Внедрение в российское образование федерального государственного образовательного стандарта нового поколения способствует тому, что психологи определяют свое место в новой системе образования, а педагоги и руководители образовательных учреждений осознают, что без участия психологов вряд ли можно говорить об эффективном переходе к работе по новым стандартам.
Принятие данного профессионального стандарта, несомненно, будет способствовать укреплению позиций педагогов-психологов
в образовательной организации, прежде всего за счет определения круга их должностных обязанностей и требований к уровню подготовки. Важно, что с принятием стандарта и сами психологи, и руководители системы образования разных уровней будут четко представлять себе реальные возможности специалистов, а также то, какой вклад они могут внести в совершенствование работы конкретной образовательной организации; будут знать, каких результатов можно ожидать от работы психолога, и подбирать специалистов нужной квалификации.
Библиографический список
1. Проект профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://profstandart.rosmintrud.ru/web/ps482469.
2. Решетникова, О. Будем жить по стандарту? (О трудовых функциях и квалификационных требованиях) [Текст] / О. Решетникова // Школьный психолог. — 2015. — Январь. — С. 55-58.
3. Битянова, М. Психолог и ФГОС : Новые функции на новом этапе [Текст] / М. Битянова // Школьный психолог. — 2015. — Январь. — С. 4-7.
УДК 377+001 И. И. Тубер, директор Южно-Уральского
государственного технического колледжа (ЮУрГТК), предс. Ассоциации образовательных организаций СПО Челябинской обл., канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: info@sustec.ru Т. Ю. Крашакова, зам. директора по науч.-метод. работе ЮУрГТК, г. Челябинск, e-mail: kraschakova@sustec.ru Н. М. Старова, зав. науч.-метод. центром ЮУрГТК, канд. пед. наук, г. Челябинск
РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
В статье раскрываются теоретические и практические аспекты организации научно-исследовательской работы студентов колледжа через создание научно-исследовательского общества; приводится инновационная модель педагогического управления развитием творческих способностей студентов.
Ключевые слова: творческий потенциал, развитие творческого потенциала, педагогическое управление, модель педагогического управления.
Социально-экономическое развитие государства определяется уровнем образования молодых специалистов. Они должны быть способны преодолевать жизненные трудности, адаптироваться в стремительно меняющихся социально-экономических условиях. В дополнение к этому востребована личность с ярко выраженной субъектной позицией, обладающая способностью самостоятельно и критически мыслить, выраба-
тывать и защищать собственную точку зрения. Данная идея четко прослеживается на государственном уровне. В Национальной доктрине образования Российской Федерации декларируется обеспечение современного разностороннего развития молодежи, указывается на необходимость выявления творческого потенциала личности, развития ее творческих способностей, формирования умений и навыков ее самореализации [1].
Решение поставленных задач требует новых подходов к организации и методическому сопровождению процесса подготовки квалифицированных специалистов среднего звена, что невозможно без поиска новых путей и методов развития творческих, профессиональных, проектировочных и исследовательских способностей будущих специалистов, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по востребованным рынком труда техническим специальностям [1].
Проблема развития личности обучающегося, развития творческих способностей уже была раскрыта в трудах ученых-педагогов Е. Н. Ильина, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, однако она и сегодня актуальна. Ученые определяют творчество как сложный вид человеческой деятельности по созданию новых материальных и духовных ценностей. Как считают Н. А. Бердяев и В. И. Вернадский, творчество — одна из форм обновления мира, и человек как вид не может существовать, если не будет творить. В исследованиях В. И. Андреева, Л. Н. Дроздиковой, А. Ю. Козыревой говорится о том, что только в творчестве и через него человек поднимается над своим природным состоянием и тем выше, чем духовнее процесс его саморазвития.
Сегодня остро стоит проблема обеспечения перехода от системы усвоения знаний к системе активного действия, призванной формировать личность, всесторонне готовую к выполнению профессиональных видов деятельности и социальным отношениям, готовую к дальнейшему обучению на протяжении всей жизни. Все это диктует необходимость поставить студента в активную позицию, в которой он смог бы проявить самостоятельность, инициативность и творчество, а его учебную деятельность организовать так, чтобы она являлась средством его профессионального и личностного развития. В связи с этим повышается необходимость изменения подходов к организации образовательного процесса в учреждениях как высшего, так и среднего профессионального образования [2]. Например, основным документом, регламентирующим усилия педагогического коллектива по решению поставленных задач в области развития творческого потенциала личности обучающегося в Южно-Уральском государственном техническом колледже является Целевая программа развития одаренных обучающихся на 2013-2015 гг. Нормативно-правовой базой Целевой программы стали Концепция общена-
циональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом РФ 03.04.2012 № Пр-827, областная целевая Программа развития образования в Челябинской области на 2013-2015 гг., утвержденная Постановлением правительства Челябинской области от 27.09.2012 № 520-4-П, Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 20.09.2012 № 24-2503 «Об утверждении Комплекса мер по реализации Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов и поддержки одаренных и перспективных детей Челябинской области».
