Научная статья на тему 'Проблемы реализации ФГОС СПО в профессиональных образовательных организациях Кемеровской области'

Проблемы реализации ФГОС СПО в профессиональных образовательных организациях Кемеровской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А. Г. Апухтина, Л. И. Ильченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации ФГОС СПО в профессиональных образовательных организациях Кемеровской области»

среди молодежи, расширить взаимодействие техникума как межрегионального отраслевого ресурсного центра в области добычи полезных ископаемых с профильными образовательными организациями страны и ближнего

зарубежья, усилить подготовку будущих горняков, возобновить практику целевого обучения работников угольных предприятий, еще больше укрепить материальную базу техникума.

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

А. Г. Апухтина, кандидат филологических наук, заведующая кафедрой общеобразовательных, общепрофессиональных и профессиональных дисциплин ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемерово Л. И. Ильченко, методист лаборатории мониторинга развития системы профессионального образования

Квалифицированные рабочие кадры являются важным элементом системы, обеспечивающей экономическую стабильность страны. За качество подготовки кадров для экономики несет ответственность профессиональное образование. Целью профессионального образования является высокая квалификация выпускников профессиональных образовательных организаций (ПОО), самостоятельное выполнение ими профессиональных задач.

Реализация компетентностно-ориентирован-ных образовательных стандартов в течение нескольких лет позволила выделить ряд проблем внешнего и внутреннего плана, с которыми сталкиваются ПОО.

К внешним проблемам можно отнести вопросы нормативно-правового обеспечения в части:

- взаимодействия с работодателями;

- организации практического обучения;

- формирования требований и организации государственной итоговой аттестации;

- нормирования труда преподавателей (учет нагрузки и оплата труда преподавателей при усилении роли самостоятельной работы студентов);

- реализации стандарта среднего общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования (СПО).

Вопрос участия работодателей в проектировании образовательных программ и формировании вариативной части цикла профессионального модуля в части требований к профессиональным компетенциям является одним из определяющих в обеспечении качества образования, соответствия требованиям работодателей и рынка труда.

А. Г. Апухтина

Л. И. Ильченко

Большинство ПОО имеют договоры о сотрудничестве с организациями и предприятиями. В основном это малые предприятия, технологической оснащенности разного уровня. Организовать производственную практику в условиях разрозненности и рассредоточенности мест ее проведения достаточно сложно. Кроме того, федеральные государственные образовательные стандарты, с одной стороны, предписывают реализацию практико-ориентированного подхода в подготовке специалистов, с другой стороны, в них значительно сокращен объем часов на практику, она зачастую рассредоточена по модулям. Работодатель в таких условиях не видит возможности качественной подготовки обучающихся в ходе практики.

Методология ФГОС определяет такую логику выстраивания процесса обучения, в которой на первое место поставлены результаты обучения, определяющие содержание обучения и требования к условиям реализации программ. Педагогические работники пока только осваивают

принципы организации процесса обучения и разработку его программно-методического обеспечения с позиций компетентностного похода. Отсюда вытекает проблема оценивания результатов освоения программ.

В соответствии с требованиями ФГОС и идеологией компетентностного подхода к обучению оценить сформированность профессиональных компетенций можно только в реальной практической (квазипрофессиональной) деятельности. Здесь ПОО сталкиваются с определенными трудностями:

- задания для оценки уровня сформированное™ профессиональных компетенций должны быть максимально приближены к реальной профессиональной деятельности, а для этого необходимо соответствующее материально-техническое оснащение образовательного процесса;

- методики разработки компетентностно-ори-ентированных заданий только осваиваются педагогическими работниками.

Проблема оптимального сочетания теоретического и практического обучения, как того и требуют ФГОС, сегодня одна из самых острых. Решение этой проблемы даст возможность предприятиям подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем требованиям, экономя на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. В свою очередь такой подход мотивирует студентов учиться не для «галочки», сразу включаться в работу с полной отдачей, хорошо знать цели и интересы предприятия и чувствовать себя на нем «своими». Все это в совокупности способствует закреплению кадров на предприятии и уменьшению их текучести.

В условиях реализации ФГОС СПО существенно возрастает значение самостоятельной работы. В программах модулей и учебных дисциплин организация самостоятельной работы обучающихся занимает приоритетную позицию. Однако отсутствие нормирования учета труда преподавателя при организации, контроле и оценке самостоятельной работы обучающихся часто является причиной формального подхода к организации самостоятельной работы в ПОО.

