УДК 796.011.3 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10302
ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ДИСЦИПЛИНАМ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» И «ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
И СПОРТУ»
А.Р. Бикмуллина, Е.В. Фазлеева
Обосновано применение электронного образовательного ресурса и дистанционных образовательных технологий с целью формирования необходимых компетенций в рамках дисциплин «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту». Разработан дистанционный курс, включающий теоретический материал, практические рекомендации, видеозаписи по каждому учебному модулю, материалы для самоконтроля.
Ключевые слова: физическая культура, дистанционные образовательные технологии, элективные курсы по физической культуре и спорту, электронный образовательный ресурс.
В настоящее время становится актуальным применение дистанционных образовательных технологий в системе высшего образования. В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» обозначено, что организации самостоятельно определяют порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консульта -ций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, а также самостоятельно определяют соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий [9].
Однако следует отметить, что в педагогической литературе не сложилось четкого понимания иерархии таких понятий, как электронное обучение, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, электронный образовательный ресурс. Мы попытались раскрыть содержание данных терминов и установить их взаимосвязь.
Основные положения. Электронное обучение - это общее понятие, которое подразумевает обучение при помощи информационных и электронных технологий, а дистанционное обучение - форма обучения, способ организации учебного процесса. В свою очередь электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - непосредственная часть дистанционного обучения, разработанная и реализуемая на базе компьютерных технологий.
В основу электронного обучения положено применение в вузе образовательных технологий - совокупности методов, форм и средств опосредованного взаимодействия обучающихся с преподавателем и друг с другом в процессе обучения [8].
Целью внедрения электронного обучения в Казанском федеральном университете (КФУ) является повышение эффективности учебного процесса за счет использования активных методов обучения и индивидуализации образовательных траекторий.
Дистанционное обучение в вузе - взаимодействие преподавателя и студента между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [7, с. 17].
При дистанционном образовании важную роль играет самостоятельная работа студента с литературой. Высшее дистанционное образование - это образование, которое не требует от студента присутствия в аудитории.
Следует обратить внимание на то, что дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии (ДОТ) разные понятия, хотя именно они очень часто употребляются как синонимы. Если дистанционное обучение - это форма обучения, то дистанционные образовательные технологии могут рассматриваться как часть не только дистанционного, но и традиционного очного и заочного обучения на различных уровнях: в программах высшего и дополнительного образования, в программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров.
ДОТ могут быть важным средством и при организации самостоятельной работы студентов, что особенно важно в условиях реализации Болонского процесса [6].
В числе основных видов учебной деятельности с применением
ДОТ:
- лекции, реализуемые в различных технологических средах;
- практические занятия (в том числе лабораторные и семинарские) в различных технологических средах;
- учебная практика, реализуемая посредством использования информационных технологий;
- индивидуальные и групповые консультации по электронной почте, через чат-конференции и видеоконференции;
- самостоятельное выполнение учащимися заданий, поиск и анализ информационных ресурсов;
- промежуточные аттестации с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Дистанционные образовательные технологии делают процесс обучения открытым, ориентированным на повышение компетентности обучающихся в области информационных и коммуникационных технологий [6].
В настоящий момент ДОТ являются основным инструментом для достижения одной из целей цифровизации образования - обеспечения непрерывности процесса обучения. Таким образом, использование дистанционных образовательных технологий в учебном процессе становится обязательной частью работы современного преподавателя вуза.
Под ЭОР понимают образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме (ГОСТ 52653-2006), для использования которого необходимы средства вычислительной техники. В общем случае образовательный ресурс включает в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. ЭОР включает данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его разработки и использования в процессе обучения [3].
Но каков потенциал современных технологий обучения при реализации таких дисциплин, как «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту», где процесс физического воспитания основан на непосредственном взаимодействии преподавателя и обучающегося?
Применение электронного обучения по физической культуре раскрывается в работах А.В. Соловова, В.М. Богданова, В.С. Пономарева [11]. Тенденции и перспективы дистанционного обучения рассматриваются в трудах Т.Н. Ивановой, В.К. Кочисова, О.У. Гогицаевой, Н.В.Тимошкиной.
Изучая опыт внедрения дистанционных образовательных технологий в вузах физической культуры в рамках профессиональной подготовки, М.Н. Сандирова, А.Ю. Илясова, И.В. Абдрахманова положительно оценивают организацию и особенности использования дистанционного образования в процессе подготовки бакалавров направления 49.03.01 - Физическая культура. Авторы считают, что ДОТ позволят оптимизировать организационные составляющие следующих процессов: реализации индивидуальных образовательных траекторий студентами, обучающимися по индивидуальному графику; включения студентов в непрерывную и систематическую продуктивную учебно -познавательную деятельность; модернизации системы заочного обучения; развития системы повышения квалификации [10].
