Научная статья на тему 'Подготовка студентов к предпринимательству'

Подготовка студентов к предпринимательству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов к предпринимательству»

Особое внимание на отделении уделяется организации конкурсной деятельности. На протяжении многих лет преподаватели архитектурного отделения работают со студентами по подготовке проектов к конкурсам разного уровня — от городских до международных. Выполнение каждого курсового и дипломного проекта на реальной основе завершается публичной презентацией и конкурсным отбором, в котором участвуют представители заказчика, руководители архитектурных мастерских и другие заинтересованные лица. Опыт участия студентов в профессиональных конкурсах трудно переоценить. Участие в конкурсах — важная составляющая профессиональной деятельности архитектора. Презентация архитектурно-дизайнерских проектов создает условия для диалога в рамках профессионального сообщества, который необходим архитекторам в виду сложности решения их профессиональных задач. Именно здесь студенты получают необходимый опыт представления проектов, их защиты и оценки со стороны профессионального сообщества и заказчика.

За длительный период сотрудничества нашими заказчиками стали: Администрация г. Новокузнецка, Комитет градостроительства и земельных ресурсов Администрации г. Новокузнецка, администрации районов г. Новокузнецка, Администрация Новокузнецкого района, Новокузнецкий государственный цирк, Компания КАМСС, ЗАО «Кузбасская ярмарка», отделение детской онкологии и гематологии МЛПУ «Детская городская клиническая больница № 4», МАОУ ДОД «ДЮЦ «Орион», Музей Ф. М. Достоевского, музей-заповедник «Кузнецкая крепость», ЗАО «Русский дом», ЗАО «Запсиблифт»,

туристический клуб «Грань» и др. Среди огромного количества выполненных проектов — проекты по благоустройству дворовых пространств города, скверов, аллей, парков, территорий ДК Дзержинского, ДК Маяковского, ДК XIX парт-съезда, территории музея-заповедника «Кузнецкая крепость», территории музея В. М. Достоевского, благоустройству шести поселков Новокузнецкого района, разработка проектов интерьеров администрации, детской городской клинической больницы № 4, детского центра «Орион», проекты снежных городков во всех районах города, проекты въездов в Новокузнецк др.

Создание условий для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся через реализацию в учебном процессе практико-ориентированных проектов и организацию образовательной среды, где возможна реализация модели профессионального архитектурного проектирования является важнейшим направлением работы преподавателей специальности «архитектура». Такой подход направлен на продуктивную самореализацию будущих архитекторов, формирование у них гражданской позиции и социальной ответственности.

Наш опыт показал, что выполнение учебных проектов на основе реальных заказов открывает широкие возможности для организации образовательной среды, где у обучающихся развивается самостоятельность, активность, формируется умение организовать свою деятельность, развивается способность анализировать ситуацию и результаты своей деятельности. Выпускники-архитекторы техникума получают высокую оценку работодателей и успешно строят дальнейшую карьеру.

подготовка студентов к предпринимательству

О. И. Малороссиянова, заведующая лабораторией мониторинга развития системы профессионального образования ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемерово

Согласно данным Министерства экономического развития Российской Федерации, две из пяти российских компаний — малые. Каждый шестой, а с учетом индивидуальных предпринимателей каждый пятый, занятый в экономике, — это работник малого или среднего предприятия. Малый и средний бизнес в стране производит пятую часть валового внутреннего продукта. Вклад малого и среднего предпринимательства в развитие экономики России определяется его гибкостью и мобильностью реагирования на измене-

ния рыночного спроса. Малый бизнес быстрее апробирует инновации. Именно с его развитием связаны надежды на увеличение в социальной структуре страны среднего класса — фундамента социальной стабильности. Малое предприниматель-

ство помогает гражданам, оставшимся без работы, найти новое рабочее место и сохранить уровень доходов.

Стратегическая задача России в развитии малого и среднего предпринимательства до 2020 года, которую ставит правительство в подпрограмме «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2013-2020 годы, состоит в том, чтобы приблизиться по основным показателям к экономически развитым странам. Доля малых и средних компаний во внутреннем валовом продукте должна составлять не менее 40 %, доля занятых в малых и средних компаниях должна приблизиться к 50 %% всего занятого в экономике населения. Программа предусматривает существенное увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, созданных физическими лицами в возрасте до 30 лет, а также количества физических лиц в возрасте до 30 лет, прошедших обучение по образовательным программам, направленным на приобретение навыков ведения бизнеса и создания малых и средних предприятий.

Проблемы подготовки обучающихся в профессиональных образовательных организациях к предпринимательской деятельности стали предметом обсуждения круглого стола, который проходил в Новокузнецком торгово-экономическом техникуме в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Формирование и развитие предпринимательских компетенций молодежи» 12 октября 2016 года. В работе круглого стола приняли участие представители Алтайского края, Новосибирской, Томской, Кемеровской областей. В целях расширения аудитории была организована трансляция мероприятия на сайте техникума.

