Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СО СТУДЕНТАМИ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ДИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СО СТУДЕНТАМИ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное образование / студенты вуза физической культуры / distance education / students of a higher educational establishment of physical culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмин Андрей Михайлович, Шарипов Марат Фоатович, Бренч Светлана Викторовна, Миловидов Виктор Константинович

Представлены результаты анализа научной литературы и педагогического опыта по проблеме реализации образовательного процесса студентов вуза физической культуры в дистанционном формате. Отражены результаты опроса студентов и преподавателей вуза физической культуры об их оценке использования дистанционной формы обучения в качестве полноценной замены традиционного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмин Андрей Михайлович, Шарипов Марат Фоатович, Бренч Светлана Викторовна, Миловидов Виктор Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE FORMS OF EDUCATION WITH STUDENTS OF THE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE: PROBLEMS AND PROSPECTS

The results of the analysis of scientific literature and pedagogical experience on the problem of the implementation of the educational process of students of a higher educational institution of physical culture in a distance format are presented. The article reflects the results of a survey of students and teachers of a higher educational institution of physical culture about their assessment of the use of distance learning as a full replacement for the traditional form of education.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СО СТУДЕНТАМИ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

1

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 7

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 7]

УДК 796.011.3 10.24412/2305-8404-2021-7-10-17

ДИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

СО СТУДЕНТАМИ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

А.М. Кузьмин, М.Ф. Шарипов, С.В. Бренч, В.К. Миловидов

Представлены результаты анализа научной литературы и педагогического

опыта по проблеме реализации образовательного процесса студентов вуза физической

культуры в дистанционном формате. Отражены результаты опроса студентов и

преподавателей вуза физической культуры об их оценке использования дистанционной

формы обучения в качестве полноценной замены традиционного образования.

Ключевые слова: дистанционное образование, студенты вуза физической

культуры.

DISTANCE FORMS OF EDUCATION Кузьмин Андрей Михайлович, д-р пед. наук,

WITH STUDENTS OF THE UNIVERSITY проф., kuzminaa74@mail.ru, Россия, Челябинск, Ураль-

OF PHYSICAL CULTURE: PROBLEMS ский государственный университет физической культуры,

AND PROSPECTS Шарипов Марат Фоатович, канд. пед. наук,

доц., girewik1987@bk.ru, Россия, Челябинск, Уральский

Kuzmin A.M., doctor of pedagogical sci- государственный университет физической культуры,

ences, professor, kuzminaa74@mail.ru, Rus- Бренч Светлана Викторовна, канд. пед. наук,

sia, Chelyabinsk, Ural State University of доц., brenchl@mail.ru, Россия, Челябинск, Уральский

Physical Culture, государственный университет физической культуры,

Sharipov M.F., candidate of pedagogical sci- Миловидов Виктор Константинович, проф.,

ences, associate professor, girewik1987@ timgiop-chair@uralgufk.ru, Россия, Челябинск, Уральский

bk.ru, Russia, Chelyabinsk, Ural State Uni- государственный университет физической культуры

versity of Physical Culture,

Brench S.V., candidate of pedagogical sci- Последние годы поставили перед

ences, associate professor, brenchl@mail.ru,

Russia, Chelyabinsk, Ural State University of современной системой образования но-

Physical Culture, вые задачи, одной из которых является

Milovidov V.K., professor, timgiop-chair@ обеспечение образовательного процесса

uralgufk.ru, Russia, Chelyabinsk, Ural State

University of Physical Culture без снижения его эффективности в дис-

танционном формате. За время работы в

The results of the analysis of scientific litera-

ture and pedagogical experience on the prob- таком формате преподавателями накоп-

lem of the implementation of the educational лен значительный опыт применения раз-

process of students of a higher educational личных форм, методов, средств и педаго-

institution of physical culture in a distance

format are presented. The article reflects the гических приемов, что требует научно-

results of a survey of students and teachers of методического осмысления. Анализ на-

a higher educational institution of physical учных публикаций в этом направлении

culture about their assessment of the use of

distance learning as a full replacement for the позволяет констатировать усиление на-

traditional form of education. учного поиска [1, 2, 7, 9, 10]. Однако на

Key words: distance education, students of a данный момент проблемы и перспективы

higher educational establishment of physical использования дистанционных образова-

culture. тельных форм в подготовке студентов

вуза физической культуры (в том числе и после пандемии COVID-19)

10

2

Физическая культура [Physical culture]

остаются раскрыты не в полной мере. Это определило выбор темы данного

исследования.

