УДК / UDC 377 А. Г. Апухтина,
кандидат филологических наук, заведующая кафедрой общеобразовательных, общепрофессиональных и профессиональных дисциплин ГОУ «КРИРПО», Кемерово, Россия, [email protected] И. Ю. Кузнецова,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования ГОУ «КРИРПО», Кемерово, Россия, [email protected] Л. И. Ильченко,
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии профессионального образования ГОУ «КРИРПО», Кемерово, Россия, [email protected] Л. А. Богданова,
кандидат педагогических наук, декан факультета повышения квалификации и переподготовки работников профессионального образования ГОУ «КРИРПО», Кемерово, Россия, [email protected]
Anna Apukhtina,
PhD in Philology, head of the Department of General Educational, General Professional and Professional Subjects, Kuzbass Regional Institute of Vocational Education Development (KRIVED), Kemerovo, Russia, [email protected] Irina Kuznetsova,
PhD in Pedagogics, assistant professor at the Department of Pedegogy and Psychology of Vocational Education, KRIVED, Kemerovo, Russia, [email protected] Ludmila Ilchenko,
senior lecturer at the Department of Pedegogy and Psychology of Vocational Education, KRIVED, Kemerovo, Russia, [email protected] Ludmila Bogdanova,
PhD in Pedagogics, dean of the Department of Skills Improvement and Re-Training for Vocational Educators, KRIVED, Kemerovo, Russia, [email protected]
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
INTERACTION BETWEEN VOCATIONAL TEACHERS OF THE VOCATIONAL ACADEMIC ORGANIZATION WHILE REALIZING COMPETENCE APPROACH IN ACCORDANCE WITH FSES
В статье определяются основные проблемы и направления взаимодействия профессионально-педагогических работников учреждений профессионального образования в процессе формирования общих и профессиональных компетенций, определяемых федеральными государственными образовательными стандартами профессионального образования.
The paper defines major problems and trends of interaction among vocational educators in the process of forming common and professional competences settled by the federal state educational standards for vocational education.
Ключевые слова: интеграционные процессы, взаимодействие профессионально-педагогических работников, профессиональная направленность обучения, межпредметная интеграция, общая компетенция, профессиональная компетенция, фонд оценочных средств, корреляция.
Keywords: integrative processes, interaction among vocational educators, professional orientation of learning, interdisciplinary integration, common competence, professional competence, assessment instruments fund, correlation.
На сегодняшний день интеграционные процессы являются преобладающими в системе
профессионального образования. Федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) диктуют жёсткую интеграцию, в том числе межпредметную. Основной профессиональной образовательной программой (далее - ОПОП) должны быть чётко кон-кретизованы конечные результаты обучения: компетенции, умения, знания, приобретаемый практический опыт.
В идеале образовательное учреждение профессионального образования (далее - ОУ ПО) должно выстраивать образовательный процесс, руководствуясь принципом преемственности требований государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, требований ФГОС, основных профессиональных образовательных программ и контрольно-оценочных средств, посредством которых в конечном итоге будет осуществляться проверка и оценка уровня сформированных компетенций.
В этой связи требует ответа вопрос: каким образом должно быть выстроено взаимодействие профессионально-педагогических работников ОУ ПО в ходе реализации компе-тентностного подхода, чтобы оно было эффективным?
С целью разработки методики конструктивного взаимодействия преподавателей общеобразовательных, специальных дисциплин и мастеров производственного обучения при реализации компетентностного подхода в образовательном учреждении было проведено анкетирование вышеуказанных категорий работников.
В исследовании приняли участие профессионально-педагогические работники 38 учреждений начального и среднего профессионального образования Кемеровской области. Анкету заполнили 374 человека, из них преподаватели общеобразовательных дисциплин составили 37 % опрошенных, преподаватели специальных дисциплин - 34 %, мастера производственного обучения - 29 %.
Респондентам предлагалось ответить на несколько вопросов по проблеме реализации ФГОС нового поколения. Тексты ответов приводятся в авторской редакции.
На вопрос «В чем, на Ваш взгляд, заключаются основные преимущества ФГОС нового поколения?» самыми частыми были следующие ответы:
- ФГОС нового поколения обеспечивают преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования.
- ФГОС нового поколения строятся на деятельностном подходе, получении знаний в решении научно-познавательных и учебно-практических задач. При этом все итоговые задания ориентированы не на то, чтобы сформулировать какое-либо понятие, а применить эти знания на практике.
