Научная статья на тему '«Foresight» – инновационная технология совершенствования в сфере безопасности дорожного движения на основе взаимодействия государства и общества'

«Foresight» – инновационная технология совершенствования в сфере безопасности дорожного движения на основе взаимодействия государства и общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
62
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
государственная политика / государственное управление / безопасность дорожного движения / гражданское общество / социальное партнерство / форсайт / public policy / public administration / road safety / civil society / social partnership / foresight

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майоров Владимир Иванович

Актуальность: государственная политика Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения в течение двух предыдущих десятилетий прошла несколько эволюционных этапов по снижению социальных рисков граждан при осуществлении транспортных потребностей: последовательная реализация двух федеральных целевых программ на периоды 2006–2012 гг. и 2013–2020 гг.; «Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года»; «Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018–2024 годы». В указанной Стратегии определено достижение социального риска 4,0 погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 100 тысяч населения. В настоящее время в Российской Федерации осуществляется реализация национального проекта «Безопасные качественные дороги» (включающего несколько крупных федеральных проектов). Масштабы важного социально-экономического проекта оцениваются в 518 млрд рублей, а его реализация охватывает все субъекты Российской Федерации и рассчитана на долгосрочную перспективу до 2030 г. Постановка проблемы: основной причиной дорожно-транспортных происшествий, в том числе со смертельным исходом, являются нарушения правил дорожного движения. В Российской Федерации в 2021 г. было зафиксировано 179,5 млн административных правонарушений правил дорожного движения, что на 9,6 % больше, чем в 2020 г. и почти на 50 % больше, чем в 2016 г. Во многом этот факт объясняется возрастающим количеством технических средств автоматической фотовидеофиксации, но исследователи отмечают «сложившуюся привычку» к нарушению правил дорожного движения у значительной части населения страны, несмотря на финансовое бремя административных штрафов. В 2021 г. социальный риск соответствовал статистическому показателю 10,2. Очевидно, без изменения негативного социально-поведенческого стереотипа у участников дорожного движения к нарушению правил ставится под сомнение достижение заявленного ключевого показателя 4,0 погибших в дорожнотранспортных происшествиях на 100 тысяч человек как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе до 2030 г. Цель исследования: в Стратегии одним из рисков устойчивого развития в сфере безопасности дорожного движения указана «недооценка роли институтов гражданского общества в формировании законопослушного поведения участников дорожного движения». В постановке задач национального проекта «Безопасные качественные дороги» вопросы формирования правосознания и правовой (транспортной) культуры граждан, усиление роли гражданского общества в данном сегменте безопасности не ставятся, соответственно проблемы данного круга требуют разработки дополнительных проектов. Цель исследования заключается в проведении дифференцированного анализа сложившихся к настоящему времени доктриальных моделей взаимодействия государства и общества в сфере безопасности дорожного движения. Рассматриваемые модели различаются балансом превалирующей роли либо государства, либо общества. Составить представление о современной технологии форсайта. Обосновать необходимость разработки форсайт-проекта для актуализации взаимодействия государства и общества в формировании высокой правовой (транспортной) культуры граждан, развитии административного правосознания, укрепления правовой интеграции общества в вопросах совершенствования сферы безопасности дорожного движения. Методы исследования: общенаучные и частнонаучные методы познания явлений и процессов объективной действительности, формально-юридический, системно-структурный, статистический, логический, метод анализа и обобщения. Ключевые выводы: 1. Констатируется недооценка роли институтов гражданского общества в формировании правомерного поведения участников дорожного движения. Необходимо активизировать и интегрировано применять на практике ресурсные возможности сложившихся к настоящему времени моделей (рассмотренных в данной статье) в достижении национальных целей развития России, гармонизации интересов государства и общества. 2. Полиции (ГИБДД) как заинтересованному субъекту в данной области безопасности, реализуя принципы социального партнерства, необходимо более активно взаимодействовать с институтами гражданского общества, содействовать формированию правовой интеграции общества. Активизировать и совершенствовать работу общественных советов, созданных при МВД России и его территориальных органах в данном направлении работы. 3. Динамика роста административных правонарушений в области безопасности дорожного движения в последние годы показывает, что интенсивный процесс автомобилизации населения России не сопровождался опережающим развитием правосознания и формированием социально полезных стереотипов правовой (транспортной) культуры граждан. Данный факт невозможно игнорировать, основными причинами дорожно-транспортных происшествий (в том числе со смертельным исходом) являются нарушения правил дорожного движения. 4. Инновационная технология «foresight» (форсайт) обладает большими ресурсами и гибкостью, позволяет более эффективно достигать позитивных целей на основе прогноза «желаемого будущего» в сфере безопасности дорожного движения. В том числе в сжатые сроки создать социально позитивные стереотипы транспортно-дорожного поведения участников (водителей, пассажиров, пешеходов). Форсайт создает условия для повышения правосознания и правовой культуры граждан, что будет содействовать снижению административной деликатности (и в итоге влиять на снижение показателей смертности в дорожно-транспортных происшествиях). 5. Применение форсайта в формировании и создании условий безопасного будущего для участников дорожного движения позволяет привести к консенсусу интересов государства и институтов гражданского общества. Таким образом, представляется обоснованным создание и осуществление форсайт-проекта, направленного на совершенствование сферы безопасности дорожного движения, с учетом вышеуказанных ключевых направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Майоров Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Foresight» is an Innovative Technology of Improvement in the Field of Road Safety Based on the Interaction of the State and Society

