УДК 342.92 С. 18—24
ОТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: ВЗГЛЯД ПРОФЕССОРА В. И. МАЙОРОВА
Иванова С. И.
Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России E-mail: [email protected]
В статье дается небольшой генезис взглядов профессора В. И. Майорова на понятие «обеспечение безопасности дорожного движения». Анализ научных взглядов В. И. Майорова переплетается с его личным опытом работы в подразделениях Госавтоинспекции, а также научным становлением как специалиста в области административного права. Автором изучены работы В. И. Майорова посвященные дорожному движению, государственной системе обеспечения безопасности дорожного движения и деятельности Госавтоинспекции в этой системе. В работах прослеживается три основных подхода к содержанию данного термина: как административно-правовая деятельность, направленная на достижение согласованности интересов и возможностей участников дорожного движения; как состояние упорядоченных процессов общественных отношений; как деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, правовая модель, участник дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие, «время-безопасность», риск.
FROM ENSURING ROAD SAFETY TO ENSURING THE SAFETY OF ROAD USERS: THE VIEW OF PROFESSOR V. I. MAYOROV
Ivanova S. I
Tyumen Advanced Training Institute of the MIA of Russia E-mail: [email protected]
The article gives a small Genesis of Professor V. I. Mayorov's views on the concept of "road safety". The analysis of V. I. Mayorov's scientific views is intertwined with his personal experience in the departments of the state traffic Inspectorate, as well as his scientific formation as a specialist in the field of administrative law. The author studied the works of V. I. Mayorov devoted to road traffic, the state system of road safety and the activities of the state traffic Inspectorate in this system. The works trace three main approaches to the content of this term: as an administrative and legal activity aimed at achieving consistency of interests and opportunities of road users; as a state of orderly processes of public relations; as an activity aimed at preventing the causes of road accidents.
Keywords: traffic safety, legal model, road user, traffic accident, "time-safety", risk.
Вот уже более 40 лет теперь уже известного ученого профессора Владимира Ивановича Майорова волнуют проблемы обеспечения
безопасности дорожного движения. В 1978 г. по направлению трудового коллектива он поступил на службу Госавтоинспекцию, начав
ее в должности дежурного инспектора, хотя в детстве, по его утверждению, хотел стать лет-чиком-космонавтом1. Его жизнь тесно связана с авиацией: срочную службу проходил в качестве летчика-истребителя в учебно-тренировочном авиационном полку, летал в Калачево на Л-29, на МиГ-17, а в конце 80-х стал на службе в милиции стал первым и единственным, кто наблюдал за дорогой с воздуха. Он летал на мотодельтаплане и помогал коллегам на земле контролировать дорожное движение2. Свой опыт использования сверхлегкой авиации В. И. Майоров описал в одной из своих первых научных статей «Вопросы борьбы с преступностью с учетом возможностей авиации» в 1992 г., а до этого в 1991 г. выиграл свой первый научный конкурс, обучаясь в Академии МВД СССР в 1991 г. Он считал, что мотодельтапланы могут быть полезными во всех направлениях деятельности ОВД: для патрулирования, разведки, поиска и преследования преступников [1, с. 82].
После окончания с отличием в 1991 г. Академии МВД СССР, получив квалификацию организатор управления в сфере правопорядка, был назначен начальником отдела по борьбе с организованной преступностью, а затем в 1994 г. заместителем начальника управления кадров УМВД Челябинской области. Можно представить сколько времени занимала у Владимира Ивановича управленческая работа, но он находит его и для написания диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, которая была посвящена его любимому направлению деятельности — безопасности дорожного движения и успешно защищает ее в 1994 г. [2]
В работе сформулированы понятия дорожного движения и его безопасности. Под безопасностью дорожного движения, В. И. Майоров предложил понимать, состояние защищенности жизненно важных интересов участников дорожного движения и общества в целом от угрозы возникновения ДТП и их последствий [3, с. 13]. Новизна работы заключалась также в том, что им впервые предложено сферу обеспечения безопасности дорожного движения рассматривать как социотехническую систему, состоящую из подсистем технологического, обслуживающего и управляющего характера [3, с. 8]. Развитие своих идей В. И. майоров продолжил в своих работах «Безопасность дорожного
1 Владимир Майоров: «Я бы ставил инспекторам ГИБДД памятники при жизни» // Вечерний Челябинск. URL: https://vecherka.su/articles/society/30096/.