К разряду внутренних проблем профессиональных образовательных организаций следует прежде всего отнести трудности осознания студентами и преподавателями такого многомерного конструкта, как профессиональная компетенция.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 г. № 273) профессиональ-

ные образовательные программы разрабатываются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами или образовательными стандартами с учетом соответствующих примерных образовательных программ (часть 7 статьи 12); программы профессионального обучения разрабатываются на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов) (часть 8 статьи 73). Использование профессиональных стандартов — обязательное условие разработки программ (модулей, частей программ), обеспечивающих готовность к выполнению того или иного вида профессиональной деятельности. На сегодняшний момент выполнение этого условия, осложнено отсутствием ряда профессиональных стандартов и устаревшими квалификационными требованиями по ряду профессий.

Кроме того, не все образовательные организации при разработке профессиональных образовательных программ основываются на анализе функциональной карты вида профессиональной деятельности для выбора трудовых функций, соответствующих направленности программы.

Сравнительный анализ ФГОС СПО и профессионального стандарта констатирует необходимость:

- углубленного или ознакомительного освоения того или иного профессионального модуля;

- конкретизации и (или) углубления знаний и умений, предусмотренных ФГОС;

- ведения в программу дополнительного по отношению к предусмотренным ФГОС вида деятельности;

- дополнения перечня профессиональных компетенций по видам деятельности, предусмотренным ФГОС, и расширения практического опыта, обеспечивающего их освоение.

Можно определить основные затруднения в ходе реализации ФГОС СПО на данный момент:

- неполное понимание сущности и технологии реализации отдельных положений ФГОС СПО;

- стремление педагогов использовать традиционные способы работы при построении образовательного процесса по ФГОС СПО;

- оценка сформированности общих компетенций;

- предоставление обучающимся возможно -сти оценивания содержания образовательного процесса;

- недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности.

Реализацию стандарта среднего общего образования в пределах ОПОП СПО можно квалифицировать как внешнюю, так и внутреннюю проблему для ПОО.

Переход на федеральный базисный учебный план от 2004 г. (приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312) в большинстве ПОО осуществлялся с 1 сентября 2011 года одновременно с переходом на ФГОС профессионального образования. Таким образом, он реализуется только четыре года, а нормативно-правовая база претерпела принципиальные изменения.

Основной методологической проблемой в данной ситуации является одновременная реализация стандартов разных поколений: ГОС среднего (полного) общего образования, который имеет знаниевую парадигму и не предполагает в качестве результата обучения оценку уровня сформированности компетенций, и ФГОС СПО, которые имеют практико-ориенти-рованную парадигму и предполагают формирование определенного набора общих и профессиональных компетенций.

Ресурсы знаниевой парадигмы ГОС среднего (полного) общего образования можно конструктивно использовать для реализации компетент-ностного подхода. Однако возможности общеобразовательного цикла ограничиваются знание-во-умениевыми сегментами компетенций. Общеобразовательными дисциплинами не формируются специальные знания, способы деятельности и практический опыт. Образовательные результаты стандарта среднего (полного) общего образования измеряются контрольно-измерительными материалами (в том числе ЕГЭ и ГВЭ), которые не предполагают оценку сформированное™ компетенций. Поэтому для ПОО актуальным остается вопрос о целесообразности и нормативно-правовой обоснованности отражения в рабочих программах общеобразовательных учебных дисциплин в качестве образовательных результатов общих и особенно профессиональных компетенций ФГОС СПО.

Изначально реализация стандарта осуществлялась в соответствии с Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях НПО и СПО (письмо Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180), которые адаптировали объем часов, отведенный на изучение общеобразовательных дисциплин в федеральном базисном учебном плане, к учебным планам НПО/СПО, учитывая реальный объем часов, выделенный на реализацию стандарта.

С введением в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» повысились требования к содержанию рабочих программ общеобразовательных учебных дисциплин на предмет полного соответствия Федеральным базисным учебным планам (ФБУП-2004).

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» для получения аттестата о среднем общем образовании обучающийся ПОО проходит государственную итоговую аттестацию, которая предполагает освоение стандарта в полном объеме. Объем часов по общеобразовательным дисциплинам в соответствии с ФБУП-2004 значительно превышает реализуемый ранее объем в соответствии с рекомендациями-2007.

