Научная статья на тему 'Развивающая образовательная среда колледжа как ресурс развития личности и учебно-профессиональной самореализации студентов'

Развивающая образовательная среда колледжа как ресурс развития личности и учебно-профессиональной самореализации студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
458
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / DEVELOPING EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / TECHNICAL AND PROFESSIONAL CREATIVITY / ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DESIGN AND RESEARCH ACTIVITY / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL SELFREALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тубер И.И.

В статье описан опыт профессиональной образовательной организации по формированию развивающей образовательной среды, обеспечивающей учебно-профессиональную самореализацию и развитие творческих способностей студентов, дана характеристика структурных компонентов развивающей образовательной среды, приведены достижения студентов, подтверждающие эффективность и результативность выстроенной в колледже развивающей образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPING EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF COLLEGE AS A RESOURCE OF PERSONALITY DEVELOPMENT AND TRAINING AND PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF STUDENTS

The article describes the experience of a professional educational organization to form a developing educational environment, providing educational and professional self-realization and development of creative abilities of students. It is given the characteristics of the structural components of the developing educational environment. There are presented achievements of students, confirming the efficiency and effectiveness of developing educational environment in college.

Текст научной работы на тему «Развивающая образовательная среда колледжа как ресурс развития личности и учебно-профессиональной самореализации студентов»

с практикой, развиваются профессиональные мотивы, методологическая культура, исследовательские умения и качества исследователя у студентов юридического вуза. Различные виды практик как обязательные разделы учебного плана подготовки квалифицированных специалистов обеспечивают связь теоретического обучения с будущей практической деятельностью обучающихся и непосредственно ориентируются на их профессионально-практическую подготовку.

Перспективным способом взаимодействия вуза с работодателями, обеспечивающим формирование высокого уровня научно-исследова-

Библиографический список

тельской компетентности выпускников, является реализация совместных исследовательских проектов. Специалисты различного уровня выступают в качестве консультантов по вопросам, касающимся практической области знаний. Работа над такими проектами позволяет обеспечить преемственность, т. е. резко сокращается дистанция между преподавателем, специалистом и обучаемым, осуществляется перевод их взаимоотношений из субъект-объектных в субъект-субъектные, которые открывают будущему специалисту возможность для самореализации уже в условиях высшего учебного заведения.

1. Танаева, З. Р. Педагогическая концепция подготовки будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / З. Р. Танаева. — Челябинск, 2010. — 168 с.

2. Кондаков, Н. И. Логический словарь [Текст] / Н. И. Кондаков. — М. : Наука, 1971. — 65 с.

3. Уринов, У. А. Пути формирования системы социального партнерства в профессиональных колледжах [Текст] / У. А. Уринов // Молодой ученый. — 2011. — № 5. Т. 2. — С. 165-168.

4. Психология и педагогика [Текст] / под ред. К. А. Абульхановой-Славской, Н. В. Васили-ной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. — М., 1988. — 305 с.

5. Яковлева, Н. М. Формирование исследовательских умений у студентов педагогического вуза [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. М. Яковлева. Челябинск, 1977. — 23 с.

6. Хивинцева, Л. В. Формирование исследовательских умений у студентов гуманитарных колледжей [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. В. Хивинцева. — Уфа, 2004. — 24 с.

7. Коваленко, Ю. А. Педагогические условия организации проектно-исследовательской деятельности студентов вуза — будущих дизайнеров [Текст] / Ю. А. Коваленко. — Казань, 2013. — 24 с.

УДК 377+316.6 И. И. Тубер, директор Южно-Уральского

государственного технического колледжа (ЮУрГТК), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: tuber@sustec.ru

РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КОЛЛЕДЖА КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

В статье описан опыт профессиональной образовательной организации по формированию развивающей образовательной среды, обеспечивающей учебно-профессиональную самореализацию и развитие творческих способностей студентов, дана характеристика структурных компонентов развивающей образовательной среды, приведены достижения студентов, подтверждающие эффективность и результативность выстроенной в колледже развивающей образовательной среды.