The relevance: the state policy of the Russian Federation in the field of road safety, over the past two decades, has gone through several evolutionary stages to reduce the social risks of citizens in the implementation of transport needs: the consistent implementation of two federal targeted programs for the periods 2006–2012. and 2013–2020; “Transport strategy of the Russian Federation until 2030”; “Strategies for road safety in the Russian Federation for 2018–2024” (hereinafter referred to as the Strategy). Currently, the Russian Federation is implementing the national project “Safe High-Quality Roads” (which includes several large federal projects). The scale of the important socio-economic project is estimated at 518 billion rubles, and its implementation covers all subjects of the Russian Federation and is designed for the long term until 2030. In this Strategy, the achievement of a social risk of 4.0 deaths in road traffic accidents per 100 thousand people is determined. Problem statement: the main cause of road traffic accidents, including fatal ones, are violations of traffic rules. In the Russian Federation, in 2021, 179.5 million administrative offenses of road traffic accidents were recorded, which is 9.6% more than in 2020 and almost 50% more than in 2016. This fact is largely due to the increasing number of technical means of automatic photo-video recording, but the researchers note the “established habit” of violating traffic rules among a significant part of the country’s population, despite the “financial burden” of administrative fines. In 2021, the social risk corresponded to a statistical indicator of 10.2. Obviously, without changing the negative social and behavioral stereotype of road users to violate traffic rules, the achievement of the declared key indicator 4.0 deaths in road accidents per 100 thousand people, is called into question, as in short and long term until 2030. Purpose of the study: in the Strategy, one of the risks of sustainable development in the field of road safety indicates”underestimation of the role of civil society institutions in shaping the law-abiding behavior of road users.” In setting the objectives of the national project “Safe HighQuality Roads”, the issues of the formation of legal awareness and the legal (transport) culture of citizens, the strengthening of the role of civil society in this segment of security are not raised, respectively, the problems of this circle require the development of additional projects. The purpose of the study is to conduct a differentiated analysis of the currently established doctrinal models of interaction between the state and society in the field of road safety: The models under consideration differ in the balance of the prevailing role of either the state or society. Get an idea of modern foresight technology. Justify the need to develop a foresight project to update the interaction between the state and society in the formation of a high legal (transport) culture of citizens, the development of administrative legal awareness, strengthening the legal integration of society in improving the sphere of road safety. Research methods: general scientific and particular scientific methods of cognition of phenomena and processes of objective reality: formal-legal, system-structural, statistical, logical, method of analysis and generalization. Key findings: 1. An underestimation of the role of civil society institutions in shaping the lawful behavior of road users is stated. It is necessary to activate and integrate in practice the resource capabilities of the models that have developed to date (considered in this article) in achieving the national development goals of Russia, harmonizing the interests of the state and society. 2. The police (traffic police) as an interested subject in this area of security, implementing the principles of social partnership, need to interact more actively with civil society institutions, to promote the formation of the legal integration of society. To intensify and improve the work of the Public Councils established under the Ministry of Internal Affairs of Russia and its territorial bodies in this area of work. 3. The dynamics of the growth of administrative offenses in the field of road safety in recent years shows that the intensive process of motorization of the Russian population was not accompanied by the advanced development of legal awareness and the formation of socially useful stereotypes of the legal (transport) culture of citizens. This fact cannot be ignored, the main causes of road accidents (including fatal ones) are traffic violations. 4. Innovative technology foresight has more resources and flexibility, allows you to more effectively achieve positive goals based on the forecast of the “desired future” in the field of road safety. In particular, in a short time to “create” socially positive stereotypes of the transport and road behavior of participants (drivers, passengers, pedestrians). Foresight creates conditions for increasing the legal awareness and legal culture of citizens, which will help reduce administrative delinquency (and, as a result, affect the reduction in death rates in road accidents). 5. The use of foresight in the formation and creation of conditions for a “safe future” for road users makes it possible to lead to a consensus of interests of the state and civil society institutions. Thus, it seems reasonable to create and implement a foresight project aimed at improving the field of road safety, taking into account the above key areas.

Текст научной работы на тему ««Foresight» – инновационная технология совершенствования в сфере безопасности дорожного движения на основе взаимодействия государства и общества»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ:

методология, правовое обеспечение

Майоров Владимир Иванович,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры административной деятельности органов внутренних дел, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, Российская Федерация, 625049, г. Тюмень,

ул. Амурская, д. 75 E-mail: .ru

Научная специальность: 12.00.14 — Административное право;

административный процесс (5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки)

УДК 342.95

DOI 10.24412/2072-9391-2022-363-41-51

Дата поступления статьи: 30 августа 2022 г. Дата принятия статьи в печать: 15 сентября 2022 г.

Vladimir Ivanovich Mayorov,

Doctor of Law, Professor, Professor of the Department

of Administrative Activity of Internal Affairs Bodies, Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the

Ministry of the Internal Affairs of Russia, Russian Federation, 625049, Tyumen, Amurskaya St., 75 E-mail: 1955715@rambler .ru

Scientific specialty: 12.00.14 — Administrative Law; Administrative Process (5.1.2. Public Law (State Law) Sciences)

«Foresight» - инновационная технология совершенствования в сфере безопасности дорожного движения на основе взаимодействия государства и общества

«Foresight» is an Innovative Technology of Improvement in the Field of Road Safety Based on the Interaction of the State and Society

Аннотация

Актуальность: государственная политика Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения в течение двух предыдущих десятилетий прошла несколько эволюционных этапов по снижению социальных рисков граждан при осуществлении транспортных потребностей: последовательная реализация двух федеральных целевых программ на периоды 2006-2012 гг. и 2013-2020 гг.; «Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года»; «Стратегия безопасности до-

Annotation

The relevance: the state policy of the Russian Federation in the field of road safety, over the past two decades, has gone through several evolutionary stages to reduce the social risks of citizens in the implementation of transport needs: the consistent implementation of two federal targeted programs for the periods 2006-2012. and 2013-2020; "Transport strategy of the Russian Federation until 2030"; "Strategies for road safety in the Russian Federation for 2018-2024" (hereinafter referred to as the Strategy).

42

рожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы». В указанной Стратегии определено достижение социального риска 4,0 погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 100 тысяч населения.

В настоящее время в Российской Федерации осуществляется реализация национального проекта «Безопасные качественные дороги» (включающего несколько крупных федеральных проектов). Масштабы важного социально-экономического проекта оцениваются в 518 млрд рублей, а его реализация охватывает все субъекты Российской Федерации и рассчитана на долгосрочную перспективу до 2030 г.

