Дискуссионный клуб
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ В ПОО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Уважаемые читатели! Челябинская область включилась в пилотную апробацию внедрения регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста (далее — Стандарт), разработанного Агентством стратегических инициатив.
Одним из положений этого документа является реализация механизмов практико-ориен-тированной (дуальной) модели обучения.
В условиях отсутствия федеральной и региональной единой нормативно-правовой базы для обеспечения этой модели обучения на практике профессиональные образовательные организации (далее — ПОО) решают данный вопрос самостоятельно, выстраивая практи-ко-ориентированное обучение в соответствии с конкретной ситуацией взаимодействия с социальными партнерами. В силу своей уникальности теоретический и практический интерес представляют механизмы реализации практико-ориентированного обучения в конкретных образовательных организациях.
Мы начинаем публикацию моделей практико-ориентированного обучения, и предлагаем читателю для обсуждения описание таковых, внедренных в образовательную практику четырех опорных ПОО1, входящих в группу двенадцати апробаторов внедрения Стандарта на территории Челябинской области.
Опыт ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж» (директор А. П. Большаков)
— Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Южно-Уральский многопрофильный колледж» (далее — ЮУМК), созданное в 2012 г. путем слияния пяти образовательных организаций Металлургического района г. Челябинска, в настоящее время осуществляет подготовку по 22 специальностям и 11 профессиям среднего профессионального образования.
ЮУМК вошел в число опорных профессиональных образовательных организаций Челябинской области. Ключевым стейкхолдером колледжа по направлению «Металлургия» является ПАО «Челябинский металлургический комбинат» (далее — ЧМК) — одно из крупнейших в России предприятий полного металлургического цикла по выпуску качественных и высококачественных сталей.
1 В представленных материалах сохранена авторская терминология.
Взаимоотношения Челябинского металлургического комбината и Южно-Уральского многопрофильного колледжа являются примером практико-ориентированной (дуальной) формы реализации образовательных программ.
Нормативной базой взаимодействия является двухсторонний долгосрочный договор «О подготовке специалистов среднего профессионального образования» (далее — договор). Договор предусматривает следующие традиционные формы партнерских отношений.
1. Участие партнеров в формировании государственного заказа на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Руководство ЧМК рекомендовало колледжу начать подготовку студентов по специальности «техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики» в связи с вводом в эксплуатацию универсального рельсобалочного стана. Колледж получил соответствующую лицензию и в 2015 г. провел первый выпуск техников-гидравликов.
2. Участие ПАО «ЧМК» в учебной и управленческой деятельности колледжа с позиции конечного потребителя результатов совместного труда.
Учебные экскурсии.
Уроки в производственных подразделениях.
Использование компьютерных программ-тренажеров, разработанных специалистами предприятия.
Программисты цеха АСУ ТП ЧМК разработали и установили в компьютерных классах колледжа тренажер оператора машины непрерывного литья заготовок, на котором студенты колледжа могут изучать технологический процесс разливки стали. Тренажер создан на основе реальной программы управления технологическим процессом в кислородно-конвертерном цехе комбината.
Привлечение ведущих специалистов-практиков к преподаванию профессиональных дисциплин и модулей.
Предоставление мест проведения производственной практики.
Руководство дипломными проектами ведущими специалистам предприятия.
Мониторинг качества подготовки выпускников.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств (ФОСы), позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции. ФОСы для аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации разрабатываются и утверждаются методическим советом колледжа после предварительного положительного заключения работодателей. Опытные мастера и ведущие специалисты Челябинского металлургического комбината ежегодно входят в состав экзаменационных комиссий при проведении экзаменов (квалификационных) по профессиональным модулям и в состав государственных экзаменационных комиссий.
Развитие общественных форм управления.
В «ЮУМК» создан и функционирует совет колледжа. Среди 13 членов совета есть преподаватели, сотрудники, студенты и родители. Работодатели представлены в совете А. В. Ба-кановым, начальником управления персоналом службы персонала и социальных программ ПАО «ЧМК».
3. Создание и совершенствование образовательных стандартов, учебных планов и программ с учетом потребностей рынка.
Педагогический коллектив колледжа совместно с ведущими специалистами ЧМК разра-
ботал действующий федеральный государственный образовательный стандарт (далее — ФГОС) по специальности среднего профессионального образования «обработка металлов давлением». В настоящее время идет активная совместная работа по актуализации образовательных стандартов и приведение их в соответствие с профессиональными стандартами.
