Научная статья на тему 'Южно-уральский государственный технический колледж: по дороге развития'

Южно-уральский государственный технический колледж: по дороге развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — ,

По итогам 2018 года Южно-Уральский государственный технический колледж третий раз стал победителем областного конкурса «Лучшая профессиональная образовательная организа-ция». Победе в ежегодном областном конкурсе предшествовала плодотворная и упорная ра-бота педагогического коллектива колледжа под руководством мудрого и эффективного руково-дителя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Южно-уральский государственный технический колледж: по дороге развития»

Человек и профессия

ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ:

ПО ДОРОГЕ РАЗВИТИЯ

По итогам 2018 года Южно-Уральский государственный технический колледж третий раз стал победителем областного конкурса «Лучшая профессиональная образовательная организация». Победе в ежегодном областном конкурсе предшествовала плодотворная и упорная работа педагогического коллектива колледжа под руководством мудрого и эффективного руководителя.

Южно-Уральский государственный технический колледж сегодня можно рассматривать как региональную точку роста, откликающуюся на большинство инновационных идей и проектов. Колледж выстраивает свое развитие в соответствии с опорно-стратегической моделью, так как на данный момент обладает значительными площадями, ресурсным оснащением, развитой инфраструктурой. ЮУрГТК сегодня — это крупный игрок, на базе которого создаются новые специализированные центры компетенций, центры проведения демонстрационного экзамена, новые мастерские и лаборатории.

Ключевыми направлениями деятельности колледжа являются:

- развитие современной инфраструктуры подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными, в том числе международными стандартами и передовыми технологиями;

- развитие кадрового потенциала, в том числе для проведения обучения и оценки соответствующей квалификации по стандартам WSR;

- создание современных условий для реализации образовательных программ СПО, а также программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ в соответствии с требованиями регионального рынка труда;

- формирование условий для создания опережающей адаптивной подготовки кадров, минимизирующей кадровые дефициты в соответствии с текущими и перспективными требованиями рынка труда.

В колледже работает слаженный коллектив в количестве 380 человек, в том числе 180 педагогических работников, 25 руководителей различных уровней управления.

Количество преподавателей — 154, из них 93,5 % имеют высшее образование, 6,5 % — среднее профессиональное (ППССЗ) по профилю, соответствующему реализуемым программам; 45 % преподавателей аттестованы на высшую квалификационную категорию, 33 % — на первую категорию.

В колледже выстроена система повышения квалификации, представленная двумя уровнями: внутренним и внешним. Она обеспечивает, с одной стороны, выполнение требований профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и ДПО» и ФГОС СПО (в том числе по ТОП-50 и актуализированным) к кадровым условиям реализации образовательных программ, с другой стороны, — адаптацию и профессиональный рост педагогических кадров. Педагоги колледжа — активные и успешные участники профессиональных конкурсов, научно-практических конференций и иных конкурсных мероприятий для педагогов различных уровней. Ежегодно на областных конкурсах профессионального мастерства среди мастеров производственного обучения (руководителей практики), проводимых по стандартам WSR, педагоги колледжа занимают призовые места по УГС 08.00.00 «Техника и технологии строительства» (компетенция «Кирпичная кладка»), УГС 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника» (компетенция

«Программные решения для бизнеса»), УГС 13.00.00 «Электро- и теплоэнергетика» (компетенция «Электромонтаж»), УГС 15.00.00 «Машиностроение» (компетенция «Токарные работы на станках с ЧПУ»), УГС 22.00.00 «Технология материалов» (компетенция «Сварочные работы»), УГС 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» (компетенция «Ремонт легковых автомобилей»).

Среди преподавателей колледжа — победитель, призер и финалист областного конкурса «Мастер года», победитель и финалисты областного конкурса «Профессиональный дебют». Участие в конкурсах, симпозиумах, научно-практических конференциях является достаточно эффективной формой неформального повышения квалификации педагогических работников.

Южно-Уральский государственный технический колледж — активный участник олимпи-адного движения, движения WorldSkills. Только за последние три года в копилке достижений колледжа — многочисленные победы на региональных этапах всероссийских олимпиад профессионального мастерства и в региональных чемпионатах «Молодые профессионалы», победитель и призеры заключительных этапов всероссийских олимпиад профессионального мастерства, призеры национального чемпионата WorldSkills в г. Южно-Сахалинске, блистательные победы на международном чемпионате WorldSkills 2017 в Абу-Даби в компетенции «Веб-дизайн и разработка» и на чемпионате Еш^кй^ 2018 в Будапеште.