Постановка проблемы: основной причиной дорожно-транспортных происшествий, в том числе со смертельным исходом, являются нарушения правил дорожного движения. В Российской Федерации в 2021 г. было зафиксировано 179,5 млн административных правонарушений правил дорожного движения, что на 9,6 % больше, чем в 2020 г. и почти на 50 % больше, чем в 2016 г. Во многом этот факт объясняется возрастающим количеством технических средств автоматической фотовидеофиксации, но исследователи отмечают «сложившуюся привычку» к нарушению правил дорожного движения у значительной части населения страны, несмотря на финансовое бремя административных штрафов. В 2021 г. социальный риск соответствовал статистическому показателю 10,2. Очевидно, без изменения негативного социально-поведенческого стереотипа у участников дорожного движения к нарушению правил ставится под сомнение достижение заявленного ключевого показателя 4,0 погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 100 тысяч человек как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе до 2030 г.

Цель исследования: в Стратегии одним из рисков устойчивого развития в сфере безопасности дорожного движения указана «недооценка роли институтов гражданского общества в формировании законопослушного поведения участников дорожного движения». В постановке задач национального проекта «Безопасные качественные дороги» вопросы формирования правосознания и правовой (транспортной) культуры граждан, усиление роли гражданского общества в данном сегменте безопасности не ставятся, соответственно проблемы данного круга требуют разработки дополнительных проектов. Цель исследования заключается в проведении дифференцированного анализа сложившихся к настоящему времени доктриальных моделей взаимодействия государства и общества в сфере безопасности дорожного движения. Рассматриваемые модели различаются балансом превалирующей

Currently, the Russian Federation is implementing the national project "Safe High-Quality Roads" (which includes several large federal projects). The scale of the important socio-economic project is estimated at 518 billion rubles, and its implementation covers all subjects of the Russian Federation and is designed for the long term until 2030. In this Strategy, the achievement of a social risk of 4.0 deaths in road traffic accidents per 100 thousand people is determined.

Problem statement: the main cause of road traffic accidents, including fatal ones, are violations of traffic rules. In the Russian Federation, in 2021, 179.5 million administrative offenses of road traffic accidents were recorded, which is 9.6% more than in 2020 and almost 50% more than in 2016. This fact is largely due to the increasing number of technical means of automatic photo-video recording, but the researchers note the "established habit" of violating traffic rules among a significant part of the country's population, despite the "financial burden" of administrative fines. In 2021, the social risk corresponded to a statistical indicator of 10.2. Obviously, without changing the negative social and behavioral stereotype of road users to violate traffic rules, the achievement of the declared key indicator 4.0 deaths in road accidents per 100 thousand people, is called into question, as in short and long term until 2030.

Purpose of the study: in the Strategy, one of the risks of sustainable development in the field of road safety indicates"underestimation of the role of civil society institutions in shaping the law-abiding behavior of road users." In setting the objectives of the national project "Safe High-Quality Roads", the issues of the formation of legal awareness and the legal (transport) culture of citizens, the strengthening of the role of civil society in this segment of security are not raised, respectively, the problems of this circle require the development of additional projects. The purpose of the study is to conduct a differentiated analysis of the currently established doctrinal models of interaction between the state and society in the field of road safety: The models under consideration differ in the balance of the prevailing role of either the state or society. Get an idea of modern foresight technology. Justify the need to develop a foresight project to update the interaction between the state and society in the formation of a high legal (transport) culture of citizens, the development of administrative legal awareness, strengthening the legal integration of society in improving the sphere of road safety.

Research methods: general scientific and particular scientific methods of cognition of phenomena and processes of objective reality: formal-legal, system-structural, statisti-

роли либо государства, либо общества. Составить представление о современной технологии форсайта. Обосновать необходимость разработки форсайт-проекта для актуализации взаимодействия государства и общества в формировании высокой правовой (транспортной) культуры граждан, развитии административного правосознания, укрепления правовой интеграции общества в вопросах совершенствования сферы безопасности дорожного движения.

Методы исследования: общенаучные и част-нонаучные методы познания явлений и процессов объективной действительности, формально-юридический, системно-структурный, статистический, логический, метод анализа и обобщения.

Ключевые выводы:

1. Констатируется недооценка роли институтов гражданского общества в формировании правомерного поведения участников дорожного движения. Необходимо активизировать и ин-тегрированно применять на практике ресурсные возможности сложившихся к настоящему времени моделей (рассмотренных в данной статье) в достижении национальных целей развития России, гармонизации интересов государства и общества.

2. Полиции (ГИБДД) как заинтересованному субъекту в данной области безопасности, реализуя принципы социального партнерства, необходимо более активно взаимодействовать с институтами гражданского общества, содействовать формированию правовой интеграции общества. Активизировать и совершенствовать работу общественных советов, созданных при МВД России и его территориальных органах в данном направлении работы.

3. Динамика роста административных правонарушений в области безопасности дорожного движения в последние годы показывает, что интенсивный процесс автомобилизации населения России не сопровождался опережающим развитием правосознания и формированием социально полезных стереотипов правовой (транспортной) культуры граждан. Данный факт невозможно игнорировать, основными причинами дорожно-транспортных происшествий (в том числе со смертельным исходом) являются нарушения правил дорожного движения.

4. Инновационная технология «foresight» (форсайт) обладает большими ресурсами и гибкостью, позволяет более эффективно достигать позитивных целей на основе прогноза «желаемого будущего» в сфере безопасности дорожного движения. В том числе в сжатые сроки создать социально позитивные стереотипы транспортно-дорожного поведения участ-

cal, logical, method of analysis and generalization.

Key findings:

1. An underestimation of the role of civil society institutions in shaping the lawful behavior of road users is stated. It is necessary to activate and integrate in practice the resource capabilities of the models that have developed to date (considered in this article) in achieving the national development goals of Russia, harmonizing the interests of the state and society.

2. The police (traffic police) as an interested subject in this area of security, implementing the principles of social partnership, need to interact more actively with civil society institutions, to promote the formation of the legal integration of society. To intensify and improve the work of the Public Councils established under the Ministry of Internal Affairs of Russia and its territorial bodies in this area of work.

3. The dynamics of the growth of administrative offenses in the field of road safety in recent years shows that the intensive process of motorization of the Russian population was not accompanied by the advanced development of legal awareness and the formation of socially useful stereotypes of the legal (transport) culture of citizens. This fact cannot be ignored, the main causes of road accidents (including fatal ones) are traffic violations.

