Научно-методическая работа педагогического коллектива колледжа: практический аспект
Научно-методическая служба колледжа представлена научно-методическим центром и предметно-цикловыми комиссиями, ее деятельность строится на основе принципов научности, системности и комплексности, актуальности и практической направленности.
Для реализации принципов разработана модель научно-методического центра, в основе которой лежит цепочка: потребности участников образовательного процесса ^ цели научно-методической работы ^ основные направления деятельности ^ структурные элементы.
Направления научно-методической работы
К основным направлениям НМР относятся:
- совершенствование содержания образования путем актуализации основных профессиональных образовательных программ с учетом требований регионального рынка труда и новейших достижений в области отраслевых технологий;
- совершенствование образовательного процесса через реализацию инновационных образовательных программ, использование современных педагогических технологий и методов обучения;
- развитие кадрового потенциала, обеспечение непрерывного повышения квалификации руководящих и педагогических работников, развитие педагогического творчества и инициативы;
- выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта, внедрение его в практику работы педагогического коллектива;
- развитие научно-исследовательской деятельности студентов, творческой деятельности педагогических работников.
Особое внимание уделяется организационно-методическому сопровождению разработки и совершенствования реализуемых в колледже основных профессиональных образовательных программ. Для организации эффективной деятельности педколлектива по проектированию основных профессиональных образовательных программ был проведен ряд организационно-методических мероприятий:
1) разработка структуры ОПОП (рис. 1);
2) разработка локальных актов, регулирующих проектирование основных профессиональных образовательных программ по специальностям и отражающих требования к структуре и содержанию отдельных структурных элементов инвариантной части;
КРАШАКОВА Татьяна Юдовна,
заместитель директора по научно-методической работе Южно-Уральского государственного технического колледжа, Челябинск
СТАРОВА
Надежда Михайловна,
кандидат педагогических наук, заведующая научно-методическим центром Южно-Уральского государственного технического колледжа, Челябинск
ТУБЕР Игорь Иосифович,
директор Южно-Уральского государственного технического колледжа, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, Челябинск
В условиях реформирования системы образования в России существенно повышается роль методической работы, которую можно считать одним из механизмов развития профессиональной образовательной организации. В Южно-Уральском государственном техническом колледже создана концепция научно-методической работы, представляющая собой совокупность идей, взглядов, представлений, принципов, приоритетных направлений, обосновывающих данную модель.
3) разработка методических рекомендаций для педагогических работников по разработке ОПОП, инвариантных структурных элементов ОПОП, проведение обучающих семинаров, семинаров-практикумов, занятий школы педагогического мастерства по проектированию ОПОП, разработке отдельных структурных составляющих ОПОП, индивидуальное методическое консультирование педагогических работников;
4) организация изучения потребностей рынка труда, совершенствование содержания ОПОП с учетом требований работодателей, согласование вариативной части ОПОП с работодателями;
Аннотация
В статье представлен опыт построения системы научно-методической работы в педагогическом коллективе Южно-Уральского государственного технического колледжа.
Ключевые слова:
научно-методическая работа, кадровый потенциал, повышение квалификации, инновационная деятельность.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В колледже организовано научно-исследовательское общество студентов, в структуру которого входят кружки и секции по пяти направлениям. В рамках НИРС ежегодно проходят две научно-практические студенческие конференции.
5) аудит реализуемых в колледже основных профессиональных образовательных программ.
Профессиональные образовательные программы
Особого внимания заслуживает организация и методическое сопровождение деятельности преподавателей по разработке примерных основных профессиональных образовательных программ. Данная работа проходит в тесном взаимодействии с Челябинским институтом развития профессионального образования, профильными профессиональными образовательными организациями, представителями работодателей.
В 2014 году педагогами под руководством научно-методического центра разработаны основные профессиональные образовательные программы по четырем специальностям, три из них уже приняты областным экспертным советом и рекомендованы к использованию профессиональным образовательным организациям Челябинской области.
На данном этапе научно-методической службой колледжа инициирована разработка электронных версий учебно-методических комплексов специальностей (далее — ЭУМК), выполненных с использованием АСУ 1С: колледж и Moodle. Для организации данной работы также разработана единая структура ЭУМК, проведено обучение педагогов созданию электронных курсов с использованием АСУ Moodle, совместно с информационной службой колледжа проведены обучающие семинары с демонстрацией разработанных элементов ЭУМК специальности, определены сроки и ответственные за разработку и наполнение электронной базы, планируется проведение методического конкурса разработанных ЭУМК.
Учеба для педагога
Особое внимание научно-методическая служба уделяет развитию кадрового потенциала. В колледже создана система непрерывного
повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения по направлениям: психология и педагогика, информационные технологии, инновационные методы обучения, современный образовательный менеджмент и др.
В учебном заведении рассматриваются две системы повышения квалификации: внутренняя и внешняя.
Внешняя система повышения квалификации предусматривает прохождение курсов повышения квалификации в учреждении дополнительного профессионального образования — Челябинском институте развития или образовательных организациях высшего образования и стажировки на базовых предприятиях и в организациях. Повышение квалификации организуется согласно перспективному плану. Научно-методическая служба колледжа осуществляет мониторинг выполнения требований ФГОС СПО к кадровому обеспечению реализации основных профессиональных образовательных программ. Так, все преподаватели и мастера производственного обучения колледжа, задействованные в реализации профессионального цикла ОПОП, прошли стажировку на предприятиях — социальных партнерах колледжа, а также в образовательных организациях высшего образования и учреждениях дополнительного профессионального образования по программам, связанным с освоением современных производственных технологий.