Ключевые слова: учебно-профессиональная самореализация, развивающая образовательная среда, техническое и профессиональное творчество, проектная и исследовательская деятельность.

Сегодня целью профессионального образо- временное развитие молодежи, формирование вания в России является разностороннее и свое- навыков самообразования и самореализации

личности. Следовательно, система подготовки специалиста должна быть ориентирована, прежде всего, на формирование социально и профессионально активной личности, обладающей высокой компетентностью, мобильностью и профессионализмом, что позволит ей реализовать себя как субъекта собственной жизни и профессиональной деятельности.

Практическое воплощение современных тенденций развития системы профессионального образования самым непосредственным образом связано с идеей учебно-профессиональной самореализации студентов. Она возможна тогда, когда при получении обучающимися образования в колледже осуществляется не только их подготовка к будущей профессиональной деятельности, но и предоставляется им возможность для продуктивной творческой работы в студенческой жизни как таковой. Как показывает практика, опыт учебно-профессиональной самореализации в ходе освоения профессиональной образовательной программы задает траекторию будущих профессиональных и личностных проявлений специалиста [2].

Профессиональная самореализация является наиболее высоким уровнем самореализации. Она связана с профессиональной направленностью и, как правило, предполагает стремление студентов к развитию творческого потенциала в профессии, к поиску новых знаний, к реализации исследовательских функций, к желанию приступить к работе как можно раньше и совершенствовать свой профессионализм. Учебно-профессиональная самореализация осуществляется в ходе учебно-профессиональной деятельности студентов. Чем успешнее и продуктивнее протекает учебно-профессиональная деятельность, чем выше самоорганизация, интеллектуальная и практически действенная инициатива, рефлексия и удовлетворенность студентов в процессе ее протекания, тем усиленнее происходит творческая самореализация студентов [1].

Самореализация личности студента в учебно-профессиональной деятельности есть динамическое саморазвертывающееся взаимодействие с миром в рамках учебно-профессиональной сферы жизнедеятельности, способствующее актуализации и развитию потенциальных возможностей студента в особой развивающей образовательной среде [2].

Образовательная среда колледжа является важнейшим ресурсом развития личности и профессиональной самореализации студента; это область совместной деятельности субъектов

образовательного процесса, где между ними и элементами образовательной системы в целом выстраиваются определенные связи и отношения, обеспечивающие реализацию личных и социальных целей образования. Структура развивающей образовательной среды колледжа состоит из предметно-материального, дидактического, организационного, информационного и мотивационного компонентов, прямо или косвенно влияющих на личность студента.

Предметно-материальный компонент представлен развитой инфраструктурой, обеспечивающий индивидуализацию образовательных траекторий и развитие способностей и наклонностей обучающихся. Сегодня колледж обладает достаточной материальной базой для проведения исследований, проектирования, моделирования, рационализации, создания действующих макетов, моделей, а также совершенствования профессиональных умений и компетенций, развития технического мышления. В колледже особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности студентов. Многочисленные предметные кружки, секции научно-исследовательского общества студентов, кружки по специальности позволяют реализовывать широкий круг дополнительных общеразвиваю-щих программ, направленных на развитие творческих, проектировочных, исследовательских способностей студентов, совершенствование и углубление профессиональных компетенций. Данные образовательные программы как структурные элементы дидактического компонента реализуются как в аудиториях и лабораториях колледжа, так и в оснащенных современным оборудованием лабораториях и мастерских многофункционального центра прикладных квалификаций и специализированных центров компетенций, созданных на базе колледжа. Наибольший интерес студентов вызывают дополнительные образовательные программы, содержательно связанные с их будущей профессиональной деятельностью, а также с освоением новейших отраслевых технологий, оборудования и программного обеспечения.

Особое место в структуре развивающей образовательной среды колледжа занимает организационный компонент, включающий в себя не только организацию деятельности кружков, секций научно-исследовательского общества студентов, но и систему конкурсных мероприятий, обеспечивающий выход результатов деятельности студентов в рамках технического и профессионального творчества, научно-исследовательской работы.