4. Innovative technology foresight has more resources and flexibility, allows you to more effectively achieve positive goals based on the forecast of the "desired future" in the field of road safety. In particular, in a short time to "create" socially positive stereotypes of the transport and road behavior of participants (drivers, passengers, pedestrians). Foresight creates conditions for increasing the legal awareness and legal culture of citizens, which will help reduce administrative delinquency (and, as a result, affect the reduction in death rates in road accidents).

5. The use of foresight in the formation and creation of conditions for a "safe future" for road users makes it possible to lead to a consensus of interests of the state and civil society institutions. Thus, it seems reasonable to create and implement a foresight project aimed at improving the field of road safety, taking into account the above key areas.

44

ников (водителей, пассажиров, пешеходов). Форсайт создает условия для повышения правосознания и правовой культуры граждан, что будет содействовать снижению административной деликтности (и в итоге влиять на снижение показателей смертности в дорожно-транспортных происшествиях).

5. Применение форсайта в формировании и создании условий безопасного будущего для участников дорожного движения позволяет привести к консенсусу интересов государства и институтов гражданского общества. Таким образом, представляется обоснованным создание и осуществление форсайт-проекта, направленного на совершенствование сферы безопасности дорожного движения, с учетом вышеуказанных ключевых направлений.

Ключевые слова: государственная политика; государственное управление; безопасность дорожного движения; гражданское общество; социальное партнерство; форсайт.

Keywords: public policy; public administration; road safety; civil society; social partnership; foresight.

Введение. В настоящее время классические методы планирования на уровне государственного управления в крупных социально-экономических проектах становятся недостаточно продуктивными в силу узости и невозможности учета системной взаимосвязи многочисленных факторов, влияющих на их эффективность. В полной мере к данному явлению можно отнести сферу безопасности дорожного движения. В целях повышения качества управления и совершенствования безопасности в указанной сфере в мировой и отечественной практике за последние десятилетия был адаптирован ряд методов из различных отраслей научно-практического знания, в том числе из стратегического менеджмента: стратегическое планирование, «древо целей и результатов», программный метод, системный подход, риск-ориентированный подход, технология «бенчмаркинга», технология «форсайта» и др.

Эволюция стратегического управления в сфере безопасности дорожного движения прослеживается на всех уровнях: международном, государственном, региональном. В первую очередь следует отметить международные инициативы ООН в целях устойчивого развития в данной сфере в виде принятия двух глобальных планов десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения на периоды 2011-2020 гг. и 2021-2030 гг.1 Подчерки-

1 Глобальный план Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения в 2021-2030 годы [Электрон-

вается, что национальные правительства могут достичь значительного сокращения смертности в дорожно-транспортных происшествиях (далее — ДТП) при условии применения комплексного подхода «Безопасная система», содержащего следующие ключевые блоки: землепользование и мультимодальные транспортные системы; безопасная дорожная инфраструктура; безопасные транспортные средства; безопасность участников дорожного движения; своевременное оказание помощи пострадавшим в ДТП.

Основная часть. В Российской Федерации государственная политика, направленная на снижение социальных и транспортных рисков граждан при реализации транспортной потребности, также эволюционировала от принятия двух федеральных целевых программ на периоды 2006—2011 гг. и 2012—2020 гг. до принятия «Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018—2024 годы» (далее — Стратегия), в которой определено достижение показателя социального риска к 2024 г. — 4 погибших на 100 тысяч населения.

В настоящее время в Российской Федерации осуществляется реализация масштабного национального проекта «Безопасные качественные дороги», в который комплексно входят несколько крупных федеральных проектов, а их поэтапное выполнение рассчитано на дол-

ный ресурс]. URL: https://www.who.int/ru/publications/m/item/ global-plan-for-the-decade-of-action-for-road-safety-2021-2030 (дата обращения: 01.07.2022).

госрочную перспективу до 2030 г. С развитием гражданского общества заинтересованность и участие граждан в обсуждении национально значимых проектов, влияние на принятие решений в государственном управлении становятся все более значимыми. Граждане страны являются постоянными участниками дорожного движения в качестве водителя, пассажира или пешехода. Обеспечение безопасности дорожного движения как общественно значимого явления касается каждого.

За достаточно длительный период становления и активной автомобилизации населения в отечественной и зарубежной практике сложилось несколько доктринальных моделей взаимодействия государства и общества, влияющих на эффективность обеспечения безопасности дорожного движения. В исследовании Ю. Н. Калюжного на основе анализа выявлены основные модели взаимодействия государства и общества, сформировавшиеся к настоящему времени в сфере безопасности дорожного движения: воздействующая, содействующая, опекунская (патернализм), партнерская (сотрудничество), постепенная (инкрементализм), синер-гетическая, форсайт [5].

Государственное управление включает стратегическое планирование, стремясь к интеграции развития во всех сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной. Рассматриваемые доктриальные модели различаются балансом превалирующей роли либо государства (доминирование), либо значимым влиянием на складывающиеся общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения со стороны институтов гражданского общества. Правоотношения в области обеспечения безопасности дорожного движения не являются формально абстрактными, а базируются на общественных отношениях. Иначе говоря, правоотношения являются надстроечной категорией (формализованный уровень), вторичны относительно общественных отношений (которые имеют как формализованный, так и естественный уровни) и служат им.

Представляется, что вышеперечисленные доктринальные модели взаимодействия государства и общества в сфере безопасности дорожного движения: во-первых, ориентированы на определение степени включенности индивида, социальных групп, общественных организаций в указанную сферу взаимодействия; во-вторых, направлены на координацию управленческих процессов развития и совершенствования в указанной сфере безопасности. Следует отметить, что рассмотрение содержательной характеристики доктринальных моделей показывает развитие демократических основ государственной власти, степень гражданской ак-

тивности, уровень правовой культуры граждан. Проанализируем вышеуказанные модели с точки зрения ключевых аспектов.

