Научная статья на тему 'Конструирование вариативной образовательной программы (на примере профессии НПО)'

Конструирование вариативной образовательной программы (на примере профессии НПО) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВАРИАТИВНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / MODULAR COMPETENCE-BASED APPROACH / PROFESSIONAL MODULE / PROFESSIONAL COMPETENCES / VARIABILITY OF THE PROFESSIONAL MODULE / SHARED COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрусенко Г.П., Ерина Н.И.

Формирование компетенций представляется одной из базовых составляющих Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, направленных на инновационный путь развития современного образования. Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ, причем основной принцип обучения ориентирован на результаты, необходимые для сферы труда. Данный подход реально обеспечивает повышение эффективности и качества подготовки специалистов за счет формирования содержания и организации обучения. В статье рассматриваются подходы разработки вариативной части (вариативных профессиональных модулей) ОПОП учреждениями профессионального образования совместно с работодателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрусенко Г.П., Ерина Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DESIGNING OF VARIATIVE EDUCATIONAL PROGRAMME (FOR AN EXAMPLE OF PROFESSION OF PRIMARY PROFESSIONAL EDUCATION)

Formation of competences is one of the basic components of the federal state educational standards of new generation aimed at the innovative development of modern education. Education based on competences, most effectively realized in the form of modular programming, and the basic principle of training is focused on the results needed for the workplace. This approach actually enhances the effectiveness and quality of training by forming the content and organization of learning. The article discusses the development of approaches variative part (variant of professional modules) of the main professional education programs in institutions of professional education in conjunction with employers.

Текст научной работы на тему «Конструирование вариативной образовательной программы (на примере профессии НПО)»

При этом у студента возникает вполне оправданное ощущение, что ему нужно совсем не так уж много усилий, чтобы передвинуться с 16-го места на 15-е, и успех вполне возможен. При этом обучающийся имеет возможность самостоятельно выбирать стратегию своей деятельности, так как отметки предлагаемых видов деятельности определены заранее.

Внедрение и реализация рейтинговой оценки не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий лич-ностно-ориентированного обучения. Главная сложность при внедрении рейтинговой оценки профессиональных компетенций — необходи-

Библиографический список

мость не только в качественном анализе сформированных профессиональных компетенций выпускника, но и в случае необходимости коррекции рейтинговой системы профессиональных компетенций и самого учебного процесса.

Разработка и внедрение рейтинговой оценки профессиональных компетенций в учреждении профессионального образования — важный элемент системы обеспечения и контроля формирования профессиональных компетенций обучающихся, позволяющий создать условия для мотивации самостоятельности студентов средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.

Смирнов, В. П. Мониторинг профессиональных компетенций специалистов СПО / В. П. Смирнов, Р. А. Пахалюк // Аккредитация в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.akvobr.ru/monitoring_professionalnyh_kompetencii_specialistov_spo.html

Калужская, М. В. Рейтинговая система оценивания. Как? Зачем? Почему? [Текст] / М. В. Калужская, О. С. Уколова, И. Г. Каменских. — М. : Чистые пруды, 2006. — 244 с.

Карпенко Л. А. Краткий психологический словарь [Текст] / Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — Ростов-н/Д : Феникс, 1998.

Катханов, М. В. Методика разработки и внедрения рейтинг-контроля умений и знаний студентов [Текст] : учеб. пособие / М. В. Катханов. — М., 2010. — 204 с

Варенова, Л. И. Рейтинговая интенсивная технология рейтингового обучения [Текст] / Л. И. Ва-ренова, В. Ж. Куклин, В. Г. Наводнов. — М., 1993.

Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] : учеб. пособие для пед. вузов / Г. К. Селевко. — М. : Народное образование, 1998. — 165 с.

Батура, М. П. Рейтинговая система обучения на базе современных компьютерных технологий [Текст] : метод. пособие для преподавателей и студентов / М. П. Батура, А. В. Ломако, Л. Ю. Шилин. — Минск : БГУИР, 1994.

Попов, Ю. Рейтинговая система [Текст] / Ю. Попов, В. Подлеснов, В. Садовников, Е. Андросюк, В. Кучеров // Высшее образование в России. — 2001. — № 4. — С. 131-137.

Гурина, Р. Как измерить профессиональную компетентность? [Текст] / Р. Гурина // Высшее образование в России. — 2008. — № 10. — С. 82-89.