Новокузнецкий торгово-экономический техникум представил свой опыт развития предпринимательских компетенций у студентов на учебных занятиях и во внеурочной деятельности. Педагогическими находками, позволяющими развивать предпринимательскую активность студентов, обучающихся по специальности «коммерция», в рамках освоения основной программы профессионального образования поделилась Татьяна Александровна Беляева, преподаватель маркетинга. Были отмечены наиболее эффективные приемы педагогического взаимодействия преподавателя и студентов: ролевые игры и мозговой штурм на уроках теоретического обучения, выполнение различных этапов маркетинговых исследований по индивидуальным зада-

ниям в рамках внеаудиторной самостоятельной работы, творческие задания на производственную практику. Преподаватель организовала маркетинг-клуб «Идеи будущего», участники которого разрабатывают самые невероятные, на первый взгляд, проекты по производству товаров для дома и дачи, продуктов питания, услуг для разных групп населения, планируют мероприятия по продвижению товаров и услуг на соответствующем товарном рынке.

В техникуме большое внимание уделяется привлечению студентов всех специальностей к разработке реальных бизнес-проектов. Несколько лет проводится конкурс студенческих бизнес-проектов «Золотая подкова», который уже стал межрегиональным. Об опыте формирования не только знаний и умений, необходимых для предпринимательской деятельности, но и уверенности в себе, готовности принимать решения и брать на себя ответственность за них в процессе подготовки и участия в конкурсе «Золотая подкова» рассказала Татьяна Павловна Гильмулина, начальник отдела по воспитательной работе. Дополнением к ее выступлению стал эмоциональный рассказ выпускника техникума, молодого предпринимателя, лучшего бармена города Станислава Медкова о пройденном пути личностного и профессионального развития, о существенной помощи на этом пути преподавателей техникума и всей творческой атмосферы, увлеченности предпринимательскими идеями, которая царит в техникуме. Рассказ был иллюстрирован яркими фотографиями. Станислав Константинович только в начале своего трудового пути, у него далеко идущие планы, сегодня он участвует в городском проекте поддержки молодежных инициатив «Преврати свой талант в бизнес» с проектом поставки целебного воздуха Горной Шории в Китай. Большое значение в подготовке востребованных на рынке труда специалистов имеет конкурс «Золотая подкова», по мнению Андрея Валерьевича Тутуба-лина, директора по развитию ООО «Сладкий дом и К» г. Новокузнецка, социального партнера техникума, постоянного члена жюри конкурса. Андрей Валерьевич отметил, что конкурс формирует активного гражданина, успешного человека, существенная часть проектов в последствии внедряется в практику как вновь создаваемый самостоятельный бизнес или расширение сферы деятельности уже существующего.

Положительный опыт взаимодействия социальных партнеров и техникума при подготовке студентов к эффективному поведению на рынке труда, в том числе к проявлению предпринима-

- модернизация профобразования

тельской активности, осветила в своем выступлении Елена Иосифовна Зуева, директор МБУ «Комбинат питания» г. Новокузнецка, давний партнер техникума. Елена Иосифовна подчеркнула важность участия студентов уже с первого курса в практической деятельности предприятий общественного питания, в организации обслуживания мероприятий разного уровня, поддержки их конструктивных предложений по улучшению качества обслуживания потребителей, привлечения студентов к разработке рецептур новых блюд.

О деятельности бизнес-клуба «Лидер» в Профессиональном колледже г. Новокузнецка рассказала преподаватель и руководитель клуба Елена Михайловна Осипова. Клуб открыт для студентов всех специальностей, которым интересно анализировать рынки товаров и услуг, находить возможную нишу для своей предпринимательской деятельности, доводить возникшую идею до реального бизнес-проекта. Члены клуба через учебно-исследовательскую деятельность, работу учебных фирм, практический опыт предпринимательской деятельности, участие в конкурсах разного уровня развивают в себе качества, необходимые предпринимателю.

Преподаватели Новокузнецкого строительного техникума Татьяна Александровна Астани-на и Лариса Александровна Сапожникова отметили важность подготовки студентов к предпринимательской деятельности на нынешнем этапе развития российской экономики. Ими разработана серьезная программа обучения предпринимательским умениям в рамках дисциплины «Основы экономики отрасли» для обучающихся по специальности «сварочное производство», в том числе математические модели принятия экономических решений. Проблему преподаватели видят в том, что часов, предусмотренных учебным планом на освоение содержания программы (32 часа), крайне мало. По этому вопросу разгорелась оживленная дискуссия. Не все присутствующие разделили мнение педагогов о необходимости включать в образовательные программы по подготовке студентов к предпринимательству сложные экономические темы, советовали преподавателям требовательно относиться к отбору учебного материала, руководствоваться принципом необходимости и достаточности. В ходе дискуссии было отмечено, что распределение часов в учебном плане является компетенцией образовательной организации и именно внутри образовательной организации принимается решение о том, какие дисциплины, модули, разделы и в каком объеме целесообразно включать в учебный план.