Воздействующая модель взаимодействия государства и общества по содержанию является классическим вариантом организацион-но-управляющего воздействия на общественные отношения и объекты. В указанной сфере безопасности данная модель проявляется, с одной стороны, в юридически властной деятельности государства (через государственный аппарат), с другой — подчинении участников правоотношений в сфере дорожного движения. Воздействие на участников дорожного движения (водителей, пассажиров, пешеходов) осуществляется в виде требований, указаний, предписаний, а также рекомендаций, подразумевающих обязательность исполнения. Формы воздействия могут осуществляться неявно, например, посредством социального влияния авторитета (авторитет государственных органов, личный авторитет госслужащего), а также формированием опасения применения мер принуждения со стороны государства. Но в настоящее время основной механизм воздействия носит открытый характер — контрольно-надзорные и разрешительные функции государственных органов.

Несмотря на важность и необходимость «воздействующей модели», следует понимать, что если апеллировать только к ней, то у участников правоотношений формируется пассивность, инфантильность, мимикрия (не суть, а имитация). Это не способствует формированию ответственности и дисциплинированности как устойчивых психологических качеств личности, что на философском уровне понимания борьбы и единства противоположностей приводит только к вынужденному усилению мер принуждения и позиции доминирования со стороны компетентных государственных органов.

Патерналистская модель взаимодействия государства и общества в определенной степени представляет заботу (опеку) со стороны государства по отношению к обществу в целом, социальным группам и индивидам по различным критериям, например, возрастным (дети, пожилые люди), инклюзивным (лица с ограниченными возможностями здоровья). Функциональное назначение патерналистской модели заключается в воспитании законопослушного поведения участников дорожного движения. Функционирование носит не единичный характер, а осуществляется в обществе постоянно, в виде целенаправленной пропаганды в образовательных учреждениях, профилактических рейдов полиции, социальной рекламы на пешеходных переходах и опасных участках дороги, в распространении пропагандо-профилактиче-

46

ской информации задействованы средства массовой информации.

Во всех регионах страны совместными усилиями полиции (ГИБДД) и представителей учреждений и общественных организаций, в том числе общественных советов, созданных при Министерстве внутренних дел Российской Федерации (далее — МВД России) и территориальных органах, проводится ряд мероприятий, в том числе на основе личного участия участников дорожного движения в формате: конкурсов, выставок, викторин, лекций, конференций и др. Профилактическая функция патерналистской модели имеет важное значение, особенно в вопросах воспитания подрастающего поколения и формирования полезных и устойчивых социальных стереотипов правовой (транспортной) культуры. Данная модель профилактической направленности важна и для взрослых участников (водителей, пассажиров, пешеходов), Например, психологическое влияние социальной рекламы, где нет прямого призыва к соблюдению правил дорожного движения, тем не менее показывает высокую упреждающую эффективность, что доказано научно и подтверждается практикой [6].

Содействующая модель взаимодействия государства и общества имеет вектор от представителей гражданского общества к государственным органам. Данный вид взаимодействия носит непостоянный, эпизодический характер, основан на личной инициативе граждан, которые сообщают (информируют) государственные органы: о несоблюдении нормативных правовых актов; нарушениях регламентов, стандартов, технических норм; нарушениях общеобязательных норм, которые создают риски и угрозы в безопасности дорожного движения. Граждане выступают в роли свидетелей, оказывают помощь сотрудникам полиции в получении необходимой информации и сведений, связанных с выполнением профессиональной деятельности в данной области. Граждане сообщают о водителях, управляющих транспортным средством в состоянии алкогольного или иного опьянения, известно, что благодаря таким сообщениям удается ежегодно задерживать более 40 тысяч таких лиц, соответственно упреждая более опасные последствия дорожно-транспортных происшествий.

Нельзя недооценивать содействующую модель взаимодействия государства и общества, наиболее позитивные результаты взаимодействия очевидны в деятельности полиции [7]. Это также свидетельствует о росте доверия к полиции, повышает ее имидж в обществе, показывает высокий уровень правосознания граждан, действующих по собственному желанию.

Партнерская модель взаимодействия государства и общества в сфере безопасности дорожного движения является одной из наиболее значимых. Достижение долгосрочных национальных целей социально-экономического развития Российской Федерации напрямую связано с устойчивым становлением институтов гражданского общества. Взаимодействие государства и общества осуществляется по принципу социального партнерства, что предполагает создание общественных объединений на основе добровольного участия граждан в целенаправленной и систематической деятельности по повышению безопасности дорожного движения [8].

В Федеральном законе «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ одним из основных принципов деятельности правоохранительного органа указано обеспечение доверия и поддержки со стороны граждан (ст. 9), а общественное мнение является одним из трех критериев официальной оценки работы. С 2011 г. при МВД России и его территориальных органах внутренних дел образуются общественные советы, которые осуществляют функции по согласованию общественно значимых интересов граждан и государственных органов (полиции). За период 2011—2022 гг. осуществляли свою деятельность общественные советы четырех созывов, совершенствуя виды, формы и методы их работы.

Общественные советы функционируют как общественный контроль за деятельностью полиции, участвуют в реализации государственной политики по обеспечению безопасности дорожного движения, в проведении общественных экспертиз нормативных правовых актов в данной области, рассматривают гражданские инициативы (индивидуальные и общественных организаций), связанные с повышением качества безопасности дорожного движения, инициируют проведение профилактических мероприятий, осуществляют пропаганду безопасности дорожного движения для населения, поддерживают проведение общероссийских социальных акций, например, «Сохрани жизнь! Сбавь скорость!». Целевое использование современного коммуникационно-аналитического формата на платформе «Неравнодушный человек» позволило многократно повысить эффективность работы общественных советов (открытость, доступность, прозрачность) и привлечь различные слои населения, бизнес и предпринимательство к актуальным вопросам безопасности дорожного движения [9].

Особое внимание заслуживают общероссийские и региональные проекты, осуществляемые общественными советами. Например, региональный проект «Дороги74» (г. Челябинск) реализованный по аналогии с общероссийским

проектом «Дороги без проблем». От граждан поступает информация о неисправностях улич-но-дорожной сети. Граждане получают обратную связь «проблема — под контролем — исполнено», результативность позитивного взаимодействия усиливает гражданскую позицию, доверие и поддержку в содействии деятельности полиции.

