нятие того, что это уникальная возможность «прощупать почву» еще во время обучения.
Студенты, выходя на учебную практику, уже имеют достаточно знаний и умений по приготовлению классических коктейлей, составлению технологических карт, подбору посуды, правил подачи, полученных в период теоретических и лабораторных занятий.
Отличительной особенностью студентов специальности 100114 Организация обслуживания в общественном питании является наличие первоначального опыта, что помогает им быстро ориентироваться в реальном рабочем процессе.
В свою очередь практика дает работодателю прекрасную возможность присмотреть себе будущего специалиста и заранее привлечь в компанию ценные молодые кадры.
Наши студенты принимают активное участие в различных профессиональных конкурсах и занимают призовые места («Ресторанный мир», «Молодой бармен»).
Из этого можно сделать вывод, что работа в учебных баре и кафе, сотрудничество с Новокузнецкой школой барменов максимально приближает образовательный процесс к реальным условиям производства.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИИ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ И ЛАБОРАТОРИЙ
Н. В. Зацепина, заместитель директора по учебно-методической работе ГБОУ СПО «Новокузнецкий техникум строительных технологий и сферы обслуживания» Ю. В. Сметанникова, заместитель директора по учебно-производственной работе З. И. Черноусова, методист ГБУДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования»
Вопрос о повышении эффективности подготовки специалистов в настоящее время приобретает особую актуальность. Профессиональная готовность обучающихся рассматривается как личностное качество и существенная предпосылка эффективной дея-
Н. В. Зацепина
Ю. В. Сметанникова
З. И. Черноусова
тельности специалиста, успешного выполнения своих обязанностей, правильного использования знаний, опыта, помогает быстро адаптироваться к условиям труда, способствует дальнейшему профессиональному совершенствованию.
В Новокузнецком техникуме строительных технологий и сферы обслуживания созданы такие условия для обучения, когда студенты не могут не научиться, педагоги стимулируют их творческие способности, формируют не только знания, умения и навыки, но и активную жизненную позицию. Сохраняя лучшие традиции, педагогический коллектив техникума ищет новые формы и пути подготовки специалистов.
Значительное место в системе подготовки занимают лабораторно-практические занятия. Именно этому вопросу была посвящена консультация «Организация и проведение практических занятий по профессиональному циклу в условиях учебных мастерских и лабораторий». На консультации были представлены основные подходы к организации и проведению лаборатор-но-практических занятий, опыт преподавателей по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на практических занятиях, а преподаватель А. Л. Латынцева показала фрагмент практического занятия по междисди-плинарному курсу «Контроль качества сварных соединений». Содержание выступлений вызва-
ло у гостей интерес, что подчеркивает актуальность данной темы и требует дальнейшего обмена опытом работы в данном направлении.
Лабораторно-практические занятия относятся к основным видам учебных занятий и являются обязательными. Количество часов на ла-бораторно-практические занятия по отдельной дисциплине определено учебным планом. Перечень тем занятий содержится в рабочей учебной программе дисциплины.
Лабораторные и практические занятия как виды учебных занятий направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений, составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.
Выполнение обучающимися лабораторных работ / практических заданий проводится с целью:
- формирования практических умений в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся, установленными рабочей программой дисциплины / профессионального модуля по конкретным разделам/темам дисциплин или междисциплинарных курсов;
- обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний;
- совершенствования умений применять полученные знания на практике, реализации единства интеллектуальной и практической деятельности;
- развития интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;
- выработки таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива при решении поставленных задач.
Состав заданий для лабораторно-практиче-ского занятия преподаватели планируют с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть качественно выполнены большинством обучающихся.
Содержание практических занятий по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу (МДК) охватывает весь круг профессиональных умений, на формирование которых ориентированы данные дисциплина или МДК, а в совокупности по всем учебным дисциплинам охватывает всю профессиональную деятельность, к которой готовится студент. При планировании лабо-раторно-практических занятий обязательно учитываем, что они имеют разные ведущие дидактические цели.
Практическое занятие — форма учебного занятия, во время которого педагог организует для
студентов анализ отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует навыки и умения их практического применения через индивидуальное исполнение соответственно сформулированных задач.