УДК 377 Г. П. Андрусенко, руководитель Регионального

центра внедрения ФГОС НиСПО Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО),

г. Челябинск

Н. И. Ерина, методист Регионального центра внедрения ФГОС НиСПО Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: spj-2012@list.ru

КОНСТРУИРОВАНИЕ ВАРИАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

(НА ПРИМЕРЕ ПРОФЕССИИ НПО)

Формирование компетенций представляется одной из базовых составляющих Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, направленных на инновационный путь развития современного образования. Обучение, основанное на компетенциях,

наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ, причем основной принцип обучения ориентирован на результаты, необходимые для сферы труда. Данный подход реально обеспечивает повышение эффективности и качества подготовки специалистов за счет формирования содержания и организации обучения. В статье рассматриваются подходы разработки вариативной части (вариативных профессиональных модулей) ОПОП учреждениями профессионального образования совместно с работодателями.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, модульно-компетентностный подход, профессиональный модуль, профессиональные компетенции, общие компетенции, вариативный профессиональный модуль.

Становление личности — сложный процесс. Одним из условий успешного протекания этого процесса является мотивация обучающегося и включение его в самостоятельную познавательную деятельность. Современный рынок рабочей силы требует от наемных рабочих таких качеств, как: профессиональная самостоятельность, мобильность, профессионализм, высокая ответственность за результаты труда, социальная мобильность. Развитию этих качеств должно уделяться пристальное внимание в процессе профессиональной подготовки специалиста [1, с 120].

Одним из путей обновления, модернизации образования является смена образовательной парадигмы, тематическим ядром которой провозглашается компетентностный подход. Сущность данного подхода заключается в изменении приоритетов образования: от информированности обучаемых, к умению разрешать возникающие в жизни, профессиональной деятельности проблемы и задачи. Цель современного профессионального образования можно сформулировать следующим образом: подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по профессии на уровне мировых стандартов, готового к профессиональному росту, социально и профессионально мобильного.

Основным инструментом управления качеством профессионального образования на государственном уровне считается стандарт. Федеральные государственные образовательные стандарты являются основой для объективного оценивания уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования, обеспечивают их конкурентоспособность на рынке труда.

В системе профессионального образования государственные образовательные стандарты

впервые были введены в 1994 г., в 2004 г. их сменили стандарты второго поколения. С сентября 2011 г. в силу вступили Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), по своему содержанию и структуре существенным образом отличающиеся от предыдущих.

Особенности ФГОС:

1) обязательное требование ФГОС НПО — формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций;

2) в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей должны четко формулироваться требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, умениям и знаниям;

3) составляющей частью основной профессиональной образовательной программы является вариативная часть, которая дает возможность для расширения или углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.

По мнению В. И. Блинова, ведущим понятием компетентностного подхода впервые становится «образовательный модуль», при этом итоговая компетентность в той или иной профессиональной сфере представляется совокупностью таких модулей, а каждый из них формируется как специфическая функция (аспект) будущей профессиональной деятельности [2, с 21]. Таким образом, в педагогике профессионального образования компетентностный подход трансформируется в модульно-компе-тентностный. Соответственно, компетенция — это часть квалификации, включающая в себя систему знаний, умений, личностных качеств практического опыта, определяющая готовность личности к успешной профессиональной деятельности.

Принцип модульного построения. Модуль образовательного стандарта понимается как целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершении модуля; набор, соответствующий определенной функции (виду) профессиональной деятельности, отраженной в стандарте. Принцип модульности в сочетании с принципом раздельного функционирования образовательного стандарта и образовательной программы диктует возможность существования программ модулей как отдельных, внутренне целостных документов [2 , с. 23].

Перестройка образовательного процесса на компетентностную основу требует пересмотра организации образовательного процесса. Анализ ФГОС нового поколения и их сопоставление с государственными образовательными стандартами второго поколения позволили выявить наличие инвариантной и вариативной частей, причем доля вариативной составляющей возросла до 30 %. Особое внимание следует обратить на то, что объем времени, отведенный во ФГОС на вариативную часть ОПОП, реализуется на уровне рабочей программы образовательного учреждения. В связи с этим перед учреждениями профессионального образования совместно с работодателями возникает задача разработки вариативной части ОПОП (вариативных профессиональных модулей). Образовательные учреждения должны определить процедуры, условия, содержание и результаты конструирования вариативных частей ОПОП. В соответствии с целями внедрения ФГОС нового поколения вариативная образовательная программа должна гибко учитывать интересы и познавательные способности обучающихся. В стандартах прямо указывается, что обучающийся может выбрать в образовательном процессе значимые элементы содержания и соответствующие им формы учебной деятельности. Конструирование вариативной части образовательной программы будет основываться на результатах исследования общих и профессиональных компетенций, практического опыта, умений и знаний выпускника.