Партнерская модель взаимодействия направлена на усиление связей с общественными структурами не по вертикали, а по горизонтали, что отражает восприимчивость государственных органов к потребностям общества. Одной из форм реализации партнерской модели выступает государственно-частное партнерство, примером является крупная государственная компания «Российские автомобильные дороги» («Росавтодор»). Модель социального партнерства основана на взаимной активности сторон, системной деятельности, признании взаимной важности и ценности (государство для граждан), осуществлении совместных проектов и действий в сфере безопасности дорожного движения. Реализация модели социального партнерства направлена на усиление доверия граждан к деятельности полиции, содействует более полной реализации ее функций.

Синергетическая модель взаимодействия государства и общества в сфере безопасности дорожного движения. Прогрессивное социально-экономическое развитие государства всегда связано с расширением транспортных потребностей граждан (индивидуальных, социальных групп, организаций, перемещение грузов), что требует правового регулирования общественных отношений в указанной области безопасности. В общем виде синергия представляет эффект усиления конечного результата от взаимодействия нескольких факторов, что невозможно достичь простой суммой действий по отдельности [11].

На основе анализа социальных процессов, происходящих в обществе, можно выявить механизмы создающих устойчивость позитивных/ негативных социальных явлений, которые проявляются в правовом поле по защите интересов граждан (например, высокий уровень правосознания граждан, правовая интеграция общества или коррупция, преступность, правовой нигилизм и др.). Применение синергетической модели взаимодействия государства и общества оказывает воздействие не просто на размывание негативных социальных явлений. Основная суть в созидании полезных стереотипов поведения в сфере безопасности дорожного движения, а именно: снижение административной деликтности, развитие правосознания и правомерного поведения, формирование право-

вой (транспортной) культуры, соблюдение правил дорожного движения (далее — ПДД), общественное порицание нарушителей ПДД, совершенствование в сфере безопасности дорожного движения (дорожная инфраструктура, удобное расположение парковок и остановок общественного транспорта и др.). Синергетика демонстрирует способность человека влиять на ход значимых социальных процессов, где малые причины порождают большие позитивные следствия.

Модель логического инкрементализма взаимодействия государства и общества действует по принципу постепенного продвижения к результату повышения безопасности дорожного движения. Данная модель импортирована из стратегического менеджмента, где была разработана как методология управления стратегическими изменениями (80-е гг. ХХ в. Квин Дж. Б., США), в России научно-практическое применение началось с 2000-х гг. Методология логического инкрементализма основана на пошаговом движении к намеченной цели, с постоянным уточнением в зависимости от быстро изменяющихся условий внутренней и внешней среды, именно такой принцип заложен в вышеуказанной «Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018—2024 годы»2. Стратегия разработана на основе риск-ориентированного подхода, нацелена на уменьшение социального и транспортного рисков, как правило, данные показатели имеют медленную динамику снижения, во многих развитых зарубежных странах потребовались десятилетия, чтобы достичь статистического показателя 4,0 на 100 тысяч населения как негативных последствий дорожно-транспортных происшествий.

Модель логического инкрементализма в силу отсутствия изначальной четкости позволяет гибко реагировать на изменяющиеся условия, вносить коррективы в методы, сроки, технологии на пути к достижению заявленных целей. В связи с затормаживающим влиянием на социально-экономические процессы пандемии СОУГО-19 были внесены и соответствующие коррективы в Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации с 2024 г. на 2030 г., в том числе по снижению смертности в ДТП, так как это входит в результативный показатель по увеличению продолжительности жизни граждан и снижению смертности от внешних причин.

2 Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движе -ния в Российской Федерации на 2018-2024 годы [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 8 января 2018 г. № 1-р. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

48

В геополитических условиях постоянных внешних угроз, направленных на замедление темпов развития нашего государства, создание внутреннего экономического дисбаланса и социальной напряженности, модель логического инкрементализма обладает ценным ресурсом гибкости при поиске новых управленческих решений на пути к достижению национальных целей Российской Федерации.

Модель форсайта (англ. foresight — предвидение, видение будущего) построена на принципах устойчивого развития, стратегического планирования, долгосрочного прогнозирования, но не сводится только к этим явлениям. Первые прообразы форсайт-проектов возникли во второй половине ХХ в. (50—60 гг., метод «Дельфи», США). В настоящее время данная технология (пятого поколения) приобрела широкое применение в обсуждении долгосрочных проектов во всех общественно значимых сферах.

Методология форсайта представляет тщательно спланированный и организованный системный процесс интеллектуального обсуждения желаемого будущего в какой-либо сфере. Форсайт применяется в проектировании и мониторинге крупномасштабных прорывных инновационных проектов на национальном и региональном уровне, а также на уровне крупных организаций в долгосрочной перспективе, что в полной мере применимо к сфере безопасности дорожного движения. Важно отметить, что форсайт базируется на создании фундаментальных основ планируемого развития, гарантирующего существование системы независимо от влияния внешних факторов [1]. Таким образом, методология форсайта противоположна инкрементализму, но отличается и от стандартного прогнозирования, в основе которого заложено продвижение (зависимость) от достижений прошлого. В то же время форсайт — это не футурологический прожект будущего [4].

Форсайт-проект конкретен и сбалансирован в предвидение грядущего, потому что не предсказывает, а создает это будущее целенаправленно. Ключевым отличием создания форсайт-проекта в сфере безопасности дорожного движения является организационно-управленческая система масштабного включения гражданского общества в процесс обсуждения, а в дальнейшем и в реализацию проекта. Ключевым аспектом является умение организовать продуктивное обсуждение желаемого будущего в сфере безопасности дорожного движения с подключением экспертов из различных областей научно-практического знания (технических, естественных, общественных и социально--гуманитарных наук), представителей биз-

неса и других заинтересованных общественных организаций и лиц [10].

Таким образом, форсайт используется как системный инструмент формирования желаемого будущего, в том числе влияющий на изменение сложившихся негативных элементов национального менталитета, устаревших компонентов культуры (что изменяется достаточно медленно обычными методами). Данные аспекты чрезвычайно важны для нашей страны, так как длительное время в вопросах повышения безопасности дорожного движения исходили из экономических потребностей, технических решений и правового регулирования общественных отношений в данной сфере, не уделяя необходимого внимания целенаправленному формированию правосознания и правовой (транспортной) культуры граждан. В национальных проектах развития России до 2030 г. определено достижение показателя социального риска 4,0 погибших в ДТП на 100 тысяч населения, что соответствует достигнутому уровню высокоразвитых стран мира. Насколько реально достичь этот показатель? Что будет содействовать, а что являться преградой?