Ежегодно в колледже организуется целый цикл конкурсных мероприятий, которые зачастую являются стартовой площадкой для презентации студентами личных достижений в профессии, техническом творчестве, проектной и исследовательской деятельности. К таким мероприятиям относятся:

- олимпиады по учебным дисциплинам и специальностям, проводимые в два тура (очный и заочный) по большинству учебных дисциплин и всем специальностям;

- конкурсы профессионального мастерства «Лучший по профессии», которые проводятся по итогам освоения студентами профессиональных модулей по профессиям рабочих, служащих в рамках реализации программ подготовки специалистов среднего звена;

- выставка научно-технического творчества студентов, на которой студенты презентуют разработанные ими макеты, модели, действующие стенды, проекты и т. п., в ходе защиты которых обязательно отмечают их актуальность (уникальность) и практическую значимость;

- конкурсы научно-исследовательских работ студентов, в ходе которых члены секций научно-исследовательского общества студентов демонстрируют результаты своей исследовательской деятельности, получают первый опыт презентации и защиты своих проектов и исследовательских работ;

- научно-практические конференции, основными целями которых являются получение студентами первого опыта публичных выступлений, объективной оценки и самооценки, планирование их дальнейшей научно-исследовательской деятельности;

- олимпиада по техническому творчеству, в ходе которой студенты учатся в команде решать нестандартные профессиональные задачи, используя подходы и методики ТРИЗ;

- конкурсы курсовых и дипломных проектов, позволяющих оценить готовность студентов к работе в реальных производственных условиях, определить уровень сформированно-сти общих и профессиональных компетенций.

Победители колледжных конкурсов имеют возможность получить оценку своих достижений в области профессии, технического творчества, научно-исследовательской деятельности на уровне области, региона, России, на международном уровне. Необходимо отметить, что участию в данных мероприятиях предшествует огромная подготовительная работа, в которой задействованы не только студенты и их наставники из числа преподавателей и мастеров про-

изводственного обучения, но и руководители и специалисты различных служб обеспечения: научно-методического центра, библиотеки, ин-форматизационного центра, редакционно-из-дательского отдела и др. Кроме того, колледж активно использует потенциал социальных партнеров для совершенствования развивающей образовательной среды. Так, на протяжении трех последних лет ЮУрГТК тесно сотрудничает с образовательным комплексом «Формула успеха» ДУМ «Смена»; ежегодно реализуются сетевые образовательные программы, проводятся совместные мероприятия; студенты колледжа — успешные слушатели образовательных программ «Школа лидера», «ТРИЗ», «Проектирование и прототипирование» и др., активные участники различных конкурсных мероприятий ДУМ «Смена». Большую поддержку в подготовке и проведении конкурсов профессионального мастерства, олимпиад по специальности колледжу оказывают работодатели, которые не только участвуют в разработке и оценивании конкурсных и олимпиадных заданий, но и являются спонсорами данных мероприятий, оказывают поддержку одаренным студентам и их наставникам.

Победы и достижения студентов невозможны без умелого руководства и большого труда их наставников — преподавателей колледжа. Только постоянно продвигаясь вперед в области образовательных и производственных технологий, можно научить студентов идти в ногу со временем, заразить их постоянным поиском, стремлением к саморазвитию, к созданию нового, научить принимать нестандартные решения, проектировать, изобретать. Это требует от педагогических работников постоянного самосовершенствования, повышения квалификации в области образовательных и современных производственных технологий, освоения технологий работы с одаренными обучающимися. В колледже организовано научно-методическое сопровождение работы с одаренными студентами, разработана и реализуется целевая программы развития одаренных студентов.