Михаил Константинович Романченко, заместитель директора по научно-методической работе Новосибирского колледжа автосервиса и дорожного хозяйства, высоко оценил опыт, представленный коллегами, и высказал мнение, что формирование готовности к предпринимательству значительно повышает конкурентоспособность выпускников, особенно по некоторым профессиям и специальностям. При подготовке кадров для автомобильного транспорта колледж уделяет особое внимание практико-ориентированности профессионального образования. В течение ряда лет в колледже действует авторемонтная мастерская, в которой обучающиеся под руководством мастеров производственного обучения выполняют реальные заказы населения по обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта. В прошлом учебном году за счет вариативной части в экономические дисциплины был введен раздел «Основы предпринимательства» объемом 24 часа. По окончании учебного года было проведено анкетирование обучающихся, в ходе которого выяснилось, что количество желающих заниматься предпринимательской деятельностью увеличилось в два раза. На основании этого в 2016/17 учебном году в колледже за счет вариативной части программ введена учебная дисциплина «Основы предпринимательства».

Интересный опыт использования технологии развития предпринимательских компетенций обучающихся общеобразовательных школ и профессиональных образовательных организаций MaStEx представил Антон Александрович Тоболкин, заместитель директора по инновациям Академического лицея г. Томска. Программа представляет собой математическую фондовую биржу, которая позволяет выявлять реальные знания обучающихся в экстремальных условиях, формировать стрессоустойчивость и адекватную оценку себя и окружающей действительности.

Участники круглого стола констатировали, что малое предпринимательство является важной составляющей экономики страны. Экономическая маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность делает малый бизнес необходимым в современном постиндустриальном обществе. Для успешного включения в предпринимательскую деятельность, организацию собственного дела необходимы специальные знания и умения, возникает необходимость подготовки обучающихся к предпринимательской деятельности в профессиональных образовательных организациях.

Профессиональные образовательные организации Кемеровской области имеют определенный опыт формирования и развития предпринимательских компетенций обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.

Целесообразно рекомендовать профессиональным образовательным организациям ввести в учебные планы за счет бюджета учебного времени, предусмотренного ФГОС СПО на ва-

риативную часть образовательной программы, профессиональный модуль «Организация предпринимательской деятельности» или учебную дисциплину «Основы предпринимательства» по подготовке студентов к предпринимательству, а также активизировать деятельность по созданию студенческих бизнес-клубов, проведению фестивалей предпринимательских инициатив, конкурсов бизнес-проектов.

сертификация руководящих

и педагогических работников как ресурс развития

профессиональных компетенций

Н. В. Зениткина, заведующая лабораторией аттестации и сертификации работников профессиональных образовательных организаций ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемерово

Современная ситуация характеризуется осознанием высокой значимости не просто человеческого ресурса, а эффективно действующего человека для планирования и осуществления социально-экономических изменений. Развитие системы образования, вынужденной реагировать на вызовы времени, возможно только при условии высокой компетентности педагогических работников. Самые замечательные идеи и начинания в системе образования (а сегодня президент определяет образование как одно из приоритетных направлений развития и модернизации) могут не реализоваться из-за непрофессионализма педагога.

Основу процедуры сертификации, призванной подтвердить уполномоченным органом уровень компетенции и квалификации работника, составляет профессиональный стандарт, в котором систематизированы трудовые функции, выполняемые работниками, и необходимые для этого компетенции, то есть по сути содержится характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Статья 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации законодательно закрепляет понятия квалификации и профессионального стандарта, на которых базируется сертификация.

В условиях введения профессионального стандарта педагога профессионального обучения, профессионального и дополнительного образования усиливается роль сертификации работников профессиональных образовательных

организаций как ресурса развития профессиональных компетенций педагогов. Именно эта процедура призвана оценить готовность педагогов работать в соответствии с требованиями профессионального стандарта, так как есть убеждение в том, что эффективность педагогической, управленческой деятельности не в последнюю очередь зависит от уровня теоретической подготовки педагогов и руководителей, а именно от знания нормативно-правовых основ руководящей и педагогической деятельности; теории и практики менеджмента в сфере образования; управления качеством образования, финансово-экономической и административно-хозяйственной деятельности; психолого-педагогических аспектов образовательной сферы; владения современными образовательными технологиями, средствами и методами обучения, взаимодействия с субъектами социума и пр., то есть знания того, что является содержанием тестовых заданий в ходе компьютерного тестирования при процедуре добровольной сертификации. И при грамотном методическом сопровождении работников, их специальной подготовке, в частности изучении современного законодательства, осмыслении изменений, происходящих в сфере образования, а также с учетом двухлетнего срока

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.