Колледжем определена миссия по отношению к одаренным обучающимся, которая формулируется следующим образом: «Предоставление каждому студенту возможности проявить себя в различных сферах деятельности, что позволяет ему реализовать интеллектуальные и творческие способности, сформировать потребность в непрерывном самообразовании, способность к социальной адаптации и творческому самовыражению, профессиональному росту и совершенствованию». Это значит, что образовательная организация берет на себя обязательство создать благоприятные условия, позволяющие студентам опробовать свои силы в различных видах деятельности.
В колледже накоплен определенный опыт по созданию условий для развития и внедрения различных форм научного творчества молодежи. Особенно хочется отметить сложившуюся систему работы со студентами, интересующимися исследовательской деятельностью. Эта работа осуществляется через создание научно-исследовательского общества студентов (НИОС), проведения ежегодных научно-практических студенческих конференций, выставок научно-технического творчества, совместных конференций и олимпиад студентов колледжа и вузов (Челябинского государственного педагогического университета, Южно-Уральского государственного университета).
Научно-исследовательская работа планируется и организуется методической службой колледжа. К этой работе привлекаются передовые педагогические кадры. Деятельность коллектива колледжа по развитию творческих способностей студентов реализуется в ходе решения таких задач, как:
- целенаправленное выявление и отбор одаренных обучающихся;
- создание максимально благоприятных условий для интеллектуального, морального и физического развития одаренных обучающихся;
- подготовка педагогических кадров для работы с обучающимися по следующим направлениям: научно-исследовательская работа студентов (НИРС), техническое творчество, расширение пространства повышения квалификации педагогов колледжа как условие педагогического поиска (обучающий, воспитательный и методический аспекты);
- расширение возможностей для участия одаренных и способных студентов во всероссийских и международных конференциях, творческих конкурсах, выставках и олимпиадах;
- стимулирование творческой деятельности одаренных обучающихся;
- накопление библиотечного фонда колледжа по проблеме работы с одаренными студентами;
- отбор (проектирование) методов и форм обучения и воспитания, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативы и творчества студентов, формирование банка эффективных педагогических технологий и методик;
- развитие материально-технической базы, обеспечивающей достижения студентов в области НИРС, технического творчества, художественного творчества и спортивной деятельности;
- создание электронной базы учета участия и результативности участия студентов и педагогических работников колледжа в состязаниях, конкурсах и др. мероприятиях различных уровней.
Кроме того, были определены требования к кадровому, социально-психологическому, программно-методическому и материально-техническому обеспечению, предусматривающие поддержку одаренных студентов, обеспечение условий для их личностной, социальной самореализации и профессионального развития.
Требования к педагогическим кадрам:
- высокая профессиональная компетентность;
- высокий уровень теоретической подготовки;
- активная научно-методическая деятельность;
- стремление к самообразованию и самосовершенствованию;
- требовательность и умение найти подход к одаренным студентам;
- общекультурная эрудированность;
- доброжелательность, высокий педагогический такт;
- наличие организаторских способностей;
- знание и применение инновационных пе-
дагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных и здоровьесберега-ющих.
Помимо перечисленного необходимо социально-психологическое обеспечение развития личности студента, приобретения им навыков самостоятельной работы и работы в творческих коллективах, овладения методологией научных исследований, в том числе:
- создание банка данных с содержательными характеристиками одаренных студентов;
- создание единой информационно-образовательной среды и психолого-развивающего пространства как наиболее благоприятствующих реализации программы;
- обучение одаренных студентов навыкам поддержания психологической стабильности и психорегуляции;
- формирование умения студентов адаптироваться в социально значимой среде (в семье, в окружении сверстников, педагогов, в трудовом коллективе);
- организация работы с педагогами, направленной на повышение уровня их психолого-педагогической подготовки.