Внедрение ЭОР. В КФУ преподавателями общеуниверситетской кафедры физического воспитания и спорта ЭОР по дисциплине «Физическая культура» был разработан в 2016 году, а по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» - в 2019 году.
Примерная тематика занятий элективных курсов по физической культуре и спорту включает: методику составления индивидуальных
программ физического самовоспитания, методические основы занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью, методы самоконтроля состояния здоровья, функционального состояния, физического развития и другие, соотнесенные с содержанием соответствующей тематики лекций по курсу дисциплины «Физическая культура» [4].
Знания студентов проверяются через написание конспектов общеразвивающих упражнений утренней гимнастики, подготовительной части занятия, комплексов гимнастики восстановительно-реабилитационной направленности, практическое проведение разминки на одном из занятий во время сессии и т. д., где критерием является экспертная оценка преподавателя.
Разработанный дистанционный курс «Элективные курсы по физической культуре и спорту», помимо теоретического материала, изложенного в соответствии с рабочей программой дисциплины, содержит практические рекомендации, видеозаписи по каждому учебному модулю, а также материалы для самоконтроля.
Предполагается, что совокупность разнообразных форм и средств опосредованного учебного процесса должны позволить студентам, основываясь на данный дистанционный курс, самостоятельно выбрать виды физических упражнений и спорта, формы организации занятий, а преподавателям - вносить коррективы в индивидуальный учебный процесс, что бывает затруднительно при фронтальных формах организации занятий.
На основе разработанных курсов появилась возможность проведения онлайн-лекций и зачета по физическому воспитанию в 2018/19 учебном году в Институте управления, экономики и финансов для подготовки направлений экономических специальностей.
Результаты исследования и их обсуждение. Нами предпринята попытка оценить эффективность применения ЭОР в процессе обучения дисциплинам «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» в КФУ в условиях обнаруженного противоречия. С одной стороны, распространение технологий дистанционного обучения является важным фактором, обеспечивающим вхождение вузов в международное информационное и коммуникационное пространство, а ЭОР становится неотъемлемым компонентом организации учебного процесса в вузе, в том числе и по вышеуказанным дисциплинам. С другой стороны, отмечается тенденция ухудшения здоровья студенческой молодежи и их физической подготовленности [1], фиксируется отрицательная динамика уровня здоровья студентов, показателей их физической подготовленности, констатируется формирование у них устойчивого негативного отношения к воспитанию культуры здоровья в учебном заведении [5, с. 391].
Социологический опрос студентов 2-3-х курсов Института управления, экономики и финансов КФУ (выборка 100 чел.) показал, что 92 % опрошенных студентов информированы о возможности применения электронных образовательных технологий в учебном процессе в КФУ. До 83 % респондентов используют их только для получения информации, 70 % студентов обращаются к данным технологиям и ЭОР для выполнения заданий по профильным дисциплинам: математический анализ, макро- и микроэкономика и др. В то же время, по мнению 71 % студентов, в процессе изучения дисциплин «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» использовать ЭОР нет необходимости. Большинство студентов (62 %) отмечают, что их устраивает традиционная система проведения занятий по физической культуре. Лишь 22 % респондентов полагают, что применение дистанционных образовательных технологий и ЭОР улучшат процесс физического воспитания в вузе, 4 % опрошенных сочли возможность применения ЭОР в учебном процессе по этим дисциплинам как условие получения зачета.
Следует отметить высокий уровень самооценки студентов по таким эмоционально-волевым качествам, как самостоятельность, инициативность и заинтересованность в учебном предмете. Это подтверждается большинством положительных ответов (89 %), при незначительном количестве отрицательных - 11 % от общего числа респондентов.
В то же время 43 % студентов не считают необходимым самостоятельно заниматься физической культурой с применением ЭОР, даже если бы им была предоставлена такая возможность. Желание самостоятельно заниматься физической культурой с применением ЭОР выразили 13 % респондентов, связывая это с удобством использования, согласились бы, потому что хотят попробовать это на практике - 27 %, не сочли это необходимым - 28 %, отказались, объясняя недостатком самодисциплины - 15 % и затруднились ответить, так как не представляют, как это должно происходить - 17 % студентов.
Несмотря на довольно высокую степень информированности применительно к дисциплинам «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту», большинство обучающихся не видит перспектив развития ЭОР. Можно предположить, что в числе причин - специфика предметов (требуется активное взаимодействие, как с преподавателем, так и с одногруппниками) и их восприятия.
В большинстве случаев для студентов непрофильных вузов физическая культура выступает в качестве предмета-«балласта», полезность которого не осознается студентами. Применение ЭОР по физической культуре в их представлении лишь осложнит процесс обучения, что в условиях высокой академической нагрузки не является позитивным процессом.