Особую роль в данном направлении деятельности играет система мотивации преподавателей и студентов. Результаты участия студентов в колледжных, областных, всероссийских и международных конкурсах, чемпионатах, олимпиадах, конференциях учитываются в рейтинге педагогических работников, результаты которого являются основанием для установления стимулирующих выплат. Любая победа студентов и преподавателей

не остается без внимания. Победители и призеры областных, всероссийских и международных конкурсных мероприятий обязательно чествуются на еженедельном административном совещании. Педагогическим работникам, подготовившим победителей и призеров, согласно Положению об оплате труда обязательно производятся стимулирующие выплаты за высокие результаты труда, студентам за их достижения назначается повышенная стипендия или премия из средств от приносящей доход деятельности. Кроме того, информация о победах и достижениях студентов и преподавателей всегда отражается на страницах колледжной газеты «Пресс-колледж» и на сайте колледжа в разделах «Новости» и «Достижения».

Таким образом, выстроенная в колледже развивающая образовательная среда обеспечивает победы и достижения студентов в значимых конкурсах, олимпиадах и конференциях областного, всероссийского и международного уровней.

Например, победитель колледжной научно-практической конференции 2013 г. Анастасия Попондопуло победила в конкурсном отборе участников областной научно-практической конференции «Я — гражданин» Челябинского ТМО 1, успешно выступила на областной конференции в Челябинском институте развития профессионального образования, стала призером областного конкурса исследовательских работ в 2014 г., победителем Всероссийского конкурса исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» в 2014 г. В 2015 г. работа Анастасии отмечена дипломом второй степени областного конкурса исследовательских работ, в апреле 2015 г. Анастасия стала победителем Российской открытой научно-практической конференции «Юность. Наука. Культура».

Другой пример: команда студентов машиностроительного комплекса в 2013 г. побеждает в колледжной олимпиаде по техническому творчеству. Студенты этой команды становятся слушателями дополнительной общеразвива-ющей программы «ТРИЗ», реализуемой ДУМ «СМЕНА», членами кружка технического творчества колледжа, активными участниками и победителями колледжной выставки технического творчества. Все это обеспечивает победу команде студентов на региональном этапе областной олимпиады по техническому творчеству в 2014 и в 2015 гг., а также победу на заключительном этапе областной олимпиады в 2014 г. Кроме того, нужно отметить значительное продвижение и успехи капитана команды — Дмитрия

Искорцева. Полученные знания и опыт в рамках освоения ТРИЗ обеспечили Дмитрию победу во Всероссийском конкурсе научно-технического творчества студентов СПО в 2014 г. и во Всероссийском конкурсе презентаций профессионально ориентированных исследовательских проектов студентов СПО «Специалист XXI века» в 2015 г.

Победитель колледжной олимпиады по программированию 2013 г. Дмитрий Абрамов после большой подготовительной работы становится в 2014 г. призером, а в 2015 г. в команде с Василием Суворовым — абсолютным победителем Всероссийского конкурса профессионального мастерства (с международным участием) среди обучающихся ПОО по направлению подготовки 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника», в 2014 г. — призером, а в марте 2015 г. — победителем областной олимпиады по специальности «программирование в компьютерных системах». В апреле 2015 г. Дмитрий занимает первое место (абсолютный победитель) на заключительном этапе Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по специальности среднего профессионального образования 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах», получает премию Президента РФ для поддержки талантливой молодежи.

Победители колледжной выставки научно-технического творчества 2013 г. Кирилл Ксензов и Ринат Камалеев, активные участники секции научно-исследовательского общества студентов технического направления, в 2014 г. побеждают в областном конкурсе исследовательских работ. Ринат Камалеев — призер областной выставки научно-технического творчества 2014 г. среди студентов областных государственных профессиональных образовательных организаций. В апреле 2015 г Кирилл Ксензов — призер Российской открытой научно-практической конференции «Юность. Наука. Культура», в августе 2015 г. Кирилл и Ринат — абсолютные победители Всероссийского конкурса научно-технического творчества.