На основании ФГОС СПО при формировании учебных планов колледж распределяет объем времени, отведенный на вариативную часть, с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей. Так, по предложению специалистов Челябинского металлургического комбината в программы подготовки специалистов была введена дисциплина «Технология отрасли».
4. Стажировка преподавателей профессиональных модулей на реальных рабочих местах под руководством специалистов ПАО « ЧМК».
5. Создание дополнительных возможностей для многоканального финансирования и процесса развития материально-технической базы колледжа.
Спонсорство.
Специалистами ЧМК была проведена ревизия лабораторного оборудования колледжа, оказана помощь в проведении ремонтных работ. Сотрудниками комбината были выполнены работы по реконструкции и ремонту моделей прокатного, сталеплавильного и доменного производства. Работники ЧМК полностью восстановили макет прокатного стана 2300, выполненный в масштабе 1:10 к оригиналу. Руководство Челябинского металлургического комбината оказывает спонсорскую помощь при проведении различных мероприятий, предоставляя необходимые помещения (стадион, тир), принимает участие в формировании призовых фондов при проведении различных профессиональных конкурсов.
Софинансирование.
Перечень учебного оборудования, приобретенного колледжем в рамках целевой субсидии по направлению «Металлургия, машиностроение и металлообработка», был согласован с ведущими специалистами ЧМК. Кроме этого, в рамках участия в софинансировании сотрудниками комбината был произведен капитальный ремонт помещений учебных лабораторий.
Инвестиции.
В соответствии с дополнительным соглашением к договору между ЮУМК и ЧМК колледж получает определенные денежные суммы за каждого трудоустроившегося выпускника.
Для обеспечения своевременной актуализации содержания образования в соответствии с требованиями рынка труда и развития моделей обучения на рабочем месте с 2017/18 уч. г. в сложившуюся схему партнерских отношений Южно-Уральского многопрофильного колледжа и Челябинского металлургического комбината вносятся элементы сетевого взаимодействия.
Изменения касаются обучения по профессиональному модулю «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих». Реализуемые в рамках этого модуля рабочие профессии, рекомендованные ФГОС, будут ежегодно пересматриваться исходя из реальных потребностей Челябинского металлургического комбината, как по перечню, так и по количественному распределению студентов. Так, например, при подготовке по специальности «металлургия черных металлов» на 2017/18 уч. г. определены четыре профессии. Теоретическое обучение будет осуществляться
в колледже и в учебном центре комбината, а производственная практика каждого из студентов будет проходить в соответствии с получаемой им профессией в производственных подразделениях ЧМК. Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» планируется провести в форме демонстрационного экзамена с участием представителей Челябинского металлургического комбината.
В рамках предложенного нами механизма сотрудничества финансирование материально-технической базы учебного центра осуществляется за счет средств работодателя. Финансирование расходов на практическое обучение и оплату труда наставников осуществляется также за счет средств предприятия.
Модель практико-ориентированного (дуального обучения) в Южно-Уральском многопрофильном колледже представлена на схеме.
ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж» Лицензия на образовательную деятельность по программам профессионального образования
1 курс
Общеобразовательный цикл
2-4 курсы Учебный цикл ППССЗ Учебная практика
Преподаватели и руководители практики
- - с Материально-
техническая база
Договор
ггг
МЕЧЕЛ
Учебный центр ПАО «ЧМК»
Лицензия на образовательную деятельность по программам профессионального обучения и дополнительного профессионального образования
2-3 курсы
Учебный цикл ППССЗ
Преподаватели и специалисты предприятия
Государственная итоговая аттестация
Преддипломная практика Государственная экзаменационная комиссия
Публичное акционерное общество «Челябинский металлургический комбинат»
3-4 курсы
Производственная практика
Руководители практики, наставники
■л
Материально-
техническая
база
Рис. 1. Модель практико-ориентированного (дуального обучения) в Южно-Уральском многопрофильном колледже
Опыт ГБПОУ «Усть-Катавский инду- — Для реализации дуального обучения стриально-технологический техникум» (ди- ГБПОУ «Усть-Катавский индустриально-тех-ректор П. В. Лизунов) нологический техникум» разработало модель
Модель взаимодействия ГБПОУ «УКИТТ» с образовательными учреждениями и предприятием по реализации дуального обучения
Школьники
Мастер-классы Совместные Подготовительн ые
по профессиям мероприятия курсы
Экскурсии в музей техникума Дни открытых дверей Проф. информирование и проф. пробы
Недели по специальности (профессии) для школьников Встреч и с известными выпускниками Индивидуальная работа по изучению профильных предметов
С
Образовательные учреждения УКГО
Анкетирование школьников с цельк выявления заинтересованных в дуальном обучении
Подготовка к соревнованиям ЛшюгБкШБ
Договор о сетевом взаимодействии
Получение школьниками профессионального образования по дуальной системе на базе Ресурсного центра
Профориентация
(привлечение школьников к получению профессионал ьного образования и технических специальностей)
Подготовка педагогов к организации и методике преподавания дуального обучения
Педагогическая подготовка наставников через систему дополнительного образования
Отбор групп студентов для дуального обучения
Теоретическое обучение. Учебная практика
Подготовка к конкурсам технического профиля и чемпионату УУогИБкШэ
Беседы на родительских собраниях
Информирование через СМИ и сайт техникума
Родители
Встречи с ведущими специалистами техникума
Дни открытых дверей
Встреч и с работниками кадровой и других служб предприятия
Индивидуальное консул ьти рова н ие специалистами
центра профориентации
Заказ на рабочие кадры
«УКВЗ им. С.М. Кирова» -филиал ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева»
Договор о дуальном обучении
Ученический договор
Участие в реализации дуального обучения
Участие в корректировке учебных программ
Организация производственной практики
Подготовка ученических мест под дуальное обучение
Качественное освоение профессиональных компетенций
Трудоустройство и быстрая адаптация выпускников на рабочих местах
Повышение квалификации педагогов и студентов
Подготовка специалистов под конкретное рабочее место
Результаты
Развитие материально-технической базы
Консолидация ресурсов
Улучшение системы прогнозирования необходимости в рабочих кадрах
Формирование эффективной системы сетевого взаимодействия
Повышение заинтересованное™ предприятия в финансировании
Проведение разноуровневых чемпионатов и конкурсов
Наставничество
Стажировка преподавателей специальных дисциплин и мастеров п/о
Участие в контроле качества подготовки специалистов
при проведении промежуточной и итоговой аттестации
Рис. 2. Конкурентоспособность и востребованность выпускников техникума за счет внедрения дуального обучения
взаимодействия с общеобразовательными учреждениями Усть-Катавского городского округа и градообразующим предприятием «"Усть-Ка-тавский вагоностроительный завод им. С. М. Кирова" — филиал ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр им. М. В. Хруничева"».
Внедрение дуальной формы обучения и организация сетевого взаимодействия позволят решить основную проблему профессионального образования — разрыв между теорией и практикой. Данная модель реализации и управления элементами дуального обучения объединяет непосредственно всех участников процесса (ПО, ОУ, предприятие) и не только позволит в значительной степени повысить профессиональный уровень обучающегося, будет способствовать его дальнейшему трудоустройству по выбранной профессии, но и усилит роль работодателя в образовательном процессе, повысит престиж образовательного учреждения.
Взаимодействие профессиональной организации с предприятием изначально строится, опираясь на заказ необходимых для производства рабочих кадров. Следующим важным этапом работы является профориентация. Совместно с представителями предприятия сотрудники центра профориентационной работы и трудоустройства ведут работу по двум направлениям: непосредственно со школьниками и с родителями, так как решающую роль в выборе подростками трудового пути играют родители. Для них проводятся беседы на родительских собраниях, встречи с ведущими специалистами техникума и предприятия, индивидуальное консультирование с целью выбора профессии и специальности, более подходящей конкретному подростку. Большое значение имеет информирование через СМИ и сайт техникума. Более подробную информацию о специальностях и профессиях, системе дуального обучения, особенностях работы профессиональной организации родители получают на дне открытых дверей. Необходимую консультацию родители могут получить по телефону центра профориентационной работы и трудоустройства или приемной комиссии.
