Научная статья на тему 'Профессиональный стандарт педагога профобразования - основа для пересмотра системы повышения квалификации в профессиональной образовательной организации'

Профессиональный стандарт педагога профобразования - основа для пересмотра системы повышения квалификации в профессиональной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2135
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА ПРОФОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PROFESSIONAL EDUCATION / MANAGEMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION / TEACHER OF A VOCATIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL STANDARD OF THE TEACHER OF PROFESSIONAL EDUCATION / SYSTEM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тубер Игорь Иосифович, Крашакова Татьяна Юдовна, Гнатышина Екатерина Викторовна

В статье проанализирован профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», выявлены его специфические особенности. На основе анализа теории профессиональной стандартизации и практики внедрения профессиональных стандартов за рубежом обозначены основные проблемы и перспективы работы в условиях внедрения профессионального образовательного стандарта в колледже

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тубер Игорь Иосифович, Крашакова Татьяна Юдовна, Гнатышина Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The professional standard of the teacher of vocational education - a basis for revision of system of professional development in the professional educational organization

The the professional standard “Teacher of a Vocational Education, Professional Education and Further Professional Education” is discussed, its specific features are revealed. On the basis of the analysis of the theory of professional standardization and practice of introduction of professional standards the main problems and prospects of work in the conditions of introduction of the professional educational standard in college are abroad specified.

Текст научной работы на тему «Профессиональный стандарт педагога профобразования - основа для пересмотра системы повышения квалификации в профессиональной образовательной организации»

2. Rean A.A. Psychology of personality adaptation. SPb.: Praym-Evroznak, 2008. P. 479. [in Russian].

3. Rozum S.I. Psychology of human socialization and social. St. Petersburg: Rech, 2006. P. 367. [in Russian].

4. Sokolova N.A. Theory and practice of socio-pedagogical support of adaptation in the conditions of establishment of an additional education of children. Chelyabinsk, Ural Branch of the ISE RA, 2005. P. 231. [in Russian].

5. Technology of Social Work: A Textbook. Ed. IN AND. Zhukova. M.: izd-vo RSSU 2011. P. 439. [in Russian].

Сведения об авторе: Соколова Надежда Анатольевна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий, кафедра социальной работы, педагогики и психологии, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: sokolovana-2011@mail.ru

Information about the author: Sokolova Nadezhda Anatolievna,

Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Head, Department of Social Work, Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: sokolovana-2011@mail.ru

УДК 373.7 ББК 74.5

И.И. Тубер, Т.Ю. Крашакова, Е.В. Гнатышина

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА ПРОФОБРАЗОВАНИЯ - ОСНОВА ДЛЯ ПЕРЕСМОТРА СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛьНОй ОРГАНИЗАЦИИ

В статье проанализирован профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», выявлены его специфические особенности. На основе анализа теории профессиональной стандартизации и практики внедрения профессиональных стандартов за рубежом обозначены основные проблемы и перспективы работы в условиях внедрения профессионального образовательного стандарта в колледже.

Ключевые слова: профессиональное образование, управление профессиональным образованием, педагог профессионального обучения, профессиональный стандарт педагога профобразования, система повышения квалификации работников системы профессионального образования.

I.I. Tuber, T. Yu. Krashakova, E.V. Gnatyshina

THE PROFESSIONAL STANDARD OF THE TEACHER OF VOCATIONAL EDUCATION - A BASIS FOR REVISION OF SYSTEM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

IN THE PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The the professional standard "Teacher of a Vocational Education, Professional Education and Further Professional Education" is discussed, its specific features are revealed. On the basis of the analysis of the theory of professional standardization and practice of introduction of professional

standards the main problems and prospects of work in the conditions of introduction of the professional educational standard in college are abroad specified.

Key words: professional education, management of professional education, teacher of a vocational education, professional standard of the teacher of professional education, system of professional development of professional education staff.

В настоящее время в России осуществляется масштабное обновление национальной системы квалификаций работников, затрагивающее практически все отрасли российской экономики и социальной сферы, в том числе и образование. Одним из основных элементов национальной системы квалификаций являются профессиональные стандарты.

