующей автомобильной дороги во многом будет способствовать снижению уровня ДТП в России.

Говоря о безопасности дорожного движения, мы имеем в виду не только водителей, но и пешеходов как участников дорожного движения. В 2018 году снизились основные показатели дорожно-транспортной аварийности с участием пешеходов. Всего совершено 50 207 ДТП (53 232 ДТП в 2017 г.) с участием пешеходов, в которых погибло 5299 (5777 в 2017 г.) и получили ранения 47 144 (49 869 в 2017 г.) человека. Более трети всех наездов на пешеходов произошло из-за нарушения ПДД самими пешеходами, при этом каждое пятое такое ДТП — со смертельным исходом пешехода4. Несмотря на тот факт, что наблюдается снижение общего количества ДТП с участием пешеходов, цифры, показывающие количество погибших и получивших ранение, не снимают актуальность данного вопроса.

Рассуждая о водителях с низкой транспортной культурой, нельзя не отметить, что достаточно часто причиной дорожно-транспортных происшествий является управление транспортным средством в состоянии опьянения. В 2018 году увеличились показатели количества ДТП и числа раненых из-за нарушения ПДД водителями, находившимися в состоянии опьянения. Всего совершено 15 166 (+1,3%) таких ДТП, в которых погибло 4296 (+0,9 %) и ранено 20 629 (+1,6 %) человек5.

Также следует отметить, что максимально опасная ситуация на дороге бывает спровоцирована любителями «опасного вождения». Опасное управление автомобилем — достаточно распространенная причина аварийных ситуаций, и в основном встречается на городских дорогах крупных населенных пунктах, где движение автомобилей происходит в достаточно активном темпе. Указанная проблема объясняет внесение изменений в пункт 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 30 мая 2016 г. № 477 «О внесении изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации»^, в части введения понятия «опасное вождение», под которым понимается «вождение,

4 Количество дорожно-транспортных происшествий. Сведения за 12 месяцев 2018 года. // Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России. URL: http://www.gibdd.ru/stat/ files/tab 14_12_73.xls (дата обращения: 4.12.2019).

5 Там же.

6 О внесении изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 30 мая 2016 г. № 477 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 23. Ст. 3325.

выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба». Думаем, что введение понятия «опасное вождение» на законодательном уровне в России очень важно и своевременно. В то же время, на наш взгляд, опасное вождение, как институт права в сфере дорожного движения требует серьезной доработки и уточнений со стороны законодателя [12, 13].

Размышляя о вопросах безопасности дорожного движения, мы пришли к выводу, что

ужесточение санкций за правонарушения в сфере дорожного движения, повышение требований к подготовке водителей на получение права на управление транспортными средствами на сегодняшний день проявили себя как малоэффективные меры. Свидетельством тому являются приведенные в статье статистические данные научного центра исследования безопасности дорожного движения. Полагаем, что борьба с правонарушениями в сфере дорожного движения должна осуществляться иными методами. На наш взгляд, прежде всего, основательная работа над повышением транспортной культуры водителя, (культуры вождения) и формированием у участников дорожного движения навыков безопасного поведения на дорогах имеет огромное значение для безопасности дорожного движения.

Приведенный анализ безопасности дорожного движения свидетельствует о том, что существует ряд факторов, требующих дополнительной доработки на законодательном уровне. Разработка мер по обеспечению безопасности дорожного движения, на сегодняшний день является одной из значимых задач государства. Как справедливо отметил профессор В. И. Майоров: «трудности в их решении определены необходимостью одновременной разработки сложных теоретических и практических вопросов. Но только совместными активными усилиями всех сторон на федеральном, региональном, местном уровнях можно добиться необходимых результатов» [11, с. 141].

Список литературы

1. Майоров, В. И. Организационные и правовые основы межотраслевого управления обеспечением безопасности дорожного движения : дис. ... канд. юрид. наук / В. И. Майоров. — М., 1994.

2. Майоров, В. И. Административно-правовые проблемы управления обеспечением безопасности дорожного движения : дис. ... д-ра юрид. наук / В. И. Майоров. — Екатеринбург, 1997.

3. Россинский, Б. В. Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения: тенденции, проблемы и перспективы развития : дис. ... д-ра юрид. наук / Б. В. Россинский. — М., 1993.

4. Лукьянов, В. В. Безопасность дорожного движения / В. В. Лукьянов. — М., 1983.

5. Денисов, Р. И. Административный надзор в сфере дорожного движения / Р. И. Денисов. — М. : ВНИИ БД МВД СССР, 1981.