Профориентационная работа со школьниками проводится с учетом их возрастных особенностей. Она охватывает все ступени образования и включает игровые формы совместных мероприятий, экскурсии в музей техникума, учебно-производственные мастерские с проведением мастер-классов по профессиям. В техникуме организуются подготовительные курсы для быстрой адаптации будущих абиту-
риентов, а также проводится индивидуальная работа по изучению профильных предметов. Дни открытых дверей позволяют не только получить всю интересующую информацию, но и в неформальной обстановке пообщаться со студентами и преподавателями техникума. Информирование школьников проводится как традиционным способом (беседы, публикации в СМИ, сайт техникума), так и при помощи различных интернет-ресурсов (индивидуальные сайты преподавателей, форумы, такие как «Подслушано Усть-Катав», открытые группы «Усть-Катавская неделя», «Объявления Усть-Катава»).
Для организации дуального обучения заключаются договоры о сетевом взаимодействии с образовательными учреждениями Усть-Катав-ского городского округа. Для выявления школьников, заинтересованных в дуальном обучении, проводится анкетирование, которое позволяет сформировать группы для получения рабочей профессии школьниками 10-11-х классов на базе Ресурсного центра ГБПОУ «УКИТТ». Теоретическое обучение и учебная практика будут проходить на базе учебно-производственных мастерских техникума, а производственная практика — на предприятии «"УКВЗ им. С. М. Кирова" — филиал ФГУП " ГКНПЦ им. М. В. Хруничева"».
Взаимодействие с образовательными учреждениями и предприятием позволит подготовить школьников к участию в соревнованиях технического профиля, а также в ТишогёЫШ.
С предприятием заключается договор о дуальном обучении, который предусматривает участие в учебном процессе, корректировке учебных программ. Предприятию отводится главная роль в организации производственной практики и наставничества. Для организации дуального обучения организуются ученические рабочие места. Наставники назначаются из числа наиболее квалифицированных специалистов завода, за ними закрепляется мини-группа студентов для передачи производственного опыта.
Представители предприятия принимают участие в контроле качества подготовки специалистов при проведении промежуточной и итоговой аттестации.
На предприятии проводится регулярная стажировка преподавателей специальных дисциплин, руководителей практик и мастеров производственного обучения.
ГБПОУ «УКИТТ» является связующим звеном между образовательными организациями
и предприятием. Педагогический коллектив техникума совместно со специалистами завода проводит корректировку учебных программ, разрабатывает требования к выпускнику системы дуального обучения, проводит подготовку педагогов и наставников от предприятия к организации и методике преподавания через систему обучающих семинаров и дополнительного образования. На базе Ресурсного центра техникума организуются группы школьников для получения профессии по дуальной системе и группы студентов, в рамках специальности получающих рабочую профессию через дуальную систему обучения. После проведения теоретического обучения и учебной практики студенты направляются на предприятие для прохождения производственной практики. В цехах и подразделениях завода на время прохождения производственной практики вводятся штатные единицы и со студентами заключаются трудовые договоры. С лучшими студентами предприятие заключает также ученические договоры, предусматривающие обязательное трудоустройство.
Система дуального обучения позволит более качественно готовить студентов для участия в разноуровневых чемпионатах и конкурсах, в том числе в ^ОгШ8кШ8.
Результатами реализации предложенной модели будут:
1) качественное освоение профессиональных компетенций;
2) трудоустройство и быстрая адаптация выпускников на рабочих местах;
3) повышение квалификации педагогов и студентов;
4) подготовка специалистов под конкретное рабочее место;
5) развитие материально-технической базы;
6) консолидация ресурсов;
7) улучшение системы прогнозирования необходимости в рабочих кадрах;
8) формирование эффективной системы сетевого взаимодействия;
9) повышение заинтересованности предприятия в финансировании;
10) проведение разноуровневых чемпионатов и конкурсов;
11) повышение качества образовательных услуг;
12) профессиональное самоопределение обучающихся;
13) увеличение контингента техникума и повышение его привлекательности для выпускников школ.
Опыт ГБПОУ «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева» (директор Н. А. Пиме-нова)
- Разработанная в ГБПОУ «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева» модель обеспечивает взаимодействие различных систем, от прогнозирования потребностей в рабочих кадрах, профориентации и профессионального самоопределения, эффективной организации производственного обучения до оценки квалификаций, трудоустройства и карьерного лифта. Каждая система влияет на развитие другой, и одна без другой не может существовать.