Во-первых, в России последовательно были реализованы две федеральные целевые программы повышения безопасности дорожного движения в периоды 2006—2012 гг.3 и 2013—2020 гг.4, которые позволили снизить смертность в результате ДТП. На национальном уровне была поставлена и решена задача к 2020 г. снизить уровень смертности в результате ДТП на 42 % (достигнутый результат — 43,6 %) и установлен показатель социального риска 10,9 (достигнутый результат — 10,8, а в 2021 г. — 10,2)5. По статистическим данным, если в 2012 г. в ДТП погибли 27 991 человек, то в 2021 — 14 874 человека. Наблюдается явная положительная динамика, что дает основания для дальнейших позитивных ожиданий.

Во-вторых, в настоящее время в Российской Федерации осуществляется крупнейший национальный проект (далее — НП) «Безопасные качественные дороги»6, включающий ряд

3 О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах»: Постановление Правительства Рос. Федерации от 20 февраля 2006 г. № 100 // СЗ РФ. 2006. № 9. Ст. 1020.

4 О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах: Постановление Правительства Рос. Федерации от 3 октября 2013 г. № 864 // СЗ РФ. 2013. № 41. Ст. 5183.

5 Состояние и тенденции безопасности дорожного движения в Российской Федерации в 2011-2020 годах: аналитический обзор. Москва, 2022.

6 Национальный проект «Безопасные качественные дороги» [Электронный ресурс]. URL: https://rosavtodor.gov.ru/about/ upravlenie-fda/nacionalnyj-proekt-bezopasnye-i-kachestvennye-avtomobilnye-dorogi (дата обращения: 29.07.2022).

федеральных проектов: «Безопасность дорожного движения»; «Региональная и местная дорожная сеть»; «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях»; «Развитие федеральной магистральной сети»; «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства»; «Автомобильные дороги Минобороны России». Осуществление НП «Безопасные качественные дороги» согласуется с НП «Здравоохранение» (включающим повышение оказания санитарно-медицинской помощи пострадавшим в ДТП), рассчитано до 2030 г. и предполагает достижение показателя социального риска 4,0. Учитывая комплексность и высокую интегрированность стратегического планирования на государственном уровне, так же есть все основания ожидать к 2030 г. значительного снижения смертности в ДТП на территории Российской Федерации.

В-третьих, как известно, основной причиной ДТП является человеческий фактор - нарушение правил дорожного движения. На основе анализа статистических данных за период 2012-2021 гг. наблюдается динамика роста административной деликтности в области безопасности дорожного движения, поиски причин и путей влияния на негативную прогрессию ведутся уже достаточно давно [3]. В 2021 г. было зафиксировано 179,5 млн (!) административных правонарушений, что на 9,6 % больше, чем в 2020 г. и почти на 50 % больше, чем пятью годами ранее — в 2016 г. С одной стороны, негативную динамику можно объяснить тем, что многократно увеличилось количество технических средств автоматической фотови-деофиксации (ТСАФ), фиксирующих нарушения ПДД. Общая сумма штрафов в денежном эквиваленте за 2021 г. составляет 128,3 млрд рублей, материальное бремя, которое несут граждане, должно действовать упреждающе на их последующее нарушение ПДД, но этого не происходит.

Со всей очевидностью можно говорить о правовом нигилизме, низком правосознании граждан и как единственно правильном следствии — призывах к усилению административных мер наказания. Но такова ли должна быть логика достижения ключевых целей — снижение смертности в результате ДТП и уменьшение административной деликтности (нарушений ПДД, являющихся главной причиной ДТП) в области безопасности дорожного движения? Как известно, правосознание выступает основой правовой культуры и является ее элементом. Правовая культура включает развитие правосознания и правового мышления, формирование правовых установок и убеждений, а также конкретное поведение (правомерное или противоправное). Административное правосозна-

ние (как форма общественного сознания) определяет приоритеты дальнейшего развития общества, оказывает прямое влияние на гражданскую активность личности. Административное правосознание воплощает базовые идеи, ценности и цели, относящиеся к сфере государственного управления [2].

Таким образом, исходя из вышеизложенной аргументации, преследуя достижение фундаментальных ценностей, связанных с защитой законных прав и интересов граждан на безопасное удовлетворение транспортной потребности, видится необходимым в контексте взаимодействия государства и общества создание форсайт-проекта по системному обсуждению и целенаправленному планированию желаемого будущего в сфере безопасности дорожного движения, включающего следующие направления. Первое — формирование высокого уровня правосознания и правовой (транспортной) культуры граждан. Второе — повышение административной грамотности и знаний ПДД участниками дорожного движения. Третье — развитие правовой интеграции общества в вопросах безопасности участников дорожного движения, общественное осуждение нарушителей. Четвертое — активация деятельности полиции7 (ГИБДД) и общественных советов, созданных при МВД России и его территориальных органах в области безопасности дорожного движения, организация общественного движения «За безопасность участников дорожного движения!» (водителей, пассажиров, пешеходов), что будет содействовать повышению правовой грамотности и правовой интеграции общества.

Основные результаты и выводы.

1. Государственная политика Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения направлена на снижение транспортных и социальных рисков граждан, что подтверждается статистическими данными снижения смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в течение предыдущих двух десятилетий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. На уровне государственного управления классические методы планирования долгосрочных социально-экономических проектов (в том числе национальных проектов) не всегда эффективны в достижении ключевых целей, так как не учитывают всю сложность системной взаимосвязи многочисленных факторов, в том числе в сфере безопасности дорожного движе-

7 Об утверждении Наставления по организации деятельности инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 29 декабря 2018 г. № 903. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

50

ния, что делает актуальным обращение к инновационным технологиям прогнозирования.

