УДК 378.145
Реализация элективного курса «Физическая культура и спорт» в формате дистанционного обучения
The realisation of the elective course "Physical education and sport" in the form of distance learning
Яковенко Д.В., Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, ydv2004@ramnler. ru
Чистякова Е.Г., Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Chislegen@yandex. ru
Yakovenko D., the Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, ydv2004@ramnler.ru Chistyakova E., the Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Chislegen@yandex.ru
DOI: 10.51379/KPJ.2021.147.3.017
Ключевые слова: физическая культура и спорт, элективный курс, организация дистанционного обучения.
Keywords: physical education and sport, elective course, organisation of distance learning.
Аннотация. Целью данного исследования явилось изучение проблем в связи с организацией образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт» в формате дистанционного обучения. Для этого было проведено исследование среди 200 студентов первого и второго курса Новгородского государственного университета. В результате проведенного исследования были определены положительные и отрицательные стороны дистанционной формы обучения. Определено, что данный формат обучения позволяет дополнить практические навыки более глубокими теоретическими знаниями, но при этом приводит к снижению двигательной активности и успеваемости обучающихся. Цели и задачи реализации элективного курса «Физическая культура и спорт» в формате дистанционного обучения не могут быть достигнуты в полной мере. В данном случае оказание образовательной услуги не соответствует требованиям ФГОС ВО.
Abstract. The objective of this research is the studying of the issues due to the organisation of educational process in the discipline of physical education in the form of distance learning.This was done by researching among 200 second-and third- year students of The Yaroslav-the-Wise Novgorod State University. As the result, were revealed some positive and negative sides of the distance form of education. It was determined that this educational form allows to supplement practical skills with deeper theoretical knowledge but leads to a decrease in physical activity and academic performance of students. The goals and objectives of the realisation of elective course "Physical education and sport" cannot be fully achieved in the form of distance learning. In this case the provision of educational service does not meet the requirements of the CEF.
Введение. На современном этапе в Российской Федерации в системе высшего образования происходит активное внедрение дистанционной формы образования. Приказ Минобрнауки от 3 апреля 2020 года № 547 определил особенности приема на обучение по образовательным программам высшего образования на 2020/21 учебный год в условиях объявленной ВОЗ пандемии [8]. Дистанционное обучение стало основной формой взаимодействия и контактной работы с обучающимися практически по всем учебным дисциплинам (модулям) подготовки.
Новая форма обучения не везде и не у всех положительно принимается. Причин для этого несколько: у части обучающихся наблюдается низкая компьютерная грамотность, отсутствие интернета или связи во многих населенных пунктах, наличие материальных проблем (невозможность приобрести компьютер); преподаватели испытывают трудности в освоении новых подходов, средств и методов обучения, характерных для дистанционной формы обучения, что как правило объясняется отсутствием желания личного самосовершенствования и инертностью мышления.
Кроме отрицательных моментов в системе дистанционного обучения существуют и положительные:
- доступ к информации в любое время, получение высшего образования для работающих граждан, а также проживающих в отдаленных уголках нашей страны и желающих получить образование по выбранной программе;
- возможность получения образования для людей с ограниченными возможностями здоровья;
- перевод обучающихся, добровольно изъявивших желание осваивать образовательную программу дистанционно, на обучение по индивидуальному учебному плану;
- стимулирование самостоятельной деятельности обучающихся с учетом их индивидуальных возможностей;
- возможность получения второго и третьего высшего образования, получение образования за рубежом [5;6].
Следует отметить, что преподавание ряда дисциплин в дистанционном режиме сопровождается различного рода трудностями. К ним относится и дисциплина «Физическая культура и спорт». Многие преподаватели столкнулись с проблемой «Как преподавать физическую культуру в формате дистанционного обучения?» [3;4]. Необходимость организации обучения в данном формате наглядно продемонстрировала особенности и отличие от задач обучения по другим предметным областям. Целью ее является формирование универсальной компетенции «Способность поддерживать
должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной профессиональной и социальной деятельности», а это означает ярко выраженную практико-ориентированную
направленность.
Современная рыночная экономика обусловливает потребность людей в более результативной трудовой деятельности. Факторы, определяющие конкурентоспособность
специалиста, связаны не только с его профессиональной подготовленностью, но и с уровнем его здоровья, надежности и трудоспособности. Таким образом, высокие требования к качеству подготовки задаются уже в период обучения студентов в вузе. Физическая подготовленность складывается из
последовательного перехода от выполнения обязательных видов двигательной деятельности к непосредственному самосовершенствованию обучающихся. Достигнуть этого возможно только путем реализации разнообразных форм и средств физической культуры, организованных в виде различных физкультурно-спортивных
направлений (элективные курсы) [1;9;10].
