http://cop2.ru/f/programma_po_vidu_sporta_strelba_iz_luka.pdf (дата обращения: 01.10.2020).
3. Программа спортивной подготовки по виду спорта «художественная гимнастика» МБУ «Спортивная школа олимпийского резерва №2». - Каменск-Шахтинский, 2019. - 95 с. - URL: http://sdushor2-kamensk.ru/docs/programmahudgimnastika.pdf (дата обращения: 01.10.2020).
4. Столяр К.Э. Разработка научно обоснованных предложений по формированию образовательной программы обучения инструкторов по спорту / К.Э. Столяр, М.Н. Пуховская, Т.П. Высоцкая // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. №7 (173). С. 196-199.
REFERENCES
1. Andryushchenko, L.B., Shutova, T.N. and Vysotskaya, T.P. (2019), "Development of additional professional training program for trainers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (173). pp. 6-9.
2. Sports training program for the sport "archery" sports training (2015), Center No. 8", Sochi, available at: http://cop2.ru/f/programma po vidu sporta strelba iz luka.pdf (data accessed: 01/10/2020).
3. Program of sports training in the sport "rhythmic gymnastics" MBU "sports school of the Olympic reserve No. 2" (2019), Kamensk-Shakhtinsky, available at: http://sdushor2-kamensk.ru/docs/programmahudgimnastika.pdf (data accessed: 01/10/2020).
4. Stolyar, K.E., Pukhovskaya, M.N. and Vysotskaya T.P. (2019), "Development of scientifically substantiated proposals for the formation of an educational program for training instructors in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (173), pp. 196-199.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.11.2020
УДК 796.011.3
К ВОПРОСУ ЦЕЛОСТНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ВУЗЕ
Ирина Сергеевна Щадилова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет транспорта, Москва
Аннотация
В статье рассматривается вопрос создания условий в высшем учебном заведении, при которых дисциплины «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре» будут полностью удовлетворять запросам учащихся, процесс обучения становится максимально привлекательным, полноценным и решает все поставленные задачи формирования компетенций, означенных в стандарте, установленном образовательной организацией самостоятельно (СУОС). Обращается внимание на создания условий включенности студента в дистанционный формат учебного процесса. Творческая двигательная активность формируется на базе личного положительного опыта в данной сфере, влиянии педагогического процесса по физическому воспитанию, организованному в вузе, личности преподавателя по избранному виду спорта в спортивно-ориентированных группах.
Ключевые слова: физическая культура студента, творческая составляющая элективных занятий, мотивация, личность преподавателя.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p588-592
TO THE QUESTION OF INTEGRITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS FOR PHYSICAL EDUCATION AT THE UNIVERSITY Irina Sergeevna Shchadilova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian
University of Transport, Moscow
Abstract
The article discusses the issue of creating conditions in a higher educational institution, in which the disciplines "Physical culture" and "Elective courses in physical culture" will fully meet the needs of students, the learning process becomes the most attractive, full-fledged and solves all the tasks of the for-
mation of competencies indicated in the EMS. Attention is drawn to the creation of conditions for the student's involvement in the distance learning process. Creative physical activity is formed on the basis of personal positive experience in this area, the influence of the pedagogical process in physical education, organized at the university, the personality of the teacher in the chosen sport in sports-oriented groups.
Keywords: student's physical culture, creative component of elective classes, motivation, teacher's personality.
ВВЕДЕНИЕ
Влияние пандемии COVID-19 на социально-экономические аспекты жизнедеятельности общества, заставляет еще сильнее задуматься об укреплении здоровья населения страны в целом, и, учащейся молодёжи, в частности. Современный студент вуза находится в сложнейшей ситуации: это и ограниченные возможности перемещения в пространстве из-за введенных государственных регуляций, и более длительное нахождение возле мониторов компьютера из-за перехода на удаленное и дистанционное обучение, и непривычные стрессовые ситуации из-за сложившихся условий [1].
Объём учебной нагрузки студента остался неизменным, но режим труда и отдыха явно претерпел значительные изменения. Интерес и мотивация студента к занятиям двигательной активностью напрямую зависит от информационного наполнения знаниями о физическом воспитании, возможностью самореализоваться в процессе занятий, проявить творческую составляющую своей личности.
Цель исследования: определить пути сохранения целостности образовательного процесса по физическому воспитанию в условиях частичного или полного перехода на дистанционный формат обучения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Грамотное отношение студента к своему физкультурно-спортивному развитию это многоступенчатый, постоянно изменяющийся под влиянием множества факторов «механизм», включающий в себя следующие аспекты:
- развитие основных физических качеств (сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость), приобретение первичных знаний по основам здорового образа жизни;
- самостоятельный выбор физкультурно-спортивного направления двигательной деятельности;
- укрепление собственного здоровья с применением здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий.