Цель исследования – выявить проблемы и перспективы использова-

ния дистанционных форм работы со студентами вуза физической куль-

туры.

Организация и методы исследования. Исследование проводилось на

основе анализа педагогического опыта, содержания научных публикаций,

результатов опроса студентов и преподавателей вуза физической куль-

туры. Опрос проводился удаленно при помощи онлайн-сервиса «гугл-

формы» и был направлен на выявление оценки со стороны студентов

эффективности, проблем и перспектив использования дистанционных

форм работы в образовательном процессе.

Результаты исследования и их обсуждение. Под дистанционной

формой обучения подразумевается организация образовательного про-

цесса в условиях удаленности обучающего и обучаемого посредством ис-

пользования информационно-коммуникационных технологий (чаще всего

– интернет-ресурсов).

Проблема эффективного использования дистанционных форм

работы в образовательном процессе не является новой. Активность ее рас-

смотрения нарастала по мере распространения сети Интернет и, в частно-

сти, социальных сетей. Попытки организации дистанционного обучения с

разной степенью успешности нередко предпринимали высшие учебные

заведения, используя в качестве образовательной платформы сайт вуза или

сторонние ресурсы (в том числе и социальные сети). В литературе рас-

смотрены различные аспекты данного процесса. Так, А.А. Парабина в

2011 г. писала о роли социальных сетей в дистанционном обучении педа-

гогов, отмечая, что работа над созданием курсов дистанционного обучения

способствует самообразовательной деятельности как обучающихся, так и

обучающих [8]. Вопросы мотивации обучающихся при работе в дистанци-

онном формате рассматривал в своем исследовании С.В. Дацков [5]. Воз-

можности и перспективы использования дистанционных технологий для

работы с одаренными детьми отражены в работе Н.В. Долуденко, С.Н. Ко-

таевой и Е.А. Рудной [6]. Отмечены публикации в «допандемический» пе-

риод, затрагивающие использование дистанционных форматов и в различ-

ных аспектах образовательного процесса в сфере физической культуры и

спорта (например, олимпийского образования) [3, 4, 12]. В целом можно

констатировать, что и до того, как пандемия COVID-19 превратила дис-

танционный формат из опционального в необходимый, рассматриваемая

тематика в различных аспектах изучалась уже достаточно широко, в том

числе и в диссертационных исследованиях (Э.В. Самойленко, 2004,

М.А. Евдокимов, 2006, О.М. Горева, 2008, И.В. Холодкова, 2009, Р.Р. На-

сибуллов, 2010 и др.).

11

3

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 7

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 7]

Таким образом, до временного вынужденного перехода на дистан-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ционный формат обучения существовали объективные технические и

научно-методические предпосылки его реализации как в качестве допол-

нительной формы, так и в качестве возможной альтернативы традицион-

ному образованию.

Начиная с 2020 г. из-за пандемии коронавируса COVID-19 образо-

вательные учреждения стали массово переходить на дистанционные

формы обучения. Это отразилось и на характере научно-методического

поиска. Сегодня каждый преподаватель вуза (да и педагог в целом) имеет

значительный (зачастую весьма негативный) опыт использования дистан-

ционных форм в образовательном процессе, который нуждается в осмыс-

лении и обобщении. Анализ материалов в открытой печати на портале

eLibrary.Ru выявил более 3000 публикаций по соответствующему запросу.

Ряд публикаций рассматривает и различные аспекты преподавания физ-

культурно-спортивных дисциплин [1, 2, 7, 9, 10]. Работы носят, как пра-

вило, поисковый характер, что свидетельствует об актуальности данного

вопроса.

В ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физиче-

ской культуры» (УралГУФК) в период перехода на дистанционную форму

работы использовались следующие платформы:

– портал образовательных услуг Tandeme-learning;

– сервис для организации видеоконференций Zoom;

– корпоративная почта;

– личные электронные почты и странички в социальных сетях.

Для оценки опыта использования дистанционных форм работы со

студентами вуза физической культуры был организован и проведен соот-

ветствующий опрос среди студентов и преподавателей. В опросе приняли

участие 60 студентов, обучающихся в УралГУФК, а также 20 преподавате-

лей, работающих с данными студентами. Формулировки вопросов для сту-

дентов и преподавателей несколько отличались. Рассмотрим полученные

результаты.