С целью определения приоритетности общих и профессиональных компетенций [3, с. 3-5] нами была проведена диагностика, направленная на выявление: степени значимости для обучающихся и заинтересованных работодателей региона общих и профессиональных компетенций, определенных ФГОС, а также составляющих этих компетенций;

дополнительных функций для определения новых профессиональных компетенций, сочетающихся с основными видами профессиональной деятельности выпускников. Эти ком -петенции должны формироваться в рамках вариативной части ОПОП. Предназначены они для удовлетворения интереса обучающихся и повышения их конкурентоспособности на региональном рынке труда. Участниками исследования стали: обучающиеся по профессии «Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию» 1-3-х курсов ОУ НПО; выпускники, имеющие стаж работы 2-3 года по данной профессии; работодатели предприятий, на которых обучающиеся проходят учебную и производственную практику: ОАО «Алгоритм», ОАО «Остров», ОАО «Уралхолодстрой» г. Челябинска.

Диагностика проводилась в форме анкетирования. Каждому участнику был выдан «кейс» с набором анкет и разъяснениями по их заполнению. Содержание вопросов определено коллегиально сообществом представителей учебного учреждения и заинтересованных работодателей. Для того чтобы конкретизировать, выделить наиболее часто встречающиеся и необходимые в практической деятельности качества, способности и умения выпускников представителям предприятий было предложено продифференцировать общие и профессиональные компетенции. Для учащихся 1-2-го курсов было подготовлено 39 вопросов, для учащихся 3-го курса, выпускников и работодателей — 52 вопроса, касающихся общих и профессиональных компетенций.

На первом этапе обучающимся и выпускникам было предложено провести самооценку своих способностей, умений и качеств по заданным вопросам по пятибальной системе. На втором этапе — проранжировать эти же качества, способности и умения по степени значимости. Диагностика мнений работодателей проводилась по той же схеме. Приоритетность общих и профессиональных компетенций для участников исследования определялась по ко -эффициенту значимости, полученному путем вычисления по формуле Кр = + Хг / Хр1, где в числителе — сумма баллов и значений рангов 1-го показателя, в знаменателе — сумма единиц 1-го показателя. Компетенции, имеющие наименьшую величину коэффициента, являются самыми важными. Именно этими компетенциями обучающиеся овладели недостаточно хорошо, но именно они являются наиболее востребованными (табл. 1).

Таблица 1

Результаты диагностики приоритетности общих и профессиональных компетенций

№ п/п Компетенции, практический опыт, умения, знания Коэффициент приоритетности

работодатели обучающиеся 1 к. обучающиеся 2 к. обучающиеся 3 к. выпускники (стаж работы 2-3 года) суммарный коэффициент

I. Общие компетенции

ОК 2 Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем:

1) слушать и задавать вопросы 13,50 8,40 8,38 7,60 7,70 9,12

2) определять цели и задачи деятельности 4,00 10,79 6,46 10,60 8,67 8,10

3) планировать ход выполнения деятельности 6,50 11,07 6,42 9,40 9,00 8,48

4) контролировать во времени свою деятельность 6,95 9,15 9,11 10,03 7,98 8,64

5) разбивать комплексную работу на отдельные этапы 13,90 9,86 8,14 9,20 9,67 10,15

6) определять временной режим работы 10,00 11,89 9,67 9,40 11,67 10,53

7) выделять главное и запоминать 9,90 10,39 8,15 10,26 13,19 10,38

8) противостоять неопределенности 11,00 8,96 12,64 11,60 10,67 10,97

9) быть исполнительным, подчиняться руководителю 5,50 10,70 6,89 7,80 8,00 7,78

ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы:

10) анализировать самостоятельную деятельность 6,30 9,86 6,25 11,60 7,30 8,26

11) проводить самоконтроль и взаимоконтроль действий 5,00 7,97 7,67 10,20 7,00 7,57

12) объективно оценивать результаты своей деятельности 5,50 8,91 7,56 10,80 8,30 8,20

13) проводить личностную самооценку 7,40 9,71 7,61 13,00 9,30 9,40

14) переносить освоенные способы учения в новую ситуацию 9,50 11,34 10,20 8,60 7,70 9,45

