- развитие способности делать выводы из изученных фактов, видеть в производстве проблемы и искать пути их решения;
- усвоение умения актуализировать знания, выбирать из них те, которые необходимы для решения профессиональных задач.
Перед нами стоит сложная задача по изменению существующей методологии прак-
Библиографический список
тического обучения на основе стандартов третьего поколения, в связи с чем возникает необходимость знакомства с основами проектирования методического обеспечения практик с учетом принципов их формирования, формирования новой структуры, функций, компонентов, компетенций и требований работодателей.
1. Корчагин, Е. А. Методологические предпосылки организации практической подготовки студентов [Текст] / Е. А. Корчагин // Среднее профессиональное образование. — 2006. — № 4. — С. 33-37.
2. Шайдуллина, А. Р. Реализация компетентностного подхода в подготовке специалистов технического профиля в условиях интеграции образования и производства [Текст] / А. Р. Шайдуллина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — М., 2009. — № 1. — С. 105-110.
3. Лисицына, И. В. Взаимодействие колледжа с ключевыми работодателями и учреждениями профессионального образования [Текст] / И. В. Лисицына // Эффективные модели взаимодействия сети образовательных учреждений на базе межрегионального отраслевого ресурсного центра (МОРЦ) : материалы межрегионального семинара. — Чебоксары : ФГОУ СПО «Чебоксарский электромеханический колледж». — Сент. 2011.
УДК 377 З. А. Федосеева, проректор
по учебно-методической работе Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье рассматриваются аспекты формирования готовности учреждений начального и среднего профессионального образования к реализации стандартов нового поколения. В работе проанализированы ключевые принципы реализации модульно-компетентностного подхода, выявлены проблемы, которые выявляются при внедрении ФГОС в образовательный процесс.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, научно-методическое обеспечение ФГОС, модульно-компетентностный подход, готовность учреждений к реализации ФГОС.
Одним из направлений инновационного развития профессионального образования в настоящее время является переход на новое поколение Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) с 1 сентября 2011 г. Необходимость реализации стандартов и их действие закреплены в ст. 43 Конституции Российской Федерации. Переход на ФГОС базируется на следующих нормативно-правовых документах: Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция модернизации
российского образования на период до 2010 г., Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг., Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., материалы приоритетного национального проекта «Образование», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Переход от индустриальной к информационной, или постиндустриальной, культуре диктует потребность формирования у специалистов
таких черт, как интегративность, мобильность, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях. В связи с этим перед профобразованием стоит задача воспитания качеств личности, отвечающих условиям новой действительности. Нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях поликультурного общества, автоматизации производства, изменения рынка труда, размывания границ между профессиями — все это требует умения решать постоянно возникающие нестандартные проблемы и обучаться в течение всей жизни [1].
Переход на новые ФГОСы предполагает изменение целей, содержания профобразования, организации и условий обучения. Эти изменения связаны, прежде всего, с переходом на новую образовательную траекторию, такую как модульно-компетентностный подход, который определен как идеология современного профессионального образования.
Методологическое основание ФГОС базируется на концепции развивающего обучения, теории деятельностного подхода и трансформируется в системно-деятельный подход в обучении (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.). Основной педагогической задачей становится создание и организация условий, инициирующих действие обучающегося. При этом важно отметить, что акценты ФГОС в большей степени смещаются с «Чему учить?» (объем содержания) на «Ради чего учить?» (ценности, формирование общих и профессиональных компетенций) и «Как учить?» (обновление средств обучения) [2].
Ключевым принципом модульно-компе-тентностного подхода выступает ориентация на результат, сформулированный в виде общих и профессиональных компетенций, что становится значимым как для обучающихся, так и для сферы труда. Возникает вопрос: каким путем достичь заявленных результатов? Традиционно следует пересмотреть содержание образования, улучшить материально-техническую и методическую базу, однако в данной ситуации важнее изменить подходы к профессиональному обучению. Поскольку ФГОС НПО/СПО представляет собой систему требований к структуре основной профессиональной образовательной программы, к результатам ее освоения, к условиям ее реализации (кадровым, материально-техническим, дидактическим) и перечисленные требования выполняют охранительную функцию в процессе подготовки, то, соответственно, они должны быть обеспечены.