Результаты ответов на вопрос: «Какие формы дистанционного обу-

чения являются для вас наиболее удобными?» были следующими: 62 %

студентов считают наиболее удобной формой видеоконференцию (эта

форма в наибольшей степени приближена к традиционному обучению, так

как позволяет осуществлять интерактивное обучение с достаточно высо-

кой скоростью реагирования), 17 и 20 % респондентов выделили в каче-

стве удобных форм размещение заданий на интернет-порталах и в чатах

соответственно.

Среди преподавателей распределение результатов ответа на вопрос

о предпочтительных формах реализации оказалось примерно таким же:

60 % выбрало форму видеоконференций, 25 % – размещение заданий с

последующей проверкой и 15 % – чаты.

12

4

Физическая культура [Physical culture]

На вопрос: «Какие ресурсы для дистанционного обучения являются

для вас наиболее удобными?» студенты дали следующие ответы: 50 %

выбрало сервис для организации видеоконференций Zoom, 25 % – соци-

альные сети, 22 % – портал образовательных услуг Tandeme-learning, 3 %

респондентов отметили возможность использования гугл-сервисов. На

данный момент этот ресурс студентами и преподавателями вуза освоен

недостаточно, однако имеет большой потенциал для использования в дис-

танционных формах образования, что отмечалось в научных публикациях.

Среди преподавателей сервис для организации видеоконференций

Zoom выбрало 66 % респондентов, 15 % – портал образовательных услуг

Tandeme-learning, 10 % – возможность использования гугл-сервисов и 9 %

– социальные сети.

Респондентам был задан вопрос о том, хотели бы они продолжить

работу только в дистанционном формате. В этом отношении подавляющее

большинство выбрало отрицательные варианты (86 % студентов и 90 %

преподавателей). В контексте данного вопроса также было выявлено,

какую роль респонденты отводят для дальнейшего использования дистан-

ционного формата обучения. 70 % студентов и 60 % преподавателей убеж-

дены, что дистанционного формата в дальнейшем будет больше, но он

останется на уровне дополнительной формы для работы со студентами

заочного обучения, студентами-спортсменами высокого класса, обучаю-

щимися по индивидуальному графику, с задолжниками по учебным дис-

циплинам и в качестве основы для самообразовательной деятельности.

Однако 20 % респондентов среди студентов и преподавателей предполо-

жили, что дистанционный формат со временем полностью заменит тради-

ционные образовательные формы или, по меньшей мере, станет полноцен-

ной альтернативой традиционному формату.

Результаты ответа на следующий вопрос, впрочем, позволяют под-

вергнуть сомнению такие перспективы дистанционного образования сту-

дентов вуза физической культуры. На вопрос: «С какими проблемами вы

столкнулись в процессе дистанционного обучения?» студенты чаще всего

называли следующие:

– недостаток живого общения;

– технические проблемы;

– очень большой объем самостоятельной работы;

– снижение индивидуальной работы со стороны преподавателей;

– снижение собственной мотивации.

Преподаватели же выделили следующие проблемы:

– невозможность полноценного обучения на дисциплинах физкуль-

турно-спортивной направленности;

– низкая познавательная активность и учебная мотивация студен-

тов;

13

5

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 7

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 7]

– сильное уменьшение арсенала возможных педагогических прие-

мов и воспитательных функций образовательного процесса;

– возрастание объема работы для преподавателя;

– низкая учебная дисциплина (особенно на поточных лекционных

занятиях);

– технические проблемы;

– недостаток живого общения.

При этом 66 % респондентов как среди студентов, так и среди пре-

подавателей отметили, что вуз в целом оказался технически готовым к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

реализация образовательного процесса и быстро отреагировал на изме-

нившиеся экстремальные условия.

Подводя итог результатам опроса, нужно отметить, что преобла-

дающим мнением по поводу обобщения опыта дистанционной работы в

вузе физической культуры как среди студентов, так и среди преподавате-

лей является скептическая оценка такого формата как перспективной пол-

ноценной замены традиционной образовательной формы. Перечисленные

проблемы, особенно названные преподавателями (нежелание продолжать

учебу и работу в таком формате), свидетельствуют о том, что в ближайшее

время даже с учетом развития программного обеспечения и информацион-

ных технологий дистанционный формат обучения студентов физкультур-

ных вузов может быть заменой традиционной форме только вынужденно.

В естественных же условиях такой формат в ближайшее время останется в

роли дополнительной формы.

