Научная статья на тему 'Практическое обучение в образовательном процессе как способ формирования компетентного и успешного специалиста'

Практическое обучение в образовательном процессе как способ формирования компетентного и успешного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практическое обучение в образовательном процессе как способ формирования компетентного и успешного специалиста»

И. Р. Сафиуллин

Н. Н. Муравлева

ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО И УСПЕШНОГО СПЕЦИАЛИСТА

И. Р. Сафиуллин, преподаватель Осинниковского горнотехнического колледжа

Н. Н. Муравлева, методист

Практическое обучение при подготовке студентов различных специальностей всегда актуально, так как позволяет обучающимся сформировать определенные умения и навыки — измерительные, вычислительные, графические, технологические умения и навыки работы с оборудованием, инструментами, выполнения монтажных, эксплуатационных работ и т. д. Также практическое обучение способствует формированию профессиональных и общих компетенций, закреплению и углублению теоретических знаний по профессиональным модулям и общепрофессиональным дисциплинам.

Практическое обучение обязательно включает в себя учебную и производственную практики, проведение лабораторно-практических занятий на общепрофессиональных дисциплинах и при изучении профессиональных модулей.

В Осинниковском горнотехническом колледже сложились определенные традиции практического обучения студентов, выявились закономерности изменения мотивации обучающихся к деятельности и сложились определенные подходы к проведению лабораторных работ, учебных и производственных практик. Благодаря ежегодным наблюдениям и мониторингу качества обучения студентов были выявлены недостатки предыдущих учебных планов образовательного процесса, скорректированы последовательность изучения учебного материала, проведения учебных и производственных практик, содержание рабочих программ практик и профессиональных модулей, а также были учтены требования работодателей.

Начальной стадией профессионального обучения является учебная практика, задача которой — сформировать у студентов первоначальные профессиональные навыки в рамках модулей основных профессиональных образовательных программ по специальности, научить определенным приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, необходимым для последующего освоения общих и профессиональных компетенций по этой

специальности. Учебная практика проводится в мастерских, лабораториях, на учебных полигонах, в учебных хозяйствах и других подразделениях техникума. Учебные механические мастерские располагаются в отдельном здании, включают в себя учебные цеха (токарный, слесарный, сварочный, столярный) и лаборатории для проведения лабораторно-практических работ по специальности «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Существенным недостатком этих лабораторий и цехов являются физически и морально устаревшие учебные стенды, макеты, оборудование по ремонту и обслуживанию автомобилей. Данная проблема решается постепенно и именно в ходе практического обучения. На учебной практике студенты выполняют работы по темам рабочей программы и собирают учебные стенды, ремонтируют учебные столы, изготавливают детали для наглядных учебных пособий, слесарные инструменты, напильники и т. д.

Практическое обучение также реализуется через кружковую работу. В колледже действуют различные кружки технического творчества — «Автоспец», «Слесарный дизайн» и др. В них студенты готовят учебные наглядные пособия и творческие поделки. На занятиях кружка, как и во время учебной практики, формируются измерительные, графические и технологические умения, навыки по сборке и разборке узлов, механизмов, обработки металла и прочие. В круж-

ках занимаются обучающиеся разных курсов. Как правило, есть постоянные участники, но ведется работа по привлечению менее активных студентов.

В рамках подготовки к областному конкурсу «Преподаватель года — 2016» в колледже был разработан и внедрен педагогический проект киностудии «Своя колея». Студенты — участники киностудии — изготавливали учебное профессиональное видео для обучающихся по специальности «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Во время съемки видеороликов студенты изучали технологические процессы, способы и приемы выполнения различных операций и записывали на видио то, чему научились. Отснятые видеоролики теперь используются на лекционных и практических занятиях профессионального цикла по данной специальности.

Учебно-практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме. Начальные первичные навыки работы с узлами и агрегатами автомобилей обучающиеся приобретают на лабораторных занятиях по профессиональным модулям «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» и «Выполнение работ по рабочей профессии». Занятия состоят из теоретической и практической частей.

В практической части студенты выполняют разборку узлов или механизмов автомобилей, изучают их устройство и принцип работы, производят по необходимости технические измерения, выполняют сборку разобранных узлов и регулировочные работы. В конце занятия отвечают на контрольные вопросы.

Для повышения мотивации студентов при выполнении практической работы используются различные приемы:

— постановка перед обучающимися конкретных задач и вопросов, ответы на которые они могут получить только после разборки изучаемого механизма;

— поиск недостающей или неправильно поставленной детали действующих узлов и агрегатов;

— выполнение замены конкретной детали;

— сборка подразобранного узла и проверка его исправности.

Также студенты старших курсов на лабораторных работах по МДК «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» привлекаются к ремонту узлов действующих двигателей: ремонт узлов системы зажигания, регулировка зазоров и зачистка окисления кон-

тактов, разборка механизма газораспределения для очистки клапанов от нагара, замена изношенных деталей.