Выводы. Анализ специальной литературы показывает, что приме -нение дистанционных образовательных технологий в профильных вузах целесообразно и эффективно. Это позволяет организовать учебный процесс со спортсменами, находящимися на сборах или соревнованиях. При этом учитывается высокий уровень мотивации к освоению учебной программы по профилю обучения.
В КФУ существует опыт разработки и внедрения ЭОР по физиче -ской культуре и элективным курсам по физической культуре и спорту для всех направлений подготовки. Требования к разработке и внедрению ЭОР выполняются, но в полной мере заменить практические занятия по физическому воспитанию дистанционные образовательные технологии не способны. Они позволяют расширить когнитивный компонент процесса обучения, включая в себя большое количество методических указаний, глоссарий, рабочую программу дисциплины, список литературы и электронных ресурсов, краткий конспект курса, темы для самостоятельной работы студентов. С другой стороны, ЭОР слабо формирует деятельностный компонент в процессе обучения.
Результаты исследования подтверждают, что ЭОР по физической культуре востребован только теми студентами, которые занимаются физи -ческой культурой систематически, вовлечены в физкультурно-спортивную деятельность посредством участия в спортивных секциях. При отсутствии желания и стремления к физическому самосовершенствованию ЭОР не реализует оздоровительный потенциал вышеозначенных дисциплин.
Применительно к рассматриваемым дисциплинам особенно ярко проявляются недостатки дистанционных образовательных технологий:
- отсутствие возможности идентификации обучающегося, то есть трудно проверить самостоятельность выполнения задания студентом;
- отсутствие практических занятий. Обучающимся мешает письменная форма ответов и отсутствие реального общения между преподавателем и студентом [2].
Можем предположить, что эффективность процесса обучения повысится, если содержание ЭОР будет соответствовать:
- потребностям студенческого сообщества (поддержание хорошей физической формы, похудение, оздоровление различными методиками, наращивание мышечной массы (для юношей), компенсация процесса течения хронических заболеваний (для студентов специальных групп);
- уровню физического развития обучающихся.
Таким образом, применение дистанционных образовательных технологий не разрешает трудности и проблемы, возникающие в процессе физического воспитания в вузе, поскольку содержательной основой этого процесса является непосредственное взаимодействие преподавателя со студентом, а в процессе обучения постоянно корректируются выбор его компонентов. На наш взгляд, вполне закономерно, что большинство респондентов высказались в пользу традиционной системы процесса физического воспитания в вузе.
Список литературы
1. Бикмухаметов Р.К., Бикмуллина А.Р., Азизова И.Н. Уровень здоровья обучающихся как основа проектирования профессиональных компетенций кадров для отрасли «физическая культура и спорта» // Наука и спорт: современные тенденции. 2018. Т. 21. № 4(21). С. 122-129.
2. Иванова Т.Н., Жукова И.В. Тенденции и перспективы дистанционного образования // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3(16). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ tendentsii-i-perspektivy-distantsionnogo-obrazovaniya-1 (дата обращения: 02.12.2019).
3. Ильин В.А. Электронные образовательные ресурсы. Виды, структуры, технологии // Software Journal: Theory and Applications. 2014. № 1. С. 1-7.
4. Интернет-источник [Электронный ресурс]. URL: https: // edu.kpfu.ru/course/view.php?id=3206 (дата обращения: 02.12.2019).
5. Касатова Л.В., Бикмуллина А.Р., Бикмуллина З.Р. Оздоровительный потенциал учебных дисциплин «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту»: реальность и перспективы // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 2А. С. 386-396.
6. Лебедева М.Б. Образовательные технологии: терминология и содержание // Ярославский педагогический вестник. 2011. №1. С. 17-21. [Электронный ресурс]. URL: https ://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnye-tehnologii-terminologiya-i-soderzhanie (дата обращения: 02.12.2019).
7. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2004. 416 с.
8. Портал электронного обучения КФУ [Электронный ресурс]. URL: https://kpfu.ru/open (дата обращения: 02.12.2019).
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71770012/ (дата обращения: 02.12.2019).
10. Сандирова М.Н., Илясова А.Ю., Абдрахманова И.В. Организационная модель обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в вузах физической культуры // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29154 (дата обращения: 02.12.2019).
11. Цифровые технологии в изучении теоретических основ физиче -ской культуры: об опыте применения и векторе развития / А.В. Соловов [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 7(173). С.191-196.