Если говорить о готовности учреждений реализовывать требования ФГОС, то ситуация здесь неоднозначная. Понятие «готовность» в ряде исследований рассматривается как вооруженность человека (в данном случае коллектива УПО) знаниями, умениями, компетенциями для успешного выполнения конкретных действий [3], позиционирование положительного отношения к деятельности и наличие внутренней мотивации (К. М. Дурай-Новакова, Г. Н. Жуков, Ю. Н. Кулюткин) [3; 4]. Соответственно, критериями готовности учреждений к реализации ФГОС становятся такие, как:
1) приведение нормативной базы образовательного учреждения в соответствие с требованиями ФГОС, разработка локальных документов, регламентирующих организацию образовательного процесса, определение оптимальной для реализации модели обучения, обеспечивающей организацию как аудиторной и внеаудиторной учебной, так и внеурочной деятельности обучающихся;
2) создание примерных и рабочих основных образовательных программ с учетом требований работодателей и обеспечение на этой основе вариативной составляющей;
3) обеспечение условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС:
- приведение в соответствие с требованиями ФГОС и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций работников образовательного учреждения;
- определение необходимого перечня учебно-методической литературы, используемой в образовательном процессе в соответствии с ФГОС;
- повышение квалификации педагогических работников, нуждающихся в профессиональной переподготовке, стажировке, повышении квалификации;
- обеспечение материально-технической базы для реализации содержания программ;
4) определение структуры подготовки будущих специалистов в соответствии с требованиями рынка труда;
5) организация научно-методической работы, обеспечивающей сопровождение внедрения ФГОС [5].
Реализацию этих требований невозможно обеспечить только внутренними ресурсами учреждения, требуется включенность в процессы внедрения ФГОС различных социальных партнеров образовательного учреждения. Так, при разработке содержания профессионального
образования и оценки результатов необходимо участие работодателей, при обеспечении уровня квалификации педагогических кадров — учреждений дополнительного профессионального образования, при обеспечении материально-технических условий — привлечение баз предприятий, кооперация с учреждениями, имеющими соответствующую базу.
Научно-методическое сопровождение процессов подготовки учреждений начального и среднего профессионального образования к реализации ФГОС нового поколения и формирования готовности педагогических коллективов определено как одно из ведущих направлений научно-методической работы учреждений профессионального образования и деятельности института. Подготовка образовательных учреждений Челябинской области к реализации ФГОС осуществляется с момента принятия ФЗ о реализации ФГОС в 2007 г.
В рамках Национального проекта «Образование» в Челябинской области формировалась современная материально-техническая база путем создания ресурсных центров на базе образовательных учреждений (всего создано 28 ресурсных центров), привлекались материальные средства для ее улучшения путем участия учреждений профессионального образования в федеральных конкурсах по реализации инновационных образовательных программ для высокотехнологичных производств (шесть учреждений получили федеральные гранты). Реализуемый до 2008 г. проект «Информатизация системы образования» также способствовал подготовке учреждений к инновационным процессам. На этом фоне начался процесс восстановления утраченных связей с социальными партнерами и установления новых путем организации переподготовки и повышения квалификации, организации опережающего обучения и практик обучающихся, проведения маркетинговых исследований по изучению современных требований, предъявляемых работодателем к работнику. Многие образовательные учреждения в настоящее время имеют достаточно хорошие условия для того, чтобы осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов.
Повышение квалификации педагогических и руководящих работников имеет большое значение для подготовки учреждения к любому новшеству. В этом направлении был проведен целый комплекс мероприятий с использованием различных форм. Так, в течение двух лет для руководителей были организованы постоянно
действующие научно-методические семинары, на которых изучались подходы к реализации компетентностной модели профессионального образования, требования стандартов нового поколения, принципы проектирования модуль-но-компетентностного содержания профессионального образования. По программе семинара обучены руководители всех учреждений профессионального образования.