15) самостоятельно заниматься своим обучением 10,60 8,25 6,92 6,60 8,30 8,13

16) находить (альтернативы) варианты решения проблем 9,50 6,14 7,30 8,20 8,33 7,89

17) обобщать результаты 11,70 10,80 10,21 11,88 13,90 11,71

18) использовать в работе полученные ранее результаты 10,00 7,250 11,42 8,00 10,00 9,33

19) наблюдать и анализировать 8,10 8,81 10,42 13,68 14,80 11,16

ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эф( сиональных задач ективного выполнения профес-

ОК 5 Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности:

20) получать информацию у окружения, консультироваться у эксперта или специалиста 15,00 12,34 12,00 9,50 13,70 12,51

Коэффициент приоритетности

№ п/п Компетенции, практический опыт, умения, знания работодатели обучающиеся 1 к. обучающиеся 2 к. обучающиеся 3 к. выпускники (стаж работы 2-3 года) суммарный коэффициент

21) находить источники информации 7,78 10,09 9,42 9,87 9,60 9,55

22) усваивать информацию со слов руководителя или преподавателя 9,90 10,60 9,50 10,80 11,93 10,55

23) работать с текстом на бумажном носителе 11,70 10,60 10,35 7,31 13,73 10,74

24) обмениваться информацией 11,00 9,60 10,46 15,20 9,37 11,13

25) умение обрабатывать информацию, структурировать ее 9,00 9,69 7,84 9,60 10,70 9,34

26) технически мыслить 7,88 10,33 9,71 9,99 9,73 9,52

27) конспектировать, выделять главное 9,55 10,04 9,42 12,60 9,60 10,24

ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами:

28) выступать пред аудиторией 14,5 13,40 12,00 15,80 8,40 12,82

29) вести диалог, спор 13,5 9,77 10,24 12,40 9,97 11,18

30) выходить из конфликтной ситуации 12,00 11,40 10,21 11,00 12,03 11,33

31) нести совместную ответственность 8,50 10,04 7,51 11,20 10,37 9,52

32) проявлять терпимость к другим мнениям и позициям 8,50 9,23 11,57 11,20 7,37 9,57

33) оказывать помощь при необходимости 8,00 13,61 10,13 11,00 10,37 10,62

34) проявлять эмоциональную устойчивость в трудных ситуациях 9,50 12,37 10,63 10,80 11.70 11,00

35) критику и самокритику 8,50 11,14 14,00 13,80 12,67 12,02

36) подчинять личные интересы целям группы 5,50 11,57 13,30 15,70 12,70 11,75

37) улаживать разногласия и конфликты 11,50 10,46 11,88 12,45 10,37 11,33

38) договариваться 16,00 10,69 15,78 9,70 13,30 13,09

39) работать в группе 8,00 5,46 5,74 8,20 8,00 7,08

II. Профессиональные компетенции

ПК 1.1 40) осуществлять подводку коммуникаций, подготовку мест и фундаментов для монтажа торгового оборудования 16,00 13,00 6,63 11,88

ПК 1.2 41) выполнять процессы монтажа, демонтажа 15,50 14,10 7,30 12,30

42) выполнять наладку торгового оборудования и сдачи его в эксплуатацию 15,00 13,80 7,63 12,14

ПК 1.3 43) проводить техническое обслуживание, текущий ремонт, регулировку механической, электрической и гидравлической частей торгового оборудования 9,50 12,30 8,30 10,03

ПК 1.4 44) производить установку, регулировку, профилактический контроль и ремонт приборов автоматики, предохранительных устройств, пускозащитной и регулирующей аппаратуры торгового оборудования 14,50 10,41 9,63 11,51

Коэффициент приоритетности

№ п/п Компетенции, практический опыт, умения, знания работодатели обучающиеся 1 к. обучающиеся 2 к. обучающиеся 3 к. выпускники (стаж работы 2-3 года) суммарный коэффициент

ПК 1.5 45) использовать при технической эксплуатации торгового оборудования принципиальные электрические, кинематические и гидравлические схемы 14,50 8,20 10,30 11,00

ПК 2.1 46) выполнять работы по монтажу опор, фундаментов, компрессоров, аппаратов, трубопроводов, приборов 14,00 12,50 10,90 12,47

ПК 2.2 47) производить монтаж, демонтаж холодильного оборудования 8,50 10,70 12,30 10,50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

48) производить техническое обслуживание, ремонт деталей и узлов 5,50 10,30 11,97 9,26

49) производить наладку механической, электрической, гидравлической частей холодильного оборудования под руководством техника-механика 9,00 14,30 12,63 11,98

