Научная статья на тему 'Подготовка выпускников педагогического колледжа к эффективному поведению на рынке труда'

Подготовка выпускников педагогического колледжа к эффективному поведению на рынке труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка выпускников педагогического колледжа к эффективному поведению на рынке труда»

ным дисциплинам (ООД) является только допуском к ГИА, а в ГИА был введен формат ГВЭ (Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»).

Для того чтобы выйти на ГИА и получить аттестат, обучающийся ПОО сдает три обязательных экзамена (математика, русский язык, профильная дисциплина), далее пишет выпускное сочинение, которое является допуском к ГИА, в данном случае к ЕГЭ или ГВЭ. В этой связи в ПОО встал вопрос о «двойной» нагрузке обучающихся, в том числе по причине накладок по датам расписания экзаменов в учреждении и выпускного сочинения, так как учебные планы были утверждены в прошлом году еще до введения сочинения.

ГВЭ в СПО дает только право получения аттестата. В 2013/2014 уч. г. подготовка к ГВЭ являлась достаточно сумбурной в плане нормативного и методического обеспечения, что повлекло за собой массовую неявку обучающихся в пункты приема экзамена. Однако и на сегодняшний день методическое обеспечение процесса подготовки к ГВЭ является недостаточным, а если ГВЭ — это не просто экзамен «в традиции» и если он остается формой ГИА для ПОО, то методическое обеспечение должно быть соответствующим.

Серьезное опасение вызывает вопрос перехода ПОО на федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 мая

2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования») с 2015/2016 уч. г. Непереход на данный стандарт в проводимой ФИРО и Институтом развития образования информационной кампании позиционируется как неисполнение закона «Об образовании» (Письмо Минобрнауки России от 17 марта 2014 г. № 06-259).

Переход на данный стандарт будет осуществлен в ситуации полного отсутствия учебно-методического обеспечения. На региональном уровне 2015/2016 уч. г. определен как переходный. Реализация стандарта начнется на нескольких пилотных площадках, организованных в профессиональных образовательных организациях. Это позволит выиграть время для разработки программно-методического обеспечения и сделать переход на стандарт более осознанным и поступательным.

Для конструктивного решения означенных проблем необходима выработка и продвижение в педагогическом сообществе консолидированной позиции Кузбассобрнадзора, департамента образования и науки и ГБУ ДПО «КРИРПО» как в целом по вопросам регламентации образовательной деятельности ПОО в отношении предъявляемых к образовательным организациям требований и интерпретации нормативных документов, так и в частности по проблеме выработки общих подходов к процедурам оценки общих и профессиональных компетенций и формирования фондов оценочных средств.

подготовка выпускников педагогического колледжа к эффективному поведению на рынке труда

Л. И. Капустина, преподаватель ГОУ СПО Новокузнецкий педагогический колледж № 2

Преобразования в социально-экономических отношениях в российском обществе вызвали изменения в характере социальных требований к образованию, остро поставили вопрос нового понимания государством и образовательными структурами результатов среднего профессионального образования. Сегодня выпускник учреждения профессионального образования должен владеть общими и профессиональными компетенциями, быть готовым к постоянному обновлению профессиональных компетенций, отличаться высокой конкурентоспособно-

стью, умением адаптироваться в коллективе и ролевой мобильностью на рынке труда.

Вместе с тем, несмотря на сложную ситуацию с кадровым обеспечением дошкольных учреждений и начальной школы воспитателями и учителями, проведенный

нами опрос показывает, что руководители тщательно подходят к отбору кадров и желают получить качественно подготовленного специалиста, законопослушного, инициативного, творческого. Опрошенные работодатели (67,2 %) указывают на необходимость прохождения молодым специалистом собеседования при приеме на работу, установления испытательного срока (75,9 %%); проявляют интерес к оценочным показателям диплома подтверждающего квалификацию (56,9 %), дополнительным умениям и навыкам (владению компьютером, оргтехникой, художественным умениям и пр.) (46,6 %%), предъявляют требования к личным качествам кандидата (22,4 °%); 13,8 °% опрошенных указали, что при приеме молодого специалиста на работу желательно наличие направления-рекомендации учебного учреждения.

Однако анализ изучения готовности выпускников колледжа к предстоящему выходу на рынок труда и последующего трудоустройства, проведенного в 2012-2014 гг., позволил сделать вывод, что только 24 °% респондентов достаточно спокойно относятся к необходимости поиска работы после окончания колледжа, 53 %% — такая необходимость пугает; остальные полагают, что им нет необходимости самостоятельно искать работу, т. к. рабочее место им гарантировано за счет вакансий предлагаемых социальными партнерами колледжа. Опыт самостоятельного поиска работы имеют 29 %% студентов выпускных групп, 22 % опрошенных полагают, что их опыт поиска работы недостаточен; 49 % студентов-выпускников такого опыта не имеют.

Полученные данные показывают, что сегодняшние выпускники не обладают навыками и знаниями, необходимыми для самостоятельного поиска работы, имеют размытые личностные и профессиональные цели, не осознают перспективы профессионального роста.