Дисциплина «Физическая культура» предполагает своей основной задачей дополнение базового информационного поля естественнонаучными знаниями о человеке (анатомия, физиология и психология); знание основ теории физической культуры; знание своего физического развития и психологических особенностей личности конкретного индивида. Безусловно, и наличие мотива, потребности в физическом развитии; достаточное развитие эмоционально-волевых качеств; наличие установки на реализацию поставленной цели; владение методами и средствами физического развития и совершенствования личности и их реализация на практике. «Элективные курсы по физической культуре» введены в ФГОС для компенсации недостающей молодёжи объёма двигательной активности и усиления роли дисциплины «Физическая культура» в образовательном процессе студента, которая не в полной мере позволяет творчески пользоваться приобретенными знаниями умениями и навыками.
Привлекательность вида физкультурно-спортивной деятельности, его направление, необходимо выбирать каждому студенту самостоятельно. Как правило, принимается во внимание собственные предпочтения: знания, интересы, сформированные умения.
Что же получает студент благодаря такому комплексному воздействию?
1. Освоение набора двигательных проявлений (действий), необходимого и достаточного, для эффективной реализации себя в разнообразных формах социальной деятель-
ности.
2. Освоение способов (тактических вариантов) конструирования операционного состава двигательных действий направленных, на решения стандартных жизненных задач.
3. Психофизическое (единство форм двигательной реакции и физиологического потенциала)
Образовательная система должна выполнять, по данному предмету две функции: обучение двигательным действиям, навыкам и формирование функционального резерва организма или подготовка к предметной деятельности.
Безусловно, необходимо развивать «симбиоз» взаимодействия дисциплины «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре» на формирование здорового образа жизни личности студента и его самоопределения в физкультурно-спортивной практике [5].
Такое совместно направленное воздействие позволит современному студенту:
- освоить систему знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций будущего специалиста, не только на бытовом, но и на политехническом уровне;
- развить свои физические качества и способности;
- совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
- формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;
- приобрести необходимые компетенции самоорганизации и саморазвитии, для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности в физкультурно-оздоровительной и спортивной практике;
- овладеть навыками творческого сотрудничества в командных формах занятий физическими упражнениями.
Во время обучения в вузе студент имеет возможность реализовывать, развивать свои интересы и потребности в спортивно-ориентированном направлении. Многие обучающиеся выбирают возможность освоения дисциплины в спортивных секциях университета.
На базе Спортивного клуба Российского университета транспорта (РУТ (МИИТ)) функционирует около двадцати различных спортивных направлений. Одним из них является волейбол. С начинающим, только заинтересовавшимся или немного знакомыми с видом спорта, работа проводится в рамках учебного расписания по «Физической культуре» и «Элективной физической культуре». Такие студенты, в процессе всего срока обучения, осваивают основные приемы, базовые навыки игры, принимают участие в университетских соревнованиях, других спортивно-массовых мероприятиях вуза. На тренировочных занятиях студент приобретает и общие физкультурно-спортивные навыки (развитие физических качеств, умение двигаться в зависимости от поставленных целей) и специальные навыки, связанные с выбранным видом спорта [2,4].
Отношение к учебным занятиям по физической культуре определяется направленностью личностных ориентиров обучающегося в основных установках учебного процесса, реализуемых через личность преподавателя.
Практика показала, что лучшие показатели обученности проявляются у учащихся если тренер-преподаватель выступает как активный участник учебного процесса, сотрудничающий партнер, эксперт, подбадривающий и располагающий к общению человек, источник информации и идей, терпеливый и доброжелательный человек, способный заинтересовать и стимулировать. В 2020 году были внесены корректировки учебных программ, в связи с частично удаленным форматом, который позволил усилить теорети-
ческую составляющую знаний студента [3, 6].
Перед тренером-преподавателем спортивно-ориентированного направления ставятся следующие методические задачи:
• отбор учебного материала на лекционных, практических и методико-практических занятиях;
• организация групповой и командной работы на занятиях;
• разработка индивидуальных образовательных траекторий, с учетом персональных стилей и возможностей студентов;
• устранение психологических трудностей в освоении материала;
• организация самостоятельной работы студентов в приобретении знаний по выбранному виду спорта.
Учебный процесс в секционных группах строился таким образом, чтобы обучающиеся воспринимали воздействие занятий, в первую очередь, в отношении себя, своей личности. В условиях самоизоляции работа с такими студентами была осложнена из-за введенных государственных ограничений. Для того что бы не потерять установленную психологическую связь за полный первый и часть второго семестра, стимулировать мотивацию и интерес продолжать занятия по волейболу самостоятельно, были проведены следующие мероприятия:
1. все студенты получили задание обязательного участия в видеоконференциях (через мобильное приложение ZOOM, в котором проводились тренировки по теоретической и тактической подготовке волейболиста);
2. были разработаны и сняты на видео комплексы физических упражнений, которые профессиональные волейболисты выполняют в период отпусков и реабилитаций;
3. даны практические рекомендации к выполнению заданий при самостоятельной работе;
4. проведен сбор и анализ полученной обратной связи, по результатам которых были сделаны выводы и корректировка программ.
