3. Evladova E.B. Theoretical bases and practice of development of additional education in educational institutions: Author's abstract. Dis. ... doctor of sciences (Education). Moscva, 2004. P. 42. [in Russian].
4. Efimov I.L. School-colony "cheerful life." Spanish orphanage. Obninsk-Kalingrad: Axios, 2012. P. 224. [in Russian].
5. The concept and model of training, retraining and advanced training for the sphere of education of children is additionally: a collective monograph. Yaroslavl: Izdatelstvo YaGPU 2014. P. 443. [in Russian].
6. Sokolova N.A. Pedagogy of further education: a tutorial. Chelyabinsk: Izdatelstvo CSPU, 2010. P. 304. [in Russian].
Сведения об авторе: Соколова Надежда Анатольевна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы, педагогики и психологии, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Information about the author: Sokolova Nadezhda Anatolievna,
Doctor of Sciences (Education),
Academic Title of Professor,
Head, Department of Social Work,
Pedagogy and Psychology,
Chelyabinsk State Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
УДК 373.7 ББК 74.46
И.И. Тубер
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье проанализированы основные принципы построения системы научно-методической работы в профессиональной образовательной организации «Южно-Уральский государственный технический колледж». Представлен опыт работы научно-методического центра колледжа и результаты внедрения авторской концепции.
Ключевые слова: профессиональное образование, методика профессионального обучения, научно-методическая работа, организация методической службы в колледже.
I.I. Tuber
SCIENTIFIC AND METHODICAL ACTIVITY OF PEDAGOGICAL COLLECTIVE AS А CONDITION OF DEVELOPMENT
OF THE PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION
The basic principles of the development of the system of scientific and methodical work in the professional educational organization "South Ural State Technical College" are analyzed. Experience of the scientific and methodical center of college and results of introduction of the author's concept are presented.
Key words: Vocational education, technique of a vocational education, scientific and methodical work, the organization of methodical service in college.
го s
£ E E È ° Ф >s с; о
2 fe ° S
^ CÛ
о о
ф «О
¥ s
¡=ю
£ О го >s
4 о
ф I С .0
¡5 ¡3 53 I о О
55
ц °
аЗ £ «t ^ п.
s к
го s
° s " Èû
ï «
5 ^
I- <U
Ф s ?g
15 ■E. * « (0 X Ü
ф ю
Формируемая на современном этапе структура профессионального образования предполагает построение образовательного процесса подготовки специалистов среднего звена на принципах, позволяющих обеспечить глубокую фундаментализацию и гуманитаризацию образования, высокий уровень практической подготовки специалистов [1], а также свободное развитие личности и приоритетность интересов студентов в самоопределении и самореализации.
Для осуществления этой задачи необходимо постоянное совершенствование организации образовательного процесса, разработка и внедрение новых эффективных технологий обучения и воспитания студентов. В связи с этим существенно повышается роль методической работы, которую в условиях постоянного реформирования системы образования в России можно считать одним из механизмов развития профессиональной образовательной организации.
В ГБОУ СПО «Южно-Уральский государственный технический колледж» создана концепция научно-методической работы, которая представляет совокупность идей, взглядов, представлений, принципов, приоритетных направлений развития профессиональной образовательной организации.
Деятельность научно-методической службы колледжа, представленной на-учно-методическимцентромипредметно-цикловыми комиссиями, строится на основе принципов:
• научности;
• системности и комплексности;
• актуальности и практической направленности [2].
Для реализации принципов разработана модель научно-методического центра, выстроенная по «функциональному принципу», в основе модели лежит цепочка: потребности участников образовательного процесса => цели научно-методической работы => основные направления деятельности => структурные элементы.
Основные направления научно-методической работы:
• совершенствование содержания образования путем непрерывной актуализации основных профессиональных образовательных программ с учетом требований регионального рынка труда и новейших достижений в области отраслевых технологий;
• совершенствование образовательного процесса через реализацию инновационных образовательных программ, использование современных педагогических технологий и методов обучения;
• развитие кадрового потенциала, обеспечение непрерывного повышения квалификации руководящих и педагогических работников, развитие педагогического творчества и инициативы;
• выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта и внедрение его в практику работы педагогического коллектива;
• развитие научно-исследовательской деятельности студентов, творческой деятельности педагогических работников.