Бикмуллина Аделя Рашитовна, преподаватель, [email protected], Россия, Казань, Казанский (Приволжский) федеральный университет,
Фазлеева Елена Вячеславовна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Казань, Казанский (Приволжский) федеральный университет
USE OF DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES ON FOLLOWING SUBJECTS "PHYSICAL CULTURE" AND "ELECTIVE COURSES IN PHYSICAL
CULTURE AND SPORTS"
A.R. Bikmullina, E.V. Fazleeva
The use of electronic educational resource and distance learning technologies for the formation of the necessary competencies of the disciplines of "Physical Culture" and "Elective Courses in Physical Culture and Sports" is justified. A distance course has been developed, including theoretical material, practical recommendations, videos for each training module, materials for self-monitoring.
Key words: physical education, distance educational technologies, elective courses in physical education and sports, electronic educational resource.
Bikmullina Adelya Rashitovna, lecturer, rad1612@yandex. ru, Russia, Kazan (Volga Region) Federal University,
Fazleeva Elena Vyacheslavovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, ^[email protected], Russia, Kazan (Volga Region) Federal University
References
1. Bikmuhametov R.K., Bikmullina A.R., Azizova I.N. Uroven' zdorov'ya obuchayushchihsya kak osnova proektirovaniya professional'nyh kompetencij kadrov dlya otrasli «fizicheskaya kul'tura i sporta» [The level of health of students as the basis for the design of professional competencies for the industry "physical education and sports"] // Nauka i sport: sovremennye tendencii [Science and Sport: modern trends]. 2018. Vol. 21. No. 4(21). P. 122-129.
2. Ivanova T.N., Zhukova I.V. Tendencii i perspektivy distancionnogo obrazovaniya [Trends and prospects of distance education] // Karel'skij nauchnyj zhurnal [Karelian scientific journal]. 2016. Vol. 5. No. 3 (16). [Electronic resource]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-i-perspektivy-distantsionnogo-obrazovaniya-1 (accessed: 02/12/2019).
3. Il'in V.A. Elektronnye obrazovatel'nye resursy. Vidy, struktury, tekhnologii [Electronic educational resources. Types, Structures, Technologies] // Software Journal: Theory and Applications. 2014. No 1. P. 1-7.
4. Internet-istochnik [Internet source] [Electronic resource]. URL: https: // edu.kpfu.ru/course/view.php?id=3206 (accessed: 02/02/2019).
5. Kasatova L.V., Bikmullina A.R., Bikmullina Z.R. Ozdorovitel'nyj potencial uchebnyh disciplin «Fizicheskaya kul'tura» i «Elektivnye kursy po fizicheskoj kul'ture i sportu»: real'nost' i perspektivy [The improving potential of the disciplines "Physical Culture" and "Elective Courses in Physical Culture and Sport": reality and prospects] // Pedagogicheskij zhurnal [Pedagogical Journal]. 2019. Vol. 9. No. 2A. P. 386-396.
6. Lebedeva M.B. Obrazovatel'nye tekhnologii: terminologiya i soderzhanie [Educational technologies: terminology and content] // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin]. 2011. No 1. P. 17-21. [Electronic resource]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnye-tehnologii-terminologiya-i- soderzhanie (accessed: 02/12/2019).
7. Polat E.S., Buharkina M.Yu., Moiseeva M.V. Teoriya i praktika distancionnogo obucheniya [Theory and practice of distance learning]: textbook. allowance for students. higher ped textbook. institutions. M.: Publishing. Center "Academy", 2004. 416 p.
8. Portal elektronnogo obucheniya KFU [Portal of e-learning KFU] [Electronic resource]. URL: https://kpfu.ru/open (accessed: 02/02/2019).
9. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 23.08.2017 g. № 816 «Ob utverzhdenii Poryadka primeneniya organizaciyami, osushchestvlyayushchimi obrazovatel'nuyu deyatel'nost', elektronnogo obucheniya, distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij pri realizacii obrazovatel'nyh programm» [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of August 23, 2017 No. 816 "On approval of the Procedure for the use by organizations engaged in educational activities of e-learning, distance learning technologies in the implementation of educational programs"] [Electronic resource]. URL: https://base. garant.ru/71770012/ (accessed: 02/12/2019).
10. Sandirova M.N., Ilyasova A.Yu., Abdrahmanova I.V. Organizacionnaya model' obucheniya s ispol'zovaniem distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij v vuzah fizicheskoj kul'tury [The organizational model of training using distance educational technologies in universities of physical education] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2019. No. 5. [Electronic resource]. URL: http:// www.science-education.ru/ru/article/view?id=29154 (accessed: 12/02/2019).
11. Cifrovye tekhnologii v izuchenii teoreticheskih osnov fizicheskoj kul'tury: ob opyte primeneniya i vektore razvitiya [Digital technologies in the study of the theoretical foundations of physical education: on the application experience and development vector] / A.V. Solovov [et al.] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2019. No 7(173). P. 191-196.