В колледже достаточно хорошо выстроена система взаимодействия с работодателями, касающаяся профессиональной подготовки будущих специалистов. В работе с талантливыми студентами представители работодателей также принимают активное участие. Каждый год на конкурс дипломных проектов и работ представляются работы, выполненные по заказам предприятий, организаций или при совместном участии студентов и сотрудников этих предприятий. На протяжении пяти последних лет выпускники колледжа являются победителями областного конкурса выпускных квалификационных работ.

В ЮУрГТК разработаны и внедрены технологии управления процессом выявления одаренных студентов и вовлечения их в исследовательскую и проектную деятельность.

В настоящее время в колледже функционирует научно-исследовательское общество студентов, которое охватывает шесть основных направлений: гуманитарное, естественно-науч-

ное, экологическое, информационное, техническое, профессиональное. На каждой площадке (монтажный комплекс, политехнический комплекс, машиностроительный комплекс) работают предметные кружки, в которых студенты достаточно успешно занимаются техническим творчеством и НИРС и ежегодно защищают честь колледжа на различных мероприятиях.

Результаты деятельности студентов представляются на конкурсах, фестивалях, семинарах, конференциях различной направленности и уровней. Во всевозможные формы работы, направленные на развитие талантов и демонстрирующие способности обучающихся, в среднем ежегодно вовлечены более 1 500 студентов, которые активно принимают участие в олимпиадах разного уровня, в спортивных мероприятиях, мероприятиях художественной самодеятельности, конкурсах и олимпиадах технического и художественного творчества.

На базе колледжа традиционно проводятся областные и городские студенческие научно-технические и научно-практические конференции, в которых успешно участвую более 400 студентов, обучающихся в 40 образовательных организациях Челябинской области.

В колледже активно работает студенческое соуправление — добровольное формирование, созданное на основе общности интересов студентов для реализации общих целей и задач, представляющее права студентов и контролирующее выполнение их обязанностей. Активисты студенческого соуправления колледжа привлекают студенческий коллектив к решению всех вопросов, связанных с подготовкой высококвалифицированных специалистов; разрабатывают предложения по повышению качества образовательного процесса с учетом научных и профессиональных интересов; защищают и представляют права и интересы студентов; содействуют в решении образовательных, социально-бытовых и прочих вопросов, затрагивающих их интересы; сохраняют и развивают традиции колледжа; информируют студентов о деятельности колледжа; участвуют в формировании общественного мнения о студенческой молодежи как реальной силе и стратегическом ресурсе развития российского общества; оказывают содействие реализации общественно значимых молодежных инициатив. Члены студенческого соуправления колледжа активно участвуют в работе молодежных советов при администрации районов.

ЮУрГТК активно сотрудничает с профессиональными образовательными организациями

области, региона и страны независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы. Кроме того, руководство колледжа содействует развитию и укреплению связей с зарубежными и международными образовательными, научными и культурными организациями для обмена достижениями и педагогическими технологиями, формирования единого информационного образовательного пространства учреждений профессионального образования, развития академической мобильности. Колледж входит в состав Ассоциации образовательных учреждений среднего профессионального образования Челябинской области.

В целях содействия развитию творчества обучающихся, методической и научно-методической работы педагогические работники колледжа принимают участие в работе 22 областных методических объединений. В настоящий момент преподаватели колледжа возглавляют два областных методических объединения: И. В. Халилова — председатель ОМО преподавателей УГС «Архитектура», УГС «Техника и технологии строительства», УГС «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия», УГС «Изобразительное и прикладные виды искусства»; Г. А. Захаров — председатель ОМО преподавателей ОБЖ.

ЮУрГТК имеет статус ведущего колледжа по информационно-коммуникационным технологиям и является площадкой окружного методического объединения преподавателей Уральского федерального округа по УГС 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника». В рамках работы площадки колледжем организуется проведение конкурсов, заседаний, проведены курсы повышения квалификации для ПОО Уральского федерального округа с участием работников ЦРПО Московского политехнического университета, сформирована и активно работает электронная площадка окружного объединения, на которой размещены самые актуальные нормативные и методические материалы по проблематике внедрения ФГОС по ТОП-50.