С учетом внедрения федеральных государственных образовательных стандартов особое внимание уделяется организационно-методическому сопровождению разработки и совершенствования реализуемых в колледже основных профессиональных образовательных программ. Для организации эффективной деятельности педагогического коллектива по проектированию основных профессиональныхобразовательныхпро-грамм был проведен ряд организационно-методических мероприятий:
1. Разработка структуры основной профессиональной образовательной программы. Представленная инвариантной и вариативной частями, разработанная и принятая в колледже структура основной профессиональной образовательной программы представлена на рисунке 1.
2. Разработка локальных актов, регулирующих проектирование основных профессиональных образовательных программ по специальностям, отражающих требования к структуре и содержанию отдельных структурных элементов инвариантной части основной профессиональной образовательной програм-
мы - программ учебных дисциплин или профессиональных модулей, программ практик, методических рекомендаций: по выполнению лабораторных и (или) практических работ, по курсовому и дипломному проектированию, по организации внеаудиторной самостоятель-
ной работы, комплектов контрольно-оценочных средств.
3. Разработка методических рекомендаций для педагогических работников по разработке образовательных программ, инвариантных структурных элементов образовательных программ.
а 1 1
я &
и о
и Я
и
0
1
А
Ч и н
Л й о
со
й &
\0 О
эН
0
1
А
V
н
а
I
I
^
Я
Н
V &
Л
!У
V
О -
«
к
а
V А
I О
в
V
V
V &
О &
И
«
О И Й
0
1
V О
£ ^ Р и
ЦЦ
*
0
1
2
ГО
СО ^
ГО
со 2 ^ ^
Ё о ф ^
ц о
о £
^ со о о
и 2
1-ю 2 о
ГО
^ о
о о
X
_а
8|
^ п: ГО §
¥ * §8
ф
ф ю
4. Проведение обучающих семинаров, семинаров-практикумов, занятий школы педагогического мастерства по проектированию программ подготовки специалистов среднего звена, по разработке отдельных структурных составляющих образовательных программ, индивидуальное методическое консультирование педагогических работников.
5. Организация изучения потребностей рынка труда, совершенствование содержания реализуемых программ подготовки специалистов среднего звена с учетом требований работодателей, согласование вариативной части образовательных программ с работодателями.
6. Аудит сформированности реализуемых в колледже основных профессиональных образовательных программ.
Таким образом, деятельностью по разработке и совершенствованию основных профессиональных образовательных программ охвачен весь педагогический коллектив, что обеспечивает вовлечение каждого педагогического работника в процесс изучения новых производственных технологий, изучения и внедрения современных технологий обучения, в процесс создания новых средств обучения.
Особого внимания заслуживает организация и методическое сопровождение деятельности преподавателей по разработке примерных основных профессиональных образовательных программ. Данная работа проходит в тесном взаимодействии с Челябинским институтом развития профессионального образования, профильными профессиональными образовательными организациями и, безусловно, с представителями работодателей - инженерно-техническими и руководящими работниками предприятий, потребителей образовательных услуг. Только в 2014 году педагогическими работниками колледжа под руководством научно-методического центра разработаны основные профессиональные образовательные программы по четырем специальностям, три из них уже приняты областным экспертным советом и рекомендованы к использованию профессиональным образовательным организациям Челябинской области.
На данном этапе научно-методической службой колледжа инициирована разработка электронных версий учебно-методических комплексов специальностей (далее - ЭУМК), выполненных с использованием АСУ 1С: колледж и Моо-dle. Для организации работы в данном направлении так же разработана единая структура ЭУМК, проведено обучение педагогических работников созданию электронных курсов с использованием АСУ Moodle, совместно с информационной службой колледжа проведены обучающие семинары с демонстрацией разработанных элементов ЭУМК специальности, определены сроки и ответственные за разработку и наполнение электронной базы, планируется проведение методического конкурса разработанных ЭУМК.