6. Майоров, В. И. Дорожное движение и безопасность : монография / / В. И. Майоров. — Челябинск, 1997.

7. Майоров, В. И. Правовой режим в сфере безопасности дорожного движения / В. И. Майоров // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2008. — № 22 (123). — С. 85-89.

8. Майоров, В. И. К вопросу о необходимости уточнения законодательного определения безопасности дорожного движения / В. И. Майоров // Проблемы права. — 2009. — № 2 (18). — С. 75-80.

9. Майоров, В. И. Об общественной опасности административных правонарушений в области дорожного движения / В. И. Майоров // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2015. — № 13 (368). — С. 43-47.

10. Майоров, В. И. Безопасность дорожного движения: концептуальный взгляд : сборник избранных научных трудов / В. И. Майоров. — Челябинск : СитиПринт, 2015.

11. Майоров, В. И. Государственно-правовое обеспечение безопасности в сфере дорожного движения: теоретико-прикладные проблемы : монография / В. И. Майоров. — Челябинск : ГОУ ВПО ЧЮИ МВД России, 2008.

12. Майоров, В. И. Административная ответственность за опасное вождение: проблемы и перспективы / В. И. Майоров // Актуальные вопросы применения норм административного права («Кореневские чтения») сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции. — М., 2019. — С. 282-286.

13. Майоров, В. И. Создание аварийной ситуации как риск безопасности участников дорожного движения / В. И. Майоров, С. В. Полякова // Евразийский юридический журнал. — 2018. — № 1 (116). — С. 306-310.

References

1. Mayorov, V. I. Organizatsionnye i pravovye osnovy mezhotraslevogo upravleniya obespecheniem bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya : dis. ... kand. yurid. nauk / V. I. Mayorov. — M., 1994.

2. Mayorov, V. I. Administrativno-pravovye problemy upravleniya obespecheniem bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya : dis. ... d-ra yurid. nauk / V. I. Mayorov. — Yekaterinburg, 1997.

3. Rossinskiy, B. V. Gosudarstvennaya sistema obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: tendentsii, problemy i perspektivy razvitiya : dis. ... d-ra yurid. nauk / B. V. Rossinskiy. — M., 1993.

4. Lukyanov, V. V. Bezopasnost dorozhnogo dvizheniya / V. V. Lukyanov. — M., 1983.

5. Denisov, R. I. Administrativnyy nadzor v sfere dorozhnogo dvizheniya / R. I. Denisov. — M. : VNII BD MVD SSSR, 1981.

6. Mayorov, V. I. Dorozhnoe dvizhenie i bezopasnost : monografiya / / V. I. Mayorov. — Chelyabinsk, 1997.

7. Mayorov, V. I. Pravovoy rezhim v sfere bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya / V I. Mayorov // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo. — 2008. — № 22 (123). — S. 85-89.

8. Mayorov, V. I. K voprosu o neobkhodimosti utochneniya zakonodatelnogo opredeleniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya / V. I. Mayorov // Problemy prava. — 2009. — № 2 (18). — S. 75-80.

9. Mayorov, V. I. Ob obshchestvennoy opasnosti administrativnykh pravonarusheniy v oblasti dorozhnogo dvizheniya / V. I. Mayorov // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo. — 2015. — № 13 (368). — S. 43-47.

10. Mayorov, V. I. Bezopasnost dorozhnogo dvizheniya: kontseptualnyy vzglyad : sbornik izbrannykh nauchnykh trudov / V. I. Mayorov. — Chelyabinsk : SitiPrint, 2015.

11. Mayorov, V. I. Gosudarstvenno-pravovoe obespechenie bezopasnosti v sfere dorozhnogo dvizheniya: teoretiko-prikladnye problemy : monografiya / V. I. Mayorov. — Chelyabinsk : GOU VPO ChYuI MVD Rossii, 2008.

12. Mayorov, V. I. Administrativnaya otvetstvennost za opasnoe vozhdenie: problemy i perspektivy / V. I. Mayorov // Aktualnye voprosy primeneniya norm administrativnogo prava («Korenevskie chteniya») sbornik nauchnykh trudov III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. — M., 2019. — S. 282-286.

13. Mayorov, V I. Sozdanie avariynoy situatsii kak risk bezopasnosti uchastnikov dorozhnogo dvizheniya / V. I. Mayorov, S. V. Polyakova // Yevraziyskiy yuridicheskiy zhurnal. — 2018. — № 1 (116). — S. 306-310.

Дата поступления статьи в редакцию: 11.12.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.