В рамках образовательных программ ДПО (повышения квалификации), которые педагогические и руководящие работники проходят один раз в пять лет, в течение 2010/11 уч. г. реализован самостоятельный модуль по программе «Подготовка учреждений ПО к внедрению ФГОС нового поколения» в количестве 24 часов. По программе названного модуля обучено 85 % от общего количества проходивших повышение квалификации в 2010/11 уч. г преподавателей учреждений профессионального образования. Процесс обучения был направлен на проектирование учебных программ дисциплин и профессиональных модулей, разработку показателей и критериев оценки профессиональных компетенций. В сложившейся ситуации, когда переход на новые программы может быть осуществлен при отсутствии примерных программ, специалисты, прошедшие обучение, имеют возможность создавать рабочие программы самостоятельно.
В целях оказания помощи по разработке примерных программ для учреждений профессионального образования, находящихся на территории Челябинской области, организовано обучение руководителей УМО (кластеров), возглавляющих коллективы разработчиков, а также обучены коллективы учреждений по индивидуальной заявке. Кроме того, в течение учебного года в режиме on-line проводились ежемесячные консультации и вебинары, были опубликованы материалы в журнале ЧИР-ПО «Профессиональное образование: теория, практика, инновации», на одной из секций научно-практической конференции «Инновации в системе ПО» обсуждались проблемы внедрения стандартов нового поколения. В декабре 2010 г. было организовано обучение руководящих работников с последующей сертификацией. В настоящее время 23 человека из 25 имеют сертификат ФИРО «Разработчик и эксперт», из них 10 человек — работники института и 13 человек — из территориально-методических объединений (далее ТМО) УПО. Эти специалисты готовы возглавить работу методических объединений в ТМО.
В целях подготовки учреждений профобразования к переходу на ФГОС в Челябинской области разработана и утверждена программа и план мероприятий по подготовке к внедрению ФГОС до 2015 г. В структуре ЧИРПО с января 2011 г. функционирует центр научно-методического сопровождения внедрения ФГОС НПО и СПО на территории Челябинской области. В функции данного центра входит научно-методическое сопровождение примерных основных профессиональных образовательных программ (далее ОПОП) и подготовка их для утверждения на совете Министерства образования и науки Челябинской области. С 2010 г. деятельность центра была направлена на создание банка примерных программ, разработку рекомендаций по организации образовательного процесса. В настоящее время приказом министра утверждены рекомендации по реализации образовательной программы среднего полного (общего) образования, реализуемой в рамках ОПОП НПО/СПО, рекомендации по разработке учебных планов, осуществляется работа по согласованию рабочих учебных планов на соответствие ФГОС для групп набора в 2011/2012 уч. г.
Приказом Министерства образования и науки Челябинской области был определен перечень профессий и специальностей для разработки примерных ОПОП. В целях реализации данного направления Челябинский ИРПО осуществляет координацию, сопровождение и экспертизу разработанных проектов. В настоящее время разработаны ОПОП по 51 наименованию профессий НПО и специальностей СПО, являющихся массовыми. Как показала практика и экспертиза, проводимая работодателями, авторы-разработчики программ на достаточно высоком уровне представили проекты. Данные меры позволят обеспечить потребности УПО Челябинской области в примерных программах.
В 2012 г. планируется продолжать разрабатывать примерные ОПОП и методические материалы для сопровождения образовательного процесса, отрабатывать модели организации процесса обучения. Созданный в 2010 г. центр мониторинга внедрения ФГОС будет ориентирован на разработку контрольно-измерительных материалов для оценки компетенций.
В заключение выделим проблемы, возникающие при внедрении ФГОС, и сформулируем основные рекомендации.
1. При реализации ОПОП нужно учитывать принцип единства формирования общих и профессиональных компетенций специалиста. Важную роль в этом должны играть все учас-
тники образовательного процесса, поэтому необходимо перестраивать процесс преподавания всех дисциплин, в том числе и общеобразовательных, так как ориентация на результат является общей для образовательных стандартов любого типа и уровня образования и предполагает овладение обучающимися заданными компетенциями.