Для организации исследовательской работы немалое значение имеет материально-техническое обеспечение учебного заведения. В колледже осуществляется следующая деятельность:
- пополнение библиотечного фонда колледжа справочной, научно- популярной литературой, энциклопедиями, периодическими изданиями, электронными источниками информации;
- постоянное развитие и совершенствование информационно-образовательной среды колледжа;
- обеспечение необходимым современным учебным (в том числе и учебно-производственным) оборудованием и материалами для организации работы кружков по специальностям, студий, секций, творческих коллективов с акцентом на практическую значимость продуктов деятельности одаренных обучающихся, развитие их профессиональных квалификаций и расширение профессионального поля деятельности.
Программно-методическое обеспечение включает в себя:
- постоянное совершенствование образовательных программ по направлениям работы с одаренными обучающимися;
- обеспечение педагогов необходимыми методическими материалами и рекомендациями по организации работы с одаренными студентами в рамках выбранных направлений;
- обеспечение студентов необходимыми методическими материалами и рекомендациями по планированию и осуществлению собственной исследовательской деятельности;
- формирование банка диагностических материалов для мониторинга результативности работы с одаренными студентами;
- формирование электронной базы учета достижений обучающихся и педагогических работников, мониторинг результативности и анализ результатов.
В колледже разработана инновационная модель педагогического управления развитием творческих способностей студентов, в которой ведущими выступают системный, деятельност-ный, личностно ориентированный, уровневый подходы, учитывающие закономерности и дидактические принципы креативного образования (научность, непрерывность, преемственность, активность, интегративность). Все эти подходы акцентируют внимание на различных аспектах как самого творческого потенциала, так и процесса его развития.
Особого внимания заслуживает кадровое обеспечение эффективной реализации Целевой программы развития одаренных обучающихся. В рамках данного направления был решен ряд проблем, таких как стимулирование преподавателей на организацию и осуществление НИРС, повышение квалификации преподавателей в области современных технологий и методов обучения, направленных на выявление и развитие способностей студентов (через обучение по комплексным программам повышения квалификации, систему колледжных семинаров, самообразование).
На сегодняшний день четко определены формы научно-исследовательской работы студентов, это:
1) аудиторная работа:
- выполнение мини-проектов;
- решение кейсов, проблемных и ситуационных задач;
- выполнение исследовательских лабораторных работ;
- курсовое и дипломное проектирование;
2) внеаудиторная работа (в рамках работы кружка или секции научно-исследовательского общества студентов):
- подготовка докладов и выступлений на научно-практических конференциях;
- выполнение научно-исследовательских работ, проектов;
- выполнение и презентация творческих работ, проектов;
- подготовка к олимпиадам и конкурсам профессионального мастерства, викторинам, выставкам технического творчества, конкурсам рационализации и изобретательства и т. д., участие в них.
Преподаватели колледжа вовлекают студентов в научно-исследовательскую работу уже с 1-2-го курсов. В колледже традиционно ежегодно проводятся две научно-практические конференции: осенняя («Научная деятельность молодежи — будущее России») с количеством участников приблизительно 300 человек и весенняя (экологическая студенческая НПК «Экологические проблемы современности»), в которой участвуют около 200 человек. Колледжные научно-практические конференции — прекрасная возможность для студента сделать первый шаг в науку, представить результаты своего труда, посмотреть на лучшие студенческие научно-исследовательские работы и проекты, получить оценку своей работы. По материалам каждой конференции издается электронный сборник докладов, который обязательно размещается на официальном сайте колледжа.
Особого внимания заслуживает олимпиад-ное движение. Сегодня в колледже проводятся олимпиады по всем общеобразовательным, социально-гуманитарным, математическим, естественно-научным, общетехническим учебным дисциплинам, по каждой из 17 реализуемых специальностей. Олимпиада проходит по принятой схеме в 2 этапа: первый — заочный, с максимальным количеством участников, второй — очный, в котором принимают участие победители первого этапа. По каждому направлению олимпиады разрабатывается положение, в котором отражены порядок проведения, структура конкурсных заданий и критерии их оценивания. Победители колледжных олимпиад успешно защищают честь образовательного учреждения на областных, всероссийских и международных олимпиадах по учебным дисциплинам и специальностям.
В колледже действует система поощрения победителей и призеров олимпиад и конкурсов различных уровней, а также преподавателей, осуществлявших их подготовку.