2 Генерал-майор Майоров. На земле он исповедует девизы летной службы // Беzформата. URL: https:// chelyabinsk.bezformata.com/listnews/major-majorov-na-
zemle-on-ispoveduet/28471817/.
движения — объект социально-экономического управления» [4], «Дорожное движение и безопасность» [5].
Анализируя только принятый Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»3 он делает обоснованный вывод, что законодатель нормативно закрепляет за участником дорожного движения обязанность разрешать противоречие «время — безопасность» в пользу последней [5, с. 24]. Понимая, что полную гармонию достичь невозможно и, соответственно, неизбежна аварийность, В. И. Майоров полагает, что обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой многоотраслевую сферу деятельности, направленную на создание условий снижения опасности в дорожном движении, в которой участвуют много субъектов [5, с. 31-32].
Владимир Иванович удивительный человек, всего за три года на управленческой работе, будучи практическим сотрудником милиции, успешно защищает диссертацию на соискание ученой степени доктора юридических наук, которая посвящена уже административно-правовым проблемам управления обеспечением безопасности дорожного движения [6]. Им впервые обеспечение безопасности дорожного движения рассмотрено как сфера административно-правовых отношений и правовая форма деятельности, которая рассматривается как административно-правовая деятельность, направленная на достижение согласованности интересов и возможностей участников дорожного движения [7, с. 7-8].
Продолжая рассматривать сферу обеспечения безопасности дорожного движения как иерархическую систему, он подразделяет ее на три подсистемы: собственно дорожное движение, подсистема подготовки и обслуживания дорожного движения и высший уровень — подсистема, образуемая органами исполнительной власти [7, с. 17].
В 2003 г. В. И. Майоров получает приглашение возглавить диссертационный совет при Южно-Уральском государственном университете, а затем переходит туда работать профессором, завершив службу в органах внутренних дел. Следует отметить, что ученое звание профессора по кафедре конституционного и муниципального права он получил в 1999 г., что означает, что в период службы он находил время и на учеников, которые успешно защитили кандидатские диссертации.
3 Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Собр. законодательства РФ. 1995. № 50, ст. 4873.
В этот период сфера интересов профессора В. И. Майорова расширяется, но он неизменно возвращается к безопасности дорожного движения.
В 2008 г. он выпускает монографию «Государственно-правовое обеспечение безопасности дорожного движения: теоретико-прикладные аспекты» [8]. В работе аспект безопасности переносится на безопасность участников дорожного движения, однако саму безопасность он определяет как «безопасность в дорожном движении» [8, с. 5]. Как видим, автор использует дополнительно предлог «в», который используется в русском языке в нескольких значениях, одно из которых обозначение явлений, представляющих собой область деятельности [9, с. 63]. Предлог «в» в русском языке преимущественно используется для обозначения нахождения внутри, соответственно, В. И. Майоров хотел тем самым подчеркнуть нахождение безопасности внутри дорожного движения.
К признакам безопасности в дорожном движении он относит: 1) состояние и характер защищенности отношений от угрозы, связанной с опасностью возникновения дорожно-транспортных происшествий, которые могут привести к гибели людей или причинить им телесные повреждения, либо причинить материальный ущерб; 2) место возникновения общественных отношений — экономическая сфера жизнедеятельности человека [8, с. 22-23].
Под безопасностью в дорожном движении В. И. Майоров предлагает понимать «состояние упорядоченных в результате нормотворческо-го и правореализационного процессов общественных отношений, обеспечивающих степень и качество охраны и защиты участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий при осуществлении общественно необходимого перемещения людей, предметов их труда» [8, с. 36]. Как видим в своем определении автор отдает приоритет не самим участникам дорожного движения и их безопасности, а оценке степени и качества их охраны и защиты, то есть оценки деятельности соответствующих субъектов, которые должны обеспечивать безопасность.
Таким образом, не смотря на наличие уже к этому времени легального определения «безопасность дорожного движения»1. В. И. Майоров полагает, что теоретическая разработка этого понятия остается дискуссионной [10, с. 8].