Понятие профессионального стандарта дано в статье 195.1 Трудового кодекса РФ: «профессиональный стандарт - это документ, который раскрывает содержание профессиональной деятельности (в форме трудовых функций) в рамках определенного вида экономической деятельности; содержит оцениваемые требования к совершаемым работником действиям, необходимым знаниям и умениям». Основной смысл профстандарта кроется в установлении конкретных требований к качеству деятельности. Профессиональные стандарты служат для применения: образовательными организациями - при создании и разработке профессиональных учебных программ.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08 сентября 2015 г. № 608-н утвержден профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», который вступит в действие с 01 января 2017 года. Кроме того, на сегодняшний день Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утверждены более 1300 профессиональных стандартов по различным видам профессиональной деятельности.

В рамках профессиональной образовательной организации профессиональные стандарты, с одной стороны, служат основой совершенствования содержания реализуемых образовательных программ с целью удовлетворения запросов потребителей образовательных услуг, а с другой стороны, являются основой для совершенствования кадровой политики и

системы управления персоналом: подбора и расстановки кадров, повышения квалификации педагогического персонала, аттестации педагогических работников.

Существенное отличие профессиональных стандартов заключается в том, что они описывают деятельность, обеспечивающую достижение поставленных в рамках бизнес-процесса целей (задач). В соответствии с этим задача управления заключается в обеспечении выполнения всех обобщенных трудовых функций управляемого бизнес-процесса, в т.ч. подобрать и распределить кадры.

Профессиональный стандарт позволяет, исходя из общей характеристики деятельности, «набирать» функции отдельного сотрудника. Многих работодателей и работников смущает достаточно серьезный набор трудовых функций профессиональных стандартов. Однако с учетом того, что профессиональный стандарт описывает бизнес-процесс в целом, то руководителю организации достаточно просто распределить трудовые функции, определенные профессиональным стандартом, между всеми сотрудниками организации, вовлеченными в конкретный бизнес-процесс. Профессиональный стандарт вовсе не предусматривает завышенные требования к специалисту-универсалу. Руководитель организации обеспечивает выполнение трудовых функций, обозначенных в профессиональных стандартах в рамках конкретных обобщенных трудовых функций соответствующего уровня квалификации, за счет рациональной кадровой политики, за счет выстроенной системы повышения квалификации сотрудников, за счет четкого распределения зон ответственности между ними [4].

Появление профессиональных стандартов - это не новинка, а многолетняя и сложившаяся мировая практика. Одной из передовых держав в области разработки и использования профессиональных стандартов является Великобритания. Определенный опыт разработки и прак-

го

ГО со

as i- i

§ Е

» о ф °

Q-S

ф О

¡= I £ £ ГС £

Cû Cû

° 2 Т w

0 <0 ? &

1 о

ю £

2 ° -8-ф

Я*

ß-o с а го ¡=

Ê s

SÏ ф ™

р го

I- S

ГО ^

Í 1 ÍÜ

О — О -Û

Ф S

-8- ф —

С о

т ш

го" ш о ¡£ го 3 го

ф ю

тического стандартизации профессиональной деятельности имеется в российской практике. В свое время детальный анализ трудовой деятельности осуществлялся различными специалистами для решения задачи повышения производительности труда.

Одним из значимых этапов данной деятельности в российской практике стало создание квалификационных справочников, в которых единицей описания были профессии рабочих и должности служащих.

С конца прошлого века в нашей стране предпринимались неоднократные попытки в той или иной мере стандартизировать педагогическую деятельность. Среди них можно отметить:

• профессиограммы учителя, преподавателя, воспитателя, разработанные под творческой группой руководством В.А. Сластенина (1980-90-е гг.);

• должностные инструкции педагогических работников (1995 г.);

• функциональный подход к описанию педагогической деятельности А.И. Пискунова (1999-2001 гг.);

• профессиональный стандарт профессии «Преподаватель профессионального обучения» (Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 22 декабря 2003 г. № 87);

• проект стандарта учителя на основе компетентностного подхода, разработанный командой специалистов РГПУ им. А.И. Герцена под руководством В.А. Козырева и Н.Ф. Радионовой (2004-2006 гг.);

• проект профессионального стандарта педагогической деятельности, разработанный на основе функционального подхода творческой группой под руководством В.Л. Матросова и В.Д. Шадри-кова (2007 г.);

• квалификационные характеристики должностей работников образования в составе ЕСКД, разработанного в Минз-дравсоцразвития РФ [2].