Для реализации дуальной модели образования нами разработан проект, который отражает основные процессы и определяет пять основных направлений деятельности:
- профориентационная работа и профессиональное самоопределение;
- организация теоретического обучения и практики в соответствии с дуальной моделью;
- создание института наставничества;
- оценка профессиональной квалификации, трудоустройство выпускников и их продвижение в условиях карьерного лифта;
- повышение квалификации педагогов.
Рассмотрим каждое из направлений.
Первое направление. Качественное прогнозирование отраслевых и региональных потребностей является одним из ключевых аспектов дуальной модели образования и позволяет правильно выстраивать соответствующие программы подготовки кадров. С этим процессом тесно связана профориентация, которая по проекту (в соответствии с дуальной моделью) осуществляется совместно с работодателем. В систему профориентационной работы в техникуме вносятся инновационные направления, призванные создать почву для пересечения интересов личности, системы образования, работодателя, государства.
Второе направление. Основополагающей в проекте является организация практики в дуальной системе, где явно выражена ведущая роль предприятия-партнера ПАО «ЧТПЗ». Обучение на рабочем месте должно осуществляться в соответствии с учебным планом, графиком учебного процесса, планом мероприятий по обеспечению образовательного процесса, согласованными с работодателем. При этом наставничество как ключевой элемент всех видов практики должно обеспечиваться механизмами мотивации и стимулирования данной деятельности.
Третье направление. Наставничество в рамках практики призвано обеспечить каждому студенту качественное производственное обучение под руководством квалифицированных специалистов. Причем образ наставника многогранен. Так, ЧТПЗ определяет данную категорию в рамках производственной практики как инструктора, мастера-инструктора и наставника. Однако наставничество следует понимать значительно шире, если речь идет о создании института наставничества. Оно интегрировано в каждый процесс данного проекта, направленного на реализацию дуальной модели образования.
Четвертое направление. Невозможны экспертиза уровня квалификации выпускников и трудоустройство без участия наставников. Эти процессы лежат в основе четвертого направления проекта. В техникуме в рамках проекта создана служба содействия трудоустройству выпускников, что позволит и целенаправленно отслеживать качество подготовки, и способствовать трудоустройству, и проводить монито-
ринг, выявляя сильные и слабые стороны профессиональной подготовки на основе дуальной модели образования.
Пятое направление. Особым направлением выделено повышение квалификации педагогов, участвующих в реализации дуальной модели образования.
Разработана персонифицированная модель повышения квалификации педагогов (обучение наставников), способная полностью удовлетворить потребности дуальной системы.
Созданная нами модель персонифицированного повышения квалификации педагогов техникума отражает весь процесс повышения профессионализма педагогов, от определения исходного уровня квалификации до необходимого в условиях реализации дуальной модели образования. При этом подобная организация повышения квалификации предполагает индивидуальный подбор наиболее эффективных средств и форм обучения для достижения необходимого результата.
Рис. 3. Модель дуального образования в рамках корпоративной образовательной программы «Будущее белой металлургии»
Такое повышение квалификации позволяет осуществлять развитие педагога в контексте непрерывного профессионального образования от стадии профессиональной адаптации до профессионального мастерства. В связи с этим можно отметить, что уровень профессионализма преподавателя или руководителя практики зависит от уровня усвоения им новых знаний, способов деятельности с применением инновационных педагогических технологий, степени устойчивости мотивации в процессе организации дуального образования, а также от положительного отношения к профессиональной деятельности в целом. Кроме того, необходимо учесть, что в процессе повышения квалификации преподавателей в профессиональных организациях уровень развития их профессиональной компетентности напрямую связан с характером его содержания.
Особенностью нашей дуальной модели образования является то, что она в полной мере отвечает стандарту дуального образования Группы ЧТПЗ, отражающему основные и вспомогательные процессы. Так, в системе дуального образования в рамках корпоративной образовательной программы «Будущее белой
металлургии» основной процесс (подготовка квалифицированных кадров для производств Группы ЧТПЗ) — это образовательный процесс, включающий обучение, развитие и воспитание будущих специалистов. Все остальные процессы, отраженные в модели (профориентация, повышение квалификации и т. д.), являются вспомогательными, создающими условия для эффективной реализации дуальной системы.
Опыт ГБПОУ «Аргаяшский аграрный техникум» (директор О. В. Аминева)
— Основным социальным партнером техникума является государственное унитарное предприятие «Продовольственная корпорация Челябинской области». Взаимодействие техникума с данным предприятием — социальным партнером происходит в три этапа (по технологии социального маркетинга).