В Новгородском государственном университете реализация элективного курса «Физическая культура и спорт» основана на осознанном выборе студентами тех видов двигательной активности, которые учитывают интересы, состояние здоровья и их индивидуальные возможности. Перечень направлений определен вузом самостоятельно, с учётом материально-технической базы и кадрового потенциала вуза, см. таблицу 1.
Таблица 1. -Виды элективных курсов, реализуемых в Новгородском государственном университете
Спортивные игры Фитнес Атлетическая гимнастика ФК для лиц с ОВЗ
Волейбол Баскетбол Бадминтон футбол Игры микс Настольный теннис Степ-аэробика Фитбол-аэробика Функциональная подготовка Кросслифтинг Силовая подготовка Силовой фитнес Кроссфит Универсальная йога Стретчинг Спец. мед группа
Как видно из таблицы 1, перечень элективных курсов достаточно широк, что в свою очередь несколько осложняет разработку такого количества дистанционных курсов и организацию обучения. Реализация программы элективных курсов по физической культуре (по выбору) рассматривается, в первую очередь, как практические занятия, в связи с этим весьма проблематично представить данную дисциплину в соответствии с требованиями по контенту онлайн-курсов (наличие тем/разделов, лекций, презентаций к лекциям, практических заданий, методических указаний к СРС, контрольные опросы, тестирование).
Целью данного исследования явилось изучение проблем в связи с организацией образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт» в формате дистанционного обучения.
Организация и методы исследования. Исследование проводилось в октябре - декабре 2020 года на базе Новгородского Государственного Университета имени Ярослава Мудрого. При проведении исследования была соблюдена анонимность. В исследовании приняли участие студенты первого и второго курса в количестве 200 человек.
На первом этапе мы провели опрос студентов с целью определения причин выбора студентами секционных занятий по различным видам двигательной активности (выбору элективных курсов).
Для ответов были предложены следующие варианты:
- спортивная база находится рядом с местом проживания;
- ранее занимался данным видом спорта;
- удобно составлено расписание занятий;
- выбор преподавателя, ведущего данный вид спорта;
- с учетом особенностей будущей профессии;
- другое.
В результате проведенного опроса, студенты расставили в порядке приоритета ответы, отражающие причину выбора вида двигательной активности. Студенты первого курса ответили следующим образом: база проведения занятий по данному виду спорта находится рядом с местом проживания - выбрали 61 студент; ранее занимался данным видом спорта - 11 студентов; удобно составлено расписание занятий - 10 человек; выбор преподавателя важен для 11 участников опроса, с учетом особенностей будущей профессии - 7 студентов. Как видно, студенты первого курса наибольшую значимость придают близости спортивной базы к их месту проживания.
Варианты ответов на тот же вопрос студентов второго курса выглядят уже несколько иначе. Студенты начинают осознавать значение вида
двигательной активности для будущей трудовой деятельности, а именно вариант ответа «с учетом особенностей будущей профессии» выбрали 24 человека. Близость спортивной базы важна для 40 студентов, «наличие опыта занятий данным видом спорта» выбрали 11 респондентов, «удобное расписание занятий» - 13 человек, выбор преподавателя, ведущего данный вид спорта важен для 12 участников опроса.
На втором этапе исследования для студентов была разработана анкета, направленная на выявление проблем, с которыми они сталкиваются в процессе реализации дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт». Для ответов были представлены следующие вопросы, см. таблицу 2:
Ответы на второй вопрос анкеты представлены на втором рисунке.
Отвечая на третий вопрос анкетирования, студенты определили следующие положительные моменты:
- самостоятельность принятия решения в выборе места и времени (если занятия проходят не в онлайн-формате обучения) - 15 студентов, что составляет 7% от общего числа опрошенных;
- отсутствие предвзятости оценивания - 13 респондентов (6%);
Отрицательными сторонами были выбраны следующие варианты: отсутствовал показ правильного выполнения упражнения - 20 студентов (10%); отсутствовало прямое общение с преподавателем - 42 исследуемых (21%); полное отсутствие физической нагрузки - 110 студентов (55%).