Южно-Уральским государственным техническим колледжем определены стратегические возможности социального партнерства с работодателями по укреплению связей между колледжем и предприятиями, по обеспечению практического обучения студентов и последующего трудоустройства с использованием современного оборудования и технологий непосредственно на предприятиях. Заключено 40 долгосрочных и 163 краткосрочных договоров с крупнейшими организациями города и области о прохождении

студентами производственной практики и трудоустройстве выпускников, что подтверждает факт востребованности выпускников колледжа. Ежегодно практическое обучение на предприятиях и в организациях проходят около двух тысяч студентов III-V курсов очной формы обучения. В колледже функционирует служба содействия трудоустройству выпускников.

В рамках апробации Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста Челябинской области колледж является опорной профессиональной образовательной организацией в компетенции «Строительство», стейкхолдером колледжа выступает НП СРО «Союз строительных компаний Урала и Сибири». В 2017 г. колледж вошел в состав Южно-Уральского промышленного кластера по производству деталей и узлов дорожных, строительных и сельскохозяйственных машин вместе с 14 ведущими организациями Челябинской области. Колледж — партнер кластера.

Педагоги колледжа успешно работают в составе ФУМО по УГС 08.00.00 «Техника и технологии строительства» и 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника», сотрудничают с Казанским МЦК по вопросам разработки новых ФГОС СПО и примерных образовательных программ по специальностям.

Колледж развивает отношения с разработчиками образовательных программ, обучающих средств, учебно-методических материалов в целях создания большей ценности. Организовано взаимодействие с ФУМО и МЦК, в том числе по вопросам развития одаренных студентов;

В целях повышения эффективности профессиональной ориентации через выстроенную систему профессиональной диагностики, профессионального консультирования и профессионального просвещения колледж сотрудничает с МБОУ СОШ № 107, 48, 39, 147 г. Челябинска. Для обеспечения эффективного механизма реализации инновационного проекта «ТЕМП» колледж взаимодействует с МБОУ СОШ № 75 и МБОУ СОШ № 147 г. Челябинска, с МОУ Архангельская СОШ. Ежегодно осуществляется подготовка участника чемпионата WorldSkills Junior в рамках регионального чемпионата «Молодые профессионалы».

С 2005 г. в колледже внедрена и поддерживается в рабочем состоянии система менеджмента качества (СМК). В 2006 г. СМК колледжа сертифицирована на соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001:2000). В 2009 г. в колледже внедрена интегрированная система менеджмента, сертифицированная

в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008) применительно к образовательной деятельности (регистрационный номер РОСС RU^K31.K00018). В 2018 г. СМК колледжа ресертифицирована на соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 90012015 (ISO 9001:2015) органом по сертификации систем менеджмента качества ООО «М-Серт». Образовательный процесс в колледже организован так, чтобы непрерывно улучшалось качество обучения, постоянно совершенствовались методы и средства обучения с ориентацией на интересы потребителя. Идея постоянного улучшения и совершенствования пронизывает все реализуемые в коллеже процессы и лежит в основе управления развитием профессиональной образовательной организации.

Важно отметить, что особенностью колледжа как системы является его связь с внешней средой. За долгие годы функционирования колледж, приспосабливаясь к внешней среде, наработал опыт эффективной перестройки своих процессов, не разрушая целостности. Опыт показывает, что в случае, когда социальная система хорошо организована, она сама может оказывать влияние на внешнюю среду, приспосабливая ее к достижению глобальной цели. Для этого образовательная система должна мобилизовать свои внешние и внутренние возможности.

Внутренние возможности колледж мобилизует благодаря проектному методу управления. В настоящее время именно проектный метод позволяет четко сформировать направления развития образовательной организации и определить те условия, которые необходимы для достижения поставленной задачи. В разработке и реализации проектов активное участие принимают предприятия — социальные партнеры колледжа, работающие в составе совета колледжа и попечительского совета, осуществляющие согласование планов совместной деятельности, планов развития в рамках отдельных направлений и т. д.