При этом говоря об обеспечении безопасности участников дорожного движения,
1 Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Собр. законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.
он определяет ее как сферу дорожного движения, объединяющую общественные отношения не только по удовлетворению транспортной потребности, но и те отношения, которые возникают на стадии его подготовки [11, с. 18].
По мнению профессора, «существующее понятие «безопасность дорожного движения», не отражает всего многообразия общественных отношений, возникающих в связи с удовлетворением транспортной потребности общества. Они значительно шире, так как процессу транспортного перемещения предшествуют процессы его подготовки». Поэтому он считает необходимо расширить само понятие «дорожное движение» за счет включения в его содержание совокупности общественных отношений, складывающихся на этапах подготовки и организации процесса непосредственно пространственного перемещения. А вместо термина «дорожное движение» он предлагает использовать термин «сфера дорожного движения» [12, с. 48].
В 2009 г. он отмечает, что «понятие «безопасность дорожного движения» расширилась, вследствие выхода отечественного автомобильного транспорта за пределы национальных границ, увеличения объема международных перевозок пассажиров и грузов, туризма, растущей автомобилизации граждан» [13, с. 19].
В своей монографии «Государственно-правовое обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации: теоретико-прикладные проблемы» (2010 г.) в целом не меняя своего отношения к понятию «безопасность дорожного движения», он обращает внимание, что» в конце прошлого столетия в процессе разгосударствления десятилетиями создаваемая система обеспечения безопасности дорожного движения, хотя и не вышла из-под централизованного контроля, но оказалась в новых социально-экономических условиях недостаточно эффективной». Произошло это в том числе потому, что «длительное время в государстве господствовал исключительно классовый подход. Интересы отдельного человека обязательно должны были совпадать с интересами государства. Государство, как «машина угнетения», подавляло другую сторону — инструмент устранения противоречий, стабилизации общественных связей». «Из-за ослабления административного контроля, несоответствия дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении и крайне низкой дисциплины участников дорожного движения в условиях дотационности большинства субъектов Российской Федерации и их значительных социальных обязательств существенно
снижаются возможности для решения задач по обеспечению безопасности в сфере дорожного движения» [14, с. 61-64], справедливо отмечает профессор В. И. Майоров.
Далее он высказывает гипотезу, что «генеральный путь повышения безопасности в сфере дорожного движения — максимально возможное устранение действия факторов, ограничивающих свободу передвижения, определяющих необходимость увеличения затрат времени участия в дорожном движении сверх того, которые считаются оптимальными». Что позволяет на его взгляд ослабить, выделенное им, как указано выше противоречие «время — безопасность» [15, с. 100]. Это направление сейчас активно развивается за счет снижения так называемых конфликтов на дороге. На примере г. Тюмени это, прежде всего, активное применение диагональных пешеходных переходов, когда транспорт стоит, а пешеходы идут в любом направлении, это движение транспортных средств по фазам работы светофоров без пересечения потоков движения. Это конечно увеличивает время, затрачиваемое в пути, но с другой стороны снижает количество рисков на дороге.
Призывая к проведению систематизации общественных отношений, возникающих при обеспечении безопасности дорожного движения профессор В. И. Майоров предлагает назвать ее «системой обеспечения безопасности в сфере дорожного движения», включающую три предложенные им подсистемы [16, с. 29]. Тем самым он пытается расширить данную сферу, включив в нее не только участников дорожного движения, но и лиц, участвующих в процессе дорожного движения.
Деятельность по «обеспечению безопасности дорожного движения», пишет он, включает три сферы общественных отношений: управление, подготовка и обслуживание транспортного процесса и сам транспортный процесс» [17, с. 23].
Последние несколько лет профессор В. И. Майоров активно участвовал в развитие концепции управления рисками в сфере обеспечения безопасности участников дорожного движения, в том числе в рамках гранта РГНФ: 17-03-00676, выпустив две монографии [18; 19] и множество статей [20; 21], что позволило существенно обновить собственное определение понятия «обеспечение безопасности дорожного движения. Он полагает, что управление рисками необходимо органично встроить в деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения. И на основе этого он предлагает изложить его в следующей редакции: «обеспечение безопасности дорожного
движения — это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий, а также на снижение влияния различных факторов, способствующих появлению причин их возникновения (факторов риска ДТП)» [22; с. 117].