ПК 2.3 50) выполнять зарядку систем хладагентом, маслом, хладоносителем 7,50 12,50 13,63 11,21

ПК 2.4 51) находить и устранять причины снижения работоспособности, отказов в работе холодильного оборудования 8,50 11,60 14,69 11,59

ПК 2.5 52) проводить профилактические осмотры холодильного оборудования и приборов автоматики, регистрировать параметры различных режимов его эксплуатации 10.50 13,00 12,30 11,93

Анализ результатов анкетирования показал, что приоритетными явились составляющие компетенций:

1) ОК 2. Организовать собственную деятельность:

- для работодателей: определение целей и задач деятельности (Кр = 4,00); быть исполнительным, подчиняться руководителю (Кр = 5,50); планировать ход выполнения деятельности (Кр = 6,50);

- для обучающихся 1-го курса: слушать и задавать вопросы (Кр = 8,40); противостоять неопределенности (Кр = 8,96); быть исполнительным, подчиняться руководителю (Кр = 9,15);

- для обучающихся 2-го курса: планировать ход выполнения деятельности (Кр = 6,42); определять цели и задачи деятельности (Кр = 6,89);

- для обучающихся 3-го курса: слушать и задавать вопросы (Кр = 7,60); онтролировать во времени свою деятельность (Кр = 9,20); пла-

нировать ход выполнения деятельности (Кр = 9,40);

- для выпускников: слушать и задавать вопросы (Кр = 7,70); быть исполнительным, подчиняться руководителю (Кр = 7,98); контролировать во времени свою деятельность (Кр = 8,00);

2) ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию рабочую ситуацию:

- для работодателей: проводить самоконтроль и взаимоконтроль действий (Кр = 5,00); объективно оценивать результаты своей деятельности (Кр = 5,50); анализировать самостоятельную деятельность (Кр = 6,30);

- для обучающихся 1-го курса: находить альтернативы решения проблем (Кр = 6,14); использовать в работе ранее полученные результаты (Кр = 7,25); проводить контроль и взаимоконтроль действий (Кр = 7,97);

- для обучающихся 2-го курса: анализировать самостоятельную деятельность (Кр = 6,25); самостоятельно заниматься своим обучением

(Кр = 6,92); находить альтернативы решения проблем (Кр = 7,30);

- для обучающихся 3-го курса: самостоятельно заниматься своим обучением (Кр = 6,60); использовать в работе полученные ранее результаты (Кр = 8,00); находить альтернативы решения проблем (Кр = 8,20);

- для выпускников: проводить самоконтроль и взаимоконтроль действий (Кр = 7,00); анализировать самостоятельную деятельность (Кр = 7,30); переносить освоенные способы учения в новую ситуацию (Кр = 7,70);

3) ОК 4. Осуществлять поиск информации, ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии:

- для работодателей: находить источники информации (Кр = 7,78); технически мыслить (Кр = 7,78); умение обрабатывать информацию (Кр = 9,00);

- для обучающихся 1-го курса: обмениваться информацией (Кр = 9,60); умение обрабатывать информацию (Кр = 9,69); технически мыслить (Кр = 10,33)

- для обучающихся 2-го курса: умение обрабатывать информацию (Кр = 7,84); конспектировать, выделять главное, ключевое (Кр = 9,42); находить источники информации (Кр = 9,42);

- для обучающихся 3-го курса: работать с текстом на бумажном носителе (Кр = 7,31); получать информацию у окружения, консультироваться у эксперта (Кр = 9,50); умение обрабатывать информацию (Кр = 9,60);

Значимость дополнительных г

- для выпускников: обмениваться информацией (Кр = 9,37); находить источники информации (Кр = 9,60); конспектировать, выделять главное (Кр = 9,60)

4) ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами

- для работодателей: подчинять личные интересы целям группы (Кр = 5,50); работать в группе (Кр = 8,00); оказывать помощь при необходимости (Кр = 8,00);

- для обучающихся 1-го курса: работать в группе (Кр = 5,46); проявлять терпимость к другим мнениям и позициям (Кр = 9,23); вести спор, диалог (Кр = 9,77);

- для обучающихся 2-го курса: работать в группе (Кр = 5,74); нести совместную ответственность (Кр = 7,51); оказывать помощь при необходимости (Кр = 10,13);

- для обучающихся 3-го курса: работать в группе (Кр = 8,20); договариваться (Кр = 9,70); проявлять эмоциональную устойчивость в трудных ситуациях (Кр = 10,80);

- для выпускников: проявлять терпимость к другим мнениям и позициям (Кр = 7,37); работать в группе (Кр = 8,00); выступать перед ауди -торией (Кр = 8,40).