Заключение. Анализ научных публикаций позволил выявить два

периода научно-методического поиска содержания и условий реализации

образовательного процесса в дистанционном формате. К первому периоду

относится период до 2020 г., когда развитие педагогической мысли в дан-

ном направлении осуществлялось естественным путем по мере совершен-

ствования информационных технологий и роста скорости жизни человека.

Однако рассматриваемый формат позиционировался главным образом как

ресурс для самообразовательной деятельности, дополнительная образова-

тельная форма или альтернатива традиционной форме образования, но не

как ее полная замена. Период с 2020 г. характеризуется вынужденным

временным массовым переходом к дистанционной форме образования, что

привело к накоплению опытных данных в этом отношении и отразилось на

характере научно-методического поиска, затрагивающего в том числе и

студентов вуза физической культуры.

Проведенный среди студентов и преподавателей УралГУФК опрос

выявил, что преобладающим мнением по поводу обобщения опыта дис-

танционной работы в вузе физической культуры является скептическая

оценка такого формата как перспективной полноценной замены традици-

онной образовательной формы. Особенно это касается физкультурно-спор-

14

6

Физическая культура [Physical culture]

тивных дисциплин. Можно сделать вывод, что в ближайшее время даже с

учетом развития программного обеспечения и информационных техноло-

гий дистанционный формат обучения студентов физкультурных вузов

может быть заменой традиционной форме только вынужденно. В естест-

венных же условиях такой формат в ближайшее время останется в роли

дополнительной формы. Однако накопленный опыт позволит системе

образования в будущем легче и быстрее реагировать на новые вызовы,

обусловленные как возможными негативными явлениями, так и достиже-

ниями научно-технического прогресса.

Список литературы

1. Аладинская И.А. Преподавание физической культуры в условиях

дистанционного обучения // Актуальные исследования. 2020. № 16 (19).

С. 73–76.

2. Артамонов А.Б. Проблематика организации дистанционной

формы занятий элективными дисциплинами по физической культуре и

спорту // Вопросы педагогики. 2020. № 8–2. С. 9–12.

3. Галимов А.М., Ботова Л.Н., Назаренко А.С. Интеграция учебного

процесса и спортивной подготовки в вузе спортивного профиля в Россий-

ской Федерации // Теория и практика физической культуры. 2019. № 10.

С. 43.

4. Галимов А.М., Ботова Л.Н., Филиппов И.В. Содержательная ин-

теграция учебного процесса и спортивной подготовки: концептуальные

основы и опыт реализации // Физическая культура и спорт. Олимпийское

образование: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Краснодар: Изд-во

КГУФКСТ, 2019. С. 41–43.

5. Дацков С.В. Мотивация познавательной деятельности при обу-

чении средствами дистанционных образовательных технологий по заочной

форме // Вестник Костромского государственного университета им.

Н.А. Некрасова. 2009. Т. 15. № 2. С. 390–391.

6. Долуденко Н.В., Котаева С.Н., Рудная Е.А. Дистанционные

олимпиады как форма работы с одаренными детьми // Сборники конфе-

ренций НИЦ Социосфера. 2015. № 17. С. 82–83.

7. Ермакова Е.Г. Методы и технология электронного дистанцион-

ного обучения в вузе по дисциплине физическая культура // Международ-

ный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 6–1 (45). С. 102–

106.

8. Парабина А.А. Социальные сети как форма дистанционного обу-

чения педагогов // Информация и образование: границы коммуникаций.

2011. № 3 (11). С. 94–95.

9. Перспективы использования дистанционной системы обучения

при реализации образовательного процесса дисциплин по физической

15

7

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 7

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 7]

культуре и спорту / А.В. Агеевец [и др.] // Ученые записки университета

имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 4 (182). С. 3–9.

10. Сбитнева О.А. Актуальные проблемы дистанционного обучения

по дисциплине «Физическая культура» на ступени высшего образования //

Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 7–1

(46). С. 63–66.

11. Усачев Н.А., Сурнин Д.И. Организация дистанционного обуче-

ния в вузах по циклу дисциплин «Физическая культура и спорт» в усло-

виях пандемии // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.

2020. № 7 (185). С. 414–422.

12. Шарипов М.Ф. Анализ научно-методической базы самообразо-

вательной деятельности в области олимпийского образования // Научно-

спортивный вестник Урала и Сибири. 2016. № 1 (9). С. 73–79.