Таким образом, он предлагает отойти от понятия обеспечения безопасности дорожного движения как состояния упорядоченных процессов общественных отношений, к соответствующей деятельности, которая при этом носит конкретных характер и направлена на «степень и качество охраны и защиты участников дорожного движения от ДТП», а на их предупреждение и снижение тяжести их последствий, то есть предлагает обратить внимание на конкретных участников дорожного движения.
Выступая на последней международной конференции «Противодействие преступности в новых геополитических реалиях: методология, политика, практика», состоявшейся 22 ноября 2019 г. в Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России, заявил, что необходимо говорить не об обеспечении безопасности дорожного движения, которую в силу объективных причин нельзя обеспечить, необходимо говорить об обеспечении безопасности участников дорожного движения. И именно на это направлено в последнее время усилие всех субъектов такого обеспечения — на снижение смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий.
Идеи В. И. Майорова, в части именно обеспечения безопасности участников дорожного движения, находят свое воплощение и в организации образовательного процесса на нашей кафедре — административной деятельности органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, где мы совместно с Владимиром Ивановичем трудимся с 2016 года. Так, по его инициативе получил название новый специализированный класс — Пропаганды безопасности участников дорожного движения», функционирование которого направлено на привитие знаний, умений и навыков обучающихся проведения профилактической работы с участниками дорожного движения, которая прежде всего реализуется в форме организации и проведения просветительских организаций в образовательных организациях г. Тюмени.
Следует отметить, что с приходом Владимира Ивановича Майорова на кафедру активизировалась научная деятельность, появились новые формы научно-исследовательской
деятельности в виде научно-практических комментариев [23], увеличилась доля исследований и проводимых научных форумов, связанных со сферой безопасности дорожного движения.
Мы очень благодарны, что судьба связала нас с этим удивительным человеком, общаться
с ним, получать новыми знаниями, заряжаться энтузиазмом и новыми идеями для дальнейших научных исследований.
Коллектив кафедры поздравляет Вас, Владимир Иванович, с юбилеем и надеется на долголетнее плодотворное сотрудничество.
Список литературы
1. Майоров, В. И. Вопросы борьбы с преступностью с учетом возможностей авиации / В. И. Майоров // Проблемы борьбы с групповой и организованной преступностью : материалы межрегиональной научно-практической конференции. — Иркутск, 1992. — С. 81-84.
2. Майоров, В. И. Организационные и правовые основы межотраслевого управления обеспечением безопасности дорожного движения : дис. ... канд. юрид. наук / В. И. Майоров. — М., 1994.
3. Майоров, В. И. Организационные и правовые основы межотраслевого управления обеспечения безопасности дорожного движения : автореф. дис. . канд. юрид. наук / В. И. Майоров. — М., 1994.
4. Майоров, В. И. Безопасность дорожного движения — объект социально-экономического управления : учебное пособие / В. И. Майоров. — Челябинск, 1995.
5. Майоров, В. И. Дорожное движение и безопасность / В. И. Майоров. — Челябинск, 1997.
6. Майоров, В. И. Административно-правовые проблемы управления обеспечением безопасности дорожного движения : дис. ... д-ра юрид. наук / В. И. Майоров. — Екатеринбург, 1997.
7. Майоров, В. И. Административно-правовые проблемы управления обеспечением безопасности дорожного движения : автореферат дис. ... д-ра юрид. наук / В. И. Майоров. — Екатеринбург, 1997.
8. Майоров, В. И. Государственно-правовое обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации: теоретико-прикладные проблемы : монография / В. И. Майоров. — Челябинск : ГОУ ВПО ЧЮИ МВД России, 2008.
9. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М. : АЗЪ, 1996.
10. Административная деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения : учебное пособие / В. В. Головко, В. И. Майоров, Е. А. Ортман. — Омск, 2008.
11. Майоров, В. И. К вопросу о правовом регулировании в сфере дорожного движения / В. И. Майоров // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2007. — № 11. — С. 14-18.