История создания профессиональных стандартов говорит об актуальности и востребованности данных документов, особенно в современных условиях модернизации системы образования, когда серьезные изменения претерпевает

и содержание, и технологии педагогической деятельности, возникает целый ряд новых компетенций, без овладения которыми невозможно обеспечить достижение целей, определенных новым содержанием образовательных программ, направленных на подготовку высококвалифицированных специалистов для высокотехнологичных отраслей Российской экономики. Современная педагогическая деятельность приобретает такие характеристики, как стандартизация, модульность, информационная поддержка, диагностичность целей и результатов, характеризуется субъектно-авторской ролью педагога [2].

С 2011 г. в Российской Федерации под патронажем учрежденного Правительством РФ Агентства стратегических инициатив (АСИ) реализуется План разработки профессиональных стандартов. Любой профессиональный стандарт строится как совокупность обобщенных трудовых функций, выполнение которых ведет к общей цели деятельности. Каждая из обобщенных функций интегрирует комплекс трудовых функций, трудовая функция, в свою очередь, декомпозируется на трудовые действия, умения и знания, необходимые для ее реализации. Такой подход позволяет и дать развернутую характеристику деятельности, в том числе и педагогической, и сформулировать объективные и диагностируемые критерии ее качества деятельности [5].

Профессиональный стандарт педагога профессионального образования сегодня выступает действенным механизмом управления педагогическим персоналом и формирования индивидуальной карьерной траектории каждого педагогического работника, планирования его профессионального саморазвития, поскольку устанавливает те ориентиры, которые отражают актуальные требования к результативности педагогической деятельности. В ситуации, когда законодательно закреплена обязательная аттестация педагогических работников, разрабатываются и внедряются эффективные контракты, профессиональный стандарт может использоваться как основа разработки оценочного инструментария,

содержания квалификационных экзаменов. В целях исключения необъективности и субъективизма в при аттестации педагогических работников профессиональным стандартов задаются четко поставленные, достижимые и диагностируемые задачи для каждого педагогического работника и понятный механизм оценки результатов их действий [4].

Профессиональный стандарт - инструмент формирования новой педагогической культуры, даже более того -общественного сознания. Сама деятельность педагогов профессионального образования оценивается с позиций ком-петентностного подхода - педагогу на аттестации нужно продемонстрировать, как он добивается решения конкретных профессиональных задач; показать свои знания в способах деятельности и профессиональные умения, обеспечивающие успешное выполнение трудовых действий [4].

Поскольку профессиональный стандарт отражает современное состояние педагогической деятельности, он не может не содержать требований, соответствующих сегодняшним представлениям о ее качестве. Обновление представлений о результатах, содержании и условиях образовательного процесса, деятельности обучающих и обучающихся - сложившаяся реальность [1].

Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения,профес-сионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 № 608н, содержит описание педагогической деятельности в профессиональной образовательной организации, которая направлена на обеспечение выполнения требований, определенных федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования и иными нормативно-правовыми документами, поскольку именно они задают «нижнюю планку» требований [5].

Анализ содержания профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального

образования и дополнительного профессионального образования» позволяет сделать вывод о необходимости пересмотра и совершенствования системы повышения квалификации педагогических кадров профессиональной образовательной организации, причем как внешней, так и внутренней.

Детальная разработка проблем повышения квалификации педагогических работников представлена в работах большого числа ученых (И.Ю. Алекса-шина Б.Г. Ананьев, Т.Г. Браже, С.Г. Верш-ловского, Ю.А. Конаржевский, Т.И. Ша-мова и др.). Современная психолого-педагогическая наука и практика находятся в постоянном поиске инновационных и эффективных форм повышения квалификации [3]. По мнению большинства ученых (С.А. Абрамова, Э.М. Никитин и др.), система повышения квалификации должна опираться на результаты диагностики образовательных потребностей педагогических работников, учитывать уровень квалификации и индивидуальные затруднения педагогов в их профессиональной деятельности. Существующая более ста лет система повышения квалификации и переподготовки работников образования в России требует дальнейшей разработки методологических и теоретических основ педагогики повышения квалификации с учетом основных положений достаточно актуальной на данном этапе концепции непрерывного образования [2]. Министерство образования и науки РФ проводит широкомасштабную модернизацию данной системы, в том числе, с учетом введения в действие профессиональных стандартов в сфере образования. В рамках введения в действие профессиональных стандартов, являющихся основой для повышения качества педагогической деятельности и непрерывного развития педагога, проблема совершенствования системы повышения квалификации педагогических работников, а также совершенствования деятельности методических служб различных уровней, приобретает особую актуальность.