2. Центральное место в содержании профессионального образования в настоящее время занимает новая структурная единица — профессиональный модуль, органично интегрирующий прохождение практики с усвоением теоретического материала. Поскольку требования к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций, выпускник в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания. Важным условием решения этой проблемы является соблюдение практико-ориентированности программ.
3. Структура ОПОП определена в виде двух компонентов содержания: для СПО — (70 + 30) %, для НПО — (80 + 20) %. Это позволяет скорректировать содержание программ в сторону требований работодателя и возможностей образовательного учреждения. В ситуации отсутствия профессиональных стандартов выявить реальные и перспективные требования отрасли к различным категориям работников можно, исходя из анализа рынка труда или функционального анализа деятельности специалиста в рамках конкретной профессиональной области.
4. При реализации содержания профессионального образования необходимо сочетать теоретическую и практическую подготовку, интегрируя их. При этом нужно переосмыслить место и роль теоретических знаний в процессе освоения компетенций. Знания и умения необходимо формировать с позиции применения их в конкретной профессиональной деятельности.
5. Оценка образовательных результатов в рамках модульно-компетентностного подхода обладает своими особенностями и также является проблемной зоной. Во-первых, оценка должна производиться независимо по каждой конкретной компетенции. Процедура оценивания предполагает демонстрацию или подтверждение всех компетенций, соответствующих виду профессиональной деятельности. Во-вторых, оценка должна базироваться на за-
ранее определенных критериях, сформулированных в программах как результат обучения по дисциплине, модулю. Для этой цели в обра-
Библиографический список
зовательном учреждении должны быть разработаны контрольно-измерительные материалы совсем иного характера.
1. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты : доклад на отд-нии философии образования и теории педагогики РАО [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской. — Режим доступа : www.eidos.ru/new/compet/htm.
2. Олейникова, О. Н. Разработка стандартов профессионального образования и обучения за рубежом [Текст] / О. Н. Олейникова. — М. : Центр изучения проблем профессионального образования, 2011.
3. Дурай-Новакова, К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности : дис: д-ра пед. наук [Текст] / К. М. Дурай-Новакова. — М., 1983.
4. Жуков, Г. Н. Формирование готовности к педагогической деятельности будущих мастеров производственного обучения : дис. д-ра пед. наук [Текст] / Г. Н. Жуков. — Екатеринбург, 2005.
5. Глазунов, А. Т. Адаптация Европейских моделей качества к формированию профессиональных компетенций : научно-методический сборник [Текст] / А. Т. Глазунов, З. Г. Данилова. — М. : Типографский отдел НОУ «ИСОМ», 2005.
6. Переверзев, В. Ю. Методика разработки контрольных материалов для оценки ключевых компетенций студентов профессионального образования : методические рекомендации [Текст] / В. Ю. Переверзев, Г. В. Ярочкина. — М. : Московский психолого-социальный институт, Федеральный центр развития образования, 2007.
7. Рубцов, Ю. З. Методические рекомендации по проектированию рабочих учебных программ [Текст] / Ю. З. Рубцов, Е. А. Плешкан. — Архангельск, 2005.
8. Смирнов, В. П. Стандарты профессионального образования : Типы, структура, оценка качества (сравнительный анализ зарубежной и российской практики) [Текст] / В. П. Смирнов, И. П. Смирнов. — М., 2001.
9. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта : федер. закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс.
УДК 377 С. А. Халитова, зав. лабораторией
Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ПРОДВИЖЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
В статье рассматривается сущность понятия «образовательная услуга», ее специфические особенности, отличия от других видов услуг, а также особенности продвижения образовательных услуг на основе рекламирования.
Ключевые слова: услуга, образование, образовательная услуга, продвижение образовательных услуг, рекламирование образовательных услуг.
Образование сегодня является одной из основных ценностей, без которой невозможно дальнейшее развитие общества. Но в то же время развитие рыночных отношений в России способствовало тому, что образование стало рассматриваться и с экономической точки зре-
ния, то есть как услуга. За достаточно короткий промежуток времени сложился рынок образовательных услуг, предложение которых в последние годы сделало колоссальный скачок. Во многих случаях предложение даже превышает спрос. Вместе с тем, если инструменты марке-