Внутренняя система повышения квалификации представляет собой три ступени:
первая ступень — адаптационный сбор для вновь принятых преподавателей, который проходит в конце августа. В зависимости от того, сколько новых преподавателей вливается в коллектив, сборы проводятся несколько дней, к ним привлекаются сотрудники научно-методического центра, учебного отдела, центра управления качеством, библиотеки.
Работа каждого педагогического работника над индивидуальной методической темой организована в рамках единой методической темы колледжа. Это обеспечивает постоянное самообразование педагогов, расширение профессионального кругозора, поиск новых технологий и способов разрешения профессиональных проблем;
вторая ступень — школа педагогического мастерства (ШПМ) для преподавателей.
Семинары школы педагогического мастерства проходят один раз в месяц по утвержденному плану, тематика семинаров разрабатывается с учетом перспективных задач, потребностей педагогических и руководящих работников колледжа, результатов аудитов, проведенных центром управления качеством. Для вновь принятых педагогических работников научно-методический центр проводит занятия школы молодого педагога;
третья ступень — семинары и (или) семинары-практикумы для председателей выпускающих и невыпускающих предметно-цикловых комиссий. Темы семинаров для председателей
ПЦК касаются инновационных процессов, внедряемых в образовательный процесс. На семинарах имеется возможность представить лучшие разработки, поделиться опытом, обсудить проблемы и пути их разрешения.
Эффективной формой повышения квалификации является проведение методических конкурсов. За последние три года были организованы и проведены: конкурс методических разработок, конкурс цифровых образовательных ресурсов, конкурс методического обеспечения внеаудиторной самостоятельной работы (в рамках Всероссийского конкурса «Работаем по ФГОС СПО»), конкурс «Урок учебной практики» (в рамках одноименного конкурса Челябинского территориально-методического объединения №1). Основная цель данных конкурсов — развитие педагогической инициативы и творчества, выявление лучших педагогических практик, стимулирование педагогических работников к повышению квалификации. В 2014 году семь преподавателей колледжа стали победителями и призерами Всероссийского конкурса методических разработок «Работаем по ФГОС СПО», восемь педагогических работников стали победителями, призерами и лауреатами методического конкурса Челябинского территориально-методического объединения №1 «Урок учебной практики».
Инновационная деятельность
Одним из важных видов деятельности педагогического коллектива колледжа является инновационная деятельность. Степень развития инновационных процессов — это результат творческого труда всего коллектива или отдельных творческих групп. Анализ и оценка имеющегося инновационного потенциала колледжа способствуют выявлению резервов повышения эффективности его использования, что, в свою очередь, дает возможность корректировать направления инновационного развития, прогнозировать вероятность и характер результатов инновационной деятельности.
Руководство колледжа оказывает поддержку в реализации всех инновационных идей коллектива, научно-методический центр колледжа организует и сопровождает большую часть инновационных проектов:
- в 2010 году была создана творческая группа по созданию программы прикладного бакалавриата по специальности «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» для конкурсного отбора Федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования;
- в 2010 году была создана творческая группа по разработке ФГОС специальности «Монтаж, наладка и эксплуатация промышленных и гражданских зданий», который был утвержден 15 апреля 2010 года;
- в 2011-2013 годах были созданы три творческие группы по разработке примерных основных профессиональных образовательных
программ специальностей «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования», «Земельно-имущественные отношения»;
- в 2012 году колледж принял участие в проекте «Модернизация системы начального профессионального образования для подготовки специалистов в области энергетики на базе отраслевого межрегионального ресурсного центра г. Чебоксары»;
- в 2013 году преподаватели колледжа приняли участие в работе творческого коллектива на базе ЧИРПО по созданию контрольно-оценочных средств для специальности «Программирование в компьютерных системах»;
- с 2013 года колледж принимает участие в конкурсном отборе на предоставление целевых субсидий на иные цели. Были созданы целевые программы по работе с одаренными детьми и развитию укрупненной группы «Металлургия, машиностроение и материалообработка»;
- в 2014 году творческой группой методистов и преподавателей колледжа разработаны примерные основные профессиональные образовательные программы по специальностям «Сети связи и системы коммутации», «Архитектура».
В процессе работы творческих коллективов было создано 68 прикладных разработок. Разработки, носящие характер стандартов, программ, были подвергнуты экспертизе в ЧИРПО и ФИРО. Особая роль в инновационной деятельности колледжа отводится развитию сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями СПО и ВПО, предприятиями отрасли.
Инновационная деятельность колледжа носит целевой характер, планируется с определением сроков и ответственных лиц. Ее результаты фиксируются в специально разработанных программах мониторинга. В качестве оценки инновационной деятельности рассматриваются полученные эффекты. Их анализ осуществляется по следующим критериям.
Среди студентов колледжа — победители областных, всероссийских и международных конкурсов, олимпиад, конференций. Творческие работы студентов ежегодно публикуются в специализированных изданиях.
Вид эффекта Характеристика показателей
Экономический Показатели учитывают в стоимостном выражении все виды результатов и затрат, обусловленных реализацией инновации
Научно-технический Показатели отражают новизну, простоту, полезность, эстетичность, компактность
Социальный Показатели учитывают социальные результаты реализации инноваций
Важным моментом в реализации инноваций в практику является мотивация всех сотрудников колледжа. Для ее повышения создана система рейтинговой оценки деятельности преподавателей и сотрудников, один из семи разделов которой посвящен инновационной деятельности.
Литература
1. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для вузов / Э. Ф. Зеер. — М.: Академия, 2006. — 240 с.
2. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сласте-нина. — М.: Академия, 2002. — 576 с.