Научная статья на тему 'Реализация инновационной модели управления развитием творческого потенциала студентов колледжа'

Реализация инновационной модели управления развитием творческого потенциала студентов колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / CREATIVE POTENTIAL / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL PEDAGOGICAL MANAGEMENT / МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ / MODEL OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тубер И.И., Крашакова Т.Ю., Старова Н.М.

В статье раскрываются теоретические и практические аспекты организации научно-исследовательской работы студентов колледжа через создание научно-исследовательского общества; приводится инновационная модель педагогического управления развитием творческих способностей студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE MODEL MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL OF COLLEGE STUDENTS

The theoretical and practical aspects of the organization of research work of college students through the creation of the Research Society are revealed in this article. An innovative model of pedagogical management of the development of creative abilities of students is given.

Текст научной работы на тему «Реализация инновационной модели управления развитием творческого потенциала студентов колледжа»

Внедрение в российское образование федерального государственного образовательного стандарта нового поколения способствует тому, что психологи определяют свое место в новой системе образования, а педагоги и руководители образовательных учреждений осознают, что без участия психологов вряд ли можно говорить об эффективном переходе к работе по новым стандартам.

Принятие данного профессионального стандарта, несомненно, будет способствовать укреплению позиций педагогов-психологов

в образовательной организации, прежде всего за счет определения круга их должностных обязанностей и требований к уровню подготовки. Важно, что с принятием стандарта и сами психологи, и руководители системы образования разных уровней будут четко представлять себе реальные возможности специалистов, а также то, какой вклад они могут внести в совершенствование работы конкретной образовательной организации; будут знать, каких результатов можно ожидать от работы психолога, и подбирать специалистов нужной квалификации.

Библиографический список

1. Проект профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://profstandart.rosmintrud.ru/web/ps482469.

2. Решетникова, О. Будем жить по стандарту? (О трудовых функциях и квалификационных требованиях) [Текст] / О. Решетникова // Школьный психолог. — 2015. — Январь. — С. 55-58.

3. Битянова, М. Психолог и ФГОС : Новые функции на новом этапе [Текст] / М. Битянова // Школьный психолог. — 2015. — Январь. — С. 4-7.

УДК 377+001 И. И. Тубер, директор Южно-Уральского

государственного технического колледжа (ЮУрГТК), предс. Ассоциации образовательных организаций СПО Челябинской обл., канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: info@sustec.ru Т. Ю. Крашакова, зам. директора по науч.-метод. работе ЮУрГТК, г. Челябинск, e-mail: kraschakova@sustec.ru Н. М. Старова, зав. науч.-метод. центром ЮУрГТК, канд. пед. наук, г. Челябинск

РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

В статье раскрываются теоретические и практические аспекты организации научно-исследовательской работы студентов колледжа через создание научно-исследовательского общества; приводится инновационная модель педагогического управления развитием творческих способностей студентов.

Ключевые слова: творческий потенциал, развитие творческого потенциала, педагогическое управление, модель педагогического управления.

Социально-экономическое развитие государства определяется уровнем образования молодых специалистов. Они должны быть способны преодолевать жизненные трудности, адаптироваться в стремительно меняющихся социально-экономических условиях. В дополнение к этому востребована личность с ярко выраженной субъектной позицией, обладающая способностью самостоятельно и критически мыслить, выраба-

тывать и защищать собственную точку зрения. Данная идея четко прослеживается на государственном уровне. В Национальной доктрине образования Российской Федерации декларируется обеспечение современного разностороннего развития молодежи, указывается на необходимость выявления творческого потенциала личности, развития ее творческих способностей, формирования умений и навыков ее самореализации [1].

Решение поставленных задач требует новых подходов к организации и методическому сопровождению процесса подготовки квалифицированных специалистов среднего звена, что невозможно без поиска новых путей и методов развития творческих, профессиональных, проектировочных и исследовательских способностей будущих специалистов, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по востребованным рынком труда техническим специальностям [1].

Проблема развития личности обучающегося, развития творческих способностей уже была раскрыта в трудах ученых-педагогов Е. Н. Ильина, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, однако она и сегодня актуальна. Ученые определяют творчество как сложный вид человеческой деятельности по созданию новых материальных и духовных ценностей. Как считают Н. А. Бердяев и В. И. Вернадский, творчество — одна из форм обновления мира, и человек как вид не может существовать, если не будет творить. В исследованиях В. И. Андреева, Л. Н. Дроздиковой, А. Ю. Козыревой говорится о том, что только в творчестве и через него человек поднимается над своим природным состоянием и тем выше, чем духовнее процесс его саморазвития.