- ФГОС нового поколения дают больший простор для творческой деятельности как преподавателя, так и обучающихся. Кроме этого, они значительно конкретизируют материал, за счет этого повышается качество преподавания дисциплины и возрастает качество знаний обучающихся.
- В содержании ФГОС большое внимание уделяется раскрытию творческого потенциала личности, развитию самостоятельности, вопросам подготовки к адаптации в новых социально-экономических условиях.
К положительным сторонам ФГОС примерно треть опрошенных отнесли их основные принципы - практикоориентированность и профессиональную направленность обучения, а также возможность построения индивидуального образовательного маршрута.
18 % респондентов затруднились ответить на данный вопрос либо не увидели никаких преимуществ в реализации ФГОС.
Определенные сложности у большинства опрошенных возникли при ответе на вопрос «Проводится ли в Вашем образовательном учреждении работа по определению основных направлений межпредметной интеграции?»
Около 30 % ответили, не конкретизируя, что именно включает в себя первый этап работы в этом направлении.
18 % считают, что данная работа в образовательном учреждении совсем не ведется.
Остальные респонденты отвечают чаще всего следующим образом:
- составляются программы междисциплинарных курсов, куда входят комплексные домашние задания, уроки-лекции, бинарные уроки, уроки-конкурсы на определение лучшего по профессии, проводятся интегрированные занятия, деловые игры, предметные недели, семинары, внеклассные мероприятия; заседания методических комиссий, педсоветы, составляются карты межпредметных связей, т. е. в основном перечисляют конкретные мероприятия, в которых они сами принимают участие, и конкретные методические приёмы.
Понятие «межпредметная интеграция» зачастую отождествляется с понятием «межпредметные связи». Существует точка зрения,
что это то же самое, только сейчас называется по-другому. Однако межпредметные связи традиционно понимались как взаимодействие между содержанием отдельных учебных предметов, посредством которого достигается внутреннее единство образовательной программы, а также последовательное соединение нескольких различных программ в одно целое. Взаимодействие в данной ситуации означает согласованность, непротиворечивость положений, выводов, результатов деятельности.
Межпредметную интеграцию целесообразно понимать как состояние связанности между содержанием отдельных учебных дисциплин и профессиональных модулей, посредством которого достигается внутреннее единство основной профессиональной образовательной программы. То есть это система, в которой работают межпредметные связи, работают на реализацию конкретного профессионального стандарта, формирование определённого стандартом набора компетенций.
Разработка основных направлений межпредметной интеграции при формировании общеобразовательного, общепрофессионального и профессионального циклов основной профессиональной образовательной программы НПО, СПО в проблемном поле ком-петентностного подхода должна проходить на паритетных началах. То есть все дисциплины и модули, задачей которых является формирование компетенций, должны играть одинаково значимую роль.
Тот факт, что четкого понимания межпредметной интеграции у профессионально-педагогических работников пока нет, подтверждают и ответы респондентов на вопрос «Как и с кем Вы непосредственно взаимодействуете с целью реализации компетентностного подхода?»: 23 % опрошенных ответили, что «никак не взаимодействуют», 11 % - оставили вопрос без ответа.
66 % респондентов дали такие ответы: участвую в совместной разработке разделов профессиональных модулей, дисциплин вариативной части, в проведении бинарных уроков, разработке интегрированных домашних заданий, подготовке и проведении учебных конференций, выступаю с докладами, сообщениями на предметно-цикловых комиссиях, корректирую рабочие программы с целью обеспечения преемственности дисциплин, чем избегаю дублирования материала, делюсь опытом с коллегами после обучения на курсах повышения квалификации.
В разработке междисциплинарных курсов принимают участие 45 % опрошенных. Необхо-
димо отметить следующие тенденции совместной работы: взаимодействуют преподаватели специальных и общеобразовательных дисциплин или преподаватели специальных дисциплин и мастера производственного обучения. Трехстороннего взаимодействия (преподавателя общеобразовательных дисциплин, преподавателя специальных дисциплин и мастера производственного обучения), судя по ответам, нет ни в одном образовательном учреждении.
Самым проблемным является выстраивание взаимодействия между преподавателями общеобразовательных, общепрофессиональных, профессиональных дисциплин, мастеров производственного обучения и других субъектов образовательного процесса по отслеживанию, контролю и оценке результатов освоения ОПОП.