Таким образом, разработанная нами модель управления развитием творческих способностей студентов обеспечивает получение устойчивых результатов и достижение индикативных показателей, определенных Целевой программой развития одаренных обучающихся, а именно: увеличение количества студентов колледжа, охваченных научно-исследовательской и творческой деятельностью, техническим
Миссия: предоставление каждому студенту возможности проявить себя в различных сферах деятельности, что позволяет ему реализовать интеллектуальные и творческие способности, сформировать потребность в непрерывном самообразовании, способность к социальной адаптации и творческому самовыражению, профессиональному росту и совершенствованию.
Задачи:
1) целенаправленное выявление и отбор одаренных обучающихся;
2) создание максимально благоприятных условий для интеллектуального, морально-физического развития одаренных обучающихся;
3) подготовка педагогических кадров для работы с одаренными обучающимися, расширение пространства повышения квалификации педагогов колледжа как условие педагогического поиска;
4) расширение возможностей для участия одаренных и способных студентов во всероссийских и международных конференциях, творческих конкурсах, выставках и олимпиадах;
5) стимулирование творческой деятельности одаренных обучающихся;
6) накопление библиотечного фонда колледжа по проблеме работы с одаренными студентами;
7) отбор (проектирование) методов и форм обучения и воспитания, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативы и творчества студентов, формирование банка эффективных педагогических технологий и методик;
8) развитие материально-технической базы, обеспечивающей достижения студентов в области НИРС, технического творчества, художественного творчества и спортивной деятельности;
9) создание электронной базы учета участия и результативности участия студентов и педагогических работников колледжа в состязаниях, конкурсах и др. мероприятиях различных уровней.
Подходы:
системный,
деятельностный,
личностно
ориентированный,
уровневый
Принципы:
научность,
непрерывность,
преемственность,
активность,
интегративность
Технологии: проблемное обучение,
проектное обучение, ИКТ,
развивающее
обучение,
ТРИЗ,
технология развития критического мышления, исследовательские методы и т. д.
Формы:
кружковая работа,
НИОС,
научно-
практические
конференции,
олимпиады,
конкурсы
творческих работ,
выставки и т. д.
Педагогические условия:
- кадровое обеспечение (повышение квалификации в области технологий выявления и работы с одаренными студентами, мотивация, обмен опытом);
- социально-психологическое обеспечение;
- материально-техническое обеспечение; программно-методическое обеспечение
Рис. 1. Инновационная модель педагогического управления развитием творческих способностей студентов в Южно-Уральском государственном техническом колледже
творчеством; рост числа педагогов, работающих с одаренными обучающимися; увеличение количества участников районных, городских, областных, всероссийских и международных мероприятий (конкурсов, олимпиад, фестивалей, соревнований, конференций и т. п.) профессиональной направленности и, конечно же, увеличение числа победителей, призеров, дипломантов таких мероприятий.
Библиографический список
Подводя итог, отметим, что каждый человек в той или иной мере обладает творческими способностями, а также ресурсами и возможностями для творческой деятельности. Таким образом, задачей конкретных учебных заведений становится создание таких условий, при которых в процессе обучения будет гарантировано развитие творческого потенциала будущих специалистов.
1. Национальная доктрина образования в РФ до 2025 г. [Текст] // Вестник образования России. — М. : ПРО-ПРЕСС. — С. 4.
2. Глотова, Г. А. Творческая одаренность личности : проблемы и методы исследования [Текст] : учеб. пособие / Г. А. Глотова. — Екатеринбург : Изд-во УрГУ, 2002. — 127 с.
3. Абовский, Н. П. Творчество : системный подход, законы развития, принятие решений [Текст] / Н. П. Абовский. — М. : СИНТЕГ, 1998. — 296 с.
4. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в вузах России [Текст] : монография : в 3 ч. / под ред. В. В. Балашова. — М. : Изд-во ГУУ, 2002. — С. 31.
5. Миронов, В. А. Социальные аспекты активизации научно-исследовательской деятельности студентов вузов [Текст] : монография / В. А. Миронов, Э. Ю. Майкова. — Тверь : Изд-во ТГТУ, 2004. — С. 59.
6. Организационно-методические основы активизации функционирования системы НИРС [Текст] / под ред. А. И. Момот // Научно-исследовательская деятельность в высшей школе : аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. — 2003. — Вып. 5. — С. 3.