В числе основных задач совершенствования системы повышения квали-

го

ГО со 0.1 I- I

§ 2

» о ф °

Ф О

¡= I £ ¡2

ГС £

Сй Сй

° 2

т ^ ? £

I о

Ю Ь 2 ° -8-ф

го ¡= со

го | р го

I- ^

го ^

т 1

О — О .0 Ф 2

-8- ф С о

т ш

го" ш о ¡£ го 3 го

ф ю

фикации можно выделить следующие:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) активное привлечение педагогов к разработке индивидуальных планов и программ профессионального роста;

2) планирование и построение содержания повышения квалификации на основе анализа соответствия педагогических работников требованиям профессионального стандарта в части требований к образованию и обучению, опыту практической работы, с учетом образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов;

3) проектирование индивидуальной образовательной траектории каждого педагогического работника в повышении квалификации;

4) перенос практической составляющей процесса повышения квалификации педагога в условия реальной деятельности профессиональной образовательной организации и отработка новых профессионально-педагогических умений и навыков непосредственно на конкретном рабочем месте.

В состав повышения квалификации как непрерывной социально-педагогической системы [4] входят следующие компоненты:

• содержание повышения квалификации педагогических работников с учетом реализуемых обобщенных трудовых функций, определенных профессиональным стандартом;

• организационно-педагогические условия, способствующие эффективности повышения квалификации;

• результаты функционирования системы повышения квалификации.

Анализ требований профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» в части требований к образованию и обучению позволил сделать вывод о том, что 75% педагогических работников Южно-Уральского государственного технического колледжа, реализующих профессиональный цикл программ подготовки специалистов среднего звена, имеют базовое инженерно-техническое образование, следовательно, согласно требованиям стандарта нуждаются в дополнительном профессиональном образовании в обла-

сти профессионального образования и профессионального обучения. С учетом результатов анализа методической службой колледжа был полностью пересмотрен перспективный план внешнего повышения квалификации педагогических работников, на ближайшие три года запланировано поэтапное обучение преподавателей и мастеров производственного обучения с базовым инженерно-техническим образованием по дополнительной профессиональной программе -программе профессиональной переподготовки «Профессиональное обучение» в объеме 500 часов. Кроме того, были актуализированы: перспективный план обучения педагогических работников по программам повышения квалификации, план стажировок в профильных организациях с учетом требования - не реже 1 раза в три года, разрабатывается план обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда.

Далее было пересмотрено содержание ступеней внутренней системы повышения квалификации.

Так, в содержание первой ступени -адаптационного сбора для молодых специалистов и вновь принятых преподавателей введено детальное изучение профессионального стандарта, планирование индивидуального маршрута повышения квалификации, составление плана индивидуальной методической работы.

В рамках второй ступени - школы педагогического мастерства (ШПМ) для преподавателей, занятия которой проводятся не реже 1 раза в месяц, запланировано проведение обучающих семинаров-практикумов, направленных на обеспечение эффективной реализации трудовых функций, определенных профессиональным стандартом.

В рамках третьей ступени, заключающейся в управлении деятельностью предметных (цикловых) комиссий, запланировано проведение семинаров и (или) семинаров-практикумов для председателей выпускающих и невыпускающих предметных (цикловых) комиссий по вопросам актуализации программ подготовки специалистов среднего звена с учетом требований профессиональных стандартов по соответствующему виду деятельности, повышения эффективно-

сти педагогической деятельности и повышения качества образования в рамках реализации трудовых функций, определенных профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

Одной из эффективной форм повышения квалификации, применяемой научно-методической службой колледжа, является проведение методических конкурсов. Так, только за последние три года были организованы и проведены различные методические конкурсы (конкурс методических разработок, конкурс цифровых образовательных ресурсов, конкурс методического обеспечения внеаудиторной самостоятельной работы, конкурс «Урок учебной практики», конкурс на лучшее педагогическое портфолио, конкурсы электронных учебно-методических комплексов), направленные на развитие педагогической инициативы, творчества, на выявление лучших педагогических практик, обмен педагогическим опытом, стимулирование педагогических работников к повышению квалификации, педагогическому поиску, постоянному самосовершенствованию в профессии. Проведя анализ содержания профессионального стандарта

«Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», мы пришли к выводу о необходимости проведения методических конкурсов методических материалов и программ, направленных на развитие навыков проектной и исследовательской деятельности студентов; методических материалов, отражающих специфику работы со студентами с ограниченным возможностями здоровья, методических материалов, обеспечивающих объективную оценку достижений студентов в ходе реализации образовательных программ, методический конкурс дополнительных общеобразовательных общеразвиваю-щих программ и др.