Сегодня остро стоит проблема обеспечения перехода от системы усвоения знаний к системе активного действия, призванной формировать личность, всесторонне готовую к выполнению профессиональных видов деятельности и социальным отношениям, готовую к дальнейшему обучению на протяжении всей жизни. Все это диктует необходимость поставить студента в активную позицию, в которой он смог бы проявить самостоятельность, инициативность и творчество, а его учебную деятельность организовать так, чтобы она являлась средством его профессионального и личностного развития. В связи с этим повышается необходимость изменения подходов к организации образовательного процесса в учреждениях как высшего, так и среднего профессионального образования [2]. Например, основным документом, регламентирующим усилия педагогического коллектива по решению поставленных задач в области развития творческого потенциала личности обучающегося в Южно-Уральском государственном техническом колледже является Целевая программа развития одаренных обучающихся на 2013-2015 гг. Нормативно-правовой базой Целевой программы стали Концепция общена-

циональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом РФ 03.04.2012 № Пр-827, областная целевая Программа развития образования в Челябинской области на 2013-2015 гг., утвержденная Постановлением правительства Челябинской области от 27.09.2012 № 520-4-П, Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 20.09.2012 № 24-2503 «Об утверждении Комплекса мер по реализации Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов и поддержки одаренных и перспективных детей Челябинской области».

Колледжем определена миссия по отношению к одаренным обучающимся, которая формулируется следующим образом: «Предоставление каждому студенту возможности проявить себя в различных сферах деятельности, что позволяет ему реализовать интеллектуальные и творческие способности, сформировать потребность в непрерывном самообразовании, способность к социальной адаптации и творческому самовыражению, профессиональному росту и совершенствованию». Это значит, что образовательная организация берет на себя обязательство создать благоприятные условия, позволяющие студентам опробовать свои силы в различных видах деятельности.

В колледже накоплен определенный опыт по созданию условий для развития и внедрения различных форм научного творчества молодежи. Особенно хочется отметить сложившуюся систему работы со студентами, интересующимися исследовательской деятельностью. Эта работа осуществляется через создание научно-исследовательского общества студентов (НИОС), проведения ежегодных научно-практических студенческих конференций, выставок научно-технического творчества, совместных конференций и олимпиад студентов колледжа и вузов (Челябинского государственного педагогического университета, Южно-Уральского государственного университета).

Научно-исследовательская работа планируется и организуется методической службой колледжа. К этой работе привлекаются передовые педагогические кадры. Деятельность коллектива колледжа по развитию творческих способностей студентов реализуется в ходе решения таких задач, как:

- целенаправленное выявление и отбор одаренных обучающихся;

- создание максимально благоприятных условий для интеллектуального, морального и физического развития одаренных обучающихся;

- подготовка педагогических кадров для работы с обучающимися по следующим направлениям: научно-исследовательская работа студентов (НИРС), техническое творчество, расширение пространства повышения квалификации педагогов колледжа как условие педагогического поиска (обучающий, воспитательный и методический аспекты);

- расширение возможностей для участия одаренных и способных студентов во всероссийских и международных конференциях, творческих конкурсах, выставках и олимпиадах;

- стимулирование творческой деятельности одаренных обучающихся;

- накопление библиотечного фонда колледжа по проблеме работы с одаренными студентами;

- отбор (проектирование) методов и форм обучения и воспитания, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативы и творчества студентов, формирование банка эффективных педагогических технологий и методик;

- развитие материально-технической базы, обеспечивающей достижения студентов в области НИРС, технического творчества, художественного творчества и спортивной деятельности;

- создание электронной базы учета участия и результативности участия студентов и педагогических работников колледжа в состязаниях, конкурсах и др. мероприятиях различных уровней.

Кроме того, были определены требования к кадровому, социально-психологическому, программно-методическому и материально-техническому обеспечению, предусматривающие поддержку одаренных студентов, обеспечение условий для их личностной, социальной самореализации и профессионального развития.

Требования к педагогическим кадрам:

- высокая профессиональная компетентность;

- высокий уровень теоретической подготовки;

- активная научно-методическая деятельность;

- стремление к самообразованию и самосовершенствованию;

- требовательность и умение найти подход к одаренным студентам;

- общекультурная эрудированность;

- доброжелательность, высокий педагогический такт;

- наличие организаторских способностей;

- знание и применение инновационных пе-

дагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных и здоровьесберега-ющих.

