Научная статья на тему 'Интеграция теоретической и практической подготовки будущих специалистов — обучающихся техникума'

Интеграция теоретической и практической подготовки будущих специалистов — обучающихся техникума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция теоретической и практической подготовки будущих специалистов — обучающихся техникума»

ванности курса и интересе к нему, решении поставленных в нем задач, предложениях студентов по дополнению и коррекции программы курса. Анализируя ответы, можно с уверенностью утверждать, что спецкурс «Основы планирования профессиональной деятельности» востребован (на это указали 78 % опрошенных), наибольший интерес вызывают практические занятия (81 %% опрошенных), изучение курса помогает решить вопросы профессионального будущего (41 %о опрошенных).

Таким образом, реализация учебной дисциплины «основы планирования профессиональной деятельности» позволяет развивать практические навыки и умения самопрезентации, опти-

мизировать процесс взаимодействия «выпускник — работодатель»; вырабатывать умение определять наиболее эффективные пути, средства и методы достижения успеха в профессиональной деятельности, способствует формированию мотивации к карьерному росту.

1. Демидова Т. П. Психологическое сопровождение профессионально-личностного становления обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : МОДЭК, 2006. — 112 с.

2. Рыбалкина Л. Г. Планирование профессиональной деятельности и карьеры. — М.: Флинта : Наука, 2007. — 300 с.

интеграция теоретической и практической

подготовки будущих специалистов — обучающихся техникума

А. А. Чернякова, мастер производственного обучения ГОУ СПО «Новокузнецкий торгово-экономический техникум» О. Е. Горбанева, педагог дополнительного образования А. Ю. Синкина, преподаватель

А. А. Чернякова

В условиях развития рыночных отношений качество профессионального образования приобрело большое значение. Система подготовки специалистов в современных условиях направлена на выбор эффективной схемы обучения, при которой студенты получают максимальное количество теоретических знаний в сочетании с практическими, что обеспечивает будущему специалисту социальную защищенность и более быструю, успешную адаптацию к условиям профессиональной деятельности.

В процессе организации практического обучения по специальности 100114 Организация обслуживания в общественном питании возникают некоторые проблемы как у студентов, преподавателей, так и у работодателей:

- студенты, переходя на дальнейшее обучение из школы в техникум, не умеют сами организовывать собственную познавательную деятель-

О. Е. Горбанева

А. Ю. Синкина

ность, у них очень часто отсутствуют коммуникативные навыки;

- очень сложно учесть все требования работодателей, которые часто противоречат стандартами;

- во время прохождения практики студентами организаций среднего профессионального образования наблюдается противоречие между содержанием деятельности во время прохождения практики и профилем будущей профессиональной деятельности. В силу различных причин производственного и экономического характера работодатели часто не допускают студен-

тов, проходящих практику, до выполнения функциональных обязанностей, соответствующих требованиям ФГОС, фактическому учебному плану и рабочей программе.

В Новокузнецком торгово-экономическом техникуме имеется положительный опыт решения данной проблемы.

В ходе изучения профессионального модуля ПМ.05 «Выполнение работ по рабочим профессиям: официант, бармен» проводятся лабораторные и практические занятия. Считается, что одной из прогрессивных форм организации учебного процесса является моделирующая технология обучения, поэтому на базе нашего техникума созданы учебный бар и учебное кафе. Учебные бар и кафе максимально приближены к действующему предприятию данного типа. В баре и кафе представлена барная стойка и сервировочные столы, профессиональный инвентарь, барное стекло и посуда.

Учебные бар и кафе позволяют проектировать элементы профессиональной деятельности на рабочем месте, создавать имитацию будущей реальной профессиональной деятельности студента, показать на практике сформированные умения, такие как:

- анализировать карты вин бара;

- анализировать карты коктейлей бара;

- заполнять технологические карты коктейлей;

- разрабатывать технологические карты новых коктейлей;

- подбирать напитки и коктейли к блюдам;

- приготовлять смешанные напитки и коктейли;

- оформлять смешанные напитки и коктейли;

- разрабатывать технологические карты нового напитка;

- учитывать принципы эстетики и дизайна при организации обслуживания;

- самореализоваться, развить творческий потенциал.

Деятельность учебных бара и кафе сочетает практическое и теоретическое обучение студентов, содействует процессу интеграции полученных профессиональных знаний студентов и практической деятельности на рабочем месте, что способствует сформированности профессиональных компетенций, таких как:

- организовывать и проводить процесс обслуживания за барной стойкой;

- организовывать приготовление напитков и коктейлей;

- оценивать свойства готовой продукции с учетом эстетических требований.