Анализ полученных результатов показал, что из 156 первокурсников, за два учебных месяца, занимавшихся в секции волейбола, откликнулись и с удовольствием участвовали во всех предлагаемых мероприятиях тренера-преподавателя 102 человека, что составило около 84%. Остальные студенты жаловались на отсутствие возможности вовремя получить задание, устойчивость интернет связи, качества собственных гаджетов и так далее. Из их числа только 10,5% студентов полностью пропали из «поля зрения» тренера.
Все студенты заполняли дневники самоконтроля своей подготовки, описывали содержание, качество проведенных самостоятельных занятий, своё самочувствие, полученный эффект. Для тех студентов, у которых дома были волейбольные мячи, дополнительно выдавались задания для отработки таких технических элементов как верхняя и нижняя передача. По отзывам большинства, многим это дало возможность качественнее овладеть этими элементами, так как на обычном, очном занятии, как правило, отводится мало времени. Многие учащиеся присылали свои видео для последующей консультации с преподавателем, что, несомненно, свидетельствует о высокой мотивации к изучаемому вопросу.
ВЫВОДЫ
Целостность взаимодействие двух обсуждаемых дисциплин в общем образовательном процессе позволят:
1. Изменить отношение студента к процессу получения знаний по физической культуре вне зависимости от формы проведения занятий (очно или дистанционно). Дисциплины «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре» воздействуя на общее образовательное поле студента, позволяют учащемуся пополнить уровень знаний в сфере физической культуры и спорта.
2. При дистанционной (удаленной) работе на первый план выходит педагогическое мастерство преподавателя, способного применять методические подходы позволяющие «удержать внимание» и поддерживать высокую заинтересованность обучающегося в занятиях как физической культурой в целом, так и избранным видом спорта, в частности.
3. Активное «погружение» обучающегося в физкультурно-спортивную практику с помощью онлайн-технологий позволяет студенту принимать участие в непрерывном процессе обучения, самостоятельно создавая собственные тренировочные программы исходя из индивидуальных условий занятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Изаак С.И. Информационная культура в образовательной среде университета / С.И. Изаак // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования : тезисы докладов XIV всероссийской-научно-методической конференции. - Ярославль, 2020. - С. 109-111.
2. Коршунова О. С. Элективные курсы по физическому воспитанию в вузах, перспективы и возможности // О.С. Коршунова, Л.Н. Роледер / Молодой ученый. -2016.-№23.- С.558-560.
3. Постол О.Л. Элективные курсы по физической культуре и спорту, обучающихся на заочной форме обучения с применением дистанционных технологий (ДОТ) / О.Л. Постол // Актуальные проблемы развития и совершенствования системы физического воспитания для подготовки специалистов транспортной отрасли : материалы Международной научно-практической конференции. - Москва, 2019. - С. 113-117.
4. Романов А.А. Физические упражнения как основное средство подготовки студентов // А.А. Романов, И.С. Щадилова, А.Ю. Савкин / Теоретический и научно-методический журнал среднее профессиональное образование. - 2017. - № 3. - С.-16-18.
5. Щадилова И.С. Элективные курсы по физической культуре как основа мотивации студентов к практическим занятиям / И.С. Щадилова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2018. - № 2. С. 92-96.
6. Щадилова И.С. Организация коммуникативных связей в вузе по дисциплине «Физическая культура» в условиях режима социальной самоизоляции / И.С. Щадилова // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - С. 552-526.
REFERENCES
1. Izaak, S.I. (2020), "Information culture in the educational environment of the university", Actual problems of improving higher education, abstracts of the XIVAll-Russian Scientific and Methodological Conference, Moscow, рр. 109-111.
2. Korshunova, O.S. and Roleder, L.N., (2016), "Elective courses" in physical education in universities, prospects and opportunities", Young Scientist, No. 23, рр.558-560.
3. Postol, O.L. (2019), "Elective courses in physical culture and sports, enrolled in correspondence courses with the use of distance technologies (DOT)", Actual problems of the development and improvement of the physical education system for the training of transport industry specialists: materials of the International Scientific and Practical Conference, Moscow, рр. 113-117.
4. Romanov, A.A., Shchadilova, I.S. and Savkin, A.Yu. (2017), "Physical exercises as the main means of training students", Theoretical and scientific-methodical journal of secondary vocational education, No. 3, рр.16-18.
5. Shchadilova I.S. (2018), "Elective courses in physical culture as the basis of students' motivation for practical training", Bulletin of the Tula State University. Physical Culture, No. 2, рр. 92-96.
6. Shchadilova I. S. (2020), "Organization of communicative ties at the university in the discipline "Physical culture" in the conditions of social self-isolation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (182), рр. 552-526.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.11.2020