Особое внимание научно-методическая служба уделяет развитию кадрового потенциала, непрерывному повышению квалификации педагогических работников, развитию педагогической инициативы и творчества. В колледже создана система непрерывного повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения по различным направлениям: психология и педагогика, информационные технологии, инновационные методы обучения, современный образовательный менеджмент и т.п.
В колледже рассматриваются две системы повышения квалификации: внутренняя и внешняя.
Внешнее повышение квалификации предусматривает прохождение курсов повышения квалификации в учреждении дополнительного профессионального образования - Челябинском институте развития или образовательных организациях высшего образования и стажировки на базовых предприятиях и организациях. Повышение квалификации организуется согласно перспективному плану повышения квалификации педагогических работников колледжа, который ежегодно корректируется в связи с кадровыми изменениями. Научно-методическая служба колледжа осуществляет мониторинг выполнения требований ФГОС СПО к кадровому обеспечению реализа-
ции основных профессиональных образовательных программ. Так, все преподаватели и мастера производственного обучения колледжа, задействованные в реализации профессионального цикла программ подготовки специалистов среднего звена, прошли стажировку на предприятиях - социальных партнерах колледжа, а также в образовательных организациях высшего образования и учреждениях дополнительного профессионального образования по программам, связанным с освоением современных производственных технологий.
Однако особого внимания заслуживает выстроенная в колледже система внутреннего повышения квалификации.
Внутренняя система включает три ступени:
1 ступень - адаптационный сбор для вновь принятых преподавателей, который проходит в конце августа. В зависимости от того, сколько новых преподавателей вливается в коллектив, сборы проводятся несколько дней, и к сборам привлекаются сотрудники различных структурных подразделений: научно-методический центр, учебный отдел, центр управления качеством, библиотека.
В колледже организована работа каждого педагогического работника над индивидуальной методической темой в рамках единой методической темы колледжа. Это обеспечивает постоянное самообразование педагогов, расширение профессионального кругозора, поиск новых технологий и способов разрешения профессиональных проблем.
2 ступень - школа педагогического мастерства (ШПМ) для преподавателей.
Семинары школы педагогического мастерства проходят один раз в месяц по утвержденному плану, тематика семинаров школы педагогического мастерства разрабатывается с учетом перспективных задач, потребностей педагогических и руководящих работников колледжа, а так же результатов аудитов, проведенных центрами управления качеством.
Для вновь принятых педагогических работников научно-методический центр проводит занятий школы молодого пе-
дагога. Тематика занятий составляется с учетом требований преподавателей, посещающих эти занятия.
3 ступень - семинары и (или) семинары-практикумы для председателей выпускающих и невыпускающих предметно-цикловых комиссий. Темы семинаров для председателей предметно-цикловых комиссий касаются инновационных процессов, внедряемых в образовательный процесс. Кроме того, на семинарах имеется возможность представить лучшие разработки, поделиться опытом, обсудить проблемы и пути их разрешения.
Одной из эффективной форм повышения квалификации, применяемой научно-методической службой колледжа, является проведение методических конкурсов. Так, только за последние три года были организованы и проведены конкурс методических разработок, конкурс цифровых образовательных ресурсов, конкурс методического обеспечения внеаудиторной самостоятельной работы (в рамках Всероссийского конкурса «Работаем пор ФГОС СПО»), конкурс «Урок учебной практики» (в рамках одноименного конкурса Челябинского территориально-методического объединения № 1). Основная цель данных конкурсов - развитие педагогической инициативы и творчества, выявление лучших педагогических практик, стимулирование педагогических работников к повышению квалификации, педагогическому поиску. Следует заметить, что от конкурса к конкурсу число участников конкурсов увеличивается, также растет и качество предоставляемых на конкурс методических материалов. Лучшие работы педагогов направляются научно-методическим центром для участия в конкурсах Челябинского территориально-методического объединения, Всероссийских методических конкурсах. Только в 2014 году 7 преподавателей колледжа стали победителями и призерами Всероссийского конкурса методических разработок «Работаем по ФГОС СПО», 8 педагогических работников стали победителями, призерами и лауреатами методического конкурса Челябинского
го
т
3 2
Е а
Ё о
Ф >2
с; о
о
О Ф «о
^ Я
¡=ю £ °
ГО >2
ч о
ф -
С _й
Б
о
X
л ц
X -О
го
X
о ^
о
о ф ф
4 п. го ^
о — ф
т
5 ^
ей
ф ^
ей
о ^
о го
ф ю
территориально-методического объединения № 1 «Урок учебной практики».