За последние три года в колледже успешно реализованы следующие проекты:

- создание специализированного центра компетенций по компетенции «Веб-дизайн и разработка» (СЦК создан на базе политехнического комплекса и сертифицирован Союзом Ворлд-скиллс Россия),

- развитие кадрового потенциала в условиях внедрения профессионального стандарта и новых ФГОС СПО (реализуется),

- выявление, развитие и поддержка одаренных студентов (реализуется);

- разработка эффективного учебного плана в рамках реализации ФГОС по ТОП-50 и актуализированных ФГОС (реализуется);

- развитие воспитательной среды колледжа (реализуется);

- обновление и модернизация материально-технической базы колледжа (реализуется).

Воплощение в жизнь инновационных проектов неразрывно связано с финансовыми ресурсами. Большой и стабильный контингент обучающихся колледжа, качественный и своевременный набор первокурсников в условиях конкурса аттестатов, наполняемость групп выше средней по области обеспечивают оптимальное формирование бюджетной составляющей в консолидированном бюджете колледжа. Кроме того, колледж принимает участие в различных конкурсах на получение субсидий на иные цели для совершенствования материальной базы, в конкурсах на предоставление федеральных грантов на модернизацию учебно-материальной базы.

Прошедший 2018 год отмечен достаточно значимыми для колледжа победами и достижениями, среди которых:

- победа выпускника, а ныне — работника колледжа К. Ларина на европейском чемпионате по компетенции «Веб-дизайн и разработка»;

- победа студента архитектурно-строительного отделения М. Медведева на заключительном этапе Всероссийской олимпиады профессионального мастерства студентов, осваивающих программы среднего профессионального образования по УГС 08.00.00 «Техника и технологии строительства»;

- II место студента электромонтажного отделения П. Соколова на заключительном этапе Всероссийской олимпиады профессионального мастерства студентов, осваивающих программы среднего профессионального образования по УГС 11.00.00 «Электроника, радиотехника и системы связи»;

- победы и призовые места воспитанников колледжа на областных олимпиадах профессионального мастерства студентов по УГС 08.00.00 «Техника и технологии строительства», 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника», 22.00.00 «Технологии материалов», 38.00.00 «Экономика и управление»;

- победы и призовые места студентов на VI Региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Южный Урал 2018-2019 по компетенциям «Геодезия» (1), «Кирпичная кладка» (1), «Геодезия. Юниоры» (1), «Веб-дизайн и разработка» (2), «Токарные

работы на станках с ЧПУ. Юниоры» (2), «Ремонт и техническое обслуживание легковых автомобилей» (2), «Реверсивный инжиниринг» (3), «Бухгалтерский учет» (3), «Токарные работы на станках с ЧПУ» (3), «Фрезерные работы на станках с ЧПУ» (3);

- победа колледжа в конкурсном отборе на предоставление в 2018 г. из федерального бюджета грантов в форме субсидий в рамках реализации мероприятия государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» «Обновление и модернизация материально-технической базы профессиональных образовательных организаций», которая обеспечила значительные финансовые вливания в создание современной материально-технической базы и обеспечила обновление содержания образовательных программ, реализуемых колледжем.

Конкурсная активность и упорство коллектива, наличие внебюджетной составляющей как залога софинансирования при выделении грантов и субсидий позволяют даже в доста-

точно непростых условиях финансирования осуществлять прорывные шаги в развитии материально-технических условий реализации образовательных программ. С другой стороны, модернизация учебно-материальной базы позволяет значительно совершенствовать содержание подготовки специалистов, обеспечивать освоение студентами новых производственных технологий, высокотехнологичного оборудования.

Колледж постоянно расширяет направления инновационной деятельности, увеличивает число участников инновационных проектов и программ.

Системное проектирование, направленное на постоянное улучшение, идеально вписывается в систему управления качеством в масштабах колледжа.

На данном этапе колледж наращивает свой инновационный потенциал, реализуя проекты, направленные на развитие материальной базы и кадрового потенциала как движущей силы развития. Впереди — новые задачи, новые проекты, а значит, новые победы и достижения!

Материал подготовили Т. Ю. Крашакова, заместитель директора по научно-методической работе ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж», Н. В. Тур, заведующая учебной частью ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.