Научная статья на тему 'Студенческий клуб как инструмент профессионального самоопределения'

Студенческий клуб как инструмент профессионального самоопределения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Студенческий клуб как инструмент профессионального самоопределения»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ

нального проекта «Образование». Непрерывное совершенствование учебной материальной базы «Горного полигона» для обучения горных техников и горнорабочих направлено на повышение качества практической подготовки обучающихся, так как обеспечивает отработку профессионально значимых компетенций для будущей самостоятельной деятельности на предприятии.

Одна из задач прохождения практики на «Горном полигоне» - преодоление противоречия между теоретическим обучением и практическим межпредметным характером реальной профессиональной деятельности. Практическая подготовка горного техника или рабочего по одной или нескольким программам подготовки или переподготовки предполагает его готовность к выполнению всех основных профессиональных функций, а не отдельных операций, целостную оценку своей деятельности от начального этапа до ана-

лиза результатов при соблюдении мероприятий по охране труда и технике безопасности.

«Горный полигон» служит для демонстрации работы горного оборудования, отработки на нем приемов и получения практического опыта

управления, изучения технологий горных работ. Кроме того, «Горный полигон» решает важную проблему снижения производственного травматизма за счет моделирования профессиональной деятельности специалистов горного профиля, то есть позволяет безопасно освоить технологии ведения горных работ, формирует необходимые профессиональные компетенции горных техников, подземных горнорабочих и специалистов, проходящих переподготовку и повышение квалификации, включая охрану труда и технику безопасности на рабочем месте, увеличивает их конкурентоспособность в условиях изменчивости рынка.

СТУДЕНЧЕСКИЙ КЛУБ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

А. К. Сиволапова, методист ГОУ СПО «Новокузнецкий торгово-экономический техникум»

Е. В. Иншакова, преподаватель

Высокое качество образования является одним из важнейших факторов обеспечения конкурентоспособности выпускников средних профессиональных учебных заведений.

Повышение требований к качеству подготовки специалистов определяет необходи-Е. В. Иншакова мость целенаправленной деятельности по формированию и развитию профессионально важных качеств.

Профессионально важные качества будущего специалиста -это его индивидуальные особенности, которые способствуют формированию положительного отношения к своей профессии и людям, с которыми приходится работать, стремления к личностному росту, профессиональному совершен- А. К. Сиволапова ствованию.

Профессионально важные качества формируются в ходе учебно-воспитательного процесса

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ

под влиянием внешних условий, которые могут ускорить этот процесс и сделать его более успешным.

Независимо от специализации и характера будущей профессиональной деятельности любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками. Немаловажное значение имеет опыт творческой, исследовательской и самостоятельной деятельности, позволяющий будущему специалисту определить свою позицию по тому или иному профессиональному вопросу, проблеме.

Вопрос о формировании профессиональных качеств выпускников, связанный с современным этапом научно-технического прогресса, является одним из важнейших в системе профессионального образования.

Работодателями обозначено формирование заказа на качество профессионального образования не столько в формате знаний выпускников, сколько в способах профессиональной деятельности: знание новых информационных технологий; наличие широкого кругозора, мобильность в общении; готовность молодых специалистов к командной работе; умение налаживания социальных связей; опыт работы с информацией; сознательная потребность к непрерывному самообразованию

Подготовка конкурентоспособного специалиста, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, обозначена основной социально-образовательной задачей системы среднего профессионального образования.

Решение данной задачи в рамках образовательного учреждения возможно не столько во время учебных занятий, сколько в процессе совместной внеаудиторной деятельности студентов и преподавателей.

В 2011 году в ГОУ СПО НТЭТ под руководством преподавателей учетно-экономических и социальных дисциплин был создан студенческий клуб «Молодой предприниматель», основной целью которого стала подготовка будущих специалистов в сфере ведения малого бизнеса.

Совместная работа студентов и преподавателей позволяет формировать общие и профессиональные компетенции.

Посредством вовлечения в предпринимательскую деятельность студенты получают возможность по-новому оценить свою будущую профессиональную деятельность, увидеть перспективы развития и самосовершенствования в профессиональном плане, а также сферы применения собственных знаний и идей.

Клуб «Молодой предприниматель» - это орган по вопросам организации научно-исследовательской деятельности студентов в области студенческого предпринимательства и вовлечения студентов ГОУ СПО НТЭТ в предпринимательскую среду, а также ее организации и руководства.

Основными целями системы среднего профессионального образования являются подготовка специалистов и создание условий для развития личности в образовательном процессе. Особую актуальность приобретает задача подготовки кадров новой формации в сфере экономики и торговли. Творческий потенциал, профессиональные компетенции личности студентов ГОУ СПО НТЭТ проявляются в ходе разработки бизнес-идей, проектов, презентаций собственных проектов на конкурсах, конференциях и семинарах.

В 2011 году бизнес-проект «Кролиководческая ферма «Кролик Роджер» был удостоен диплома победителя на I Областном конкурсе студенческих бизнес-проектов «Золотая подкова», 2012 г. - стал победителем V Областной студенческой научно-практической конференции «Молодежь и наука: XXI век», «Лучшим студенческим проектом» Областного конкурса «Молодо-зелено».

Сегодня студенты ГОУ СПО НТЭТ работают и над социальными проектами, направленными на улучшение жизнедеятельности жителей города Новокузнецка. В 2013 году социальный проект «Зеленый техникум» был награжден почетной грамотой совета директоров ОУ НПО и СПО Кемеровской области на Областном конкурсе социальных проектов «Профессиональный формат».

Важно, чтобы современное профессиональное образование соответствовало потребностям общества и развивающейся индустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.