Одним из важных видов деятельности педагогического коллектива колледжа является инновационная деятельность, способствующая развитию как отдельного образовательного учреждения, так и всей системы профессионального образования в целом. Степень развития инновационных процессов - это результат творческого труда всего коллектива или отдельных творческих групп. Анализ и оценка имеющегося инновационного потенциала колледжа способствует выявлению резервов повышения эффективности его использования, что в свою очередь дает возможность корректировать направления инновационного развития, прогнозировать вероятность и характер результатов инновационной деятельности колледжа.
Руководство колледжа оказывает поддержку в реализации всех инновационных идей коллектива, научно-методический центр колледжа организует и сопровождает большую часть инновационных проектов:
• в 2010 году была создана творческая группа по созданию программы прикладного бакалавриата по специальности 151031 - Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования для конкурсного отбора Федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования;
• в 2010 году была создана творческая группа по разработке Федерального государственного образовательного стандарта специальности 270843 - Монтаж, наладка и эксплуатация промышленных и гражданских зданий, который был утвержден 15 апреля 2010 года;
• в период 2011-2013 г. были созданы три творческие группы по разработке примерных основных профессиональных образовательных программ специальностей 270802 - Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, 150301 - Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования, 120714 - Земельно-имущественные отношения;
• в 2012 г. колледж принял участие в проекте «Модернизация системы начального профессионального образования для подготовки специалистов в области энергетики на базе отраслевого межрегионального ресурсного центра г. Чебоксары»;
• в 2013 году преподаватели колледжа приняли участие в работе творческого коллектива на базе Челябинского института развития профессионального образования по созданию контрольно-оценочных средств для специальности 230115 - Программирование в компьютерных системах;
• с 2013 г. колледж принимает участие в конкурсном отборе на предоставление целевых субсидий на иные цели. Были созданы целевые программы по работе с одаренными детьми и развитию укрупненной группы 150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка,
• в 2014 г. творческой группой методистов и преподавателей колледжа разработаны примерные основные профессиональные образовательные программы по специальностям 210723 Сети связи и системы коммутации, 270101 Архитектура.
В процессе работы творческих коллективов было создано 68 прикладных разработок. Разработки, носящие характер стандартов, программ были подвергнуты экспертизе в ЧИРПО и ФИРО.
Особая роль в инновационной деятельности колледжа отводится развитию сетевого взаимодействия, как с образовательными учреждениями СПО и ВПО, так и с предприятиями отрасли.
В творческие коллективы входят преподаватели колледжа, мастера производственного обучения, руководители различных структурных подразделений, заинтересованных в результатах работы. За период 2010-2013 гг. к работе в творческих коллективах были привлечены более 50 преподавателей, 4 мастера производственного обучения, 16 сотрудников колледжа, в число которых входят директор, заместители директора и руководители структурных подразделений.
В процессе работы изучен опыт работы других учебных заведений СПО и
ВПО в области организации образовательного процесса, формирования содержания профессионального образования, разработки средств контроля и др. Анализ этой работы и полученного опыта был представлен на методических и педагогических советах колледжа, в публикациях средств массовой информации, а также на конференциях и семинарах, посвященных вопросам инновационной деятельности образовательных учреждений, проводимых в г. Чебоксары, г. Москве, республике Татарстан и др.