12. Майоров, В. И. К вопросу о безопасности в сфере дорожного движения / В. И. Майоров // Транспортное право. — 2009. — № 4. — С. 38-48.
13. Головко, В. В. Организация деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения: учебное пособие / В. В. Головко, В. И. Майоров, В. С. Кураков. — М. : ЦОКР МВД России, 2009.
14. Майоров, В. И. Государственно-правовое обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации: теоретико-прикладные проблемы : монография / В. И. Майоров. — М. : Юрлитинформ, 2010.
15. Майоров, В. И. Содержание понятия «безопасность дорожного движения»: теоретические основы / В. И. Майоров // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. — 2012. — № 7 (266). — С. 99-101.
16. Майоров, В. И. Концептуальная модель управления обеспечением безопасности в дорожном движении : Социальное управление системой обеспечения безопасности в дорожном движении / В. И. Майоров // Вестник Академии энциклопедических наук. — 2015. — № 3 (20). — С. 25-32.
17. Майоров, В. И. Социальное управление системой обеспечения безопасности в дорожном движении / В. И. Майоров // Вестник Уральского института экономики, управления и права. — 2015. — № 1 (30). — С. 21-26.
18. Майоров, В. И. Управление рисками в сфере дорожного движения // Управление социально-экономическими системами: теория, методология, практика : монография / В. И. Майоров ; под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. — Пенза, 2017. — С. 118-127.
19. Майоров, В. И. Создание системы управления рисками в сфере обеспечения безопасности дорожного движения : монография / В. И. Майоров, С. В. Горовенко, А. К. Костылев [и др.]. — Челябинск : Цицеро, 2018.
20. Майоров, В. И. Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы: основные риски / В. И. Майоров, С. И. Иванова // Административное право и процесс. — 2018. — № 11. — С. 9-14.
21. Майоров, В. И. Классификация рисков, возникающих в сфере дорожного движения / В. И. Майоров // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2018. — № 6. — С. 116—122.
22. Майоров, В. И. Обеспечение безопасности дорожного движения в условиях массовой автомобилизации / В. И. Майоров // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию профессора И. А. Склярова / отв. ред. А. В. Мартынов. — Нижний Новгород, 2018. — С. 97-119.
23. Научно-практический комментарий федерального закона Российской Федерации от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в российской федерации» : практическое пособие / под общ. ред. В. И. Майорова. — Тюмень, 2017. — 136 с.
References
1. Mayorov, V. I. Voprosy borby s prestupnostyu s uchetom vozmozhnostey aviatsii / V. I. Mayorov // Problemy borby s gruppovoy i organizovannoy prestupnostyu : materialy mezhregionalnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. — Irkutsk, 1992. — S. 81-84.
2. Mayorov, V. I. Organizatsionnye i pravovye osnovy mezhotraslevogo upravleniya obespecheniem bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya : dis. ... kand. yurid. nauk / V. I. Mayorov. — M., 1994.
3. Mayorov, V. I. Organizatsionnye i pravovye osnovy mezhotraslevogo upravleniya obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk / V. I. Mayorov. — M., 1994.
4. Mayorov, V. I. Bezopasnost dorozhnogo dvizheniya — obekt sotsialno-ekonomicheskogo upravleniya : uchebnoe posobie / V. I. Mayorov. — Chelyabinsk, 1995.
5. Mayorov, V. I. Dorozhnoe dvizhenie i bezopasnost / V. I. Mayorov. — Chelyabinsk, 1997.
6. Mayorov, V. I. Administrativno-pravovye problemy upravleniya obespecheniem bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya : dis. ... d-ra yurid. nauk / V. I. Mayorov. — Yekaterinburg, 1997.
7. Mayorov, V I. Administrativno-pravovye problemy upravleniya obespecheniem bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya : avtoreferat dis. ... d-ra yurid. nauk / V. I. Mayorov. — Yekaterinburg, 1997.
8. Mayorov, V. I. Gosudarstvenno-pravovoe obespechenie bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v Rossiyskoy Federatsii: teoretiko-prikladnye problemy : monografiya / V. I. Mayorov. — Chelyabinsk : GOU VPO ChYuI MVD Rossii, 2008.