Таблица 2. -Вопросы, задаваемые студентам
№ Вопрос Ответ /Вариант ответа
1 Имеете ли Вы возможность обучения в дистанционном формате? а. имеется возможность б. нет возможности
2 Имеете ли Вы возможность поддерживать уровень физической подготовленности в «домашних» условиях? а. да б. нет в. частично
3 Какие положительные и отрицательные стороны Вы увидели при прохождении дистанционного обучения на платформе МооШе? перечислить
4 Какой формат обучения был бы для Вас более приемлемым? а. дистанционное обучение б.практические занятия при непосредственном руководстве преподавателя в. синхронные формы взаимодействия
5 Удовлетворены ли Вы качеством обучения в рамках дистанционного формата? а. удовлетворен полностью б. удовлетворен частично в. не удовлетворён полностью
Рисунок 2. - Возможность поддерживать уровень физической подготовленности в «домашних» условиях
Таким образом, большинство студентов вуза определили физическую нагрузку как определяющий фактор при проведении занятий по физической культуре.
Выбирая наиболее приемлемый формат обучения, студенты ответили следующим образом: полностью устраивает форма дистанционного обучения - 17%; практические занятия при непосредственном руководстве преподавателя предпочтительны для 55% опрошенных; синхронные формы взаимодействия выбрали 28% респондентов.
Отвечая на пятый вопрос, были получены следующие данные: удовлетворен полностью -определили для себя 31 участник опроса, что составило 15,5%; удовлетворен частично - 119 респондентов (59,5%); не удовлетворён полностью - выбрали 50 респондентов (25%), см. рисунок 3.
Сравнительный анализ успеваемости студентов в режиме офлайн и онлайн представлен в таблице 3.
Рисунок 3. - Удовлетворенность качеством обучения в рамках дистанционного формата Таблица 3. - Успеваемость студентов до и после введения дистанционно обучения
Период обучения Аттестованные студенты Не аттестованные студенты
2018-2019 учебный год (очное обучение) 90% 10%
2019-2020 учебный год (дистанционное обучение) 77% 23%
Таким образом, мы наблюдаем снижение успеваемости при реализации обучения в дистанционном формате.
Заключение. Формирование универсальной компетенции «Способность поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной профессиональной и социальной деятельности» имеет направленность на удовлетворение потребностей обучающихся в выборе доступных и эффективных форм двигательной активности с учетом их интересов, показателей физического здоровья и уровня физической подготовленности [2;7].
Дистанционная форма обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт»
позволяет использовать в большем объеме теоретический материал, процесс обучения сделать более интересным, расширить кругозор обучающихся, т.е. дополнить практические навыки теоретическими знаниями. Однако в данном формате обучения цели и задачи реализации дисциплины не могут быть достигнуты в полной мере. Отсутствие контактной работы, снижение двигательной активности и успеваемости обучающихся ведут к оказанию образовательной услуги, не соответствующей требованиям ФГОС ВО, а в конечном итоге, дискредитации дисциплины «Физическая культура и спорт».
Литература:
1. Агеевец А.В., Ефимов-Комаров В.Ю. Компетентностная направленность реализации двух дисциплин по физической культуре и спорту в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования / А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, М.В. Пучкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2(144). - С. 9-14.
2. Агеевец А.В., Ефимов-Комаров В.Ю. О соотношении требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования поколения 3++ к дисциплине «Физическая культура» действительного порядка ее реализации на современном этапе / А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, М.В. Пучкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2020. - № 1(179). - С. 3-9.
3. Алексеев М.В., Феофанов В.В. Дистанционное обучение по дисциплине «Элективный курс по физической культуре и спорту» / М.В. Алексеев, В.В. Феофанов, Р.Г. Тихонов, А.А. Ивачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 6(184). - С. 3-7.
4. Зайцева Н.В., Кульчицкая Ю.В. Пути реализации дисциплины «Физическая культура» в период самоизоляции студентов вуза: сборник научных трудов / Н.В. Зайцева, Ю.В. Кульчицкая // Развитие науки, национальной инновационной системы и технологий / Материалы Международной научно-практической конференции 13 мая 2020г.; Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. - С. 125-129.
5. Корчевский А.М. Электронное обучение студентов вуза дисциплинам по физической культуре и спорту / А.М. Корчевский, Е.В. Токарь // Ученые
записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - №2 4(182). - С. 220-224.
6. Лобанов Ю.Я., Шаронова А.В. Использование элементов дистанционного обучения в процессе освоения дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» / Ю.Я. Лобанов, А.В. Шаронова, О.В. Миронова, И.С. Москаленко, Ю.И. Шульгов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - №№ 12(166). - С. 144-148.
