Научная статья на тему 'Выполнение производственных проектов при обучении студентов-архитекторов как фактор их успешной профессиональной адаптации'

Выполнение производственных проектов при обучении студентов-архитекторов как фактор их успешной профессиональной адаптации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выполнение производственных проектов при обучении студентов-архитекторов как фактор их успешной профессиональной адаптации»

выполнение производственных проектов

при обучении студентов-архитекторов как фактор

их успешной профессиональной адаптации

М. В. Булычева, преподаватель ГПОУ «Новокузнецкий строительный техникум»

Формирование и развитие общих и профессиональных компетенций при обучении студентов-архитекторов тесно связано с проектной деятельностью.

Основная учебная деятельность на 3-м и 4-м курсах студентов-архитекторов — это выполнение архитектурно-дизайнерских проектов, основанное на знаниях, умениях и практическом опыте, полученных в ходе освоения общепрофессиональных дисциплин, профессиональных модулей и учебных практик.

Архитектурно-дизайнерское проектирование — это сложный творческий процесс, решающий комплекс разнообразных профессиональных задач, требующих освоения сложных профессиональных компетенций. Проектирование включает разнообразные этапы работы, направленные не только на поиск идеи, исполнение чертежей, но и анализ места проектирования, взаимодействие с заказчиком и заинтересованными лицами, представление результатов работы профессиональному сообществу и конкурсный отбор. Процесс учебного проектирования ограничен в реализации перечисленных видов деятельности, что затрудняет профессиональную адаптацию молодых архитекторов в будущем.

Без включения в процесс проектирования внешних ресурсов, таких как реальная площадка проектирования, реальный заказчик проекта, архитектурное экспертное сообщество, процесс проектирования сводится только к поиску идеи, оторванной от целевой аудитории и особенностей места проектирования, разработке чертежей и графической визуализации проектных разработок, а также к защите проекта перед студентами и преподавателями, что ограничивает рамки профессиональной рефлексии.

В течение многих лет организация учебного процесса при разработке архитектурно-дизайнерских проектов направлена на создание усло-

вий для повышения мотивации обучения, получения практических навыков, успешной социализации и продуктивной самореализации студентов.

С начала обучения по специальности «архитектура» преподаватели при организации процесса учебного архитектурного проектирования основывались на личном опыте получения высшего образования, которое исключало возможность реального проектирования: проектировать на реальных площадках, взаимодействовать с заказчиком, представлять свои проекты на суд архитектурного сообщества. Отсутствие опыта практического профессионального архитектурного проектирования создавало трудности с адаптацией к условиям профессии после окончания вуза.

Как руководители первых учебных архитектурных проектов, преподаватели остро чувствовали необходимость приблизить работу к реальной производственной ситуации. Работа только на виртуальных площадках лишала студентов достаточной мотивации, а важнейшие этапы профессионального архитектурного проектирования — взаимодействие с заказчиком, презентация проектов перед профессиональным сообществом, конкурсный отбор — оставались за пределами учебного процесса. Без включения элементов реального проектирования в обучение нельзя было говорить о полноценной подготовке специалиста, готового к успешной профессиональной адаптации и конкуренции на рынке труда.

О необходимости участия студентов-архитекторов в реальном проектировании еще на стадии обучения говорят ведущие специалисты в об-

ласти архитектурного образования. «Сегодня крайне не хватает механизмов адаптации студентов к практической деятельности», — слова Елены Баженовой, заместителя председателя совета по архитектурному образованию и аттестации Союза архитекторов России.

Без выхода на реальные площадки трудно реагировать на изменения в профессиональной практике, современные тенденции и требования в области архитектуры и строительства. А само обсуждение проектов во время их представления профессиональному сообществу дает студенту неоценимые навыки профессиональной рефлексии, возможность отстаивать свои идеи, понимание профессиональной ответственности перед обществом.

Итак, в 2002 году перед преподавателями встала проблема поиска заказчиков для учебных архитектурных проектов. Именно с этого времени началось многолетнее взаимодействие с государственно-частными партнерами. Были подключены личные связи с архитекторами-профессионалами. Первый опыт такого взаимодействия показал свою эффективность. У студентов появился живой интерес к выполнению проектов. Исследовательский компонент расширился и обрел реальные очертания, появилась конкретная целевая аудитория, конкретные объект и участок проектирования, появилась возможность напрямую взаимодействовать с заказчиком и корректировать свои действия. А в результате студент имел возможность представить свой проект авторитетным специалистам-архитекторам и представителям заказчика, которые в свою очередь выбирали лучший проект на специально организованном конкурсе.

Опыт выполнения первых проектов на реальной основе был столь успешным, что заказчики стали сами обращаться на отделение, заключая договоры о взаимном сотрудничестве. О взаимной «выгоде» такого сотрудничества говорит тот факт, что число желающих сотрудничать с каждым годом росло, рос интерес к проектной деятельности студентов-архитекторов, что отразилось на растущем авторитете специальности «архитектура» Новокузнецкого строительного техникума.

Уже в течение 15 лет преподаватели специальности «архитектура» успешно сотрудничают с государственно-частными партнерами, которые являются заказчиками учебных архитектурно-дизайнерских проектов.

На основе многолетнего сотрудничества с государственно-частными партнерами нами отработан алгоритм включения реального проектирования в учебный процесс. Чаще всего это происходит по заказам государственно-частных партнеров, которые предоставляют задание на про-

ектирование реальных объектов, что и составляет в дальнейшем основу учебного проектирования на дисциплинах «Основы архитектурного проектирования», «Интерьер» и выполнения курсовых и дипломных проектов. Студентами выполняется большой объем внеаудиторной самостоятельной работы по предпроектному исследованию, анализу условий проектирования, взаимодействию с заказчиком, корректировке проектных предложений, подготовке презентации проекта и его защите.