Вышесказанное указывает на необходимость формирования дополнительных профессиональных компетенций, знаний и умений по эффективному поведению на рынке труда, по организации и планированию профессиональной карьеры.

Для осуществления содействия социальной и профессиональной адаптации и трудоустройству студентов и выпускников в Новокузнецком педагогическом колледже № 2 создана служба содействия трудоустройству. Основной целью работы службы является повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда, а также содействие временной занятости студентов в свободное от учебы время.

Одной из задач службы содействия трудоустройству является подготовка студентов выпускных групп к самостоятельному планированию профессиональной деятельности, к эффективному поведению на рынке труда, оптимизация процесса адаптации выпускников в профессиональной сфере жизни.

Указанная задача решается в процессе реализации содержания учебной дисциплины «основы планирования профессиональной деятельности», которое представлено пятью разделами: «Рынок труда и рыночные отношения», «Профессиональное и личностное самоопределение», «Технология поиска работы и трудоустройства», «Адаптационный период в трудовом коллективе», «Правила сохранения работы».

Исходя из целей и задач изучения дисциплины, содержания учебного материала, осуществляется отбор организационных форм обучения. На учебных занятиях, проходящих в форме лекций, бесед, практических занятий с элементами тренинга, ролевых игр, занятий с решением ситуационных задач, применением методов психодиагностики, осуществляется усвоение, закрепление и расширение теоретических знаний по предмету, выработка умений и навыков самостоятельного планирования будущей профессиональной деятельности, умений и навыков составления документов, необходимых при поиске работы и трудоустройстве, ведения телефонных переговоров, поведения на собеседовании с работодателем.

Значительное внимание в процессе проведения учебных занятий по предмету «основы планирования профессиональной деятельности» уделяется созданию психологического климата доверия. Создание доверительного стиля общения, атмосферы психологического комфорта, учет индивидуально-психологических особенностей студентов необходимы при отработке навыков самопрезентации, проведении самодиагностики, при составлении автобиографии и других документов, включающих личную информацию о студентах, которая не может быть где-либо использована без их согласия.

Завершается изучение дисциплины зачетом, на который студенты готовят к презентации пакет документов, необходимых для трудоустройства, включающий в себя автобиографию, профессиональное резюме, образец характеристики и рекомендательного письма, объявления о поиске работы.

Также на завершающем этапе изучения курса проводится повторное анкетирование, позволяющее получить информацию о востребо-

ванности курса и интересе к нему, решении поставленных в нем задач, предложениях студентов по дополнению и коррекции программы курса. Анализируя ответы, можно с уверенностью утверждать, что спецкурс «Основы планирования профессиональной деятельности» востребован (на это указали 78 % опрошенных), наибольший интерес вызывают практические занятия (81 %% опрошенных), изучение курса помогает решить вопросы профессионального будущего (41 %о опрошенных).

Таким образом, реализация учебной дисциплины «основы планирования профессиональной деятельности» позволяет развивать практические навыки и умения самопрезентации, опти-

мизировать процесс взаимодействия «выпускник — работодатель»; вырабатывать умение определять наиболее эффективные пути, средства и методы достижения успеха в профессиональной деятельности, способствует формированию мотивации к карьерному росту.

1. Демидова Т. П. Психологическое сопровождение профессионально-личностного становления обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : МОДЭК, 2006. — 112 с.

2. Рыбалкина Л. Г. Планирование профессиональной деятельности и карьеры. — М.: Флинта : Наука, 2007. — 300 с.

интеграция теоретической и практической

подготовки будущих специалистов — обучающихся техникума

А. А. Чернякова, мастер производственного обучения ГОУ СПО «Новокузнецкий торгово-экономический техникум» О. Е. Горбанева, педагог дополнительного образования А. Ю. Синкина, преподаватель

А. А. Чернякова

В условиях развития рыночных отношений качество профессионального образования приобрело большое значение. Система подготовки специалистов в современных условиях направлена на выбор эффективной схемы обучения, при которой студенты получают максимальное количество теоретических знаний в сочетании с практическими, что обеспечивает будущему специалисту социальную защищенность и более быструю, успешную адаптацию к условиям профессиональной деятельности.

В процессе организации практического обучения по специальности 100114 Организация обслуживания в общественном питании возникают некоторые проблемы как у студентов, преподавателей, так и у работодателей:

- студенты, переходя на дальнейшее обучение из школы в техникум, не умеют сами организовывать собственную познавательную деятель-

О. Е. Горбанева

А. Ю. Синкина

ность, у них очень часто отсутствуют коммуникативные навыки;

- очень сложно учесть все требования работодателей, которые часто противоречат стандартами;

- во время прохождения практики студентами организаций среднего профессионального образования наблюдается противоречие между содержанием деятельности во время прохождения практики и профилем будущей профессиональной деятельности. В силу различных причин производственного и экономического характера работодатели часто не допускают студен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.