В практической части занятия обеспечивается максимальная занятость всех студентов. Практическое задание выдается каждому обучающемуся или микрогруппе. При индивидуальной работе задания между студентами распределяются с учетом их индивидуальных способностей и знаний (быстрота, физическая сила, память, уровень знаний и т. д.). Задания при этом могут выдаваться в форме наряда, как на производстве. Занятия в микрогруппах подходят при ограниченном количестве одинаковых узлов и специализированного инструмента. При ограниченном количестве узлов и агрегатов возможны варианты: заранее вычитыва-ются три-четыре темы лекций, а затем выдаются лабораторные работы. В этом случае студенты делятся на микрогруппы и выполняют лабораторные работы по очереди.

Во время учебной практики происходит закрепление первичных знаний, умений и навыков. Учебная практика планируется после изучения дисциплины «Материаловедение», основных разделов МДК «Устройство автомобилей». В каждом блоке занятий студенты выполняют несколько видов работ. Здесь также используется групповая форма работы.

Основные необходимые навыки и умения по специальности студенты углубляют и закрепляют на производственной практике. Руководители практики (как правило, это преподаватели профессиональных дисциплин) постоянно отслеживают посещаемость студентов и выполнение программы практики ими на производстве, оказывают им консультативную помощь.

Для проверки полученных умений и навыков обучающихся и создания мотивации у них к учебной деятельности ежегодно для студентов 2-4-го курсов специальности «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» проводится внутриколледжная олимпиада.

Студенты, показавшие хорошие результаты на внутренней олимпиаде, принимают участие уже в традиционном внутреколледжном конкурсе профессионального мастерства. В заданиях для этого конкурса создаются реальные производственные ситуации, задания разрабатываются в соответствии с требованиями стандартов WorldSkills (WSR). Здесь важно не только участие обучающихся в конкурсе, а сама подготовка к нему. Подготовка к конкурсу включает себя изучение технологических опе-

раций конкурсный заданий, выполнение работ согласно инструктивным картам и упражнение, т. е. неоднократный повтор сложных операций.

При подготовке участников к областным чемпионатам WSR и конкурсам профессионального мастерства также привлекаются студенты, успешно выступающие на внутренних конкурсах. Эти обучающиеся оказывают помощь будущему участнику при подготовке к конкурсам, сами выполняют конкурсные задания и могут в непредвиденных случаях заменить основного участника. Как правило, подготовка к конкурсам проводится внеурочно, а сами конкурсные задания рассматриваются и подробно разбираются со студентами на аудиторных занятиях, что формирует у них понимание важности изучаемого учебного материала.

Победителям олимпиад и конкурсов профессионального мастерства выдаются поло-

жительные рекомендации и создаются возможности для устройства на работу на крупнейшие предприятия города. Студенты, хорошо зарекомендовавшие себя на производственной практике, продолжают работать на предприятии и в последующем совмещают учебу с работой на производстве и тем самым почти ежедневно отрабатывают свои практические навыки и умения.

Практическое обучение в Осинниковском горнотехническом колледже ведется системно и комплексно: сочетание аудиторных и внеаудиторных занятий, конкурсного движения, образовательных проектов. Такой подход в практическом обучении, когда учебная практика, лабораторные и даже аудиторные работы тесно связаны с производственными ситуациями, приводит к хорошим результатам в подготовке будущих специалистов.

ОБ ИТОГАХ III ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА «ЛУЧШАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Л. Н. Вавилова, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией андрагогики Кузбасского регионального института развития профессионального образования

Конкурс методических служб профессиональных образовательных организаций (ПОО) Кемеровской области стал уже традиционным. Он дает возможность выявить и распространить наиболее интересный, актуальный и результативный опыт методических служб ПОО по непрерывному профессиональному образованию педагогических кадров и методическому сопровождению образовательного процесса в условиях модернизации профессионального образования. Конкурс также направлен на повышение эффективности деятельности методических служб, социально-профессионального статуса методистов, привлечение высокопрофессиональных педагогических работников к методической работе.

На III Областной конкурс «Лучшая методическая служба профессиональной образователь-

ной организации» была представлена 41 конкурсная работа по пяти номинациям, которые ежегодно частично обновляются:

1. Внутрифирменное обучение педагогических работников в условиях внедрения профессионального стандарта педагога.

2. Программа развития методической службы ПОО.

3. Методическое сопровождение конкурсов профессионального мастерства.

4. Представление деятельности методической службы на сайте ПОО.

5. Современный педагогический совет.

Следует отметить методические службы

ПОО, представившие работы по двум номинациям, — Кузнецкий техникум сервиса и дизайна им. Волкова В. А., Кемеровский профессионально-технический техникум, Новокузнецкий техникум строительных технологий и сферы обслуживания, Кемеровский горнотехнический техникум, Тайгинский институт железнодорожного транспорта — филиал Омского государственного университета путей сообщения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.