В процессе практического обучения в учебном баре студенты приготавливают коктейли из алкогольных и безалкогольных напитков, определяют методы приготовления, подбирают посуду подачи, продумывают украшения коктейлей и проводят дегустацию, чтобы узнать вкусовые качества данного напитка.

Новокузнецкий торгово-экономический техникум уже много лет сотрудничает с Новокузнецкой школой барменов, специалисты которой, имеют большой практический опыт работы, с ведущими барменами и менеджерами известных баров и ресторанов, которые ведут обучение по международным стандартам и методике Всемирной Ассоциации Барменов (I. В.А.) и Бар-менской Ассоциации России (Б. А.Р.).

Специалисты Новокузнецкой школы барменов совместно с преподавателями техникума проводят лабораторные занятия, на которых не только студенты, но и преподаватели узнают о новых тенденциях подачи и приготовления современных коктейлей.

В процессе обучения студенты получают знания о всех видах алкогольной продукции, правилах подачи и хранения, принципах миксоло-гии, флейринга, общения с гостями, а главное — практические умения быстрой работы без суеты, что является отличительной чертой настоящего бармена. Также студенты выполняют творческие задания, разрабатывают новые технологические карты коктейлей, в которых определяют метод приготовления, выбирают посуду подачи коктейля и украшения.

После окончания теоретических и лабораторных занятий в рамках ПМ.05 «Выполнение работ по рабочим профессиям: официант, бармен» студенты проходят учебную практику в объеме 558 часов, или 15,5 недель.

Учебная практика — это практическая часть образовательного процесса, проходящая в организациях в режиме реальной рабочей деятельности.

Для студента учебная практика — неотъемлемая часть учебного процесса, которая помогает ориентации и поиску себя в профессии. Студенты работают на производственных площадках города и области, предприятиях общественного питания: в кафе и ресторанах, барах, ночных клубах.

Практика для студента часто становится отправной точкой в профессиональной карьере. Наиболее распространенная ошибка студентов — это формальное отношение к прохождению практики как к еще одному учебному заданию. Чтобы извлечь из практики максимум пользы, необходимо иметь правильный настрой и по-

нятие того, что это уникальная возможность «прощупать почву» еще во время обучения.

Студенты, выходя на учебную практику, уже имеют достаточно знаний и умений по приготовлению классических коктейлей, составлению технологических карт, подбору посуды, правил подачи, полученных в период теоретических и лабораторных занятий.

Отличительной особенностью студентов специальности 100114 Организация обслуживания в общественном питании является наличие первоначального опыта, что помогает им быстро ориентироваться в реальном рабочем процессе.

В свою очередь практика дает работодателю прекрасную возможность присмотреть себе будущего специалиста и заранее привлечь в компанию ценные молодые кадры.

Наши студенты принимают активное участие в различных профессиональных конкурсах и занимают призовые места («Ресторанный мир», «Молодой бармен»).

Из этого можно сделать вывод, что работа в учебных баре и кафе, сотрудничество с Новокузнецкой школой барменов максимально приближает образовательный процесс к реальным условиям производства.

организация и проведение практических занятии в условиях учебных мастерских и лабораторий

Н. В. Зацепина, заместитель директора по учебно-методической работе ГБОУ СПО «Новокузнецкий техникум строительных технологий и сферы обслуживания» Ю. В. Сметанникова, заместитель директора по учебно-производственной работе З. И. Черноусова, методист ГБУДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования»

Вопрос о повышении эффективности подготовки специалистов в настоящее время приобретает особую актуальность. Профессиональная готовность обучающихся рассматривается как личностное качество и существенная предпосылка эффективной дея-

Н. В. Зацепина

Ю. В. Сметанникова

З. И. Черноусова

тельности специалиста, успешного выполнения своих обязанностей, правильного использования знаний, опыта, помогает быстро адаптироваться к условиям труда, способствует дальнейшему профессиональному совершенствованию.

В Новокузнецком техникуме строительных технологий и сферы обслуживания созданы такие условия для обучения, когда студенты не могут не научиться, педагоги стимулируют их творческие способности, формируют не только знания, умения и навыки, но и активную жизненную позицию. Сохраняя лучшие традиции, педагогический коллектив техникума ищет новые формы и пути подготовки специалистов.

Значительное место в системе подготовки занимают лабораторно-практические занятия. Именно этому вопросу была посвящена консультация «Организация и проведение практических занятий по профессиональному циклу в условиях учебных мастерских и лабораторий». На консультации были представлены основные подходы к организации и проведению лаборатор-но-практических занятий, опыт преподавателей по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на практических занятиях, а преподаватель А. Л. Латынцева показала фрагмент практического занятия по междисди-плинарному курсу «Контроль качества сварных соединений». Содержание выступлений вызва-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.