Помимо перечисленного необходимо социально-психологическое обеспечение развития личности студента, приобретения им навыков самостоятельной работы и работы в творческих коллективах, овладения методологией научных исследований, в том числе:

- создание банка данных с содержательными характеристиками одаренных студентов;

- создание единой информационно-образовательной среды и психолого-развивающего пространства как наиболее благоприятствующих реализации программы;

- обучение одаренных студентов навыкам поддержания психологической стабильности и психорегуляции;

- формирование умения студентов адаптироваться в социально значимой среде (в семье, в окружении сверстников, педагогов, в трудовом коллективе);

- организация работы с педагогами, направленной на повышение уровня их психолого-педагогической подготовки.

Для организации исследовательской работы немалое значение имеет материально-техническое обеспечение учебного заведения. В колледже осуществляется следующая деятельность:

- пополнение библиотечного фонда колледжа справочной, научно- популярной литературой, энциклопедиями, периодическими изданиями, электронными источниками информации;

- постоянное развитие и совершенствование информационно-образовательной среды колледжа;

- обеспечение необходимым современным учебным (в том числе и учебно-производственным) оборудованием и материалами для организации работы кружков по специальностям, студий, секций, творческих коллективов с акцентом на практическую значимость продуктов деятельности одаренных обучающихся, развитие их профессиональных квалификаций и расширение профессионального поля деятельности.

Программно-методическое обеспечение включает в себя:

- постоянное совершенствование образовательных программ по направлениям работы с одаренными обучающимися;

- обеспечение педагогов необходимыми методическими материалами и рекомендациями по организации работы с одаренными студентами в рамках выбранных направлений;

- обеспечение студентов необходимыми методическими материалами и рекомендациями по планированию и осуществлению собственной исследовательской деятельности;

- формирование банка диагностических материалов для мониторинга результативности работы с одаренными студентами;

- формирование электронной базы учета достижений обучающихся и педагогических работников, мониторинг результативности и анализ результатов.

В колледже разработана инновационная модель педагогического управления развитием творческих способностей студентов, в которой ведущими выступают системный, деятельност-ный, личностно ориентированный, уровневый подходы, учитывающие закономерности и дидактические принципы креативного образования (научность, непрерывность, преемственность, активность, интегративность). Все эти подходы акцентируют внимание на различных аспектах как самого творческого потенциала, так и процесса его развития.

Особого внимания заслуживает кадровое обеспечение эффективной реализации Целевой программы развития одаренных обучающихся. В рамках данного направления был решен ряд проблем, таких как стимулирование преподавателей на организацию и осуществление НИРС, повышение квалификации преподавателей в области современных технологий и методов обучения, направленных на выявление и развитие способностей студентов (через обучение по комплексным программам повышения квалификации, систему колледжных семинаров, самообразование).

На сегодняшний день четко определены формы научно-исследовательской работы студентов, это:

1) аудиторная работа:

- выполнение мини-проектов;

- решение кейсов, проблемных и ситуационных задач;

- выполнение исследовательских лабораторных работ;

- курсовое и дипломное проектирование;

2) внеаудиторная работа (в рамках работы кружка или секции научно-исследовательского общества студентов):

- подготовка докладов и выступлений на научно-практических конференциях;

- выполнение научно-исследовательских работ, проектов;

- выполнение и презентация творческих работ, проектов;

- подготовка к олимпиадам и конкурсам профессионального мастерства, викторинам, выставкам технического творчества, конкурсам рационализации и изобретательства и т. д., участие в них.

Преподаватели колледжа вовлекают студентов в научно-исследовательскую работу уже с 1-2-го курсов. В колледже традиционно ежегодно проводятся две научно-практические конференции: осенняя («Научная деятельность молодежи — будущее России») с количеством участников приблизительно 300 человек и весенняя (экологическая студенческая НПК «Экологические проблемы современности»), в которой участвуют около 200 человек. Колледжные научно-практические конференции — прекрасная возможность для студента сделать первый шаг в науку, представить результаты своего труда, посмотреть на лучшие студенческие научно-исследовательские работы и проекты, получить оценку своей работы. По материалам каждой конференции издается электронный сборник докладов, который обязательно размещается на официальном сайте колледжа.

Особого внимания заслуживает олимпиад-ное движение. Сегодня в колледже проводятся олимпиады по всем общеобразовательным, социально-гуманитарным, математическим, естественно-научным, общетехническим учебным дисциплинам, по каждой из 17 реализуемых специальностей. Олимпиада проходит по принятой схеме в 2 этапа: первый — заочный, с максимальным количеством участников, второй — очный, в котором принимают участие победители первого этапа. По каждому направлению олимпиады разрабатывается положение, в котором отражены порядок проведения, структура конкурсных заданий и критерии их оценивания. Победители колледжных олимпиад успешно защищают честь образовательного учреждения на областных, всероссийских и международных олимпиадах по учебным дисциплинам и специальностям.