I этап — формирование образовательного заказа (проведение маркетинговых исследований образовательных услуг, а также организация совместной деятельности с социальными партнерами по профориентации и работе с абитуриентами).
Рис. 4.1 этап — формирование образовательного заказа
II этап — исполнение образовательного заказа (создание условий для качественного образовательного процесса на всех его стадиях до этапа государственной итоговой аттестации, где дается оценка качества профессиональной
подготовки выпускника исходя из требований федерального государственного образовательного стандарта к знаниям, умениям и навыкам на основе организации совместной работы с социальными партнерами).
Потенциал образовательного учреждения Предмет совместной деятельности Потенциал социальных партнеров Потенциал обучающегося/ семьи
Организация образовательного процесса. Учебно-методический комплекс Теоретическое обучение и практика Участие соц. партнеров в образовательном процессе. Организация практики Формирование и совершенствование знаний, умений, навыков 4«4-
Разработка учебной документации на основе стандарта Разработка учебных программ Требования соц. партнеров по формированию востребованных компетенций Построение траектории личного и профессионального роста
Организация аттестации на основе стандарта и требований работодателей Аттестация обучающихся. Государственная итоговая аттестация Мониторинг качества подготовки обучающихся Удовлетворение потребностей в профессиональном и творческом росте
Создание условий для качественного образовательного процесса. Повышение квалификации педагогов Ресурсы финансовые, материально-кадровые, технические. Социальная поддержка Выполнение условий договора о совместной деятельности. Стажировка, соц. пакет Становление социально успешной личности
Рис. 5. II этап — исполнение образовательного заказа
III этап — трудоустройство и адаптация вы- во выпускников и функционирование системы пускника и его карьерный рост (трудоустройст- непрерывного образования).
Рис. 6. III этап — трудоустройство и адаптация молодого специалиста и его карьерный рост
Основные направления, которые можно вы- - выявление потребностей предприятий делить во взаимодействии техникума и работо- в подготовке специалистов, выявление потреб-дателей, таковы: ностей в открытии новых специальностей;
- изучение требований работодателей к качеству подготовки специалистов;
- разработка основных профессиональных образовательных программ с учетом требований работодателей к уровню подготовки выпускника;
- определение содержания основной профессиональной образовательной программы в соответствии с потребностями рынка труда;
- реализация требований работодателей во время проведения теоретического и практического обучения студентов;
- планирование и реализация производственной практики, создание на предприятиях базы для проведения учебной и производственной практик;
- организация стажировок педагогических работников и мастеров производственного обучения на предприятиях;
- профориентационная работа;
- организация совместных социальных и коммерческих проектов (профессиональных конкурсов, конференций, ярмарок, выставок);
- материальное стимулирование студентов, учреждение стипендий для студентов;
- участие работодателей в работе государственных экзаменационных комиссий при проведении государственной итоговой аттестации выпускников техникума;
- трудоустройство выпускников техникума.
Взаимодействие с работодателями происходит не только в процессе обсуждения содержания образовательных программ, их корректировки и рецензирования. Отдельные теоретические занятия проводятся в условиях производства, что воплощает идею практико-ориентированного обучения, заложенную в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения. Специалисты организации-работодателя заинтересованы в привлечении студентов техникума к учебным занятиям. Представители организации представляют мастер-классы, проводят презентации предприятий и организуют экскурсии в ведущие хозяйства района, участвуют в организации и проведении конкурсов профессионального мастерства, недели профессий в техникуме, участвуют в совместных научно-практических конференциях и т. д.
На учебных семинарах, которые проводятся работодателями, студентам разъясняют процессы работы на земле, работы с техникой и посадочным материалом. Например, на семинаре по теме «Посадка, уход и уборка картофеля в условиях учебного хозяйства Аргаяшского аграрного техникума» специалисты предприя-
тия-работодателя познакомили студентов с видами посадочного материала (картофеля), четко разъяснили схему и способы посадки картофеля, методы обработки картофеля в процессе его созревания, ознакомили с видами минеральных удобрений, применяемых при обработке картофеля, а также рассказали о способах уборки картофеля, продемонстрировали виды техники по уходу и уборке картофеля. Летом 2016 г. состоялся практический семинар для педагогов и студентов техникума с привлечением специалистов из других регионов на тему «Современные технологии возделывания картофеля», организаторами которого были ГУП «Продовольственная корпорация Челябинской области», ГБПОУ «Аргаяшский аграрный техникум» и компания ООО «Солана-Агро-Сервис». Десятого августа 2017 г. на учебном хозяйстве ААТ впервые прошел день картофельного поля.