References

1. Aladinskaya I.A. Prepodavanie fizicheskoj kul'tury v usloviyah distancionnogo

obucheniya [Teaching physical culture in the context of distance learning] // Aktual'nye issle-

dovaniya [Actual research]. 2020. No. 16 (19). P. 73–76.

2. Artamonov A.B. Problematika organizacii distancionnoj formy zanyatij elektiv-

nymi disciplinami po fizicheskoj kul'ture i sportu [Problems of the organization of distance

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

form of training in elective disciplines in physical culture and sports] // Voprosy pedagogiki

[Questions of pedagogy]. 2020. No. 8–2. P. 9–12.

3. Galimov A.M., Botova L.N., Nazarenko A.S. Integraciya uchebnogo processa i

sportivnoj podgotovki v vuze sportivnogo profilya v Rossijskoj Federacii [Integration of the

educational process and sports training in a sports university in the Russian Federation] //

Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2019. No. 10.

P. 43.

4. Galimov A.M., Botova L.N., Filippov I.V. Soderzhatel'naya integraciya ucheb-

nogo processa i sportivnoj podgotovki: konceptual'nye osnovy i opyt realizacii [Content inte-

gration of the educational process and sports training: conceptual foundations and implemen-

tation experience] // Physical culture and sport. Olympic education: materials of the Intern.

scientific-practical conf. Krasnodar: Publishing house KSUFKST, 2019. P. 41–43.

5. Dackov S.V. Motivaciya poznavatel'noj deyatel'nosti pri obuchenii sredstvami

distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij po zaochnoj forme [Motivation of cognitive activ-

ity in teaching by means of distance educational technologies in correspondence form] //

Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova [Bulletin of the

Kostroma State University named after ON THE. Nekrasov]. 2009. V. 15 No. 2. P. 390–391.

6. Doludenko N.V., Kotaeva S.N., Rudnaya E.A. Distancionnye olimpiady kak

forma raboty s odarennymi det'mi [Distance Olympiads as a form of work with gifted child-

ren] // Sborniki konferencij NIC Sociosfera [Proceedings of conferences of the Scientific Re-

search Center Sociosphere]. 2015. No. 17. P. 82–83.

7. Ermakova E.G. Metody i tekhnologiya elektronnogo distancionnogo obucheniya v

vuze po discipline fizicheskaya kul'tura [Methods and technology of electronic distance

learning at the university in the discipline of physical culture] // Mezhdunarodnyj zhurnal

gumanitarnyh i estestvennyh nauk [International journal of humanitarian and natural

sciences]. 2020. No. 6–1 (45). P. 102–106.

16

8

Физическая культура [Physical culture]

8. Parabina A.A. Social'nye seti kak forma distancionnogo obucheniya pedagogov

[Social networks as a form of distance learning for teachers] // Informaciya i obrazovanie:

granicy kommunikacij [Information and education: the boundaries of communications]. 2011.

No. 3 (11). P. 94–95.

9. Perspektivy ispol'zovaniya distancionnoj sistemy obucheniya pri realizacii obra-

zovatel'nogo processa disciplin po fizicheskoj kul'ture i sportu [Prospects for the use of a dis-

tance learning system in the implementation of the educational process of disciplines in

physical culture and sports] / A.V. Ageevec [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni

P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2020. No. 4 (182).

P. 3–9.

10. Sbitneva O.A. Aktual'nye problemy distancionnogo obucheniya po discipline

«Fizicheskaya kul'tura» na stupeni vysshego obrazovaniya [Actual problems of distance

learning in the discipline "Physical culture" at the level of higher education] // Mezhdunarod-

nyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk [International Journal of Humanities and Natu-

ral Sciences]. 2020. No. 7–1 (46). P. 63–66.

11. Usachev N.A., Surnin D.I. Organizaciya distancionnogo obucheniya v vuzah po

ciklu disciplin «Fizicheskaya kul'tura i sport» v usloviyah pandemii [Organization of distance

learning in universities in the cycle of disciplines "Physical culture and sport" in a pandemic]

// Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named

after P.F. Lesgaft]. 2020. No. 7 (185). P. 414–422.

12. Sharipov M.F. Analiz nauchno-metodicheskoj bazy samoobrazovatel'noj deya-

tel'nosti v oblasti olimpijskogo obrazovaniya [Analysis of the scientific and methodological

base of self-educational activities in the field of Olympic education] // Nauchno-sportivnyj

vestnik Urala i Sibiri [Scientific and sports bulletin of the Urals and Siberia]. 2016. No. 1 (9).

P. 73–79.

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.