В колледже действует система поощрения победителей и призеров олимпиад и конкурсов различных уровней, а также преподавателей, осуществлявших их подготовку.

Таким образом, разработанная нами модель управления развитием творческих способностей студентов обеспечивает получение устойчивых результатов и достижение индикативных показателей, определенных Целевой программой развития одаренных обучающихся, а именно: увеличение количества студентов колледжа, охваченных научно-исследовательской и творческой деятельностью, техническим

Миссия: предоставление каждому студенту возможности проявить себя в различных сферах деятельности, что позволяет ему реализовать интеллектуальные и творческие способности, сформировать потребность в непрерывном самообразовании, способность к социальной адаптации и творческому самовыражению, профессиональному росту и совершенствованию.

Задачи:

1) целенаправленное выявление и отбор одаренных обучающихся;

2) создание максимально благоприятных условий для интеллектуального, морально-физического развития одаренных обучающихся;

3) подготовка педагогических кадров для работы с одаренными обучающимися, расширение пространства повышения квалификации педагогов колледжа как условие педагогического поиска;

4) расширение возможностей для участия одаренных и способных студентов во всероссийских и международных конференциях, творческих конкурсах, выставках и олимпиадах;

5) стимулирование творческой деятельности одаренных обучающихся;

6) накопление библиотечного фонда колледжа по проблеме работы с одаренными студентами;

7) отбор (проектирование) методов и форм обучения и воспитания, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативы и творчества студентов, формирование банка эффективных педагогических технологий и методик;

8) развитие материально-технической базы, обеспечивающей достижения студентов в области НИРС, технического творчества, художественного творчества и спортивной деятельности;

9) создание электронной базы учета участия и результативности участия студентов и педагогических работников колледжа в состязаниях, конкурсах и др. мероприятиях различных уровней.

Подходы:

системный,

деятельностный,

личностно

ориентированный,

уровневый

Принципы:

научность,

непрерывность,

преемственность,

активность,

интегративность

Технологии: проблемное обучение,

проектное обучение, ИКТ,

развивающее

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обучение,

ТРИЗ,

технология развития критического мышления, исследовательские методы и т. д.

Формы:

кружковая работа,

НИОС,

научно-

практические

конференции,

олимпиады,

конкурсы

творческих работ,

выставки и т. д.

Педагогические условия:

- кадровое обеспечение (повышение квалификации в области технологий выявления и работы с одаренными студентами, мотивация, обмен опытом);

- социально-психологическое обеспечение;

- материально-техническое обеспечение; программно-методическое обеспечение

Рис. 1. Инновационная модель педагогического управления развитием творческих способностей студентов в Южно-Уральском государственном техническом колледже

творчеством; рост числа педагогов, работающих с одаренными обучающимися; увеличение количества участников районных, городских, областных, всероссийских и международных мероприятий (конкурсов, олимпиад, фестивалей, соревнований, конференций и т. п.) профессиональной направленности и, конечно же, увеличение числа победителей, призеров, дипломантов таких мероприятий.

Библиографический список

Подводя итог, отметим, что каждый человек в той или иной мере обладает творческими способностями, а также ресурсами и возможностями для творческой деятельности. Таким образом, задачей конкретных учебных заведений становится создание таких условий, при которых в процессе обучения будет гарантировано развитие творческого потенциала будущих специалистов.

1. Национальная доктрина образования в РФ до 2025 г. [Текст] // Вестник образования России. — М. : ПРО-ПРЕСС. — С. 4.

2. Глотова, Г. А. Творческая одаренность личности : проблемы и методы исследования [Текст] : учеб. пособие / Г. А. Глотова. — Екатеринбург : Изд-во УрГУ, 2002. — 127 с.

3. Абовский, Н. П. Творчество : системный подход, законы развития, принятие решений [Текст] / Н. П. Абовский. — М. : СИНТЕГ, 1998. — 296 с.

4. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в вузах России [Текст] : монография : в 3 ч. / под ред. В. В. Балашова. — М. : Изд-во ГУУ, 2002. — С. 31.

5. Миронов, В. А. Социальные аспекты активизации научно-исследовательской деятельности студентов вузов [Текст] : монография / В. А. Миронов, Э. Ю. Майкова. — Тверь : Изд-во ТГТУ, 2004. — С. 59.

6. Организационно-методические основы активизации функционирования системы НИРС [Текст] / под ред. А. И. Момот // Научно-исследовательская деятельность в высшей школе : аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. — 2003. — Вып. 5. — С. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.