Таким образом, система запланированных мероприятий по совершенствованию внешней и внутренней систем повышения квалификации педагогических работников Южно-Уральского государственного технического колледжа в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» призвана обеспечить непрерывное развитие педагогического персонала и повышение качества педагогической деятельности в целом.

Библиографический список

1. Бим-Бад, Б.М. Профессиональный стандарт педагога - «наше всё»? [Электронный ресурс] / Б.М. Бим-Бад // Аккредитация в образовании. Электронный журнал об образовании. - Режим доступа: http://www.akvobr.ru/profstandart_pedagoga.html

2. Блинов, В. Профессиональный стандарт педагога профобразования: не так страшен, как его малюют [Электронный ресурс] / В. Блинов, А. Факторович, О. Батрова // Учительская газета. Сетевое издание. - Режим доступа: http://www.ug.ru/article/649

3. Возгова, З.В. Инновационный потенциал проблемы развития системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников [Текст] / З.В. Возгова // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 9-4. - С. 847-853.

4. Гнатышина, Е.В. Основы развития информационной культуры руководителя [Текст]: учебное пособие / Е.В. Гнатышина. - Челябинск: ЧГПУ. - 2007. - 100 с.

5. Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования: проф. стандарт. Утвержден Министерством труда и социальной защиты РФ 08.09.2015. Приказ № 608.

References

1. Bim-Bad B.M. The professional standard of the teacher - "our everything"? Akkreditatsia v obrazovanii. The electronic journal about education. Available at: http://www.akvobr.ru/profstandart_pedagoga.html [in Russian].

ro

ГО to Q.I I- I

§ 2 » о CPS Ф О

¡= I £ £ ГС £

CQ CO

° 2 T w

" £ ° £

I о к ,s о

ГО _Q CQ с;

M

-8-Ф a.o

^ Q.

го "= ей

го I

s го c i£ I- s

ro ^

T 1

ГО _й

I £0

О О

s с

О — О .0

<U S -8-tu

С о

2. Blinov V., Faktorovich A., Batrova O. Professional standard of the teacher of vocational education: it isn't so terrible as it is painted. Teacher's newspaper. Network edition. Available at:http://www .ug.ru/ article/649 [in Russian].

3. Vozgova Z.V. Innovative potential of a problem of development of system of continuous professional development of scientific and pedagogical workers of. Fundamentalnyie issledovania, 2012. № 9-4. P. 847853. [in Russian].

4. Gnatyshina E.V. Bases of development of information culture of the head: manual. Chelyabinsk: ChGPU, 2007. P. 100. [in Russian].

5. Teacher of a vocational education, professional education and additional professional education: the professional. Standard. Approved by the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation 08.09.2015. Order №. 608. [in Russian].

Сведения об авторах: Тубер Игорь Иосифович,

кандидат педагогических наук, директор, Южно-Уральский государственный технический колледж, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: tuber@sustec.ru

Крашакова Татьяна Юдовна,

заместитель директора по научной работе, Южно-Уральский государственный технический колледж, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: t.krash@mail.ru

Гнатышина Екатерина Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра экономики, управления и права, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: gnatyshinaev@cspu.ru

Information about the authors: Tuber Igor Iosifovich,

Candidate of Sciences (Education), Director,

South Ural State Technical College, Chelyabinsk, Russia. E-mail: tuber@sustec.ru

Krashakova Tatyana Yudovna,

Deputy Director for scientific work South Ural State Technical College

Chelyabinsk, Russia. E-mail: t.krash@mail.ru

Gnatyshina Ekaterina Viktorovna,

Candidate of Sciences (Education), Associate Professor,

Department of Economy, Management

and Law Chelyabinsk State Pedagogical University

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: gnatyshinaev@cspu.ru

m llí

(О ca о

ГО

3

го œ

ф ю

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.