Кроме того, в течение года проводится исследовательская работа с обучающимися: весной при поддержке ГУП «Продкорпорация Челябинской области» и его партнеров на базе техникума организовано производство семенного картофеля (на сортоучастке учхоза ААТ было выращено и заложено на хранение восемь сортов картофеля, новых для Челябинской области). Агрономическое сопровождение проекта осуществляли ученые Самарского аграрного университета и российско-германское предприятие «Солана-Агро-Сервис». Все работы выполнялись студентами техникума под руководством мастеров производственного обучения.
Кроме того, специалисты предприятий привлекаются к промежуточной аттестации студентов — экзаменам (квалификационным) по профессиональным модулям, что является составляющей независимой оценки качества подготовки выпускников. Благодаря тому, что работодатель непосредственно участвует в учебном процессе, в дальнейшем при привлечении его на промежуточную или итоговую аттестацию он уже имеет представление о возможностях студента при выполнении того или иного вида работ. По окончании практики студенты предъявляют дневники прохождения практики и характеристики, благодаря чему работодатель имеет возможность оценить уровень подготовки студента, проявленные им при прохождении практики. Данные документы в обязательном порядке в дальнейшем учитываются при защите выпускной квалификационной работы, на которой присутствует представитель работодателя.
В период государственной итоговой аттестации в состав государственных экзаменаци-
онных комиссий входят представители организаций — социальных партнеров техникума и предприятий, на которых обучающиеся проходят производственную практику, а также работники администрации района.
Еще одним из направлений взаимодействия с работодателем в рамках системы социального устройства является стажировка. Стажировка выступает тем механизмом, который позволяет создать продуктивное образовательное пространство посредством формирования у стажера профессиональных компетенций в условиях реального производства с опорой на современные технические, технологические, экономические и правовые аспекты в контексте актуальных тенденций развития производства.
В процессе стажировки выпускники получают навыки работы на новом высокотехнологичном оборудовании, информацию о технологиях современного производства, изучение которых не предусмотрено федеральными государственными образовательными стандартами по получаемым профессиям и специальностям, но востребованы на рынке труда.
Вторым направлением развития системы стажировок является стажировка уже работающих специалистов. Необходимость этого обусловлена постоянными изменениями в социально-экономической сфере, техническим прогрессом, обновлением нормативной базы.
Прохождение стажировок позволяет создать продуктивное образовательное пространство посредством обучения студентов и слушателей в условиях реального производства с опорой на результаты новейших научных исследований и нормативную базу в контексте актуальных направлений государственной политики.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
1. Администрация техникума устанавливает партнерские отношения с различными предприятиями на основе комплексного подхо-
да. Причем значимость субъектов социального партнерства зависит от того, на каком этапе подготовки будущего специалиста они наиболее востребованы. На предпрофессиональном этапе для техникума важную роль играют связи с общеобразовательными школами. На этапах обучения и трудоустройства повышается роль предприятий и организаций. Взаимодействие с органами власти одинаково важно на всех этапах подготовки будущего специалиста. Практика показывает, что социальное партнерство выступает одним из основных направлений деятельности, важнейшей социальной функцией.
2. Взаимоотношения социальных партнеров выстраиваются на основе договоров о сотрудничестве и других нормативных актов, позволяющих образовательному учреждению подготовить необходимых специалистов, согласовывая с работодателем требования к подготовке выпускника;
3. Социальное партнерство используется для решения различных задач, среди которых наиболее важными являются такие, как организация всех видов практик на предприятиях, трудоустройство выпускников, развитие и укрепление материально-технической базы образовательного учреждения.
В целях совершенствования системы социального партнерства хотелось бы предложить введение следующих элементов:
- государственные субсидии или гранты работодателям, предоставляющим студентам учебных заведений ПОО места для прохождения производственной практики и организующим внутрифирменное обучение собственных сотрудников;
- налоговые льготы предприятиям, активно участвующим в развитии ПОО.
Описанные практики положительно влияют на повышение мотивации студентов к обучению, качества подготовки выпускников техникума, рост профессиональной компетенции педагогов.