Научная статья на тему 'Формирование дополнительных компетенций'

Формирование дополнительных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егошина Екатерина Николаевна

Инновационной технологией обучения, направленной на развитие общих и профессиональных компетенций и позволяющей использовать вариативные образовательные возможности, является модульное обучение. В соответствии с требованиями к модульному обучению формируется вариативная часть основных профессиональных образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егошина Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование дополнительных компетенций»

модульное обучение

образовательные стандарты

Формирование дополнительных компетенций

Инновационной технологией обучения, направленной на развитие общих и профессиональных компетенций и позволяющей использовать вариативные образовательные возможности, является модульное обучение. В соответствии с требованиями к модульному обучению формируется вариативная часть основных профессиональных образовательных программ.

В рамках программы подготовки квалифицированных рабочих «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» в Алапаевском профессионально-педагогическом колледже реализуется профессиональный модуль «Определение мест установки оборудования, аппаратуры и приборов охранной, тревожной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации (ОПС)».

В процессе работы над программой вариативного модуля поставлены следующие задачи:

1. Изучение социального заказа предприятий, требований рынка труда.

2. Изучение перспектив использования дополнительных профессиональных компетенций выпускниками колледжа.

3. Составление и заключение договоров с предприятиями, деятельность которых соответствует содержанию модуля.

4. Повышение квалификации педагогических работников, реализующих программу модуля.

Анализ опросных листов работодателей позволил выявить дополнительные виды профессиональной деятельности, необходимые выпускнику по профессии «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», способствовал определению содержания вариативного профессионального модуля.

Овладение модулем позволяет выпускникам ориентироваться:

- на новую область применения профессиональных умений, которые будут востребованы в перспективе в связи с автоматизацией производств, с использованием оборудования, приборов на основе современных технологий;

- на саморазвитие — работа с профессионально ориентированной информацией — с паспортами на аппаратуру ОПС, изучение технических параметров оборудования (ОПС), чтение электрических схем;

- на изучение требований гОСт и руководящих документов по приемке установок ОПС, систем оповещения, пожаротушения.

При освоении вариативного модуля было обеспечено:

- освоение образовательной программы с использованием ресурсов социальных партнеров;

- динамичность образовательной программы с точки зрения обеспечения запросов работодателей и обучающихся;

- организация подготовки обучающихся на договорной основе совместно с работодателями.

теоретические занятия проводились в колледже, практические — в соответствии с договором социального партнерства на базе отделения «Всероссийского добровольного пожарного общества» по установленному графику. Обучающиеся освоили модуль, выполнили квалификационную работу по теме: «Определение места установки оборудования ОПС. техническое обслуживание оборудования ОПС». Основная часть учебного времени по вариативному модулю была посвящена практическим занятиям (70 часов теоретической подготовки, 120 часов практических работ). Освоение профессиональных компетенций обеспечивалось практико-ориентированными формами обучения.

В процессе совместной деятельности с упомянутым выше социальным партнером проведена работа по совместному планированию учебных занятий, координации учебно-производственной деятельности, анализу и обобщению итогов работы обучающихся. При изучении вариативного модуля обучающиеся овладели не только профессиональными компетенциями, у них развивались такие личностные качества, как умение работать в команде, ответственность за порученную работу.

кадровая ситуация в промышленности и энергетике достаточно сложная. Происходит старение квалифицированных кадров, что может привести к нехватке рабочих рук. Поэтому образовательное учреждение ориентируется на усиление способности трудовых ресурсов проявлять мобильность на рынке труда. Вариативные модули ОПОП позволяют выполнить эту задачу, обеспечивают реализацию практики совмещения профессий.

ЕГошИНА

Екатерина Николаевна,

мастер производственного обучения Алапаевского профессионально-педагогического колледжа, г. Алапаевск, Свердловская область

При изучении вариативного модуля обучающиеся овладели не только профессиональными компетенциями, у них развивались такие личностные качества, как умение работать в команде, ответственность за порученную работу.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА № 6/2014 15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.