В настоящий момент в ОУ ПО одновременно происходит реализация стандартов разных поколений: ГОС среднего (полного) общего образования, который имеет знаниевую парадигму и не предполагает в качестве результата обучения контроль и оценку уровня сформиро-ванности компетенций, а также ФГОС НПО/ СПО, которые имеют практико-ориентирован-ную парадигму и предполагают формирование определённого набора общих и профессиональных компетенций.
В тексте каждого профессионального стандарта на второй странице есть сноска. Цитата по тексту: «Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих (специалистов) на базе основного общего образования, реализуют ГОС среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП НПО/СПО, в том числе с учётом профиля получаемого профессионального образования». Приведённая формулировка говорит о том, что стандарт среднего (полного) общего образования реализуется в пределах ОПОП, а не отдельно от неё и, следовательно, работает непосредственно на реализацию профессионального стандарта, закладывая основу для формирования предписанных стандартом компетенций уже в знание-во-умениевых сегментах.
Поэтому мы настаиваем на том, что не использовать для реализации компетентностно-го подхода ресурсы знаниевой парадигмы ГОС среднего (полного) общего образования в данной ситуации просто неконструктивно. Общеобразовательный цикл представляет собой достаточно объёмную часть ОПОП.
Один из основных принципов ФГОС - это практикоориентированность. Основы для реализации данного принципа могут быть заложены уже посредством общеобразовательной
подготовки, а именно её профессиональной направленностью. В примерных программах общеобразовательных учебных дисциплин для профессий НПО и специальностей СПО (одобрены Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008) в разделе «Требования к результатам обучения», кроме позиций знать/ понимать и уметь представлена позиция использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Эти результаты и являются основой для реализации принципа практикоориентирован-ности, так как не могут быть достигнуты без профессиональной направленности обучения.
На современном этапе понятие профессиональной направленности обучения, безусловно, должно рассматриваться с позиций модульно-компетентностного подхода. Если ранее важнейшим дидактическим требованием к реализации принципа профессиональной направленности обучения было регулирование различного рода взаимосвязей, то на сегодняшний день это межпредметная интеграция; ранее точкой отсчёта для выстраивания и регулирования взаимосвязей был спецпредмет (содержание труда/структура труда), сегодня это компетенция (общая/профессиональная). Таким образом, профессиональная направленность обучения понимается как профессиональная подготовка обучающегося (студента), осуществляемая на основе межпредметной интеграции и направленная на формирование общих и профессиональных компетенций, определяемых ФГОС НПО/СПО.
Сам принцип профессиональной направленности должен пониматься и реализовываться системно через формирование чётко определённого для каждого стандарта набора общих и профессиональных компетенций. Структура и содержание компетенций раскрываются в свою очередь через знаниево-умениевые и практические сегменты, которые распределяются по дисциплинам и профессиональным модулям.
Безусловно, общеобразовательные дисциплины в первую очередь работают на формирование общих компетенций. Поэтому понятие профессиональной направленности преподавания общеобразовательных дисциплин мы предлагаем рассматривать как общеобразовательную подготовку, осуществляемую на основе межпредметной интеграции с дисциплинами общепрофессионального и профессионального циклов, направленную на формирование общих компетенций, определяемых ФГОС.
Однако формирование общих компетенций
(далее - ОК) является не только задачей пре-подавателя-предметника, но и задачей преподавателя специальной дисциплины и мастера производственного обучения. Как показал опрос 38 ОУ ПО, только профессионально-педагогические работники одного образовательного учреждения СПО и одного образовательного учреждения НПО видят в формировании общих компетенций ФГОС объединяющую их задачу.
Кроме того, стандарты СПО предписывают формирование некоторых профессиональных компетенций (далее - ПК) посредством дисциплин цикла ЕН, например, ФГОС СПО по специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»:
ЕН.01. Математика - ПК 1.1. - 1.3, ПК 2.2;
ЕН.02. Информатика - ПК 1.1. - 1.3, ПК 2.1. - 2.3.
А значит, задачей преподавателя общеобразовательной дисциплины становится и формирование компетенций профессиональных.
Конечно, в такой ситуации профессионально-педагогическим работникам ОУ ПО необходимо обладать умением выявлять и организовывать межпредметные связи. Это можно сделать через элементы содержания программ дисциплин и профессиональных модулей уже на этапе разработки учебно-программной документации. Мы предлагаем выстраивать межпредметные связи на основе корреляций между требованиями к результатам обучения ГОС среднего полного общего образования и ФГОС.