С 2012 г. в колледже активно работает секция научно-исследовательского общества студентов экологического направления. Участники данной секции — постоянные победители и призеры колледжных и городских студенческих экологических научно-практических конференций, ежегодные победители областного конкурса научно-исследовательских работ студентов, призеры всероссийского конкурса исследовательских работ «Юность. Наука. Культура», призеры

областного конкурса рационализации и изобретательства в 2014 и 2015 гг., участники Всероссийских конференций «Чистая вода» в 2014 и 2015 гг., призеры Международного конкурса научно-исследовательских проектов молодых ученых и студентов в 2015 г., лауреаты V Международного турнира естественных наук в г. Санкт-Петербурге. Нужно отметить, что команда студентов — участников секции «Экология и валеология» научно-исследовательского общества студентов колледжа успешно конкурирует со студенческими командами вузов. Так, в 2014 г. наша команда стала единственной прошедшей в финал Балтийского турнира естественных наук в г. Санкт-Петербурге, оставив позади команду Южно-Уральского государственного университета. В 2015 г. студенты колледжа были единственными участниками от системы СПО среди студентов и аспирантов вузов страны на Международном конкурсе научно-исследовательских проектов молодых ученых и студентов, по итогам которого два проекта от колледжа заняли третье место.

Еще одним положительным эффектом является постоянный рост активности, заинтересованности и инициативы как студентов, так и преподавателей, что подтверждается статистическими данными. В 2013/14 уч. г. 205 студентов колледжа приняли участие в 45 конкурсных мероприятиях (олимпиады, конференции, конкурсы профмастерства, чемпионаты WSR, техническое творчество и проч.) областного, регионального (межрегионального), всероссийского и международного уровней, из них победителями и призерами стали 122 человека. В 2014/15 уч. г. уже 329 студентов принимали участие в 54 аналогичных конкурсных мероприятиях, из них 203 стали победителями и призерами. Самыми значимыми студенческими победами считаем ежегодные первые места в областных олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства по специальностям «программирование в компьютерных системах» и «строительство и эксплуатация зданий и сооружений», первые места в областном конкурсе научно-исследо-

Библиографический список

вательских работ студентов, первые места (два года подряд) в областном конкурсе дипломных проектов, многократные победы в областных и региональных чемпионатах WSR по компетенциям «Веб-дизайн», «Кирпичная кладка» и «Флористика», победы в 2013 и 2015 гг. во Всероссийском конкурсе научно-технического творчества обучающихся, победа во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства в 2015 г., призовые места в международных интернет-олимпиадах, международных конкурсах, международных научно-практических конференциях студентов и молодых ученых, международных турнирах среди студентов вузов.

Данные победы в большинстве случаев являются хорошим стимулом к дальнейшему профессиональному росту и совершенствованию как студента, так и преподавателя, требуют постоянного совершенствования развивающей образовательной среды.

В 2012 и 2015 гг. на базе колледжа прошли всероссийские олимпиады профессионального мастерства (в 2015 г. это единственная всероссийская олимпиада, проведенная в УрФО). В 2015 г. в ходе всероссийской олимпиады специалистами колледжа была сформирована и апробирована новая методика разработки и оценивания олимпиадных заданий участников, приближенная к стандартам чемпионатов WorldSkills. Сегодня работников колледжа активно привлекают для разработки новой модели всероссийской олимпиады на федеральном уровне. Такая деятельность позволит совершенствовать подходы к подготовке и проведению колледжных конкурсных мероприятий, а главное — актуализировать содержание и методы работы с одаренными студентами.

В заключение необходимо отметить, что полученный в ходе обучения опыт реализации собственного потенциала в учебно-профессиональной деятельности обеспечивает выпускнику успешную адаптацию и профессиональный рост в реальном секторе экономики, зачастую обеспечивая переход от успехов учебных к успехам профессиональным.

1. Цурикова, Л. В. Самореализация студентов в учебно-профессиональной деятельности [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. В. Цурикова. — Белгород, 2005.

2. Лидак, Л. В. Влияние развивающей образовательной среды вуза на динамику самореализации студента [Электронный ресурс] / Л. В. Лидак, Е. В. Гущина. — Режим доступа: http:// www.ppip.idnk.ru/index.php/3-2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.