Работа над учебными курсовыми и дипломными проектами на реальной основе включает:

1. Организационный этап:

- формирование реестра тем курсового и дипломного проектирования на основе договоров сотрудничества с социальными партнерами и по инициативе студентов, направленных на улучшение благоустройства г. Новокузнецка;

- взаимодействие с заказчиком: встречи с заказчиком, получение технического задания, анализ промежуточных результатов, презентация выполненных проектов заказчику;

- предпроектное исследование: выезд на место проектирования, изучение опорных планов, пофакторный анализ места проектирования; обмеры, фотофиксация, подбор и изучение нормативной литературы, аналогов и прототипов.

2. Технологический этап:

- разработка архитектурно-дизайнерских проектов согласно этапам проектирования: поиск идеи, разработка эскизов, графическая визуализация проектных разработок, разработка пояснительной записки;

- подготовка презентации проекта, защита архитектурно-дизайнерского проекта, конкурсный отбор.

3. Заключительный этап:

- анализ выполненной работы: анализ отношения потребителя (заказчика) к выполненной работе, анализ недостатков, выявление их причин и трудностей, формулировка действий по дальнейшему выполнению проектов с учетом выявленных недостатков.

Таким образом, при работе над курсовыми и дипломными архитектурно-дизайнерскими проектами студенты получают опыт профессионального архитектурного проектирования, начиная от этапа получения задания и взаимодействия с заказчиком и заканчивая участием в презентации проектов профессиональному сообществу и конкурсном отборе лучших из них. В оценке студенческих работ принимают участие представители администрации города и районов, главный архитектор города, руководители ведущих архитектурных мастерских города, представители заказчика и другие заинтересованные лица.

Особое внимание на отделении уделяется организации конкурсной деятельности. На протяжении многих лет преподаватели архитектурного отделения работают со студентами по подготовке проектов к конкурсам разного уровня — от городских до международных. Выполнение каждого курсового и дипломного проекта на реальной основе завершается публичной презентацией и конкурсным отбором, в котором участвуют представители заказчика, руководители архитектурных мастерских и другие заинтересованные лица. Опыт участия студентов в профессиональных конкурсах трудно переоценить. Участие в конкурсах — важная составляющая профессиональной деятельности архитектора. Презентация архитектурно-дизайнерских проектов создает условия для диалога в рамках профессионального сообщества, который необходим архитекторам в виду сложности решения их профессиональных задач. Именно здесь студенты получают необходимый опыт представления проектов, их защиты и оценки со стороны профессионального сообщества и заказчика.

За длительный период сотрудничества нашими заказчиками стали: Администрация г. Новокузнецка, Комитет градостроительства и земельных ресурсов Администрации г. Новокузнецка, администрации районов г. Новокузнецка, Администрация Новокузнецкого района, Новокузнецкий государственный цирк, Компания КАМСС, ЗАО «Кузбасская ярмарка», отделение детской онкологии и гематологии МЛПУ «Детская городская клиническая больница № 4», МАОУ ДОД «ДЮЦ «Орион», Музей Ф. М. Достоевского, музей-заповедник «Кузнецкая крепость», ЗАО «Русский дом», ЗАО «Запсиблифт»,

туристический клуб «Грань» и др. Среди огромного количества выполненных проектов — проекты по благоустройству дворовых пространств города, скверов, аллей, парков, территорий ДК Дзержинского, ДК Маяковского, ДК XIX парт-съезда, территории музея-заповедника «Кузнецкая крепость», территории музея В. М. Достоевского, благоустройству шести поселков Новокузнецкого района, разработка проектов интерьеров администрации, детской городской клинической больницы № 4, детского центра «Орион», проекты снежных городков во всех районах города, проекты въездов в Новокузнецк др.

Создание условий для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся через реализацию в учебном процессе практико-ориентированных проектов и организацию образовательной среды, где возможна реализация модели профессионального архитектурного проектирования является важнейшим направлением работы преподавателей специальности «архитектура». Такой подход направлен на продуктивную самореализацию будущих архитекторов, формирование у них гражданской позиции и социальной ответственности.

Наш опыт показал, что выполнение учебных проектов на основе реальных заказов открывает широкие возможности для организации образовательной среды, где у обучающихся развивается самостоятельность, активность, формируется умение организовать свою деятельность, развивается способность анализировать ситуацию и результаты своей деятельности. Выпускники-архитекторы техникума получают высокую оценку работодателей и успешно строят дальнейшую карьеру.

подготовка студентов к предпринимательству

О. И. Малороссиянова, заведующая лабораторией мониторинга развития системы профессионального образования ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемерово

Согласно данным Министерства экономического развития Российской Федерации, две из пяти российских компаний — малые. Каждый шестой, а с учетом индивидуальных предпринимателей каждый пятый, занятый в экономике, — это работник малого или среднего предприятия. Малый и средний бизнес в стране производит пятую часть валового внутреннего продукта. Вклад малого и среднего предпринимательства в развитие экономики России определяется его гибкостью и мобильностью реагирования на измене-

ния рыночного спроса. Малый бизнес быстрее апробирует инновации. Именно с его развитием связаны надежды на увеличение в социальной структуре страны среднего класса — фундамента социальной стабильности. Малое предприниматель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.