Ниже представлены примеры корреляций общих компетенций ФГОС НПО по профессии 150709.02 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», которых в означенном стандарте семь, и примерной программы учебной дисциплины «Русский язык» для профессий НПО и специальностей СПО:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ->
Знать/понимать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем ->
Знать/понимать смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи.
Уметь создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социальнокультурной и деловой сферах общения.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы ->
Уметь осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности ->
Уметь извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами ->
Знать/понимать орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
Уметь соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) ->
Знать/понимать связь языка и истории, культуры русского и других народов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Общие компетенции ФГОС можно рассматривать как частные случаи более емких ключевых компетенций: коммуникативная - деловые коммуникации, публичные выступления, психология общения; информационно-коммуникационная - компьютерная грамотность; восприятие, переработка и организация информации; самоменеджмент - управление собственным обучением и развитием, саморегуляция; гражданская - правовая, экономическая и общественно-политическая грамотность.
Таким образом, ОК 6 является частным случаем коммуникативной компетенции; ОК 4 и ОК 5 - информационно-коммуникационной; ОК 2 и ОК 3 - самоменеджмента; ОК 1 и ОК 7 -гражданской компетенции.
Через ключевые компетенции можно далее выявить корреляции между общими и профессиональными компетенциями. Так, приведённые ниже в качестве примеров общие и профессиональные компетенции ФГОС СПО по специальности 150415 «Сварочное производство (техник)» рассматриваются как частные случаи информационно-коммуникационной компетенции:
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.3. Выбирать оборудование, приспособления и инструменты для обеспечения производства сварных соединений с заданными свойствами.
ПК 2.5. Осуществлять разработку и оформление графических, вычислительных и проектных работ с использованием информационно-компьютерных технологий.
Соответственно при формировании означенных ПК осуществляется и формирование перечисленных выше общих компетенций, что необходимо понимать профессионально-педагогическим работникам, участвующим в этом процессе.
Под обучением, основанным на компетенциях, понимается «обучение, основанное на определении, освоении и демонстрации знаний,
умений, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности / профессии (глоссарий ЮНЕСКО, 2004).
В целом анализ практики использования понятий «компетенция» и «компетентность» показал, что они значительно шире понятий «знания», «умения», «навыки», так как охватывают свойства личности (мотивацию, ценностные ориентации, направленность), интеллектуальные качества (проблеморазрешение, поисковую активность), черты характера, способность осуществлять умственные операции (анализ, критику, систематизацию, обобщение).
Сообразно идеологии ФГОС компетенции являются определяющими результатами образования, и поэтому должны быть сформированы у всех обучающихся, пронизывать все дисциплины, циклы, модули и разрабатываться на высоком уровне. При этом общие компетенции -не отдельная частьучебного плана,они интегрированы в его содержание. Так, в процессе преподавания математики или любой другой дисциплины можно развивать информационную, коммуникативную и языковую компетенции, а в процессе преподавания русского языка -профессиональные компетенции.
В процессе организации обучения, основанного на компетентностном подходе, на первый план выходят:
• самостоятельная познавательная деятельность студента;
• активность обучаемого при овладении содержанием профессионального образования;
• максимальный учет индивидуальных особенностей личности;
• комплексность получения знаний и др.
Образовательным учреждением должны
быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности, для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
Организация и осуществление взаимодействия субъектов образовательного процесса по этому направлению является важной составляющей при реализации компетентностного подхода в учреждении профессионального образования.
Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности и сформированности компетенций, достиг-
нутых обучающимися на определенном этапе освоения основной профессиональной образовательной программы.
Поскольку во всех подходах компетенция рассматривается как способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области - это определяет основы моделирования взаимодействия субъектов образовательного процесса по реализации ФГОС. Федеральные государственные образовательные стандарты прописывают ОК как компетенции, необходимые для успешной деятельности как в профессиональной, так и во внепрофес-сиональной сферах. Профессиональные же компетенции - компетенции, необходимые для реализации профессиональной деятельности.
Виды деятельности, прописанные в стандартах нового поколения как структурные элементы профессиональной подготовки и ориентированные на формирование и развитие определенных групп ОК и ПК, должны рассматриваться не как сумма ПК (опыт + умения + знания), а как интегративная производная от ПК х ОК.