3. Прогрессирующий рост административных правонарушений в области безопасности дорожного движения показывает, что интенсивная автомобилизация населения не сопровождалась эффективным опережающим формированием законопослушного поведения участников дорожного движения (развитие правосознания и поведения). Это один из ключевых риск-факторов, так как именно нарушения ПДД являются основной причиной ДТП (в том числе со смертельным исходом).

4. Констатируется недооценка роли институтов гражданского общества в формировании устойчивых социально полезных стереотипов транспортной (правовой) культуры и развитием правосознания граждан. Вы-шерассмотренные доктринальные модели взаимодействия государства и общества необходимо применять на практике интегриро-ванно, что повысит синергетическую эффективность воздействия на сферу безопасности дорожного движения.

5. Полиции (ГИБДД) как заинтересованному субъекту в данной области безопасности необходимо более активно взаимодействовать с институтами гражданского общества, реализуя принципы социального партнерства, содействовать правовой интеграции общества. Активизировать и совершенствовать работу обще-

Список литературы:

1. Варданян Е. А. Образ сотрудника полиции будущего (по результатам форсайт-сессии «Полицейский будущего — 2030») // Философия права. 2018. № 1 (84).

2. Деменкова Н. Г., Игнатова М. С. Роль современного административного законодательства в формировании правосознания // Вестник Южно-Уральского государствен -ного университета. Серия: Право. 2018. Т. 18. № 4.

3. Денисенко В. В. Традиционные и новые очертания института административной ответственности: философско-правовое эссе // Административное право и процесс. 2016. № 6.

4. Исаченко С. Н, Баюкова С. Н. Форсайт: зарубежный и отечественный опыт // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2014. № 1.

5. Калюжный Ю. Н. Основные научные подходы к формированию новых форм обеспечения безопасности дорожного движения // Российская юстиция. 2020. № 4.

ственных советов, созданных при МВД России и его территориальных органах в данном направлении.

6. Современная модель форсайта обладает большими ресурсами и гибкостью в прогнозировании, проектировании и формировании желаемого будущего в сфере безопасности дорожного движения, в том числе в сжатые сроки позволяет создать социально позитивные стереотипы транспортно-дорожного поведения, повысить правосознание и правовую культуру граждан, что будет содействовать снижению административной деликтности (влиять на снижение показателей смертности в ДТП).

7. Представляется обоснованным создание и осуществление форсайт-проекта, направленного на совершенствование сферы безопасности дорожного движения. Применение форсайта в формировании желательного будущего в данной сфере безопасности позволяет привести к консенсусу (взаимопониманию и взаимодействию) государства и институтов гражданского общества.

Заключение. Становление гражданского общества и формирование правовой интеграции — это процесс и результат, в котором заинтересованы и государство, и общество на пути к полноценной реализации национального прогресса в сфере безопасности дорожного движения.

References:

1. Vardanyan E. A. Image of the Police Officer of the Future (According to the Results of Foresight Session "Policeman — 2030") // Philosophy of Law. 2018. № 1 (84).

2. Demenkova N. G, Ignatova M. S. Role of the Modern Administrative Legislation in the Formation of Legal Consciousness // Bulletin of the South Ural State University Series "Law". 2018. Vol. 18. № 4.

3. Denisenko V. V. Traditional and New Outline of the Administrative Responsibility Institute: Philosophical and Legal Essay // Administrative Law and Procedure. 2016. № 6.

4. Isachenko S. N, Bayukova S. N. Foresight: Foreign and Russian Experience // Models, Systems, Networks in Economics, Engineering, Nature and Society. 2014. № 1.

5. Kalyuzhny Yu. N. Main Scientific Approaches to the Formation of New Forms of Road Safety // Russian Justice. 2020. № 4.

6. Kuznetsova N. M, Kazanova L. A. Approaches to the Use of Social Advertising on Road Safety in Foreign Countries // Scientific Por-

9.

10

11

Кузнецова М. Н, Казанова Л. А. Подходы к использованию социальной рекламы по безопасности дорожного движения за рубе- 7. жом // Научный портал МВД. 2020. № 2 (50). Майоров В. И., Дунаева О. Н. Формирование стратегических приоритетов имиджевой политики российской полиции в контексте повышения эффективности ее ра- 8. боты // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. 2017. № 2.

Майоров В. И., Дунаева О. Н. Полиция и об- 9. щество: быть или не быть социальному партнерству // Социологические исследования. 2017. № 4 (396).

Майоров В. И., Занина Т. М. Общественные советы при органах внутренних дел как 10. один из институтов гражданского общества: современное состояние и перспективы развития // Вестник Воронежского института 11. МВД России. 2022. № 31. Малиновская О. В., Скобелева И. П. Форсайт как технология стратегического планирования и управления // Дайджест-финансы. 2014. № 4 (232).

Цырендоржиева Д. Ш. Развитие общества с позиций синергетики // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. № 6.

tal of the Russia Ministry of the Interior. 2020. № 2 (50).

Mayorov V. I., Dunaeva O. N. Identifying the Strategic Priorities for the Image Policy of the Russian Police in the Context of Improving the Effectiveness of its Work // Vestnik of Lobachevs-ky University of Nizhni Novgorod. 2017. № 2. Mayorov V. I., Dunayeva O. N. Police and Society. To be or not to be Social Partnership? // Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2017. № 4 (396).

Mayorov V. I., Zanina T. M. Public Councils under Internal Affairs as one of the Institutions of Civil Society: Current Status and Development Prospects // Vestnik of Voronezh Institute of the Ministry of Interior of Russia. 2022. № 1. Malinovskaya O. V., Skobeleva I. P. Foresight as Strategic Planning and Management Technology // Digest Finance. 2014. № 4 (232). Tsyrendorzhieva D. Sh. Development of Society from Positions of Synergetics // BSU Bulletin. 2009. № 6.

Для цитирования:

For citation:

Майоров Владимир Иванович. «Foresight» — инновационная технология совершенствования в сфере безопасности дорожного движения на основе взаимодействия государства и общества // Труды Академии управления МВД России. 2022. № 3 (63). С. 41-51.

Mayorov Vladimir Ivanovich. «Foresight» is an Innovative Technology of Improvement in the Field of Road Safety Based on the Interaction of the State and Society // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 3 (63). P. 41-51.

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.