Инновационная деятельность колледжа носит целевой характер. Эта деятельность планируется с определением сроков и ответственных лиц. Для при-
дания этой деятельности системного характера в колледже разрабатывается план, создается необходимая нормативная база, что позволяет выдвигать гипотезы и осуществлять прогнозы и вести эту деятельность в системе. Кроме того, результаты инновационной деятельности фиксируются в специально разработанных программах мониторинга, что позволяет определить результативность, отметить наиболее активных участников этого процесса и определить дальнейшие действия в этой области.
В качестве оценки инновационной деятельности рассматриваются полученные эффекты. Их анализ осуществляется по критериям, представленным в табл. 1.
Табл. 1. Критерии оценки инновационной деятельности
Вид эффекта Характеристика показателей
Экономический Показатели учитывают в стоимостном выражении все виды результатов и затрат, обусловленных реализацией инноваций
Научно-технический Показатели отражают новизну, простоту, полезность, эстетичность, компактность
Социальный Показатели учитывают социальные результаты реализации инноваций
Очень важным моментом в реализации инноваций в практику является мотивация всех сотрудников колледжа. С целью повышения мотивации среди преподавателей и сотрудников колледжа создана система рейтинговой оценки деятельности преподавателей и сотрудников, в которой один из семи разделов посвящен именно инновационной деятельности.
Только творческий, думающий, активный педагог может воспитать творческого, активного студента, студента-исследователя, будущего профессионала. В колледже выстроена система развития способностей и наклонностей обучающихся, одним из направлений которой является научно-исследовательская
деятельность студентов, олимпиадное движение и профессиональное творчество. В колледже работает научно-исследовательское общество студентов, в структуру которого входят кружки и секции по пяти основным направлени-
ям: социально-гуманитарное, экологическое, техническое, естественнонаучное, информационное. В рамках НИРС каждый год в колледже традиционно проходят две научно-практические студенческие конференции, число участников конференции уже перевалило за три сотни и постоянно увеличивается, отмечается рост качества, актуальности и практической значимости представляемых на конференциях студенческих исследовательских работ и проектов. Научно-методической службой колледжа проводится работа по информированию преподавателей и студентов о проводимых конкурсных мероприятиях различных уровней, ведется электронная база участия и результативности участия студентов в мероприятиях различной направленности и разных уровней. Среди студентов колледжа - победители областных, всероссийских и международных конкурсов, олимпиад, конференций. Творческие работы студентов ежегодно
го §
г Е
Е а
Ё о
Ф >2
с; о
о
О Ф «о
^ Я
:ю £ °
ГО >2
ч о
ф -
С _й
Б
О X
л ц
X .0
го
X
о ^
о
о ф ф
4 п. £ к
го ^
о — ф
т ^ ®
5 ^
ей
0
X
т >
го
1
ф ^
ей
о ^
о го
публикуются в различных сборниках, журналах, других изданиях. Только в 2015 году три студента Южно-Уральского государственного технического колледжа удостоены премии Президента Российской Федерации за победы во всероссийской олимпиаде профессионального
мастерства обучающихся по специальности СПО, во всероссийском конкурсе научно-технического творчества обучающихся образовательных учреждений СПО, за победу в областном конкурсе дипломных проектов среди студентов ОУ СПО Челябинской области.
Библиографический список
1. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития [Текст]: учеб. пособие для вузов / Э.Ф. Зеер. - М.: Академия, 2006. - 240 с.
2. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сла-стенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
References
1. Zeer E.F. Psychology of professional development. M.: Akademia, 2006. P. 240 p. [in Russian].
2. Slastenin V.A., Isaev, I.F., Shijanov, E.N. Pedagogy: tutorial for the students of higher education institutions. M.: Academy, 2002. P. 576. [in Russian].
Сведения об авторе: Тубер Игорь Иосифович,
кандидат педагогических наук, директор, Южно-Уральский государс технический колледж, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Information about the authors: Tuber Igor Iosifovich,
Candidate of Sciences (Education), Director, South Ural State Technical College, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
<u ю