Раздел 5 ФГОС НПО/СПО «Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы» предписывает в процессе освоения ОПОП организацию оценивания как средства формирования и развития ОК и ПК обучающихся с использованием разнообразных технологий оценивания и самооценивания в процессе подготовки будущего квалифицированного рабочего/специалиста средней квалификации.
Оценку следует выстраивать как процесс создания и сбора свидетельств деятельности обучающегося и вынесение суждения относительно этих свидетельств на основе заранее определенных критериев. Оценка освоения модуля предполагает демонстрацию или подтверждение того, что обучающиеся освоили требуемые компетенции, сформулированные в задачах по каждому конкретному модулю, и могут осуществлять все требуемые действия в рамках данной компетенции.
Оценка ОК нигде не локализована, рассредоточена по всем блокам учебного плана. Собирать доказательства формирования ОК необходимо во время всего периода обучения. Одна из возможных форм - это портфолио.
Для более точной оценки компетентности специалиста необходимы система контрольно-измерительных и контрольно-оценочных материалов и наличие квалифицированных экспертов.
Требования к оценочным средствам для
проверки сформированности компетенции:
1. Интегративность (междисциплинарный характер, связь теории и практики).
2. Проблемно-деятельностный характер.
3. Ориентация на применение умений и знаний в нетиповых ситуациях (нетождествен-ность предлагаемых заданий стандартизированным учебным задачам).
4. Актуализация в заданиях содержания профессиональной деятельности.
5. Экспертиза в профессиональном сообществе.
6. Связь критериев с планируемыми результатами.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» каждый выпускник программ профессионального образования должен подтвердить свой образовательный уровень и/или квалификацию. Для контроля и оценивания результатов освоения ОПОП, согласно требованиям ФГОС нового поколения, учреждения профессионального образования разрабатывают и комплектуют фонды оценочных средств. Качественный фонд возможно создать только при хорошо смоделированном взаимодействии и интеграции усилий всех субъектов образовательного процесса.
Философия компетентностного подхода определяет специфику его реализации. Реализация компетентностного подхода не только меняет результативно-целевую основу профессионального образования, сообразуясь с которой можно задавать его цели, критерии и процедуры диагностики уровня их реального достижения, сам тип обучения с иными, адекватными этим целям, критериям и процедурам содержанием, формами, методами,
Под фондом оценочных средств (далее -ФОС] понимается комплекс методических и контрольных материалов, предназначенных для оценивания знаний, умений, практического опыта и компетенций на разных стадиях обучения, а также для аттестационных испытаний выпускников на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям ФГОС по завершению освоения конкретной ОПОП.
Идея о разделении этих оценок знаний-умений, практического опыта и компетенций (по формату, требованиям и процедурам) и привела к разделению фонда оценочных средств:
• на контрольно-измерительные материалы (КИМ);
• контрольно- (компетентностно) оценочные материалы (КОМ).
В ходе анкетирования респонденты не всегда могли развести эти две составляющие фонда оценочных средств.
Контрольно- (компетентностно) оценочные материалы оценивают уровень квалификации.
Уровень квалификации оценивается качественно, оценка о соответствии предъявляемых компетенций квалификационным требованиям выносится квалифицированными экспертами.
средствами, организацией соответствующей образовательной среды и деятельности в ней обучающих и обучающихся. Осуществление компетентностного подхода в практике начальной и средней профессиональной школы требует выстраивания процесса взаимодействия профессионально-педагогических работников на принципах интеграции и формирования особой культуры образовательного взаимодействия преподавателя и обучающегося.
Характеристики КИМ КОС
Объект измерения Знания, умения, навыки Компетенции
Достижения обучающихся Измеряют Дают качественную оценку
Форма оценивания Оценивают в баллах (пятибалльная система) Зачет - незачет Освоено - не освоено
Вид контроля по этапам обучения Входной, текущий, рубежный, промежуточная аттестация по УД, МДК Аттестация по профессиональному модулю Экзамен (квалификационный)
Функции Мотивация, корректировка, стимулирование, оценка, контроль Контроль и оценка
Разработка/утверждение Преподаватель / Ц(М)К / заместитель директора Ц(М)К / заместитель директора / работодатель
Формы, методы контроля Заполнение раздела 4 рабочей программы дисциплины Заполнение раздела 5 рабочей программы ПМ