7. Пешкова Н.В. Спортивная ориентация студентов в процессе реализации спортизированного физического воспитания в вузе / Н.В. Пешкова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - Москва. - 2016. - № 4. - С. 21-24.
8. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 3 апреля 2020 г. № 547 «Об особенностях приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на 2020/21 учебный год» [Электронный ресурс] // Гарант. - Режим доступа:
https://www.gaiant.ru/products/ipo/prime/doc/73785371/
9. Щадилова И.С. Элективные курсы по физической культуре как основа мотивации студентов к практическим занятиям / И.С. Щадилова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2018. - № 2. - С. 92-96.
10. Щадилова И.С., Смиронова Г.А. Комплексный подход к физическому воспитанию студентов на занятиях «Физическая культура» и «Элективные курсы» по физической культуре» / И.С. Щадилова, Г.А. Смиронова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - №° 1(179). - С. 358-362.
References:
1. Ageevets A.V., Efimov-Komarov V.Yu. Competence orientation of the implementation of two disciplines in physical culture and sports in the framework of the new federal state educational standards of higher education / A.V. Ageevets, V.Yu. Efimov-Komarov, L.B.
Efimova-Komarova, M.V. Puchkova // Scientific Notes of the University. P.F. Lesgaft. - 2017. - № 2(144). - S. 9-14.
2. Ageevets A.V., Efimov-Komarov V.Yu. On the ratio of the requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education of Generation 3 ++ to the
discipline "Physical culture" of the actual order of its implementation at the present stage / A.V. Ageevets, V.Yu. Efimov-Komarov, L.B. Efimova-Komarova, M.V. Puchkova // Scientific Notes of the University. P.F. Lesgaft. - 2020. - № 1(179). - S. 3-9.
3. Alekseev M.V., Feofanov V.V. Distance learning in the discipline "Elective course in physical culture and sports" / M.V. Alekseev, V.V. Feofanov, R.G. Tikhonov, A.A. Ivachev // Scientific notes of the P.F. Lesgaft. - 2020. -№ 6(184). - S. 3-7.
4. Zaitseva N.V., Kulchitskaya Yu.V. Ways of implementing the discipline "Physical culture" during the period of self-isolation of university students: collection of scientific papers / N.V. Zaitseva, Yu.V. Kulchitskaya // Development of science, national innovation system and technologies / Materials of the International Scientific and Practical Conference on May 13, 2020; Belgorod: LLC Agency for Advanced Scientific Research (APNI), 2020. -Pp. 125-129.
5. Korchevsky A.M. Electronic teaching of university students to physical culture and sport disciplines / A.M. Korchevsky, E.V. Tokar // Scientific Notes of the P.F. Lesgaft. - 2020. - № 4(182). - S. 220-224.
6. Lobanov Yu.Ya., Sharonova A.V. The use of distance learning elements in the process of mastering the discipline "Elective courses in physical culture and sports" / Yu.Ya. Lobanov, A.V. Sharonova, O. V. Mironova, I.S.
Moskalenko, Yu.I. Shulgov // Scientific Notes of the P.F. Lesgaft. - 2018. - № 12(166). - S. 144-148.
7. Peshkova N.V. Sports orientation of students in the process of implementation of sports-oriented physical education at the university / N.V. Peshkova // Physical culture: upbringing, education, training. - Moscow. - 2016. -№ 4. - P. 21-24.
8. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation of April 3, 2020 No. 547 "On the specifics of admission to study in educational programs of higher education - bachelor's programs, specialist programs, master's programs, programs for the training of scientific and pedagogical personnel in graduate school for 2020/21 academic year "[Electronic resource] // Garant. - Access mode: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/73785371/
9. Shchadilova I.S. Elective courses in physical culture as the basis of students' motivation for practical training / I.S. Shchadilova // Bulletin of the Tula State University. Physical education. Sport. - 2018. - № 2. - P. 9296.
10. Shchadilova I.S., Smironova G.A. An integrated approach to physical education of students in the classroom "Physical culture" and "Elective courses" in physical culture "/ I.S. Shchadilova, G.A. Smironova // Scientific Notes ofthe P.F. Lesgaft. - 2020. - № 1(179). - S. 358-362.
13.00.08 -Теория и методика профессионального образования Сведения об авторах:
Яковенко Дмитрий Владимирович (г. Великий Новгород, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, e-mail: ydv2004@ramnler.ru
Чистякова Елена Геннадиевна (г. Великий Новгород, Россия), кандидат педагогических наук, и.о. кафедра физическая культура, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, e-mail: Chislegen@yandex.ru