Частично разрешить данную проблему позволяет приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования». В соответствии с данным приказом обучающиеся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) изучают общеобразовательные предметы в течение всего срока освоения соответствующей образовательной программы, обучающиеся по программам подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) изучают общеобразовательные предметы на первом и втором курсах обучения. Однако спецификой СПО является одновременное изучение общеобразовательных дисциплин с общепрофессиональными и профессиональными курсами. В такой ситуации проблема реализации федерального базисного учебного плана в полном объеме будет в любом случае решаться формально.

Что касается итогового контроля учебных достижений обучающихся в процессе реализации государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, в 2011/2012 и 2012/2013 уч. гг. он осуществлялся в соответствии с приказом департамента образования и науки Кемеровской области от 06 апреля 2012 г. № 788 (Положение по организации и проведению промежуточной аттестации обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования).

Итоговый контроль по общеобразовательным дисциплинам в статусе промежуточной аттестации проводился в виде дифференцированных зачетов и экзаменов. Обязательными являются три экзамена: по русскому языку, математике и одной из профильных дисциплин. С 2013/2014 уч. г. промежуточная аттестация по общеобразователь-

ным дисциплинам (ООД) является только допуском к ГИА, а в ГИА был введен формат ГВЭ (Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»).

Для того чтобы выйти на ГИА и получить аттестат, обучающийся ПОО сдает три обязательных экзамена (математика, русский язык, профильная дисциплина), далее пишет выпускное сочинение, которое является допуском к ГИА, в данном случае к ЕГЭ или ГВЭ. В этой связи в ПОО встал вопрос о «двойной» нагрузке обучающихся, в том числе по причине накладок по датам расписания экзаменов в учреждении и выпускного сочинения, так как учебные планы были утверждены в прошлом году еще до введения сочинения.

ГВЭ в СПО дает только право получения аттестата. В 2013/2014 уч. г. подготовка к ГВЭ являлась достаточно сумбурной в плане нормативного и методического обеспечения, что повлекло за собой массовую неявку обучающихся в пункты приема экзамена. Однако и на сегодняшний день методическое обеспечение процесса подготовки к ГВЭ является недостаточным, а если ГВЭ — это не просто экзамен «в традиции» и если он остается формой ГИА для ПОО, то методическое обеспечение должно быть соответствующим.

Серьезное опасение вызывает вопрос перехода ПОО на федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 мая

2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования») с 2015/2016 уч. г. Непереход на данный стандарт в проводимой ФИРО и Институтом развития образования информационной кампании позиционируется как неисполнение закона «Об образовании» (Письмо Минобрнауки России от 17 марта 2014 г. № 06-259).

Переход на данный стандарт будет осуществлен в ситуации полного отсутствия учебно-методического обеспечения. На региональном уровне 2015/2016 уч. г. определен как переходный. Реализация стандарта начнется на нескольких пилотных площадках, организованных в профессиональных образовательных организациях. Это позволит выиграть время для разработки программно-методического обеспечения и сделать переход на стандарт более осознанным и поступательным.

Для конструктивного решения означенных проблем необходима выработка и продвижение в педагогическом сообществе консолидированной позиции Кузбассобрнадзора, департамента образования и науки и ГБУ ДПО «КРИРПО» как в целом по вопросам регламентации образовательной деятельности ПОО в отношении предъявляемых к образовательным организациям требований и интерпретации нормативных документов, так и в частности по проблеме выработки общих подходов к процедурам оценки общих и профессиональных компетенций и формирования фондов оценочных средств.

ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА К ЭФФЕКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА РЫНКЕ ТРУДА

Л. И. Капустина, преподаватель ГОУ СПО Новокузнецкий педагогический колледж № 2

Преобразования в социально-экономических отношениях в российском обществе вызвали изменения в характере социальных требований к образованию, остро поставили вопрос нового понимания государством и образовательными структурами результатов среднего профессионального образования. Сегодня выпускник учреждения профессионального образования должен владеть общими и профессиональными компетенциями, быть готовым к постоянному обновлению профессиональных компетенций, отличаться высокой конкурентоспособно-

стью, умением адаптироваться в коллективе и ролевой мобильностью на рынке труда.

Вместе с тем, несмотря на сложную ситуацию с кадровым обеспечением дошкольных учреждений и начальной школы воспитателями и учителями, проведенный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.