9. Ozhegov, S. I. Tolkovyy slovar russkogo yazyka : 80000 slov i frazeologicheskikh vyrazheniy / S. I. Ozhegov, N. Yu. Shvedova. — M. : AZ, 1996.
10. Administrativnaya deyatelnost Gosudarstvennoy inspektsii bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya : uchebnoe posobie / V. V. Golovko, V I. Mayorov, Ye. A. Ortman. — Omsk, 2008.
11. Mayorov, V. I. K voprosu o pravovom regulirovanii v sfere dorozhnogo dvizheniya / V. I. Mayorov // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. — 2007. — № 11. — S. 14-18.
12. Mayorov, V. I. K voprosu o bezopasnosti v sfere dorozhnogo dvizheniya / V I. Mayorov // Transportnoe pravo. — 2009. — № 4. — S. 38-48.
13. Golovko, V. V. Organizatsiya deyatelnosti Gosudarstvennoy inspektsii bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: uchebnoe posobie / V V. Golovko, V I. Mayorov, V S. Kurakov. — M. : TsOKR MVD Rossii, 2009.
14. Mayorov, V I. Gosudarstvenno-pravovoe obespechenie bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v Rossiyskoy Federatsii: teoretiko-prikladnye problemy : monografiya / V I. Mayorov. — M. : Yurlitinform, 2010.
15. Mayorov, V. I. Soderzhanie ponyatiya «bezopasnost dorozhnogo dvizheniya»: teoreticheskie osnovy /
V I. Mayorov // Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo. — 2012. — № 7 (266). — S. 99-101.
16. Mayorov, V. I. Kontseptualnaya model upravleniya obespecheniem bezopasnosti v dorozhnom dvizhenii : Sotsialnoe upravlenie sistemoy obespecheniya bezopasnosti v dorozhnom dvizhenii / V. I. Mayorov // Vestnik Akademii entsiklopedicheskikh nauk. — 2015. — № 3 (20). — S. 25-32.
17. Mayorov, V. I. Sotsialnoe upravlenie sistemoy obespecheniya bezopasnosti v dorozhnom dvizhenii /
V I. Mayorov // Vestnik Uralskogo instituta ekonomiki, upravleniya i prava. — 2015. — № 1 (30). — S. 21-26.
18. Mayorov, V. I. Upravlenie riskami v sfere dorozhnogo dvizheniya // Upravlenie sotsialno-ekonomicheskimi sistemami: teoriya, metodologiya, praktika : monografiya / V. I. Mayorov ; pod obshch. red. G. Yu. Gulyaeva. — Penza, 2017. — S. 118-127.
19. Mayorov, V. I. Sozdanie sistemy upravleniya riskami v sfere obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya : monografiya / V. I. Mayorov, S. V. Gorovenko, A. K. Kostylev [i dr.]. — Chelyabinsk : Tsitsero, 2018.
20. Mayorov, V I. Strategiya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v Rossiyskoy Federatsii na 2018-2024 gody: osnovnye riski / V I. Mayorov, S. I. Ivanova // Administrativnoe pravo i protsess. — 2018. — № 11. — S. 9-14.
21. Mayorov, V. I. Klassifikatsiya riskov, voznikayushchikh v sfere dorozhnogo dvizheniya / V. I. Mayorov // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. — 2018. — № 6. — S. 116—122.
22. Mayorov, V. I. Obespechenie bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v usloviyakh massovoy avtomobilizatsii / V. I. Mayorov // Aktualnye voprosy kontrolya i nadzora v sotsialno znachimykh sferakh
deyatelnosti obshchestva i gosudarstva : materialy IV Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 90-letiyu professora I. A. Sklyarova / otv. red. A. V. Martynov. — Nizhniy Novgorod, 2018. — S. 97-119.
23. Nauchno-prakticheskiy kommentariy federalnogo zakona Rossiyskoy Federatsii ot 23 iyunya 2016 goda № 182-FZ «Ob osnovakh sistemy profilaktiki pravonarusheniy v rossiyskoy federatsii» : prakticheskoe posobie / pod obshch. red. V I. Mayorova. — Tyumen, 2017. — 136 s.
Дата поступления статьи в редакцию: 17.12.2019.