Лабораторное занятие — форма учебного занятия, на котором под руководством педагога студенты лично проводят натурные или имитационные эксперименты с целью проверки и подтверждения отдельных теоретических положений учебной дисциплины, приобретают практические навыки работы с лабораторным оборудованием, вычислительной техникой.
Практические занятия проводятся в учебных мастерских и лабораториях техникума. Продолжительность занятия — не менее двух академических часов. Выполнению практических работ предшествует проверка знаний обучающихся — их теоретической готовности к выполнению задания. К каждой практической работе составлены и утверждены методические указания по ее выполнению, а также критерии оценивания, учитывающие объем, правильность, рациональность, аккуратность, самостоятельность выполнения заданий.
Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
При проведении работ, носящих частично-поисковый характер, обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, это требует от них самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др. Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что обучающиеся, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания, должны решить новую для них проблему.
При планировании практических занятий стараемся находить оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности. На практических занятиях используются и компетентностно-ориен-тированные задания, которые предназначены для оценивания сформированности общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Компетентностно-ориентированные задания содержат в своей основе учебную или учебно-
профессиональную проблему. Примеры таких заданий:
1) объясните причины (последствия) совершаемых действий;
2) определите последовательность действий в процессе изготовления чего-либо;
3) проанализируйте структуру какого-либо объекта, процесса;
4) сравните предложенные подходы, точки зрения и пр.;
5) выявите принципы, лежащие в организации данной деятельности, процесса;
6) предложите иной (оригинальный) вариант решения проблемы;
7) составьте на основе описания технологическую карту и другие.
Одним из требований ФГОС СПО является выполнение обучающимися практических заданий с использованием персональных компьютеров. В связи с этим в техникуме по всем дисциплинам и МДК составлены практические работы с использованием средств ИКТ. На таких занятиях обучающиеся отрабатывают умения и навыки в программе автоматизации проведения по-
чтово-кассовых операций WinPost (специальность «почтовая связь»), подбирают туры и рассчитывают их стоимость (специальность «гостиничный сервис»), работают в автоматизированной информационной системе «Страхование» (специальность «страховое дело»), выполняют ландшафтные проекты с использованием специализированных программ (специальность «садово-парковое и ландшафтное строительство»), виртуальные лабораторные работы по материаловедению и др.
Использование ИКТ позволяет повысить интерес обучающихся к практическим занятиям, реализовать межпредметные связи, совершенствовать навыки пользования персональным компьютером, формировать соответствующие общие компетенции студентов.
В заключение хотелось бы отметить, что ла-бораторно-практические занятия являются важным этапом в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся, которые получают развитие на учебной и производственной практиках в условиях производства, на предприятиях социальных партнеров.
САМООЦЕНКА - ПУТЬ К УСПЕШНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ И ЛИЧНОСТНОМУ СТАНОВЛЕНИЮ
Т. Н. Гонина, преподаватель ГОУ СПО «Беловский педагогический колледж»
Социальная ориентированность профессии, сопровождение обучающихся в освоении культуры, создание условий для развития у них техник понимания, мышления, действий, рефлексии усиливает многоплановость педагогического дела. В корне меняется и отношение к результатам обучения и, следовательно, к формам и методам их оценки. Если прежде оценка результатов обучения сводилась к оценке уровня знаний, умений и навыков, то в соответствии с новыми образовательными стандартами оценка результатов освоения вида профессиональной деятельности носит комплексный, интегративный характер. Общие компетенции носят надпрофессиональный характер и выражаются через такие качества личности, как самостоятельность, умение принимать ответственные решения, постоянно учиться и обновлять знания, гибко и системно мыслить, осуществлять коммуникативные действия, вести диалог, получать и передавать информацию различными способами. Одно из качеств будущего
специалиста — умение адекватно оценивать качества и свойства своей личности [1, 2].
Уровень сформи-рованности компетенций студентов следует оценивать степенью успешности их соответствующей текущей деятельности. Эта непрерывная оценка должна во многом производиться самими студентами, увлекать и влиять на их деятельность.
Самооценка уровня сформированности компетенций позволяет ответить на вопрос: почему студент проявляет себя именно так и показывает такие результаты? По полученным оценкам мы можем определить величину разрыва между реальным уровнем сформированности компетенции и ожидаемым.