В процессе диагностики также определялась необходимость формирования у обучающихся дополнительных профессиональных компетенций, родственных профессиональным компетенциям специалистов по профессии «Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию» (табл. 2).

Таблица 2

офессиональных компетенций

№ п/п Наименование дополнительных компетенций (ДПК) Работодатели Обучающиеся Выпускники (стаж работы 2-3 года) Итого

1-й курс 2-й курс 3-й курс

1 Обслуживание холодильных установок (машинист холодильных установок) 50 % 50 % 30,8 % 25 % — 31,4 %

2 Монтаж и техническое обслуживание установок кондиционирования воздуха 50 % — 53,8 % 25 % 16,7 % 31,4 %

3 Техническое обслуживание холодильных установок на железнодорожном транспорте — 12,5 % — — 50 % 11,4 %

4 Предпринимате-льская деятельность — 25 % 15,4 % 50 % 33,3 % 22,9 %

5 Другие — 12,5 % — — — 2,9 %

По этому вопросу работодатели выразили мнение, что в постоянно меняющихся экономических условиях выпускник при необходимости при минимальных затратах на переобучение должен быстро перестроиться на выполнение таких трудовых функций, как: обслуживание стационарных промышленных холодильных установок (машинист холодильных установок); монтаж, демонтаж и сервисное обслуживание установок кондиционирования воздуха. Кроме того, считают работодатели, все выпускники по профессии «Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию» в обязательном порядке должны иметь как минимум вторую группу по электробезопасности труда для выполнения работ по обслуживанию и ремонту электротехнического оборудования. Для этого обучающимся необходимо дополнительно пройти курс «Правила устройства и безопасной эксплуатации электроустановок».

Обучающиеся 1-3-х курсов, выпускники со стажем производственной деятельности изъявили желание дополнительно освоить техническое обслуживание рефрижераторов. Некоторые обучающиеся планируют после окончания училища открыть свое дело — участки по ремонту бытовой холодильной техники, для чего им необходимы знания по основам предпринимательской деятельности. Несколько человек выразили интерес к освоению таких видов работ, как: разгрузка — погрузка продукции с использованием электромеханических средств, такелажные работы. Но эти виды трудовых функций в работе не рассматриваются, так как они не соотносятся с профессиональными компетенциями «Электромеханика по торговому и холодильному оборудованию». Кроме того, количество заинтересованных в этом лиц составило всего 2,9 % от общего числа опрошенных. В ходе работы было выявлено следующее.

Библиографический список

1. Для всех категорий участников диагностики приоритетными являются следующие компетенции, умения и знания: определять цели и задачи своей деятельности; планировать ход выполнения работ; быть исполнительным, подчиняться руководителю; проводить самоконтроль и взаимоконтроль действий; анализировать самостоятельную деятельности; находить альтернативы решения проблем; самостоятельно заниматься своим обучением; находить источники информации; обмениваться информацией; технически мыслить; нести совместную ответственность; проявлять терпимость к другим мнениям и позициям; работать в группе.

2. Для обеспечения конкурентоспособности выпускников в соответствии с запросами регионального рынка труда обучающиеся по профессии «Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию» должны в рамках вариативной части образовательной программы получить по своему выбору дополнительные компетенции, умения и знания, соответствующие видам профессиональной деятельности: обслуживание холодильных установок (машинист холодильных установок); монтаж и техническое обслуживание установок кондиционирования воздуха; техническое обслуживание холодильных установок на железнодорожном транспорте; предпринимательская деятельность; безопасная эксплуатация электротехнического оборудования.

Таким образом, конструирование содержания вариативной части ОПОП профессиональных вариативных модулей «Обслуживание холодильных установок суммарной холодопроизводительностью 500 000 ккал/ час», «Предпринимательская деятельность» по профессии «Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию» будет основываться на результатах проведенного исследования.

1. Хуторский, А. В. Ключевые компетенции : технология конструирования [Текст] / А. В. Ху-торский // Народное образование. — 2003. — № 5.

2. Блинов, В. И. Компетентностный подход как методологическая основа разработки федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования [Текст] / В. И. Блинов // Образовательная политика, 2008. — № 9.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 151022.01 «Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию» [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.edu.ru/db-mon/mo/ Data/d 09Zm474.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.